Массаж и гимнастика для детей грудного возраста

Массаж и гимнастика для детей грудного возраста

Массаж и гимнастика для детей от 4 до 6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребёнка наблюдается активный интерес к жизни. В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребёнка, укрепляют его центральную нервную систему. Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.

Техника проведения массажа и гимнастики

Массаж ног, исходное положение – лёжа на спине.

Процедуру начинаем с поглаживаний снизу вверх по всей длине ноги (передней и наружной боковой поверхности) 3-4 раза. Затем переходим к растиранию (подушечками пальцев) 3-4 раза. Потом переходим к щипцеобразному разминанию 3-4 раза. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями. После делаем поочерёдное и одновременное сгибание и разгибание ног. Массаж стоп начинается с поглаживания, после чего необходимо сделать 5-6 растираний. От большого пальца к мизинцу и к пятки рисуем семёрку.

Массаж рук, исходное положение – лёжа на спине.

Данное упражнение способствуют развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приёмов лёгкого поглаживания и кольцевого растирание каждой руки которые повторяют 6 раз. Круговые движения руками. Для его выполнения следует вложить в ладони ребёнка большие пальцы рук, что бы он самостоятельно держался за пальцы массажиста, осторожно развести руки ребёнка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперёд и отпустить. Скрещивание рук на груди. Разводим руки ребёнка в стороны и скрещиваем их на груди, положение рук следует чередовать сначала сверху должна быть левая рука, а затем – правая . Повторить 7 раз.

Массаж спины и ягодиц, исходное положение – лёжа на животе.

Данная процедура заключается в последовательном чередовании поглаживания, растирания, щипцеобразного разминания и поколачивания. В начале процедуры необходимо сделать несколько поглаживающих движений. После следует приступить к растиранию спины и ягодиц ребёнка, которая выполнятся кончиками пальцев 3-4 раза. После растирания необходимо снова сделать несколько поглаживаний. По окончании поглаживания рекомендуется приступить к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирания, разминание следует закончить лёгкими поглаживаниями. В заключение процедуры можно применить приём поколачивания ягодиц (подушечкой указательного пальца).

Поворот со спины на живот, исходное положение – лёжа на спине.

Для выполнения данного упражнения сбоку от ребёнка надо положить его любимую игрушку. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Упражнение повторить по 3 раза в каждую сторону.

«Полёт» на животе, исходное положение – лёжа на животе.

Данное упражнения способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата. Уложить ребёнка на ладони животом вниз так, что бы большие пальцы массажиста находились с боку на нижних рёбрах. Приподнять ребёнка в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в грудь взрослого. Туловище ребёнка должно быть слегка выгнуто.

Массаж живота, исходное положение – лёжа на спине.

Выполняется поглаживание по ходу часовой стрелки 5-7 раз.

Приседания с прогибанием позвоночника, исходное положение лёжа на спине.

Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса. Для его выполнения следует вложить в ладошки ребёнка большие пальцы рук массажиста. Остальными пальцами массажист должен придерживать ребёнка за запястье, немного развести руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, что бы он присел (на 30-40 градусов).

Массаж и гимнастика рекомендуется делать после приёма пищи, через 50-60 минут.

Массаж для детей

Делать массаж здоровому ребенку можно, начиная с возраста 1,5—2 месяцев. Проводить же его можно вплоть до возраста 4-6 лет. Причем, в каждый период развития ребенка он оказывает влияние на разные факторы. Например, детский массаж до года развивает нервную систему, делает работу внутренних органов более слаженной.

detsk massazh

Цены на услуги

Массаж комплексный (дети от 0 до 3 лет) 1 925 руб.

Делать массаж здоровому ребенку можно, начиная с возраста 1,5—2 месяцев. Проводить же его можно вплоть до возраста 4-6 лет. Причем, в каждый период развития ребенка он оказывает влияние на разные факторы. Например, детский массаж до года развивает нервную систему, делает работу внутренних органов более слаженной.

Он также способствует лечению ребенка от большого количества заболеваний, а для здорового малыша это хорошая профилактика и дополнительное укрепление его иммунитета.

Выполняется такой массаж ежедневно, не ранее чем через 40 минут после еды или за 25—30 минут до нее. Не стоит делать массаж перед сном.

Детский развивающий массаж направлен на развитие ребенка, укрепление его здоровья, улучшение деятельности центральной нервной системы. Данная процедура практически идентична классическому массажу, однако все действия массажиста совершаются более нежно и аккуратно.

Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Массаж и гимнастика ребенка проводятся в среднем в течение 6—7 минут.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж следует проводить крайне осторожно, избегая участков с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует, на что и укажет детский специалист медицинского центра, куда Вы ходите с ребенком на массаж.

Показания и противопоказания для назначения массажа

Наши современные познания о влиянии массажа на организм человека выражаются в следующем: массаж вызывает всасывание воспалительных продуктов и действует на нервную и мышечную ткань как раздражитель. Из этого становится ясно, что и показания для назначения массажа распадаются на те случаи, в которых необходимо вызвать рассасывание воспалительных остатков в тканях или улучшить деятельность нервной системы, а также поднять питание мышц.

Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.

Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пищеварения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови, рахите в период обострения.

Массаж грудного ребенка. Массаж детей (ребенка) до 1 года

Массаж ребенка первого года жизни включает в себя следующие основные приемы:

1. Поглаживание. Как правило, служит в качестве подготовительного этапа перед детским медицинским массажем. Прежде всего, совершается для того, чтобы мышцы и нервная система ребенка расслабились.

2. Растирание. Следует совершать кончиками пальцев, движениями по кругу или спирали. Если все делать правильно, то в ткани будет поступать больше крови. Будут развиваться мышцы и сухожилия.

3. Разминание. Положительно влияет на процессы дыхания. Улучшает обращение крови и лимфы.

4. Вибрация. Улучшает обмен веществ в детском организме. До 4-х месяцев рекомендуется выполнять его с помощью потряхивания – разновидности данного приема.

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

Читайте также  Пюре из брокколи для грудничка 4 месяца

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа. Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Оно успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль. Производить поглаживание следует ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Основная задача массажа грудного ребенка – развитие его нервной системы. Делать такой массаж следует очень осторожно. Чтобы детский лечебный и развивающий массаж принес максимальную пользу, ребенок должен испытывать во время процедуры только положительные эмоции.

Массаж ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет

В это время ребенок очень активен. Он делает массу открытий, учится ходить и говорить. Поэтому детский массаж в 3 года в первую очередь должен способствовать его физическому развитию.

Особое внимание следует уделить мышцам ног, спины и живота – они участвуют в процессе ходьбы. Помимо всего прочего в это время особенно полезен массаж детских стоп.

Техника детского массажа и общие рекомендации при выборе детского массажиста

Массажиста можно сравнить с пианистом. Как пианист после основательного изучения музыки способен извлекать из своего инструмента сложные мелодии, так и научно образованный массажист, изучив основные приемы массажа, комбинирует их и производит на больной области наиболее целесообразные движения. Хороший массажист должен иметь мягкие руки с сильными мускулами, должен обладать терпением и выносливостью. Именно таких массажистов Вы найдете для своего малыша в многопрофильном медицинском центре ВиТерра Беляево.

Здесь Вам предложат услуги детских массажистов, которые прошли квалификацию в лучших ортопедических и неврологических клиниках. Для Вас — индивидуальный подход и разнообразные комплексные программы, включающие в себя как классический, так и точечный детский массаж от грудного возраста до 6-7 лет. Наши массажисты выполняют процедуры детского массажа как в клинике, так и на дому. Записаться можно, оставив заявку на нашем сайте или позвонив по телефону: +8(495)6-418-418.

Массаж в детской практике Массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% от веса тела, в то время как у взрослого – около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Из-за несовершенства развития ЦНС движения ребенка в возрасте 1,5 – 2 месяцев беспорядочны. Он не может самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении. Руки и ноги практически не разгибаются и прижаты к телу, пальцы рук сжаты в кулачки (гипертонус мышц сгибателей, проходит к 3 – 4 месяцам).

С рождения младенец наделен двигательными рефлексами, называемыми безусловными. Двигательные рефлексы тесно связаны с врожденными кожными рефлексами. На раздражение различных участков кожи организм ребенка реагирует соответствующими движениями. Например, ступни ребенка прикасаются к опоре и он начинает переставлять ножки, делая движения, похожие на шаги.

Если к стопам лежащего на животе ребенка прикоснуться ладонью, он начинает отталкиваться от нее ножками, стараясь ползти. Эти безусловные рефлексы сохраняются недолго и уже к 3 — 4 месяцам они утрачиваются. На протяжении всей жизни действует спинной рефлекс Галанта, при котором происходит изгибание тела в ответ на поглаживание кожи вдоль позвоночника.

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа. Массаж положительно влияет на эмоции и развитие речи ребенка.

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ а организме ребенка. Поколачивание снижает возбудимость ЦНС, улучшает работу внутренних органов.

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц сгибателей добавляют приемы разминания

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.

Комплексы массажа и гимнастики для детей
методическая разработка на тему

Бякова Татьяна Геннадьевна

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка. Для детей от 1 года до 3 лет разработаны свои 3 комплекса упражнений, способствующих развитию движений ребенка.

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3 мес.).
1. Массаж рук (поглаживание). 2. Массаж ног (поглаживание). 3. Выкладывание на живот — упражнение рефлекторное. 4. Массаж спины (поглаживание). 5. Ползание — упражнение рефлекторное. 6. Массаж живота (поглаживание). 7. Массаж стоп (растирание). 8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное). 9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку — упражнение рефлекторное.

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 мес.).
1. Массаж рук (поглаживание). 2. Скрещивание рук на груди (упражнение пассивное). 3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание). 4. Поворот со спины на живот вправо — упражнение пассивно-активное. 5. Массаж спины (поглаживание и разминание). 6. Положение «пловца» — упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота (поглаживание и растирание). 8. Массаж стоп (растирание и похлопывание). 9. Упражнения для стоп (рефлекторные). 10. Сгибание и разгибание рук («бокс») — упражнение пассивное. 11. Вибрационный массаж грудной клетки. 12. Поворот со спины на живот влево.

Читайте также  Ребенок стал плохо 9 месяцев

Исходное положение для всех упражнений — горизонтальное.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 мес.).
1. Скрещивание рук на груди. 2. Массаж ног. 3. «Скользящие шаги» (имитация велосипедных движений) — упражнение пассивное. 4. Поворот со спины на живот вправо. 5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание). 6. «Парение на животе» — упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота. 8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны — упражнение активное. 9. Массаж стоп. 10. Упражнение для стоп. 11. «Бокс» (сгибание и разгибание рук). 12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно — упражнение пассивное. 13. «Парение» на спине — упражнение рефлекторное. 14. Вибрационный массаж грудной клетки. 15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений — горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 мес.).
1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца. 2. «Скользящие шаги» (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно). 3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку. 4. Массаж спины. 5. Ползание. 6. Массаж живота. 7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны. 8. Круговые движения руками. 9. Поднятие выпрямленных ног — упражнение пассивное. 10. Напряженное выгибание — упражнение активное. 11. Поворот со спины на живот влево. 12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки – упражнение активное. 13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч — упражнение активное.

Исходное положение для всех упражнений — горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое в 8 мес. (овладением сидения без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Пятый комплекс (для детей от 10 мес. до 1 года 2 мес.).
1. «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами. 2. «Скользящие шаги». 3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону. 4. Массаж спины. 5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами. 6. Наклон туловища и выпрямление. 7. Массаж живота. 8. Поднятие выпрямленных ног до палочки. 9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой. 10. Напряженное выгибание. 11. Приседание при поддержке за руки с кольцами. 12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен. 13. Круговые движения руками с кольцами.

Исходное положение для упражнений 3, 4, 7, 8, 9 — горизонтальное. Упражнения 11 и 12 выполняются по речевой инструкции.

Шестой комплекс (для детей от 1 года 2 мес. до 1 года 6 мес.).
1. Сгибание и разгибание рук с кольцами. Выполняется с помощью взрослого; исходное положение — стоя на полу. 2. Поднятие выпрямленных ног до палочки, лежа на полу. 3. Приседание, стоя на полу. 4. Пролезание через обруч; выполняется лежа на животе. 5. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.

Седьмой комплекс (для детей от 1 года 6 мес. до 2 лет).
1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т.п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см. 2. Лежа на полу на спине достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени. 3. Проползти под стул, скамейку, палку, обруч и т.д. (прогнуть спину). 4. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»). 5. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т.п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).

Гимнастика приводится ежедневно, спустя 30-40 мин. после завтрака или сразу после дневного сна. Форма одежды — трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке. Продолжительность занятия 10-12 мин. Для проведения занятия необходимы две веревки или скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т.п.

Восьмой комплекс (для детей от 2 до 3 лет).
1. Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки). 2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени. 3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоту 25-30 см (лежащую на стульчике). 4. Перешагивать через кубики, карандаши, расположенные на расстоянии 20-30 см друг от друга. 5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш. 6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину).

Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 мин. после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 мин. Форма одежды — трусы и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике, при открытой форточке (фрамуге). Для занятий необходимы бельевая веревка или скакалка, палка (длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки, мяч.

Особенности детского массажа первого года жизни

Разсадкина, Т. Ю. Особенности детского массажа первого года жизни / Т. Ю. Разсадкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13261/ (дата обращения: 26.10.2021).

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

Ключевые слова: массаж, приемы, ребенок, развитие, комплексы, гипертонус.

«Здоровье — это драгоценность, и притом, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Это достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы. Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются своего рода фундаментом физического развития.

Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы, следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка. Комплексы ЛФК и массажа должны быть составлены таким образом, чтобы учесть все тонкости психомоторного развития малыша. Комплекс ЛФК включает в себя упражнения, которые базируются на врождённых рефлексах, упражнения активные и такие, которые делают с помощью взрослого (пассивные).

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5–2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25–30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. В светлой, хорошо проветренной комнате, температура воздуха не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Читайте также  Наблюдения в средней группе — интересная познавательная деятельность

Рассмотрим пять основных этапов развития ребёнка:

1. НОВОРОЖДЕННЫЙ ВОЗРАСТ: В первый месяц жизни ребенок называется новорожденным, т. е. этот период длится со дня рождения до месяца. ребёнок адаптируется к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

2. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ: Данный возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.

ОТ 1,5 до 3 МЕСЯЦЕВ

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием, во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает. Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей. Необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

К числу врождённых рефлексов относятся; ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). Важно выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз. У детей до 2,5–3 месяцев имеется ножной рефлекс (феномен ползания). В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже подошвы стопы, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. Рефлекторное упражнение для стоп. При спинном рефлексе Галанта — происходит разгибание мышц позвоночника. Покачивание в позе «эмбриона» благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день (можно использовать надувной мяч большого размера). «Ходьба» — рефлекторное упражнение, при выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы па опору.

Активизация различных ручных умений. Постепенно ребенок учится владеть своими руками, увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Во — время массажа важно акцентировать внимание на каждый пальчик, на отведение большого пальца и ладошку малыша. Разминание пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке — это стимулирует работу речевого центра. Тактильного воздействия на органы осязания дает импульс в моторные центры Брокка и Вернике, которые расположены в головном мозге, что способствует благоприятным условиям для дальнейшего развития речи, а так же мышления, т. к. эти две психические функции взаимосвязаны.

Очень важно поддерживать положительный эмоциональный фон ребёнка во время проведения сеанса массажа. Для этого следует общаться с ребенком, ласково с ним разговаривать, хвалить, что способствуют достижению лучшего результата.

ОТ 3-х ДО 4 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.

Обучение навыкам изменения положения тела, действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза. Можно применять упражнения для нижних конечностей и проводить пассивные движения для рук.

ОТ 4-х ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Массажные приемы должны постепенно усложняться.

Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию. Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально.

Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре), можно включать ритмическую музыку.

ОТ 6 ДО 10 МЕСЯЦЕВ

Если к шести-семи месяцам ребёнок ползает, то это является хорошим показателем его развития. Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать. Благодаря ползанью укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.

Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. Следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать. Все упражнения сопровождаются краткими, отчётливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т. д. Во время гимнастики желательно использовать простейшие предметы (кольца, палочки), яркие музыкальные игрушки.

ОТ 10 МЕСЯЦЕВ до года

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.

Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию- когда малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия, предложите подлезть под невысокий столик, стул и тому подобное, заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребёнка забираться на диван, кресло и так далее, спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время, это игра, игра весёлая и увлекательная, активно участвуйте в ней, придумывая новые задания, станьте сами ребёнком хоть ненадолго. Но первое время ребёнок часто падает, падение — неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов.

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

1. Массаж и гимнастика для детей / Красикова И. С. — М.: Корона-Принт, 2002. — 246 с.;

2. Михайлов В. Основы воспитания здорового ребенка // Книга молодой семьи: Сборник. — Л., 1990. — С. 104–131.

3. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. — М.: Медицина, 1974.

4. Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. — М.: Медицина, 1966.

5. Большой справочник по массажу — Васичкин В. И. — Практическое руководство. Изд. Эксмо, 2004–448 с

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: