Малыш в 3 месяца смотрит телевизор

Портит ли телевизор зрение ребенка

Нагрузки на глаза играют едва ли не основную роль в гармоничном развитии зрительной системы детей.

Большинство специалистов и родителей сходятся во мнении, что одними из основных «врагов» детского зрения и психики сегодня являются телевизор и компьютер.

В этой связи все рекомендации врачей сводятся к ограничению доступа малышей до трех лет к этим небезопасным для их здоровья устройствам, а в идеале и полному его исключению. А начиная с трех лет, общение ребенка с подобной техникой должно быть минимальным и строго дозированным.

Почему смотреть телевизор ребенку небезопасно?

Для лучшего понимания сути подобных ограничений, необходимо знать, как устроена система зрения ребенка и, как глаза детей реагируют на телевизионное и компьютерное изображения.

Во время телевизионных передач, зрительные образы воспринимаются глазами ребенка как световой поток, преломляющийся в оптических средах и проецируемый на сетчатку глаза.

Чтобы разглядеть изображение более отчетливо, ребенок неосознанно напрягает определенные структуры органа зрения, ответственные за четкость зрительного восприятия.

Когда зрительная система ребенка подобной нагрузке подвергается регулярно без соблюдения необходимого режима и малыш долгое время проводит у телевизора, происходит сбой его зрительных функций. Следствием этого может стать активное развитие близорукости.

Кроме того, довольно часто при недостаточном освещении в помещении и яркой подсветке компьютерного монитора или телевизора, у ребенка устают глаза — наступает зрительное утомление. Оно сопровождается покраснением глаз, резью в них и головной болью.

Есть ли выход из ситуации?

Конечно, все вышесказанное способно довольно сильно напугать родителей. Но делать этого не стоит, как не стоит и полностью исключать телевизор из жизни маленького человека. Ведь современный человек должен расти в информационном мире: смотреть познавательные передачи и интересные мультфильмы, читать книги, общаться со сверстниками, играть в компьютерные игры. Но, чтобы обезопасить зрение ребенка, обязательно найти разумный компромисс.

Необходимо запомнить, что детям не достигшим двух лет, смотреть телевизор категорически не рекомендуется, ведь увиденное еще лежит за гранью их понимания, а воспринимаются только яркие красочные картинки на экране.

Именно они и являются причиной переутомления глаз. А кроме того, быстро меняющиеся изображения пагубно влияют на состояние центральной нервной системы ребенка, приводя к его перевозбуждению.

Малышам старше двух лет уже можно разрешать смотреть телевизор, но не более тридцати минут ежедневно. Для детей трех — семи лет, время просмотра телевизионных передач стоит увеличить до одного часа в день. А детям от семи до тринадцати лет, это время нужно увеличить в полтора- два раза (1,5-2 часа в день).

Кроме того, существует несколько общепринятых правил для просмотра ребенком телевизионных программ:

  • Смотреть телевизор обязательно только сидя в удобном положении.
  • Немаловажную роль играет и расположение самого экрана, он должен находиться непосредственно перед ребенком. Нельзя смотреть телевизор сбоку или снизу, поскольку длительное нахождение глаз в подобном состоянии может привести к развитию у ребенка косоглазия.
  • Если время просмотра телевизора ребенком приходится на вечер, в комнате необходимо организовать дополнительное освещение. А днем, желательно прикрывать окна шторами, во избежание появления на экране бликов света, который проникает из не зашторенных окон.
  • Оптимальное расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора должно составлять не менее трех метров, если диагональ экрана не превышает двадцати одного дюйма. Если же экран больше, вне зависимости от того плоский он или плазменный, ребенка стоит отсадить от него еще дальше.

В том числе, не стоит забывать и о компьютере. Так детям до семи лет проводить за монитором больше полутора часов в день, не рекомендуется. А более старшим детям, через каждый час работы необходимо давать глазам отдых на 10-15 минут. В это время, оптимально сделать легкую гимнастику для глаз или просто посмотреть в окно вдаль. Кроме того, при покупке монитора родители должны в обязательном порядке удостоверится, что экран имеет определенное покрытие, которое защитит детское зрение от вредного излучения.

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.

Наши врачи, которые решат Ваши проблемы со зрением:

Фотография врача Фоменко Наталия Ивановна

Главный врач клиники, офтальмолог высшей категории, офтальмохирург. Хирургическое лечение катаракты, глаукомы и других заболеваний глаз.

Фотография врача Яковлева Юлия Валерьевна

Рефракционный хирург, специалист по лазерной коррекции зрения (ЛАСИК, Фемто-ЛАСИК) при близорукости, дальнозоркости и астигматизме.

Фотография врача Гигинеишвили Дареджан Нугзаревна

Врач ретинолог, пециалист по сетчатке глаза, проводит диагностику и лазерное лечение заболеваний сетчатки (дистрофий, разрывов, кровоизлияний).

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону в Москве 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись ФОРМОЙ ОНЛАЙН ЗАПИСИ.

Вредно ли малышу до 3 лет смотреть телевизор и развивающие программы на планшете?

Итак, про телевизор, гаджеты и экраны в целом. Существует очень много доводов против того, чтобы разрешать детям до 3 лет смотреть и пользоваться ими. На картинке указано, почему этого делать не стоит. А я тем временем буду эти доводы раскрывать.

Гаджеты и зрение

Начнём со зрения. И дело не столько в том, что оно «портится», а в том, что вообще формируется неправильно.

Бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами) и острота зрения развиваются где-то до 4 лет. А тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой, полностью развивается годам к девяти.

Глаз учится искать и выделять объекты. Вот только ему это делать нужно в 3Д-пространстве, когда есть все три измерения и объекты трёхмерны, плюс они могут находится в движении. Ситуация, в которой глаз один раз сфокусировался на определённом расстоянии и больше не движется (как происходит во время телепросмотра), очевидно, развитию этих функций не способствует.

Наблюдали ли вы когда-нибудь картину, когда ребёнку (и даже гораздо старше 3 лет) кидают мяч, а он стоит, не двигаясь и вообще не понимает, что происходит, пока мяч в него не попадёт? Одна из причин — увлечение детей экранами, которые плоские, так что зрительные функции не формируются должным образом и ребёнок получает неверное представление о реальности, потому что реальность на экране двухмерна.

А вот чтобы они развивались правильно, важно переключать внимание ребёнка с предметов, которые вблизи, на те, что далеко и наоборот. Так что вместо экранов — прогулки, где можно показать и на небо, и вооон на ту кошечку или машинку, и на жука под ногами и т. д. Ну а дома можно хотя бы в окно посмотреть, а потом на то, что рядом. Это упражнение, кстати, и окулисты советуют, для укрепления глазных мышц.

Кстати, слабость глазных мышц, неспособность расширить зрачки, сказывается затем и на освоении чтения: дети часто теряют строку или не могут понять смысл длинного слова, быстро устают от чтения.

Нарушение пищевых привычек
Далее: нарушение пищевых привычек, которые могут привести в дальнейшем к ожирению. К сожалению, нередкая картина, когда родители, лишь бы накормить ребёнка, сажают его перед телевизором или планшетом.

К сожалению, срабатывает эффект собаки Павлова: ребенок, которого с детства пичкают манной кашей перед телевизором, очень быстро увязывает экран и привычку поглощать пищу вне зависимости от своего желания. И получаем ситуацию, когда ем, не потому, что голоден, а потому, что горит экран. Исследований на эту тему уже много. Кстати, обращали внимание, что значительная часть рекламы, рассчитанной на детей, — это реклама пищевых продуктов?

Проблемы со здоровьем
При злоупотреблении экранами возникают такие проблемы:

— с позвоночником (остеохондроз, сколиоз);
— нарушение кровообращения в шейном отделе, головные боли;
— повреждение связок запястья (даже термин специальный появился, этим заболеванием начинают страдать те, кто слишком много держит в руках смартфоны и планшеты);
— нарушение мелкой моторики (у детей она просто не развивается несмотря на то, что он вроде как тычет пальчиком в экран).

Гаджеты и развитие мозга
Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в три года. Если на этом этапе диапазон возможных действий ребёнка был ограничен, то многие связи в мозгу просто не образуются и его объем остается на 25 — 30% меньшим.

До четырёх лет малыш должен успеть освоить способность стоять прямо, ходить и координировать движения рук. Если этого не произошло, то до 10-летнего возраста ещё можно развить моторику с помощью специальных упражнений, потом эта возможность исчезает.

Нарушения эмоционально-волевого развития
Замечали, как после просмотра телевизора или планшета ребёнок становится возбудимым? И это не просто так. Происходит визуальная и аудиальная перестимуляция, плюс в кровь выбрасываются гормоны стресса — и вот мы уже готовы бежать или сражаться. А вместо этого продолжаем спокойно сидеть в кресле.

Читайте также  Режим дня 6 месячного ребенка и меню

Этот механизм мобилизации тела был разработан природой для исключительных случаев, а тут такой случай происходит раз в несколько секунд. Естественно, организм постепенно перенасыщается этими гормонами, происходит перевозбуждение. И, во-первых, этот стресс организму нужно как-то сбросить, а во-вторых, он становится причиной многих заболеваний.

Кроме того, экраны воздействуют на мозг на низких А-волнах, что делает человека менее критичным и более внушаемым. Когда говорят о зависимости от экранов — это не преувеличение. Во время просмотра мозг выделяет два вещества: эндорфин (природный опиум) и дофамин (который вызывает удовольствие, любовь и привязанность).

Если дофамин вырабатывается постоянно, это становится привычкой. Под их воздействием меняется структура мозга. В Германии и Южной Африке проводились исследования, в результате которых выяснили, что дети до 3 лет в результате постоянного просмотра телевизора становились зависимыми и подверженными любого рода программированию. Опыт многих мам это подтверждает.

Кроме того, происходит задержка эмоционального развития. Вместо лиц дети видят экран, он и становится основным проводником ребёнка в мир. Он диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых нет еще критического отношения к миру. Обучение дошкольников построено на имитации и прямом копировании того, что они видят перед собой. А поведение героев большинства мультфильмов и фильмов, несколько преувеличено, гротескно.

Дети опять же относятся к происходящему некритично, воспринимая многое за чистую монету, даже то, что в реальной жизни невозможно или опасно.

Первая история, привлекшая к этому факту внимание общественности, произошла еще в далеком 1969 году. Мальчик выдавил брату глаз, пытаясь повторить гэг из комедийного шоу. «Когда так делают в телевизоре, никому не бывает больно», — объяснял потом он. Сейчас подобными случаями никого уже не удивишь.

Гаджеты и развитие речи
В наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. Телевизор — «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», так что дети не учатся концентрировать внимание на звуке.

Интересно, что просто звук включенного телевизора тормозит развитие речи ребёнка. Специалисты 2 года наблюдали за 49 малышами в возрасте 1–3 лет, родители которых общались с ними в среднем около 5,5 часов в день.

Во время эксперимента на заднем фоне при общении малышей с родителями были включены телевизионные передачи, которые предназначены для взрослых. Исследователи выяснили, что, несмотря на содержание диалогов и их продолжительность, такое «сопровождение» приводит к замедленному развитию речевых навыков у детей. Причём совершенно неважно, о чём и как долго идёт разговор между ребёнком и родителем. Так что лучше всего во время ваших игр и общения выключать телевизор.

Другой пример: во время другого исследования (ученый из Англии Селия Вард) были получены результаты: у 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития, если они смотрели телевизор или слушали приемники, пластинки, то есть любые электронные девайсы.

Если они продолжали до 3 лет смотреть телевизор, то они отставали в своем развитии на год по речи, наблюдались отклонения в моторном и сенсорном развитии. Если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребёнком, то тогда буквально за 4 месяца ребёнок возвращался к адекватным своему возрасту нормам.

Чтобы ребёнок приобрел человеческую речь ему нужно:

2. Обладать развитым речевым аппаратом.

3. Иметь желание и потребность говорить.

А третий пункт возможен только при живом общении с другим человеком. То есть с нами, взрослыми, в первую очередь.

Несколько слов про «обучающие» программы для планшетов и смартфонов
Производители очень красочно описывают, как развивается ваш малыш, когда играет в эти игры. Но мы же помним, что в этом возрасте ребёнку нужен разнообразный сенсорный опыт — только тогда мозг получает необходимую пищу.

Чем больше внешних стимулов в детстве, тем активнее и формируется мозг. Вот почему так важно, чтобы ребёнок физически, а не виртуально исследовал мир: копался в земле в поисках червяков, вслушивался в незнакомые звуки, ломал предметы, чтобы понять, что внутри, разбирал и безуспешно собирал устройства, играл на музыкальных инструментах, бегал и плавал наперегонки, боялся, восхищался, удивлялся, озадачивался, находил выход из положения, принимал решения…

Именно это нужно растущему мозгу сегодня, как и тысячу лет назад. Ему нужна пища — опыт. Поэтому создавайте правильную среду и условия для развития вашего малыша и тогда телевизор и гаджеты ещё долго не понадобятся. Их время тоже придёт, когда ребёнок будет к этому готов.

Так что просмотр мультфильмов и вообще доступ к экранным технологиям — однозначно после трёх и очень дозированно! Выбирайте мультфильмы с реалистичными сюжетами, добрыми героями, лучше без излишнего экшена. Многие советские мультфильмы, например, попадут под это описание. Но и хорошие современные мультфильмы тоже есть, просто прежде чем показывать, просмотрите их сами.

Влияние компьютера и телевизора на зрение ребенка

Клиника микрохирургии «ГЛАЗ» учреждена учениками Святослава Николаевича Федорова и носит его имя

Немаловажную роль в правильном развитии детской зрительной системы играют зрительные нагрузки.
Большинство родителей и врачей считают, что на сегодняшний день одними из главных «врагов» детской психики и зрения является телевизор и компьютер.
televizor.jpgВо время просмотра телевизора, глаза ребенка воспринимают зрительные образы в качестве светового потока, который преломляются внутри глазного яблока и проектируются на сетчатку глаза.
Для того чтобы отчетливо разглядеть изображение ребенок подвергает напряжению специальные зрительные структуры внутри глаза, которые отвечают за остроту зрения.
Если зрение ребенка подвергается такой нагрузке регулярно, не соблюдается режим, и зрительная нагрузка не соответствует возрасту ребенка, как следствие у ребенка начинает активно развиваться близорукость.
Довольно часто из-за недостаточного освещения в комнате и сильно яркой подсветки монитора компьютера или телевизора глаза ребенка быстро устают, и наступает зрительное утомление, которое сопровождается покраснением глаз, головной болью или резью в глазах.
prevention-myopia.jpgНесмотря на все вышесказанное, не стоит сильно пугаться и полностью исключать телевизор и компьютер из жизни ребенка, поскольку в современном мире ребенок должен расти и развиваться, смотреть интересные и познавательные передачи и мультфильмы, читать книги, играть и общаться со своими сверстниками.
Для того, чтобы обезопасить детское зрение, необходимо просто найти разумный компромисс и руководствоваться определенными правилами.

Всем детям до двух лет категорически не рекомендуется смотреть телевизор, поскольку они совершенно ничего еще не понимают, из того, что увидели и воспринимают всю информацию в качестве ярких и красочных картинок.

А также все это имеет не только прямое отношение к сильной нагрузке на глаза, но и пагубно влияет на центральную нервную систему малыша, что в свою очередь приводит к перевозбуждению ребенка.

Детям старше двухлетнего возраста необходимо разрешать смотреть телевизор не больше тридцати минут в день, детей от трех до семи лет допускать до телевизора не больше чем на один час, а детей от семи до тринадцати лет – на полтора – два часа в день.

Помимо режима просмотра телевизора или использования компьютера, также существует несколько простых правил этого взаимодействия:

distance_ecran.jpg

1. Смотреть телевизор необходимо только в сидячем положении, а также в удобном для ребенка месте.
2. Расположение экрана играет также немаловажную роль, он должен находиться точно перед ребенком. Нельзя допускать, чтобы ребенок смотрел телевизор или на экран компьютера сбоку, поскольку длительное нахождение в таком положении со временем может привести к развитию косоглазия.
3. Если ребенок смотрит телевизор вечером, в комнате необходимо дополнительное освещение, в то время как днем, из-за сильного проникновения света в комнату и бликов на экране телевизора, шторы желательно прикрыть.
4.Зрительное расстояние от ребенка до экрана телевизора должно быть не меньше трех метров, из расчета, что диагональ экрана составляет двадцать один дюйм. Необходимо понимать, что чем больше будет экран, независимо от того плазменный он или плоский, тем дальше от него необходимо усадить ребенка.

5.Также стоит не забывать о том, что детям до семилетнего возраста не рекомендуется проводить за компьютером больше чем полтора часа. А детям постарше необходимо каждый час сидения за компьютером давать отдых глазам (10-15 минут). Желательно также при покупке монитора, удостоверится в том, что экран имеет специальное покрытие, защищающие глаза от излучения.
Для того, чтобы быть уверенным, что компьютер и телевизор не вредит зрению вашего ребенка, необходимо регулярно проходить полную диагностику его зрения в офтальмологической клинике. Вовремя замеченные изменения зрительной системы и назначение должного лечения спасут зрение вашего ребенка и сохранят его на долгие годы.
Необходимо прочесть перед визитом к офтальмологу.

Малыш в 3 месяца смотрит телевизор

Количество времени, проводимого современными детьми за мерцающими экранами телевизоров, планшетов, компьютеров и смартфонов, не может не вызывать у родителей опасений относительно влияния их на глаза ребёнка. Не испортится ли зрение от того, что они постоянно сидят у монитора? Не влияет ли на их юные глазки тлетворное излучение современной техники?

Читайте также  Макароны по флотски детей рецепт

Опасность такая действительно присутствует, и уже довольно многие маленькие дети посадили себе зрение из-за безответственности их родителей. Планшет — хорошая нянька, конечно. Ребёнок сидит перед ним часами, не отводя взгляд и взаимодействует с экраном. Количество различных программ, специально написанных для детей, только усугубляет эту ситуацию, делая планшет ещё более востребованной игрушкой. Но нельзя забывать, что тихий и спокойный ребёнок может потом обойтись вам дорогой ценой.

Каково влияние разных мониторов на зрение ребёнка? Разные мультимедийные девайсы оказывают на зрение разное воздействие. Так, наиболее безопасным на данный момент остаётся телевизор, благодаря тому, что диагональ экрана большая, следовательно, и объекты на нём наиболее крупные, а самого ребёнка можно посадить на почтительном расстоянии от него.

Чуть хуже сказывается на здоровье компьютерный монитор, поскольку работая за ним приходится обычно сидеть перед клавиатурой и мышкой, а сам он поменьше размером. То есть, здесь играют роль два критерия: диагональ и дистанция до экрана.

И смартфон с планшетом оказываются, таким образом, самыми опасными. Не только потому, что в их графике полно мелких деталей, но также ещё и потому, что так трудно проконтролировать правильное расстояние до глаз. Ведь у ребёнка нет понимания необходимости контролировать дистанцию, он вполне может прильнуть к маленькому экранчику буквально вплотную, в естественном стремлении всё разглядеть, и в этом случае влияние монитора на зрение детей, конечно, будем максимально негативным.

влияние экрана смартфона на детей

Что касается вредных излучений, то о них, похоже, можно уже особенно не беспокоиться. Современные мониторы очень мало чего излучают, а их засилье в любом доме, в любой современной квартире, таково, что просто не оставляет каких-либо шансов реально оградить от них собственного ребёнка.

Почему и как следует ограничивать своего ребёнка в пользовании смартфоном, планшетом, компьютером? Первое, что следует уяснить родителям: спокойный и тихий ребёнок — не всегда хорошо. Согласитесь, если его усыпить морфием, он тоже будет спокойным и тихим, но разве найдётся в мире родитель, достаточно безумный, чтобы ради тишины и покоя подсадить ребёнка на тяжёлый наркотик?

А ведь эта ситуация в чём-то похожа на ту, в которой родители успокаивают своего ребёнка планшетами и смартфонами. Даже телевизионные мультики — должны быть строго дозированы для показа ребёнку.

Вы замечали, что мультфильмы для детей всегда такие короткие? Полнометражные мультфильмы снимаются для детей постарше, от пяти-шести лет, что легко понять по сложному сюжету, непростым переживаниям главных героев и поучительному содержанию. А вот мультики для самых маленьких — это просто забавные картинки, призванные развеселить малыша. И такими короткими они делаются потому, что до двух лет ребёнок не способен вообще воспринять мультфильм дольше 15 минут.

После этого его юный мозг перегружается, и он теряет способность воспринимать информацию с экрана. Ваш двухлетний ребёнок, сидящий перед телевизором второй час к ряду на самом деле пребывает в некоем подобии наркоманского угара, в который себя намеренно погружают некоторые безответственные взрослые. Любой детский врач вам уверенно скажет, что ничего хорошего для психики ребёнка такие развлечения не приносят.

И то же самое со смартфоном и планшетом, лишь какое-то непродолжительное время малыш способен играть с ним осознанно, а затем он начинает тыкать в него пальцем в жажде услышать звуки и увидеть сверкающие картинки. Его глаза напрягаются, перестают моргать, глазные яблоки пересыхают от недостатка смачивающих их при моргании жидкостей. В результате у ребёнка начинают болеть глазки, он капризничает, становится нервным, раздражительным, перепады настроения только усиливаются.

влияние экрана смартфона на детей

Итак, вот краткий список рекомендаций относительно того, как сократить вредное влияние мониторов компьютера, планшетника и смартфона на зрение детей:

1. Чем позже — тем лучше. Не будет беды, если вы постараетесь как можно дольше прятать всю эту технику от малышей. Не переживайте, действительно долго это делать у вас не выйдет, если только вы не живёте на необитаемом острове. Но детям до двух лет все эти технологии — не рекомендуются.

2. Чем старше ребёнок — тем больше времени:
— от 3-х до 5-ти лет — 15 минут;
— 6-7 лет — 20-25 минут;
— 8 лет — 40 минут;
— 9-10 лет — не более полутора часа (с обязательными перерывами).

Дальше контролировать ребёнка будет гораздо сложнее, он уже будет достаточно взрослым, чтобы обманывать вас, да и недостаточно на сегодня 1,5 часа в день за компьютером, уже почти вся подготовка к урокам происходит с его помощью. Лучше приучить ребёнка делать регулярные перерывы каждый час и специальную гимнастику. Учить лучше на собственном примере, вам тоже не повредит её делать. Зрение нужно беречь, пока оно есть, а не когда оно уже безнадёжно посажено.

3. Дистанция — это закон. Приучайте детей с самых малых лет правильно работе с любой компьютерной техникой. И здесь не только соблюдение дистанции, но и правильная осанка тоже важна.

4. Смартфоны — не игрушка. Хоть их и пытаются сделать таковыми. Экраны смартфонов очень малы, они дают слишком большую нагрузку на зрение. Уж лучше купите чаду планшет с диагональю в 9,7 — 10,1 сантиметров.

5. Покупайте качественную технику. Дешёвые вещи хороши, если они одноразовые. А вот компьютерная техника должна быть качественной, тогда влияние монитора на зрение ребёнка можно будет свести к минимуму.

Как и когда детям можно смотреть мультики? Отвечают педиатры, офтальмологи и психологи

Одни родители боятся их настолько, что стараются оттянуть момент знакомства ребенка с голубым экраном до совершеннолетия, а другие, наоборот, используют их как панацею от любого вмешательства ребенка в свою жизнь — буквально с пеленок.

Причем мультики в данном случае — собирательная категория, в которую входят любые взаимодействия с экраном: просмотр видео, детских блогеров, образовательных передач и игры на планшете или телефоне.

Решили узнать, так ли страшны мультики (и другие экранные забавы), как их малюют тревожные родители, и так ли они безвредны, как их представляют себе родители, которые «не парятся» из-за того, сколько времени их ребенок проводит перед экраном. Можно ли вообще поступать правильно, когда дело касается мультиков, или ты всегда будешь неправ — хоть с экранами, хоть без? В общем, давайте разбираться.

Что говорят эксперты?

ВОЗ рекомендует детям в возрасте до двух лет воздерживаться от любого взаимодействия с экранами, а детям от двух до пяти проводить за мультиками, видео и играми не более часа в день (чем меньше — тем лучше).

Эти рекомендации поддерживает и Американская Академия педиатрии — правда они разрешают детям в возрасте от полутора до двух пользоваться планшетом или телефоном для того, чтобы пообщаться с родственниками по видеосвязи.

Ограничения Роспотребнадзора еще строже: детям до трех лет телевизор рекомендуют не смотреть вообще, от трех до семи — не более получаса в день, от семи до десяти — 30–50 минут.

Что плохого может произойти, если смотреть в экран слишком долго?

Рекомендации об ограничении экранного времени существуют не для того, чтобы усложнить жизнь родителям маленьких детей, а в силу довольно весомых и обоснованных наукой причин. Вот основные из них:

Гиподинамия

Одна из основных проблем с долгим залипанием в экран, по мнению ВОЗ, заключается в том, что дети, которые проводят много времени перед телевизором, мало двигаются, не развивают свою крупную моторику и привыкают к довольно пассивному образу жизни с ранних лет. В итоге это приводит к детскому ожирению и развитию связанных с ним заболеваний.

Проблемы развития

Дети в возрасте до трех лет развиваются стремительно — они постоянно осваивают новые навыки и развивают новые умения. Им важно общаться с близкими людьми, слушать человеческую речь, получать сенсорный опыт, смотреть по сторонам. Когда они проводят время перед экраном, то лишаются этой возможности.

В период с 1999 по 2011 год было проведено более 50 исследований, которые показали — дети до двух лет не способны понимать, что происходит на экране перед ними, они просто зависают, глядя на разноцветную мигающую картинку, а вот основные знания об окружающем мире они получают только через взаимодействие с ним.

Проблемы со сном

Иногда родители используют мультики как способ успокоить ребенка и даже усыпить его — это может работать в моменте, но в перспективе приведет к беспокойному сну, сложностям с засыпанием и перевозбуждением.

Проблемы с поведением

Нередко родители обращаются к помощи мультиков и мобильных игр для того, чтобы отдохнуть или заняться своими делами — понятное дело, что ни один родитель не может целый день разнообразно развлекать ребенка.

Читайте также  Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе

Однако если дети постоянно либо взаимодействуют со взрослыми, либо смотрят мультики, у них нет возможности научиться играть и развлекаться самостоятельно. Этот важный навык не только помогает родителям получить немного свободного времени, но и играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Кроме того, частые и длительные сеансы просмотра мультиков не дают ребенку научиться саморегуляции и самоуспокоению, им сложнее переключать внимание, находить выход из проблемных ситуаций и решать бытовые задачи.

Проблемы со зрением

За последние пятьдесят лет в разных странах были проведены десятки исследований, которые показали, что качество зрения жителей нашей планеты снижается довольно быстрыми темпами. Причина этого заключается не только в самих экранах, но и в том, как технологии изменили наш образ жизни: мы стали меньше двигаться и больше времени проводить в помещении.

Чем больше времени дети проводят, уткнувшись в маленькие экраны, тем быстрее их глаза привыкают концентрироваться только на тех изображениях, что находятся у них перед носом, и в дальнейшем это приводит к развитию близорукости.

Как правильно организовать экранное время для ребенка?

Если ребенок регулярно проводит много времени перед телевизором или планшетом, это может привести к разным негативным последствиям для его физического, психологического и эмоционального — и это доказанный факт.

Однако это не значит, что теперь вам стоит выкинуть все гаджеты в мусор и запретить ребенку приближаться к экранам — здесь вся хитрость в организации процесса. Рассказываем, о чем важно помнить, когда вы решили показать ребенку мультики или детское познавательное видео.

Соблюдайте временные ограничения

Не случится ничего смертельного, если однажды ваш тоддлер проведет за мультиками целый час вместо рекомендованных 30 минут. Однако важно следить за тем, чтобы это не вошло в привычку.

Установите правила заранее

Вам будет намного проще управлять тем, как и сколько ваш ребенок проводит перед экраном, если все будут заранее знать, какие правила приняты у вас дома. Выберите конкретную часть дня и добавьте в свое расписание просмотр мультиков — например, полчаса перед обедом.

Так ребенок будет знать, когда он сможет увидеть очередную серию «Малышариков», когда надо будет закончить просмотр (когда его позвали обедать), а вы будете знать, сколько времени ежедневно он проводит перед экраном.

Если вам это понадобится, вы сможете без труда увеличить время просмотра — это намного проще, чем сокращать экранное время, которое бесконтрольно увеличилось до космических масштабов.

Смотрите вместе с ребенком

Да, это так себе совет, если вы надеялись сходить в туалет в тишине или пообедать, пока ребенок очарован голубым экраном, однако если у вас есть возможность, то вы можете использовать совместный просмотр мультиков как еще один способ стать ближе к ребенку и превратить то, что он смотрит в по-настоящему развивающий контент.

Объясняйте ребенку непонятные слова, задавайте ему уточняющие вопросы и обсуждайте увиденное после того, как все закончилось — так у вас получится выжать по максимуму даже из самого скучного мультика. Заодно вы научите ребенка не просто бездумно залипать в экран, а думать и анализировать происходящее на нем.

Внимательно отбирайте контент

Далеко не все детские мультики и передачи одинаково полезны (и вообще полезны) — и следить за этим необходимо родителям. Детские психологи отмечают, что для того, чтобы просмотр телевизора не превращался в способ временно «выключить» ребенка, а приносил ему еще какую-то пользу, важно, чтобы ребенок смотрел качественные и познавательные видео, рассчитанные на его возраст.

Сделайте выбор в пользу мультиков и передач, которые вовлекают ребенка в процесс (например, видео, в которых ребенку предлагают отвечать на вопросы или вступать в «диалог» с героями), а также тех, которые демонстрируют позитивное взаимодействие между персонажами — мультики с большим количеством «экшена» вызывают у детей слишком много сильных эмоций и могут провоцировать агрессию.

Подавайте правильный пример

Дети многому учатся, просто наблюдая за своими родителями. Понятное дело, что это не всегда возможно, но все же помните о том, что иногда важно откладывать все свои гаджеты в сторону и проводить время с ребенком, не отвлекаясь ни на что.

Это же касается экранов перед сном или за обеденным столом — обращайтесь с ними так, как вы хотели бы, чтобы ваш ребенок обращался с ними, когда подрастет. Убедитесь, что ваши дети видят родителей не только перед экраном телевизора или телефона, но и за другими занятиями — например, на прогулке, во время занятий спортом или собственных хобби.

Отмените «фоновый режим»

Превратите экранное время в небольшой ритуал — сделайте так, чтобы посмотреть мультики можно было только в определенном месте, в определенное время, за пределами которого экран недоступен. Детям, которые находятся в комнате, где постоянно в фоновом режиме бубнит телевизор, сложнее концентрировать внимание на игре, они чаще отвлекаются и хуже включаются в собственные занятия.

Обратите внимание на то, что маленьким детям все равно, что смотреть — даже если вам кажется, что двухлетку совершенно не должны заинтересовать скучные новости, он все равно будет их смотреть, потому что яркая цветная картинка привлекает его больше, чем все остальное.

Следите за ребенком

Многих родителей пугают мультики, потому что после них ребенок становится «бешеным» и «неуправляемым». Ответ тут один: все дети разные, и в зависимости от темперамента, возраста и времени суток они будут реагировать на разные мультики по-разному.

Для того, чтобы понять, какой формат экранного времени вызывает у вашего ребенка минимальную негативную реакцию, наблюдайте за ним во время просмотра мультфильмов и видео, обращайте внимание на то, как это влияет на его поведение, состояние и сон, и корректируйте расписание экранного времени в зависимости от особенностей именно вашего ребенка.

Чего делать точно не стоит?

Кормить под мультики

Простите, родители малоежек, но несмотря на то, что эта схема кажется рабочей, делать так не стоит. Дети, которых кормят перед экранами, может быть, и быстро сметают все с тарелки, однако при этом у них формируются вредные и даже опасные пищевые привычки.

Дети не чувствуют вкуса еды, не могут оценить степень своего насыщения, не могут понять, нравится им конкретный продукт или нет — это значит, что в будущем им будет сложно прислушиваться к своему организму и питаться интуитивно. Дети, которые привыкли есть за просмотром мультиков, чаще склонны к ожирению и расстройствам пищевого поведения.

Заменять мультиками человеческое общение

Разноцветные мультперсонажи и детские блогеры не заменят ребенку общения с родителями и сверстниками, не помогут ему отработать важные социальные навыки и почувствовать себя важным и нужным.

Также психологи отмечают, что не стоит использовать экранное время как способ отвлечь ребенка от его переживаний — например, если малыш чем-то расстроен, не стоит успокаивать его при помощи любимого мультика — так он не научится проживать и контролировать собственные эмоции.

Заменять мультиками детский сад, бебиситтера, свободную игру

Пандемия вынудила многих родителей работать из дома, причем многим пришлось делать это прямо с детьми. Да и до пандемии многим взрослым приходилось проводить целый день в одной квартире с ребенком и пытаться при этом сделать свои дела.

Каким бы заманчивым ни казался вариант посадить ребенка на целый день перед телевизором, педиатры и психологи рекомендуют так не делать — длительные «марафоны» перед экраном, особенно на регулярной основе, негативно сказываются на здоровье растущего организма. День, проведенный перед экраном, может стать «спасательным кругом» в экстренной ситуации, но точно не должен становиться обыденностью.

Что в итоге?

В современном мире практически невозможно вырастить ребенка в отрыве от мультфильмов, игр, и другого развлекательного контента, да и не надо — запретный плод всегда сладок. После двух лет ребенку можно начинать показывать простые мультики или образовательные передачи, ориентированные на его возраст, однако здесь важно стараться соблюдать рекомендованные ограничения и принимать участие в выборе того, что смотрит ваш ребенок.

Мультфильмы, какими бы образовательными они ни были, не могут стать полноценной заменой окружающего мира или общения с близкими — ваш тоддлер узнает о мире намного больше, ковыряясь палкой в грязной луже, чем за просмотром документалки на BBC — и об этом важно помнить.

Покажите ребенку (в том числе — личным примером), что мультики — это лишь малая часть жизни, в которой много всего интересного и увлекательного. И не вините себя за то, что иногда ребенок смотрит слишком много мультиков — ключевое слово здесь «иногда», большинство негативных эффектов возникает только при регулярном злоупотреблении экранным временем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: