Малыш 8 месяцев не встает на четвереньки

Малыш 8 месяцев не встает на четвереньки

Мой ребенок не ползает на четвереньках

Значение ползания на четвереньках сложно переоценить. Именно в этом положении у ребенка формируются навыки опоры на прямые руки, укрепляются мышцы спины, формируется способность к поочередным движениям конечностей. В результате этого идет активная подготовка к стоянию и ходьбе.

Кто-то может возразить, что есть дети, научившиеся ходить, не умея ползать. Это действительно так, однако, по нашим наблюдениям, процесс освоения ходьбы у таких малышей длится дольше, выше процент ортопедических проблем, связанных с неправильным развитием стоп, тазобедренных суставов и формированием искривлений позвоночника. В итоге, природа все равно берет свое: такие малыши самостоятельно учатся ползать, уже умея ходить. Кроме этого, по последним исследованием детских психологов, у детей, «пропустивших» этап четверенек, могут отмечаться нарушения развития речи и мелкой моторики.

Нельзя не отметить, что в большинстве случаев этап ползания на четвереньках «выпадает» по вине самих родителей. Этому способствует раннее несвоевременное начало сидения (в подушках или с опорой на спинку), стояния (с поддержкой) и ходьбы (в ходунках, подмышки, за обе ручки), частое положение на руках («ручной ребёнок»), редкое нахождение на полу. Положительный тест на тракцию, проводимый врачами (когда при потягивании за ручки ребёнок стремится сесть, а затем и встать), многие родители считают упражнением и сигналом к началу тренировки стояния и ходьбы. Через некоторое (относительно небольшое) время, малыш настолько привыкает к вертикальному положению с опорой на ножки, что позицию «лёжа на животе» начинает воспринимать негативно. Частым итогом такого варианта развития событий становится формирование повышенного тонуса в ногах, выражающегося в постановке стопы «на цыпочки», вальгусном положении стопы (опора на преимущественно внутренние поверхности стоп), чрезмерном выпрямлении ног в коленных суставах. При попытках поставить такого малыша на четвереньки, он будет незамедлительно выпрыгивать на живот, стремясь выпрямить ножки.

Нередко родители мотивируют отказ пускать ребенка на пол тем, что пол холодный, теснотой в квартире, наличием домашних животных. Но ползание на четвереньках – слишком важный этап развития, чтобы им пренебрегать. Позаботьтесь о безопасности малыша, ликвидировав сквозняки, убрав мелкие предметы и всё, что может упасть, заглушив острые углы и розетки. Ежедневно делайте влажную уборку, а после пребывания на полу мойте ребёнку руки.

Ребёнку, умеющему ползать по-пластунски, освоившему все фазы упражнения «змейка» (параграфы 7 и 8), ничто более не мешает самостоятельно научиться вставать на четвереньки, после чего начинается фаза освоения ползания. Для этого существует ряд упражнений, которым родители могут обучать малыша самостоятельно.

9.1. «Полоса препятствий». Поперек пути ползущего по-пластунски малыша кладем диванную подушку, валик, собственную ногу и т.д., стимулируем переползание через препятствие. Каждый раз ребёнок будет вынужден поднимать корпус на прямые руки и подтягивать ноги к животу, поднимаясь на колени.

9.2. «Тачка». Исходное положение – на руках, лицом вперёд. Удерживая ребенка за бедра и грудь, уперев его стопы себе в живот, наклоняем ребёнка, опирая руками на край стола. Вызвав интерес впереди, выставляем одну руку вперед, после чего подталкиваем ребёнка, перенося опору на переднюю руку, стимулируя шаг вперёд второй рукой. Таким образом, делаем несколько шагов.

ImageImageImage

Image

9.3. «Четвереньки». И.П. — на четвереньках. Придерживая руками таз, предотвращая выпрыгивание на живот, с помощью интересного предмета стимулируем развороты приставными шагами по кругу. Ноги при этом в передвижении не участвуют. Привлекая внимание малыша, но, не давая игрушку в руки, добиваемся разворотов сначала на 90, а затем и на 180 градусов в обе стороны.

9.4. «Паучок». Данное упражнение особенно актуально в случае повышенного тонуса в мышцах бёдер. Клинически это выражается в желании выпрямить ноги, выпрыгивая с четверенек на живот.

Исходное положение – на руках, лицом вперёд.

Image

Хватом за голени (все пальцы впереди) подтягиваем поочерёдно обе ноги к животу

Image

Наклоняемся вместе с ребёнком и ставим его на стопы, расположенные чуть шире плеч, параллельно друг другу. Колени при этом широко раздвигаем, грудью и животом толкая корпус ребёнка вперёд, вынуждая малыша опереться на ручки/

Image

Если стопы ребёнка разворачиваются наружу, корректируем их положение мизинцами, ставя их параллельн.

Image

Ставим ручки ребёнка чуть дальше вперёд и переносим руки на бёдра, раздвигая их, большие пальцы вместе с Вашим животом при этом фиксируют поясницу. Если малыш не прикладывает больших усилий, чтобы выпрямить ноги и поднять таз, можно отстраниться, контролируя позицию только с помощью рук.

ImageImage

Заранее положив перед ребёнком игрушки, или, пользуясь помощью помощника, развлекающего ребёнка, стараемся сохранить данную позицию в течение 2-х минут. Если сопротивление ребёнка велико, постепенно увеличиваем время пребывания в «паучке», начиная с комфортных 10-15 секунд. Повторяем упражнение не менее 5-7 раз в день.

Image

При появлении ощущения, что малыш сохраняет положение без помощи, пробуем его отпустить.

5. «Низкий старт». Упражнение используется как для стимуляции ползания, так и в случае, если ребёнок начинает ползать на четвереньках, одновременно подтягивая вперёд обе ноги. Ползание при этом напоминает прыжки.

Исходное положение – стоя на четвереньках.

Image

Поднимая одно из бёдер, ставим ногу на стопу, другую ногу вытягиваем назад/

ImageImageImage

Удерживаем ребёнка в таком положении, стимулируя подъём головы вверх.

Image

Конечной целью данного упражнения является самостоятельная стойка/

Image

По мере того, как малыш привыкает к положению на четвереньках, он начинает с удовольствием раскачиваться вперед-назад. Высокоамплитудные раскачивания — признак скорого начала ползания.

Ползающий на четвереньках малыш обучается этому постепенно. Сначала формируется правильное чередование движений руками и ногами (фазы шага): правая рука – левая нога – левая рука – правая нога. Затем, постепенно нарастает скорость ползания, дистанция и время ползания в течение дня.

Необходимо обратить внимание на принципиально важный момент!

Во время обучения ползанию нужно исключить все искусственно создаваемые вертикальные позиции, связанные с опорой на ноги: ходьба за руки, использование ходунков, прыгунков – всё то, что способствует повышению мышечного тонуса в ногах.

Эффективнее делать упражнения 5-7 раз в день по 5-7 минут, чем 1-2 раза в день по полчаса. При этом ребенок меньше утомляется, и навык скорее формируется.

Если Ваш малыш справился со всеми упражнениями, но не пополз, не торопите его и не переживайте – он сделает это очень скоро.

Ребенок не сидит 8 месяцев

Нередко бывает, что ребенку минуло 7, 8 месяцев, а он все еще не сел, вызывая тем у мамы беспокойство. Попробуем разобраться с причинами этого состояния и, что нужно делать маме, если малыш сам не садится в 8 месяцев.

A mother playing with her 8-months-old daughter.jpg

Причины

Прежде всего маме нельзя паниковать, ведь она и ребенок тесно связаны между собой. Тем более, что чаще всего поводов для беспокойства нет. Ведь все дети разные, каждый имеет свой темп развития. Некоторые малыши быстро осваивают новые навыки, некоторые позже своих сверстников. Кто-то учится сначала ходить, после чего приступает к ползанию и сидению.

Евгений Комаровский, российской педиатр, утверждает, что если ребенок не садится самостоятельно, то до года вообще нет поводов для беспокойств, особенно если он при этом умеет ползать, стоит у опоры. Если кроха самостоятельно не садится, но при этом активен, хорошо растет, его состояние здоровья не вызывает опасения у родителей и врачей, то следует к этому относиться как к его индивидуальному варианту нормы. Чаще всего это состояние вызвано следующими причинами:

Слабая мускулатура. Уделяйте внимание гимнастике, массажу, адекватной физической нагрузке, чтобы мышцы малыша окрепли.

Неподготовленность нервной системы. Мозгу ребенка требуется время, чтобы адаптироваться к вертикальному расположению тела.

Излишний вес. Ребенку, имеющему большой вес, нужно приложить больше усилий, чем его худенькому сверстнику. Его мышечная система испытывает большее напряжение. Помочь малышу можно упражнениями для укрепления мышц.

Заболевания. Если ребенок имеет заболевания, у него отмечается негативная реакция на прививку, то в этом случае силы организм направляет на поддержание жизни, а не на развитие.

Особенности родов и беременности. Развитие у детей с гипоксией, недоношенностью, анемией происходит медленней, чем у здоровых детей. Родителям нужно просто немного подождать, и ребенок сядет.

Врожденные пороки. Обычно эта причина видна в первые месяцы жизни или даже диагностируется до рождения. В этом случае важно регулярное наблюдение у врачей.

Когда ситуация не должна вызывать беспокойства

Родителей не должна пугать ситуация, что ребенок не сидит сам в 8 месяцев, но при этом:

хорошо прибавляет в весе;

удерживает игрушки в руках;

наблюдает за окружением;

реагирует на близких.

В этом случае ситуация не должна вызывать беспокойства. У малыша свой индивидуальный график развития, он научится сидеть после того, как мышцы, позвоночник, мозг будут готовы к этому новому навыку.

Когда требуется консультация врача

Если же ребенок не сидит в 8 месяцев, но при этом по остальным параметрам он не отстает в развитии, то речь идет про его особенность. Если же у него есть серьезные отклонения, то они проявляются не в одном признаке, а в целом комплексе.

недостаточная масса тела, плохая прибавка в весе;

закатывание или, наоборот, выпучивание глаз;

пониженный или через чур повышенный мышечный тонус;

медленно зарастающий родничок;

невозможность решения задач, которые выполняются 4-х месячными малышами.

Заподозрить задержку моторного развития можно по следующим признакам:

ребенок не освоил перевороты с живота на спину и наоборот;

родители ставят малыша на прямую поверхность, он при этом не отталкивается и не прыгает;

нет синдрома оживления;

малыш не гулит, не тянется за предметом, не улыбается, не реагирует на близких;

в положении лежа на животике не способен выпрямить руку, чтобы взять игрушку.

Все эти признаки говорят о том, что требуется консультация невролога и проведение дополнительного обследования.

Что делать родителям, если малыш в 8 месяцев не сидит

Ребенок не сидит 8 месяцев

Нередко у молодых родителей возникает вопрос, нужно ли ребенка учить сидеть. Среди мам встречается две группы женщин:

Одна группа считает, что ничего не стоит делать. Каждый ребенок развивается в соответствии со своей индивидуальностью, все предусмотрено природой.

Другая группа придерживается мнения, что нужно ребенка подсаживать в тот срок, который по медицинской статистике считается наиболее приемлемым.

Американский педиатр Бенджамин Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним» говорит, что ребенок в своем развитии проходит все человеческие этапы. Конечно, существуют возрастные нормы. Но это естественно, что здоровые дети сильно разнятся в своем развитии. Существуют редкие заболевания, которые препятствуют нормальному моторному развитию, но диагноз может поставить только врач. Родители могут ребенку помочь в развитии, но только так, чтобы не нанести ему вред.

Читайте также  Рецепт горохового супа для детей

Прежде всего, если у родителей возникают сомнения, необходимо проконсультироваться с педиатром и неврологом. Если специалисты не выявили отклонений, то ребенок здоров. Самостоятельно определить, что у малыша все хорошо можно понаблюдав за его переворотами. Если он может переворачиваться в обе стороны, подтягивать свои ножки под животик, понимать, где ноги, где руки, то у ребенка гармоничное развитие. Он обязательно сядет, может быть и попозже своих сверстников.

Родителям не стоит стимулировать принятие сидячего положения у ребенка в 8 месяцев. Ведь если он сам не сел, то его мышцы и позвоночник пока не готовы к такому новому положению тела. В этом случае чем позже он примет вертикальное положение, тем лучше. Иначе можно нанести вред. В педиатрии считается, что малышу гораздо полезней ползать, чем сидеть.

Если родителям хочется ускорить развитие ребенка, то правильней его научить ползать. Тренировка ползания происходит благодаря частому выкладыванию крохи на животик. Можно впереди него положить новую привлекательную игрушку, к ступням подставить руку, на которую малыш будет отталкиваться, совершая при этом «ползающие» движения. Это позволяет укрепить мышцы спины. Таким образом позвоночник ребенка готовится к вертикальной нагрузке.

В качестве лечебно-профилактических мероприятий, если малыш не сидит в 8 месяцев, будут полезны:

Массаж. Некомпетентный человек может нанести вред детскому организму. Поэтому, если нет возможности ходить каждый день на массаж, то маме можно посетить одну процедуру, посмотреть, как это делает специалист.

Раннее плавание. Это вид деятельности позволяет укрепить мышцы тела. Если нет возможности посещать специальные группы раннего развития в бассейне, то «бултыхание» во взрослой ванной также принесет пользу.

Гимнастика. Можно заниматься лечебной физкультурой с тренером, можно освоить занятия дома. Для тренировок лучше приобрести фитбол.

Если ребенок еще не сидит, то его нужно правильно держать в вертикальном положении. Одной рукой обязательно придерживать под попой, второй обхватывать под мышками. Это положение не позволяет увеличить нагрузку на позвоночник малыша.

Как понять, что ребенок скоро сядет

Прежде чем малыш сядет, должны подготовиться его мышцы к предстоящей нагрузке. Понять его готовность к новому навыку можно понаблюдав за крохой.

Малыш удерживает голову и плечи более 2 минут.

Опирается на вытянутые руки в положении лежа на животе.

Приподнимает плечи и голову лежа на спине.

Крутится по разным сторонам, переворачивается, способен опираться на локоть.

Что нельзя делать родителям

Родителям нельзя делать тех действий, которые могут нанести вред детскому неокрепшему организму.

Присаживать детей. Чем позже сядет малыш, тем ровней у него будет спина, правильней сформируется осанка. Присаживание дает сильную нагрузку на позвоночник, который к ней не готов. Отсюда и многочисленные проблемы со спиной у детей.

Бенджамин Спок считает, что лучшее, что могут сделать родители – это не помогать ребенку в сидении, первых шагах, стоянии.

Усаживание в подушки. Нередко родители видят, что ребенок пытается присесть, сразу же усаживают его в подушках на диване. Правильней развивать не сидение, а ползание. Именно этот навык укрепляет детский скелет, готовит его к сидению, а впоследствии и к хождению.

Пыгунки. Это приспособление не способствует укреплению двигательного аппарата, как кажется многим родителям. На самом же деле прыгунки являются не самым удачным приобретением. Они опасны для неокрепшей костной системы ребенка.

Мифы и сидении

От бабушек молодым родителям доходят некоторые мифы о сидении, которые по мнению современной педиатрии являются не более, чем заблуждением.

Нельзя девочек подсаживать до полугода, чревато загибом матки. На самом же деле с точки зрения здорового развития позвоночника нет никакой разницы мальчик это или девочка. Ни тех, ни других нельзя подсаживать до 6 месяцев. К гинекологии это не имеет никакого отношения.

Мальчиков можно подсаживать уже в 4 месяца. Это опасное заблуждение, которое увеличивает вероятность заболеваний позвоночника в подростковом возрасте. Особенно страшно подсаживать в столь раннем возрасте пухлых детей. Так как в этом случае увеличивается в разы нагрузка на позвоночник.

Упражнения, укрепляющие спину

Ребенок не сидит 8 месяцев

А. Зоболотний, кандидат психологических наук, С. Щербинина, ассистент кафедры физического воспитания, А. Исаков, ассистент кафедры спортивных дисциплин, в своей работе «Особенности применения физических упражнений в процессе ухода за грудными детьми» говорят, что физическое воспитание грудных детей позволяет более полноценно и результативно воздействовать на развитие ребенка.

Достичь необходимых целей возможно только в сочетании возможностей ребенка и умения родителей. Применение физических методов воздействия требует внимательного подхода со стороны родителей с учетом естественных сил природы. Состав всех физических упражнений должен строиться на основе тех действий, которые ребенок может выполнить самостоятельно во время бодрствования.

Евгений Комаровский говорит, что родителям не нужно учить ребенка сидеть, но вот помочь ему потренировать мускулатуру можно и в домашних условиях. В качестве примера мы приведем некоторые упражнения для укрепления спины.

Ребенок лежит на спине. Родители ему протягивают большой палец, за который хватается малыш и подтягивают на весу ребенка под острым углом. Затем мягко опускают на поверхность.

Ребенок лежит на спине. Родитель подтягивает его правую ножку к левой руке, затем левую ножку к правой руке.

Ребенок находится на руках у взрослого спиной к нему. Взрослый придерживает его внизу живота и наклоняется вместе с ним 6 раз.

Ребенок лежит на животе. Взрослый обе его руки держит на весу. Малыш автоматически будет поднимать голову, тем самым напрягая мышцы спины.

Положите ребенка животом на гимнастический мяч. Задача взрослого придерживать его и наклонять в разные стороны. Сначала малыша придерживаем за спину после того, как он освоится, придерживаем за бедра.

Малыш лежит на фитболе спиной. Взрослый легонько покатывает мяч в стороны.

Положите кроху животиком на фитбол, его руки разведены в стороны. Один взрослый придерживает его руки, другой – держит его за ноги и сгибает их в коленях. Малыш будет рефлекторно сгибать ноги в коленях.

Ребенок лежит на ладонях родителя с ножками, прижатыми к груди взрослого. Тот осторожно приподнимает малыша над кроватью. Кроха вынужден напрягать спину и стараться держаться на весу.

Нередко дети в 8 месяцев не сидят. Задача родителей – не усаживать малыша, а помочь ему укрепить мускулатуру массажем и гимнастическими упражнениями.

Когда ребенок встает на четвереньки

Ползание на четвереньках – очень важный этап в развитии каждого ребенка, который укрепляет мышцы ног, рук и спины. Он подготавливает малыша к ходьбе и помогает в дальнейшем правильно распределить и выдержать нагрузку при вертикальном положении тела. Ползание развивает координацию и интеллект. Кроха осваивает различные движения, учится держать равновесие и ориентироваться в пространстве. Кроме того, ползание положительно влияет на кровоснабжение, работу мозга, психоэмоциональное и умственное развитие.

ползание на четвереньках

За счет ползания детки получают большую свободу при передвижении. Именно передвижение на четвереньках, а не на животе, педиатры называют настоящим полноценным ползанием. Но оба этапа важны в развитии малыша. Часто дети начинают ползать самостоятельно, однако родители могут помочь упростить процесс и быстрее освоить эти навыки.

Когда ребенок встает на четвереньки

Когда ребенок начинает вставать и ползать на четвереньках, зависит от индивидуальных особенностей и развития каждого малыша. Чем подвижнее и активнее младенец, тем быстрее он осваивает новые движения. Малыши с избыточным весом и недоношенные детки начинают ползать и ходить позднее.

Как правило, в шесть месяцев дети уже вовсю ползают на животике, взад и вперед или вбок. К 7-8 месяцам малыши начинают вставать на четвереньки и ползать. В любом случае пропускать этот период нельзя, так как он очень важен в развитии ребенка. Иначе могут появиться серьезные проблемы в работе мышц и позвоночника, неправильная осанка и искривление. Кроме того, у ребенка даже могут возникнуть травмы в связках спины и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Многие дети самостоятельно осваивают ползание. Однако если малыш не хочет делать этого сам, можно ему помочь. Подготовительным этапом к ползанию является выкладывание крохи на животик. Выкладывать новорожденного начинают сразу после заживления пупочной ранки в 2-4 недели с момента рождения. Сначала кроху выкладывают на обычную твердую поверхность (например, на пеленальный столик). В три месяца грудничка начинают выкладывать на специальный коврик или даже пол. Пол в данном случае должен быть гладким и ровным, сухим и теплым, чистым и безопасным!

выкладывание на живот грудничка

Выкладывание на животик поможет малышу скорее начать ползать и вставать на четвереньки, поднимать и удерживать головку. Кроме того, этот процесс укрепляет мышцы шеи, плеч и спины. Он предотвращает деформацию черепа сзади и возникновение пупочной грыжи, уменьшает колики и налаживает пищеварение, развивает хватательный рефлекс. Как правильно выкладывать грудничка на животик, читайте здесь. А мы рассмотрим, как научить ребенка вставать на четвереньки.

Как помочь малышу встать на четвереньки

Когда дети начали ползать по-пластунски, расставляйте по комнате различные препятствия в виде мягких игрушек или подушек. Сядьте в другом конце комнаты и мотивируйте его к ползанию с помощью интересной вещи или зовите к себе. Преодоление препятствий научит малыша скорее ползать на четвереньках. Кроме того, это развивает выносливость, моторику и зрительные навыки, расширяет кругозор.

Вы также можете использовать следующие полезные упражнения и советы:

  • Когда грудничок лежит на животе, расставьте вокруг интересные яркие игрушки или предметы. Детки будут стараться подползти и достать заветную вещь. Если игрушка не вызывает интереса, сначала дайте потрогать ее малышу, а затем отодвиньте и оставьте на некотором расстоянии от крохи;
  • Выкладывайте ребенка на твердую поверхность животиком вниз. Подвесьте над ним игрушку или интересный предмет. Он будет тянуться одной рукой к вещи и стараться приподниматься на другой;
  • Уже к 6-7 месяцам кроха начнет приподниматься на одной, а затем и на двух руках. Уже после месяца с малышом можно начинать проводить гимнастику и легкий массаж. Это обеспечит гармоничное полноценное физическое, психическое и эмоциональное развитие грудничка; – универсальные занятия, которые подойдут каждому малышу. Обычные покачивания на мяче прекрасно укрепляют мышцы живота и спины, окажут положительное воздействие на физическое развитие младенца;
  • Покажите малышу, как вставать и ползать на четвереньках на собственном примере или примере другого ребенка, который уже умеет ползать;

папа учит малыша ползать

  • Полотенце, которое лежит под малышом, можно осторожно приподнять за оба конца так, чтобы он мог передвигаться, но при этом не чувствовал тяжести веса. Это поможет преодолеть силу притяжения;
  • Подложите под малыша, который лежит на животе, маленькую подушку или валик. Покачайте кроху на валике так, чтобы он делал упор то на ноги, то на руки;
  • Очень полезное упражнение, когда один человек располагается перед ребенком, берет правую руку младенца и перемещает вперед, в это же время второй перемещает вперед правую ногу. Затем, наоборот;
  • Когда ребенок, лежит на животе, сядьте рядом с ним и вытяните одну ногу. Малыша кладут поперек так, чтобы он стоял над ногой на четвереньках;
  • Когда кроха лежит на животике, положите под грудь свернутое одеяло или махровое полотенце. Рядом разложите игрушки или яркие вещи. Это упражнение научит младенца действовать сразу обеими руками. Кроме того оно развивает вестибулярный аппарат и координацию движений.
Читайте также  Сумамед ребенок 3 месяца

малыш ползет за игрушкой

Выбирайте свободную одежду, которая не стеснит движения и позволит без проблем ползать малышу. Не используйте манеж и ходунки, так как это замедляет развитие малыша, сильно ограничивает пространство и кругозор.

Создайте комфортные и безопасные условия, освободите как можно больше пространства. Застелите полы пледом или ковром, уберите опасные предметы, закройте мебельные углы. Поверхность, на которую выкладывают или усаживают ребенка, должна быть средней твердости, ровная, гладкая и теплая. В любом случае не оставляйте грудничка одного без присмотра!

Не ползает на четвереньках и не сидит

Доктор Биттерлих Леонид Ростиславович

Воспользуйтесь этой главой из моей книги «Л. Биттерлих. Как проверить и улучшить развитие своего ребенка».

Из-за издержек копирования на сайт глава представлена без правильного форматирования, выделений разным шрифтом и цветом, без картинок. Поэтому удобнее было бы сразу скачать всю книгу, комфортную для Вашего использования. Она будет необходима Вам до шести лет, чтобы ребенок был готов идти в школу. Скачать книгу нужно по ссылке:

Рис. 23. Тест. 75 процентов посаженных детей в возрасте 7 мес. Сидят самостоятельно не менее 30 секунд. Руки свободны. Часть детей в положении сидя может уже немного поворачиваться в стороны, ротируя позвоночник, чтобы взять игрушку. Может наклоняться вперед и в стороны. В позе сидя сформирован поясничный лордоз (прогиб в позвоночнике в области поясницы – можете увидеть на себе). Пока ребенок сам не начнет садиться, не желательно его специально высаживать (как показано на рисунке).

Некоторые (меньшая часть) детей в этом возрасте начинает самостоятельно садиться.

Держась руками за удобную опору, начинает становиться на колени

Тест-игра. В положении стоя при поддержке взрослым под мышки или за руки ребенка может переступать ногами (идти), но неуверенно – в процессе ходьбы приседает.

Тест-игра. Если поставить на ноги, то начинает стоять, деpжась руками за удобные для захвата детали мебели или поpучень манежа. Может пеpеносить вес тела с бока на бок (с ноги на ногу).

Не надо стимулировать функцию хождения – специально ставить ребенка, как в этих двух тестах, а тем более использовать ходунки – опорно-двигательный аппарат к ходьбе еще не готов.

Если вы не допустили ошибки, стимулируя нахождение ребенка в вертикальном положении (стояние, ходьбу) то ребенок хорошо ползает — пока еще «по-пластунски» – чаще всего на животе, а не на четвереньках. Однако ползает довольно быстро и в самых разных направлениях. Для ползания его необходимо спускать на пол, на чистый хорошо моющийся ковер или специальную подстилку. Для развития движений ему нужно «пространство». Однако в этот беспокойный период необходимо подумать о безопасности ребенка. Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и поранить ими себя: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т. д.). Малыш, например, может стянуть скатерть со стола и на него может упасть что-то тяжелое. Одним словом, тщательно осмотрите все помещения, куда может доползти ребенок, и предусмотрите все возможные неприятности. Это позволит вам спокойно заниматься домашними делами, не нужно будет бесконечно следить за ребенком и твердить на каждом шагу «нельзя! «

Ползающему малышу можно время от времени создавать небольшую «полосу препятствий». Кладите на пол диванные подушки, скатанные валиком одеяла или еще что-нибудь. Пусть ребенок учится заползать на них и забираться обратно, переползать через них, пусть соображает, как миновать препятствие обползти вокруг, если оно ему не по силам или просто не хочется преодолевать.

Еда. Хорошо пьет из чашки или пиалы, котоpую деpжит взpослый и подносит к губам pебенка.

Может быстро выпить до 50-100 мл. Жидкости. Ребенок, которого вовремя приучили есть с ложки и пить из чашки, быстрее и лучше говорит, так как у него хорошо развивается артикуляция. После того, как ребенок научился сидеть, кормить его необходимо в положении сидя.

Слух. Находясь на пpотивоположной стоpоне комнаты, немедленно повоpачивает голову или взгляд на ваш голос.

Мелкая моторика и игра. Тест-игра. Ребенок в положении лежа на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Чтобы не напугать ребенка, разговаривайте с ним при этом, предлагайте снять пеленку. Ребенок, оставаясь в положении на животе, может освободиться от мешающей ему пеленки своими руками.

Рис. 24. Постепенно « взрослеет» захват игрушки. С возраста в 7-8 месяцев вместо « обезьяньего» захвата (см. Предыдущий этап) берет игрушку правильно, противопоставляя большой палец остальным четырем

За счет более эффективных захватов все лучше манипулирует игрушками, в том числе, с помощью обеих рук – берет в каждую руку по игрушке и тянет их к своему рту. Может уже и разорвать лист бумаги.

Игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств. Умеет стучать игрушкой по окружающим предметам и поверхностям, размахивать ею, кидать. Кидает игрушку и смотрит в том направлении, куда она падает. Нажимает на игрушку, пытаясь извлечь звук (нужно купить ребенку соответствующую игрушку).

В семь месяцев ребенок не только изучает игрушки, он осваивает и навыки манипулирования (игры) с ними.

Покупка игрушек. Для игры ребенку уже необходимы более сложные игрушки: ведерки с совками, миски, бидончик или кастрюлька с удобной крышкой для открывания и накрывания, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания. Тогда он начнет осваивать новые навыки: вкладывать и выкладывать из ведерка предметы, а также открывать и закрывать крышкой миску. Остаются полезными для развития в последующие месяцы и мягкие игрушки с жесткими или звуковыми (гремящими) вставками, игрушки с кнопками, рычажками (ребенка в этом возрасте начинают интересовать выступающие части предметов). Мягкие игрушки с жесткими вставками должны быть из специальных безопасных материалов, так как ребенок будет тереть ими десны в процессе прорезывания зубов. Необходимо иметь мячи и(или) шары разной величины для катания.

Осваивает игру (рис. 25.1-2):

Рисунок 25.1 слева. Сначала наблюдает, как взрослый частично прячет игрушку под покрывало

Рисунок 25.2 справа. Ребенок быстро находит игрушку

Через некоторое время начинает находить и вытаскивать игрушку, которую вы полностью на его глазах спрятали под одеяло.

Если ребенок сначала сам не находит игрушку, то можно помочь ее разыскать. В дальнейшем можно играть с ребенком, пряча игрушку или предмет под салфеткой, креслом, в кармане и т. д. и поощрять ребенка на поиски

Если ребенок не спешит осваивать новую игрушку, то как приучать малыша к этому? Можете попробовать совершить необходимые игровые действия сами, обращая на них внимание ребенка. Но более эффективен в этом возрасте метод «пассивных движений», когда вы выполняете игровое действие с игрушкой рукой ребенка. Надо показать ребенку, что можно с игрушкой делать: извлекать звуки из пищащей резиновой игрушки, нажимая на нее; трясти колокольчик, снимать крышку с кастрюльки и стучать, греметь ею, опрокидывать миску с шарами, нажимать на кнопки, дергать за рычажки и т. д. В процессе нескольких повторений ребенок становится все более активным участником процесса.

Начинает понимать игpовые действия взpослого: можно научить игpе в пpятки, когда мама прячется под большим платком, а затем появляется снова. Прятки сопровождаются словами матери: «Где мама? Нет мамы. Вот мама! «. Ребенок облегченно смеется, когда мать появляется из-под платка.

Занимайтесь играми с малышом, когда он находится в хорошем настроении, и не пытайтесь продолжать игру, если он утомился и не расположен к этому.

В период от 6 до 12 месяцев у многих детей усиливается страх « чужих». До этого общительный малыш начинает отталкивать даже близких родственников, доверяясь только рукам матери. Через такое отношение к окружающим людям проходят почти все дети, это поведение является нормальным и довольно быстро проходит. Реакция страха на чужого вскоре сменяется познавательным интересом и желанием с ним общаться. Если страх « чужих» не проходит и отмечается при контакте с каждым посторонним, то надо предупредить взрослых, в том числе, бабушек и дедушек, чтобы они при встрече с ребенком вели себя сдержанно и не набрасывались на него в бурном восторге. Во-вторых, маме при встрече с другими взрослыми необходимо словами, мимикой и жестами показать малышу, что « тетя или дядя хорошие». От того, как ведет себя мама, зависит и поведение малыша, оно поможет преодолеть ребенку замкнутость и поощрит его к социальной открытости.

Активно использует жесты — тянет к вам свои руки, когда хочет, чтобы вы его взяли на руки (просится на руки).

Внимание! Ребенок с аутизмом, несмотря на нормальное общее развитие, не использует или мало использует жесты для общения. Отсутствует поза готовности (встречного движения) при взятии ребенка на руки. Остаются нарушения зрительного и эмоционального контакта, описанные на этапах 3-4 месяцев.

Начинает по-pазному pеагиpовать на свое и чужое имя. При произнесении взрослым его имени спокойный ребенок оживляется, а активный — временно прекращает свою активность. Но ребенок при этом обычно еще не оборачивается, чтобы посмотреть на взрослого, произнесшего его имя.

На вопрос « Где? » (« Где телевизор? » « Где лампа? ») может найти названный объект взглядом. Для оценки такого умения следует спрашивать у малыша, где находится предмет или объект, очень хорошо ему знакомый и находящийся постоянно на одном и том же месте. Например, если Вы желаете получить от малыша реакцию в ответ на вопрос «Где телевизор? «, то предварительно (и не раз!) познакомьте ребенка с этим прибором, называя его. Заодно проследите и за тем, чтобы телевизор постоянно находился на одном и том же месте, иначе малыш его попросту не найдет. Для проверки этого навыка нужно расположить ребенка боком или спиной к искомому объекту. Если ребенок не стал сразу искать предмет взглядом, то вопрос нужно повторить 2-3 раза, чтобы ребенок стал крутиться и искать взглядом объект.

Читайте также  Малышу 9 5 месяцев

Не забывайте разговаривать с ребенком во время общения с ним. Если до этого ваша речь была направлена на укрепление эмоционального контакта, активацию действий ребенка, то сейчас ребенок начинает понимать смысл ваших слов. Для того, чтобы ребенок научился понимать смысл слов, вам необходимо использовать жесты и интонацию. При общении с ребенком используйте их сочетание. К примеру, когда вы хотите взять ребенка на руки, то протягиваете свои руки к нему (жест) и говорите: «Иди, иди ко мне».

Когда ребенок пытается сделать что-то опасное или вредное, то строго говорите: «Нет, нет, нельзя», сопровождая это жестом: качайте головой вправо-влево. С этого времени реально начинается настоящее « воспитание» ребенка. Начинается же оно с понимания ваших слов, жестов и действий, означающих запрет.

У некоторых детей цепь лепета сокращается до повторения только двух слогов подряд. Например, «ма-ма» или «ба-ба». Продолжают отмечаться и более длительные повторы. Например, звукосочетания типа: « да-да-да», « та-та-та». « Нанизывает» и другие слоги, повтоpяя их.

Лепет ребенка в этом возрасте является своего рода игрой со звуками (слогами) – он как бы « пробует их на вкус». Ребенок вслушивается в звукосочетания, которые он только что случайно произнес, и пытается их воспроизвести (повторяет за собой, звукоподражает себе).

Некоторые дети начинают подражать не только себе, но и взрослому. Для этого во время лепета ребенка можно вступать в « перекличку» с ним. Ребенок смотрит на взрослого, прислушивается к нему, следит за движением его губ и иногда повторяет простой (указанный выше) слог вслед за ним. Пока что ребенок способен повторить только тот слог, который уже есть в его « лексиконе». Чтобы ребенок видел лицо и губы взрослого, произносящего слоги, вам лучше наклоняться поближе к лицу ребенка.

В лепете развиваются интонации, с помощью которых ребенок уже выражает свои эмоции. Ребенок уже не просто механически повторяет слоги, он лепечет сердито, ласково или с удовлетворением, требовательно или спокойно и т. д.

Однако смысловой нагрузки лепет еще не несет. Вообще, в лепете пока что большей частью встречаются звуки и звукосочетания, не характерные для какого-либо одного определенного языка. Но с каждым месяцем в лепете появляется все больше звукосочетаний, характерных для языковой среды, в которой находится ребенок.

Нормы развития ребёнка 8-9 месяцев

1. Лежа на спине. Ребенок уже не остается все время в этом положении, а поворачивается то на один бок, то на другой, затем с боку на живот.

2. Лежа на животе. Малыш хорошо контролирует движения головы, хорошо вытягивает руки, туловище и нижние конечности. Из положения «на животе» переходит в положение «ползание на карачках», вначале еще неуверенно, продвигаясь только на «четвереньках». Некоторые еще вращаются вокруг своей оси, другие — пятятся назад.


3. Положение сидя. Малыш твердо держится в этом положении без всякой опоры, но еще не может переходить из лежачего положения в сидячее положение. Когда его усаживают, ребенок хорошо держит спинку прямо и контролирует движения туловища и головы. Он двигается вокруг собственной оси и движения хорошо координированы.

5. Становление на ноги. Лишь небольшая часть детей хватается за опору и самостоятельно встает на ноги. Нормально развивающийся ребенок хорошо в этом возрасте встает, хватаясь за руки матери. В этом возрасте у ребенка нет еще твердого равновесия, мать подхватывает его подмышки и он начинает шагать, неуверенно широко расставляя ноги для опоры, иногда передвигая вперед одну и ту же ногу. Рефлекс схватывания стопы сохраняется.

Ребенок все легче схватывает предметы. Он «набрасывается» рукой с большей точностью на желаемый предмет, хватает его между ладонью и большим пальцем (реже мизинцем).

Новый значительный прогресс: малыш переводит предмет из одной руки в другую и «охватывает» его взглядом. Когда хватает кубик, то держит его таким образом, чтобы иметь возможность хватать и другой предмет (хватает два предмета одной рукой). Смотрит на упавшие игрушки. Намеренно бросает игрушки на пол. Играет во время еды предметами разных размеров и пытается узнать, когда он ими двигает или бросает на пол.

Из любого стабильного положения ребенок протягивает руку, чтобы хватать предметы. Он пытается достигнуть предметов, находящихся вне радиуса его действия. Руки «открыты», и пальцы готовы для более тонкой моторной деятельности. Ребенок продолжает играть с руками и ногами.

Ребенок произносит первые двуслоговые звуки «тата», «мама», «папа», «дада». Он имитирует собственные и посторонние звуки, долго и с удовольствием » рассказывает». Ребенок придает произносимым слогам тон торжества, нетерпения и даже ярости. Таким образом, уже недалеко первое слово. Ребенок хлопает в ладоши по команде или играет в «прятки».

Увеличивается контакт с окружающей средой при помощи взгляда, улыбки, издавания звуков с аффективным оттенком.

Вас должно насторожить , если к концу 8-го месяца малыш:
– не может ползти назад;
– не может короткое время стоять при поддержке за руки;
– не может удержать между указательным и большим пальцами игрушку;
– не прислушивается к разговору взрослых.

1. Лежа на спине или на животе. Малыш поворачивается на один бок и на другой, может самостоятельно садиться, начинает ползать на «карачках».

2. Положение сидя. В этом возрасте маленький ребенок хорошо сидит, сохраняет равновесие, легче передвигается вперед и вокруг оси.

4. Становление на ноги. Большинство детей поднимается, держась за предметы; немногим иногда удается подняться самим. После того, как малыш встал на ноги и опирается, он довольно твердо передвигается, держась за мебель.

Важность приобретения привычки противопоставлять большой палец указательному пальцу очень велика. Эта способность является одним из больших завоеваний человека, позволяющим пользоваться рукой для обращения с орудиями труда и для письма. В основном, ребенок совершенствует и оттачивает ранее приобретенные навыки предшествующего месяца.

Некоторые дети продолжают расширять свой словарный запас языка другими звуковыми сочетаниями.

Вам следует проконсультировать малыша у специалиста , если к концу 9-го месяца малыш:
– в положении сидя плохо держит равновесие;
– не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
– не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать головной убор с головы;
– не может стучать игрушкой об игрушку;
– не может повторить за взрослыми 8 различных звуковых сочетаний и слогов;
– не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку.

Комментарии к статье
Развитие ребёнка в возрасте 8-9 месяцев

28.06.2006, 21:51
Лена

Абсолютно подходит к моей дочке.
Малышка развивается, как написано. Я спокойно за неё.
Спасибо. 13.08.2006, 22:09
марго

почему ребенок должен в 9 месяцев прятаться за мебель? а если вдруг он этого не делает, родители должны беспокоиться. странно. у кого-нть прячется? 01.02.2007, 16:35
Оля

абсолютно согласна с Марго! почему ребенок ДОЛЖЕН прятаться за мебель. если с ним так не играют, то он и не будет прятаться! 15.07.2007, 20:14
Надя

А у меня не играет в ладошки.ему 9 месяцев.я начинаю переживать 27.03.2008, 18:19
Львеночка

Ребенок никому ничего не должен. 01.04.2008, 07:17
Наталья

Очень хорошая статейка, развеялись мои тревоги, так как про некоторые вещи доктор говорил "плохо" в 7 мес.
— не садится из полож. лежа — ПЛОХО
— не ползает -ПЛОХО
А оказывается, это в норме для её возвраста. 09.04.2008, 23:54
ольга :- )

была на многих сайтах, не на одном наше развитие не совпадало с написанным. а тут всё очень точно. буду теперь сверяться. нам 8 мес. 28.05.2008, 21:02
�������

считаю что каждый ребенок индивидуален моя старшая дочь не умела ползать научилась ходить в 8.5 месяцев с младшей все наоборот ползает с 7.5 и предпочитает именно этот способ передви жения 17.08.2008, 00:24
Евгения

да уж. насчет прятаться за мебель — сильно. ну не прячемся мы за мебель! и среди моих знакомых в этом возрасте никто не прячется. какая-то странная фраза. 14.12.2008, 01:31
Лана

Нам 8.5мес.и мы это все умеем делать(приседая прячется за быльце кроватки) 27.03.2009, 13:31
Елена

Если ребенка посторонние взрослые (от которых он ДОЛЖЕН прятаться) не пугали, чего ж ему прятаться:))) Он наоборот проявляет интерес (настороженно наблюдает).
Моему карапузу 9 мес. и неделя — балакает много слогов, но ни один за мной не повторяет:))) 11.09.2009, 10:14
Марина

Каждый ребёнок индивидуальность и под одну мерку всех ставить нельзя. Всё он будет делать, но когда сам захочет и когда будет готов! 30.12.2009, 04:11
Татьяна

Ну зачем же вы так,конечно некоторые пункты с нашими детками могут не совпадать.Мой сынуля оставал в развитие до шести месяцев,а теперь он даст фору годовалым и постарше,ему 11 на днях будет,делает до шести шагов,сам встает,ни за что не держась,а насчет прятаться,правильно сказали,что если не учили,то и не будет,я учила,так он не только за мебель прячется когда играет,а за что и кого угодно.:)Правда тоже насторожил тот факт,что должен повторять восемь звуков,надо проверить.:) 09.02.2010, 21:01
Марина

Дочке 7.5 Ну она не ползает и сама не садится.Ну хорошо сидит когда посадишь. 25.04.2010, 13:47
елена

Моей доче 8,5 месяцев недели 2 назад научилась ползать, за то встает и ходит с опрой с 7 месяцев. 19.10.2010, 10:37
Ума

Нам скоро 9 будет, так она только одно слово научилась говорить- это "мяу", больше за мной ничего не повторяет, но сама с собой любит поболтать. Но вот ползать назад, и на карачках, и самостоятельно садиться не умеет. Ползает руками себя подтягивая, и делает это довольно быстро:-)уж не знаю волноваться за мою казюлю или нет:-) 19.07.2011, 21:00
Надежда

не со всем соглашусь. перекладывает из руки в руку месяцев с 5. назад не ползала, сразу вперед. как говорится — каждый ребенок индивидуален в своем развитии. и не стоит полагаться на то, что пишут, переживая за своего малыша, а авторам статей желаю не быть столь категоричными, а то ведь читатели доверяют))) 03.12.2011, 10:37
Амелия

По крайней мере параметры развития намного реальнее мне кажутся, чем во многих других источниках. Мои оба ребенка примерно в соответствии с ними развивались.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: