Логопедическая диагностика ребенка 3 лет

Методика логопедического обследования детей 3-4 лет с нарушениями речи разной этиологии

Ход выполнения: Логопед наблюдает за ребенком в игре, его общении с другими детьми, родителями; во время проведения всех других заданий.

Оценка: легко вступает в контакт -3

общение неустойчивое – 2.5

избирательно общение – 2

избирательный негативизм – 1

Цель: выявить особенности внимания.

Данные составляются совместно с педагогом- психологом, учителем – дефектологом во время наблюдений за ребенком во время игровой деятельности и проведении обследования.

Оценка: устойчивое – 3

не устойчивое -1

Цель: выявить характер игровой деятельности.

Ребенку предлагают различные игрушки, показывает действия с ними и предлагает ребенку поиграть с ними. Во время проведения игр логопед наблюдает за действиями детей.

Оценка: манипулирует с предметами – 3

отсутствие игровых действий -1

Цель: выявить состояние слухового внимания.

Ход выполнения. Педагог показывает ребенку музыкальные инструменты, звучащие игрушки. Предлагает послушать, как они звучат. При этом использует громкое и тихое звучание.

Оценка: определение направления источника звука -3

реагирует на источник звука при многократном повторении — 2

не реагирует на звук игрушки — 1

Исследование зрительно-пространственного праксиса

Цель: выявить умение ориентироваться в пространстве.

Логопед размещает игрушки в разных места и просит ребенка назвать, где находиться кукла, машина, кубики и т.д. Если ребенок затрудняется в названии, то педагог просит его подойти и показать где находится та или иная игрушка.

Оценка: выполняет и соотносит словом – 3

выполняет при многократной инструкции педагога – 2

не выполняет – 1

Состояние общей и ручной моторики.

Цель: выявить уровень развития общей моторики ребенка.

Педагог предлагает ребенку следующие задания:

— пройти по дорожке нарисованной на полу;

— покружиться на месте;

— подпрыгнуть на двух ногах;

— выполнить наклоны головы в сторону.

Оценка: выполняет все задания по словесной инструкции – 3

выполняет совместно с педагогом – 2

не выполняет – 1

Цель: Выявить состояние ручной моторики.

Пробы Хэда (инструкция: «Делай руками так как делаю я.»)

1.Подними одну руку.

2. Подними две руки.

3. Положи руку на голову.

Оценка: сохранность функций – 3

нарушение координации движений -2

моторная ограниченность – 1

Обследование понимания речи

Задание 1.Понимание целостного словосочетания.

Цель: выяснить, понимает ли ребенок целостные словосочетания, которые он много раз слышал.

Выяснив из беседы с родителями, какие обороты речи ребенок много раз слышал, логопед предлагает ему проделать действия: например, поцеловать маму, обнять папу, пожалеть бабушку, поиграть в ладушки.

Оценка: ребенок выполняет действия – 3

Не выполняет никаких действий – 1

Задание 2. Название игрушек, предметов быта.

Цель: выяснить, какие названия знакомы ребенку

Логопед предлагает ребенку показать расставленные перед ним игрушки, например: «Покажи мишку, зайчика, машину. Возьми куклу, лошадку».

Аналогично проводится задание с предметами быта.

Оценка: ребенок показывает предметы – 3

не выполняет никаких действий – 1

Задание 3.Название действий.

Цель: установить, названия каких действий знакомы ребенку.

а/ Логопед раскладывает перед ребенком сюжетные картинки, на которых одно и тоже лицо (например, мальчик или девочка) совершает различные действия. Сначала логопед дает возможность ребенку рассмотреть картинки, а затем задает вопросы таким образом, чтобы можно было выяснить, название каких действий знакомы ребенку, а какие незнакомы, исключая в вопросах подсказывающие слова, т.е название знакомых предметов.

«Покажи, где девочка кушает. А где девочка идет? Покажи, где девочка читает? А какая девочка прыгает?»

б/ Вопросы ставятся к названиям действий, выраженным возвратными глаголами: «Кто здесь одевается? Покажи, кто здесь причесывается. А кто умывается? Покажи, кто катается?»

в/ Поставить вопросы к смежным картинкам. Где изображены действия, сходные (близкие) по ситуации. Перед ребенком кладутся две, а затем четыре картинки, которые заменяют следующей парой. «Покажи, кто здесь умывается? А кто здесь вытирается? Кто стирает? А кто купается?»

Оценка: ребенок показывает предметы – 3

не выполняет никаких действий – 1

Задание 4.Предметы по их назначению

Цель: установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению

Перед ребенком кладут картинки с изображением знакомых предметов, например детских ботинок, расчески, чашки и просят показать: «Из чего ты пьешь молоко? Что надеваешь на ноги? Что нужно маме, чтобы расчесать волосы? Что нужно, чтобы копать песок?»

Картинки заменяют другими знакомыми предметными картинками, например: мыло, ложка, очки, пальто. «Что ты возьмешь, если будешь купаться? Что ты наденешь, если пойдешь гулять?»

Оценка: ребенок показывает предметы – 3

не показывает – 1

Цель: установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку.

а/ Задают вопросы относительно принадлежности отдельных предметов, хорошо знакомых ребенку (например, об одежде, сумке, носовом платке и т.д.)

Логопед кладет на стол свой платок, а рядом кладет платок ребенка. Спрашивает: «Покажи, где мой платок, а где твой. Г де моя шапка, а где твоя»

б/ Логопед предлагает сравнить отдельно предметные картинки и показать, где нарисован большой медведь, а где маленький, где большая собака, а где маленькая.

Оценка: ребенок показывает предметы – 3

не показывает – 1

Понимание грамматических форм слов

Задание 1. Различение форм единственного и множественного числа существительных

Цель: выявить различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных.

Перед ребенком раскладывают картинки. На одних из них изображены единичные предметы, а на других предметы в количестве двух и более.

Шар – шары, стол – столы, гриб – грибы

Дай мне гриб. Дай мне грибы.

Оценка: ребенок различает предметы – 3

не различает – 1

Задание 2. Понимание значений с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Цель: установить, понимает ли значения с уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предварительно логопед должен объяснить, что маленькие предметы он будет называть ласково, нежно.

«Покажи, где стол, а где столик; где дом, а где домик; где ложка, а где ложечка»

Оценка: ребенок различает предметы – 3

не различает – 1

Задание 3. Различение глаголов

Цель: установить, различает ли ребенок формы глаголов.

Ребенку предлагаются картинки с изображением действий, и логопед просит показать картинку, которую он назовет.

«Покажи, где мальчик выходит; где мальчик умывается; рисует: спит; танцует»

Оценка: ребенок показывает соответствующие картинки – 3

не показывает – 1

Задание 4.Понимание предлогов.

Цель: установить, понимает ли ребенок предлоги.

На стол ставят коробку с крышкой. Ребенку дают плоский предмет, например кружочек из картона, предлагают положить кружок на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.

Оценка: ребенок выполняет действия -3

Не выполняет каких- либо действий -1

Задание 5.Понимание прилагательных

Цель: установить, различает ли ребенок прилагательные.

Логопед выкладывает перед ребенком картинки, просит ребенка посмотреть на них и ответить на вопросы: «Покажи большой мяч? Красный шар? Маленький гриб?»

Оценка: ребенок различает – 3

не различает – 1

Исследование просодической стороны речи.

Состояние голосовой и дыхательной функции

Задание 1.Выявить состояние речевого дыхания.

Логопед предлагает поиграть в игру «Пароходы». На высоком столе стоит таз с водой. Логопед опускает в воду бумажный корабль. Необходимо, чтобы парус находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус своего корабля. Логопед следит, чтобы ребенок не поднимал плечи и дул, держа губы трубочкой, не раздувая щек.

Объем речевого дыхания:

нормальный объем – 3

недостаточный объем — 1

Частота речевого дыхания:

Продолжительность речевого дыхания

Характеристика голоса

Задание 2.Характеристика голоса

Цель: выявить особенности голоса.

Предварительных инструкций не дается. Логопед наблюдает за ребенком в процессе всего обследования.

чрезмерно громкий — 2.5

отсутствие голоса — 1

Цель выявить уровень развития тембра голоса

Логопед с ребенком сидят на стуле, на руках у них куклы. Логопед говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотри, как я укладываю свою куклу спать (укачивая куклу, негромко напевая на звуке А мотив знакомой колыбельной песни). А теперь ты покачай куклу.»

наличие носового оттенка – 2

Особенности просодической стороны речи

Особенности оцениваются в процессе всего обследования .

Протокол результатов логопедического обследования детей 3-4 лет,

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Профилактический осмотр у логопеда — нужен или нет?

Как правило, родители не придают особого значения профилактическим осмотрам у логопеда. И совершенно зря, т.к. на сегодняшний день многие дети имеют те или иные нарушения речи.

Профилактические осмотры частое явление в медицине, взять хотя бы осмотр ребёнка первого года жизни, когда через определённый промежуток времени малыша осматривают различные специалисты (невролог, окулист, хирург и т.д). И ни у кого нет сомненья в необходимости таких осмотров, так как они направлены на отслеживание динамики развития. Кроме того, с их помощью можно вовремя выявить какие-либо нарушения в развитии, так как нет никаких гарантий, что состояние здоровья младенца не изменится в силу различных факторов. А если возникнут какие-то проблемы, то ранняя диагностика поможет наиболее эффективно их разрешить.

Но, если необходимость отслеживать здоровье ребёнка ни у кого не вызывает сомненья, то профилактическому осмотру логопеда в нашем обществе уделяется мало внимания. Прочно укрепилось мнение, что логопед занимается только с детьми 4-5 лет, а если есть какие-то проблемы, то можно подождать и они сами собой разрешаться к этому возрасту. Подкрепляется это и многочисленными примерами из личного опыта знакомых и родственников («Мой только в пять заговорил и ничего, сейчас болтает без умолку», «И ты поздно говорить начала, выросла, говоришь ведь»). И поэтому бдительность родителей снижается, и они считают, что обращаться к логопеду вовсе не обязательно. Да, существую случаи, когда ребёнок начинает говорить позже, чем его сверстники, а потом речь появляется и за несколько месяцев малыш наверстывает упущенное. Увы, нередко встречается и обратная ситуация, когда ребёнок не начинает говорить ни к трем, ни к пяти, ни к шести годам, и отставание в речи приводит к вторичному отставанию уже в умственном развитии. Именно этим объясняется важность своевременной диагностики речи у логопеда.

Читайте также  Гимнастика для 2 х месячного ребенка

Открыв детскую медицинскую карту, мы увидим, что логопеда рекомендовано посетить 2 раза: в 3 года (перед поступлением в детский сад) и в 6 лет (перед школой).

Но существуют методики обследования речи и в более раннем возрасте. И если родители или медики видят у ребенка отставание, то логопед может провести обследование речи до 3 лет.

Казалось бы, как можно проверять речь, если её, как таковой, еще и нет? Давайте разберемся. Младенец не может говорить, но, тем не менее, он общается с мамой и окружающими его взрослыми с помощью улыбки, мимики, крика, жеста, т.е. использует невербальное общение. Кроха смотрит на лица окружающих, копирует их мимику. В интернете много забавного видео, где крохи в 3-4 месяца повторяют за мамой или папой их звуки или интонацию. При нормальном развитии у ребенка к году должно быть около 10 слов (Пример: «дяй», «мама», «папа», «ки — киса», «ляля» и т.д. Это скорее всего будут звукоподражания или фрагменты слов. При этом малыш очень многое может показать, даже если самостоятельно произнести это не может (т.е. эти слова есть в пассивном словаре, ребенок их понимает). Всем знакома ситуация, когда у годовалого малыша мама спрашивает: «А где у тебя ушки? Глазки? Спинка?», и ребенок показывает пальцем. «Покажи, какая машинка проехала? — ребенок изображает грузовик и «фыркает», при этом на легковую машину он скажет «би-би».

Если же малыш «молчит, как партизан», не проявляет попыток общаться — это тревожный фактор.

Давайте подробнее разберем, что же будет изучать логопед у малыша до 3-х лет.

Первым делом специалист выяснит у родителей информацию о протекании беременности и родов. Затем расспросит, как проходило моторное развитие (когда начал держать голову, переворачиваться, сидеть и т. д), как проходили этапы гуления и лепета (возраст, активность этих процессов). Поинтересуется, как было организованно кормление (грудное или искусственное вскармливание), были ли какие-то проблемы при кормлении (отказывался брать грудь, часто ли срыгивал). Все это даст представление о здоровье ребёнка, об уровне его физического развития, а возможно и о каких-то отклонениях, наличие которых необходимо учесть.

При диагностике ребёнка внимание обращается не только на слова, которые использует ребенок, но и на то, как ребенок понимает речь. Например, к году малыш уже может показать знакомые игрушки, части тела, выполнить простые инструкции («Дай ручку», «Принеси куклу») понимает значение слова «нельзя».

В возрасте постарше (3 года) уже более пристально оценивается активная речь: строит ли простые предложения, использует ли предлоги в речи (на, под, в). Обращается внимание и на развитие фонематического слуха, в 3 года малыш уже может различить на слух схожие слова (дом-ком, рот-крот, крыска-крышка). Оценивая звукопроизношение обращают внимание на звуки раннего онтогенеза (П,Б,Т,Д, М,Н, В,Ф,Х,К и их мягкие пары и гласные).

В более старшем возрасте (5-7 лет) предъявляются более жесткие требования к количеству и качеству речи детей. В первую очередь изучается звукопроизношение (так как к 5.5 годам в норме произносятся все звуки). Так же обследуется фонематический слух, но кроме умения различать схожие слова проверяется умение выделить заданный звук из слова, способность определить, где находится этот звук (начало, середина, конец слова). Без внимания не остается и словарный запас. У деток проверяют знание нечастотных слов (Пример: назвать «клумба, памятник, венок, водопад»), способность образовывать новые слова (словообразование) и изменять слова по падежам, числам (словоизменение). Большое внимание уделяется связной речи (рассказ по картинке, истории из жизни и т.д.).

Все это необходимо для того, чтобы оценить насколько дошкольник подготовлен к обучению в школе, так как недостаточный словарный запас, неправильное употребление грамматических норм языка и нарушение фонематического слуха помешают в освоении школьной программы, поэтому необходимо выявить это и скорректировать до поступления в школу.

Как же все-таки родителям понять, необходима консультация у логопеда или нет?

Для этого надо обратить внимание на такие факторы как:

  • понимает ли ребёнок речь окружающих;
  • появляются ли к году первые слова;
  • изменяется ли со временем слова или остаются на уровне звукоподражания (би-би-атина-масина-машина, мяу-китя-кошка );
  • пользуется ли простыми фразами (мама дай, идем гулять);
  • не заменяет ли речь жестами (показывает пальцем, если что-то нужно без слов);
  • отсутствие фразовой речи к 3 годам;
  • неверное произнесение звуков раннего онтогенеза (П,Б,М,Н, Х,Г,Т,Д и их мягкие пары, и гласные).

Если вы наблюдаете что-то из вышеперечисленного, то не стоит ждать 3,4,5 лет необходимо сразу же обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Примеры из логопедической практики:

Настя 3 года. К логопеду обратились из-за того, что девочка не говорила даже словами, общалась жестами, и отдельными звуками. По рассказам мамы раннее развитие проходило с задержкой, лепета у девочки не наблюдалось, поздно пошла. Мелкая моторика не развита, руки слабые. При этом понимание речи сохранно. Девочка была направлена на консультацию к неврологу, лору, сурдологу. В результате комплексного лечения в течение полугода занятий девочка начала произносить отдельные слова, состояние моторики улучшилось.

Еще один пример Оля 6 лет. Речь состоит из отдельных слогов, обращенную речь понимает не всегда, мелкая моторика не развита, пассивный словарный запас ниже возрастной нормы. На вопрос о том, обращались ли они раньше к специалистам, мама ответила, что невролог сказал ждать 5 лет, мол сама заговорит. Поэтому, никаких мер по коррекции речи девочки не предпринималось.

Денис, 5 лет. Ребенок много и хорошо говорит, но вот звуки Ш,Ж,Р и Рь в речи так и не появились. На консультации логопед провела осмотр всех сторон речи и выявила причину трудностей звукопроизношения (у ребенка был «вялый язык», самостоятельно он не смог бы овладеть этими сложными звуками). Мальчик стал регулярно заниматься, и в скором времени проблемы со звукопроизношением были решены.

Как мы видим, во втором случае пройдет немало времени прежде, чем девочка овладеет речевыми навыками, и она не сможет обучаться в массовой школе. Всего этого можно было бы избежать, если бы родители раньше обратились к логопеду.

Таким образом, профилактический осмотр логопеда необходим, поскольку позволяет выявить проблемы на ранней стадии, когда мозг еще более пластичен и будет лучше поддаваться коррекционным воздействиям. Кто бы что ни говорил, если ребёнок не говорит к 3 годам, лучше обратиться сразу к квалифицированному специалисту, а не надеяться на чудо.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Ежедневно с 10:00 до 21:00

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Логопедическая диагностика ребенка 3 лет

В наш Центр ежедневно приходят дети с запросом диагностики, исходящим из различных детских учреждений, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностические исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Поэтому логопеды в своей работе используют комплексную диагностику, разработанную на основе:

    дидактического материала по обследованию речи детей Т.П. Бессоновой и О.Е Грибовой

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.
  • «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Что входит в логопедическое обследование?
  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
Как проходит логопедическая диагностика?
  • произносительная сторона,
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
  • словарь,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
  • мелкая моторика рук,
  • состояние чтения и письма школьников.
Какие документы необходимо принести с собой на обследование?
  • Направление из школы.
  • Характеристика на ребёнка от классного руководителя.
  • Справки от специалистов: психоневролог (обязательно), окулист, лор.
  • Тетради с большим объёмом письменных работ школьника (по русскому языку, природоведению, математике, пению и пр.)
Протокол логопедического обследования включает следующие пункты:
  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, школа, класс.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей или учителя.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • Навыки чтения и письма.
Примерные виды заданий логопедического обследования
  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.) См. рис. 1;
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток) См. рис. 2;
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего) См. рис. 3.
  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.
Читайте также  Гимнастика с обручем для детей
Обследование номинативного словаря
  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит) См. рис. 4.
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья — машина).
    Обследование грамматических категорий
    • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
    • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
    • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
    • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал — нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
    • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
    • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет? См. рис. 5)
    Обследование связной речи
    • Как тебя зовут?
    • Сколько тебе лет?
    • Кто еще живет с тобой дома?
    • Какая твоя любимая игрушка?
    • С кем ты подружился в детском саду?
    Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок.
    Обследование чтения и письма
    • Чтение текста в соответствии с возрастными нормами.
    • Пересказ прочитанного, понимание скрытого смысла (чему учит басня).
    • Письмо под диктовку.
    • Списывание небольшого текста с открытым концом и завершение его 2-3 предложениями (с 3 класса).

    Учитель-логопед высшей категории

    Калинская Элина Витальевна

    Рис. 1 Дифференциация величины предметов и рядообразование

    Рис. 2 Словарный запас. Времена года.

    Рис. 3 Словарный запас. Существительные. Обобщение. Что лишнее?

    Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

    Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

    Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

    Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

    Логопедическая диагностика дошкольников

    Логопедическая диагностика состоит из следующего:

    • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
    • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
    • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
    • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

    Логопедическая диагностика младшего дошкольника

    Методика обследования речи Акименко

    В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

    Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

    Исследование состояния фонематического восприятия

    Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

    Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

    Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

    Занятия ребенка с логопедом

    Исследование произношения и воспроизведения речи

    В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

    • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
    • состояние звукопроизношения;
    • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

    В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

    Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

    Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

    Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

    На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

    1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
    2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
    3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
    4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

    Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

    В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

    Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

    Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

    Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

    Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

    В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

    Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

    Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

    Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

    Проверка неречевых психических функций

    К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

    • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
    • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
    • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

    Анкета сбора данных анамнеза

    В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

    • характер протекания беременности;
    • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
    • травмы во время родов;
    • травмы в течение 3-х лет жизни;
    • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

    Логопедическое обследование неречевого ребенка

    Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

    Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

    Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

    Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

    Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

    Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

    В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

    Изучение невербальных компонентов коммуникации

    В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

    Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

    Невербальные компоненты коммуникации

    Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

    Заикание, логоневроз, запинки в речи, дизритмия

    Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями.

    Нейрологопедические занятия по коррекции заикания в нашем центре могут строиться на основе различных авторских методик: Чевелевой, Власовой и Рау, Шкловского, Волковой, Мироновой и др. Основными приемами логопедической работы при заикании являются дыхательно-голосовая гимнастика, релаксация напряженных артикуляционных мышц, речевые упражнения по ритмизации речи, нормализации ее темпа, выработке выразительной речевой интонации, логоритмические занятия.

    Дети с заиканием, логоневрозом и даже запинками в речи должны быть обязательно обследованы нейропсихологом и логопедом.

    Грамотная коррекция заикания, которая приводит к устойчивым результатам обязательно должна включать нейрокоррекционный комплекс мер (нейропсихологическую коррекцию, нейроакустические программы) и систему «правильных» логопедических занятий.

    Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры.

    Нужно обязательно помнить, что кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области неропсихологии и развития зон головного мозга.

    Именно там лежит корень проблем с запинками в речи.

    В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы и мозга.

    В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

    В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

    • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
    • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
    • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

    У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Поэтому игнорировать запинки и «запускать» эту проблему ОПАСНО.

    Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами – и всё это в последствие может привести к заиканию и запинкам в речи.

    Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

    Увеличение частоты случаев заикания напрямую связывается с внедрением в повседневную жизнь компьютерных игр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

    Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

    К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительные травматизации психики.

    К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. Специалисты указывают на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии.

    В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

    У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.

    При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

    К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

    Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

    Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

    Обследование детей с заиканием проводится нейропсихологом и речевым терапевтом.

    Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

    Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

    В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей. Только так можно добиться серьезных устойчивых результатов «надолго или навсегда». Очень опасно заниматься только снятием симптомов самих запинок в речи. Т.к. не устранив причину проблемы, её корни, можно только усугубить ситуаци – усилятся запинки, могут появиться тики, энурез, энкопрез и тд. К сожалению, сниятием только симптомов «грешат» многие методики коррекции заикания.

    Необходимо проводить коррекцию процессов, которые лежат в фундаменте заикания – мозговых процессов.

    Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям с заиканием, не имеющий никаких побочных действий. При грамотном профессиональном подходе – самый результативный и устойчивый метод, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

    Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин ( логопедии, сенсорной интеграции, ЛФК, арт-терапии, поведенческой терапии).

    В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

    — более 18.000 развивающих и обучающих игр;

    — более 20 образовательных симуляторов;

    — более 30 видов инновационного оборудования;

    Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, целей и задач коррекции, и прописывается специалистом строго индивидуально для каждого ребенка на основе нейропсихологической диагностики и аппаратного обследования приборами.

    Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

    Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть заикание и коммуникации.

    Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

    Программа нейропсихологической коррекции предполагает соблюдение всех рекомендаций ведущего специалиста и выполнение обязательных домашних заданий. Также есть целый ряд организационных требований, которые необходимо соблюдать для того, чтобы занятие было наиболее результативно.

    Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется образовательное оборудование.

    Форма проведения занятий индивидуальная.

    В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции ребенка, которая может интегрировать в себя следующие методики:

    1. Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечковой стимуляции;
    2. Нейропсихологическая коррекция с программой сенсорной интеграции и антигравитации;
    3. Нейропсихологическая коррекция с программой ритмотерапии и светотерапии
    4. Нейропсихологическая коррекция по программе сенсорной стимуляции
    (в сенсорной комнате)
    5. Нейропсихологическая коррекция с БОС видеобиоуправлением «Тимокко»
    6. Нейропсихологическая коррекция с программой Интерактивный метроном (IM)
    7. Нейропсихологическая коррекция с программой интерактивный луч OMI BEAM;
    8. Нейропсихологическая коррекция с программой интерактивный пол OMI FLOOR
    9. Нейропсихологическая коррекция с программой активного внимания Play Attention
    10. Нейропсихологическая коррекция с БОС миотренажер
    11. НейроЛогопедические занятия по программе «Нет запинкам».
    12. Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой арт-терапии.

    Параллельно на определенном этапе к работе по коррекции заикания подключается речевая или логопедическая работа. Здесь проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда – тестопластику, конструирование, комбинаторику, лепку, пескотерапию, акваанимацию – арт-терапевтические техники.

    Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся только в индивидуальном формате.

    Отличные результаты показывают Нейроакустические методики и Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии.

    Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.)

    При правильной организации коррекционно-реабилитационной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более длительная нейрокоррекционная работа должна быть.

    Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций нейропсихолога на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: