Логопедическая диагностика детей 5 6 лет

Логопедическое обследование устной речи дошкольника

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Логопедическая диагностика детей 5 6 лет

В интернет-программе предусмотрена обработка результатов обследования, подсчёт баллов, набранных ребёнком в результате обследования, постановка логопедического заключения. Результаты обследования оформляются в речевой карте. Речевая карта сохраняется в ЛогоКот в личном кабинете логопеда. Логопед затем может сохранить речевую карту на свой компьютер (инструкция как сохранить веб страницу доступна по ссылке). Речевая карта легко обрабатывается для выведения других документов специалиста: характеристики на ребёнка, направления на МППК и т.д.

В программе применяется уровневый подход к диагностике речевого недоразвития. Баллы, которые ребёнок набирает в результате обследования свидетельствуют о состоянии речевого развития. Программа по результатам набранных баллов, предлагает варианты логопедического заключения. Педагог может обоснованно написать заключение, а также при дальнейших обследованиях проследить результаты коррекционной работы.

1. Обследование звукопроизношения:

В разделе «Обследование звукопроизношения» обследуются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р), заднеязычные (к, г, х).

Ребёнку предлагается назвать картинки, если он называет звук в картинках правильно, то логопед продолжает обследование других звуков и нажимает на кнопку «нет ошибки». Если ребёнок допускает ошибку (звук отсутствует, заменяется или искажается), то логопед нажимает на кнопку «ошибка» и продолжает обследование.

При обследовании звукопроизношения возможно два варианта: звук нарушен/ звук не нарушен. Каждый неправильно произнесённый звук оценивается 1 баллом.

2. Обследование артикуляционной моторики

  1. Исследование подвижности губ.
  2. Исследование подвижности языка.
  3. Исследование подвижности нижней челюсти.
  4. Исследование подвижности мягкого нёба.
  1. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  2. Объем движений: полный, неполный.
  3. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  4. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  5. Наличие сопутствующих и насильственных движений.
  6. Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  7. Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень.

3. Обследование строения артикуляционного аппарата

  1. Исследование губ.
  2. Исследование зубного ряда.
  3. Исследование прикуса.
  4. Исследование языка.
  5. Исследование твёрдого и мягкого нёба.
  6. Исследование нижней челюсти.

При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения, грубые отклонения.

4. Обследование фонематического восприятия

  1. Исследование состояния физиологического слуха.
  2. Исследование дифференциации неречевых звуков.
  3. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.
  4. Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет).

5. Обследование слоговой структуры слова

Обследование слоговой структуры слова проводится по классам Марковой.

6. Обследование лексики

  1. Исследование обобщающих понятий.
  2. Исследование понимания профессий.
  3. Исследование понимания форм и цвета фигур.
  4. Исследование как ребенок умеет образовывать слова.
  5. Прочее

7. Обследование грамматического строя

  1. Исследование образования множественных форм.
  2. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм.
  3. Исследование употребления предлогов.
  4. Исследование построения предложений.
  5. Исследование образования существительных в косвенных падежах. Предложно-падежные формы.
  6. Исследование согласования числительного с существительным.
  7. 7.Исследования понимания названий детёнышей животных

8. Обследование связной речи.

  • соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений);
  • целостности (наличие всех смысловых звеньев);
  • правильная последовательность;
  • плавность изложения: передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например: «Ну как там дальше?» и т.п.);
  • понимание содержания излагаемого;
  • полноты пересказа (наличие пропусков);
  • характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений);
  • способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора);
Обоснование логопедического заключения

По результатам обследования и на основании количества баллов, набранных ребёнком, даётся заключение о состоянии речевого развития каждого ребёнка. В результате полного обследования ребёнка могут быть следующие варианты заключений:

Читайте также  Гимнастика для детей ижевск

Первый уровень (низкий, 56-67 баллов) – Общее недоразвитие речи ОНР I уровень. Речь как коммуникативная функция отсутствует.

Второй уровень (ниже среднего, 43-55 баллов) – Общее недоразвитие речи ОНР II уровень. Речевая активность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативная функция.

Третий уровень (средний, 21-42 балла) – Общее недоразвитие речи ОНР III уровень. Речь понятная, однако, имеют место лексико-грамматические, фонетико-фонематические нарушения и в целом, несформированность связной речи.

Четвёртый уровень (выше среднего, 5-20 баллов) – Фонетико-фонематическое недоразвитие — наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Возможно, чаще всего как результат логопедического воздействия: нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР) или общее недоразвитие речи ОНР IV уровень; При отсутствии нарушений звукопроизношения возможно заключение: лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР — у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего как результат логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи).

Пятый уровень (высокий, менее 4 баллов) – Возможна норма речевого развития. При наличии нарушенного звукопроизношения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

Данная форма фиксации полученных результатов, уровневый подход к оценке результатов исследования, позволяет правильно сделать заключение о состоянии речевого развития ребёнка, надёжно отслеживать динамику коррекции речевого дефекта не только у одного конкретного ребёнка, но и в целом в группе.

Когда нужно идти к логопеду. Логопедическое обследование

Поскольку речь не статична, она непрерывно развивается, становится все более совершенной, каждый год необходимо проверять у логопеда соответствие речи Вашего ребенка определенным параметрам речевого развития.

Т.о., начиная с 3-х лет необходимо 1 раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда. Кстати, если ребенок ходит в сад, то логопед осматривает детей каждый год вместе с другими врачами. Обычно профосмотры проводятся в начале весны. И Вы можете поинтересоваться у воспитателей, что логопед записал в медицинской карте.

Если у Вас домашний ребенок, сходите в поликлинику к логопеду самостоятельно.

Ежегодный профосмотр подходит только в случае, если речь ребёнка развивается в соответствии с возрастными нормами. (См. тему «Нормы развития речи детей по возрастам»)

Если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, к логопеду лучше обратиться в любое время: не дожидаясь 3х лет, не дожидаясь нового года.

При каких симптомах нужно обращаться к логопеду

Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в год.

Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем много и активно — в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.

Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.

Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — это м.б. не «баловство», а серьезное речевое нарушение.

Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию), т.е. искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.

Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом – после второй учебной четверти сходите к школьному логопеду или в МСЧ: возможно, у ребенка логопедические или психологические проблемы.

Если у ребенка после какой либо травмы (падение, ушиб,«лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом — пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… — проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия…

В целом, в логопедии действует правило: чем раньше начать лечение, тем меньше проблем будет в будущем.

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей в присутствии взрослых.

Что должен делать логопед на обследовании.

  1. Установление контакта

Очень важно установить контакт с ребенком, так как если ребенок не хочет общаться с тетей-логопедом, он как партизан на допросе, будет молчать. Что нужно делать логопеду для установления контакта? Никаких белых халатов, даже если они положены вам в больнице. Начинать разговор со страшных умных слов «сейчас будет занятие, диагностика…» и т.д. Лучше начать с фразы: «Давай поговорим, поиграем, посмотрим картинки». С опытом к логопедам это само приходит.

  1. Анамнез
  2. От какой беременности ребенок
  3. Характер беременности (токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)
  4. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)
  5. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)
  6. Когда закричал
  7. Асфиксия (белая, синяя)
  8. Резус-фактор (совместимость)
  9. Вес при рождении
  10. Вскармливание:

а) когда принесли кормить

б) как взял грудь

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

  1. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему

раннее психическое развитие.

  1. Голову держит с /1,5 мес/
  2. Сидит с / 6 мес/
  3. Стоит с /10 мес/
  4. Ходит с /11-12 мес/
  5. Первые зубы/6-8 мес/
  6. Перенесенные заболевания:

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

  1. речевой анамнез:

Первые слова…. /к 12 мес./

Первые фразы…. /к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

  1. Обследование
    • Артикуляционного аппарата: (губы, зубы, твердое, мягкое нёбо, прикус, язык, состояние мимической мускулатуры, общее звучание речи)
    • Понимания речи (диалог, выполнение инструкций, понимание числа, рода, падежа существительных, ориентация в пространстве, понимание предлогов)
    • Связной речи: (разговорно-описательная беседа, составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, пересказ, рассказ по представлению)
    • Состояния словаря и навыков словообразования: (предметный словарь, обобщающие слова, назначение частей предметов, объяснение значений слов, название частей предметов, глагольный словарь, словарь признаков…)
    • Словообразования (имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочных глаголов, прилагательных от существительных, притяжательных и относительных прилагательных)
    • Грамматики (образование множественного числа существительных и глаголов, согласование прилагательных и существительных в роде и падеже, согласование глаголов и существительных, числительных и существительных…)
    • Звукопроизношения.
    • Фонематического восприятия.
    • Слоговой структуры слова.
  1. Обследование у других специалистов

Логопедам положено направлять пациентов на обследование к педиатру, ЛОРу (оториноларингологу), невропатологу, иногда к психиатру. Это делается для того, чтобы уточнить диагностику и дальнейшую коррекционную работу. Опытные логопеды не всегда отправляют ко всем врачам, так как постоянно работают с этими специалистами и уже видят, нужна ли их помощь.

  1. Речевые карты

После проведенного обследования и получения заключений от других врачей логопед заполняет речевую карту. Образцы речевых карт можно посмотреть в логопедической документации. Речевая карта нужна для того чтобы воедино собрать всю первичную информацию, для дальнейшего анализа и последующей коррекционной работы. Частные логопеды, в большинстве, имеют достаточный опыт, и не заполняют речевые карты. Бюджетные логопеды заполняют речевые карты на всех своих учеников, но имеют право не показывать их родителям.

  1. Дифференциальная диагностика
Читайте также  Опрелости у 6 ти месячного ребенка фото

Необходимо знать всю симптоматику всех речевых нарушений, которые не указаны в речевых картах, а также сходство и различие (дифференциальная диагностика) всех речевых нарушений. Чаще всего это приходит не только с хорошими знаниями, полученными в университетах, но и с большим опытом работы со всеми нарушениями. Так как симптоматика может меняться с возрастом и процессом уже начавшейся работы родителей с ребенком и других специалистов. Некоторые образцы дифференциальной диагностики можно посмотреть у нас.

  1. Предварительное логопедическое заключение

В отличие от врачей, у которых диагностика большинства болезней решается сдачей анализов (а анализы не врут), у логопедов на логопедическое заключение (постановку диагноза) влияют 3 фактора: точность сбора анамнеза (родители не всегда все помнят), правильность сбора симптоматики (дети не всегда все показывают), знание и опыт работы логопеда со всеми видами речевых нарушений (чтобы видеть как меняется симптоматика в динамике).

  1. Динамическое обследование

ЗРР, ОНР ставят при первичном обследовании чаще всего, когда не знают точно, в чем причина речевого нарушения. Поэтому логопеды начинают заниматься, чтобы уже в процессе логопедических занятий уточнить клинический диагноз. Это называется динамическим обследованием. Здесь опыт логопеда влияет на то, сколько будет занятий в динамическом обследовании и потребуется ли оно вообще.

  1. Логопедическое заключение

Логопедическое заключение (или то, что в медицине называется диагноз) требуется логопеду, чтобы выбрать методику коррекционной работы. Как и в медицине нет единой таблетки от всех болезней, так и в логопедии нет единой методики для всех видов речевых нарушений. У каждого речевого нарушения (вида, формы) есть свои методики, планы, приемы работы. Поэтому за полноценное логопедическое обследование с составлением необходимых документов хорошие частные логопеды берут оплату как за 3-5 занятий. Пренебрегают оплатой обследования 2 типа частных логопедов:

  • Плохие логопеды, которые ограничиваются симптоматикой («у ребенка проблемы со звуками – будем звуки ставить», «путает окончания – будем делать окончания») или вообще работают «по запросу» от родителей (что родитель заметил в речи ребенка – то и будут делать). При обращении к таким «специалистам»: в лучшем случае коррекционная работа займет в 10 раз больше времени, в худшем – они сломают больше, чем починят. (вы когда-нибудь видели трехлетнего не говорящего и заикающегося ребенка? А я видела. Он походил к логопеду, которая активно ставила ему звуки в слова типа «черепаха» и «чебурашка». В результате ребенок и не заговорил, и заикаться начал).

Хорошие логопеды как врачи не дают таблеток от головы и живота – они лечат инсульт, аппендицит и т.д.

  • Очень опытные логопеды часто тоже проводят обследования бесплатно. Так как обследовали не одну тысячу детей и исправили речь нескольким сотням детей и взрослых со всеми возможными нарушениями. Дифференциальной диагностикой и анализом они занимаются уже во время обследования, поэтому количество вопросов к ребенку и маме снижается, за счет исключения дублирования заданий. И обследование занимает 15мин – 1 час вместо нескольких дней.

О том, как правильно писать логопедическое заключение смотрите в методических рекомендациях Р.И. Лалаевой

О том, как просто выглядит обследования у логопеда со стороны родителей – смотрите ниже.

Что требуется от родителей на логопедическом обследовании?

Ребёнок к 6 годам коверкает слова

Если дошкольник за год до школы разговаривает недостаточно хорошо, то он не сможет самостоятельно справится с программой начальной школы. Если же он почти не говорит, то это уже серьёзная проблема.

Норма речевого развития в шесть лет

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. Центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в этот период. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.

Все это в полной мере относится и к речи, коррекцию недоразвития лучше всего начать не позже этого времени. За 1–2 года до начала школьного обучения речь ребенка достигает определённого совершенства, при котором он сможет осилить школьную программу если взрослые уделяли этому должное внимание.

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки. Игра по-прежнему является главной деятельностью для шестилетнего дошкольника. В игре он усваивает и понимает новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки.

Возможные причины нарушений речи

Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи: дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

Дислалия

Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия.

Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

Читайте также  Чем заниматься с ребенком в 7 месяцев

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Помощь плохо говорящему ребенку 6 лет

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы — что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Протокол логопедической диагностики речи детей 6-7лет

1. Название предметов и их частей по картинкам или по предъявлению:

человек (шея, лоб, брови, ресницы, щеки, ладонь, локоть плечи, колени, локти, ногти);

птица (клюв, крыло, перья, когти, лапы, хвост);

рубашка (петли, манжеты, воротник);

чайник (крышка, носик, донышко, ручка);

2. Обобщения. Назови одним словом:

платье, юбка, брюки, рубашка;

яблоко, груша, лимон, апельсин;

шкаф, стол, кровать, диван.

3. Детеныши животных. «У кого кто?»:

Кто водит машину?

Кто разносит почту?

Кто продает продукты?

Кто стрижет волосы?

Кто шьет одежду?

Кто управляет самолетом?

Кто готовит пищу?

Кто рисует картины?

IV. Словарь признаков.

1. Подбор прилагательных к существительным:

2. Прилагательные, образованные от существительных:

Шкаф сделан из дерева. Значит, он какой?

Чемодан из кожи. Он какой?

Варежки из шерсти .

Конверт из бумаги .

3. Употребление антонимов:

Этот мальчик веселый, а этот какой?

Это белье сухое, а это белье . .

День светлый, а ночь . .

Этот карандаш длинный, а этот . .

Эта книга толстая, а эта . .

Эта линия прямая, а эта . .

V. Глагольный словарь. «Что делает?»:

рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея;

водитель, почтальон, продавец, парикмахер, швея, летчик, повар, художник.

VI. Грамматический строй речи.

1. Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах:

стол — столы — столов;

стул — стулья — стульев;

2. Употребление простых и сложных предлогов (в, на, под, с, со, из, из-за, из-под, между).

VII. Состояние слоговой структуры слов.

Повтори слова: квадрат, космонавт, аквариум, мотоцикл, стрекоза, снеговик, квартира, скворечник, велосипед, треугольник, земляника, сковорода, мотоциклист, прямоугольник, температура, милиционер, водопроводчик, парикмахерская, ткачиха, хоккеист, библиотекарь.

Дети слепили снеговика

Милиционер стоит на перекрестке;

Водопроводчик чинит водопровод;

Фотограф фотографирует детей;

Саша сушила мокрое белье на веревочке.

VIII. Произношение и различение звуков.

С: сад, коляска, глобус;

Сь: беседка, василек, такси;

3: замок, зонт, Незнайка;

Зь: земляника, обезьяна, зима;

Ц: цапля, кольцо, индеец;

Ш: шашки, ошейник, карандаш;

Ж: живот, жук, лыжи;

Щ: щука, щенок, площадь;

Ч: чайник, печенье, мяч;

Л: лампа, волк, стол;

Ль: лейка, плита, соль;

Р: рак, марки, мухомор;

Рь: река, пряники, фонарь;

И: лейка, яблоко, еж, крылья;

К: куртка, скрипка, шкаф;

Г: грядка, грелка, виноград;

X: хлеб, ткачиха, петух.

У Сони пушистая шапка.

На журнальном столике стоит красивая ваза.

Утята вышли на улицу.

У Кати чистое платье.

Щеткой чищу я щенка.

Дятел долбил ель.

Свинья тупорыла, носом землю рыла.

Майя и Юля поют.

IX. Фонематическое восприятие (анализ звукового состава слова).

1. Выделение первого ударного гласного в словах:

2. Выделение первого согласного в словах:

3. Выделение последнего согласного в словах:

суп, мак, кот, сом.

4. Отбор картинок только со звуком м:

рыба, мак, лопата, лампа, носки, морковь, дом, ком.

5. Назови все звуки по порядку словах:

6. Повторить слоги и слова:

X. Состояние артикуляционного аппарата.

Губы, зубы, небо, язык (объем и качество движений языка), уздечка (норма, укороченная).

XI. Состояние общей и мелкой моторики (ведущая рука)

XII. Заключение логопеда

XI II . Рекомендации

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей», под ред. Е. А. Стребелевой. — М. : Просвещение, 2004.

«Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»: Сб. методических рекомендаций — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2002

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: