Леворукие дети их особенности и диагностика

Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

· повышенная ранимость и чувствительность;

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

· ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;

· наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;

· травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;

· подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;

· серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

· «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;

· «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;

· «дай 5» или «давай пожмем руки»;

· «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

Ø перемещает подвижную игрушку;

Ø складывает пирамидку;

Ø указывает на что-то; собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы); держит столовый прибор;

Ø чистит зубы; откручивает крышечки;

Ø подметает или вытирает поверхность; расчесывается; рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

· он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;

· при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;

· проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;

· заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее — в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

· сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);

· не касаться грудью парты;

· ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;

· тело, плечи и голову держать на одной линии;

· опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать — он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым. Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши — легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

Удивительные факты о левшах

Ø Среди мужчин левшей больше. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.

Читайте также  Что приготовить 8 месячному ребенку рецепты

Ø Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.

Ø Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.

Ø Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.

Ø Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.

Ø Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.

Ø Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Как вести себя с ребенком – левшой?

· Учитывать повышенную эмоциональную и крайнюю впечатлительность ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

· Создать благоприятный климат для него в семье.

· Не воевать с ним из-за частого упрямства, а его выходки попытаться завуалировать какой-нибудь игрой.

· Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться вырастить вундеркинда.

· Старайтесь чаще делать малышу сюрпризы.

· Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.

· Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Почему ребенок левша? Развитие ребенка-левши

В процессе классической нейропсихологической диагностики первым определяется профиль межполушарной асимметрии у обследуемого. Он предполагает наличие «ведущих» глаза, уха, руки, ноги, поэтому важно отметить, что левши и леворукие люди – не одно и то же. Может быть ведущая левая рука, но при этом человек не будет левшой в отношении других моторных и сенсорных предпочтений. Или ведущая рука может быть правая, а глаз, ухо и нога – левые (часто такой феномен называют «скрытым левшеством»). Кроме того, возможен вариант амбидекстрии, когда правая и левая стороны одинаково участвуют в осуществлении функций.

Таким образом, грамотнее говорить о межполушарном профиле или специфике латеральных предпочтений. Для диагностики используются специальные нейропсихологические пробы, а также исследование анамнеза на предмет семейного левшества и других данных (например, наличия и длительности периода ползания у ребенка).

Существует генетическая, врожденная форма леворукости (тогда кто-то из родственников обычно тоже имеет ведущую левую руку), а также компенсаторная форма, которая развивается вследствие патологии нервной системы (например, отсутствие периода ползания, по мнению кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры клинической психологии и психотерапии А.В. Семенович). Врожденная форма леворукости характеризуется вариантом нормального морфогенеза, в то время как при компенсаторном левшестве в процессе перинатального и постнатального развития «выпадает» какое-то звено в развитии мозга, вследствие чего происходит внутри- и межсистемная перестройка связей головного мозга. Поэтому именно у детей с компенсаторным левшеством часто обнаруживаются трудности в развитии (заикание, дислексия, дисграфия, гиперактивность и трудности коммуникации). Наличие или отсутствие таких проблем будет зависеть от продуктивности перестройки связей.

Часто от родителей звучит вопрос: «Чем отличаются левши от правшей?», — с комментарием, что они не замечают большой разницы. Действительно именно при генетически обусловленной форме полного левшества психика наиболее устойчива по сравнению с компенсаторными вариантами. Таких людей среди леворуких в процентном соотношении мало, по разным данным статистики «истинных» левшей 1-3% от всего населения. Все остальные леворукие относятся к приобретенным формам. И вот там ярко проявляются особенности.

В норме у правшей (то есть людей с левополушарным доминированием) есть определенная топика психических функций, т.е. центры речи – в левом полушарии, пространственные представления, музыкальный слух, восприятие интонаций и ритмов – в правом полушарии и т.д. И полушария все время взаимодействуют между собой посредством комиссур. Правое полушарие отвечает за чувственное познание мира, интуицию, целостное восприятие образа, воображение, одномоментное (симультанное) восприятие. Левое – это аналитическая стратегия, последовательность (сукцессивность), аналитика и логика, абстрактное мышление, числа, буквы, движение и речь.

У правшей отмечается более высокая степень внутри- и межфункциональной дифференцированности зон мозга и четкость латеральной (межполушарной) специализации. То есть для реализации той или иной функции «работает» четкий «ансамбль» зон как внутри полушария, так и в связи между гемисферами. В норме у правшей более стабильная корково-подкорковая регуляция (активация и торможение, насыщение коры нервной энергией для стабильной работы без истощения).

Для леворуких же характерна функциональная размытость в мозговой организации (а соответственно, меньшая эффективность, большая энергозатратность), неустойчивость регуляции психики, более низкий уровень развития как вертикальных (кора-подкорка), так и горизонтальных связей между зонами коры.

Вот некоторые черты, характерные для левшей:

  • чаще опираются на неречевые способы познания (чувственные);
  • эмоциональность, обидчивость, вспыльчивость, импульсивность, возможны страхи, повышенная тревожность;
  • ярко выраженный творческий талант (не всегда, но часто бывает);
  • «витание в облаках», отрешенность;
  • развитая фантазия;
  • трудно даются задачи на аналитику и логику.

Дети-левши (или скрытые левши) чаще встречаются с жалобами на:

  • дислексию, дисграфию (ошибки акустические, оптико-пространственные, регуляторные), дискалькулию;
  • нарушения фонематического слуха;
  • импульсивность, гиперактивность;
  • заикание;
  • трудности коммуникации со сверстниками;
  • проблемы с уроками (не умеет сам организоваться, жалобы от учителей).

Принципы коррекции

Нужно помнить, что нельзя ни в коем случае переучивать левшу. Исключение составляют такие случаи, когда ребенок-правша после черепно-мозговой травмы получил парез правой руки и вынужденно начал писать левой. Но это не левшество. На уровне мозга такой ребенок остается праворуким, и в таком случае требуется просто восстановление функционирования правой руки (потому что мозг делает двойную работу и сначала посылает импульс правой руке, потом «вспоминает», что она не работает, и посылает уже левой – в таком случае очень увеличено время моторной реакции на пробах).

Итак, первый принцип — не переучивать.

Прежде всего нужно провести нейропсихологическую диагностику и выявить имеющиеся дефициты. Уже исходя их них составляется программа коррекции развития ребенка-левши. Занятия должны быть направлены на улучшение работы функциональных систем за счет повышения уровня специализации зон, устранения «размытости», диффузности в мозговой организации. По сути – нужно с помощью упражнений «протоптать нейронные дорожки». Часто помимо занятий с нейропсихологом и логопедом могут потребоваться занятия с психологом.

Что можно делать самостоятельно:

  • игры с правилами, командные игры, игры с мячом;
  • развитие схемы тела (разные двигательные активности, массаж, ортоковрики);
  • ходьба, велосипед, беговел (для младших детей), бассейн;
  • игры на пространство (танграмы, графические диктанты, кубики Никитина/IQ-кубики и т.д.);
  • занятия с музыкой и речевыми ритмами;
  • подача учебного материала на основе образов, реальных примеров, экспериментов, использование зрительной опоры и кинестетики (дать пощупать, попробовать, а не объяснять в теории);
  • задавать открытые вопросы;
  • использование социального признания, престижа в коллективе как стимула.

Отдельно хотелось бы сказать про фортепиано: играть полезно всем: и левшам, и правшам. Такая деятельность развивает музыкальный слух, координацию и одновременно задействует зоны в обоих полушариях и разные стратегии (и симультанность, и сукцессивность). Нет точных данных, влияет ли игра на фортепиано на межполушарное взаимодействие, но она однозначно полезна.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Леворукие дети их особенности и диагностика

Согласно определения в психологии леворукость — это «преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно является врожденной» [6, с. 17].

Асимметрия — является составляющей в развитии леворуких поэтому межполушарную асимметрию следует рассматривать в тесной связи с развитием леворукости дошкольников.

Учение о межполушарной асимметрии возникло относительно недавно, только около 100 лет назад, отмечает И. С. Макарьев: «открытие французского врача П. Брок буквально шокировал ученых. Ни один ученный до него не обращал внимание на то, что параличи правой руки зачастую сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает» [4, с. 14].

И.С. Макарьев выделяет и другие концепции леворукости и доминантности руки. «Вскоре другой ученый, К. Вернике, обнаруживает в левом же полушарии сенсорный центр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи — сенсорной афазии. Были обнаружены и другие речевые центры в левом полушарии. В конечном счете, оказалось, что нашей способностью говорить и писать, читать и понимать устную речь мы обязаны работе левого полушария» [4, с. 15].

Продолжая исследование межполушарной асимметрий, Макарьев указывал так же на то что: «после всех этих открытий стало признаваться доминирующим (ведущим) во всех сферах: в отношении языка, мышления, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Правое же полушарие рассматривалось как дополнительное. Но такой взгляд не подтверждался клиническими наблюдениями, в ходе которых выявилось, что после поражения правого полушария нарушается зрительное восприятие и пространственное мышление» [4, с. 15].

Проблемой леворукости занимались ученые в разных областях знаний. Широко известны научные исследования по проблемам леворукости из области психофизиологии, нейропсихологии, дифференциальной психофизиологии таких авторов, как Е. П. Ильин, А. В. Семенович, Ж. М. Глозман, А. П. Бизюк, Ю. В. Микадзе. Психолого-педагогическими проблемами особенностей обучения и воспитания леворуких дошкольников занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: А. Т. Айрапетянц, М. М. Безруких, И. С. Макарьев, А. В. Семенович, Ш. А. Сулейменова, Р. А. Жукова. Прикладные задачи диагностики леворукости у детей составляли предмет исследований таких авторов как А. В. Семенович, Т. В. Пятница, О. В. Аксюта, И. К. Боровская, И. В. Ковалец, Ю. В. Пашкова. В многочисленных работах этих авторов основное значение придается разным факторам возникновения леворукости: наследственным, социальным, геоэкологическим и другие.

Читайте также  Дыхательная гимнастика детей младшего возраста

Некоторые исследователи большую роль в право- леворукости отводят культурным факторам, условиям воспитания. В многих высказываниях этих ученых говорится о сочетании роли социокультурных и наследственных факторов. На сегодняшний день во многих странах мира леворуких дошкольников не переучивают, а создают все условия для жизни и получения профессий, таким образом помогая ребенку развиваться полноценно, не ущемляя его индивидуально-личностные особенности.

Изучая причины предрасположения к леворукости, невозможно не отметить один очень важный момент — асимметрию полушарий головного мозга, в связи с чем, важно рассмотреть основные функции правого и левого полушарий мозга и связанной с ними специфики организации моторики.

На сегодняшний день большинство ученых занимаются проблемами изучения межполушарной асимметрии, поскольку проблема имеет место, как в бытовой сфере, так и в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Так, педагог практик Е. И. Николаева отмечает ряд трудностей развития леворуких детей: «люди с преимущественно левыми признаками более эффективно приспосабливаются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где больше вероятность стресса. Их не адаптивность может проявляться в ситуациях, способствующих развитию тревоги, страха».

В концепции Е. А. Михайловой установлено, что у леворуких детей возникают специфические формы дизонтогенеза, проявляющиеся в речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счета, оптико — пространственных, психомоторных функций и т.д. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии ребенка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью.

Исследованиями доказано, что «леворукие дети обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребенок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания. Леворукие дети могут быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах. Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении взаимоотношений между частями целого изображения, в снижении способности к дифференцированному восприятию. У левшей несколько снижен объем кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти» [5].

Особенности познавательных процессов дошкольников с леворукостью (доминированием правого полушария) выдвигает О. В. Аксюта, которая определяет у таких детей «склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы» [3].

О. В. Аксюта отмечает, что: «левши — атуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез, имея дело с актуальным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Они говорят «взахлеб», энергично размахивая руками, и постепенно переходят почти на крик. Дети — левши достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредственны в выражении чувств, внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сиюминутное настроение, их легко огорчить и они также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Левши с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения. Им важно все потрогать и посмотреть. Левшам знакомо чувство единения, какой-то особой общности с природой и людьми, чувство «мы». Этим определяется их целостный характер взаимодействия с миром. В сложных ситуациях дети-левши могут производить действия неосознанно, еще до реального их осмысления. Причем эти действия, словно учитывают все ключевые акценты ситуации — иными словами ребенок совершает необходимые в данной ситуации действия, которые помогают ему принять правильное решение. Это еще одно преимущество правого полушария — схватывать информацию чуть быстрее, чем левое и успешнее распознавать сложную и неоднозначную информацию. Именно поэтому среди левшей много литераторов, журналистов, деятелей искусства и организаторов» [3].

Аналогичное мнение имеет и Е. И. Николаева, которая приводит в пример исследование, в котором были изучены устойчивость внимания, объем памяти, скорость сенсомоторной реакции, развитие моторики кисти ведущей руки и уровень адаптации у детей старшей группы детского сада перед выпуском в школу и через год, в конце первого учебного года. Автор описывает, что «дети с правым типом профиля имели лучшие показатели познавательных способностей по сравнению с детьми со смешанными показателями (в выборке не оказалось детей с левым и симметричным типами профиля). Но дети со смешанным типом профиля были более адаптированы к школе.

Следовательно, эти данные подтверждают исследования, проведенные на взрослых, согласно которым высокий интеллект связан с выраженной асимметрией, а адаптация улучшается при накоплении левых признаков» [6, с. 54-55].

Е. И. Николаева отмечает и ряд трудностей развития леворуких детей: «люди с преимущественно левыми признаками более эффективно адаптируются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где у них выше вероятность срыва при стрессе по сравнению с другими вариантами профиля. Их не адаптивность может проявляться в ситуациях, способствующих развитию тревоги, страха».

Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. В ходе экспериментов обратили на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры очень точно оценивали неприятный запах. По результатам проведенного исследования был сделан следующий вывод: «праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака, то есть они более пессимистичны» [2, с. 15].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дошкольники с выраженными признаками леворукости более эмоционально восприимчивы. Для леворуких детей комфортные условия деятельности не влияют на проявление их высоких умственных способностей. Однако конфликты, препятствия при сближении с коллективом могут в значимой мере изменить результаты их интеллектуальной деятельности.

Таким образом, многие специалисты считают, что в процессе воспитания и обучения леворуких детей должны учитываться их индивидуальные познавательные, психические, эмоциональные особенности. Важным фактором, определяющим создание специфических условий развития, является своевременное выявление леворуких детей уже в дошкольном возрасте.

Для леворуких дошкольников психодиагностический комплекс включает в себя, кроме широко известных проб, такие тесты как «Определение доминантности руки дошкольников» (М. Озьяс), исследование межполушарной асимметрии (О. Б. Иншакова), система тестов для определения рукости (М.Г. Князева, В.Ю. Вильдавский) [1, 3].

Рассмотрев данные методики по изучению леворукости у детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод о том, что они помогают нам определить ведущую руку и полушарие или степень леворукости.

Исходя из анализа дополнительной методической литературы, мы можем обобщить рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и развитию леворуких детей. Авторы не рекомендуют родителям и педагогам демонстрировать свое отношение к леворукости, так как леворукость является индивидуальным вариантом нормы; переучивание леворукого ребенка может привести к нарушениям эмоциональной сферы ребенка, поэтому необходимо с пониманием относиться с уникальности ребенка; уделить внимание развитию крупной и мелкой моторики правой и левой рук; способствовать формированию навыка ориентировки в пространстве и на плоскости, а также развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Итак, проанализировав литературу, мы можем утверждать, что леворукость как дисфункциональное проявление доминантности полушарий мозга не является причиной умственных и психических отклонений у детей среднего дошкольного возраста. Процесс развития познавательных процессов леворуких дошкольников будет происходить с меньшими психологическими проблемами при условии специальной подготовки педагога и поддержки индивидуальных особенностей ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Левша или правша?

Ребёнок часто тревожится, плачет по малейшему поводу, кажется вам неуклюжим или ленивым? Чего вы только не пробовали: жалели, ругали, разговаривали, обращались за помощью к воспитателям или педагогам? И ни-че-го! Совершенно ничего не помогает? Это так изматывает, когда пытаешься, крутишься-вертишься и всё — в трубу. В пустую. Так бывает. И бывает достаточно часто, когда, не зная причину происходящего, начинаешь исправлять, подправлять, гнуть в другую сторону. И чем сильнее гнёшь, тем более велика вероятность, что не угадаешь с направлением и сломаешь.

Одна из важнейших характеристик особенностей детей — степень левшества. Не зря определение ведущей руки является ключевой составляющей нейропсихологической диагностики. Эта характеристика говорит о многом: об особенностях развития речи, о выборе того или иного способа приёма, переработки и анализа информации.

С четырёх-пяти лет родители и сами замечают, что ребёнок начал выполнять большинство действий, какой-то одной рукой. До этого возраста ведущая рука может меняться. Например, ложка у ребёнка всегда в левой руке, и рисует он тоже левой. А если не всё так явно? Ест он левой, а карандаш перекладывает в правую? Или всё делает преимущественно правой, а вот ножницы берёт левой рукой? Кроме того, в психологии есть понятие «псевдолевшество», то есть компенсаторное левшество. Оно может возникнуть ещё до рождения, если, например, левое полушарие мозга было повреждено или в раннем детстве, например, при травме правой руки.

«Скрытое левшество» — что это такое?

Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто. Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.

Читайте также  Наладить режим сна ребенка

Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся. Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д. Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину.

Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:

  • зажечь спички,
  • наколоть, нанизать пуговицы, бусины,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • проколоть дырочки (5-6 ударов),
  • разложить (раздать) карточки (карты),
  • стереть ластиком предварительно нарисованные крестики,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки,
  • почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями. При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?

Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка

«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.

Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».

Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.

Когда лучше не экспериментировать?

Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?

В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.

Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.

Ребенок левша. Как выявить особенности развития

Ребенок левша. Как выявить особенности развития

У человека правое и левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое полушарие ответственно за все, что касается звуков, музыки, интонации, ориентации в пространстве, а также за восприятие зрительных изображений, образов, изменяющихся действий: движений людей, полета птиц и т.д. Левое полушарие ответственно за речь, ее понимание, четкое произношение, за письмо, чтение, запоминание текстов, иностранных слов, решение математических и логических задач.

У правшей (а их большинство) доминирует левое полушарие мозга. Правша пишет правой рукой, толчковая нога правая, правое ухо и глаз лучше слышат и видят. У левшей же все наоборот, хотя стопроцентных левшей не так уж много. Также есть люди, которые одинаково хорошо пишут правой и левой рукой, у них нет доминирующего полушария мозга, оба полушария функционируют одинаково. Это амбидекстры — левшы и правшы одновременно.

Левши, хотя и в меньшинстве, но их достаточно много. Тем более, среди них встречаются неярко выраженные левши. Например, у правшей толчковой ногой является левая, лучше слышат и видят левое ухо и глаз.

Как определить левша или правша ребенок?

Ребенок с года и даже раньше начинает отдавать предпочтение правой или левой руке. Можно заметить, какой рукой он чаще берет игрушки, ложку, соски. К пяти годам уже ясно, кто он.

Существует много способов выявить, ребенок левша или правша. Вот тесты, позволяющие определить, правша или левша ребенок. Попросите его постучать мячом об пол одной рукой, причесаться, открыть книгу. Дайте посмотреть в трубу-калейдоскоп, пусть поговорит по телефону с бабушкой. Если он упорно отдает предпочтение левой руке, смотрит в трубу левым глазом, подносит трубу к левому уху, то он левша.

Ребенок левша. Причины

Самая частая причина – наследственная, когда один из родителей – левша. Леворукость в этом случае является нормой, индивидуальностью развития. Оба полушария мозга здоровы, выполняют свои функции, но доминирует правое полушарие, отвечающее за левую часть тела. Никаких проблем нет, кроме той, что мир ориентирован на правшей. Родителям надо учитывать особенности ребенка, помогать ему, и он сам быстро приспособится к праворукому миру. Такие дети ничем не отличаются от правшей ни по психике, ни по развитию.

Вторая причина леворукости – поражение левого полушария мозга во внутриутробном периоде или в связи с какой-либо болезнью во младенчестве, или во время тяжелых родов. Левое полушарие не может нормально функционировать, и правое берет на себя его функцию. Следствием этих причин является леворукость. Организм пытается компенсировать недостающие функции левого полушария и делает правое доминирующим. У такого ребенка часто бывают проблемы с развитием речи, обучаемостью, моторикой. Правое полушарие работает «за двоих». Ребенку и так трудно, а, если еще начать его переучивать, может случиться катастрофа. Это может повлечь за собой психические расстройства, энурез, нервные тики, заикание, проблемы с пищеварением, ослабление иммунитета и т.д. К счастью, сейчас в школах не борются с леворукостью, не переучивают как еще 30-40 лет назад.

Третья причина леворукости бывает вынужденной, например, связанной с травмой правой руки. И даже не у ребенка, а у его родителя. Много тому примеров, когда дети вернувшихся с войны отцов, потерявших правую руку, смотрели на них и все делали левой рукой «как папа». Если же у самого ребенка травмирована рука, и он бережет ее, все делая левой, то по выздоровлению правой руки ненавязчиво побуждайте ребенка использовать ее. Постепенно праворукость вернется. Переучивать ребенка с левой на правую руку следует только при подражании леворукому родственнику. В двух других случаях переучивать ребенка-левшу нельзя категорически.

Бывают случаи псевдолеворукости, когда не выявлено доминирующее полушарие мозга. Тогда ребенок использует обе руки одинаково. Это происходит из-за несформировавшейся связи между левым и правым полушариями мозга. В этом случае необходимо проконсультироваться с нейропсихологом. Специалист проведет занятия, в ходе которых выявится доминантное полушарие мозга, в большинстве случаев правое. Специалист владеет техниками, позволяющими сделать это довольно быстро, всего за несколько занятий. К десяти годам у многих детей доминирующее полушарие определяется без чьей-либо помощи. Но иногда этого не происходит и нужна дополнительная помощь, поэтому лучше раньше выявить статус ребенка.

Ребенок левша, особенности развития

При разумном спокойном подходе, принятии ситуации такой, какая она есть, родители могут воспитать ребенка-левшу ничем не отличающимся от других детей, кроме леворукости, а часто и генияем в какой-либо области. Родителям необходимо создать щадящие условия для такого ребенка, начиная с приобретения вилок и ложек для левшей, договориться с учителем, чтобы за парту ребенка сажали слева, покупать ручки с быстросохнущей пастой, чтобы он не стирал левой рукой написанное в тетради. У детей-левшей очень развито образное мышление, отмечается повышенное восприятие звуков, прекрасный музыкальный слух.

Родителям необходимо приглядеться к увлечениям ребенка и поощрять их. Если он любит рисовать, отдайте его в изостудию или музыкальную школу. Занимайтесь с ним лепкой и всем, что способствует развитию мелкой моторики, внимания и логики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: