Комплекс пальчиковой гимнастики детей

Картотека пальчиковой гимнастики

Все на улицу — вперед! Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки.

Руки в варежках согреем

И завяжем шарфики.

Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль.

«ПИРОГ»

Падал снег на порог.(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.(Показывают, как лепят пирог)

А пока лепил и пек,(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки(Опять показывают, как пекут пирог)

Не из снега — из муки.

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)

Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком.)

«ДРУЗЬЯ – САДОВОДЫ»

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в “кулачок”. Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее “сгибаем-разгибаем”)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, “сгибаем-разгибаем” его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

«МЫШКА»

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

«АПЕЛЬСИН»

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку – кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас – беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!

«ШАРИК»

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут)
Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел – (Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

«ЛЕТЕЛА СОВА»

Летела сова, (Машем руками)
Весёлая голова.
Летела-летела, (Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела (Снова машем руками)
И опять полетела.

«ЦВЕТЫ»

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (Медленно разгибать пальцы из кулаков.)

Ветерок чуть дышит, (Покачивать кистями рук вправо-влево,

Наши алые цветки медленно сжимать пальцы в кулаки.)

Головой качают, (Покачивать кулаки вперед-назад.)

«ЦВЕТОК ПРОСНУЛСЯ»

Утром рано он закрыт, (Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук.)

но к полудню ближе(Плавно распускаются.)

красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик. (Закрываются затем под щеку.)

И теперь он будет спать,(Имитация сна.)

До утра как птенчик

«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре, (Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики, по одному,

И большую поварешку. на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили, (Одна ладонь скользит по другой.)

Ковшик тоже развалился. (Загибают пальчики.)

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

«КНИГИ»

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу»)

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)

«ПОСЕВ ПШЕНИЦЫ»

Будем сеять мы пшеницу

В землю зернышки бросать.

И не пустим мы синицу

Наши всходы пеклевать.

(Пальцами делать движения – крошим крошки, пальцы в щепоть – синица, наклонять кисть клюет, махать руками –кыш-кыш.)

1.После снежной пустоты (Развести руки в стороны ладонями вниз)

Распускаются цветы. (Кисть вверх, пальцы раскрыть)

Как давно не видел ты (То же самое другой рукой)

Этой хрупкой красоты! (Дунуть на обе руки и распрямить пальцы, ладони вверх)

2.Стало солнце пригревать, (Рисуем в воздухе указательным пальцем круг)

И набухли почки. (Соединили ладоне – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты)

Скоро выйдут из земли (не меняя положения поднимаем руки)

Первые цветочки. (разводим пальцы в стороны)

3.Солнце-яркая звезда, (Левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуть – это Солнце)

А вокруг – планеты. (Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца»)

И летают – кто куда – (Собрать пальцы левой руки вместе в движении справа налево)

Быстрые кометы. (Собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо)

4.Мы встали – солнышко восходит. (поднимаем руки вверх)

Ложимся спать – луна встает, (Ладони под щеку)

А с нею звездочки приходят (Пальцы сложены в щепоть, указываем «в разные точки неба»)

И ночью водят хоровод. (Описать руками круг перед собой)

5.Как снега растают – (Руки ладонями вниз разводим в стороны)

Птицы прилетают, (Машем руками, как крыльями.)

Гнёзда вьют из веток (Соединить руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты)

Для птенцов, для деток. (Пальцы переплетены, сгибаем-разгибаем пальцы)

6.Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (Пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать. (Руки виз, встряхнуть кистями)

«РЫБКА»

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями изображают, как плывет Рыбке весело играть. рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница , (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула , (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

«КРОЛИК»

Маленький кролик (Кисти прижать к голове, как ушки.)

С большими ушами,
Розовым носом, (Дотронуться до носа.)
Смешными усами. (Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе (Роем ноку.)
Сильными лапками

В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе (“Чистим шёрстку”.)

Или спит. (Руки кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит. (Шевелим “ушами”.)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов. (Закрыть лицо ладонями.)

«ДОМИК»

Под грибом – шалашик-домик, (Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик. (Постучать кулаком одной руки о

Мы тихонько постучим, ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. («Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем – дубовый стол. (Показываем стол)

Рядом – стул с высокой спинкой (Показываем стул)

На столе – тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки направленавверх (тарелка), правая рука (вилка) ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят. Угощенье для ребят.

Пальчиковая гимнастика для детей 2- 6 лет: зачем она нужна. Комплексы детской пальчиковой гимнастики с ребёнком 3-х, 4-х или 5-и лет

Психологи, педиатры, педагоги и просто мудрые родители уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка – его ум.

Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации.

Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься с раннего возраста.

Значение пальчиковой гимнастики

Когда начинать занятия? С первых месяцев жизни. Не нужно ждать, пока ребенку исполнится год, полтора или два года: уже с первого полугодия жизни, когда ребенок начинает совершать целенаправленные движения руками, с ним нужно проводить гимнастику, развивающую мелку моторику рук. Постоянная стимуляция мозга поможет малышу быстрее заговорить и вообще расти гораздо более развитым по сравнению со сверстниками.

Пальчиковая гимнастика для детей 2 – 6 лет имеет огромное развивающее значение:

• стимулирует развитие мозга, особенно центров речи;

• учит концентрации и правильному распределению внимания;

• совершенствует точность движений и умение владеть своим телом, повышает гибкость и силу кистей и пальцев;

• развивает воображение и речь крохи.

Кроме того, ежедневные занятия с мамой создают благоприятную эмоциональную связь с ней. Ребенок учится воспринимать и понимать речь взрослого, вовремя реагировать на нее. Развивается логическая и эмоциональная сфера, умение концентрировать внимание и контролировать эмоции. А это имеет непосредственное отношение к школьной подготовке, является залогом будущих успехов.

Виды гимнастики для пальцев

Заниматься можно и дома, и на прогулке, обыгрывая упражнения в игровой форме. Вместе с пальчиковой гимнастикой для детей с 2 лет и даже раньше используется артикуляционная гимнастика. Маме придется выучить несколько стихотворений и обыгрывать их для малыша.

Усиливают эффект от пальчиковой гимнастики игрушки и различные предметы: «колючие» резиновые и мягкие текстильные шарики, старые зубные щетки, бельевые прищепки, пробки от бутылок, веревки из хлопка и льняные шпагаты, копилки (в них можно просовывать тонкие предметы), скорлупки грецких орехов и сами орехи (их можно покатать в ладошках), сломанная компьютерная клавиатура (по клавишам нужно прицельно попадать). В общем, все, что малыш может трогать, – полноценный дидактический материал.

Упражнения пальчиковой гимнастики для детей хорошо бы подкрепить самомассажем (его малыши делают с помощью собственных пальчиков либо других предметов, например, карандашей, мячиков, прищепок для белья). Этот прием стимулирует работу нервной системы, повышает чувствительность нервных рецепторов.

Читайте также  У ребенка иногда идет кровь из носа

Вместе с детской пальчиковой гимнастикой важно делать артикуляционную гимнастику, манипуляции предметами, учить наизусть и проговаривать потешки, заниматься кукольными инсценировками (кукольный театр для пальцев).

Не упускайте возможность дать ребенку поиграть с песком, водой, пластилином. Это усилит эффект от занятий. В сочетании со стихами гимнастика для пальцев становится средством коррекции эмоциональных или психических нарушений, неправильного дыхания, развивает память и эмпатические способности.

Виды пальчиковой гимнастики для детей от 2 до 6 лет следующие:

1. для кистей рук – простые развлекательные движения, которые способны выручить маму в очереди или транспорте. Ребенок учится дифференцировать движения, подражать взрослым, чередовать движения пальцев, расслаблять напряженные мышцы и снова напрягать их;

2. статические (условно) упражнения, требующие более точного управления мелкой моторикой. В эти упражнения отлично вписываются «рассуждалки», придуманные сказки и истории;

3. динамические упражнения, развивающие координацию, умение легко сгибать/разгибать пальцы, а также противопоставлять большой палец обеих кистей се остальным пальцам.

Сложность каждого из видов упражнений зависит как от возраста ребенка, так и от степени его развития. Кроме того, важное значение имеет состояние мышечного аппарата малыша.

Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет

Знаменитая «Сорока-ворона» – прекрасная тренировка пальцев для совсем маленьких детей. Мама и массирует пальцы ребенка, и показывает, как можно ими манипулировать, а развивает слух и речь крохи. Для ребенка полутора-двух лет прекрасно подойдут и другие упражнения.

«Росточек-лепесточек»

Объясняем ребенку, что в одной руке у него будет расти зернышко, а другая рука принадлежит «садовнику», который зернышко посадил. Первую ручку сжимаем в кулак, второй просовываем внутрь настоящее или воображаемое зернышко, «прячем» его.

Пальчиками свободной руки постукиваем по зажатому кулачку, приговаривая: «Как-кап, дождик. Расти-расти, цветочек! Солнце, солнце, посвети! А цветочек наш, взойди!» Постепенно зажатую в кулачок ладошку распускаем – это раскрываются лепестки цветочка. Когда цветок целиком раскроется, пальчики малыша должны оказаться максимально вытянутыми и напряженными. Руку-«цветочек» нужно вытянуть вверх.

Упражнение задействует все мышцы кисти и некоторые мышцы плеча.

«Лесные зверята»

Упражнение помогает выучить название диких животных-детенышей. Называя каждого, нужно сгибать пальцы (начинать с мизинчика), прижимая к центру ладони: «Вот бельчонок, вот зайчонок. Вот волчонок, вот лисенок». Двигать оставшимся большим пальчиком, приговаривая: «А это спешит, ковыляет спросонок маленький, толстый, смешной медвежонок».

Можно попросить ребенка похлопать в ладоши после того, как «найдется» медвежонок.

Упражнение прорабатывает каждый пальчик, укрепляет мышцы, учит координировать движения.

Сначала ладошка собрана в кулачок. Разгибая пальцы последовательно, проговариваем: «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать». Как только вся ладошка раскроется, выбросить руку вверх, максимально раздвинув пальцы в стороны. Начать снова сжимать кулачок, первым опять прижать большой палец. Проговаривать: «Тиши, тише, не шумите! Деток наших не будите! Станут птички щебетать, станут пальчики вставать».

Вращать кисть со сжатым кулачком. После слова «вставать» снова раскрыть ладонь, максимально раздвинув пальцы в стороны.

Сложное упражнение, которое позволяет проработать все мышцы кисти. Новогодняя тематика доставит малышу радость. Проговариваем и делаем:

Вот приходит Новый год! (хлопок)

Встали дети в хоровод (соединить кисти, вывернуть наружу, осторожно вытянуть руки вперед)

Глянь: на елке шарики (показать шарик, соединив пальцы)

Заблестели льдинки (резко по очереди сжимать кулачки)

Кружатся снежинки (показывать медленное разнонаправленное движение летящего снега).

В гости Дед Мороз идет (показать, как шагает, с помощью пальцев)

Нам подарочки несет (тереть ладошками друг об дружку).

Как же нам их сосчитать? (хлопок по поверхности: правая рука раскрыта, левая в кулачке)

Будем пальцы загибать! (снова хлопок, меняя руки).

Проговаривая цифры от одного до десяти, массируем каждый пальчик.

Показываем, как месить кусок теста, слепить из него пирог и каким большим этот пирог получился. Одновременно проговариваем: «Тестушко месили, пироги лепили. Шлеп да шлеп, шлеп да шлеп. Вот какой у нас пирог!»

Имитируем варку кукольной каши. Показываем все действия, упоминаемые в стихотворении:

Кукле кашу я варю.

Положу в нее крупу

И поставлю на плиту.

Ах, как каша хороша (тут нужно громко хлопнуть),

Кушай, Маша, не спеша! (погрозить кукле).

Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет

Для трехлеток нужны упражнения посложнее. Например, такое.

«Кошечка-царапка»

Отлично тренирует ловкость пальчиков и укрепляет мышцы плеча. Малыш сгибает локти, соединяет кончики пальцев в виде кошачьей лапки. Имитируя движения нападающей или защищающейся кошки, проговорить:

У Васькиной дочки

На лапках коготочки.

Их потрогать не спеши,

На слове «поцарапает» разжат кулак и показать «когти».

Сначала сжать кулачок. Потом вытянуть «хоботок» комара – указательный палец. Опустить на поверхность стола «ножки» – большой палец и мизинчик. Сделать такую фигуру сложно, поэтому маме придется удерживать пальцы в нужном положении и проговаривать:

Укусить меня хотел.

Комаришку не боюсь,

От него скорей умчусь!

Ребенок «играет» за злого комара, поэтому ему нужно активно двигать «ножками» и «хоботком», догонять маму пытаться ужалить ее. Ну а мама, в свою очередь, может и «прихлопнуть» слишком назойливого «комарика».

Задача родителей в том, чтобы как можно чаще заставлять детские пальцы работать. В три года с ребенком нужно постоянно разучивать песенки и стихи, обыгрывая их сюжеты. Ребенок с удовольствием будет в игровой форме имитировать мамины действия: как тесто вымешивает, пирожки лепит и печет, поливает цветы, стирает платочек, собирает овощи с грядки.

Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет

Продолжаем развивать кисти рук. Ребенок уже способен в пределах одного упражнения совмещать разные типы движений. Например, резкие и плавные, интенсивные и мягкие.

Имитируем известную осеннюю заготовку капусты, проговаривая:

Мы капустку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем.

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку жмем-жмем.

Все действия ребенок показывает: резкая рубка (ладони быстро перемещаем ребром вверх/вниз), энергичное трение (руки по горизонтали от груди к груди), «присаливающее» движение пальцами и кистью, сильное сжатие пальцев в кулак.

«Большая стирка»

Интенсивное упражнение имитирует стирку одежды. Проговариваем:

Постираю чисто, с толком,

Юбку, блузку и футболку.

Устали мои руки!

Кроме потирающих движений ребенок должен сжимает кулачки, показывать, как развешивает чистое белье, как отряхивает руки от воды, трясет ими, чтобы снять усталость.

Интересное упражнение пальчиковой гимнастики. Малыши с большим удовольствием возвращаются к нему снова и снова. Каждую часть тела, о которой упоминается в стишке, нужно потрогать.

Летит муха вокруг уха. Как? Ж-ж-ж!

Летят осы вокруг носа. Как? С-с-с!

Летит комар, на лоб – оп!

И к уху. Как? З-з-з!

Ребенок дует на раскрытую ладошку, «отпуская» комарика.

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет

Детям этого возраста можно предлагать для обыгрывания отвлеченные понятия и нравственные категории. Говорить о том, кто главнее, как помириться, если поссорился, учить выражать эмоции (удивился, обрадовался и т.п.).

Показать спор больших пальцев, сжав кулаки и расположив их друг напротив друга.

Ну-ка, ссору прекратите!

Быстро, пальцы, помиритесь!

«Мир» показать, сцепив пальцы в замок и покачав кистями из стороны в сторону.

В этом упражнении можно дать волю воображению. Ребенок показывает, как он держит ложку, жестами приглашает соседей к столку, накрывает на стол, раскладывает столовые приборы, готовит еду, устало вытирает трудовой пот и т.д. Кулачки сжимаются и разжимаются, пальцы активно двигаются, кисть работает.

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседа.

Скатерть быстро постелили,

Хлеб нарезали и сыр,

И нажарили котлет,

Вкусен вышел наш обед!

И про сахар не забыли!

Мы готовили, устали.

И ватрушки печь не стали.

Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет проводится так же, как для пятилеток. Движения сложные, быстрые, стихи более сложные. Ребенок обязательно должен проговаривать их, одновременно с развитием мелкой моторики развивая память и артикуляционный аппарат.

Детская пальчиковая гимнастика проста, но эффективна. Делать ее нужно всего пять минут день, но ежедневно. Только при условии регулярности занятия принесут максимум пользы. Не нужно бояться, что ребенку наскучит каждый день повторять одни и те же упражнения и слушать одни и те же стихи. Напротив, он с удовольствием подключится к занятию, потому что все знакомое для маленького ребенка – источник удовольствия, природный механизм закрепления навыка.

Кроме того, занятия нужно будет постепенно усложнять. С возрастом мелкая моторика становится все более совершенной, а занятия все более сложными и разнообразными.

Пальчиковая гимнастика для ребенка — полезные упражнения для разного возраста

Ребенок с рождения начинает стремительно расти и развиваться. Любящие родители пытаются помочь крохе освоить основные умения и навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Для этого существует множество развивающих методик и игр. Одним из способов развития координации движений и мелкой моторики является пальчиковая гимнастика, которая очень полезна для ребенка в возрасте от полугода до 4-5 лет.

Комплекс упражнений для пальчиков разрабатывают опытные педагоги и психологи. Такое развлечение поможет в развитии речи, а также снимет психологическое и умственное напряжение. Чтобы малышу было интересно выполнять упражнения, их следует сопровождать стишками, рассказывая их с разной интонацией.

Польза гимнастики для пальчиков с 6 месяцев

Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, который сопровождается веселыми рассказами и стишками. Гимнастика для самых маленьких детей (до года) дополняется массажными действиями со стороны взрослого.

Упражнения для пальчиков очень полезны, так как они:

Польза гимнастики

  1. Помогают переключить внимание. Если кроха капризничает, то его можно увлечь, рассказав несколько стишков, сопровождая свою речь массажем пальчиков на руках и ногах.
  2. Улучшают координацию движений и мелкую моторику.
  3. Устраняют эмоциональное напряжение.
  4. Развивают память.
  5. Способствуют согласованию движений и речи в будущем.
  6. Дают впечатляющий эффект активного физического и интеллектуального развития.
  7. Улучшают коммуникативные навыки. Ребенок с рождения требует общения.
    Развивающие игры способствуют быстрейшему становлению речи, поэтому малыш рано начинает выражать свои желания и чувства словесно.
  8. Помогают развивать фантазию, творческую инициативу.
  9. Являются средством начального эстетического воспитания.

Еще одно преимущество пальчиковых игр – воздействие на особые точки, расположенные на кистях рук, ладонях и стопах. Стимуляция таких акупунктурных зон улучшает работу внутренних органов, связанных с ними, а именно:

  • массаж большого пальца положительно влияет на головной мозг и центральную нервную систему;
  • массаж указательного улучшает деятельность желудка;
  • поглаживание среднего пальчика способствует налаживанию функционирования кишечника;
  • стимуляция нервных окончаний на безымянном пальце благоприятно влияет на почки и печень;
  • нажатия на точки, расположенные на мизинце, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы.
Читайте также  Режим ребенка в 3 года

Пальчиковая гимнастика для ребенка 1-1,5 года в стишках

Годовалый малыш уже способен выполнять свои действия осознанно. У него наблюдается усовершенствование действий, которые он освоил ранее, их обобщение и перенос на другие объекты. Ребенок уже использует вещи целенаправленно – берет и отпускает игрушки и предметы, начинает орудовать ложкой, чтобы самостоятельно кушать, пьет из чашки.

В этом возрасте начинается интенсивное развитие всех пальцев, а также противопоставление большого пальца другим. Помочь крохе в этот непростой период способны пальчиковые игры:

    Пальчиковый театр. Такая игра понравится крохам. Для проведения нужно смастерить фигурки кукол или животных и нацепить на каждый пальчик. Или нарисовать на пальцах забавные рожицы и дать им имена.

Пальчиковый театр

Таким образом можно рассказывать любимые сказки («Колобок», «Репка») или придумать сценку самому.

Игра «Дом». Ее проводят вместе с малышом, рассказывая стишок и на каждой фразе выполняя то или иное действие. Сначала крохе нужно помогать, выполняя нужные движения его руками, далее ребенок запоминает, что нужно делать, когда звучит определенная строчка стишка.

    Я хочу построить дом, – Малыш складывает руки домиком и поднимает над головой.Чтоб окошко было в нем, – Из пальчиков обеих рук нужно сложить круг.Чтоб у дома дверь была, – Ребенок ставит ладони перед собой и распахивает их.И чтобы сосна росла. – На одной ручке нужно растопырить пальцы.Чтоб вокруг забор стоял, пес ворота охранял. – Кроха соединяет руки в замок и показывает круг.Солнце было, дождик шел, – Сначала ребенок показывает солнышко, растопырив пальцы и подняв руки вверх, а дальше опускает вниз, делая встряхивающие движения.И тюльпан в саду расцвел. – Малыш соединяет ладошки и медленно их разводит в стороны.

Игра

Пример пальчиковой игры

Игра-считалочка «Зима». Принцип проведения тот же, что и в предыдущей игре – мама рассказывает стишок, а малыш выполняет определенные действия.

  • Раз, два, три, четыре, пять – Кроха по очереди загибает пальчики.Мы во двор пошли гулять – Двумя пальцами (средним и указательным) «идет» по столу.Баба снежную лепили – Обеими руками «лепит» снежный комочек.Птичек крошками кормили – Ручкой показывает, как сыпет корм.С горки мы потом катались – Указательным пальцем 1 руки проводит по ладони другой.А еще в снегу валялись – Ладошки кладет то на одну, то на другую сторону.Все в снегу домой пришли – Отряхивает ручки.Съели суп, и спать легли – Берет воображаемую ложку в рот, а потом складывает ручки и кладет их под голову.

Особенности проведения гимнастики с детками 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет для ребенка наступает важный и сложный период – становление речи. В это время в головном мозге созревают речевые центры, и малыш начинает осваивать лексические и фонетические особенности родного языка.

Родителям 2-летних детей перед тем как проводить пальчиковые занятия, необходимо взять на вооружение такие рекомендации:

  1. Упражнения не должны приносить неприятные ощущения или дискомфорт.
  2. Если малыш в данный момент не расположен к занятиям, у него плохое настроение, то не следует его заставлять.
  3. Перед занятием нужно убедиться, что ребенок не голоден, не хочет в туалет, он здоров и активен.
  4. Следует разработать специальный комплекс упражнений для пальчиков, который подходит для конкретного ребенка.
  5. Пусть каждое занятие приносит малышу радость и удовольствие. Оно должно быть интересным и увлекательным, чтобы кроха воспринимал упражнения как игру.
  6. Занятия следует проводить регулярно – раз в 1 или 2 дня. Тогда кроха не успеет забыть слова стишка и нужные действия.
  7. Одно занятие не должно длиться слишком долго. Дети 2-3 лет быстро устают и теряют интерес к однообразному действию.
  8. Каждое упражнение следует повторять несколько раз за 1 занятие. Не нужно рассказывать много стишков сразу, так кроха ничего не запомнит.
  9. Внимание во время игры нужно уделять каждому пальчику.
  10. Лучше выучить стишки, рассказывая их крохе, а не читая из книжки.
  11. Любое упражнение необходимо показать ребенку, чтобы он имел пример выполнения действия.

Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?

После 4 лет большинство детей уже разговаривают, они развиты физически, имеют достаточно устойчивую психику. Казалось бы – зачем им гимнастика для пальчиков? Большинство ученых, изучающих деятельность мозга ребенка, отмечают тесную связь между двигательной активностью и речью. Поэтому для правильной работы речевых органов, что способствуют хорошему произношению, требуется постоянное развитие и усовершенствование мелкой моторики и двигательной функции.

Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – комплексное заболевание нервной системы, которое развивается у детей с рождения или в первые несколько месяцев жизни. Ведущими нарушениями при такой патологии являются двигательные и сенсорные расстройства. При этом часто наблюдаются:

Пальчиковая гимнастика для детей 3 – 4 лет в детском саду: картотека, рекомендации по проведению занятий и развитию мелкой моторики

Наверное, многие со времен своего детства помнят, как родители играли с ними в игры «Сорока-ворона» или «Ладушки». Эти игры относятся к категории пальчиковой гимнастики. Подобных игр довольно много. И воспитателям ДОУ, и родителям пригодятся описания пальчиковых игр для детей.

Зачем нужны пальчиковые игры?

Главная цель пальчиковых игр — развивать мелкую моторику рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.

У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.

Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует тренировке его памяти.

Чтобы достичь перечисленных результатов, следует соблюдать главное правило обучающих занятий с маленькими детками — регулярность. Пальчиковую гимнастику для детей 3 — 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

Моя семья

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.

Поднять большие пальцы.

Второй палец — мамочка.

Разогнуть указательные пальцы.

Третий палец — дедушка.

Разогнуть средние пальцы.

А четвертый — бабушка.

Разогнуть безымянные пальцы.

А вот этот пальчик — я!

Это вся наша семья!

Хлопать в ладошки.

Семья пальчиков

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.

С этим братом в лес ходил!

Соединить указательные пальцы.

С этим братом суп варил!

Соединить средние пальцы.

С этим братом кашку ел!

Соединить безымянные пальцы.

С этим братом песню пел!

Кулачки

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

Этот палец небольшой.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец, как толстяк

Ну а вместе все — кулак!

Пальчики спят

Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки. Пока дети проговаривают строчку соответствующий палец надо несколько раз сгибать и разгибать. В конце строки пальчик загибают и переходят к следующему.

Хочет этот пальчик спать.

И вот этот — прыг в кровать.

Этот палец прикорнул.

Этот сразу же заснул.

Пальчик, тише, не зуди!

Братьев ты не разбуди!

Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.

Вот проснулись все, ура!

В детский сад спешить пора!

Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.

Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.

Считалка

Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.

На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.

Пальцы вышли погулять.

Пошевелить всеми пальчиками одновременно.

Этот пальчик нашел гриб.

Загнуть большой палец.

Этот пальчик кормит рыб.

Загнуть указательный палец.

Загнуть средний палец.

Загнуть безымянный палец.

А мизинчик лишь смотрел.

Фруктовые ладошки

Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.

Первый палец — апельсин.

И у нас он не один.

Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.

Второй палец — слива.

Двигать безымянными пальцами.

Третий палец — абрикос.

На высокой ветке рос.

Двигать средними пальцами.

А четвертый — груша.

Двигать безымянными пальцами.

Пятый палец — ананас.

Угощение для нас.

Корзинка овощей

Ладошки держать перед собой или положить на стол.

Овощи в корзине.

Тут пузатый кабачок

Завалился на бочок.

Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».

Перец и морковка

Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.

И фасоль, и огурец.

Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

Вот так Зина — молодец!

Поднять большие пальцы вверх.

Гости

Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.

К пальчику большому

В гости все бегут.

Читайте также  Овощное рагу для годовалого ребенка рецепт

Соединить большие пальцы и постучать ими друг о друга.

Только вышел с дома,

Указательный уж тут.

Соединить указательные пальцы и постучать ими друг о друга.

Потом средний подоспел.

Соединить средние пальцы и постучать ими друг о друга.

Соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о друга.

И мизинчик — крошка

Постучал в окошко.

Соединить мизинцы и постучать ими друг о друга.

Вот все вместе собрались —

Сжать ладошки в кулачки и ритмично постукивать ими друг о друга.

Дружные пальчики

Пора пальцам на зарядку.

Ритмично хлопать в ладоши.

Ведь нельзя им уставать!

Поочередно сжимать и разжимать кулаки.

Чтоб в альбоме быстро, ловко

Тереть ладошки друг о друга.

Снова стали рисовать.

Потрусить руками в воздухе.

Слон и мышка

Игру можно выполнять сидя за столом.

Слон большущий, как скала.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Мышка — нет. Она мала.

Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.

А была бы со слона.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Съела кошку бы она.

Хлопнуть в ладоши.

Паучки

Игру лучше выполнять стоя.

Паучок бежал по ветке.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

Вместе с ним бежали детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

С неба дождик вдруг полил.

Встряхивать кистями, имитируя дождь.

И на землю всех их смыл.

Хлопнуть ладошками по коленям.

Стало солнце пригревать.

Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

Вот ползет паук опять.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

А за ним полезли детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

Вместе ползают по ветке.

Утята

В такую игру нужно играть сидя за столом.

По речке пять утят плывет

А мама — утка их зовет.

Одну руку поставить на стол, опираясь на локоть. Пальцы руки сложить щепоткой и «кивать» кистью. Второй рукой делать волновые движения по направлению к первой. Ладонь прямая, пальцы сомкнуты.

Утята к маме не спешат,

Лишь четверо плывут назад.

На второй руке загнуть один палец. Повторить волнообразные движения.

Идти домой не все хотят,

Всего лишь три плывут назад.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

По речке плавают, шумят,

Лишь два птенца плывут назад.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

Один лишь к берегу плывет.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

А мама – утка всех зовет.

Покивать кистью первой руки.

И вот все пятеро утят

Спешат к мамулечке назад.

Распрямить всю ладонь второй руки и «подплыть» к первой руке.

Колобок

Играть нужно сидя за столом.

Колобок — румяный бок.

Убежал он за порог.

Левую руку положить на стол ладошкой кверху. Правую руку держать над ней ладошкой вниз и делать ею круговые движения, как будто катаете шар.

Скок – скок – скок, скок – скок – скок.

Убежал он за порог.

Ладонь правой руки сжать в кулачок и ритмично постукивать им поочередно по подушечкам пальцев левой руки. Последний раз «стукнуть» в центр ладошки.

По тропе в густой лесок.

Поменять руки и делать левой рукой круговые движения, как будто катаете шар.

Скок – скок – скок, скок – скок – скок.

По тропе в густой лесок.

Постукивать кулачком левой руки по пальчикам правой руки. Закончить «ударом» в центр.

Повстречал он там Зайчонка.

Обеими руками показать зайчиказажать кулачки, поднять вверх средние и указательные пальцы и сгибатьразгибать их.

И сердитого Волчонка.

Держать кисти перед собой, развернув ладошками вперед. Растопырить пальцы на обеих руках и слегка согнуть пальцы, имитируя когтистую лапу.

Сжать ладошки в кулачки и ритмично «походить» ими по столу.

А Лисица Колобка провела и сцапала.

Соединить пальцы обеих рук в замок.

Одной из разновидностей пальчиковой гимпнастики в ДОУ является составление фигурок животных. Для этого рекомендуется устроить теневой театр. Также для пальчиковой гимнастики можно предлагать детям игры с различными мелкими предметами: бусинками, мозаикой, конструктором и т.п.

Следует компоновать игры так, чтобы они предусматривали разные движения пальцами и кистями. Не стоит специально выделять время для подобных занятий. Можно использовать любую свободную минутку: пока ждете начала обеда в столовой, во время прогулок и т.д. Это поможет и развлечь детей, и поспособствует их развитию.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, опыт работы более 20 лет.

Смотрите также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет

Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет

Разностороннее развитие малышей-дошколят достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 4-5 лет

Пальчиковые игры можно назвать универсальным средством детского развития от рождения и до школы.

Игры с пальчиками создают отличное настроение, а это важно для гармоничного развития ребенка

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
  • развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
  • оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
  • нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
  • способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;
  • тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.

Важно! Дети пяти лет в норме правильно держат ложку, карандаш и ножницы, справляются с пластилином и винтиками конструктора. Если родители либо воспитатель в саду замечает у малыша проблемы в пользовании такими предметами и в речевом развитии, значит у него недостаточно развиты движения пальцев рук.

Виды пальчиковых игр для средней группы

К пальчиковым играм для средней группы можно отнести следующие виды:

  • упражнения для самомассажа рук;
  • пальчиковые игры с участием предметов;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры, развивающие координированность движений пальцев и рук;
  • гимнастика для укрепления мышц руки.

Дополнительная информация! Гимнастика пальцев бывает также групповой и индивидуальной.

Предметы не только разнообразят игру и тренируют мелкую моторику, они хорошо массируют поверхность ладоней и пальцев

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Продолжительность занятий

Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут. Гимнастика для пальцев, идущая в комплексе с образовательной деятельностью, сокращается до 3 минут, распределяется по всему занятию.

Общее время одного занятия с детьми четвертого-пятого года жизни по санитарным требованиям должно составлять не более 25 минут.

Пример конспекта проведения занятия

Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

  • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
  • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
  • развитие мышления, воображения, координации движений;
  • создание позитивного настроя на весь день.

Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: