Как играть с грудничком в 4 месяца

Игры для ребёнка от 4, 5 до 6 месяцев

Игры для ребёнка от 4, 5 до 6 месяцев

В какие игры можно поиграть с ребёнком 4,5-6 месяцев. Игры для ребёнка в 5 месяцев, игры для ребёнка 6 месяцев.

Ваш ребенок в этот период в совершенстве контролирует движения головы и рук, учится контролировать позу при сидении, активно обследует предметы пальцами. С игрушками он много раз выполняет одно и то же действие (бросает их на пол), осваивает такие простые движения, как доставание, похлопывание, размахивание. Внимательно следит за взрослыми и выражает свои эмоции голосом, выговаривая отдельные гласные звуки: «а», «о», «у», и сопутствующие им согласные: «б», «д», «м», «п».

К концу периода голосовая активность отличается многообразием звуков и слогов, среди которых преобладают звуки: «ма», « ай », « та », « по », « ба », « агу », « да ». Совершенствуются общая и мелкая моторика, координация движений, ребенок садится, пытается вставать. Малыш требует общения, эмоционально приветствует взрослых, активно привлекает их к игре, обижается, негодует, радуется.

Я уже почти сижу

Цели игры: укрепление мышц спины, развитие координации движений.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, хорошо обработанная небольшого диаметра палка.

Рекомендации: малыш может воспротивиться тому, что его укладывают на спину. Не делайте этого насильно, в случае активного сопротивления возьмите ребенка на руки, успокойте, походите по комнате.

❧ Родителям на заметку. Уделяйте общению с малышом все больше и больше времени, тогда он будет более адаптирован к окружающему его миру.

Ход игры: положите ребенка на спину на расстеленное одеяло, немного поговорите с малышом, дайте ему свои указательные или большие пальцы, чтобы он крепко за них схватился, зафиксируйте свои руки, чтобы они были неподвижными. Ребенок будет пытаться подтянуться и сесть. При этом можно считать: «Раз, два, сели».

Когда он перейдет в положение сидя, постарайтесь первое время ему помочь удержать позу, ободрите, похвалите, вызовите положительные эмоции: «Три, четыре, пять, сидим, во все стороны глядим».

После этого положите ребенка вновь на спину. Дайте ему отдохнуть, займите игрой в «Ладушки», после чего вновь предложите поиграть в игру «Я уже почти сижу. ».

В качестве подручного снаряда может быть использована хорошо обработанная небольшого диаметра палка. Применение палки целесообразно тогда, когда у ребенка цепкие, крепкие руки.

В конце игры обязательно похвалите малыша, прижмите к себе, обнимите.

Мячик прыг, мячик скок

Цель игры: осваивание простых движений.

Необходимые материалы и наглядные пособия: яркий, маленький, прыгучий мячик.

Ход игры: возьмите ребенка на руки, посадите на колени спиной к себе. Дайте малышу в руки мяч, пусть он немного с ним поиграет. В тот момент, когда мяч из рук упадет, привлеките внимание малыша к движению, озвучив его стихотворением:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Поднимите мяч вместе с ребенком: «Давай посмотрим, куда убежал мяч?», «Давай догоним мячик». Пусть мяч несколько раз неожиданно упадает, но, как показывает опыт, малышу нравится наблюдать за тем, как он прыгает, и ребенок с удовольствием и смехом его роняет.

❧ Родителям на заметку. Выбирайте для ребенка звучные и простые стихи, повторяйте их несколько раз, чтобы они запомнились малышу и были им узнаваемы впоследствии.

Играть можно и тогда, когда мама или папа стоят и держат малыша, тогда мяч будет прыгать дольше, что тоже очень нравится малышу. В дальнейшем исследования подобного плана будут проводиться со всеми игрушками, но каждое падение должно сопровождаться другим ответным действием: необходимостью поднять предмет. Причем игрушку должен поднять малыш сам (хотя и на руках у мамы или папы).

Первое время ребенок просто разжимает пальцы, и мяч падает. Несколько позже он научится его бросать, тогда стоит принять меры предосторожности, чтобы прыгающий и летящий мяч не разбил что-либо. После игры обязательно положите мяч в коробку с игрушками или на свое место.

В заключение игры похвалите ребенка за то, что он хорошо достает мяч и убирает его на место.

Говорун

Цели игры: выработка навыков общения, развитие артикуляции, навыков слушать собеседника.

Рекомендации: слушайте ребенка и пытайтесь научить его слушать вас, делайте паузы в разговоре.

Ход игры: играть можно практически везде — когда моете, переодеваете ребенка, перед кормлением, после него, как перед сном, так и после сна. Главное, чтобы малыш ощущал ваше участие и интерес. Перед сном разговор должен быть более напевным и плавным, после сна — более ритмичным, радостным и живым.

Разговаривая с ребенком, старайтесь, чтобы он первое время видел ваше лицо и следил за движением губ и выражением лица. Беседа должна быть эмоционально положительно заряжена. Первое время требуется большое количество повторений звуков и их сочетаний.

Начиная играть, привлеките внимание ребенка. Когда он начнет отвечать, вы, меняя интонацию, повторите звуки, которые хорошо получаются у малыша. Незнакомая интонация привлекает ребенка, он несколько теряется, осмысливает ее, подобным образом вырабатывается навык слушать собеседника.

❧ Родителям на заметку. Если ребенок оказывает вам сопротивление, не пытайтесь физической силой заставить его подчиниться, постарайтесь найти компромисс. Взаимопонимание важно с самого раннего возраста.

Когда вы произносите новые звуки и их сочетания, то ребенок сразу не может вам ответить, возникает вынужденная пауза. Во время этой паузы повторите предложенное сочетание несколько раз (родители сами выбирают сочетания звуков в зависимости от навыков малыша).

Хороший результат на выработку умения слушать собеседника приносит коллективная игра, когда играют и папа, и мама, и малыш. Ребенок переключает свое внимание с одного собеседника на другого, с одного тембра голоса на другой.

В конце разговора обязательно похвалите малыша ласковым голосом, прижмите к себе, обнимите.

Первые стихи

Цели игры: развитие навыков общения, умения понимать обращенную речь, сопоставление слухового и зрительного образа.

Необходимые материалы и наглядные пособия: яркие игрушки, яркие книжки с картинками, одеяло.

Рекомендации: начинайте знакомство малыша с одной игрушки. По мере того как он осваивается, рассказывайте ему и о других предметах.

Ход игры: расстелите одеяло на полу, положите ребенка на спину, сядьте с ним рядом. Возьмите игрушечную кошку, привлеките к ней внимание малыша, прочитайте стихотворение о кошке и расскажите, как плачет киска, как она разговаривает:

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе,

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски. (Б. Заходер)

Подобным образом рассказывайте и о других игрушках.

В дальнейшем можно будет проводить игру и на коленях у мамы и папы с книжкой, когда, читая стихотворение, ребенку показывают картинки с изображением животных или игрушек. При этом малыш должен дотронуться до картинки, благодаря чему происходит запоминание и соотнесение слухового и зрительного образов.

В конце игры повторите, как говорят киска, собака, птичка.

Достань игрушку

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, игровых навыков, логического мышления.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, яркая игрушка, носовой платок.

Рекомендации: если ребенок плохо контролирует позу при сидении, помогите ему, немного придерживая его во время игры.

Ход игры: сядьте на расстеленное одеяло, посадите рядом с собой ребенка, возьмите в руку любимую игрушку малыша, покажите ее ребенку, прочитайте небольшое стихотворение об игрушке. Накиньте на игрушку платок (спрячьте игрушку) спросите малыша: «Где мячик (или иная игрушка)?» Подождите и посмотрите, что будет делать ребенок. Как правило, он поднимает платок и находит игрушку. В момент появления игрушки и проявления радости и восторга радуйтесь вместе с ребенком, похвалите его обязательно за находку. Повторите игру несколько раз, всякий раз говорите ребенку слова одобрения. В конце игры вновь почитайте ребенку стихотворение о его любимой игрушке. Дайте малышу самостоятельно поиграть с ней. В конце игры игрушку необходимо положить на место.

❧ Родителям на заметку. С раннего детства очень важно приучить ребенка к тому, что игрушки лежат в определенном месте.

Волшебная коробочка

Цели игры: развитие мелкой моторики, контроль позы при сидении, развитие навыков самостоятельной игры, логического мышления.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, яркая коробка, игрушки разных размеров.

Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, если в коробке находятся предметы, которые он может проглотить, засунуть в нос или ухо.

Ход игры: расстелите одеяло на полу, сядьте на одеяло и посадите ребенка перед собой, покажите ребенку яркую картонную коробку, малыш обязательно ей заинтересуется. Потрясите коробку, находящиеся в ней игрушки или предметы издают шум, что также привлекает внимание крохи. После того как ребенок проявил к коробке интерес, откройте ее со словами: «Давай посмотрим, что там так шумит?» Откройте крышку и наблюдайте, что будет предпринимать малыш.

Как правило, он сразу же начнет доставать игрушки из коробки, если же у него это получается с трудом, немного помогите ему. Доставая игрушки, заостряйте внимание ребенка на том, какая это игрушка или предмет, какой формы, какого цвета и так далее, аккуратно складывайте их рядом. Приучайте ребенка к тому, что ломать и бросать игрушки нельзя. После того как все игрушки перекочевали из коробки к малышу, повторите обратное действие: сложите все в коробку, при этом также проговаривайте и повторяйте свойства и характеристики игрушек или предметов. Покажите малышу, что после игры коробка должна быть закрыта крышкой и убрана на свое место.

❧ Родителям на заметку. Не высыпайте сразу содержимое коробки на одеяло, приучайте, чтобы ребенок вынимал игрушки из нее аккуратно.

Звери, птицы

Цель игры: развитие познавательной способности у малышей, восприятия обращенной речи, умения слушать собеседника.

Рекомендации: играйте с ребенком каждую свободную минуту, на улице, дома, там, где есть наглядный материал, окружающий малыша со всех сторон.

Ход игры: во время прогулки, когда ребенок бодрствует, привлекайте внимание к окружающему его миру, прыгающих и летающих птиц, пробегающих кошек и собак. Рассказывайте ребенку, что это за птицы или животные. Импровизируйте, живо и весело рассказывайте малышу о заинтересовавших его объектах (используйте стихотворения из главы «Бабушкин сундук»):

Маленький воробышек по дорожке прыг-скок,

Черная ворона — кар-кар.

Подобная прогулка доставляет ребенку массу удовольствия, он быстро запоминает окружающих его животных и птиц, с интересом за ними наблюдает, тянется к ним, расстраивается, когда они улетают или убегают. Всякий раз, когда малыш пытается выказать свое неудовольствие, переключайте его внимание на другие объекты, которые находятся в непосредственной близости и могут заинтересовать кроху.

Хлоп, хлоп

Цели игры: развитие целенаправленных движений, мелкой моторики, массаж активных зон ладоней.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло.

Ход игры: расстелите на полу одеяло, сядьте на пол, посадите ребенка напротив себя, привлеките его внимание, немного поговорите, повторяйте за ним его звуки и слоги, выдерживая паузу. Затем привлеките его внимание, хлопая в ладоши, приговаривая:

Мы печем оладушки.

Хлоп, хлоп, Испекли!

На ладошках понесли!

На последних словах поднимите руки вверх.

Повторяйте движения несколько раз, читайте стихотворение. Ребенок обязательно начнет повторять за вами движения, только необходимо терпение, и результат вас обрадует. Хвалите малыша, поощряйте его интонацией голоса, улыбкой.

Ребёнок 4 месяца развитие и уход

Когда крошке исполняется 4 месяца, мама ежедневно замечает, как он «гулит», не умолкая, произнося свои первые «о» и «а» и пытаясь справиться со звуком «м». В этот момент его так хочется подтолкнуть, чтобы услышать от него быстрее долгожданное «мама».
В этот же период в ребёнке происходят и внешние изменения: растущие волосы постепенно меняют цвет, также и радужка глаз может изменить цвет, например, на зелёный или карий. Жизнь всё более упорядочивается, малыш уже ощущается членом семьи, зато прибавляется ежедневной работы. Четырёхмесячных малышей уже реже мучают колики, поэтому ночами они спят дольше, без пробуждений, что даёт возможность сомкнуть глаза и родителям. Правда, иногда карапузы путают день и ночь, и тогда днём спят 6 часов, зато ночью бодрствуют.
Но несомненно уже то, что любое событие вызывает у малыша те или иные чувства, и он уже выражает своё отношение к окружающему. Крошка уже способен вполне осмысленно смеяться и плакать, хотя до этого он лишь привлекал этим внимание взрослых к собственной персоне. Теперь же у него появился свой интерес к «взрослой жизни». Ему стали известны любопытство, страх, разочарование и радость. Для стабильного развития малыша требуется постоянная его связь с родителями. Уход и забота у него ассоциируется только с приятными ощущениями, поэтому при приближении родителей, малыш что-то себе лепечет и радостно улыбается. Зато за ним в этом возрасте нужно пристальнее следить, поскольку он уже может переворачиваться со спины на живот и обратно.

Читайте также  Платье нарядное для малыше 12 месяцев

Развитие 4-месячного ребёнка

Когда происходит развитие ребенка 4 месяца, что должен уметь крошка, интересует всех родителей. Между тем, навыки его становятся всё разнообразнее. Важнейшим новшеством являются его попытки сидеть. Если в 4 месяца малыш пытается сесть самостоятельно, то ему не следует в этом препятствовать, а только следить, чтобы сидячее положение было более «плавным» с опорой на подушку и с наклоном спинки. Ещё рано возить сидящего малыша в коляске, зато можно в автомобильном кресле, обеспечивающем непрямую посадку.
Есть ещё ряд признаков, которые говорят о правильном развитии 4-месячного ребёнка.

  • Умение, лёжа на животике, приподнимать плечи и голову, а иногда даже полностью выпрямлять ручки при опоре на них, ведь в этом положении намного дальше видно вокруг.
  • Умение переворачиваться со спины на животик и обратно. Если даже в этом возрасте малыш не переворачивается, то его этому можно научить: ровно придерживая лежащие на поверхности ручку и ножку, плавно и с улыбкой (чтобы не испугался) перевернуть его. Потренировавшись так несколько дней, малыш научится сам совершать такие перевороты.
  • Больше предпочитает ухаживающего за ним человека (почти всегда это мама). Причём психологическая привязанность в этом возрасте лишь возрастает. Также он привязывается и к игрушкам, которые разделяются на любимые и нелюбимые.
  • Важнейшим навыком у четырёхмесячных детей является реакция на собственное имя – если его окликнуть, то он повернёт голову.
  • Хватать игрушки одной или двумя руками.
  • При виде некоторых вещей проявлять эмоции.
  • При кормлении играть с бутылочкой или грудью.

К концу 4-го месяца малыш способен уже некоторые движения выполнять самостоятельно. Если, наблюдая за малышом, мама не видит, чтобы он, лёжа на животе, приподнимал тело или пытался опереться ножками при вертикальной поддержке, то об этом нужно дать знать педиатру. Также должно настораживать отсутствие у крошки улыбки, наклон головки в момент, когда его поднимают или то, что он не любит, когда взрослые с ним играют. Чтобы предупредить проблемы с развитием зрения, желательно показать малыша офтальмологу. Пожаловаться педиатру стоит и на перманентные опрелости в случае искусственного вскармливания – педиатр может порекомендовать поменять смесь.

5 1
Внимание: плач!

Современные исследования демонстрируют, что пережитые в детстве эмоции дети не забывают, они хранятс .

Вес и рост

Прибавка в весе является в начале жизни ребёнка его главным показателем развития. Ежедневная прибавка на четвёртом месяце должна быть на уровне 18-24 г, а к концу месяца он должен поправиться на 600-750 г. В росте же за этот месяц малыш должен вытянуться на 2-2,5 см. Помимо этих показателей, учитываются окружность головы и грудной клетки: у мальчиков эти показатели должны быть на уровне соответственно 41,9/42,8 см, а у девочек 41/41,8 см.

Прививки

На четвёртом месяце грудничка ожидает важное дело – его нужно подготовить к прививке АКДС (против коклюша, столбняка и дифтерии), которая проводится в три этапа с промежутками в шесть недель. Одновременно делается и прививка от полиомиелита. Для безопасного проведения вакцинации важно, чтобы крошка был здоров не только в сам момент прививки, но и на протяжении предшествующего месяца. За несколько дней до вакцинации в рацион малыша нельзя вводить новые продукты. На следующий после прививки день у крошки падает аппетит, поднимается температура, он становится капризным. Всё это нормально, поскольку на следующий же день температура должна восстановиться. Если же на теле появилась сыпь или жар не проходит, то крошку нужно немедленно показать врачу.

Волосы и глаза

Примерно в этом возрасте у детей волосы меняются качественно и по цвету. Младенцы теряют волосы, с которыми они рождаются, а на их месте вырастают новые. В это же время может измениться цвет глаз – вместо голубых они могут стать карими.

Уход за 4-месячным ребёнком

Крошки обожают купание, массаж и гимнастику. Нужно завести правило умывать каждое утро личико, а глаза крошки протирать смоченными тёплой водой тампонами. Уши и нос младенца удобно чистить специальными ватными жгутиками. Поскольку крошки становятся намного активней, им следует аккуратно срезать ноготки, чтобы они ими не поранились.
Оставаться в одиночестве малыш не любит, внимательно следя за лицом находящегося рядом взрослого, быстро реагирует на появление мамы или другого близкого человека. Иногда его можно просто успокоить, взяв на руки и дав ему почувствовать материнское тепло.
При правильном развитии в четыре месяца грудничок становится очень общительным и активным. Он интересуется всем вокруг, с удовольствием обсасывает и рассматривает игрушки, пуская из ротика ручейки слюны. Иногда это бывает предвестником скорого наступления прорезывания зубов. Но, в любом случае, первые зубки появятся не раньше следующего месяца. А повышенная активность слюнных желёз имеет другое объяснение. Так матушка-природа защищает крошку от попадания в пищевод микроорганизмов с кулачков малыша или игрушек, которые тот почти не вынимает изо рта. Когда выделяется слишком много слюны, то на подбородке может даже появиться сыпь. Чтобы не было раздражения и опрелостей, коже малыша нужно дать некоторое время контактировать с воздухом, оставляя открытыми его ножки и ягодицы.
Неутомимый четырёхмесячный малыш, лёжа в кроватке, много двигает всеми конечностями. Порой при этом он скидывает с себя одеяло или собирает под собой пелёнку. Когда же ему становится холодно, это провоцирует мочеиспускание. А мокрый малыш ещё быстрее переохлаждается. Если мама не успеет вовремя его переодеть, то малыш может простудиться.
Поэтому важным в этот период становится закаливание, которое выражается в обтирании после купания. Всё тело крошки нужно обтереть влажным полотенцем или губкой. Вначале мама должна протереть ручки и грудь малыша, после чего надеть на него рубашечку, а затем заняться ножками. Во время процедуры с ребёнком нужно ласково общаться, проговаривая свои действия, благодаря чему он будет спокойным, не думая о капризах.

1
Характер ребенка и его коррекция игровыми упражнениями

Многие родители жалуются на характер малыша, называя его трудным и даже обвиняют наследственность, н .

Питание

Большинство малышей на четвёртом месяце ещё кормятся грудью, здесь нет ещё принципиальных изменений, кроме появления первых прикормов. «Искусственников» продолжают кормить адаптированными смесями. Можно попробовать давать в качестве прикорма по 25-30 г соков или фруктового пюре. Прикармливать лучше за полчаса до утреннего кормления. Если же случаются частые запоры, то лишь в этом случае можно давать воду.
Лучше всего грудью кормить по требованию, обычно это 6 раз в день. Наименее прожорливые крошки могут выдержать между кормлениями 3,5-4 часа, а ночью – и все шесть. Этого достаточно, если прибавка в весе идёт нормальная, но если малыш плачет и часто требует грудь, то он, возможно, голоден. Педиатр может подсказать подходящую смесь. Ежедневно крошки должны съедать 1/7 часть собственного веса, то есть около литра смесей или молока.

Режим дня 4-месячного малыша

Прогулки

Независимо от того, бодрствует ли малыш или спит, с ним подолгу нужно гулять на свежем воздухе. Летом на улице с ним можно проводить чуть ли не весь день. Гулять зимой можно до температуры минус 10-15 градусов. Если на улице дождь или резкий холодный ветер, то прогулку можно заменить временем, проведённым на веранде, балконе или лоджии.

4-месячный малыш в норме спит 11-12 часов. По разным причинам он может просыпаться ночью: от мокрых пелёнок, позывов к мочеиспусканию, проголодавшись, испытывая дискомфорт или болевые ощущения. Врачи рекомендуют прикармливать грудничков ночью, поскольку это усиливает лактацию. Днём крошки спят по 2-3 часа 2-3 раза.

Развивающие занятия с 4-месячным малышом

Не произнося ещё ни одного слова, малыш уже начинает учить язык, поэтому крайне важно как можно больше с ним разговаривать, поддерживать эмоциональную связь, читать детские книжки. Поскольку ребёнок жадно впитывает услышанное, то и язык учит очень интенсивно, в том числе и иностранный. Чем больше говорить при 4-6-месячном ребёнке, тем легче ему впоследствии будет обучаться. Рассказывая малышу об окружающих вещах, прошедших событиях и планах на завтра, нужно присматриваться к нему. Если он начнёт подражать маме, то нужно поддержать это его стремление, повторяя звуки его монолога. Если чаще присоединяться к его бормотанью, то и он начнёт повторять звуки за взрослыми. Вводя в его речь новые звуки, нужно начинать с гласных.
Полезно устроить кукольный театр с игрушками, поскольку малыши зачарованно наблюдают за яркими куклами, говорящими разными голосами. Воспринимая эмоции, они учатся и передавать их. Слушая декламируемые стихи, малыш тренирует память и получает навыки запоминания текстов, которые потребуются ему в школе.
В гимнастические упражнения нужно вносить новые элементы, например, разводя в стороны руки и скрещивая их на груди. Поворачивать так ножки, чтобы и таз, и плечи, и голова слегка поворачивались в сторону. Переворачивание на животик.

Игры для развлечения 4-месячных малышей

Игры с мамой крайне важны для развития крошек. Например, простейшая ролевая забава – мама прячется под платочком, а малышу нужно её отыскать. Вот ещё некоторые очень полезные игры:

2
Игра в машинки: откройте ребенку мир автомобилиста

Мальчики и машинки – прочно связаны между собой, думают многие родители и, конечно же, ошибают .

  • «Неваляшки». Соединить в одной ладони все ручки и ножки малыша, лежащего на спине и покачать его в такой позе, как неваляшку.
  • «Следи за мной». Мама где-нибудь прячется и кличет малыша.
  • «Поймай меня». Держать перед малышом игрушку, к которой он будет тянуться и пытаться схватить.

Лучше всего, если в играх имеются элементы гимнастики: перевороты на бочок, перекатывание на спинке, весёлые подкидывания папой на руках, заставляющие малыша выпрямляться в стойку и напрягать все мышцы. В процессе таких игр мышцы малыша незаметно крепнут.
В 4 месяца малыш не только реагирует на звук резиновой пищалки, но сам пытается его вызвать, сжимая игрушку. Поэтому игрушка должна быть достаточно мягкой, чтобы крошке удалось заставить её «заговорить».
Важно развивать у младенца осязательные ощущения, для чего давать ему щупать ткани – скреплённые лоскутки бархата, вельвета, подушечки с пришитыми рельефными пуговицами. Привязать узловатый шнурок к ленточке и вложить крошке в руку, чтобы он ощутил разницу фактур. Можно играть с малышом, давая ему возможность прикасаться к разным предметам.
Купание весьма подходит для развивающих игр. Сидя в воде, он может тянуться к плавающим цветным губкам или игрушкам. Но в первую очередь купание в 4 месяца имеет целью успокоить малыша и подготовить его ко сну.

Особенности развития ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца протекает более активно, чем раньше. Малыш окончательно адаптировался к окружающему миру и готов познавать новое каждый день. Меняется и психология, и тело ребенка. Рост и вес увеличиваются, а появление новых умений радует родителей.

Малыш в полотенце

Умения и навыки

  • Малыш способен схватить игрушку, имеющую небольшой вес, и удерживать в ручке 30 секунд. Он понимает, что погремушку нужно потрясти, чтобы она издала звуки.
  • Ребенок должен уметь переворачиваться с животика на спинку и обратно.
  • В положении лежа на животике он может приподняться на ручках, при этом удерживать головку.
  • Если придерживать малыша за подмышки, он должен упереться о пол пальцами ног и оттолкнуться.
  • Ладони ребенок в основном раскрывает. Он должен уметь сложить ладони вместе и чуть-чуть похлопать ими.
  • Грудничок может засовывать пальцы в рот.
  • Во время кормления он старается сам поддерживать грудь мамы, его вес уже позволяет это делать.
  • Ребенок реагирует, когда его называют по имени.
Читайте также  Игры ребенком 1 8 месяцев

Физиология ребенка

Вес малыша за 4-й месяц возрастает на 700-800 грамм, поэтому общий вес младенца доходит до 6-7 кг. Увеличиваются окружность груди и окружность головы. Рост тоже становится больше на несколько сантиметров. В четыре месяца обычный рост малыша составляет 60-63 см.

Пропорции тела грудничка становятся более гармоничными. Если при рождении голова была очень крупной по отношению ко всему тему, то к 4 месяцам она становится пропорционально меньше. Слишком крупная головка в этом возрасте может указывать на ряд заболеваний. Поэтому обязателен осмотр врача.

Питание четырехмесячного ребенка

Для деток на грудном вскармливании единственным продуктом в рационе по-прежнему остается грудное молоко. Если у малыша нет проблем со здоровьем, а молока мамы хватает для его насыщения, то не следует вводить какой-либо прикорм.

Кормление обычно шестиразовое. Но иногда младенцы в четыре месяца уже переходят на еду 5 раз в день. Для деток, находящихся на искусственном вскармливании, возможно введение первого прикорма. Если наблюдается склонность к жидкому стулу, в качестве прикорма подойдет яблочное пюре. Малышам, склонным к запорам, дают размятые и перетертые ягоды чернослива. Общий объем любого прикорма начинают с четверти чайной ложки, постепенно увеличивая до нескольких чайных ложек. В случае появления аллергической реакции на какой-либо вид прикорма, следует немедленно прекратить его употребление.

Если малыш родился недоношенным или в холодное время года, будет полезно давать ему творог. Употребление этого продукта предотвращает рахит. Малышу подойдет только очень свежий творог без комочков, почти жидкий.

На четвертом месяце жизни наблюдается рост общего объема употребляемой пищи, который составляет 150-170 мл.

Уход за грудничком

В четыре месяца у грудничка уже начинается рост волос на голове. Они пока еще короткие. Но даже из-за коротких волос возможно чрезмерное потение кожи головы. В этом случае обязательно подстригают волосики.

Рост ногтей в этом возрасте тоже требует внимания. Их необходимо периодически подстригать, чтобы малыш не поцарапал себя и не смог расчесать ноготками тело. Ногти на руках подстригают по дугообразной линии, а на ногах – по прямой линии. Это предотвратит врастание ногтей в кожу.

Четвертый месяц – это время большой активности ребенка. Он двигает ручками и ножками, лежа в кроватке. Поэтому запросто может скинуть с себя одеяло или пеленку. Оказавшись в более прохладной среде, малыш мерзнет и может описаться. Мокрый младенец переохлаждается довольно быстро. Мама не всегда успевает среагировать и переодеть кроху. А переохлаждение ведет к простуде.

Именно поэтому важное значение имеет закаливание. Для младенца в 4 месяца это обтирания, которые обычно проводят после купания. Все тело малыша обтирают влажной губкой или влажным полотенцем. Сначала мама протирает грудь и руки ребенка, затем надевает на него рубашечку. Затем протирает ножки. Во время всего процесса следует разговаривать с ребенком, ласково проговаривать свои действия. Это успокоит младенца, он не будет капризничать.

Обтирание ребенка

В четвертый месяц жизни грудничка происходит важное событие. Он должен подготовиться к прививке АКДС. Она действует против столбняка, дифтерии и коклюша. Вместе с ней ставится прививка от полиомиелита. АКДС делается три раза, промежутки между прививками – 6 недель.

Чтобы безопасно пройти вакцинацию, малыш должен быть здоров не только на момент вакцинации, но и за месяц до него. Если грудничок имеет отклонения в развитии, детский врач может установить особый график прививок и выписать лекарство для профилактики последствий.

Ребенку в последние дни перед вакцинацией нельзя давать новые продукты. Также необходимо строго соблюдать режим дня и следить за соблюдением чистоты. Если кто-то из родственников болеет ОРЗ, ему нежелательно подходить к ребенку. Обязательно ношение маски для предотвращения распространения инфекции.

В первый день после вакцинации у младенца наблюдается спад аппетита, повышение температуры тела, он капризничает. Это нормально, но на следующий день температура должна понизиться. Если жар сохраняется или на теле появилась сыпь, нужно обратиться к врачу.

Развиваем малыша

Как развивать ребенка в 4 месяца? Особое значение для малыша приобретает режим дня. Время отхода ко сну должно быть одним и тем же. Многие мамочки вводят свои ритуалы перед сном, которые помогают ребенку расслабиться, успокоиться и быстро заснуть. Это могут быть легкие поглаживания, колыбельная песенка или тихое звучание спокойной классической музыки.

Гулять 4-месячный малыш будет дольше, чем в более раннем возрасте. Желательно выходить с ним на прогулку дважды в день.

Пребывание на улице летом может доходить до 2-3 часов. Зимой прогулки не такие длительные, особенно в морозную погоду. И все-таки желательно гулять с грудничком не менее часа.

В 4 месяца детки часто просятся на ручки к маме. Неудивительно, ведь с высоты они могут лучше разглядеть окружающий мир. Но не стоит идти у малыша на поводу. Его рост и вес достаточно велики. Маме может быть слишком тяжело носить на руках свое сокровище. Кроме того, малыш вскоре привыкнет и будет капризничать, если его оставили в коляске.

А вот папа вполне способен поднимать младенца на ручки. Его рост и вес не должны смущать родителя. Зато сколько радости испытает грудничок, осматривая окрестности с высоты.

В 4 месяца малыш продолжает активно гулить и агукать. Он понемножку изучает язык, вслушивается в речь мамы. Поэтому обязательно разговаривайте с ним, читайте стихи и сказки. Пусть ваша речь будет ласковой и выразительной. Это создаст эмоциональный комфорт у грудничка.

Попробуйте научить ребенка говорить гласные звуки. Он будет повторять за вами. Организуйте маленький кукольный театр. Актерами могут быть игрушки в форме зверят. Двигайте игрушки, имитируйте их голоса, разыгрывайте мини-спектакль перед малышом. Постарайтесь показать эмоции во время спектакля: радость, удивление, огорчение. Для младенца сейчас важно уметь воспринимать эмоции.

4-месячный малыш начинает брать в рот и пробовать на вкус все вокруг, в том числе свои пальчики на руках и ногах. Это важная часть его развития – он познает мир с помощью вкусовых рецепторов. Не стоит этому препятствовать. А вот что сделать необходимо, так это мыть все игрушки с мылом каждый день.

С целью безопасности младенца уберите от него все мелкие предметы, которые он может случайно проглотить. Уберите все острые предметы, а также все то, что нельзя брать в рот.

Не оставляйте возле кроватки вещи с наполнителем. Младенец может порвать их, а наполнитель попадет ему в рот. Кроме того, вес игрушек не должен быть слишком большим, чтобы грудничок случайно не повредил себя.

Когда мама рядом, можно использовать самые разные игрушки. Мягкие и жесткие, легкие и тяжелые, шершавые и гладкие, большие и маленькие. Материалы изготовления игрушек тоже должны различаться: пластик, резина, дерево или ткань. Давайте их малышу. Пусть ощупывает игрушки, при этом развивается тактильная чувствительность.

Для развития зрения и слуха младенца незаменимы следующие игрушки: колокольчики, погремушки, резиновые пищалки, картонные книжки с крупными рисунками.

У некоторых грудничков в 4 месяца уже начинают резаться зубки. При этом кроха может капризничать и плохо спать, иногда даже поднимается температура и начинается насморк. Во время появления первых зубов наблюдается повышенное выделение слюны. С целью облегчения состояния младенца купите ему резиновые прорезыватели.

Таким образом, в 4 месяца ребенок будет уметь многое из того, что раньше давалось с трудом. Например, переворачиваться. Его рост и вес станут больше, окрепнет зрение и слух. Используйте в играх разнообразные игрушки, но следите за безопасностью. Все, что вы дадите младенцу, он обязательно попробует на вкус.

Развивающие игры для детей четвертого месяца жизни

С наступлением четвертого месяца жизни ребенок становится активнее. В это время он бодрствует большую часть дня, поэтому возможностей для проведения развивающих занятий становится больше. Следует воспользоваться ситуацией и помочь малышу усовершенствовать сенсорные, двигательные и эмоциональные навыки, ведь то, что упущено в этот период, наверстать впоследствии будет очень сложно.

Цель и предназначение развивающих игр для детей четырехмесячного возраста

Четырехмесячный ребенок может самостоятельно играть с игрушками. Общение со взрослыми также доставляет ему немалое удовольствие. Развивающие игры являются особенно эффективными, если они способствуют развитию следующих навыков и умений:

  • совершенствование зрительных, слуховых и тактильных навыков малыша;
  • дальнейшее развитие хватательного рефлекса и умения крепко держать в руках различные предметы;
  • укрепление мышечного аппарата туловища, рук и ног;
  • укрепление эмоционального и душевного контакта с родными людьми;
  • изучение окружающего мира, получение новых впечатлений.

Классификация развивающих игр для детей в 4 месяца

Классификация развивающих игр для детей в 4 месяца

Игры, предназначенные для развития малыша четырехмесячного возраста, можно классифицировать следующим образом:

  • игры-занятия с игрушками;
  • музыкальные упражнения;
  • игры, основанные на активном движении малыша;
  • занятия, направленные на тренировку памяти и внимания ребенка.

Виды развивающих игр для ребенка в возрасте 4 месяцев

Наиболее соответствуют возможностям 4-месячного малыша следующие игры:

«Кто это?»

Кто это?Подойдите с малышом к большому зеркалу, чтобы он смог увидеть себя. Спросите при этом: «Кто это?». И сразу же отвечайте: «Это Маша (Петя, Таня, и т.п.)». «Это щечки Маши». «Это Машин носик». «Это ручки Маши». В момент произведения вышеуказанных фраз притрагивайтесь к соответствующим частям тела малыша так, чтобы он это видел в зеркале.

Затем возьмите ручку малыша и осторожно постучите по зеркальному изображению. Малышу наверняка потравятся подобные манипуляции.

Указанная игра направлена на совершенствование зрительных навыков малыша, способствует изучению своего «второго Я».

Продолжительность игры – 3-4 минуты. Занятие лучше выполнять в первой половине дня при ярком дневном освещении.

«Прятки»

Прятки

Конечно же, четырехмесячный малыш не сможет участвовать в этой игре в ее классическом варианте, но можно поиграть в нее в упрощенном виде. Например, мама закрывает лицо платком или какой-либо другой тканью, а другой взрослый спрашивает: «Где мама?». Затем мама открывает лицо, при этом малыш наверняка обрадуется ее появлению.

Точно так же взрослый может спрятаться за спинку кровати, чтобы ребенок не смог увидеть его. Мама, в свою очередь, спрашивает у малыша: «Где папа?». Через некоторое время отец или другой родственник появляется из «укрытия», тем самым доставляя неподдельную радость ребенку.

Данная игра развивает внимание малыша, укрепляет эмоциональный контакт между ребенком и взрослыми. Время проведения – 4-7 минут. Заниматься можно в течение дня в период наибольшей активности малыша.

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатаяУказанная развивающая игра основана на известном народном стишке для детей «Идет коза рогатая». Во время ее проведения можно импровизировать. Один из вариантов игры с малышом следующий:

Идет коза рогатая (указательный и средний пальцы складываем в виде «козы»)
За малыми ребятами (пальцами слегка щекочем ребенка)
Кто кашку не ест? (выполняем вопросительно-восклицательный жест рукой)
Молоко не пьет? (повторяем указанный жест)
Забодает, забодает, забодает (перебираем пальцами, как будто собираемся «забодать» кого-то).

В процессе проведения игры не следует излишне щекотать ребенка. Если малыш боится щекотки, можно просто поглаживать его ладонью.

Указанная игра-потешка способствует укреплению эмоционального контакта между матерью и малышом, развивает навыки наблюдения у ребенка. Время проведения – 4-7 минут. Заниматься лучше в течение дня или ранним вечером.

«Тяни-таскай»

Тяни-таскайДля выполнения указанного упражнения необходимо иметь в наличии предмет в форме палки. Держим палочку перед грудью малыша в поле его зрения. Как только ребенок ухватится за палку, тотчас же начинаем медленно тянуть ее на себя. При этом малыш также будет подтягиваться.

Процедуру подтягивания следует выполнять не слишком усердно, ведь малыш еще не настолько силен физически, чтобы самостоятельно садиться или подниматься с кровати. При этом следует обращать особенное внимание на то, чтобы ребенок случайно не упал на спинку во время подтягивания, поэтому лучше подстраховаться и свободную руку разместить у него за спинкой.

Данная игра направлена на развитие мышечного корсета малыша, укрепление силы его мышц и развитие координации движений. Рекомендуемая продолжительность выполнения – от 3 до 6 минут. В течение одного занятия можно выполнить два-три повтора. К занятию желательно приступать в течение дня, в вечернее время от указанной игры лучше отказаться.

«Постучи»

ПостучиДля проведения этой игры понадобится игрушка, которая издает звуки в тот момент, когда по ней ударяют рукой. Это может быть игрушечный барабан, большая погремушка или миниатюрный музыкальный инструмент для детей.

Читайте также  Желтуха у ребенка 1 месяц

Возьмите игрушку и попросите малыша постучать по ней ручкой. Если ребенок пока не знает, как это сделать, постучите по поверхности предмета сами, а затем предложите ребенку выполнить подобное действие. При этом повторяйте название игрушки, можете рассказать малышу, какие звуки она издает и для чего предназначена.

Представленная игра прекрасно развивает слух малыша, способность воспринимать различные звуки и определять источник их возникновения, усиливает душевный контакт с матерью. Продолжительность игры – 5-8 минут. Время проведения – днем или ранним вечером.

«Схвати и тряси»

Схвати и тряси

Занятие, подобное предыдущей игре. Предложите ребенку погремушку или любой предмет, способный издавать звуки при перемещении в пространстве. Дайте малышу игрушку в руки, чтобы он начал ее трясти. В этот момент комментируйте вслух, какие звуки издает погремушка, как интересно она звучит.

Затем заберите у малыша игрушку и потрясите ею сами. Ребенок в это время попытается дотянуться до игрушки, чтобы забрать ее обратно. Отдавайте погремушку не сразу: пусть малыш немного потренирует свои мышцы. Так поочередно погремите игрушкой несколько раз, пока малыш не начнет терять интерес к игре.

Указанное упражнение развивает слух малыша, укрепляет тактильные навыки, способствует тренировке мышечного аппарата. Продолжительность выполнения – 5-10 минут. Заниматься можно в течение дня, за исключением периода подготовки ко сну.

Жу-жу

Сейчас уже можно приступать к занятиям, помогающим малышу освоить новые для него звуки. Попробуйте спеть ему песенку или прочесть текст как стишок:

Ты сначала мне скажи (показываем ручкой на малыша)
Как жу-жу пчела жужжит (выполняем вопросительный жест рукой)
Я потом тебе скажу (слегка машем руками в такт песне)
Про пчелиное жу-жу (просим малыша повторит звук «ж»).

Указанная игра способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, развивает его музыкальный слух и усиливает эмоциональный контакт со взрослым. Продолжительность проведения – 3-7 минут. Заниматься можно в любое время дня, за исключением периода подготовки ко сну.

«Колобок»

КолобокС наступлением четвертого месяца жизни малыш пытается освоить новый для него навык – переворачивание со спинки на живот и обратно. Чтобы помочь ребенку быстрее пройти этот этап, рекомендуется ежедневно выполнять с ним в игровой форме следующее упражнение.

Когда малыш лежит на спинке, аккуратно подложите руки под его туловище и начните его потихоньку покачивать из стороны в сторону. При этом подпевайте любую веселую песенку или декламируйте сказку про колобка.

Продолжайте осторожно подталкивать малыша, чтобы он перевернулся со спинки сначала на бок, а затем – на животик. Когда малыш немного одохнет, приступайте к обратному процессу – переворачиванию с живота на спинку. Точно так же аккуратно помогайте малышу перевернуться сначала на бок, после этого – на спинку. Не забывайте петь песенку или декламировать стишок.

Малышу наверняка понравится эта игра, ведь он поймет, что самостоятельно изменить положение тела – не так уж сложно. Игру «Колобок» можно выполнять ежедневно до того момента, пока ребенок полностью освоит данный навык.

С помощью указанного занятия происходит тренировка мускулатуры ребенка, совершенствуются координация его движений и ориентация в пространстве. Заниматься следует по 5-7 минут ежедневно в любое время дня или ранним вечером.

«Носик, глазки»

Носик, глазкиНастала пора показать малышу, как называются части тела его любимых игрушек. Четырехмесячный малыш уже наверняка привык к своим куклам или игрушечным животным, поэтому для проведения занятия следует выбрать одну-две игрушки из числа самых любимых.

Возьмите в руки игрушку (например, зайчика), и покажите поочередно, как называются части его тела. Например: «Где у зайчика глазки? Вот глазки!»; «Где у зайчика ушки? Да вот же ушки!».

Сначала родитель должен сам задавать вопросы и давать на них ответы, но после нескольких повторов можно лишь задать вопрос, приблизив в этот момент игрушку к малышу, и попросить малыша показать, где находится та или иная часть тела зайчика или мишки.

Время от времени состав игрушек следует менять, чтобы малыш не потерял интерес к данной игре.

Указанное занятие способствует развитию памяти малыша, обогащает словарный запас ребенка. Продолжительность проведения игры – от 5 до 10 минут, в зависимости от степени заинтересованности малыша. Оптимальное время занятий – в первой половине дня или ранним вечером.

Полезные советы, которые желательно учитывать во время проведения занятий

В процессе проведения развивающих игр желательно обратить внимание на следующие моменты:

  • в процессе занятий с использованием игрушек и различных предметов ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного. Ребенок может попытаться засунуть игрушку в рот, от игрушки могут отсоединиться мелкие детали. Все это очень опасно для малыша, поэтому сразу после завершения игры все предметы необходимо убрать подальше;
  • не следует показывать малышу слишком большие и громоздкие игрушки, которых он может испугаться. Если у вас в доме имеется подобный предмет – подождите некоторое время, ведь ребенок очень быстро растет, и в возрасте около года сможет играть с более «серьезными» игрушками;
  • соблюдайте правила гигиены при проведении занятий;
  • продолжительность развивающих игр необходимо дозировать, ведь малыш может устать от занятий или начать капризничать.

Малыш в этом возрасте еще не умеет ползать, но тем не менее не следует оставлять его одного на поверхности пеленального стола или диване – это очень опасно. Внимательно следите за ребенком как во время проведения развивающих игр, так и в любых других ситуациях.

Как мы сами замедляем развитие детей: 10 ошибок, которые нельзя совершать

В редакцию «Летидора» пришло письмо от остеопата, психолога и отца двух детей Дениса Кикина. За 17 лет своей практики он успешно поработал более чем с двумя тысячами детей, научил их двигаться, взаимодействовать с внешним миром.

Денис признался, что многому научился на личном примере со своей женой и двумя детьми. Он многое понял, осознал, применил на практике и теперь готов поделиться своим опытом с другими родителями, чтобы помочь им избежать ошибок. Каких именно? Читайте в его колонке.

Денис Кикин, остеопат, психолог

НЕ НАДО носить младенца вертикально

Я много работаю в кабинете с последствиями родовых травм. Роды — это процесс непростой не только для мамы, но и для ребенка. Малышу нужно преодолеть некоторые препятствия. В связи с чем шея ребенка подвергается большой нагрузке, и нужно время, чтобы этот отдел восстановился и окреп.

Поэтому важно носить ребенка горизонтально или под углом 45 градусов.

Ведь если слишком рано начать носить ребенка вертикально, то это может навредить шее: нарушить кровоток, замедлить развитие. Только после того как ребенок начинает уверенно держать головку, его можно носить вертикально. Обычно это происходит, когда ребенок может самостоятельно садиться (на 6-8-м месяце).

НЕ НАДО сажать за ручки или водить

Как остеопат и физиолог я хорошо знаю, как развиваются движения у новорожденных.

В организме ребенка есть механизм поэтапного созревания центральной нервной системы. Если ребенка кормить, мыть попу и удовлетворять его естественные потребности, то он сам повернется, поползет, сядет, пойдет на четвереньках, а затем встанет и пойдет на ногах. Если помогать ребенку и торопить его, то он, как организм, развивающийся по пути наименьшего сопротивления, будет вас использовать как помощников, а сам в результате отстанет в развитии.

НАДО пускать на пол

Многие бережливые родители стараются сохранить для ребенка комфорт и создают как бы «парниковый эффект».

Случается, что родители, стараясь уберечь ребенка от холода или травмы, не пускают его на пол. И он вынужден развиваться в ограниченном пространстве кровати или манежа. Но ребенок — живой организм, который, подстраивается под окружающую среду. Только делает это намного быстрее. Если ребенок много времени проводит только в своей кровати, то он начинает отставать в развитии. Если он находится на кровати или диване своих родителей, то велика вероятность падения и травмы.

На полу ребенок развивается быстрее.

Поэтому я рекомендую убирать опасные предметы и отпускать ребенка на пол примерно с 4 месяцев. Делать это нужно постепенно. Постелите что-нибудь мягкое (одеяло, например), лягте на пол вместе с ребенком, поиграйте с ним, а когда он освоится, можно оставлять и одного.

НЕ НАДО предостерегать от падений

Да, дети падают! Родители, запомните это.

Мы часто сравниваем умения ребенка с нашими навыками, полученными на протяжении долгого времени. Это объяснимо, но неправильно по отношению к нему. Двигательная система ребенка постоянно совершенствуется. Только совершив ошибку, он включает свои способности и ищет возможность ее исправить. И тогда он становится ловким и сильным и двигается вперед.

Я заметил, что дети специально ищут возможность преодолеть препятствие, чтобы почувствовать возможности своего тела.

Родители! Не лишайте детей возможности узнать свои ресурсы. Будьте рядом, сохраняя спокойствие, и поддерживайте.

НЕ НАДО торопить

Да, темп жизни высокий. У взрослых много дел: надо работать, отвести детей в сад или школу, приготовить еду и т.д. И мы начинаем подгонять ребенка: «Ну что ты копаешься, не можешь одеться сам? Ну что ты как маленький!»

Да, он маленький! У него еще не такая хорошая моторика. Поэтому он не может с первого раза попасть в рукав, в ботинок и завязать быстро шапку. А ребенок думает: «Наверное, я ничего не умею».

У него падает самооценка, он отказывается выполнять ваши просьбы и начинает еще сильнее задерживаться в приобретении навыков.

А можно ведь не торопиться. Мы ведь взрослые люди и знаем, что ребенку требуется время. Подождите, подбодрите, покажите на своем примере способность одеваться и пользоваться временем разумно.

НАДО сразу дать ребенку имя

Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Многим знакома эта фраза. Имя человека несет большое значение: смысловое и фонетическое. Ребенок очень хорошо воспринимает и запоминает звуки, интонацию, громкость речи.

Обращаясь к ребенку, вы объясняете ему, кто он такой, как вы к нему относитесь. И если он это понял, он может идти в развитии быстрее.

НАДО понимать потребности ребенка

У новорожденного не так уж и много потребностей. Но они жизненно важные. Это потребность в еде, тепле, чистоте, любви!

Любовь можно поставить на первое место. Ведь она будет выполнять важную роль на протяжении всей жизни человека! Если ребенок не будет чувствовать любви, то он потратит время и силы на ее завоевание. Поэтому задача родителя — постепенно научиться определять эти потребности ребенка. А папа может помочь маме сохранять покой, оберегая ее от стресса и даря свою любовь.

НЕ НАДО раздражаться на крик ребенка

Да, дети кричат. Это их язык. Но кричат они в том случае, когда их что-то беспокоит. Это все те же неудовлетворенные потребности, дискомфорт, адаптация.

Если вы раздражаетесь, нервничаете, то вы сами начинаете кричать. Ребенок думает, что случилось что-то страшное, и может испугаться еще больше. А психика ребенка может травмироваться, и это помешает развитию. Ребенку нужно научиться чувствовать и понимать, что с ним происходит. Ведь он совсем беспомощный и неумеха.

А мы-то взрослые всемогущие. Так вот и вести себя нужно как взрослые.

Покажите ребенку свою силу и терпение, помогите малышу справиться с дискомфортом. Когда не хватает своих знаний — сходите получить их у специалиста. Например, к консультанту по грудному вскармливанию, инструктору по плаванию, остеопату. Мы работаем для вас.

НАДО проявлять сочувствие

Научиться всему в этом мире ребенку поможет родитель. И самое важное — это уметь управлять своими чувствами. Ведь после рождения малыш совсем не знает себя. Он изучает свое тело, находит ручки, ножки, учится ими пользоваться. Он учится понимать свои эмоции. Радоваться, грустить, смеяться, сердиться.

Чтобы он не запутался в чувствах, помогите ему: объясните, что он чувствует в данный момент.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: