Как играть с 2 месячным ребенком

Должен ли ребенок до года уметь играть самостоятельно?

Должен ли ребенок до года уметь играть самостоятельно?

Умение играть самостоятельно — основа эмоционального здоровья не только ребенка детсадовского возраста, но и ребенка от рождения до трех лет, считает эксперт по уходу за младенцами Трейси Хогг, автор книг, помогающих наладить общение с маленькими детьми.

Далее приведен небольшой отрывок из ее книги «Секреты высыпающейся мамы. О сне, кормлении и общении с малышом от рождения до детского сада.» Из него вы узнаете, сколько времени нужно ребенку на самостоятельные игры в самом раннем возрасте и как научить ребенка играть самостоятельно. А тем самым способствовать его правильному развитию и оставить личное время для себя.

Родители часто спрашивают меня: «Как развлекать ребенка?» Для маленьких детей весь мир — это нечто удивительное. Дети от природы редко бывают скучающими, пока родители не научат их зависеть от взрослых в своих развлечениях. Чтобы ребенок имел возможность развить эмоциональную устойчивость, нужно предоставить ему самостоятельность. Вам придется пройти по тонкой грани между помощью и опекой. Вам нужно создать в доме такую атмосферу, где малыш смог бы спокойно познавать и пробовать все на практике, но при этом проявить осторожность, чтобы не взять на себя роль ответственного за развлечения. Ниже приведены рекомендации, которые помогут вам соблюсти баланс.

С рождения до шести недель. Во время кормления нежно разговаривайте с ребенком, чтобы он не задремал. Постарайтесь продержать его бодрствующим в течение 15 минут после кормления, чтобы обозначить границы между периодами кормления и до отхода ко сну. Впрочем, не волнуйтесь, если он начнет засыпать. Некоторые младенцы сначала способны выдержать только пять минут, потом время будет увеличиваться. Что касается игрушек, главным образом ребенок в этом возрасте хочет видеть ваше лицо или лица других людей. Отложите все чудесные книжки с картинками, которые вам подарили к рождению малыша, вместо этого сядьте с ним у окна, чтобы он мог смотреть на улицу, или положите ребенка в кроватку и дайте подвесную музыкальную игрушку — мобиль.

С шести до двенадцати недель. К этому времени ваш малыш уже может играть сам в течение 15 минут или больше, однако вам нужно следить, чтобы он не перевозбудился. Не оставляйте его на игровом коврике более 10–15 минут. Ему должно понравиться на детском сиденье, только не включайте этот дурацкий режим вибрации, пусть ребенок просто сидит и смотрит по сторонам без всяких покачиваний, вращений и шума. Не сажайте малыша перед телевизором, он вызывает сильное возбуждение. Берите ребенка с собой, когда вы занимаетесь домашними делами: уборкой, приготовлением пищи или чтением электронной почты. Пусть он всегда сидит рядом с вами.

С трех до шести месяцев. Если вы все делали правильно, то теперь у вас должен быть такой ребенок, который может не спать примерно час и двадцать минут (включая кормление). Он уже должен уметь играть сам в течение 15–20 минут. По прошествии этого времени он, скорее всего, начнет нервничать — значит, ребенок почти готов к дневному сну и самое время уложить его в кроватку. Если к данному возрасту он не умеет играть самостоятельно, обычно это является признаком бессистемного воспитания малыша — то есть он зависит от стимулирования. Такое положение вещей не только ограничит вашу свободу, но и лишит вашего малыша самостоятельности и в конечном счете может вызвать в нем чувство неуверенности. Избегайте чрезмерного стимулирования. Вместо простого лежания на игровом коврике он уже способен дотягиваться до различных предметов. Однако такая физическая уверенность имеет обратную сторону: теперь ребенок может засунуть руку в рот, потянуть себя за уши, царапать или бить себя. Обычно родители в таких ситуациях начинают паниковать. Вместо того чтобы пытаться отвлечь ребенка от боли, скажите так, будто в произошедшем нет ничего серьезного: «Крошка, тебе, должно быть, больно!»

С шести до девяти месяцев. Теперь ваш малыш может не спать почти два часа, включая кормление. Он уже должен уметь забавлять себя в течение получаса или дольше, но не забывайте менять ему положение, например из детского кресла перекладывать его в кроватку под подвесную погремушку. Когда он сможет сидеть — помещайте его в развивающий тренажер. Малыши любят совершать манипуляции с предметами. Они также будут тянуть в рот все, что попало. Настало самое подходящее время принести книжки с картинками, начать читать стишки и петь песенки.

Когда я слышу от родителей, что их малыш в возрасте от шести до девяти месяцев после пяти или десяти минут активности начинает плакать и проситься на руки, я всегда говорю, что не надо потакать ему. Иначе он запомнит, что стоит только поднять шум — и мать уже тут как тут. Вместо того чтобы бросаться на помощь и брать ребенка на руки, присядьте рядом и успокойте его, скажите, что все в порядке, что вы рядом и он может по-играть самостоятельно. Отвлеките его какой-нибудь игрушкой.

Скоро у малыша должна начаться новая социальная жизнь. Хотя дети в этом возрасте в действительности еще не играют вместе, сейчас самое время для начала встреч с группой других детей. Дети любят наблюдать друг за другом, и «появление на публике» им полезно. Не ожидайте, что ваш ребенок сразу начнет общаться. Это придет позднее.

С девяти до двенадцати месяцев. К данному возрасту малыш уже должен стать очень самостоятельным, приучиться хорошо играть самостоятельно по крайней мере около 45 минут, а также выполнять более сложные задания. Его способность к обучению в это время делает огромный рывок вперед. Он уже может надевать кольца на колышек, вставлять предметы в соответствующие им отверстия. Он с удовольствием забавляется с водой и песком. Его привлекают большие коробки, декоративные подушки и кухонная утварь. Чем дольше малыш играет самостоятельно, тем больше ему хочется все делать самому, и он знает, что вы всегда готовы прийти к нему на помощь. Он также понимает, что, если вас нет в поле зрения, вы все равно к нему вернетесь. В этом возрасте малыши не имеют представления о времени, и когда они чувствуют свою защищенность, то для них не так важно, на какое время вы ушли — на пять минут или на пять часов.

1. Для того, чтобы ребенок умел играть самостоятельно не спешите брать его на руки, как только он заплачет или позовет вас. Приходите на его зов, но побуждайте его поиграть одного, не стремитесь постоянно развлекать. Предлагайте игрушку, соответствующую его уровню развития, давайте больше безопасного пространства для познавания окружающего мира.

2. Позволяйте другим людям участвовать в уходе — оставляете малыша под чьим-то присмотром, будь то папа, бабушка или няня, пусть он не считает вас незаменимым взрослым. Такая избирательная привязанность не способствует развитию самостоятельности ребенка.

3. После достижения ребенком года приводите его в группу с другими детьми — пусть он учится играть рядом с ними, с их игрушками, а они — с его. И в конце концов, (это будет позднее) ваш ребенок научиться играть с другими детьми.

Помните, что игра — это серьезное занятие для детей. Семена обучения и познания произрастают из почвы эмоционального здоровья. Их сажают в самом раннем младенческом возрасте, и по мере увеличения времени, когда ребенок играет самостоятельно, вы будете также оттачивать его эмоциональные качества — способность развлекать себя, познавать все без страха, экспериментировать. В процессе игры ваш малыш учится манипулировать предметами. Игра позволяет ему узнать, где причина, а где следствие. Малыш овладевает навыками, необходимыми для обучения: умением переносить разочарование от того, что что-то в первый раз не получилось, терпением, настойчивостью. Если вы подтолкнете его к этому, а потом отойдете в сторону, чтобы понаблюдать, как малыш познает мир, то ваш ребенок, умеющий играть самостоятельно и не знающий слова «скучно», непременно станет любознательным, творчески активным и предприимчивым взрослым человеком.

Должен ли ребенок до года уметь играть самостоятельно?

По материалам книги «Секреты высыпающейся мамы. О сне, кормлении и общении с малышом от рождения до детского сада», авторы Трейси Хогг, Мелинда Блау.

Правильное развитие месячного ребенка, что должен уметь грудничок и во что с ним нужно играть

Это случилось! Долгожданное и любимое чудо появилось на свет. Молодая мама с замиранием сердца смотрит на счастье, осторожно берет на руки.

Первый месяц самый трудный – нужно привыкнуть и мамочке, и малышу. В голове кружится ряд вопросов: как правильно его кормить, каково развитие у месячного ребенка, восприятие звуков, как играть с малышом? Все приходит с осознанием своего положения.

Как играть с грудным ребенком

развитие зрения и слуха ребенка

Прошел ровно месяц с момента рождения маленького крохи. Он не переворачивается и не держит головку. Но уже понимает игры. Во время игры грудничок познает мир, учится распознавать маму по запаху, голосу, облику и жестам.

В момент, когда ребенок играет с родителем, происходит своеобразная гимнастика. Она направленна на укрепление мышц, для развития зрения и слуха.

У новорожденного закладываются доверительные отношения, соединяющие маму с ребенком.

Чтобы играть с грудничком выделяют несколько направлений для развития определенных навыков:

  1. Ребеночек укладывается на спинку. Родитель держит кроху за ручки, не спеша, без резких движений поднимает вверх к головке и слегка вытягивают. Одна, затем другая рука возвращаются в исходное положение. Затем ручки скрещивают на груди и медленно разводят в разные стороны. Ножки крошки не остаются без действия, их задействуют при помощи круговых движений — крутятся педали на велосипеде.
  2. Игра на обучение держания головки. Маленького человечка укладывают на животик. Перед ним помещается интересная яркая игрушка (лучше красная). Грудничка нужно позвать по имени, и привлечь внимание на игрушку. Не спеша перемещают предмет вверх, стимулируя ребеночка поднимать головку.
  3. Интересный процесс купания. Во время водных процедур рекомендуется делать нежный массаж всего тельца. При процедуре напевая негромкую песенку, акцентируя внимание грудничка на лице и губах. Искупав, заверните крошку в полотенце.
  4. Лицо спрячьте за кусочек ткани, выглядывая из-за него, произносите «ку-ку». Возникая с разных сторон, грудничок реагирует, и поворачивается в нужную сторону.
  5. Подвесная игрушка. Перед ребеночком на 20-30 см привязывают игрушку (в мобиле или натягивают на веревке через спинки в кроватке). Малыш поймает взглядом предмет. Теперь его нужно раскачивать.
  6. Обучение фокусированию взгляда. Нужно наклониться над сыночком или дочкой, позвать младенца. Высовывать язык, водить им из стороны, надувать щеки, отклоняться постепенно в стороны. Ребенок заинтересуясь, будет поворачивать головку, укрепляя шейные мышцы.

Во время игры включают спокойную музыку или детскую песенку. При занятии нужно чтобы крошка был в хорошем настроении и неголодный.

Таким образом, любые игры с месячным ребенком направлены на укрепление его мышц, слуха и зрения. Не стоит лениться в игровых занятиях с новорожденным. Чем чаще будут происходить подобные игры, чем быстрее ребенок начнет самостоятельно реагировать на окружающий мир.

Читайте также  Ребенок в животе в 6 месяцев

Что он должен уметь

Маленький человечек за 4 недели своей жизни многое умеет. Нужно постоянно совершенствовать навыки новорожденного, побуждая его к движению.

что должен уметь новорожденный в 4 недели

Что умеет месячный ребенок?

Родители, начиная с 3-х недельного возраста, выкладывают грудничка на животик. Крошка пытается поднять тяжелую головку. Первые попытки не увенчаются успехом, но не стоит опускать руки.

С новым выкладыванием на животик грудничок выше поднимает и держит головку. Средняя длительность удерживания головки на весу – 5 секунд.

После 2-й недели от роду младенец непродолжительное время фокусирует взгляд на движущемся ярком предмете. Расстояние от глаз до предмета не превышает 50 см.

К концу 3-й недели грудничок пытается удерживать во внимании лицо близкого человека – мамы или папы. Выражать радость во время контакта и пытаться улыбнуться. Первое подобие улыбки можно заметить в первые часы после рождения, затем при купании.

К концу 4 недели от рождения грудничок лучше слышит. Если ко 2-3 недели он реагирует на громкие звуки, хлопки, то к месяцу поворачивается к источнику звука, пытаясь найти его глазами.

Младенец с 1 месяца может различать несколько оттенков – красный, черный, синий, белый, желтый цвета. Он узнает первого родного человека – маму.

Окончание 4-й недели ознаменуется первыми звуками младенца. Его несмелый лепет – «гу», «га», не всегда воспроизводится по требованию. Но когда грудничок накормлен и в хорошем настроении, то поет серенады во все горло.

Кроме приобретенных умений, младенец обладает рядом врожденных рефлексов. К ним относятся:

  • Хватание – все, что попадает в пределах досягаемости новорожденного, будет ухвачено цепкой ручонкой;
  • Сосательный – если коснуться губ младенца соской, он инстинктивно начнет ее сосать;
  • Плавательный – при выкладывании ребеночка на животик, он двигает руками и ногами в такт движениями при плаванье;
  • Рефлекс ходьбы – малыш рефлекторно передвигает ножки, как будто идет, если его ступни незначительно опереть или просто коснуться плоского предмета.

Таким образом, первый месяц знаменуется как большим количеством приобретенных навыков, так и закреплением уже имеющихся рефлексов.

Чем больше заниматься с грудничком, тем быстрее он будет пользоваться своими возможностями.

Физическое развитие в 1 месяц

Месяц от рождения грудничка – самый важный период. В этот момент происходят важнейшие процессы, связанные с работой почек, желудка, а также эндокринной системы малыша. Возникает перестройка кровеносной системы, в крови распадаются красные кровяные тельца, несущие в себе информацию плодового типа гемоглобина.

Верхние дыхательные пути сталкиваются с большой нагрузкой, раньше отсутствовавшей. Кожные покровы подвергаются воздействию окружающей среды. Кишечник начинает взаимодействовать с полезными бактериями, помогающими в переваривании пищи.

После рождения, в течение 24 часов проводится вакцинация против гепатита вирусного характера. Вторая прививка БЦЖ ставится в первые 3-5 дней в отделении родильного дома. Следующий укол будет произведен в местной поликлинике у участкового педиатра на приеме в 1 месяц.

В большинстве случаев неделя от рождения характеризуется потерей веса в размере 10% от первоначальной массы тела.

Это обуславливает тот факт, что малыш еще не умеет правильно сосать, а также отсутствие у матери питательного молока. Прибывающее молозиво есть, но его не хватает в количестве, требующемся ребенку.

Маленький человечек после родов находится в стрессовом состоянии. Это напряжение пройдет в течение второй недели жизни.

состояние месячного ребенка

За 1 месяц новорожденный в среднем набирает от 600 до 900 гр. Каждый ребеночек – индивидуальность, поэтому все параметры приводятся усредненные. Рост увеличивается в пределах 3-5 см. Поэтому не стоит закупаться одеждой одного размера в большом количестве. Многое даже не удастся одеть по одному разу, так быстро вырастает маленький человечек.

Окружность головы чаще всего составляет – 34-35 см, а обхват грудной клетки – 33-34 см. Пока что голова составляет 1/3 от всего объема тела. По мере роста этот показатель будет уменьшаться.

Большую часть дня грудничок спит. Это приходится практически на 20 часов из 24. Это оптимальное время для активной перестройки организма, а также для ускоренного роста и развития маленького человечка.

Особенности питания

Кормление – важный процесс, как для новорожденного, так и для матери. Грудное молоко прибывает на 3-й день после рождения ребенка. До этого момента малыш питается только молозивом.

После того, как молочко появляется, оно начинает увеличиваться в количестве. Важно отрегулировать периодичность поступления и полное выедание питательной жидкости.

Если молока прибывает мало, его рекомендуется простимулировать частым прикладыванием к груди новорожденного. Такой метод кормления небольшими порциями называется «По требованию».

Лучше всего отрегулировать питание таким образом, чтобы кормление проводилось раз в 3,5-4 часа. За это время младенец успеет проголодаться, а молоко прибудет к назначенному времени именно в том количестве, что требуется для утоления голода новорожденного.

В противном случае, если ребенок не будет все выедать, в груди могут застаиваться сгустки молока. Со временем они приобретают густую консистенцию. Застои называются мастопатия. Она провоцирует резкое увеличение температуры тела, болезненность воспаленной груди, нагноение застоявшегося молока.

Поэтому очень важно чтобы ребеночек полностью высасывал питательную жидкость. Если этого не происходить, рекомендуется сцеживать оставшееся содержимое груди.

Важно не только кормить, выдерживая периодичность во времени, но и научить малыша правильно захватывать сосок для успешного высасывания молочка. При неправильном захвате, ребенку мало поступает питательной жидкости.

В открытый ротик грудничка нужно вложить полностью весь сосок, так чтобы только часть ореолы выглядывала. Весь остальной периметр соска должен находиться внутри ротовой полости. Расположить нужно новорожденного так, чтобы грудь не перекрывала дыхание. В такой ситуации новорожденный будет часто отрываться от соска, чтобы вдохнуть кислород.

Месячные младенцы высасывают больший объем молока из одной груди в течение 7-10 минут. При необходимости стоит переложить на другую грудь.

Некоторые новорожденные сосут интенсивно, другие засыпают во время кормления. Последних нужно будить, слегка поглаживая по щечке или вынимая сосок изо рта.

После кормления обязательно нужно поставить ребеночка столбиком. Это требуется, чтобы воздух, заглатываемый вместе с питательной жидкостью, поднялся из желудка вверх и вышел при отрыжке. В противном случае заблудившиеся массы воздуха могут спровоцировать колики, усиленный метеоризм или другие неприятные состояния у малыша.

Зрение и слух

При рождении младенцы имеют свойство близорукости. С течением времени это пропадает, взгляд ко второй недели жизни фокусируется. Но перед этим малыши, чтобы рассмотреть склонившееся над кроваткой лицо прилагают большие усилия.

Зрение и слух новорожденного

Также 14 дней отроду характеризуется умением останавливать взгляд на ярком пятне. Чаще всего младенцы реагируют на красный цвет. Предмет, обладающий этим оттенком, может быть как в застывшем положении, так и в двигающемся состоянии.

Месячный малыш слегка косит. Это говорит о несостоятельности мышц глазного яблока, что не является причиной для беспокойства в первые дни жизни. По окончании 4 недели все ненормальные процессы зрения должны установиться, мышцы окрепнуть, система восприятия окружающего мира настроиться. Если признаки косоглазия не проходят в течение 12 недель – стоит обратиться к врачу за консультацией.

При рождении слух и зрение не имеет окончательного развития. Первый месяц является периодом становления всех важных процессов. В конце 4 недели малыш уже реагирует на громкие звуки, хлопки или говор.

Грудничок благоприятно воспринимает родной голос мамы и папы, радуется склоненным над ним лицам. Более высокие нотки в голосе больше нравятся маленькому человечку, чем шепот или спокойный тон.

Месячный малыш слышит громкие звуки, в тишине прислушивается к тиканью часов или капанью воды. Поворачивается на оклик или громкий возглас, особенно если это знакомый голос.

К концу 4-ой недели грудничок радует родителей наладившимися свойствами зрительных органов и хорошим слухом, и показывает первую улыбку. Если обращаться к нему ласковым тоном, играть с ребенком и всячески выражать ему радость, то малыш преподнесет беззубую счастливую улыбку.

Таким образом, первый месяц важен для грудничка, и для родителей. От того как часто они будут заниматься с ребенком зависит развитие многих его органов и навыков. Главное, уделять новорожденному максимум внимания и тогда успехи не заставят себя долго ждать.

Подробнее о раннем развитии малыша рассказывает Комаровкий:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Игры с 2 месячным ребенком

Как играть с ребенком 2 месяцев? Мы предлагаем попробовать две игры, которые помогут ребенку потренироваться в зрительном и слуховом восприятии, а также научат кроху общаться.

Подберите красочные, шумящие игрушки или предметы домашнего обихода (например, маленькие коробочки, бельевые прищепки, деревянные катушки, ярко окрашенные пинетки, погремушки или пластиковые кольца). Если у Вас есть привлекательные браслеты из безопасных материалов, без мелких деталей, их тоже можно пустить в дело! Соберите предметы на крепкую веревку или резинку, как бусы. Разместите все это богатство над кроваткой Вашего ребенка. Достаточно близко, чтобы он смог увидеть предметы и игрушки, но достаточно далеко: в идеале малыш должен только дотягиваться пальчиками до предметов.

После того, как Вы надежно закрепите бусы из игрушек и предметов, покажите малышу представление. Двигайте плавно игрушки, озвучивая свои действия словами или междометиями. Ребенок будет в восторге от звуков и двигающихся предметов (малыш получит удовольствие от игры при условии, что он не голоден и достаточно бодр). Малыш будет издавать одобряющие звуки, пытаться ударить ладошкой по предметам. Однако если он отворачивается или суетится, игру следует остановить.

В чем польза такой игры для детей: Это нехитрое развлечение развивает зрительно-слуховое сосредоточение малыша, а с двух месяцев – моторно-зрительную координацию. Красочные непривычные объекты над кроваткой обеспечивают богатство визуальной стимуляции.

Продолжаем развивать визуальное восприятие малыша, играя в кукольный театр! Вам понадобятся пальчиковые куклы (их можно сделать своими руками, а можно купить набор пальчиковых игрушек). Усадите малыша в креслице или возьмите его на руки. Наденьте на указательный палец игрушку, покажите ее малышу. Пусть игрушка «представиться», назовет малыша по имени, поздоровается с ним: «Привет, Катюша! Я – собачка! Гав-гав!». Шевелите пальцем, чтобы удерживать внимание ребенка на игрушке. Поводите рукой в разные стороны, заставьте игрушки «летать» и «бегать» – это будет способствовать развитию зрения крохи.

Читайте также  Стоп угроза дети в безопасности

В чем польза игры в театр? Ребенок учится общаться, а также тренирует свое визуальное восприятие. Не переживайте, если ребенок пытается схватить игрушки. Дайте ему такую возможность – он тренируется координировать свои движения.

Развивающие игры: ребёнку 2 месяца

На 2 месяце жизни малыш начинает больше познавать свой мир. Но самым любимым и главным человеком в его жизни по прежнему является его мама. Продолжайте развивать и развлекать своего ребенка. Поиграйте с ним своей же мимикой. Корчите смешные рожицы, крутите головой из стороны в строну, показывайте ему язык. Делайте это осторожно, чтобы не испугать своего малыша.

Игры для развития восприятия
A. Играйте с малышом игрушками и погремушками. Легонько потряхивайте погремушками перед глазами ребёнка, двигайте ими в разных направлениях. Очень важно, чтобы расстояние между глазками малыша и игрушками было не ближе 30 сантиметров.

B. Возьмите маленький колокольчик с приятным звучанием. Попробуйте позвонить в него недалеко от левого ушка малыша, а потом от правого. Обратите внимание на то, как кроха пытается найти источник звука. Такие занятия благоприятно влияют на развитие слуха и зрения.

Игры для общего развития малыша
1. Возьмите красочный мячик среднего размера. Малыша положите на ровную поверхность и покатайте мячиком перед ним. Скорее всего, он захочет потянуться за ярким мячиком и долго будет смотреть на него. Это очень хорошо! Такая игра требует хорошего напряжения мышц шеи. Так дитя будет развивать умение держать голову.

2. Старайтесь постоянно стимулировать двигательную активность малыша. Возьмите красивую и яркую погремушку, положите её рядом с крохой. Вначале ребёнок просто повернёт голову, чтобы на неё посмотреть, а потом начнёт тянуться. Если же малыш не проявляет интереса к новому предмету, положите ему его в ручку, пусть подержит некоторое время, а потом снова повторите.

Игры для умственного развития ребёнка
1 ) Постоянно говорите с крохой, читайте сказки с выражением. На данном этапе жизни ему не столько важно содержание прочитанного, сколько то, как вы будете преподносить новую информацию, и с какой интонацией. Побольше стихов и песен.

2 ) Давайте ему возможность на ощупь пробовать разные поверхности. Для этого можете купить специальный игровой коврик для развития. Если же его нет, тогда подберите по фактуре разные вещи и вкладывайте в ручки малышу.

3 ) Дайте ему возможность слушать разные звуки. Включайте звуки природы, журчание воды, пение птиц, классическую музыку. Станьте для крохи зеркалом – повторяйте за ним все его выражения. Такая игра поможет ему оценить его поведение.

Развлекающие игры для малыша
Возьмите мягкую игрушку или куклу и от её лица покажите крохе представление, спойте песенку или расскажите стишок. Главное правило игры с малышом – постоянное внимание. Чем больше внимания, тепла и любви он будет получать – тем быстрее он начнёт развиваться.

Вы подумаете: ну зачем же крохам, которые только что появились на свет, игры? Они такие маленькие, а их внимание пока что привлекают только яркие погремушки. Но всё не так! Таким маленьким деткам игры просто необходимы. Благодаря им, ребёнок может развиваться всесторонне.

Эти занятия подходят для деток 3-4 лет. Если ваш ребёнок уже умеет правильно выговаривать букву «т», то от неё можно поставить букву «с». Попросите малыша сказать букву «т» как обычно, а.

Если ваш ребёнок пропускает в своей речи букву «с» и вместо слов санки и самолёт вы слышите: «амалёт» и «анки», или же заменяют эту букву на «т» и «ф», или же.

Совет 1: Как играть с месячным ребенком

Месячный малыш уже не так мал, как кажется. В этом возрасте он начинает воспринимать жесты окружающих и реагировать на них своеобразными звуками, гримасами, подергиваниями ручек и ножек. Отличным занятием в кратковременные промежутки бодрствования может стать наблюдение за движущимся предметом. Возьмите яркую однотонную игрушку, поместите ее в поле видимости ребенка и перемещайте на расстоянии 20-30 см.

Чтобы развлечь месячного малыша, предложите ему найти источник звука. Речь идет о бубне, колокольчике, погремушке или емкости с различным содержимым – горохом, крупой и т.д. Расположите игрушку на расстоянии 30-50 см от ребенка. Важно, чтобы она не попадала в его поле зрения. Потрясите предмет несколько раз с периодичностью в 5-10 секунд. Когда после нескольких повторений кроха начнет поворачивать голову и искать, откуда раздается звон, покажите ему игрушку.

Разместите на бортиках кроватки разноцветные картинки. Отличным вариантом станут контрастные изображения: мультипликационные персонажи, «зебра» с шириной полос в 5 см, черные круги диаметром 3 см на светлом фоне, мишень, шахматная доска и т.п. Лежа на боку, ребенок будет с удовольствием рассматривать их. В это время рассказывайте ему о том или ином изображении, несмотря на то, что он еще не может вступить в диалог.

Разместите над кроваткой новомодную карусель или самодельные «мобили». Это могут быть смешные рожицы, подвешенные на нитях, черно-белые пирамидки, бумажные кубики или цилиндры. Важно, чтобы предметы шевелились от колебаний воздуха и забавляли кроху. Периодически убирайте игрушку, иначе она станет ему неинтересной.

Поработайте с моторикой крохи. Средним и указательным пальцами бережно захватите его ножку. Затем большим пальцем прижмите подушечку у основания пальчиков – ребенок мгновенно согнет их. Чтобы вернуть пальцы в исходное положение, штриховыми движениями проведите по внутреннему краю стопы по направлению к пятке. Повторите «массаж» 2-4 раза.

Как можно чаще включайте новорожденному музыку. По его реакции вы поймете, что ему по душе. Беспроигрышным вариантом станет классика и, конечно же, мамины колыбельные. Предлагайте крохе то, что нравиться вам. Многие детки любят радио.

Нарушение сна у детей

Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.

Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: «Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?». Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: «Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?» Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.

Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:

  • Физиологические особенности сна ребенка
  • Эмоциональные перегрузки
  • Соматические проблемы
  • Неврологические проблемы

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз — медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей — он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках. Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе — это самое физиологически правильное положение.

Длительность сна

Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.

В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:

1-2 месяца — 18 часов
3-4 месяца — 17-18 часов
5-6 месяцев — 16 часов
7-9 месяцев — 15 часов
10-12 месяца — 13 часов
1-2 года — 13 часов
2-3 года — 12 часов

С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.

То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой — это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой — значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди — все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность — залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Читайте также  Прикорм грудничка 8 месяцев

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже «большой» он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Индивидуальные особенности ребенка

В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок «перерос» это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.

Эмоциональные перегрузки

Эмоциональные перегрузки — это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.

Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.

Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.

Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть «Спокойной ночи малыши», чистить зубы — этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать «доброго сна». Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное — монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном — и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Соматические проблемы

Соматические проблемы — это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения — необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна — только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни — это рахит — нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше — с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары

Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

​Отучаем ребёнка от рук. Когда начать, что делать?

Одни считают, что ребёнка нужно брать на руки по первому требованию, другие — что его с младенчества нужно приучать к самостоятельности. Кто прав? Где золотая середина? Это мы и попробуем выяснить, а также остановимся на вопросе, как отучить ребёнка от рук. Уж в том-то, что рано или поздно это придётся делать, сомнений быть не может.

Отучаем ребёнка от рук

Как быть днём?

К матери ребёнка тянет инстинкт — желание почувствовать себя защищённым, вернуться хотя бы относительно к ощущениям в материнской утробе. Дивный новый мир дарит крохе массу новых впечатлений, которые его пугают: это яркий свет, громкие звуки, это холод и жара. В объятиях мамы он успокаивается.

И если в 2–3 месяца это абсолютная норма, то с полугода пора задуматься о том, как окончательно отпустить птенчика в мир, да и носить его постоянно на руках становится тяжело и вредно для спины.

С возрастом ребёнок начинает тянуться к окружающим его вещам, проявлять интерес, включает свою природную любознательность. Мамины ручки — лучшая смотровая площадка, с которой можно пообозревать окрестности. Люлька такого простора, увы, не даёт, недаром некоторые детские психологи называют её «маленькой тюрьмой».

Как избежать ручек и люльки? Класть малыша животом на чистый пол или в специальный трек. Вертясь, ребёнок будет укреплять мышцы, учиться переворачиваться, ползать и в конце концов — ходить. И вы тоже отдохнёте и сможете наконец заняться своими делами.

Получив некоторую свободу передвижений, малыш сам начнётся проситься с рук, и для вашей семьи начнётся новая увлекательная пора: попытки уследить за уползающим непоседой.

А что делать ночью?

как отучить ребенка от рук

Для большинства мам основное мучение наступает с закатом солнца, ведь иных младенцев приходится час укачивать на руках, чтобы они заснули. Как приучить его засыпать в кроватке? Вот несколько советов:

1. Сядьте вместе с ребёнком в кресло: по крайней мере, спина не так сильно устанет.

2. Выработайте чёткий режим и ни в коем случае его не нарушайте. Конечно, всем хочется отдохнуть и расслабиться, но не стоит разрешать ребёнку спать днём после бессонной ночи, если не хотите повторения перфоманса.

3. Кладите ребёнка в кроватку, но не отходите: поглаживайте его, держите за руку или напевайте, пока он не уснёт.

4. Не стоит оставлять в детской ночник.

5. Днём побольше гуляйте, играйте, проводите время на свежем воздухе, позволяйте малышу исследовать окружающий мир. К вечеру он вымотается и быстро заснёт.

6. Не запрещайте малышу ворочаться и возиться в кроватке — так он устанет быстрее и заснёт спокойнее.

И другие ситуации

Бывают случаи, когда ребёнок в принципе отказывается засыпать где-либо, кроме как на родительских руках. Но обычно это касается болезненных и нервных малышей: их могут мучить колики, диатез и другие неприятности. Как только они излечиваются, малыш спокойно приучается спать самостоятельно.

Ребёнок может разнервничаться из-за приезда родственников. Оно и неудивительно, поставьте себя на место ребёнка: все хватают его на руки, тормошат, играют с ним, пытаются говорить и строить рожицы, вокруг стоит шум, гам, играет музыка, лают собаки и звенят бокалы. Тут и взрослого будут переполнять эмоции, что уж говорить о малыше. Поэтому не в меру шумные «набеги» гостей и родственников на время младенчества лучше сократить. Или попросить гостей вести себя потише.

И всё же — как отучить ребёнка от рук?

Несколько полезных советов:

  • Сокращайте время укачивания на руках — постепенно, конечно.
  • Перед началом «ручного» укачивания укутайте малыша в пелёнку, чтобы он не проснулся из-за прикосновения к холодным простыням.
  • Приготовьте для малыша особую спальную игрушку, например, плюшевого мишку.
  • Практикуйте совместный сон. Ребёнок привыкает засыпать не на руках, при этом близость родителей дарит ему спокойствие.
  • Даже если малыш привык лежать в кроватке, демонстрируйте ему время от времени своё присутствие — подавайте голос, к примеру.

И помните, что никто не знает малыша лучше, чем вы сами — его родители. Любящее сердце мудрее любых книг. Прислушивайтесь к себе и своему ребёнку, и всё будет хорошо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: