Как делать зарядку ребенку в 4 месяца
Как “догнать” рост?
Известно, что одной из характеристик физического развития детей и подростков является рост. “Можно ли как-то повлиять на рост?” — часто спрашивают заботливые родители. На этот и другие вопросы отвечает Елена ЛОБЫКИНА, доктор медицинских наук, профессор, врач-диетолог ГБУЗ КО “Новокузнецкий центр медицинской профилактики”:
— Для ответа на этот вопрос немного напомню, как рост происходит. В течение жизни ребенка, до момента достижения окончательного роста, идет смена периодов ускоренного и замедленного роста. Формирование костей заканчивается в среднем к 25 годам. К этому возрасту происходит формирование так называемого “пика костной массы”, когда происходят ускорение линейного роста, интенсивное нарастание костной массы и увеличение размеров кости. Выделяют три периода наибольшего скачка роста: первый год жизни (рост увеличивается на 50% от длины тела при рождении); 5-6 лет и 13-15 лет (пубертатный скачок роста). Участвуют в процессах роста практически все гормоны, особенно это относится к гипофизу, щитовидной железе и половым железам (особенно в период пубертата). В связи с этим при задержке роста необходимо исключить заболевания этих эндокринных органов.
— Какие факторы способствуют замедлению роста ребенка?
— На рост влияют наследственность, конституциональные особенности и наличие заболеваний. Дефицит гормона роста встречается редко, чаще встречаются конституциональные особенности роста (особенно у мальчиков). Плохо растут дети невысоких родителей с так называемым “семейным замедленным созреванием”. Задержка роста и пубертата могут наблюдаться как при резком дефиците массы тела в результате недостаточной калорийности или несбалансированного питания (нервная анорексия, попытка похудеть на низкокалорийных диетах), так и при ожирении у подростков. Главный ориентир, на который надо обратить внимание при исключении гормональной проблемы задержки роста (дефицита гормона роста), — это отсутствие динамики роста ребенка в течение года.
— Может ли питание влиять на рост ребенка?
— Да, может. Для поддержания концентрации и ритма секреции гормона роста полноценное и сбалансированное питание (достаточное количество и правильный баланс не только белков, жиров и углеводов, но и витаминов и минеральных веществ) крайне необходимо. Это достаточно частая причина отставания в росте у детей.
В первые годы жизни задержка роста может возникнуть из-за недостаточности питания, нарушения кишечного всасывания. Если ребенок с раннего детства отстает в росте от сверстников, а причина отставания неясна, необходимо обязательно исключить скрытое течение у ребенка целиакии — заболевания, сопровождающегося непереносимостью глютена (клейковины) — белка, который содержится в пшенице и некоторых других злаках. Нарушения функции кишечника приводят к развитию всасывания необходимых пищевых веществ.
— Как естественным путем, с помощью питания, повысить секрецию гормона роста?
— Доказано, что белково-энергетическое недоедание, дефицит в питании витаминов (А, Д) и минеральных веществ (кальция, железа, йода, цинка и др.) приводят к нарушению роста. Белок необходим для правильного формирования костной и хрящевой ткани, а также для образования гормонов, регулирующих рост, в том числе и самого гормона роста. Соответственно, недостаток белка в пище напрямую может влиять на задержку роста. Кроме того, дефицит полноценного белка нарушает процессы всасывания витаминов и минеральных веществ из пищи. Дефицит белка может проявляться у детей снижением мышечной массы (в том числе и массы тела) и болью в мышцах, линейной деформацией костей, изменениями со стороны кожи (изменение цвета, сухая шелушащаяся кожа, длительно не заживающие язвы и раны).
— Как на рост влияет витамин D?
— Витамин D за счет регуляции фосфора и кальция и повышения всасывания кальция в кишечнике регулирует костный обмен, предупреждая развитие рахита и остеопороза. Пищевые источники — это печень животных, желток яиц, молоко, масло, сметана, икра. Профилактика дефицита витамина D может быть достигнута путем увеличения солнечного облучения, употребления продуктов, богатых витамином D, и ежедневного приема витамина D. У нас принято активное назначение витамина D детям до 1-2 лет с целью профилактики рахита, затем про витамин D “забывают”, особенно в подростковом возрасте. Между тем в нашей стране среди всех групп населения наблюдается дефицит витамина D различной степени, что требует при ликвидации дефицита подключения лечебных доз, и не в режиме курсового, а более длительного его применения.
— Можно ли передозировать витамин D?
— Получить передозировку можно, если без исследования крови, например, назначить высокие взрослые лечебные дозы витамина D маленькому ребенку. В реальной практике у детей и подростков получить передозировку трудно, если только не принимать месяц по бутыльку капель витамина в неделю. Это крайности. Уж слишком дефицитен витамин D в питании россиян любого, в том числе детского и подросткового возраста. Поэтому вышеуказанные дозировки являются минимальными профилактическими дозами. Наоборот, чаще должен возникать вопрос: “А достаточна ли для моего ребенка эта доза?”
— Что еще поможет “догнать” рост?
— Для образования гормона роста необходим цинк, который стимулирует образование и минерализацию костной ткани, участвует в образовании ферментов, регулирующих рост и обмен белка. Около 30% всего содержащегося в организме цинка находится в костях. Основной источник цинка — мясные продукты. Помимо этого, к продуктам, богатым цинком, относятся тыква, семена кабачков, мясо краба, арахис.
К сожалению, Западная Сибирь относится к регионам не только дефицитным по йоду, но и железу. Отмечают, что латентный (скрытый) железодефицит может встречаться у 50 — 60% подростков. Логично полагать, что питание и дыхание любой клетки, тем более растущей, как кость, будет нуждаться в хороших дотациях железа. Кроме этого, гипоксия, развивающаяся при дефиците железа, будет влиять и на синтез гормона роста.
Контролируют линейный рост (особенно в первые годы жизни ребенка) и гормоны щитовидной железы, для образования которых необходим йод и животный белок. Напомню, что идеальной комбинацией этого являются морская рыба и морская капуста. Гораздо меньше йода содержится в нашем традиционном (“безрыбном”) рационе питания. Не забывайте про любую возможность включать в рацион обогащенные йодом продукты питания (например, соль и хлеб). В организме все очень взаимосвязано.
Таким образом, только разнообразное, не однотипное изо дня в день, питание, с включением всех групп продуктов, может улучшить ростовые показатели ребенка и подростка.
— Какие еще факторы, кроме питания, могут влиять на рост?
— Для нормального роста ребенка также важны: качество и продолжительность сна. Увеличение продолжительности сна способствует увеличению выделения гормона роста. Подросткам в этот период спать желательно 8-10 часов. Помимо сна регулярная физическая аэробная нагрузка: занятия плаванием, гимнастикой (турник), легкой атлетикой. Анаэробные физические упражнения (марафоны, тяжелая атлетика) могут привести к задержке темпов и в конечном счете к достижению небольшого конечного роста.
Как делать зарядку ребенку в 4 месяца
ЛФК 4 месячному ребенку: показания и основные правила
ЛФК 4 месячному ребенку: показания и основные правила
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо развивался и был здоровым. Поэтому очень важно заниматься с ним лечебной гимнастикой. Малыши в этом возрасте довольно быстро развиваются, и им необходимы новые формы общения.
В 4 месяца они делают движения уже более осознанно, в них появляется точность, поэтому крайне важно регулярно делать гимнастику, которая развивает не только физически, но и психологически.
Длительность проведения гимнастики не ограничена – можно заниматься до тех пор, пока малышу не наскучит. По мере того, как малыш будет справляться с упражнениями, можно постепенно усложнять упражнения в соответствии с планом ЛФК 4 месячному ребенку. Видео всех необходимых процедур упростит понимание процесса.
Лечебная физкультура
Педиатры советуют всем родителям для месячного ребенка и малышей постарше делать массаж и лечебную гимнастику. Это необходимо не только для того, чтобы показать свои любовь и заботу, но и для полноценного развития.
Целями гимнастики являются:
- приведение мышц в тонус;
- развитие мелкой моторики;
- укрепление костей скелета.
Важно, что при занятиях обязательно необходимо общаться с ребенком, комментировать свои движения. Все упражнения, которые применяются, должны соответствовать возрастным особенностям. Также каждый раз перед началом гимнастики нужно делать массаж – это необходимо для того, чтобы разогреть мышцы. Такая мера позволяет малышу максимально расслабиться и настроиться на выполнение более сложных заданий.
Также массажные процедуры понижают уровень гормона стресса, способствуют кровообращению, а еще позволяют настроить доверительные отношения с ребенком.
Неважно, сколько ребёнку — 2, 3, 5 или 6 месяцев. Комплекс лечебных физических упражнений пойдет ему на пользу, если используется в умеренном количестве. Другое дело, если малышу 2 месяца, например. Ясно, что он требует более бережного обращения и избирательного отношения к процедурам.
Регулярные и систематические занятия лечебной физкультурой улучшают двигательные функции младенца. Он начинает активнее развиваться, быстрее выполнять ранее изученные движения. Лечебная физкультура, в первую очередь, направлена на полноценное развитие и формирование ребенка. В этот период родители должны максимально много времени проводить с малышом.
Показания и противопоказания к процедурам
Для полноценных и здоровых детей не существует никаких ограничений на проведение лечебной гимнастики. Однако при наличии у ребенка серьезных болезней занятия должны проводиться только специалистом.
При следующих проблемах со здоровьем специальную лечебную физкультуру должны проводить физиотерапевты:
- пупочная грыжа;
- болезни центрально-нервной системы;
- синдром ДЦП;
- гипотонус;
- проблемы с пищеварением;
- сколиоз.
Также родителям стоит обратить внимание, что при некоторых проблемах лечебная физкультура может быть противопоказана до достижения ребенком одного года. Это:
- систематические простудные заболевания;
- болезнь сердечного клапана;
- высокая температура;
- кожные заболевания;
- любая серьезная патология.
Основные правила проведения гимнастики
Родителям необходимо создать комфортные условия для проведения лечебной физкультуры. Ребенок не должен оказаться в стрессовой ситуации или в дискомфортных условиях, так как эффекта от проведения занятий не будет.
Малыш будет капризничать. Поэтому крайне важно обратить внимание на основные правила проведения лечебной физкультуры:
- Помещение для процедур необходимо заранее подготовить. Оно должно быть проветренным, средняя температура в комнате – выше 20 градусов. Если гимнастика проводится в теплое время года, то окно можно оставить открытым для того, чтобы в помещении не было душно.
- Также нужно позаботиться о безопасности новорожденного. Рядом с местом проведения процедур не должно находиться острых и колющих предметов. Столик обязан быть оборудован так, чтобы во время физкультуры ребенок не получил серьезных травм.
- Педиатры рекомендуют проводить занятия на твердой поверхности, лучше всего для процедуры подходит пеленальный столик. Перед началом необходимо его накрыть пеленкой, чтобы ребенку было тепло.
- Родитель перед началом процедуры должен внимательно отнестись к своим рукам – они должны быть вымыты, продезинфицированы. Также необходимо снять все украшения и коротко подстричь ногти, для того, чтобы не нанести ребенку увечий.
- Занятия следует проводить в первой половине дня. При этом необходимо, чтоб желудок малыша не был полным, поэтому упражнения выполняются через один час после приема пищи или за полчаса до следующего кормления.
- По времени процедура занимает не более 40 минут. На каждый тип упражнения отводится по пять минут. Однако если ребенку в удовольствие выполнять комплекс упражнений, то время можно увеличить.
- На протяжении всего времени занятия мама или папа обязательно должны вести беседу с малышом. Они должны ощущать постоянный контакт с чадом.
- Вначале упражнения должны быть легкими, постепенно можно увеличивать нагрузку и выполнять более сложные комплексы.
Внимание! По завершению гимнастики необходимо обернуть малыша в теплую пеленку и дать отдохнуть около 20-30 минут.
Упражнения в 4 месяца
- поглаживание. В начале зарядки обязательно необходимо провести поглаживающие движения по телу. Это нужно для того, чтобы малыш привык к рукам, и возник контакт между родителем и ребенком;
- сгибание и разгибание ножек. Нужно приподнять ножки вытянуть их вперед, а затем плавно прижать к телу;
- бабочка. Руки малыша вытягивают в сторону, после чего надо производить движения, похожие на взмахи крыльями. Упражнение направлено на развитие тазобедренного сустава;
- разминка для рук. Аккуратно берут руки и вытягивают в стороны, после сводят их к центру и как бы обнимают ими ребенка;
- вращение рук. По очереди каждой рукой делают круговые движения. Поднимают кверху, отводят в сторону и опускают к ножкам;
- присаживание. В четыре месяца ребенок уже может самостоятельно держать головку. Поэтому очень важно выполнять данное упражнение, так как оно позволяет правильно научить ребенка садиться. Это важно, потому как к 6 месяцам он должен самостоятельно сидеть. Нужно вставить большой палец в ладошку. То есть мама своими ладонями должна обхватить руку малютки и легкими движениями подтягивать тельце на себя. Данный вид гимнастики позволяет укрепить мышцы живота;
- раскрытие ладошек. Кроху переворачивают на животик, при этом он должен упереться ладошками в поверхность пеленального стола. Задача взрослого — аккуратно выпрямить пальчики, чтобы ребенок опирался на ладонь;
- плавание. Малыша переворачивают на животик. Взрослый должен положить свою руку под животик крохи, а затем постепенно приподнимать над столом. Такой вид упражнения отлично укрепляет мышцы спины.
В комплекс занятий обязательно должны входить упражнения на развитие мелкой моторики, укрепление мышц спины и живота. Самое главное — родителям необходимо научить ребенка владеть своим телом, улучшать координацию, приводить мышцы в тонус. Также необходимо позаботиться о развитии ножек, поэтому в ежедневной гимнастике должны присутствовать упражнения на развитие ног.
Занятия лечебной физкультурой дают малышу полноценное развитие, также во время них малютка учится чувствовать свое тело, управлять движениями. В этот период ребенок с радостью выполняет многие упражнения
Также малыши уже могут опираться на свои ножки при поддержке взрослого. Им нравится подпрыгивать и познавать все, что их окружает. Они активно ползают, переворачиваются с живота на спину.
В заключение
Родителям важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и развивается по своему плану. Не расстраивайтесь, если у чада не получается сразу выполнить правильно упражнение. Ведь один малыш может быстро усвоить тот или иной навык, а для другого требуется значительно больше времени.
Если занятия по лечебной физкультуре проводить регулярно, в одно и то же время, то малыш постепенно привыкнет к новым процедурам. Уже через пару недель он научится их правильному выполнению.
Питание перед тренировками и после них. Белково-углеводное «окно»
На заре фитнеса строгие тренеры запрещали есть 2 часа до тренировки и 3 часа после — это якобы способствовало похудению. С тех пор мы узнали намного больше об обмене веществ в организме человека.
Автор: Татьяна Минина
Дата публикации: 04.09.2017
Прежнее требование «не есть 2 часа и 3 часа» устарело. Что же пришло ему на смену?
Не занимайтесь на голодный желудок
Сначала давайте разберемся, что и когда есть перед тренировкой. Занятия на голодный желудок отметаем сразу: сил не хватит дозаниматься до конца. Голод нарушает координацию движений, ритм дыхания и технику выполнения упражнения (здравствуйте, травмы!), может даже случиться голодный обморок.
При этом, если у вас есть лишний вес, ваша задача во время фитнеса запустить процесс разрушения запасов подкожного и внутреннего жира. Попав из депо в кровь, он в любом случае через 5−7 минут движения начнет утилизироваться работающими мышцами и сердцем. Через 20 минут непрерывного движения тело уже будет работать в основном на жире. А вот как заставить это неподатливое вещество покинуть насиженные места?
Запасы жира распадаются в результате сложной биохимической цепочки, в которой участвуют гормоны, нейромедиаторы и прочее. Пусковой крючок — физкультура не менее 20 минут подряд. Соответственно, еда до тренировки должна дать энергию на эти 20 минут и на выработку нейромедиаторов. При этом пища должна не мешать заниматься и, главное, не пополнить кровь жирами! Иначе зачем им выходить из депо?
Исходя из этого, сформулированы простые правила питания перед тренировкой.
* Поешьте примерно за 1,5−2 часа до фитнеса.
* Выбирайте сложные углеводы и немного белка (протеинов): гречка+мясо, рис+курица, нежирный творог. Порция должны быть небольшой, чтобы не переполнять желудок.
* Можно дополнить овощами, особенно водянистыми типа огурцов и помидоров, но не «от пуза». А то придете на занятие и будете без конца бегать в туалет — избыток овощей грешит такими провокациями во время фитнеса.
* Фрукты и ягоды можно, но совсем немного — слишком много быстрых углеводов из них сделает выход жира из депо совершенно ненужным, ведь мышцам и так будет чем питаться.
* Никаких жиров — особенно ими грешат соусы на майонезной основе (белые). Лучше сделайте соус из овощей и мясного фарша (по типу болоньезе), его можно использовать и как белковый компонент трапезы.
* Калорийность приема пищи — 200−500 ккал (чем длительнее и интенсивнее будет тренировка — тем больше).
Закрываем «окно» правильно есть после тренировки
Итак, тренировка завершена, самое время разобраться с белково-углеводным «окном» после неё! Что же это такое?
Наверняка вам знакомо ощущение аппетита, а то и зверского голода после фитнеса. Длится оно 30−40 минут после физических упражнений. Спровоцировать его может как короткая интенсивная нагрузка вроде поднятия тяжестей, так и длительная легкая (например, 2−3 часовая небыстрая ходьба).
Такой голод и есть признак так называемого белково-углеводного «окна». Это термин из спортивной физиологии обозначает режим метаболизма, при котором организм очень хорошо усваивает аминокислоты — те «кирпичики», из которых состоит белок. Не менее хорошо перерабатывается и глюкоза. Что важно, оба эти вещества не откладываются в жир, а идут «куда надо» — на восстановление мышц после активности, выработку израсходованных гормонов и нейромедиаторов, восполнение запасов углеводов (гликогена) в мышцах и печени.
Иными словами, закрывать белково-углеводное «окно» не опасно, а, наоборот, полезно! Если этого не сделать, организм начинает истощаться. Не худеть, а терять силы. С этим связано ощущение разбитости, сонливость, апатия, затруднения в решении интеллектуальных задач через 2−3 часа после тренировки. Более того, в следующий раз та же самая тренировка кажется труднее, а не легче, как должно быть. Незакрытое белково-углеводное «окно» всегда приводит к тому, что через 2−3 часа вы начинаете есть слишком жирную пищу, и, естественно, останавливаете процесс выхода жиров из мест отложений. А при правильно закрытом окне процесс разложения лишнего веса продолжается до 48 часов после занятия!
Правильно закрыть это самое «окно» в течение 40 минут после заминки, в крайнем случае, в течение часа. «Окно» не захлопывается резко, но лучше пополнить баланс веществ на его пике.
* Самый простой и удобный вариант — спортивный протеиновый коктейль. Там собрано оптимальное соотношение белков и углеводов. Не путайте с гейнером — коктейлем для наращивания мышечной массы! Дешевле всего держать дома банку порошка для коктейля и брать с собой на занятия одну порцию (мерную ложку) в шейкере или спортивной бутылке. После тренировки залил водой, потряс, чтоб размешалось, — и пей!
* Так как мы тренируемся для похудения, белковый компонент должен быть больше, чем углеводный. При этом и тот, и другой должны легко усваиваться — времени на переваривание мяса, гречки, капусты не хватит. Используем кисломолочные продукты без сладких добавок — там достаточно углеводов, а молочные и сывороточные белки усваиваются быстро. Или яйца — яичный протеин усваивается вообще быстрее всех сородичей — и фрукты.
* Калорийность закрытия «окна» — до 200 ккал. Тогда оно не помешает процессу похудению и не спровоцирует набор лишней мышечной массы.
Гимнастические упражнения для детей 4-6 месяцев
В возрасте от 4 до 6 месяцев у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук.
Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.
В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.
Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.
В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др.
В 4-4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каждое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.
В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.
Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобраз-ноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж ног
Исходное положение — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания, кольцевого растирания, валяния и щипцеобразвого разминания.
Процедуру следует начинать с легких поглаживаний по всей длине ноги, которые нужно выполнить 3 или 4 раза. Затем рекомендуется перейти к кольцевому растиранию (3-4 раза) и снова вернуться к поглаживанию. После поглаживания можно приступить к валянию. Этот прием повторяется 3 раза.
В процессе выполнения процедуры ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая — на внешней. Упражнение заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, которые следует делать по часовой стрелке.
По окончании валяния нужно приступить к щипцеобразному разминанию нижних конечностей. Для выполнения упражнения необходимо положить ногу ребенка на ладонь правой руки и поддерживать ее в нижней части голени. С помощью указательного и большого пальца левой руки нужно захватить наружную поверхность голени и смещать мышцы по направлению к большому пальцу от стопы к бедру и обратно. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями.
Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног
Исходное положение — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхности, а остальные — на задней поверхности.
Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.
Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.
Массаж стоп и рефлекторный массаж
Исходное положение — лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и поколачивания.
Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5-6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями. Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.
Массаж рук
Исходное положение — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания и кольцевого растирания каждой руки. В начале процедуры следует выполнить несколько легких поглаживаний, затем перейти к кольцевому растиранию, которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно закончить легкими поглаживаниями.
Массаж груди
Исходное положение — лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц грудной клетки. Выполнение заключается в последовательном применении поглаживания и вибрационного массажа.
Процедура начинается с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам. Затем нужно сделать 3 поглаживания по межреберным промежуткам. После поглаживания по межреберным промежуткам необходимо приступить к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза. Завершить процедуру следует 2-3 поглаживаниями.
Круговые движения руками
Исходное положение — лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Для его выполнения следует вложить в ладони ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы массажиста.
Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить.
После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.
Скрещивание рук на груди
Исходное положение — лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует осторожно вложить большие пальцы в ладошки ребенка и заставить его сжать кулачки. Затем нужно развести руки ребенка в стороны и скрестить их на груди. Положение рук следует чередовать: сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая. Так как в 4 месяца малыш в состоянии самостоятельно удерживать пальцы взрослого, то его не следует поддерживать за запястья. Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Данную процедуру повторить 7 раз.
Массаж спины и ягодиц
Исходное положение — лежа на животе.
Данная процедура заключается в последовательном чередовании поглаживания, растирания, щипцеобразного разминания и поколачивания.
В начале процедуры необходимо сделать несколько поглаживающих движений. После поглаживания следует приступить к растиранию спины и ягодиц ребенка, которое выполняется кончиками пальцев (2-3 раза). После растирания необходимо снова сделать несколько поглаживаний.
По окончании поглаживания рекомендуется приступить к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирание, разминание следует закончить легкими поглаживаниями.
В заключение процедуры можно применить прием поколачивания ягодиц. Для этого следует осторожно ударять по ягодицам ребенка подушечкой указательного пальца. Затем сделать еще несколько поглаживающих движений.
Поворот со спинки на живот и обратно
Исходное положение — лежа на спине.
Для выполнения данного упражнения сбоку от ребенка надо положить его любимую игрушку и ласково попросить повернуться в ее сторону. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Это упражнение нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.
«Полет» на животе
Исходное положение — лежа на животе.
Данное упражнение способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата. Уложить ребенка на ладони животом вниз так, чтобы большие пальцы массажиста находились сбоку на нижних ребрах. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в грудь взрослого. Туловище ребенка должно быть слегка выгнуто.
Массаж живота
Исходное положение — лежа на спине.
Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.
Процедура начинается с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 3 раза.
После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.
По окончании поглаживания нужно приступить к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.
После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями.
Пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи.
Приседание с прогибанием позвоночника
Исходное положение — лежа на спине.
Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса. Для его выполнения следует вложить в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами массажист должен поддерживать ребенка за запястья.
Развести руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты. Поднять руки ребенка вверх, соединить их вверху и задержать в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину. Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение. Данное упражнение следует делать 1 раз в день.
Покачивание на мяче
Исходное положение — лежа на животе. Для выполнения упражнения следует использовать спортивный снаряд — ярко раскрашенный большой надувной мяч.
Уложить ребенка на мяч вниз животом. Чтобы малыш принял устойчивое положение, его ноги должны быть слегка разведены. Затем нужно осторожно раскачивать мяч то в одну, то в другую сторону.
После этого ребенка можно перевернуть, положить на мяч спиной и снова несколько раз покачать.
Чтобы ребенок во время выполнения процедуры не упал и не получил травму, его необходимо поддерживать одной рукой за спину или живот.
Хондромаляция у детей и подростков, занимающихся спортом: на заметку родителям.
К сожалению, хондромаляция, о которой не раз писалось на этом сайте, — проблема, с которой сталкиваются не только профессиональные спортсмены, но даже и не только люди, ведущие очень активный образ жизни. Такой недуг, как хондромаляция, может подстерегать нас даже в обычной бытовой жизни, и поражать тех, чей темпоритм весьма размеренный и отнюдь не экстремальный. Эксперты спорят, является ли низкая физическая активность возможностью уберечься от хондромаляции, и приходят к выводу, что ни чрезмерные нагрузки, ни режим покоя сами по себе не являются залогом того, что хондромаляция вас не коснется. Все зависит от того, в каком состоянии находится колено, и каким образом дозируются и подаются нагрузки.
Допустим, с профессиональным спортом все ясно. Хондромаляция, которая еще носит второе название «колено бегуна», более всего бегунам и свойственна. Очень часто подобный диагноз получают и люди, профессионально занимающиеся греблей. Есть и другие виды спорта, приверженцы которого знакомы с хондромаляцией не понаслышке. В бытовой жизни с болезнью сталкиваются молодые женщины (так происходит по физиологическим причинам: вследствие особого строения женский сустав терпит большую нагрузку), а особенно беременные женщины, когда их вес может повышаться на 20% от обычной массы и выше. А вообще медики пришли к выводу, что о хондромаляции той или иной степени (возможно, зарождающейся и не выраженной) можно говорить практически у всех людей. Но есть особенная категория пациентов, о болезни которых всегда говорят отдельно. Это дети и подростки. И если мы говорим о хондромаляции надколенника, то в первую очередь это дети, которые занимаются различными видами спорта. Именно они находятся в группе риска, ведь их растущие суставы терпят нагрузки, в то время как родители обычно полностью полагаются на тренерский опыт и даже не задумываются о том, а нет ли зарождающихся проблем с коленями у их чада. Спортивных детей в нашей стране немало, практически каждый второй ходит на спортивную секцию. Отсутствие разминки, непродуманные нагрузки, невнимательность детей может приводить к различным травмам, заметным или подспудно развивающимся, которые обязательно дадут о себе знать позже, если их вовремя не выявить.
Диагностика осложняется тем, что дети, как правило, не могут толком рассказать, что и как у них болит, а зачастую и вообще не обращают на это внимание. Поэтому родители, видя интерес своего малыша к какому-либо виду спорта, должны обязательно найти информацию о том, каким образом должен быть организован «вход» в этот спорт, как должна строиться тренировка. А после этого следует посетить пару занятий, чтобы посмотреть, аналогичным ли образом поступает тренер. Если на элементарные спортивные правила в секции не обращают внимания, то следует поискать другое место: здоровье всегда важнее, чем такие удобства, как близкая расположенность секции от дома и т.д. Что нужно знать родителям? Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в постоянном развитии. Это является фактором риска получения многих травм. А в совокупности со спортивными нагрузками заставляет родителей быть особенно внимательными. У детей не только бывают все виды травм, которые встречаются у взрослых спортсменов, но и случаются травмы, для взрослых не свойственные. Затруднительна вследствие наличия эпифизарных зон роста и диагностика детских травм. Невозможно выделить травмы, характерные для определенного возраста: тут дело зависит именно от зрелости опорно-двигательного аппарата. Хондромаляция надколенника требует обязательного обращения к травматологу. Обычно с этим не затягивают, так как данная болезнь сопровождается болью в передней поверхности переднего сустава.
И еще один важный аспект: при наличии аномалии развития опорно-двигательного аппарата риск получения травм многократно возрастает. К сожалению, в современной России очень много недообследованных с этой точки зрения детей, занятия спортом которым могут быть вредными. Проявляйте к свои чадам больше внимания, тогда ни ферматрон, ни вмешательства в суставы, ни долгие походы по врачам будут не нужны. Первая линия защиты детей от болезней это все-таки родители, которые и должны собирать данные для врачей, если его консультации все-таки понадобятся.
- Главная. СпортКлиника — лечение и реабилитация суставов в Санкт-Петербурге />
- Блог о лечении суставов />
- Хондромаляция у детей и подростков, занимающихся спортом: на заметку родителям.