Как делать зарядку ребенку в 4 месяца

Как “догнать” рост?

Известно, что одной из характеристик физического развития детей и подростков является рост. “Можно ли как-то повлиять на рост?” — часто спрашивают заботливые родители. На этот и другие вопросы отвечает Елена ЛОБЫКИНА, доктор медицинских наук, профессор, врач-диетолог ГБУЗ КО “Новокузнецкий центр медицинской профилактики”:

— Для ответа на этот вопрос немного напомню, как рост происходит. В течение жизни ребенка, до момента достижения окончательного роста, идет смена периодов ускоренного и замедленного роста. Формирование костей заканчивается в среднем к 25 годам. К этому возрасту происходит формирование так называемого “пика костной массы”, когда происходят ускорение линейного роста, интенсивное нарастание костной массы и увеличение размеров кости. Выделяют три периода наибольшего скачка роста: первый год жизни (рост увеличивается на 50% от длины тела при рождении); 5-6 лет и 13-15 лет (пубертатный скачок роста). Участвуют в процессах роста практически все гормоны, особенно это относится к гипофизу, щитовидной железе и половым железам (особенно в период пубертата). В связи с этим при задержке роста необходимо исключить заболевания этих эндокринных органов.

— Какие факторы способствуют замедлению роста ребенка?

— На рост влияют наследственность, конституциональные особенности и наличие заболеваний. Дефицит гормона роста встречается редко, чаще встречаются конституциональные особенности роста (особенно у мальчиков). Плохо растут дети невысоких родителей с так называемым “семейным замедленным созреванием”. Задержка роста и пубертата могут наблюдаться как при резком дефиците массы тела в результате недостаточной калорийности или несбалансированного питания (нервная анорексия, попытка похудеть на низкокалорийных диетах), так и при ожирении у подростков. Главный ориентир, на который надо обратить внимание при исключении гормональной проблемы задержки роста (дефицита гормона роста), — это отсутствие динамики роста ребенка в течение года.

— Может ли питание влиять на рост ребенка?

— Да, может. Для поддержания концентрации и ритма секреции гормона роста полноценное и сбалансированное питание (достаточное количество и правильный баланс не только белков, жиров и углеводов, но и витаминов и минеральных веществ) крайне необходимо. Это достаточно частая причина отставания в росте у детей.

В первые годы жизни задержка роста может возникнуть из-за недостаточности питания, нарушения кишечного всасывания. Если ребенок с раннего детства отстает в росте от сверстников, а причина отставания неясна, необходимо обязательно исключить скрытое течение у ребенка целиакии — заболевания, сопровождающегося непереносимостью глютена (клейковины) — белка, который содержится в пшенице и некоторых других злаках. Нарушения функции кишечника приводят к развитию всасывания необходимых пищевых веществ.

— Как естественным путем, с помощью питания, повысить секрецию гормона роста?

— Доказано, что белково-энергетическое недоедание, дефицит в питании витаминов (А, Д) и минеральных веществ (кальция, железа, йода, цинка и др.) приводят к нарушению роста. Белок необходим для правильного формирования костной и хрящевой ткани, а также для образования гормонов, регулирующих рост, в том числе и самого гормона роста. Соответственно, недостаток белка в пище напрямую может влиять на задержку роста. Кроме того, дефицит полноценного белка нарушает процессы всасывания витаминов и минеральных веществ из пищи. Дефицит белка может проявляться у детей снижением мышечной массы (в том числе и массы тела) и болью в мышцах, линейной деформацией костей, изменениями со стороны кожи (изменение цвета, сухая шелушащаяся кожа, длительно не заживающие язвы и раны).

— Как на рост влияет витамин D?

— Витамин D за счет регуляции фосфора и кальция и повышения всасывания кальция в кишечнике регулирует костный обмен, предупреждая развитие рахита и остеопороза. Пищевые источники — это печень животных, желток яиц, молоко, масло, сметана, икра. Профилактика дефицита витамина D может быть достигнута путем увеличения солнечного облучения, употребления продуктов, богатых витамином D, и ежедневного приема витамина D. У нас принято активное назначение витамина D детям до 1-2 лет с целью профилактики рахита, затем про витамин D “забывают”, особенно в подростковом возрасте. Между тем в нашей стране среди всех групп населения наблюдается дефицит витамина D различной степени, что требует при ликвидации дефицита подключения лечебных доз, и не в режиме курсового, а более длительного его применения.

— Можно ли передозировать витамин D?

— Получить передозировку можно, если без исследования крови, например, назначить высокие взрослые лечебные дозы витамина D маленькому ребенку. В реальной практике у детей и подростков получить передозировку трудно, если только не принимать месяц по бутыльку капель витамина в неделю. Это крайности. Уж слишком дефицитен витамин D в питании россиян любого, в том числе детского и подросткового возраста. Поэтому вышеуказанные дозировки являются минимальными профилактическими дозами. Наоборот, чаще должен возникать вопрос: “А достаточна ли для моего ребенка эта доза?”

— Что еще поможет “догнать” рост?

— Для образования гормона роста необходим цинк, который стимулирует образование и минерализацию костной ткани, участвует в образовании ферментов, регулирующих рост и обмен белка. Около 30% всего содержащегося в организме цинка находится в костях. Основной источник цинка — мясные продукты. Помимо этого, к продуктам, богатым цинком, относятся тыква, семена кабачков, мясо краба, арахис.

К сожалению, Западная Сибирь относится к регионам не только дефицитным по йоду, но и железу. Отмечают, что латентный (скрытый) железодефицит может встречаться у 50 — 60% подростков. Логично полагать, что питание и дыхание любой клетки, тем более растущей, как кость, будет нуждаться в хороших дотациях железа. Кроме этого, гипоксия, развивающаяся при дефиците железа, будет влиять и на синтез гормона роста.

Контролируют линейный рост (особенно в первые годы жизни ребенка) и гормоны щитовидной железы, для образования которых необходим йод и животный белок. Напомню, что идеальной комбинацией этого являются морская рыба и морская капуста. Гораздо меньше йода содержится в нашем традиционном (“безрыбном”) рационе питания. Не забывайте про любую возможность включать в рацион обогащенные йодом продукты питания (например, соль и хлеб). В организме все очень взаимосвязано.

Таким образом, только разнообразное, не однотипное изо дня в день, питание, с включением всех групп продуктов, может улучшить ростовые показатели ребенка и подростка.

— Какие еще факторы, кроме питания, могут влиять на рост?

— Для нормального роста ребенка также важны: качество и продолжительность сна. Увеличение продолжительности сна способствует увеличению выделения гормона роста. Подросткам в этот период спать желательно 8-10 часов. Помимо сна регулярная физическая аэробная нагрузка: занятия плаванием, гимнастикой (турник), легкой атлетикой. Анаэробные физические упражнения (марафоны, тяжелая атлетика) могут привести к задержке темпов и в конечном счете к достижению небольшого конечного роста.

Как делать зарядку ребенку в 4 месяца

ЛФК 4 месячному ребенку: показания и основные правила

ЛФК 4 месячному ребенку: показания и основные правила

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо развивался и был здоровым. Поэтому очень важно заниматься с ним лечебной гимнастикой. Малыши в этом возрасте довольно быстро развиваются, и им необходимы новые формы общения.

В 4 месяца они делают движения уже более осознанно, в них появляется точность, поэтому крайне важно регулярно делать гимнастику, которая развивает не только физически, но и психологически.

Длительность проведения гимнастики не ограничена – можно заниматься до тех пор, пока малышу не наскучит. По мере того, как малыш будет справляться с упражнениями, можно постепенно усложнять упражнения в соответствии с планом ЛФК 4 месячному ребенку. Видео всех необходимых процедур упростит понимание процесса.

Лечебная физкультура

Педиатры советуют всем родителям для месячного ребенка и малышей постарше делать массаж и лечебную гимнастику. Это необходимо не только для того, чтобы показать свои любовь и заботу, но и для полноценного развития.

Целями гимнастики являются:

  • приведение мышц в тонус;
  • развитие мелкой моторики;
  • укрепление костей скелета.

Важно, что при занятиях обязательно необходимо общаться с ребенком, комментировать свои движения. Все упражнения, которые применяются, должны соответствовать возрастным особенностям. Также каждый раз перед началом гимнастики нужно делать массаж – это необходимо для того, чтобы разогреть мышцы. Такая мера позволяет малышу максимально расслабиться и настроиться на выполнение более сложных заданий.

Также массажные процедуры понижают уровень гормона стресса, способствуют кровообращению, а еще позволяют настроить доверительные отношения с ребенком.

Неважно, сколько ребёнку — 2, 3, 5 или 6 месяцев. Комплекс лечебных физических упражнений пойдет ему на пользу, если используется в умеренном количестве. Другое дело, если малышу 2 месяца, например. Ясно, что он требует более бережного обращения и избирательного отношения к процедурам.

Читайте также  Ребенок животе 2 месяца

Регулярные и систематические занятия лечебной физкультурой улучшают двигательные функции младенца. Он начинает активнее развиваться, быстрее выполнять ранее изученные движения. Лечебная физкультура, в первую очередь, направлена на полноценное развитие и формирование ребенка. В этот период родители должны максимально много времени проводить с малышом.

Показания и противопоказания к процедурам

Для полноценных и здоровых детей не существует никаких ограничений на проведение лечебной гимнастики. Однако при наличии у ребенка серьезных болезней занятия должны проводиться только специалистом.

При следующих проблемах со здоровьем специальную лечебную физкультуру должны проводить физиотерапевты:

  • пупочная грыжа;
  • болезни центрально-нервной системы;
  • синдром ДЦП;
  • гипотонус;
  • проблемы с пищеварением;
  • сколиоз.

Также родителям стоит обратить внимание, что при некоторых проблемах лечебная физкультура может быть противопоказана до достижения ребенком одного года. Это:

  • систематические простудные заболевания;
  • болезнь сердечного клапана;
  • высокая температура;
  • кожные заболевания;
  • любая серьезная патология.

Основные правила проведения гимнастики

Родителям необходимо создать комфортные условия для проведения лечебной физкультуры. Ребенок не должен оказаться в стрессовой ситуации или в дискомфортных условиях, так как эффекта от проведения занятий не будет.

Малыш будет капризничать. Поэтому крайне важно обратить внимание на основные правила проведения лечебной физкультуры:

  1. Помещение для процедур необходимо заранее подготовить. Оно должно быть проветренным, средняя температура в комнате – выше 20 градусов. Если гимнастика проводится в теплое время года, то окно можно оставить открытым для того, чтобы в помещении не было душно.
  2. Также нужно позаботиться о безопасности новорожденного. Рядом с местом проведения процедур не должно находиться острых и колющих предметов. Столик обязан быть оборудован так, чтобы во время физкультуры ребенок не получил серьезных травм.
  3. Педиатры рекомендуют проводить занятия на твердой поверхности, лучше всего для процедуры подходит пеленальный столик. Перед началом необходимо его накрыть пеленкой, чтобы ребенку было тепло.
  4. Родитель перед началом процедуры должен внимательно отнестись к своим рукам – они должны быть вымыты, продезинфицированы. Также необходимо снять все украшения и коротко подстричь ногти, для того, чтобы не нанести ребенку увечий.
  5. Занятия следует проводить в первой половине дня. При этом необходимо, чтоб желудок малыша не был полным, поэтому упражнения выполняются через один час после приема пищи или за полчаса до следующего кормления.
  6. По времени процедура занимает не более 40 минут. На каждый тип упражнения отводится по пять минут. Однако если ребенку в удовольствие выполнять комплекс упражнений, то время можно увеличить.
  7. На протяжении всего времени занятия мама или папа обязательно должны вести беседу с малышом. Они должны ощущать постоянный контакт с чадом.
  8. Вначале упражнения должны быть легкими, постепенно можно увеличивать нагрузку и выполнять более сложные комплексы.

Внимание! По завершению гимнастики необходимо обернуть малыша в теплую пеленку и дать отдохнуть около 20-30 минут.

Упражнения в 4 месяца

  • поглаживание. В начале зарядки обязательно необходимо провести поглаживающие движения по телу. Это нужно для того, чтобы малыш привык к рукам, и возник контакт между родителем и ребенком;
  • сгибание и разгибание ножек. Нужно приподнять ножки вытянуть их вперед, а затем плавно прижать к телу;
  • бабочка. Руки малыша вытягивают в сторону, после чего надо производить движения, похожие на взмахи крыльями. Упражнение направлено на развитие тазобедренного сустава;
  • разминка для рук. Аккуратно берут руки и вытягивают в стороны, после сводят их к центру и как бы обнимают ими ребенка;
  • вращение рук. По очереди каждой рукой делают круговые движения. Поднимают кверху, отводят в сторону и опускают к ножкам;
  • присаживание. В четыре месяца ребенок уже может самостоятельно держать головку. Поэтому очень важно выполнять данное упражнение, так как оно позволяет правильно научить ребенка садиться. Это важно, потому как к 6 месяцам он должен самостоятельно сидеть. Нужно вставить большой палец в ладошку. То есть мама своими ладонями должна обхватить руку малютки и легкими движениями подтягивать тельце на себя. Данный вид гимнастики позволяет укрепить мышцы живота;
  • раскрытие ладошек. Кроху переворачивают на животик, при этом он должен упереться ладошками в поверхность пеленального стола. Задача взрослого — аккуратно выпрямить пальчики, чтобы ребенок опирался на ладонь;
  • плавание. Малыша переворачивают на животик. Взрослый должен положить свою руку под животик крохи, а затем постепенно приподнимать над столом. Такой вид упражнения отлично укрепляет мышцы спины.

В комплекс занятий обязательно должны входить упражнения на развитие мелкой моторики, укрепление мышц спины и живота. Самое главное — родителям необходимо научить ребенка владеть своим телом, улучшать координацию, приводить мышцы в тонус. Также необходимо позаботиться о развитии ножек, поэтому в ежедневной гимнастике должны присутствовать упражнения на развитие ног.

Занятия лечебной физкультурой дают малышу полноценное развитие, также во время них малютка учится чувствовать свое тело, управлять движениями. В этот период ребенок с радостью выполняет многие упражнения

Также малыши уже могут опираться на свои ножки при поддержке взрослого. Им нравится подпрыгивать и познавать все, что их окружает. Они активно ползают, переворачиваются с живота на спину.

В заключение

Родителям важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и развивается по своему плану. Не расстраивайтесь, если у чада не получается сразу выполнить правильно упражнение. Ведь один малыш может быстро усвоить тот или иной навык, а для другого требуется значительно больше времени.

Если занятия по лечебной физкультуре проводить регулярно, в одно и то же время, то малыш постепенно привыкнет к новым процедурам. Уже через пару недель он научится их правильному выполнению.

Питание перед тренировками и после них. Белково-углеводное «окно»

На заре фитнеса строгие тренеры запрещали есть 2 часа до тренировки и 3 часа после — это якобы способствовало похудению. С тех пор мы узнали намного больше об обмене веществ в организме человека.

Автор: Татьяна Минина

Дата публикации: 04.09.2017

Прежнее требование «не есть 2 часа и 3 часа» устарело. Что же пришло ему на смену?

Не занимайтесь на голодный желудок

Сначала давайте разберемся, что и когда есть перед тренировкой. Занятия на голодный желудок отметаем сразу: сил не хватит дозаниматься до конца. Голод нарушает координацию движений, ритм дыхания и технику выполнения упражнения (здравствуйте, травмы!), может даже случиться голодный обморок.

При этом, если у вас есть лишний вес, ваша задача во время фитнеса запустить процесс разрушения запасов подкожного и внутреннего жира. Попав из депо в кровь, он в любом случае через 5−7 минут движения начнет утилизироваться работающими мышцами и сердцем. Через 20 минут непрерывного движения тело уже будет работать в основном на жире. А вот как заставить это неподатливое вещество покинуть насиженные места?

Запасы жира распадаются в результате сложной биохимической цепочки, в которой участвуют гормоны, нейромедиаторы и прочее. Пусковой крючок — физкультура не менее 20 минут подряд. Соответственно, еда до тренировки должна дать энергию на эти 20 минут и на выработку нейромедиаторов. При этом пища должна не мешать заниматься и, главное, не пополнить кровь жирами! Иначе зачем им выходить из депо?

Исходя из этого, сформулированы простые правила питания перед тренировкой.

* Поешьте примерно за 1,5−2 часа до фитнеса.

* Выбирайте сложные углеводы и немного белка (протеинов): гречка+мясо, рис+курица, нежирный творог. Порция должны быть небольшой, чтобы не переполнять желудок.

* Можно дополнить овощами, особенно водянистыми типа огурцов и помидоров, но не «от пуза». А то придете на занятие и будете без конца бегать в туалет — избыток овощей грешит такими провокациями во время фитнеса.

* Фрукты и ягоды можно, но совсем немного — слишком много быстрых углеводов из них сделает выход жира из депо совершенно ненужным, ведь мышцам и так будет чем питаться.

* Никаких жиров — особенно ими грешат соусы на майонезной основе (белые). Лучше сделайте соус из овощей и мясного фарша (по типу болоньезе), его можно использовать и как белковый компонент трапезы.

* Калорийность приема пищи — 200−500 ккал (чем длительнее и интенсивнее будет тренировка — тем больше).

Закрываем «окно» правильно есть после тренировки

Итак, тренировка завершена, самое время разобраться с белково-углеводным «окном» после неё! Что же это такое?

Наверняка вам знакомо ощущение аппетита, а то и зверского голода после фитнеса. Длится оно 30−40 минут после физических упражнений. Спровоцировать его может как короткая интенсивная нагрузка вроде поднятия тяжестей, так и длительная легкая (например, 2−3 часовая небыстрая ходьба).

Читайте также  Сколько раз кушает ребенок в 8 месяцев

Такой голод и есть признак так называемого белково-углеводного «окна». Это термин из спортивной физиологии обозначает режим метаболизма, при котором организм очень хорошо усваивает аминокислоты — те «кирпичики», из которых состоит белок. Не менее хорошо перерабатывается и глюкоза. Что важно, оба эти вещества не откладываются в жир, а идут «куда надо» — на восстановление мышц после активности, выработку израсходованных гормонов и нейромедиаторов, восполнение запасов углеводов (гликогена) в мышцах и печени.

Иными словами, закрывать белково-углеводное «окно» не опасно, а, наоборот, полезно! Если этого не сделать, организм начинает истощаться. Не худеть, а терять силы. С этим связано ощущение разбитости, сонливость, апатия, затруднения в решении интеллектуальных задач через 2−3 часа после тренировки. Более того, в следующий раз та же самая тренировка кажется труднее, а не легче, как должно быть. Незакрытое белково-углеводное «окно» всегда приводит к тому, что через 2−3 часа вы начинаете есть слишком жирную пищу, и, естественно, останавливаете процесс выхода жиров из мест отложений. А при правильно закрытом окне процесс разложения лишнего веса продолжается до 48 часов после занятия!

Правильно закрыть это самое «окно» в течение 40 минут после заминки, в крайнем случае, в течение часа. «Окно» не захлопывается резко, но лучше пополнить баланс веществ на его пике.

* Самый простой и удобный вариант — спортивный протеиновый коктейль. Там собрано оптимальное соотношение белков и углеводов. Не путайте с гейнером — коктейлем для наращивания мышечной массы! Дешевле всего держать дома банку порошка для коктейля и брать с собой на занятия одну порцию (мерную ложку) в шейкере или спортивной бутылке. После тренировки залил водой, потряс, чтоб размешалось, — и пей!

* Так как мы тренируемся для похудения, белковый компонент должен быть больше, чем углеводный. При этом и тот, и другой должны легко усваиваться — времени на переваривание мяса, гречки, капусты не хватит. Используем кисломолочные продукты без сладких добавок — там достаточно углеводов, а молочные и сывороточные белки усваиваются быстро. Или яйца — яичный протеин усваивается вообще быстрее всех сородичей — и фрукты.

* Калорийность закрытия «окна» — до 200 ккал. Тогда оно не помешает процессу похудению и не спровоцирует набор лишней мышечной массы.

Гимнастические упражнения для детей 4-6 месяцев

Гимнастические упражнения для детей 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук.

Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.

Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.

В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др.

В 4-4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каждое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.

В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.

Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобраз-ноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.

Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Массаж ног

Исходное положение — лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания, кольцевого растирания, валяния и щипцеобразвого разминания.

Процедуру следует начинать с легких поглаживаний по всей длине ноги, которые нужно выполнить 3 или 4 раза. Затем рекомендуется перейти к кольцевому растиранию (3-4 раза) и снова вернуться к поглаживанию. После поглаживания можно приступить к валянию. Этот прием повторяется 3 раза.

В процессе выполнения процедуры ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая — на внешней. Упражнение заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, которые следует делать по часовой стрелке.

По окончании валяния нужно приступить к щипцеобразному разминанию нижних конечностей. Для выполнения упражнения необходимо положить ногу ребенка на ладонь правой руки и поддерживать ее в нижней части голени. С помощью указательного и большого пальца левой руки нужно захватить наружную поверхность голени и смещать мышцы по направлению к большому пальцу от стопы к бедру и обратно. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями.

Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног

Исходное положение — лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхности, а остальные — на задней поверхности.

Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.

Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.

Массаж стоп и рефлекторный массаж

Исходное положение — лежа на спине.

Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и поколачивания.

Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5-6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями. Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.

Массаж рук

Исходное положение — лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания и кольцевого растирания каждой руки. В начале процедуры следует выполнить несколько легких поглаживаний, затем перейти к кольцевому растиранию, которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно закончить легкими поглаживаниями.

Массаж груди

Исходное положение — лежа на спине.

Процедура способствует развитию мышц грудной клетки. Выполнение заключается в последовательном применении поглаживания и вибрационного массажа.

Процедура начинается с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам. Затем нужно сделать 3 поглаживания по межреберным промежуткам. После поглаживания по межреберным промежуткам необходимо приступить к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза. Завершить процедуру следует 2-3 поглаживаниями.

Круговые движения руками

Исходное положение — лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Для его выполнения следует вложить в ладони ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы массажиста.

Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить.

После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.

Скрещивание рук на груди

Исходное положение — лежа на спине.

Для выполнения упражнения следует осторожно вложить большие пальцы в ладошки ребенка и заставить его сжать кулачки. Затем нужно развести руки ребенка в стороны и скрестить их на груди. Положение рук следует чередовать: сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая. Так как в 4 месяца малыш в состоянии самостоятельно удерживать пальцы взрослого, то его не следует поддерживать за запястья. Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Данную процедуру повторить 7 раз.

Читайте также  Осип голос у 6 месячного ребенка

Массаж спины и ягодиц

Исходное положение — лежа на животе.

Данная процедура заключается в последовательном чередовании поглаживания, растирания, щипцеобразного разминания и поколачивания.

В начале процедуры необходимо сделать несколько поглаживающих движений. После поглаживания следует приступить к растиранию спины и ягодиц ребенка, которое выполняется кончиками пальцев (2-3 раза). После растирания необходимо снова сделать несколько поглаживаний.

По окончании поглаживания рекомендуется приступить к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирание, разминание следует закончить легкими поглаживаниями.

В заключение процедуры можно применить прием поколачивания ягодиц. Для этого следует осторожно ударять по ягодицам ребенка подушечкой указательного пальца. Затем сделать еще несколько поглаживающих движений.

Поворот со спинки на живот и обратно

Исходное положение — лежа на спине.

Для выполнения данного упражнения сбоку от ребенка надо положить его любимую игрушку и ласково попросить повернуться в ее сторону. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Это упражнение нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.

«Полет» на животе

Исходное положение — лежа на животе.

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата. Уложить ребенка на ладони животом вниз так, чтобы большие пальцы массажиста находились сбоку на нижних ребрах. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в грудь взрослого. Туловище ребенка должно быть слегка выгнуто.

Массаж живота

Исходное положение — лежа на спине.

Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.

Процедура начинается с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 3 раза.

После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.

По окончании поглаживания нужно приступить к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.

После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями.

Пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи.

Приседание с прогибанием позвоночника

Исходное положение — лежа на спине.

Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса. Для его выполнения следует вложить в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами массажист должен поддерживать ребенка за запястья.

Развести руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты. Поднять руки ребенка вверх, соединить их вверху и задержать в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину. Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение. Данное упражнение следует делать 1 раз в день.

Покачивание на мяче

Исходное положение — лежа на животе. Для выполнения упражнения следует использовать спортивный снаряд — ярко раскрашенный большой надувной мяч.

Уложить ребенка на мяч вниз животом. Чтобы малыш принял устойчивое положение, его ноги должны быть слегка разведены. Затем нужно осторожно раскачивать мяч то в одну, то в другую сторону.

После этого ребенка можно перевернуть, положить на мяч спиной и снова несколько раз покачать.

Чтобы ребенок во время выполнения процедуры не упал и не получил травму, его необходимо поддерживать одной рукой за спину или живот.

Хондромаляция у детей и подростков, занимающихся спортом: на заметку родителям.

К сожалению, хондромаляция, о которой не раз писалось на этом сайте, — проблема, с которой сталкиваются не только профессиональные спортсмены, но даже и не только люди, ведущие очень активный образ жизни. Такой недуг, как хондромаляция, может подстерегать нас даже в обычной бытовой жизни, и поражать тех, чей темпоритм весьма размеренный и отнюдь не экстремальный. Эксперты спорят, является ли низкая физическая активность возможностью уберечься от хондромаляции, и приходят к выводу, что ни чрезмерные нагрузки, ни режим покоя сами по себе не являются залогом того, что хондромаляция вас не коснется. Все зависит от того, в каком состоянии находится колено, и каким образом дозируются и подаются нагрузки.

Допустим, с профессиональным спортом все ясно. Хондромаляция, которая еще носит второе название «колено бегуна», более всего бегунам и свойственна. Очень часто подобный диагноз получают и люди, профессионально занимающиеся греблей. Есть и другие виды спорта, приверженцы которого знакомы с хондромаляцией не понаслышке. В бытовой жизни с болезнью сталкиваются молодые женщины (так происходит по физиологическим причинам: вследствие особого строения женский сустав терпит большую нагрузку), а особенно беременные женщины, когда их вес может повышаться на 20% от обычной массы и выше. А вообще медики пришли к выводу, что о хондромаляции той или иной степени (возможно, зарождающейся и не выраженной) можно говорить практически у всех людей. Но есть особенная категория пациентов, о болезни которых всегда говорят отдельно. Это дети и подростки. И если мы говорим о хондромаляции надколенника, то в первую очередь это дети, которые занимаются различными видами спорта. Именно они находятся в группе риска, ведь их растущие суставы терпят нагрузки, в то время как родители обычно полностью полагаются на тренерский опыт и даже не задумываются о том, а нет ли зарождающихся проблем с коленями у их чада. Спортивных детей в нашей стране немало, практически каждый второй ходит на спортивную секцию. Отсутствие разминки, непродуманные нагрузки, невнимательность детей может приводить к различным травмам, заметным или подспудно развивающимся, которые обязательно дадут о себе знать позже, если их вовремя не выявить.

Диагностика осложняется тем, что дети, как правило, не могут толком рассказать, что и как у них болит, а зачастую и вообще не обращают на это внимание. Поэтому родители, видя интерес своего малыша к какому-либо виду спорта, должны обязательно найти информацию о том, каким образом должен быть организован «вход» в этот спорт, как должна строиться тренировка. А после этого следует посетить пару занятий, чтобы посмотреть, аналогичным ли образом поступает тренер. Если на элементарные спортивные правила в секции не обращают внимания, то следует поискать другое место: здоровье всегда важнее, чем такие удобства, как близкая расположенность секции от дома и т.д. Что нужно знать родителям? Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в постоянном развитии. Это является фактором риска получения многих травм. А в совокупности со спортивными нагрузками заставляет родителей быть особенно внимательными. У детей не только бывают все виды травм, которые встречаются у взрослых спортсменов, но и случаются травмы, для взрослых не свойственные. Затруднительна вследствие наличия эпифизарных зон роста и диагностика детских травм. Невозможно выделить травмы, характерные для определенного возраста: тут дело зависит именно от зрелости опорно-двигательного аппарата. Хондромаляция надколенника требует обязательного обращения к травматологу. Обычно с этим не затягивают, так как данная болезнь сопровождается болью в передней поверхности переднего сустава.

И еще один важный аспект: при наличии аномалии развития опорно-двигательного аппарата риск получения травм многократно возрастает. К сожалению, в современной России очень много недообследованных с этой точки зрения детей, занятия спортом которым могут быть вредными. Проявляйте к свои чадам больше внимания, тогда ни ферматрон, ни вмешательства в суставы, ни долгие походы по врачам будут не нужны. Первая линия защиты детей от болезней это все-таки родители, которые и должны собирать данные для врачей, если его консультации все-таки понадобятся.

  • Главная. СпортКлиника — лечение и реабилитация суставов в Санкт-Петербурге />
  • Блог о лечении суставов />
  • Хондромаляция у детей и подростков, занимающихся спортом: на заметку родителям.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: