Интеллектуальные игры маленьких детей

Развивающие игры для детей от 2 до 5-ти лет

Развивающие игры для детей от 2 до 5-ти лет

Занятия, направленные на развитие интеллекта, могут не только обучать наших детей, но и приносить им большое удовольствие. Регулярные интеллектуальные игры в течение всего нескольких дней позволяют ребенку достичь значительных изменений в своих реакциях и восприятии, улучшить вербальные и моторные навыки.

В статье представлены простые и в то же время очень полезные игры для развития интеллекта вашего малыша, которые в дальнейшем помогут ему обновлять и оттачивать полученные навыки.

Десять интеллектуальных игр для детей от 2 до 5-ти лет

Занятия на развитие интеллекта позволяют ребенку не только приобрести полезные навыки, но и способствуют укреплению отношений между вами.

1. Лабиринты

Идти налево? Или направо? Вернуться? Или идти вперед. Все дети любят лабиринты! Лабиринты помогают улучшать различные навыки и являются прекрасным занятием для развития интеллекта. Подборки лабиринтов доступны в различных форматах и для всех возрастных групп.

Польза, которую приносит ребенку прохождение лабиринтов:

  • а) Развитие зрительно-моторных навыков. Прежде чем приступить к прохождению лабиринта, ребенок сначала внимательно его рассматривает. Такое «сканирование» является очень важным навыком для чтения и письма. Далее ребенок четко координирует движения кисти, удерживающей карандаш, под внимательным контролем зрения.
  • б) Развитие навыков мелкой моторики. Чтобы пройти лабиринт, ребенок рисует внутри него линию, стараясь не касаться стенок. Для этого он должен иметь хорошо развитые мышцы кистей и предплечья, обеспечивающие тонкие и точные движения пальцев, направляющих движения карандаша.
  • в) Навык решения задач. Есть задача – пройти лабиринт. Малыш должен придумать решение. Как ему, войдя в лабиринт, выйти из него или добраться до центра? Он начинает искать разные пути. Умение решать задачи – это один из наиболее важных навыков, необходимых в повседневной жизни.

2. Задачи для ума

а) Загадки для детей. Что нужно прежде разбить, чтобы потом использовать? Яйцо.

  • Загадки знакомят ребенка с интеллектуальным юмором.
  • Загадки – это отличный способ увеличить словарный запас вашего малыша.

б) Шутки для детей. А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе? И.

  • Шутки – это один из лучших способов помочь ребенку интеллектуально расслабиться, развивая при этом мышление.

3. Представления и ролевые игры

У малышей начинает активно развиваться воображение с трехлетнего возраста. Родителям важно способствовать этому развитию, например, с помощью разыгрывания представлений, пьес и ролевых игр. Простая игра, в которой ваш ребенок играет роль супергероя, волшебника или принцессы, помогает развивать его воображение.

Пример. Во время игры самолет/вертолет ребенка терпит крушение. Притворитесь, что вы вызываете спасательную команду. Такая игра учит ребенка управлять кризисной ситуацией безопасным способом. Всего через месяц вы заметите замечательные изменения в развитии вашего малыша.

4. Настольные игры

Настольные игры учат вашего ребенка:

  • Необходимости и значению правил.
  • Командной работе.
  • Умению обнаруживать закономерности.
  • Умению планировать заранее.

Приобретите для ребенка такие настольные игры, как «Лудо», «Змейки и лесенки», шашки и т. д.

5. Иностранные языки

Вы знали об этом? Если ваш ребенок говорит на 2-х или более языках (помимо родного), ему будет легче овладеть правописанием и грамматикой, потому что он лучше схватывает различные закономерности и способен быстрее понимать и запоминать правила языка.

Дети ясельного и дошкольного возраста максимально обучаемые и наблюдательные. Они каждую секунду познают окружающий мир. Знакомство ребенка с разными языками поможет ему заложить нужные основы для обучения всему новому в дальнейшей жизни. К тому же это в равной степени активирует и правое, и левое полушария мозга и помогает ребенку понимать новый материал.

Обучение разным языкам – одно из лучших занятий на развитие интеллекта ребенка в возрасте до 5-ти лет.

6. Игры на открытом воздухе

Простые игры на открытом воздухе, такие как прятки, выбивала, прыжки, бег, великолепно развивают ребенка физически, в частности улучшают его моторные навыки и координацию.

Вот некоторые креативные идеи об активном отдыхе на открытом воздухе:

  • Садоводство.
  • Строительство замков из песка.
  • Прыжки на батуте.

Полезно гулять с ребенком в парке, по крайней мере два часа ежедневно.

Такие занятия также помогают детям быстрее стать самостоятельными. А еще физическая активность улучшает кровоснабжение мозга и, соответственно, способствует росту новых клеток.

7. Игры в помещении

Игры в помещении и творческие занятия, такие как рисование, раскраска, письмо и черчение, активизируют в головном мозге центры творчества и обучения. Даже всего десять минут таких ежедневных занятий могут привести к удивительному результату с точки зрения развития способности ребенка обучаться.

8. Чтение с ребенком

Чтение – это отличный способ развить память, воображение и навыки понимания. Чтение питает мозг ребенка так же, как пища питает тело. Читайте вслух книги с рассказами и стихами, сопровождайте чтение классификацией, сортировкой и поиском соответствий. Это улучшит способность ребенка схватывать материал на лету и понимать его, а также способность обучаться в целом. Чтение также улучшает вербальные навыки и словарный запас. Ребенок дошкольного возраста вместе с чтением впитывает ранние навыки грамотности и развивает интеллект.

9. Пение и танцы

Пение и танцы приносят много пользы. Пение стимулирует и развивает важные центры головного мозга, а танцы улучшают его координационные способности.

Трехлетний ребенок может легко запоминать короткие стихи. Вы также можете научить малыша играть на (игрушечном или настоящем) музыкальном инструменте, что поможет развить его моторику, визуальные и голосовые навыки, а также координацию.

10. Общение

Общение помогает детям расти и взрослеть. Дети любят компанию других детей. Они любят взаимодействовать и учиться друг у друга. Вы, наверное, замечали, что ребенок намного быстрее обучался чему-то новому в компании других детей. Детские площадки, парки и дворы – прекрасные места для взаимодействия малышей. Вам будет приятно наблюдать за тем, какое удовольствие они получают от общения со сверстниками и как учатся в компании друг друга.

Интеллектуальные игры для детей

Интеллектуальная игра предполагает использование участниками личного интеллекта и эрудиции для решения задач. Роль таких игр для развития детского мышления огромна, так как они выполняют много функций, которые подготавливают ребенка к жизни и учат его самостоятельности. Приучать детей к интеллектуальным соревнованиям целесообразно начинать с раннего детства. Для каждого возраста они должны отличаться уровнем сложности и продолжительностью.

Функции интеллектуальных игр

Интеллектуальные игры для детей способствуют развитию:

  • памяти;
  • логического мышления;
  • пространственного воображения;
  • усидчивости;
  • внимания;
  • целеустремленности.

Также такие игры помогают в формировании следующих умений:

  • способности в принятии решений в неопределенных условиях, то есть формируют самостоятельность;
  • формируют умение долгое время концентрироваться на одном виде деятельности (коррекционная функция);
  • учат правильно анализировать ошибки и неудачи, делать соответствующие выводы;
  • наряду с интеллектом развивают изобретательность и творческие способности;
  • самое главное — учат мыслить, анализировать, создавать план действий в уме.

Примеры развивающих игр

Смотрим на камни

  1. Необходимо наполнить небольшую коробку камнями разного размера (нельзя использовать мелкую гальку во избежании несчастного случая).
  2. Вместе с малышом необходимо внимательно рассмотреть камни, дать им характеристику, используя понятия «большой», «маленький».

Предложить ребенку разложить камни из второй коробки по порядку в зависимости от размера. Если задание покажется ему сложным, можно помогать. Это задание научит ребенка с возрастом проводить сравнения и аналогии между предметами.

Какой у тебя рост

Эта игра — продолжение изучения понятий большое и маленькое.

  1. Для начала нужно провести экскурсию по дому, сравнивая с малышом предметы по высоте.
  2. Затем можно начать задавать вопросы, выше ли он, чем какой-либо предмет, например, кресло.
  3. Чтобы продемонстрировать, каким образом можно это проверить, надо встать рядом с предметом.
  4. Потом необходимо научить ребенка задавать и отвечать на вопрос о высоте предметов. Для этого пусть он встанет рядом со стулом и спросит: «Я выше, чем стул?»
  5. Такую игру можно провести с плюшевыми игрушками.
Читайте также  Сотрясение мозга у годовалого ребенка

Игра «Заполняя бублик»

  1. На столе перед ребенком располагается целый бублик.
  2. Также перед ним в мисочках нужно положить большое количество мелких продуктов (крупы, мелкие кусочки сыра, изюм).
  3. Задание для малыша — наполнить этими продуктами середину бублика. Оно направлено на развитие координации движений.
  4. Самый приятный момент в задании — поедание бублика с прилагающимися к нему вкусностями (конечно, кроме круп). Игра должна проходить под строгим наблюдением взрослых.

Внутри и снаружи

  1. С помощью шнурка (тонкой веревки) выложить на полу круг.
  2. Сначала нужно встать в него, а потом выпрыгнуть.
  3. Пригласить малыша сделать тоже самое.
  4. Родитель должен опереться о пол одной рукой внутри круга, а затем убрать ее. Ребенок должен повторить те же движения.
  5. Игру нужно продолжать, помещая внутрь круга различные части тела, а потом убирая их. Такие действия развивают координацию движения.

Игры с алфавитом

  1. Очень важно формировать умение распознавать буквы у ребенка, которое необходимо, когда он начнет учиться читать.
  2. Для малыша очень интересное занятие — рассматривать все буквы, которые попадаются ему на глаза.
  3. Выбрать букву, которую легко отличить (М или О), и распечатать ее большим шрифтом.
  4. Продемонстрировать ее и сообщить, как она называется.
  5. Затем попробуйте поискать эту букву в книгах, журналах, этикетках.
  6. Когда ребенок прочно усвоит букву и запомнит ее произношение, можно переходить к следующей.

Ручки и ножки

  1. На чистом листе бумаги очертить контуры детской ступни и ладошки.
  2. Получившиеся рисунки нужно вырезать и расположить на полу.
  3. Малыш должен поставить свои ступни на вырезанные и разукрасить их цветными карандашами, то же самое повторяется с ладошками.
  4. Через полгода рекомендуется повторить подобную игру, чтобы сравнить рисунки со сделанными ранее.

Что ты умеешь

Эта игра знакомит с частями телами и их функциями. Цель — придумать максимальное количество вариантов того, что можно сделать с частью тела.

Например:

Глаза могут моргать, а что они еще умеют?
Ушами можно шевелить, а что еще они делают?

Достань игрушку

  1. Нужно попросить ребенка достать игрушку из укромного уголка, например, из — под кресла.
  2. Заранее расположить ее так, чтобы малыш не смог достать ее только при помощи рук.
  3. Дать ему деревянную ложку или любой другой предмет, при помощи которого можно было бы дотянуться до игрушки, продемонстрировав, как им пользоваться.
  4. Эту же игру повторяют на следующий день, чтобы проверить, помнит ли ребенок, как использовать предмет.
  5. Задание учит находить решение проблемы, а также развивает воображение.

День рождения

Все дети очень любят свой день рождения, но не всегда знают, сколь лет им исполняется. Цель игры — научить малыша поднимать пальчики, когда ему задают вопрос: «Сколько тебе лет?».

  1. Сначала родитель поднимает один палец, ребенок должен повторить. Задается вопрос: «Тебе один годик?».
  2. Задание продолжается, пока малыш не поднимает нужное количество пальцев. А когда дойдет до правильной цифры, радостно кивнуть головой и похвалить его.

Столовое серебро

  1. Разложить на столе ложки и вилки.
  2. Перемешать их в одну кучу.
  3. Попросить малыша передать ложку, затем отложить ее в сторону.
  4. Теперь надо попросить вилку. Также отложить ее отдельно.
  5. Малыш должен передавать ложки и вилки по очереди, а родители раскладывают их по отдельным кучкам.
  6. Когда все приборы будут выложены, ребенок самостоятельно должен классифицировать вилки и ложки.
  7. После того как малыш освоился с разделением вилок и ложек, можно попросить его убрать приборы со стола после еды.

Интеллектуальные игры важно проводить с малышом от 1,5 лет. Не обязательно покупать дополнительный инвентарь или книги с заданиями, можно придумать интересные развивающие задания с помощью подручных предметов.

Увлекательные игры для детей 2–3 лет: развиваемся, играя

игры для детей 2-3 лет

Приветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале мы предлагаем вам увлекательные игры для детей 2–3 лет, как подвижные, так и интеллектуальные. В этом возрасте малыши нуждаются в движении и одновременно в развитии мыслительных и творческих способностей. Если вам, дорогие родители и воспитатели, не хватает идей, чтобы занять непоседливых крох, воспользуйтесь нашей подборкой. Читайте и пополняйте методическую копилку!

Активные развлечения

Чем подвижнее малыш в этом возрасте, тем лучше. Бег, прыжки не только способствуют развитию ловкости, укреплению мышц, но и стимулируют мозговое кровообращение, а значит, память и скорость мышления, реакцию.

Дорогие читатели, старайтесь, чтобы ваши детки не просто бегали, гоняясь друг за другом, а учились преодолевать препятствия, быстро реагировать на движения партнёра. Предложите малышам следующие игры:

  • «Канатоходец». Игра отлично подойдёт для прогулок с ребёнком в парке, где есть детская площадка. Расскажите малышу, кто такой канатоходец, и предложите попробовать себя в его роли. Найдите дощечку или перекладину. Пусть кроха пройдёт по ней с вашей помощью. Это упражнение учит ощущать равновесие. Когда ребёнок научится передвигаться по дощечке или бревну, можно пробовать передвигаться, держа перед собой палку, игрушку или другую вещь.
  • игры для детей 2-3 лет«Тропинка в лесу». Идя на прогулку, захватите длинную верёвку. Разложите её между деревьями и предложите крохе пройти по самодельной лесной тропке. В руки малышу можно дать корзинку: пусть соберёт шишки или жёлуди.
  • «Зима пришла!» Развлечение напоминает прятки. Его можно проводить в парке, на детской площадке. Взрослый говорит: «Зима пришла! Скорее в домик!». Вместо этой реплики можно сказать: «Дождик пошёл!» Малыш прячется в укрытие.
  • «Карусель». Игра предполагает участие нескольких малышей. Сделайте карусель из лент или верёвок и прикрепите их к палке. Взрослый в середине держит палку (вместо этого карусель можно организовать вокруг столба), а малыши, держась за ленточки, бегают вокруг неё.
  • «Болото». Играть можно как в спортзале в детском саду, так и на улице в тёплое время года. Если занятия проходят в помещении, на полу разложите бумагу, тряпки, а на асфальте нарисуйте мелом кружки. Представьте, что это кочки. Предложите крохе пройти по болоту, перескакивая с кочки на кочку.
  • «Мишень». Это увлекательная игра с мячом, в которой могут принимать участие несколько человек. На стене или на столбе прикрепите мишень и покажите малышу, как в неё целиться. Пусть дети пробуют попасть в неё небольшим мячиком. Если будут удачные броски, отмечайте их фломастером.
  • игры для детей 2-3 лет«Боулинг». Расставьте на полу или на асфальте игрушечные кегли или пластиковые бутылки с наполнителем (с камешками или водой). Дайте мячик ребёнку: он должен попытаться сбить как можно больше кеглей.
  • «Гольф». Для развлечения можно использовать мячик или задействовать любой предмет круглой формы, который попадётся под руку (камешек, шишку и т.д.). Дайте крохе в руку палочку, выкопайте лунку и предложите подтолкнуть палочкой мячик или шишку так, чтобы предмет скатился в лунку.

Можно придумать множество игр на улице. Подключите свою фантазию: традиционные развлечения взрослых вполне могут стать детской забавой, если правильно их организовать.

Домашние игры для развития интеллекта

Когда на улице холодно или дождливо, малышей можно занять спокойными и в то же время полезными играми дома. Вы не знаете, какими? Тогда запоминайте!

игры для детей 2-3 лет

  • «Поймай бабочек». С помощью этой игры можно научить малыша различать оттенки. Для изготовления пособия понадобится распечатка бабочек разных цветов или цветная бумага, из которой можно вырезать фигурки насекомых. Расположите бабочек на листе бумаги, но не приклеивайте. Попросите кроху собрать в коробку (сачок) только жёлтых или только красных бабочек. Вместо бабочек можно собирать плоды определённого оттенка, проходить по дорожке, выстланной только красными или только синими цветами.
  • «Кот в мешке». Эта игра отлично развивает мыслительные способности. Положите в несколько пакетов по три игрушки. Возьмите первый пакет, предложите крохе засунуть в него руку и нащупать игрушку. Пусть ребёнок, не глядя на предмет, на ощупь попробует определить, что это. Если малыш угадал, достаньте предмет и покажите его. В случае неудачи продолжайте попытку. Затем угадываете назначение следующего предмета в мешке и т.д.
  • «Одно к другому». Благодаря этой игре кроха учится находить пары предметам в зависимости от их назначения. Всё просто. Разложите перед ребёнком мыло и мочалку, шнурок и ботинок, карандаш и бумагу. Отложите какой-либо предмет в сторону и попросите найти ему пару. Если кроха не понимает, можно сначала показать на примере. Затем малыш будет сам с радостью выполнять подобные задания.
  • «Что вначале?» Для игры понадобятся сюжетные картинки. Их можно скачать из интернета и распечатать или вырезать из тематических развивающих пособий. Перемешайте картинки, а потом попросите кроху расположить их в нужной последовательности. Что было вначале? А потом? Что в конце? В результате у вас должен получиться рассказ в картинках.
  • «Напёрстки». Эта далеко не безобидная игра из взрослого мира может стать великолепным детским развлечением. Возьмите три пластиковых непрозрачных стаканчика или три чашки. Напёрстки для игры можно изготовить своими руками из картона. Опрокиньте стаканчики и положите в один из них конфету или другое угощение так, чтобы малыш этого не увидел. Попросите отгадать, в каком стакане конфета. Если кроха угадал, можно позволить ему съесть вкусняшку.
  • «Логические цепочки». Эта игра хорошо развивает логическое мышление. Для неё вы можете использовать кубики, картинки, игрушки. Для начала разгадывайте лёгкие цепочки: расставьте по очереди кубики и шарики, затем спросите малыша, какой предмет должен стоять следующим. Ребёнок должен сам продолжить ряд.
Читайте также  Наблюдения в средней группе — интересная познавательная деятельность

Вам понравилось? Думаем, и вашим деткам развлечения придутся по душе, поэтому долгими дождливыми вечерами вам будет нескучно!

Немного о компьютерах

Родители и дети сегодня чересчур увлечены компьютерными технологиями, гаджетами, которые становятся помощниками взрослых в развитии детей. В 2–3 года кроха уже может осваивать простые игры онлайн. Однако, предлагая малышу развлечения на компьютере, помните:

  • Игра не должна продолжаться дольше получаса в день. Долгое сидение перед компьютером наносит вред психике и зрению ребёнка.
  • Подбирайте развивающие игры, которые будут приносить пользу вашему малышу.
  • С помощью компьютера обучайте чтению, счёту, но не превращайте электронные технологии в средство «лишь бы чем-нибудь занять ребёнка».

И не стремитесь к тому, чтобы все выбранные вами игры были исключительно обучающими и познавательными. Помните и о «бесполезных». Давайте малышу отдохнуть. Обычные догонялки помогают крохе получить разрядку, выплеснуть эмоции. Сыграйте в прятки: пусть ребёнок вас поищет! Ему нравится собирать конструктор? Не отвлекайте малыша ради другого, может быть, более полезного действия. Дети должны играть, познавая мир, а мы, взрослые, лишь помогаем им в этом!

Итак, в развитии ребёнка сочетаем несколько подходов к играм:
  • Двигаемся везде, где позволяет место и время.
  • Следим за тем, чтобы ребёнок мог отдохнуть.
  • На онлайн-развлечения отводим не более получаса в сутки.

Разумный подход к развитию ребёнка позволит вам добиться оптимальных результатов.

Может быть, вы, дорогие читатели, знаете другие игры для малышей 2–3 лет? Тогда поделитесь своим опытом в комментариях!

Игры для развития интеллекта ребенка

Аверьянова, Н. В. Игры для развития интеллекта ребенка / Н. В. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13756/ (дата обращения: 26.10.2021).

Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных технологий, и их математическое развитие не может сводиться к обучению только конкретным умениям: счету, вычислению, измерению. Важно, развивать, у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Конечно, в дошкольных учреждениях создаются условия для развития высших психических функций, но огромную роль в развитии ребенка играют их родители. Многие мамы и папы считают достаточно отдать малыша в дополнительный кружок или секцию. Возможно, они правы, но не будем забывать, что колоссальную роль в развитии ребенка играют именно игры с родителями. Одно дело — заниматься с посторонним человеком, другое со своей мамой или бабулей. Вы просто будете вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать все новые и новые интересные вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Вы, прежде всего, обеспечиваете ребенку возможность познавать [1, c. 157]

Родители с целью повышения уровня интеллектуального развития могут организовать работу дома, через систему развивающих игр и пособий. Таким образом, мамы и папы решат следующие задачи:

‒ будут развивать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование);

‒ будут формировать умения прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

‒ будут укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

‒ воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

Очень важно, что при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

Интеллектуальные игры, для развития гибкости ума.

1. Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок — его заканчивать. Потом можно поменяться и ребенок будет начинать произносить первый слог, а вы заканчивать. Играть в эту игру можно по дороге в садик, на прогулке, в транспорте и т. д.

Предлагается 5–10 (в зависимости от возраста) слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: за-бор, му-ка, до-ма.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

2. Игра «Одно слово из двух»

Необходимо изготовить 18 карточек. На всех карточках слова. Надо соединить их попарно так, чтобы каждые две рядом лежащие карточки образовывали одно слово.

Например: приз-рак, сад-овод, пол-оса, вес-точка, когти-точка, вол-окно, кит-ель, мясо-рубка, сено-вал.

3. Игра «Назови слово»

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Варианты заданий могут быть выбраны по вашему желанию.

  1. Назови слова, обозначающие цветы (ромашка, роза, гвоздика…..)
  2. Назови слова, обозначающие рыб.
  3. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  4. Назови слова, обозначающие диких животных.
  5. Назови слова, обозначающие зверей.
  6. Назови слова, обозначающие овощи.
  7. Назови слова, обозначающие фрукты.
  8. Назови слова, обозначающие транспорт.
  9. Назови слова, относящиеся к спорту.
  10. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
  11. Назови слова, относящиеся к продуктам питания.
  12. Назови слова, относящиеся к бытовым приборам.

Игры для развития мышления, сообразительности иувеличению словарного запаса.

1. Игра «Переверни значение»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например:

Примеры игр и упражнений на развитие интеллекта у детей

Под интеллектуальным развитием ребенка подразумевается развитие высших психологических функций (память, мышление, восприятие, речь, воображение), а также эмоциональной, социальной и физической сфер интеллекта. Если кратко, интеллект — это мыслительные способности. Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти. Поэтому родители, решившие помочь своему чаду, должны организовывать занятия с учетом всех перечисленных функций и сфер. Чтобы сделать это грамотно, важно знать, как развивается интеллект на разных возрастных этапах. Притом оказывать непосредственное воздействие и помощь ребенку вы можете уже в дошкольном возрасте.

Ребенок с кубиком Рубика

Возраст и развитие интеллекта

Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.

В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.

Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, то есть 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.

Читайте также  Определить есть ли ребенка аллергия

Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится. В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что-то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем-либо.

Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.

Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.

Дети развиваются по-разному, и требовать о своего ребенка такого же уровня интеллектуального развития, как у кого-то другого, бессмысленно. Это может привести в итоге к формированию у него низкой самооценки и неуверенности в себе.

Мама играет с детьми

Игры на умственное развитие младших дошкольников

В 3-4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем-то спрашивает и практически постоянно двигается.

Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.

  • Кто пропал?

Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться. Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая собака и т. д.), формы, названия предметов и растений.

  • Чемодан.

Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.

  • Назад-вперед и лево-право.

Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.

Мальчик играет с машинками

Игры на умственное развитие средних дошкольников

В этот период дети начинают проявлять интерес к изучению букв и письму, а также установлению отношений со сверстниками. Вы можете заметить, что малыш уже выделяет конкретного ребенка из других на площадке, поэтому возраст 4-5 лет – это благоприятный этап для формирования социального интеллекта и изучения этических норм (девочек нельзя бить, старших нужно слушать). Здесь вам помогут следующие игры.

  • Буква в гостях.

Начинайте утро с небольшой сказки: «К нам сегодня в гости пришла буква А! (покажите малышу картинку с буквой или магнитную букву). Она сказала, что ты уже большой и тебе пора знать, из чего состоят слова. Ты ведь хочешь научиться читать сказки? Буква А есть в таких замечательных словах, как «мама», «папа» (слова повесьте тоже и попросите малыша показать в них букву А). Где в слове «мама» буква А? Правильно!»

  • Что лишнее?

Разложите на столе овощи, например морковь, картофель, лук, помидор, а пятым положите фрукт. Спросите у малыша, все ли здесь овощи или есть что-то лишнее? Эта игра развивает логику, словарный запас и знания об окружающем мире. Включайте постепенно малознакомые предметы и увеличивайте их количество.

  • Хорошо или плохо?

Данные понятия важно изучать, так как малыш начинает выстраивать личные психологические границы. Что делать можно, а что нельзя, как с ним не могут обращаться, а как могут? В игру можно играть после просмотра мультфильма или прочтения сказки: «Гусеницы поступили хорошо или плохо? Можно ли так поступать?».

Рисунок "Найди отличия"

Игры на умственное развитие старших дошкольников

В 5-7 лет игры на развитие интеллекта должны способствовать формированию абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, связной речи, математических способностей, навыков чтения и знаний об окружающем мире, мелкой моторики.

  • Найди отличия.

Предложите малышу две очень похожие картинки, попросите внимательно их рассмотреть и сказать, чем они отличаются.

  • Где плавали рыбки из сказки?

Покажите ребенку три рисунка с аквариумом, а затем расскажите сказку, в которой вы опишите рыбок и сам аквариум. Затем спросите малыша, о каком из трех аквариумов идет речь.

  • Невидимые фигуры.

В воздухе пальцами прочертите фигуру, а потом попросите ребенка зарисовать ее. Проделайте так несколько раз. Когда фигуры будут нарисованы, малыш должен будет их назвать.

  • Домики, где живут цифры.

Нарисуйте несколько домов, где будут жить цифры. Потом сочините сказку о том, как цифра три пошла в гости к цифре один. Спросите малыша, сколько получится, если к трем прибавить один? Объясните, что получится цифра, идущая за цифрой 3. Попросите сосчитать до 5, чтобы малыш мог сам вычислить ответ.

Заключение

Интеллектуальные способности ребенка во многом зависят от вас, а также от грамотности воспитателей и педагогов в детском саду. Если вы будете заниматься с малышом, включать развивающие и дидактические игры, то его умственное развитие будет проходить активно и эффективно. Разумеется, генетика и физиология играют большую роль в данном вопросе, но чаще всего отсутствие определенных знаний и навыков — это педагогическая запущенность и отсутствие должного внимания к своему ребенку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: