Индивидуальная групповая диагностика детей

Индивидуальная групповая диагностика детей

Понедельник: 8.00 — 15.42

Вторник: 8.00 — 15.42

Среда: 10.00 — 17.42

Четверг: 8.00 — 15.42

Пятница: 8.00 — 15.42

Перерыв: 12.00— 12.30

Что делает педагог — психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом — это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса — педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т. п.)

Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов — это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно — развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
  • Повышение психолого — педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

Деятельность педагога — психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

Индивидуальная и групповая психодиагностика с помощью компьютерных диагностических программ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

В статье рассматривается особенности групповой и индивидуальной психодиагностики , роль компьютерных диагностических программ в данном виде деятельности психолога .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сабанин П.В.

INDIVIDUAL AND GROUP PSYCHOLOGICAL TESTING WITH COMPUTER DIAGNOSTIC PROGRAM

In article discusses the features of group and individual psycho-diagnostics, the role of computer diagnostic programs in this kind of activity of the psychologist .

Текст научной работы на тему «Индивидуальная и групповая психодиагностика с помощью компьютерных диагностических программ»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 4

П.В. Сабанин, Московский городской педагогический университет (ГБОУВПО МГПУ), Москва (Россия), e-mail: convergo@mail.ru

Резюме. В статье рассматривается особенности групповой и индивидуальной психодиагностики, роль компьютерных диагностических программ в данном виде деятельности психолога.

Ключевые слова: групповая психодиагностика, индивидуальная психодиагностика, психолог, компьютерная диагностическая программа, младший школьник.

INDIVIDUAL AND GROUP PSYCHOLOGICAL TESTING WITH COMPUTER

(by Pavel V. Sabanin)

Abstract. In article discusses the features of group and individual psychodiagnostics, the role of computer diagnostic programs in this kind of activity of the psychologist.

Keywords: group psychological testing, individual psychological testing, psychologist, computer psycho-diagnostic program, a Junior high school student.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) устанавливает ряд обязательных требований при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями и ее освоении обучающимися, одним из которых является учет возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт направлен на развитие личности ученика посредством усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, с созданием максимально благоприятных условий для развития способностей и дарования детей.

В связи с этим важную роль приобретает психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, включающего изучение индивидуальных психологических особенностей и поведения ребенка с углубленным анализом

4 Статью рекомендовал А.С. Щукин, выпускающий соредактор номера. Рецензент к.псх.н. Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия)

полученных результатов. В ряде некоторых случаев, для достижения положительных учебных результатов учеников, является проведение экспертного психологического анализа, нацеленного на определение соответствия выстроенного процесса обучения и возможностей ребенка.

При выборе психодиагностических процедур одним из самых важных критериев является минимизация затрат как специалиста, так и ребенка. Компьютерная диагностика (при соблюдении всех необходимых для ее применения процедур и условий) весьма эффективна для массовых исследований. Действительно, как пишут Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Л.Ф. Чупров (1990): «Дополнительные возможности для использования в работе школьного психолога представляет компьютерная техника. В частности, применение компьютерных вариантов программ в психодиагностике позволяет повысить эффективность работы психолога, способствуя унификации процедуры исследования, уменьшению нагрузки психометриста, применению программных методов статистического анализа индивидуальных и групповых результатов, накоплению банка данных. Появляется возможность группового обследования методиками, исходно рассчитанными на индивидуальное обследование, т.к. компьютерная техника позволяет с успехом осуществлять обратную связь с исследуемым ребенком. Кроме того, использование компьютерного варианта методики может представлять дополнительную ценность для тестирования детей со сниженной коммуникабельностью, в том числе с ранним детским аутизмом» [3, с. 22].

Методики, по способу их проведения, подразделяются на групповые и индивидуальные. Методики для проведения групповым способом позволяют сделать срез по группе по исследуемому показателю и можно определить, какое место занимает в группе ребенок со своим значением по данному показателю и по отношению к нормативам методики. Однако главным недостатком группового тестирования является неспособность полностью раскрыть особенности конкретного ребенка, провести детальный качественный анализ полученных результатов. Но для выделения детей, нуждающихся в дополнительном развивающем воздействии, тренировке недостаточно сформированных навыков, групповые виды диагностики подходят. Для психологической диагностики детей необходимо получить согласие родителей (опекунов).

С помощью групповых видов диагностики в школе можно решать следующие задачи [7]:

1. Выделение детей в классе, которые по определенным диагностируемым показателям отличаются от остальных обследуемых.

Читайте также  Интеллектуальные игры маленьких детей

2. Оценка личностных характеристик обучающихся. Однако перед применением данных методик надо удостовериться, что ребенок понимает смысл прочитанного.

3. Социометрические исследования межличностных отношений в классе или группе. Для младшего школьного возраста данные методики не применимы, в виду недостаточной сформированности «межличностного пространства».

Одним из методов, подходящих для групповой диагностики, является

наблюдение. Данный метод позволяет в режиме «здесь и сейчас» наблюдать за поведением детей в классе и увидеть выделяющихся детей по отдельным показателям, сформулировать диагностическую гипотезу для проведения последующего углубленного исследования и оценки особенностей их развития. Однако в процессе наблюдении психолог может и не увидеть тех особенностей, которые сглажены компенсаторными механизмами личности.

Диагностика с помощью компьютерных специализированных программ и модифицированных бланковых методик для диагностики посредством компьютера позволяет проводить как групповые исследования, так и индивидуальные. С помощью компьютера исследование когнитивных процессов, в особенности восприятия, внимания и памяти приобретает более четко выстроенный, жестко регламентируемый и контролируемый по времени процесс диагностики [5; 6]. Использование современных информационных, цифровых технологий позволяет оптимизировать работу психолога и испытуемого. А современные условия развития общества и массовое распространение информационных технологий является необходимым условием для интеграции в современные реалии [2; 4]. Для применения компьютеризированной методики необходимо, чтобы уровень общекультурной и информационной компетентности испытуемого и психолога соответствовал условиям применения методики [1].

Одно из преимуществ, хорошо созданных компьютерных диагностических программ, является снижение доли ошибки психолога, так как вероятность ошибки из-за человеческого фактора значительно уменьшается. Компьютерные программы значительно облегчают обработку полученных результатов и их интерпретацию. Также интересное оформление интерфейса компьютерной программы способствует положительному настрою обследуемого. Данный факт очень важен для проведения психологической диагностики детей младшего школьного возраста, в силу их особенностей волевой регуляции деятельности, которая продолжает активно развиваться на данном этапе.

Необходимо отметить, что индивидуальное психологическое обследование также имеет свои особенности. Для младшего школьного возраста необходимость применения в большинстве своем индивидуального обследования обусловлена возрастной спецификой психического развития. Индивидуальное обследование применяется также для проведения углубленного психологического обследования, где необходимо использовать рациональную технологию, которая максимально эффективно и с минимальными затратами времени и ресурсов психолога и ребенка дает возможность получить необходимые результаты для анализа, интерпретации, составления заключения и рекомендаций. В данном случае компьютерные программы хорошие помощники психолога в обработке полученных результатов и их интерпретации, позволяя более эффективно распоряжаться временем работы с ребенком. Интерфейс компьютерных программ, смоделированный под игру, помогает ребенку легко включиться в диагностику.

При психологическом обследовании все этапы должны быть взаимосвязаны и корректироваться в зависимости от необходимости. Оценка уровня актуального

развития должна проводиться в едином русле, с целью решения задачи -комплексной многоаспектной квалификации состояния ребенка, что в свою очередь позволяет поставить правильный психологический диагноз и обеспечить достаточно надежный прогноз в развитии и обучении ребенка [7; 8; 9]. Данный алгоритм индивидуальной психологической диагностики соответствует требования ФГОС НОО и определению образовательного маршрута.

Для более полного представления диагностического процесса необходимо отметить, что он состоит из следующих этапов [7]:

1. Получение согласия от родителей (опекунов) на работу с ребенком, если ранее оно не было получено. Чаще всего запрос на работу с ребенком поступает от педагогов, поэтому к работе с ребенком можно приступить только после согласия родителей, независимо от настойчивости и желания педагогов и администрации. Подготовка к проведению психологического обследования и первичный прием ребенка. На этом этапе очень важно установить доброжелательный контакт с ребенком.

2. На данном этапе происходит собственно психологическое углубленное обследование, которое состоит из таких компонентов как: построение диагностической гипотезы, собирается психологический анамнез о развитии ребенка, непосредственно проведение обследования.

3. На этом этапе проводится анализ полученных результатов.

4. Составление психологического заключения и формулировка психологического диагноза.

5. Консультация субъектов образовательного процесса (непосредственно заинтересованных) и предоставление им рекомендаций по дальнейшему развитию обучающегося.

В заключении отметим, что психологический диагноз вытекает из результатов углубленного психологического обследования, анамнеза, поведенческих особенностей обследуемого ребенка, его критичности и адекватности (включая отношение к самой процедуре). Для повышения эффективности психодиагностической деятельности на современном развитии цифровых технологий, разумно будет наряду с обычными бланковыми методиками использовать компьютер.

1. Бабанин, Л.Н. Проблема эквивалентности традиционных и компьютеризированных психологических методик / Л.Н. Бабанин // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. — М.: Институт психологии РАН, 2010. — С. 77-80.

2. Григоренко, В.А. Информационные технологии в образовательной деятельности сельской школы / В.А. Григоренко // Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России: Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. (26-27

июня 2008г). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. — С. 268-272

3. Исследование особенностей прогностической деятельности (методические рекомендации и компьютерная программа) / Авт.-состав.: Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Л.Ф. Чупров.- Абакан: АГПИ, 1990.- 30 с.

4. Перевезенцева, Е.С. Веб-реализация адаптивного матричного теста интеллекта Бертлинга-Холлинга / Е.С. Перевезенцева, Д.В. Ушаков, А.С. Панфилова // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. -М.: Ин-т психологии РАН, 2010. — С. 168 — 171

5. Сабанин, П.В. Особенности развития когнитивных процессов в городской и сельской популяции детей / П.В. Сабанин // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 7. С. 61-69.

6. Сабанин, П. В. Роль произвольного внимания в умственной деятельности младшего школьника / П.В. Сабанин // Наука. Мысль. — 2014. — № 7; URL: wwenews.esrae.ru/17-488 (дата обращения: 31.10.2014).

7. Семаго, М.М., Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. /М.М. Семаго, Н.Я. Семаго/ — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с.

8. Семаго, Н.Я., Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство /Н.Я. Семаго, М.М. Семаго/ — изд. 3-е перераб.- М.: Изд-во АПКиППРО, 2007. — 127 с.

9. Семаго, Н.Я. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности. Дошкольный и младший

школьный возраст» / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго/ — М.: Айрис-пресс, 2005. — 64 с.

Сведения об авторе

Павел Валериевич Сабанин, аспирант кафедры социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений (ИПССО) Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ), Москва (Россия).

Формирование навыков по осуществлению процесса групповой психодиагностики

Групповая психодиагностика – это изучение определенных свойств группы для установления уровня проявления её социально-психологических характеристик.

Психодиагностика может быть не только индивидуальной, но и групповой, разделенной на две категории – групповая психодиагностика при помощи технических средств и психодиагностика групп без технических средств.

При использовании технических средств существуют определенные особенности, которые, прежде всего, связаны с наличием системы механизмов и приборов для совместной деятельности людей, а также задач для группы, суть которых в том, чтобы вывести систему из равновесия или, наоборот, привести в равновесие.

Действия участников группы сопровождаются показателями на табло прибора, наблюдаемыми всеми участниками группы.

Примерами такой психодиагностики являются:

  • гомеостат – от участников эксперимента требуется привести стрелку устройства в определенное положение согласованными действиями. В результате этого исследования можно определить степень сработанности, совместимость членов группы, аутсайдерство, лидерство;
  • механические интеграторы – это приборы, с помощью которых совместными действиями, например, надо провести стержень по лабиринту, т.е. осуществить какое-либо действие, с учетом скорости, речевых реакций, количества допущенных ошибок;
  • пентограф – с помощью управляемого с нескольких пультов грифа на экране, необходимо нарисовать какой-либо объект;
  • оценка качества объекта – это анонимный интегратор оценок, который применяется с целью изучения особенностей руководства и психологического климата в группе;
  • совместные игры;
  • автоматизированные анкеты.
Читайте также  Слива при грудном вскармливании

Без применения технических средств групповая психодиагностика использует такие методы, как социометрия, шкала Бахиревой, коммуникометрия, референтометрия.

Готовые работы на аналогичную тему

Суть социометрии заключается в том, чтобы поставить человека в ситуацию воображаемого выбора партнера по общению и деятельности той группы, к которой этот человек относится.

Данный метод использует допущение реальных человеческих предпочтений членов группы в соответствии с воображаемыми представлениями об этом процессе. Метод был предложен Дж. Морено.

Разновидностью социометрии является шкала Бахиревой – каждый член группы получает список всех её членов, получает критерий и шкалу оценки интенсивности. Недостатком этого метода является сложность в оценке объективности.

Что касается метода коммуникометрии, то он проводится в группах маленьких детей в виде процедуры распределения, например, игрушек, открыток и др.

Метод референтометрии проводится по социометрическим критериям, когда выбирать надо члена другой группы, это могут быть друзья, родственники, известные личности и др.

Типы диагностических методик

Современная психодиагностика все методы делит на формализованные и малоформализованные.

К формализованным относятся опрос-пики, тесты, проективная техника, психофизиологические методики, для которых характерна регламентация, точное соблюдение инструкций, определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя и др.

Методы дают возможность в довольно короткие сроки собрать диагностическую информацию.

Довольно часто методы определения индивидуально-психологических различий в научной литературе называют тестами, а диагностические пособия называют пособиями по тестологии. Но, психологическая сущность тестов и опросников, например, между собой совсем различны. В этой классификации особое место должны занимать психофизиологические методики, созданные в России и, представляющие собой оригинальные средства диагностики.

Тесты предназначены для того, чтобы установить количественные и качественные индивидуально-психологические различия между людьми, и состоят из заданий, на которые испытуемый должен дать правильный ответ – в этом заключается их отличительная особенность. Форма тестов может быть разная – индивидуальная, групповая, устная, письменная, бланковая, предметная, компьютерная, вербальная, невербальная.

Групповые тесты дают возможность проводить испытания с большой группой людей, их процедура детально разработана и от экспериментатора требуется её неукоснительное выполнение. Групповое тестирование требует строгого соблюдения условий эксперимента, а обработка результатов не требует высокой квалификации, тем более что они могут обрабатываться с помощью технических средств. Безусловно, есть и недостатки группового тестирования, это, прежде всего, меньше возможностей сотрудничать с испытуемым.

Недомогание, утомление, беспокойство, тревожность могут оказать влияние на результаты тестирования, поэтому они, как правило, дополняются индивидуальным тестированием. В этом случае взаимодействие между испытуемым и экспериментатором происходит с глазу на глаз. Индивидуальная диагностика очень важна в работе с самыми маленькими детьми.

Особенностью индивидуальных тестов является значительная затрата времени при их проведении.

По форме ответа различаются устные и письменные тесты, первые чаще всего бывают индивидуальными, а вторые – групповыми, которые могут носить открытый и закрытый характер.

По способам подачи заданий различаются бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.

Что касается вербальных и невербальных тестов, то они различаются по характеру стимульного материала.

Основным содержанием работы испытуемых в вербальных тестах являются операции с понятиями, мыслительные действия, которые осуществляются в словесно-логической форме.

Тестовый материал невербальных тестов представлен в наглядной форме – это могут быть чертежи, картинки, графические изображения и др.

Испытуемые должны понимать вербальную инструкцию. Выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.

Широкое распространение невербальные тесты получили при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

Групповая психодиагностика и особенности групповых обследований

Форма психодиагностического обследования зависит от цели и методик, используемых практическим психологом.

Участвуя в групповом обследовании, каждый человек получает бланк ответа и стимульный материал.

Во время группового психодиагностического обследования, люди обеспечиваются необходимыми условиями для сосредоточенной работы.

При групповом психодиагностическом обследовании, в котором участвует большое количество людей, экономится время, что является преимуществом – с одной стороны, а с другой стороны – точность и качество получаемой информации может пострадать.

Чтобы этого не произошло, после группового психодиагностического обследования используют индивидуальную психодиагностику – она помогает уточнить данные.

Сама процедура психодиагностики проходит последовательно, начиная со сбора данных в соответствии с поставленными задачами.

Далее идет обработка и интерпретация полученных результатов и в конце психолог дает заключение в виде диагноза или прогноза.

При групповой психодиагностике основная сложность в выявлении несформированности той или иной функции, отсутствие стандартизированных возрастных норм для различных категорий людей.

В подобной ситуации единственной возможностью проведения групповых обследований является разработка собственных нормативных показателей для различных категорий и возрастных групп. Безусловно, что данная работа требует от психолога эрудиции, опыта и времени.

Групповые виды диагностики, например, для подростков, помогают решить следующие задачи:

  • из общего числа подростков выявить находящихся на обучении в коррекционной школе или специализированном классе и по каким-либо характеристикам выделяющихся из всего контингента одного возраста данного учреждения;
  • с помощью личностных методик, включая проективные, дать оценку личностных характеристик подростков. Важно, чтобы после групповой диагностики прошел этап личностной диагностики с теми детьми, кто вызывает у психолога опасения по адекватности показанных ими результатов;
  • исследование межличностных отношений в группе.

Решение данных задач накладывает довольно серьезные ограничения на возможность использования групповых методов психодиагностики.

Единая психологическая диагностическая карта ребенка 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Единая психологическая диагностическая карта ребенка 5-7 лет разработана с целью комплексной и мобильной диагностики детей, имеющего тяжелые нарушения речи.

Диагностическая карта включает в себя следующие блоки исследования: высшие психические функции, коммуникативные способности, пространственно-временные представления, произвольные регуляторные функции, эмоционально-личностную сферу.

При составлении карты обследования руководствовались методиками, рекомендациями разработанными ведущими педагогами-психологами. Оценивание происходит так же, как и у авторов методик. Приемы обследования адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей.

Представленная разработка помогает определить уровень развития детей старшего дошкольного возраста и составить индивидуальный маршрут развития. В работе представлен образец заполнения психологическая карта ребенка.

Психологическая карта для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

воспитанника группы № ________
дата __________

Фамилия, имя ребенка___________________________

Как тебя зовут? (ФИО) _________________________
Сколько тебе лет?________ Когда ты родился?________________
С кем ты живешь? ________________
Как зовут маму? _____________
Где и кем она работает?_______________________
Как зовут папу? ______________________________
Где и кем он работает?_________________________
Назови свой домашний адрес. Где ты живешь? _________________________
Какие сказки ты знаешь?__________________________

I. Высшие психические функции

1. Внимание

«Найди такую же картинку» (5-6 л)

«Домик» (произв. внимание) (6-7 л)

Поза при работе

2. «Нелепицы» – общая осведомленность (5-7 л.)

Реагирует живо, непосредственно, находит все нелепости

Реагирует не сразу, находит нелепые места с помощью взрослого

Эмоционально не реагирует на нелепости, с помощью взрослого находит нелепости

3. Память зрительнаяслуховая

«10 предметов» (5-6 л)

«10 слов» (6-7 л)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

4. Мышление

«Найди семью» (5-6 л)

«Четвертый лишний» (6-7 л)

Катего

рии

Посуда

Одежда

Транспорт

Ово

щи

Фрукты

Ме

бель

Читайте также  Сон ребенка в 7 месяцев таблица

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

5. «Последовательные картинки» (5-7 л) – речь, мышление

Последоват. картинок

Речевые высказ.

Словарный запас

Связность рассказа

Грамматич. прав. речи

6. «Разрезные картинки 4-6 составные» (5-7 л) – восприятие
Количество проб ___
Узнал ли картинку в разрезном виде ________________
Признаки утомления _________________________

7. «На что это похоже?» (5-7 л) — воображение
а) _____________________
б) _____________________
в) _____________________

II. Сформированность коммуникативных способностей

  • Нужно ли делиться игрушками с детьми?______________________
  • Почему?_____________
  • Ты ссоришься с другими ребятами, когда играешь вместе?______________
  • Нужно ли просить прощение, если ты кого-то обидел?_________________
  • Ты всегда соблюдаешь правила игры?_____________
  • Ты сам предлагаешь ребятам поиграть вместе?______________
  • Ты рассказываешь ребятам разные истории?________________
  • Какие вежливые слова ты знаешь?__________________
  • Как нужно обращаться к воспитателю? (Ты, вы? Называть И.О.)__________________

III. Сформированность пространственных представлений о собственном теле

Анализ частей лица и их расположение

Анализ расположения частей тела

Анализ положения рук относительно тела

Сбоку от носа, от уха

Что выше: плечо или локоть?

Локоть или кисть?

Плечо или ладонь?

Запястье или кисть?

IV. Сформированность пространственных представлений

выше

ниже

над

под

в

на

перед

за

слева

между

справа

ближе

дальше

V. Сформированность временных представлений

Части суток

Времена года

Дни недели

Месяцы

Назвать «соседей» (перед, после)

VI. Сформированность произвольных регуляторных функций

Показатели

Да

С трудом

Нет

«Целенаправленность» (ребенок работает целенаправленно, сосредоточен на задании)

«Удержание программы» (удерживает инструкции, программы выполнения заданий невербального или вербального характера)

«Импульсивность» (выполнение действий без осмысления, «сначала делает, потом думает»)

«Ригидность» (замедленность реакций, трудности переключения на новый вид задания, вплоть до полной неспособности деятельности, «ступор» или продолжает выполнять предыдущее задание)

«Заинтересованность» (заинтересованность в конечном результате)

«Адекватность» (реакция на неуспех или похвалу адекватная)

VII. Эмоционально-личностная сфера

Показатели

Да

Иногда

Нет

Ребенок конфликтен, агрессивен

Ребенок тревожен, имеются страхи

Ребенок эмоционально отстранен, безразличен

Ребенок насторожен, напряжен

Контакт: вступает легко и быстро; не сразу; отказ; нестабильный; стабильный; поверхностный; негативизм.

Речь: есть; отсутствует; отдельными словами; сопровождает действие.

Общение: активное; пассивное; непродуктивная активность; инициативное.

Активность в деятельности: целенаправленная; сниженная; малопродуктивная.

Работоспособность: высокая; умеренная и стабильная; низкая (истощение), неустойчивая (меняющаяся).

Заключение педагога-психолога ______________________

Образец заключение по результатам психолого-педагогического обследования ребенка на начало года

К.И., возраст на момент обследования 5 лет 6 месяцев.
Внешний вид опрятный. На контакт девочка идет легко.

Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформированы в пределах возрастной нормы. Собирает разрезные картинки путем зрительного соотнесения.

Особенности внимания: объем внимания недостаточный; имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала, переключаемость внимания замедленная, затрудненная. Общий уровень произвольного внимания низкий.

Особенности памяти: понимает цель задания, устанавливает смысловые связи между словами и картинками, устанавливает более далекие связи.

Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации сформированы в полном объеме, самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи.

Особенности воображения: преобладает воссоздающее воображение, разнообразие фантазии.

Представления об окружающем мире: сформированы достаточно, пространственно-временные представления сформированы частично. Не называет дни недели, времена года, показывает только зиму и лето.

Особенности речевого развития: активный словарный запас малый, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.

Характеристика моторики: уровень развития мелкой моторики достаточный. Отмечается средний уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука правая.

Эмоционально-волевая сфера и особенности личности: Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не всегда проявляет настойчивость при встречающихся трудностях. Характерен замедленный темп деятельности, истощаемость.

Заключение педагога-психолога: уровень психического развития в пределах показателей возрастной нормы.

Рекомендации: развитие произвольного внимания, пространственно-временных представлений, эмоционально-волевой сферы.

Секреты планирования системы диагностики педагога-психолога в детском саду (дети, родители, педагоги)

Диагностика, тест

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный и личностно-деятельный подход в обучении и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях, обсуждаются пути и принципы внедрения их внедрения и реализации. Одним из существенных принципов личностно-ориентированного подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основой личностно-деятельностного подхода является развитие у детей навыков общения. Для реализации этих подходов педагогам, ежедневно общающимся с дошкольниками и оказывающим существенное влияние на формирование его личности, необходимо иметь определенные сведения о эмоциональном состоянии детей, их актуальных и потенциальных возможностях. Только имея такую точную информацию, можно осознанно и целенаправленно спланировать и реагировать процесс воспитания и развития, максимально подходящий каждому ребенку. Получить подробные сведения можно с помощью диагностики.

При организации диагностической работы, мы учитываем Письмо Министерства образования РФ от 07.04.99 № 70/23-12, в котором изложены основные тенденции современной практики диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования, освещены основные ошибки при ее организации. Также берем во внимание рекомендации по организации и проведению диагностики Широковой Г.А.

Психодиагностическая работа является частью общей системы диагностики в ДОУ (совместно с педагогической и медицинской). Проводится диагностика со всеми участниками образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

Содержание диагностической работы с детьми отражено в годовом плане. Учитывая наполняемость детского сада, приоритетное направление работы по интеллектуально-творческому развитию детей, нами предпринята попытка разработать систему групповых диагностик, которые за непродолжительное время позволят получить данные о познавательном, эмоциональном развитии детей не только подготовительных, но и старших и средних групп, а также уделить внимание своевременному выявлению проблем в раннем развитии детей (1 и вторая младшие группы). Часть данной системы было апробировано в прошлом учебном году и показало свою эффективность и расширена в этом. Полученная система диагностики педагогом-психологом отражена в таблице.
Таблица с системой диагностики детей преставлена с статье: Система первичной диагностики детей (из опыта работы)

С педагогами.

С педагогами диагностическая работа ведется по запросу самих педагогов и администрации.

В связи с наличием компьютерной техники и компьютерных диагностических методик, появилась возможность компьютерной диагностики.

В начале и конце года воспитатель заполняют анкету «Моя группа», в которой отражают особенности детей своей группа, выделяя детей группы риска, с которыми строится коррекционная работа.

Интересные методики для работы с педагогами можно также выбрать и запланировать в плане из раздела Диагностика педагогов и родителей

С родителями.

Основной принцип диагностической работы с родителями – добровольность. Диагностика предлагается как помощь в определении причин каких-либо проявлений детей и выполняются по желанию. Также предложено компьютерное тестирование по различным вопросам воспитания.

Родители детей до 4- лет включительно на родительских собраниях или консультациях могут сами оценить уровень сенсомоторного развития своих детей (Анкета «Мой ребенок»).

Также диагностические матодики понадобятся для диагностики на индивидуальных консультациях. Тут помогут подборки рубрики Диагностика педагогов и родителей , а также книжная полка их раздела VIP.

Золотое правило диагностики

Планируйте минимум диагностики. Если проведете больше, вас похвалят ( в том числе и вы сами). Если не успеете выполнить план – чревато последствиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: