Игры песенки потешки особый ребенок

Игры с малышами: гимнастика и потешки

«Давай, коза, попрыгаем и ножками подрыгаем!» Самые любимые игры малышей от года до трех – это «ладушки», «по кочкам» и другие ритмичные движения, сопровождающиеся бодрым текстом.

Мы собрали стихи для игровой гимнастики и простые правила этих полезных игр.

Сначала читайте малышу стишок и сопровождайте слова действиями – малыш повторяет за вами. Если ребенок еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его за руки и помогайте ему координировать движения. Со временем пытайтесь только читать текст, чтобы малыш выполнял действия самостоятельно.

Зайка

Сел, поел, и опять пошёл.

Сел поел, опять пошел.

Движения по тексту: имитируем ходьбу, приседаем и показываем, как ест зайчик.

Птички

Прилетели птички, птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

На дорожку прилетали,

"Летаем" по комнате, размахивая руками, как крыльями. Приседаем и "клюём" зернышки, стуча пальчиками об пол.

Солдатик

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними,

Да гляди, не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же на левой. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево.

Зайчик

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг и убежал.

Сидим на корточках, ладони приставлены к головке. Хлопаем в ладоши. Встаем и прыгаем на месте. Прыжки по кругу, согнув руки в локтях.

Заинька

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит.

Вот как, вот как он ушами шевелит!

(Подносите руки к голове, делаете "ушки на макушке" и показываете, как зайка шевелит ушами. Малышня хохочет и повторяет).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!

Вот как, вот как надо лапочки погреть!

(Складываете ладони и трете их, грея лапки).

Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать!

Вот как, вот как зайке надо поскакать!

(Тут уж грех не поскакать всем вместе. Часто роль ведущего хотят выполнять старшие дети).

Обезьянки

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)

Вверх – вниз

А тепеpь покpужились

И вниз повалились.

Поднимайте и опускайте pуки или приседайте (для деток постарше), как сказано в стишке, затем,

когда дойдете до пятой строчки, покружитесь. Hа шестой строке резко сядьте на пол и скажите: "Бух!"

Хлоп — шлёп

Показывайте или называйте ребенку различные предметы: кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т.д.

Вариант 1. Предложите малышу хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например,

одушевленный предмет (что-то живое) и шлёпать по коленям тогда, когда называют неодушевленный предмет (что-то неживое).

Постепенно уменьшайте интервал между словами.

Вариант 2. Хлопаем в ладоши тогда, когда называют животное, и шлёпаем по коленкам, когда называют, например, посуду.

Вариант 3. Хлопаем в ладоши, когда называют что-то мягкое, и шлёпаем по коленям, когда называют твердое.

(Вата, шапка (и др. одежда), полотенце, листок, помидор. — мягкое).

Так можно закреплять представления о свойствах предметов.

Белочки

Читайте стишок и используйте pуки для этой игpы:

Раз, два, тpи, четыpе, пять,

Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)

Одна куда-то подевалась (спрячьте руку за спину)

Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)

А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)

Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)

Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)

Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)

Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)

Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)

Пока мы с тобою считали,

Все белки от нас убежали.

Поговоpите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки — поспать, поискать еду и так далее.

Это папа

Эта пpекpасная игpа очень подходит для того, чтобы поговоpить о всей семье.

По меpе чтения стишка поднимайте именно тот палец, о котоpом говоpится в данный момент.

Дойдя до последней стpочки, поднимите сpазу все пальцы, изобpажая всю семью.

Это папа — самый сильный (большой),

Это мама — сpедь детишек (указательный),

Это бpатик — он такой высокий (сpедний),

Это сестpенка — она поменьше (безымянный),

А это наш малыш — он еще подpастет (мизинец).

Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)!

«Ехал принц по лесу..»

Ехал принц по лесу, по лесу, по лесу.

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,

Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

По ходу игры нужно делать то, о чем сейчас говорим: прыгать, дрыгать, кружиться и, например, обниматься.

Введение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Это указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)

Актуальность: дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. У детей старшего дошкольного возраста развивается понимание образной стороны речи. Важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. Способствует расширению знаний учащихся об устном народном творчестве, об особенностях русского языка.

Цель: выявить оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

Обучающая – развитие обучения фонематического слуха и формирование грамматического строя языка.

Развивающая – активизировать в речи детей русские потешки, пестушки. Поддерживать положительное отношение к народному творчеству.

Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.

Виды форм малого фольклора и их роль в развитии речи дошкольников

Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это малый фольклор.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.

В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач:

• интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;

• развитие диалогической речи.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

• речевое окружение (речевая среда);

• педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.

Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми необходимо читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Потешки, скороговорки, пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Потешки, скороговорки, пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Читайте также  Годовалый ребенок съел таблетку

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра — забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр — забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь — доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь-доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? — У бабушки…».

Колыбельные песни, по мнению народа — спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Пестушки — песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например,

Потешки — песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например,

Пальчиковые игры потешки: большая подборка стишков-потешек для детей

Картотека пальчиковых игр — это сборник потешек для детей, их раннего и школьного развития. Такие игры способствуют улучшению мелкой моторики, запоминанию цветов и форм, пополняют словарный запас при помощи особых тактильных упражнений. Детские потешки из этой категории разработаны специалистами или отобраны среди многих народных игр. Пальчиковые игры нужны для развития речи — а как их применять, поймёте, прочитав полные тексты потешек.

Тая варежку надела:
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал.
В свой домишко не попал.
Тая варежку сняла:
Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь
Здравствуй, пальчик,
Как живешь?

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!

Соединяем одинаковые пальчики рук.

Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в «замок»),
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук),
Дружат в озере бобры (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук),
Дружат в небе комары (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук),
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (
руки опустить, потрясти кистями)

Колечко

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки, чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки.

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!

Пчелка

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им, то же левой рукой, то же двумя руками.

Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

Ножки

Указательный и средний пальцы «бегают» по столу. Те же движения производить пальцами левой руки, те же движения производить одновременно пальцами обеих рук («соревнование»).

Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!

Шёл бобёр

Шел бобер, нес топор,
Шел бобер через бор.
Шел бобер через болото,
Шел бобер искать работу!

У меня пропали руки (спрятать руки за спину),
Может быть они от скуки убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.

Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет,
Что все это значит,
Средний пальчик — очень важный,
Не желает слушать,
Указательный спросил:
«Может хочешь кушать?»
А большой бежит на кухню,
Тащит каши ложку,
Говорит: «Не надо плакать,
На, поешь немножко!»

Пальчики-братья

Идут четыре брата
Навстречу старшему.
— Здравствуй, большак! — говорят.
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом — строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну, а мне где поместиться?

Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко-крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!

Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А малышке песни петь
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Читайте также  Увеличение подчелюстных лимфоузлов у детей

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

Пять пальчиков

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: — Во!

Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец — даст щелбан

Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!

Мизинчик-любимчик

А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал.

Про мышат

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
«Ура, все собирайтесь, обедать пора!»

Капустка

Мы капусту рубим рубим (проговаривать ритмично, это не песенка, ручками показываем как мы рубим капусту)
Мы морковку трём, трем (ручками показываем как мы трем морковку)
Мы капусту соооолим сооолим… (пальчики щепоткой — солим)
Мы капусту мнем мнем… (ручками «мнем» капусту)

Апельсин

Мы делили апельсин! (кулачок- «апельсин» перед собой)
Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)
А он один (взгляд переводим на кулачок)
Эта долька для котят (отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа (четвертый)
Эта долька для бобра (пятый)
А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)
Разозлился волк — беда,
Разбегайтесь кто куда!

Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Ну а это толстячок,
А все вместе — кулачок!

На прогулке

На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались — и сцепились!
Прибежали разнималки-
Помешали перепалке.
И к развилке на кобыле
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Хорошо друзей считать!

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.
Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!

Пальчики

Десять пальцев —
Десять братьев:
Справа пять
И слева пять,
Стали думать
И гадать
Как друг друга
Называть.
Самый первый,
Ты – большой,
Указательный —
Второй,
Самый длинный
Будешь – средний.
Безымянный —
Предпоследний.
А мизинчик – позади.
Ты — мизинчик. Ты — води!

Поочерёдно загибаем пальчики:

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

Пальчики встают

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

Ладушки

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Кулачки

Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук тук да тук,
Тук-тук тук да тук. (стучать кулачками друг о друга)

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком:

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
С этим братцем
Песни пел!

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой!
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый!
А мизинчик хоть и мал,
Зато ловок и удал!

Этажи

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Пестушки, игры, потешки

Для новорожденных детей и детишек постарше очень важна и даже необходима тактильная стимуляция. Первый год перед малышом чуть ли не ежедневно встает новая задача по самопознанию, овладению своим телом и освоению окружающего мира. И в этом лучше всего помогают хорошо известные с детства пестушки, потешки, песенки и игры.

Сначала мама ласково поглаживает младенца, говорит ему хвалебные слова, о том, как она его любит. Затем мама кладёт ребенка в разные положения: на живот, на спину, на бок. В результате такой игры малыш учится двигать ножками, ручками, головой.

Сопровождать подобные игры хорошо пестушками – стишками и песенками – от слова «пестовать», т.е. нянчить, ухаживать. Когда ребёночек проснулся и стал тянуться, можно ласково гладить его и приговаривать:

Это кто же тут проснулся?

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!

Что ты рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

Это кто у нас проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Маленькими не останемся.

В ножки – ходунки,

В ручки – хватунки,

В роток – говорок,

А в головку – разумок, — при этом дотрагиваемся до тех частей тела, о которых говорится в пестушке.

Пролетали низко гуси,

Перья мягкие в подушечке,

Подарили гуси (имя ребенка).

Игра «Шлёп-Шлёп».

Цель игры: развитие у малыша тактильных ощущений, навыков общения, знакомство ребёнка со своим телом.

Малыша кладут на спину и дотрагиваются до различных частей его тела. При каждом прикосновении произносят «шлёп-шлёп», а затем называют ту часть тела, к которой прикоснулись. Обычно малыш начинает улыбаться и с видимым нетерпением ожидает нового прикосновения к другому месту на теле.

Все детишки разные, и стоит помнить, что некоторых легко возбудимых деток не стоит подбадривать, а нужно, наоборот, успокаивать, делать им щадящий массаж. Но есть детки, которым и щадящий массаж не помогает. И даже для таких малышей есть в народе специальные «упражнения». При них достаточно гладить спинку одной рукой сверху вниз, чтобы успокоить непоседу:

А выкладывал каким?

Потешка – тоже один из жанров устного народного творчества. Само название говорит нам о том, что она призвана потешать – развлекать и радовать. Потешка учит малыша понимать родную речь, и цель эта достигается выполнением движений под руководством слов: слово в потешке неразрывно связано с жестами.

Испекли оладушки (движения имитируют изготовление оладушек)

На окно поставили,

Остывать заставили, (машем ручками)

А остынут – поедим (имитируем еду)

И воробушкам дадим (имитируем кормление птичек крошками).

Ши – полетели, на головку сели! (ручки показывают, куда сели птички).

Игра «Ручками похлопаем, ножками потопаем».

Цель игры: развитие мышц ребенка, чувства ритма, речи и привитие навыков общения.

Малыша кладут на спину и его ладошками мягко похлопывают друг о друга в такт песенке:

Где были? – У бабушки.

Что пили? – Бражку.

Затем ножки малыша двигают вперед в такт следующей песенке:

Токи, токи, тожки.

Ножки у (имя ребёнка)

Идут по дорожке.

Ни конца, ни края.

За водой ходили

И домой спешили,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Во время кормления очень подойдут ласкательные пестушки. Нежность, которой насыщены эти маленькие незатейливые стишки, как нельзя лучше подходит для процесса кормления.

Со сна поднялася.

За зерно принялася,

Зайки – за капусту,/p>

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко.

На лавочке присел,

На лавочке присел,

Поесть (имя ребёнка) велел.

Пестушки и потешки также помогают родителям в трудных рутинных ситуациях. Например, намного веселее и приятнее умывать под забавные слова:

С мылом моем лапушки.

Вот вам хлеб и ложки.

А с моего дитятки

На большую воду,

Под гнилую колоду!

Села птичка на песок,

В речке вымыла носок,

Чистит клювом пёрышки,

Едет в гости к … (имя ребёнка).

Одевая ребенка, можно «помурлыкать» пестушки, особенно, если младенец не слишком любит эту процедуру:

Вот у нас пелёнка

Для нашего зайчонка,

На ней яркие цветочки

Для красавицы дочки (для нашего сыночка).

И грибочки для дочки (сыночка).

И листочки для дочки (сыночка).

В такую пелёнку.

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

А когда малыш будет учиться ходить, можно подбодрить его такими словами:

Уходи с дороги кот,

Наша (имя ребёнка) идёт,

Наша (имя ребёнка) идёт,

Ни за что не упадёт.

Вот какая (имя ребёнка)!

Итак, насыщенный событиями день подошёл к своему логическому завершению – ночному сну. Хочется, чтобы ночь проходила спокойно. И для этого нужно малыша подготовить, спеть ему песенку, убаюкать, ласково поглаживая по лобику и спинке:

Читайте также  Протокол собрания по безопасности детей старшая группа

«Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников»

Автор: Ноженко Татьяна Геннадьевна, музыкальный руководитель, Государственное бюджетное образовательное учреждение N519 дошкольное структурное подразделение N1 (Гурьянова,45), г. Москва.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, можно выделить:

  • сотрудничество педагога и ребенка;
  • использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;
  • воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.
В программных занятиях с детьми, педагоги используют устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию .
В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально-речевой активности.
Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности .
Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.
Русское народное творчество близко детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития .
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, произведения 3. Александровой “Топотушки”, Е. Ильиной “Топ-топ”. Стихотворения “На санках”, О. Высотской и “Больная кукла” В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.
Одним из самых первых и самых доступных для ребенка дошкольного возраста жанров русского народного творчества являются народные потешки.
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.
Что побуждает малыша к активности? Желание двигаться, действовать? Оказывается, ритм самого стиха; потешки подталкивают его к действию, к движению. Самыми яркими и запоминающимися для детей становятся игры со словом, движением. Потешки с движениями позволяют развивать речевой слух, ставить правильное дыхание, лучше воспринимать динамику речи, совершенствовать произношение. Конечно, важен и интонационный фон, то есть интонация, с которой читается потешка.
Для того, чтобы работа с потешками принесла результат, необходимо учитывать следующие моменты:

  • Возрастные особенности ребенка. Предлагая игру, в основу которой положено исполнение потешки в сопровождении движениями, нужно принимать во внимание физическое развитие детей. Постепенно с возрастом материал может усложняться.
  • Дозировка и распределение нагрузки во время игры. Одни дети проговаривают потешку-другие сопровождают ее соответствующими движениями. Или: педагог читает потешку-дети двигаются.
  • Неоднократный показ образца выполнения упражнения. Только так ребенок запомнит текст потешки и научится правильно воспроизводить все движения.
  • И, возможно, самое главное. Педагог должен с таким мастерством прочитать это маленькое фольклорное

произведение, чтобы детям захотелось повторять слова и движения. Именно заинтересованность ребенка в воспроизведении услышанного и увиденного-залог успеха.

Народные потешки
Младшая группа
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).
Заинька — зайка,
Маленький зайка,
Деток боишься –
Зайка трусишка.
Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).
Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например — последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня — вопрос — ответ.
-Зайка белый
Куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Я капустку щипал.
Под березоньку клал,
И не знаю кто украл.
В младшем дошкольном возрасте расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.
На четвертом году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения со взрослым и с детьми.
Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей четвертого года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” – о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Солнышко-ведрышко

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

Выполняют 8 «пружинок».
Прыжки на двух ногах или с поворотом вокруг себя и хлопками в ладоши.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: