Гвоздичкина учим детей безопасности

Гвоздичкина учим детей безопасности

Обучить основам безопасности — одна из обязанностей родителей, и затягивать с ней нельзя. Уже с момента, когда ребёнок в состоянии понимать вашу речь, старайтесь давать ему простые и однозначные указания, правила, запреты относительно поведения в домашней обстановке и на улице.

Безопасность детей в быту

Постоянное напоминание о необходимость соблюдать определённые правила — вот методика, которой вы должны придерживаться. Буквально ежедневно вы вместе с малышом пошагово должны разучивать всё, что касается его и вашей безопасности.

Правила безопасности для детей включают несколько направлений:

  • как вести себя одному дома;
  • как пользоваться бытовыми приборами;
  • техника безопасности для детей по обращению с электросетью и водопроводом;
  • обращение с дверьми, окнами и балконом;
  • правила пользования лифтом, транспортом, пешеходные правила;
  • обращение с домашними и беспризорными животными;
  • поведение с незнакомцами, в том числе теми, кто звонит в вашу дверь или по телефону;
  • как при несчастных случаях позвать на помощь и вызвать бригаду быстрого реагирования (пожарников, врачей, милицию, спасателей);
  • обращение с острыми и тяжёлыми предметами, бытовой химией, потенциально опасными вещами (верёвки, пластиковые пакеты и пр.).

Безопасность детей — обширная тема, требующая времени, терпения и постоянного повторения. Старайтесь всегда в доступной форме объяснять, что ваши наставления очень важны.

Психологическая подготовка детей

Малыши слабо воспринимают слова об опасности, но им знакомы простые понятия — чтобы не было больно, чтобы не попасть в больницу и т.п. По мере взросления ребёнок будет больше осознавать, какие последствия влечёт за собой небрежность и что может произойти, например, при пожаре.

Уже с 7-8 лет можно объясняться с ним практически как со взрослым, называя вещи своими именами, говорить о возможной гибели, похищении, серьёзных травмах. Однако не переусердствуйте и не запугайте дитя так, что ему будут сниться кошмары или он будет на каждом шагу бояться смерти.

Впечатлительных детей обучайте без ярких описаний несчастий, лучше берите обещания поступать так, а не иначе, заверяйте в необходимости соблюдения правил, своим примером и родительским авторитетом пользуйтесь как инструментом обучения.

Очень важно научить малышей не паниковать, а действовать по вашим инструкциям. Не запугивайте их, но будьте строги и проверяйте их знания и навыки, пока не убедитесь, что всё понято правильно.

Психологическая готовность вести себя по схеме играет важную роль в этом вопросе. Конечно нужно научить и тому, что в некоторых случаях следует всё бросить и просто убежать, но если придерживаться только такой методики, то может случиться, ваши дети не станут спасать друг друга, хотя могли бы что-нибудь для этого сделать (позвать на помощь, вывести младших из квартиры, правильно отогнать животное и т.п.).

Психологическая установка на помощь ближнему закладывается с детства вместе с умением разумно оценить опасность и свои силы. Обсуждайте вместе возможные варианты действий, чтобы показать, как смелость и решительность сочетать с осторожностью.

Правила безопасности для детей зимой

Уберечься от переохлаждения поможет правильная одежда — зимний комбинезон или спортивный костюм, короткий шарф, рукавички, шапка-шлем. Лучший выбор — лёгкая и тёплая одежда, не сковывающая движений.

Обувь зимой подбирайте с учётом ходьбы в гололедицу, то есть с рельефной и нескользящей подошвой, лёгкой и толстой, оберегающей стопы от холода. Признаки переохлаждения — это покрасневшая кожа, щёки, нос, руки, также ребёнок может жаловаться на покалывание в конечностях, слабость, сонливость. Побледневший кожный покров свидетельствует о сильной степени переохлаждения, когда нужно срочно вернуться в тепло, чтобы не обморозить лицо и другие части тела.

Научите, что на сильном морозе нельзя пить, есть, особенно холодные продукты, разговаривать и смеяться, широко открывая рот, чтобы не простудить горло.

Безопасность для детей зимой включает и перестраховку от нелепых шуток. Смешная и печальная одновременно ситуация, когда малыш лизнул замёрзший металл (поручень, турник, качели), и его язычок прилип. Обязательно не раз предупредите о таком эффекте, а если неприятность случилась, объясните, то отрывать язык силой не нужно. Поможет одно — отогреть орган от металла тёплой водой из бутылочки или, если помощи ждать неоткуда, то хотя бы собственным дыханием.

Опасность представляют тормозящие автомобили, которые из-за гололедицы может развернуть не туда, а путь их торможения становится намного больше и опаснее, поэтому переходить дорогу нужно только тогда, когда все машины стоят или дорога свободна.

Зимой в технику безопасности для детей входит и любимое катание на санках, лыжах, коньках, которое должно происходить в подходящих местах — на катке или пологом спуске, в присутствии взрослых (вы сами, родители других детей, тренера секций).

Не позволяйте кататься на сломанном инвентаре, регулярно вместе проверяйте саночки и коньки на прочность и исправность.

Безопасность детей на льду — особая тема, поскольку критическая ситуация будет угрозой не только здоровью, но и жизни. Категорически запретите малышу выходить на речной или озёрный лёд, а если поблизости от вашего дома есть водоём, научите его поведению в чрезвычайной ситуации (провалился сам или увидел, как провалился другой человек).

Обучите и ежегодно напоминайте схему действий по спасению из ледяной воды, научите также определять прочность льда по виду, звуку, ориентирам. Алгоритм действий нужен и на тот случай, когда ребёнок стал свидетелем чьего-то спасения на льду — сообщить о случившемся взрослым и вызвать человеку скорую он должен уметь.

Не рассчитывайте, что, единожды получив инструкции, малыши запомнят и последуют им. Главное правило — это регулярно повторять и проигрывать ситуации вместе, тогда эти жизненно важные знания накрепко отложатся в памяти и будут служить надёжной защитой от любых неприятностей.

Консультация для родителей «Учим ребенка правилам безопасности.»

Консультация для родителей «Учим ребенка правилам безопасности.»

УЧИМ РЕБЕНКА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ

Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста.

Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.

Вероятность травм ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.

Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.

«Дозированный опыт» — это когда ребенку дают убедиться, что вода, утюг и головешка обжигают, иголка колеся и т. п. Он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок».

Если Ваш метод обучения детей безопасному поведению – запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.

Животные могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.

Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.

Игрушки и личные вещи учите содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребенку.

Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребенка. Убирайте их из виду. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендаций врача.

Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы типа: «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она умудрилась попасть в такую трудную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» и обсудить их.

Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, произошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.

Обучать ребенка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.

Программы по безопасности для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны криминальной статистики и ненужного натурализма.

Режущие и колющие предметы храните в специально отведенных местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.

Спички и зажигалки – не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах.

Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.

Уходя из дома ненадолго, найдите ребенку интересное занятие (игру, чтобы он не стал искать себе другое, может быть опасное.

Факты выпадений детей из окон и с балконов убеждают, что они должны быть надежно закрыты, если в комнате играют дети.

Холодная вода – Ваш помощник при порезах, ушибах, ожогах.

Цените в Вашем ребенке находчивость, уверенность и самостоятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в «нужное» русло.

Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.

Широко распространенные электроприборы могут быть доступны в обращении ребенку, начиная с 4 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в Вашем присутствии и с Вашего разрешения.

Щетка, мыло и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет.

«Это нельзя, а это можно» — такое пояснение важно для правильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребенку, что ему можно делать, чем играть.

Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов вместе с взрослыми или рядом.

Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним и в соблюдении.

«Чему и как мы учим детей?» Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений «Чему и как мы учим детей?» Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений Все родители хотят вырастить.

Сказочная безопасность. Как обучить ребенка правилам безопасности по народным сказкам Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их.

Консультация для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка» Консультация для родителей: «О роли родителей в развитии речи ребенка» — Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо,.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения • Главная опасность — стоящая машина: она может закрывать собой идущую. Нельзя выходить из-за стоящих машин на дорогу. В крайнем случае,.

Консультация для родителей «Учим безопасности движения» Ваш малыш повзрослел и стал самостоятельнее, любознательнее. Но вы остаетесь для детей верным помощником в воспитании его поведения на улице.

Консультация для родителей «Учим малышей рисовать» Консультация для родителей на тему «Учим малыша рисовать» Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития.

Консультация для родителей «Учим различать цвета легко и весело» Родители часто беспокоятся, что ребенок в 3 года никак не запомнит цвета. Способность ориентироваться и правильно называть цвета может формироваться.

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно переходить дорогу» Родительское собрание: «Ребенок переходит улицу». Ребенка с ранних лет нужно учить правильно переходить улицу: не с 5-6 лет, а гораздо раньше.

Читайте также  Осинка вязание детям года

Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться и… учимся вместе с ним!» (дети от 3 до 7 лет) Не всегда то, как общается ребенок кажется нам правильными. Что-то (со «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием.

«Учим ребенка держать слово». Консультация родителям Для того, что бы ваш ребенок стал успешным и достиг определенных вершин в будущем, не мало важно научить его держать данное им слово. С.

Консультация на тему:

"Азбука для родителей" (учим ребенка правилам безопасности)

Как уберечь детей от педофилов, насильников и убийц: советы от «Лиза Алерт»

Времена, когда дети могли спокойно гулять во дворе, давно прошли. Сейчас трудно представить, что ребенок выйдет из дома без телефона или один поедет на другой конец города на автобусе. Страшно. И родители постоянно думают, как уберечь свое чадо от педофилов, насильников и убийц. Об этом корреспондент «РИАМО в Балашихе» поговорила с инструктором школы безопасности поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Аленой Ярушиной.

«Плохие» взрослые

Педофил, убийца, насильник, вор – разницу между ними понимает взрослый. Также он понимает, каковы могут быть последствия от встречи с каждым из них. Ребенок же обобщает: для него есть хорошие, добрые взрослые – и есть плохие, опасные взрослые.

«Не надо рассказывать ребенку о том, чем педофил отличается от убийцы. Если, не дай Бог, он столкнется с одним из таких людей, подобные знания ему не помогут выжить. Можно говорить о последствиях, но не в драматических красках – «тебя изнасилуют, а потом убьют». Ни в коем случае! Внимание ребенка нужно акцентировать на том, как быть осторожным, внимательным. А какие последствия будут, если ты нарушишь запреты? Ты останешься один на один с плохим человеком, даже мама и полиция вряд ли смогут тебе помочь», – объясняет Ярушина.

И добавляет, что детей нужно учить тому, как не оказаться в плохой и опасной ситуации, а не тому, как вести себя в ней. Об этом говорят и психологи, с которыми работает «Лиза Алерт». Ведь даже взрослый человек, оставшись один на один с преступником, чаще всего теряется, впадает в панику. Что уж говорить о ребенке?

«Научить ребенка поведению в критической ситуации, чтобы он попытался уговорить насильника не совершать задуманное, просто невозможно. Но с малышом можно поговорить на эту тему. Однако не с каждым. Так, вдумчивому, боязливому малышу такая «профилактика» только навредит – он может испугаться, замкнуться в себе. А вот если у вас растет бесстрашный ребенок, который легко идет на контакт с незнакомыми людьми, не слушает наказов мамы или папы, то разговор о последствиях, которые могут за этим последовать, будет кстати», – говорит Ярушина.

Инфантильность или безопасность?

Психологи и педагоги в голос твердят: современные дети инфантильны. Они не могут приготовить себе завтрак, погладить рубашку, самостоятельно сделать уроки. Родители пытаются исправить ситуацию и первым делом отправляют ребенка «в свободное плавание», а именно в путь до школы и обратно. Так, убеждены взрослые, они научат детей самостоятельности.

«Это главная ошибка, которую совершают родители. Почему они должны следовать каким-то общепризнанным стандартам, идти на поводу у общественного мнения, мнения психологов, педагогов? Разве это важно для родителя, который хочет видеть своего ребенка живым и здоровым? Нет, конечно. Поэтому провожать и встречать детей из школы, кружков и секций нужно в обязательном порядке. Это касается начальных классов, но чем дольше вы будете это делать, тем лучше», – уверена Ярушина.

Она отмечает, что большинство родителей верит, что именно с их ребенком ничего плохого не произойдет. Он ведь уже тысячу раз ходил по школьному маршруту, во дворе его все знают, а вечером горят фонари – можно долго перечислять факторы, которые успокаивают совесть. А ведь у взрослых есть еще одна, очень весомая причина не встречать детей из школы – они работают. И это важно, ведь нужно платить за квартиру, покупать еду и одежду.

«Понятно, что нужно как-то выживать. Но представьте весы: на одной чаше – безопасность вашего ребенка, на другой – зарабатывание денег, фитнес, учеба и прочие «взрослые» дела. Нужны они вам будут, если с вашим ребенком что-то произойдет? Поймите, нельзя перекладывать на ребенка ответственность за собственную жизнь. Он еще не готов к этому. Он даже не может осознать, который час, не загулялся ли он на улице. В силу возраста дети даже не всегда понимают, замерзли они или нет», – объясняет Ярушина.

И еще раз напоминает: учеников начальной школы нужно встречать со школы, исключений нет и быть не может.

Потенциальная опасность

По словам инструктора школы безопасности ПСО «Лиза Алерт», профилактика – самый лучший способ защитить детей от «плохих» взрослых. Нужно регулярно говорить с ними о том, что каждый взрослый представляет потенциальную опасность.

«Учим ребенка: никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя куда-то уходить с незнакомцами, тем более садиться к ним в машину. Даже если они угощают шоколадкой или предлагают подарить десятый айфон. Также учим детей: нельзя менять маршрут, по которому они каждый день куда-то ходят, нельзя после школы заходить в магазин или провожать подругу до дома, при этом не позвонив маме и не сообщив об этом», – говорит Ярушина.

И напоминает о важном моменте: детям категорически запрещено заходить в лифт с другим человеком. С незнакомым – ясное дело. Но запрещено даже с тем, который живет в его подъезде, которого он видит каждый день, уходя в школу. Он все равно остается опасным незнакомцем. Поэтому ребенка надо научить: стоишь и ждешь пустого лифта, а на вопрос взрослого вежливо отвечаешь: «Извините, я не поеду с вами в лифте. Так сказала мама».

Хорошее воспитание

Каждый родитель учит ребенка: будь вежлив, приветлив, доброжелателен, уважай старших и помогай пожилым. К сожалению, именно хорошее воспитание порой и становится причиной несчастья. Ведь ребенок не может отказать взрослому в помощи – скажем, донести сумку до автобуса, поискать котенка в соседнем дворе, проводить до дома. Этим часто и пользуются злоумышленники.

Однако, по словам Ярушиной, вежливость – это не безусловное повиновение. Ребенок должен это знать и должен уметь говорить «нет», когда незнакомые взрослые просят его помочь.

«Объясните своим детям, что на первом месте всегда стоит их безопасность. Уступить место в автобусе, поздороваться – да, это необходимо сделать. Во всех остальных случаях мы можем помочь взрослым, но только в людном месте. Донести сумку? Только до дома – в подъезд и тем более в квартиру заходить категорически нельзя. Так и говорим: «Мама не разрешает». Пожалуйста, научите детей этой фразе, она может спасти им жизнь!» – говорит Ярушина.

Кроме того, она, как и многие специалисты, подчеркивает: очень важно научить ребенка кричать. Удивительно, но многие дети этого не умеют – потому что родители с детства «дрессируют» их, ругают: «В общественном месте кричать нельзя!», «Не кричи, не позорь меня!».

А ведь крики могут спасти жизнь ребенку в опасной ситуации. Даже если рядом никого нет, ни единой души – кричать нужно, причем громко и долго. Есть вероятность, что кто-то услышит, что-то заподозрит, вызовет полицию, придет на помощь.

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

Обучение правилам безопасности нужно начинать как можно раньше.

Некрасова ЗарянаЗаряна Некрасова педагог, автор книг о воспитании детей

Некрасова НинаНина Некрасова автор книг для родителей, воспитателей, педагогов

Каждый родитель знает: сколько бы ты не водил за ручку своего малыша, как бы старательно ни оберегал его, но рано ли поздно, а наступит время, когда ему придётся одному возвращаться домой, одному оставаться дома, без взрослых. И конечно, к этому времени каждый ребёнок должен приобрести необходимые навыки безопасности. И, как правило, приобретает. Но, увы, часто только теоретические.

Детская безопасность

Небольшой эксперимент

Спросите — и школьник, даже подготовишка вам верно и бойко ответит на вопросы «Что будешь делать, если в двери стучатся, а ты дома один. Если незнакомый тебе человек предложит прокатить тебя на машине. Угостит конфетой. Cкажет, что там, за углом, тебя ожидает мама. Разрешит погладить свою собаку, а потом предложит прогуляться и с ней поиграть. «. И вы будете пребывать в полной уверенности: «Ну, уж мой-то знает, как себя повести».

Увы, мы вас разочаруем. Между словом и делом у ребёнка большой промежуток. Он может в теории прекрасно знать, что такое опасность и как следует поступать, а на практике — не использовать свои знания. Почему? Потому что так устроена детская голова. Когда появляется что-либо интересное, новое, необычное, да и просто какой-либо соблазн, детка может легко повестись на него. Попробуйте, например, своего знакомого, голос которого ребёнок не знает, попросить позвонить вам домой, завести с сыном или дочкой беседу и постараться выведать, один ли он дома и когда вернутся родители. Выложит подчистую, а заодно, вполне вероятно, и домашний адрес свой сообщит. А ведь, верно, не раз вы говорили, что нельзя незнакомцам докладывать ни про то, что «дома нет никого», ни про то, где проживаешь.

Чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать (и даже сто раз повторить) — этого мало! Тактика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов!

Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя вести. Вот тогда ребёнок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя.

Как добиться выполнения правил?

  • Начинайте как можно раньше. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Чем и необходимо воспользоваться

Например, в очередной раз вы рассказываете малышу сказку про шустрого Колобка — и неназойливо комментируете «колобковское» поведение: «Ой-яй, Колобок, ты зачем один убежал из дома. «. Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша на том, что может случиться, если. Если ты остался один («Гуси — лебеди»), если нарушишь строгий запрет («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), если встретишься с незнакомцем и с ним поведёшь разговор («Глиняный парень»), если, поддавшись на соблазн, высунешься в окошко («Кот, петух и лиса»).

Конечно, использовать стоит не только детские сказки. Просто всегда, когда детка сталкивается (в сказке, в игре или в жизни реальной) с неожиданной/опасной для него ситуацией, делаете акцент на том, в чём же опасность и как можно её избежать.

Таким незатейливым способом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. И вот что при этом важно учитывать. Детям, особенно маленьким детям, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно — обязательно нужно! — прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и. чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?

Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра.

  • Обучайте, играя
Читайте также  Плавание детям 2 месяца видео

Так, например, те же сказки можно не только читать да рассказывать, но ещё и разыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки — и разыграли короткую сценку как, например, обманула лиса мужика. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты.

«Как Зайка неправильно дорогу переходил», «Как одна девочка села в чужую машину и она увезла её неизвестно куда», «Как в кабинке лифта большой волк чуть Киску не съел».

«По тротуару, у самого краешка, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и „цап-царап“ — Маша оказалась внутри, и её увезли. «.

Разыграли — поговорили, а потом поискали вместе выход — что надо сделать, «как правильно поступить, чтобы в беду не попасть»? («Где надо было идти кукле Маше, чтоб из машины её не могли схватить?»). И обязательно закрепляйте на практике то, во что вы играли.

Конечно, палку не следует перегибать. Нам ведь надо не перепугать ребёнка, а — насторожить, настроить на то, чтобы он сам привыкал заботиться о собственной безопасности.

  • Повторяйте и закрепляйте. Обучать малыша нетрудно. На это даже времени особенного не потребуется. Просто используйте подходящие ситуации

Например, Идёте по тротуару и спрашиваете: «Как ты думаешь, почему мы идём не у самого краешка?». Ребёнок должен сказать, что, во-первых, потому что опасно: машины проходят слишком близко, и, во-вторых, пояснить, в чём именно эта опасность для него заключается.

Ребёнок должен сызмальства уметь сказать твёрдое «нет», должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью. Многие дети стесняются или теряются, и чтобы этого не произошло, заранее тренируйтесь — вовлекайте, играя, ребёнка в активное действие. «Кто громче крикнет», «Как удрать от злодея», «Отыщи для себя помощников». Не важно, как вы назовёте подобные игры, главное — оттачивать нужные навыки, доводить их буквально до автоматизма.

  • Помогайте приобретать собственный опыт

Мы с вами знаем, чем опасен весенний лёд на пруду. А ребёнку мало узнать — ему надо в этом ещё убедиться. Подошли, взяли камень, бросили в пруд — путь ребёнок увидит, как проломится лёд, как разбегаются трещины во все стороны, как тонет брошенный камень.

Наглядно, понятно, действенно.

Обучение правилам безопасности

Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе в практическим действием любая информация крепче запоминается!

Можно сто раз повторить дошколёнку: «Не узнав, кто за дверью находится, её открывать нельзя». Но этого мало! Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. «Кто к нам пришёл?», — спрашиваете ребёнка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить «Кто там?» (и так далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещё нет, и в чём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.

Но имейте в виду: детям быстро надоедает однообразие, им становится скучно и они «отключаются». И — не усваивают информацию, которую хотим до них донести. Поэтому.

  • Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше

Например, вы проходите тему «Почему нельзя уходить со двора. Вступать в разговор с незнакомцами» или «Что делать, если кто-то ломится в дверь» или «Как по телефону вызвать пожарных, полицию». Поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходящую сценку из фильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат и повесить на видном месте, устроить соревнование, дать задание и проверить, как он выполняет его.

Обязательно проверяйте на практике — он сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!

Обучая разными способами, вы убиваете сразу двух зайцев. «Заяц» первый: ребёнку не скучно, «заяц» второй: нужные навыки в процессе повтора и тренировок доводятся до автоматизма.

  • Правила — соблюдайте!

Мы имеем в виду: когда говорите с ребёнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете.

Дети учатся путём подражания — как обезьянки, они подспудно запоминают и повторяют то, что делаем мы. Если вы, например, регулярно перебегаете вместе с ребёнком дорогу в неположенном месте? Считайте, что вы на блюдечке поднесли ему разрешения игнорировать дорожные правила. И он это будет делать, нет, не сейчас, а когда подрастёт.

Подавайте детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания. Не назидательно, а так, в подходящий момент. «Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари». Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем, случай за случаем. Вот и отложится в голове.

Порою бывают моменты, когда ребёнку что-то запрещено, а взрослому то же самое разрешается. Что делать тогда?

  • Объясняйте и побуждайте задавать вам вопросы

Вызвали лифт, открываются двери, а там — длинноногий подросток. Папа входит вместе с ребёнком. И у детки, вполне вероятно, в голове возникает вопрос: «Вот, папа спокойно едет вместе с каким-то там дядькой. «. А если не крутится — всё равно, ваше «нарушение правил» может ему запомниться. Поэтому, раз уж случается нам делать то, что не положено делать ребёнку, — объясняйте ему, почему вы поступаете именно так, а не иначе. («Я высокий и сильный, если что — я смогу с незнакомцем справиться. «).

Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия — те самые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, вы говорите так, например: «Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: во время грозы это опасно», — и объясняете, почему. «И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем незнакомое. Добежим вон до того магазина, там много людей. «

Впрочем, полезно и по-другому: не выдавать «голую» информацию, а втянуть ребёнка в беседу. Задавать вопросы — пусть думает человек. Сам процесс «думания» уже помогает запомнить нужные факты более прочно.

Ещё лучше — побуждать малыша к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.

  • Не критикуйте. Ребёнок должен вам доверять, только тогда вы сможете быть в курсе событий и в случае необходимости — вмешаться, помочь

Особенно это касается наших подросших детей — мы слишком часто их осуждаем; и они затаиваются, и правды нам не говорят. А надо бы не осуждать, а рассуждать! Анализировать ситуацию. «Хорошо. Ты прошёл по тёмному скверику. Давай подумаем, что могло бы случиться. «. И проводите примеры — примеры из жизни, из книг, из журналов, газет, из Интернета. И это уже будет не голое морализирование, а доказательное объяснение.

Дети живут в «сейчас», наша умная тактика учит их видеть причину (что правильно, а что не правильно) и задуматься о последствиях.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Можно ли научить безопасному поведению? 10 советов родителям и детям

Отвечает Лия Шарова, руководитель Школы детской безопасности «Стоп Угроза», автор книги «Стоп Угроза. Дети в безопасности»:

— Мной собрана пугающая статистика.

  • Практически все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина — всем людям, кого они уже когда-то видели. И почти все доверяют женщинам и пожилым людям.
  • Две трети детей 5-8 лет не знают наизусть номеров телефонов родителей.
  • 19 из 20 детей всех возрастов проводят вежливую тётю, помогут пожилому дяде донести до машины пакет, щенка, котёнка, сумку. При этом первоклашки готовы записать в пожилые и сорокалетних. А пожилых «надо уважать».
  • 19 из 20 детей начальной школы уверены, что без труда узнают на улице преступника. Они пойдут куда-то с любым человеком, который назовёт их по имени и представится коллегой или другом родителей, — ведь он «точно не преступник».
  • 9 из 20 детей всех возрастов постесняются громко закричать, если кто-то возьмёт их за руку и куда-то поведёт.
  • Почти все дети не знают, что делать в случаях, если кто-то заговорил с ними или удерживает; не понимают, к кому из посторонних могут обратиться за помощью и как это сделать. И, конечно, они боятся рассказывать родителям о своих проблемах: «мама запретит мне сидеть в Интернете», «папа не разрешит мне гулять одному».
  • Половина детей 6-12 лет побежит в случае опасности в подъезд, во двор, куда-то, «где можно спрятаться». Другая половина, особенно мальчики, уверены, что могут победить преступника, покусав его или пнув, или обмануть, притворившись сумасшедшим, мёртвым.

Когда появляются правила безопасности?

Учить ребёнка правилам безопасности нужно с 3-4 лет. Дошкольник должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие». Расскажите ребёнку, что только близкие (перечислите, кто именно) могут его трогать, обнимать и гладить. В этом возрасте обучать лучше во время игры, прогулки, читая сказку. Например, покажите какого-нибудь мультяшного преступника и объясните, что в реальной жизни злодеи выглядят совсем как хорошие люди, потому что очень боятся, что их поймают.

С 6-7 лет дети уже вполне готовы к более серьёзным разговорам о хороших и плохих взрослых и о том, как вести себя в опасных ситуациях.

С 8-9 лет, как только ребёнок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в Сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи с виртуальными френдами только с разрешения и после предварительного общения хотя бы по телефону родителей друзей).

С 10-12 лет можно прямо говорить о педофилии и угрозе сексуального насилия. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже если к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись. Поэтому чем раньше дать ребёнку право на агрессивную и громкую реакцию на педофила, тем лучше. В транспорте можно громко крикнуть: «Отойдите от меня немедленно! Помогите, тут извращенец!»

С 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей.

Как правильно разговаривать с ребёнком, чтобы он не пропускал родительские советы мимо ушей?

1. Спрашиваем, а не поучаем. Вместо наставлений и различных «не» лучше спросить ребёнка, например, во время прогулки, кто кажется ему подозрительным, а кто хорошим, и, услышав ответы, мягко поговорить с ним в дружеском ключе. Ребёнок должен точно знать, что ни один посторонний взрослый не должен обращаться на улице к чужому ребёнку. А если кто-то обратился, то это или преступник, или невоспитанный взрослый. И с теми и с другими не нужно быть ни вежливыми, ни послушными.

3. Покажите на своём примере, как именно нужно отвечать любому человеку. Лучший ответ для ребёнка до 12 лет: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!» или «Я не разговариваю с незнакомыми». Подростки могут сказать: «Нет, я спешу, меня ждут». Важно, чтобы ребёнок умел уверенно прерывать любой диалог, мог пройти мимо, если его окликают, не боялся показаться невежливым. Пусть ребёнок увидит всю последовательность правильных действий и повторит её весело и без ахов-охов с вашей стороны. Моделируем ситуации «один дома», «звонок по телефону», «подходит на улице человек и спрашивает», «заходишь в подъезд», «стоишь у лифта и подходит мужчина», «потерялся в торговом центре», «заблудился на улице», «потерял мобильный телефон», «кто-то идёт позади», «девушка, можно с вами познакомиться?» и т. д. И предлагаем ребёнку проиграть соответствующую роль. Потом обсуждаем, что было правильно, что нет.

Читайте также  Фрукты ребенку 7 месяцев

Объясните — в ситуации, когда преступник хватает и удерживает, нужно кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!» Эффективно резко падать на землю, пинаться, цепляться за любые предметы, разбрасывать вещи, громко кричать. В подъезде нужно кричать «Пожар!» а не «Помогите!», — это очень важный момент.

4. Заменяем слова «преступник», «подозрительный человек» на «посторонний», «чужой», «незнакомец». Абсолютное большинство детей 5-12 лет на тренингах описывают преступника как «дядьку в чёрном, угрюмо преследующего прохожих» и считают, что могут отличить преступника от «хорошего человека». Расскажите об уловках похитителей и педофилов. Часто на вопрос: «Как ты думаешь, как можно обмануть ребёнка, чтобы он пошёл с посторонним?» — дети сами придумывают несколько десятков обманных маневров. Уточните, что злодеем может быть и женщина, и пожилой человек.

5. Показываем, как обратиться за помощью, если потерялся или кто-то преследует, к кому можно подойти (женщины с детьми, служащие любого магазина, аптеки, кафе). Важно, чтобы ребёнок знал чётко всю последовательность: дать отпор — убежать в безопасное (самое людное) место — немедленно позвонить родителям, не покидая безопасного места.

6. Не реагируйте агрессивно на какую-то неожиданную или неприятную информацию. Дети врут очень часто, скрывая от родителей и опасные ситуации на улице, и какие-то проблемы в Интернете или в школе с ровесниками, потому что уверены — кроме запретов и скандалов, в ответ на их откровенность ничего не последует. Поэтому иногда лучше набраться терпения и понимания, чтобы быть в курсе личной жизни своего ребёнка.

Что поджидает детей во всемирной паутине?

8. Учим телефоны мамы, папы и доверенных лиц. Вместо или кроме придуманных паролей перечислите всех ваших близких и друзей, кому ребёнок может доверять и с кем он может, например, уйти из школы, если с вами что-то случилось.

9. Убедите ребёнка, что дорогой планшет или смартфон носить с собой не стоит. Во-первых, увлёкшийся разговором в Сети ребёнок теряет бдительность и не обратит внимание на опасность. А во-вторых, одинокий школьник с девайсом — лёгкая добыча для грабителей или наркоманов, выслеживающих по утрам подобных жертв в общественном транспорте. Схема простая: выйти вслед за ребёнком и преследовать на небольшом расстоянии, дожидаясь относительно безлюдного участка дороги. В лучшем случае грабитель просто выхватит планшет или телефон и убежит. В худшем может и ударить или оглушить ребёнка.

10. Совет — только для родителей. Установите на мобильном телефоне ребёнка систему родительского контроля. Вы сможете видеть, где находится ваш ребёнок и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том случае, если ребёнок её покидает. Плюс возможна функция тревожного вызова: если ребёнку что-то угрожает, ему достаточно нажать на кнопку, чтобы известить родителей.

Правила безопасности: учим детей, не пугая их

Правила безопасности: учим детей, не пугая их

Если правильно развивать и поддерживать у детей навыки личной безопасности, они помогут им ощущать себя защищенными при общении с большинством людей, большую часть времени. Эта статья является руководством для молодых людей по личной безопасности, уверенности в себе и защите собственных интересов.

Дети подвергаются опасности нападения, похищения и жестокого обращения даже в самых заботливых семьях, школах и сообществах. Но существуют простые и эффективные способы обучить детей защищать себя, эти способы подходят практически для любых случаев. Ведь навыки и знания – это ключ к их безопасности.

Родители, учителя и воспитатели должны знать, что дети чаще страдают от знакомых людей, чем от чужих. Поэтому дети должны знать четкие правила безопасности и для посторонних, когда никого нет рядом, и для соблюдения границ при общении с людьми, которые им знакомы.

Любой человек может оказаться растлителем – сосед, родственник, друг семьи, лидер молодежной группы, учитель, даже другой ребенок. Лучший способ защитить детей от насилия – это знать, что с ними происходит. Почаще спрашивайте своего ребенка: «Ты делишься со мной всем, что тебе интересно и о чем ты переживаешь? Помни: ты можешь мне полностью доверять», слушайте их ответы терпеливо, с большим уважением.

Дети должны понимать, что существуют важные правила безопасности для тех случаев, когда они находятся в одиночестве и не опекаемы родителями. Дети предоставлены самим себе, даже когда они отдаляются от ответственного за них взрослого всего лишь на короткое время и на небольшое расстояние. В этом случае не нужно беспокоиться. Дети просто должны знать, что им необходимо делать.

Просто рассказывать детям о правилах безопасности или показывать, что нужно делать, недостаточно. Когда мы только говорим с ними об опасности, их растущая степень информированности может повысить их уровень тревоги. Молодые люди учатся лучше с помощью активной практики. Практика детских навыков личной безопасности повышает их компетентность и уверенность в себе. Важно развивать эти навыки так, чтобы детям было не страшно, а весело и интересно.

Советы о том, как говорить с детьми о незнакомых людях

«Опасный незнакомец» – это тот термин, который лишь повышает беспокойство и при этом затрудняет мысленный поиск способов того, как помочь детям оставаться в безопасности.

Вместо этого лучше говорите о правилах безопасности при встрече с «незнакомым человеком». Вместо того чтобы рассказывать о чем-то плохом и страшном, что иногда действительно случается, лучше сосредоточьтесь на обучении и практиковании тех навыков и особенностей поведения, которые вы хотите развивать у своих детей для безопасного общения с незнакомыми людьми.

Сохраняйте спокойствие, когда вы говорите с детьми о незнакомцах. Если ваш голос звучит тревожно, эта тревога будет передаваться детям. Рассказ об «опасных незнакомцах» или страшные истории могут усилить страх и беспокойство любого человека. Вместо этого убежденно рассказывайте детям, что вы считаете абсолютное большинство людей хорошими, и что это означает, что большинство незнакомых людей тоже хорошие, но у некоторых из них есть проблемы, из-за которых они могут обижать детей.

Скажите детям, что они не должны бояться незнакомых людей, если будут следовать правилам безопасности. Если дети находятся одни, первое правило гласит, что, перед тем как заговорить с незнакомыми или малознакомыми людьми, нужно спросить разрешения у родителей. Помогите детям найти конкретные примеры людей, которых они хорошо знают, и тех, кого они не знают, чтобы ребенок смог образно смоделировать соответствующую ситуацию.

Правила безопасности для детей, когда они находятся одни

  • Большинство людей хорошие. Это означает, что и большинство незнакомых людей хорошие.
  • Незнакомец – это просто тот человек, которого я не знаю, и выглядеть он может как угодно.
  • Правила безопасности, действующие при родителях, которые обо мне заботятся, отличаются от тех, когда я нахожусь сам, без чьей-либо помощи. Когда я один, то должен в первую очередь связаться с родителями и уточнить, может ли незнакомец подходить ко мне, говорить со мной и давать мне что-либо.
  • Если я достаточно взрослый, чтобы находиться самому без родителей, безопаснее быть там, где рядом есть другие люди, которые могут помочь мне в случае необходимости.
  • Я не даю личную информацию незнакомцу или кому-то, кто заставляет меня чувствовать себя некомфортно.
  • Получать помощь от посторонних людей нормально, если со мной приключилась чрезвычайная ситуация, а рядом нет никого из знакомых.
  • Прежде чем идти куда-либо с кем-либо (с незнакомым или знакомым мне человеком), я должен спросить об этом у родителей. Я должен рассказать родителям о том, куда иду, кто будет со мной и что я буду делать.
  • У меня должен быть план обеспечения собственной безопасности и получения помощи там, куда я иду.
  • Я знаю, что правила безопасности моей семьи включают в себя то, как детям необходимо открывать дверь на звонок, разговаривать по телефону и использовать Интернет.

Для того чтобы соблюдать эти правила, дети должны практиковать следующие навыки и знать:

  • Как стоять и ходить внимательно, бдительно, спокойно, с уважением к себе и уверенностью.
  • Как отходить от незнакомца и оставаться вне досягаемости приближающегося человека.
  • Как уходить от незнакомца немедленно, даже если этот человек кажется очень приятным.
  • Как в первую очередь советоваться с родителями, даже если кто-то, кого ребенок знает и кому доверяет, говорит не делать этого.
  • Как получать помощь от занятого или неотзывчивого взрослого, если ребенок потерялся или ему стало страшно.
  • Как шуметь, убегать и добираться до безопасного места в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
  • Что делать и говорить, если незнакомец подходит к ребенку дома.

Правила безопасного поведения детей со знакомыми людьми

  • Я принадлежу сам себе: мое тело, мое время, моя душа – все это мое. Любые прикосновения для игры с целью подразнить меня или из привязанности ко мне должны быть согласованными и безопасными.
  • Кроме как в медицинских целях, никто не должен трогать мои интимные части тела (части тела, скрытые нижним бельем или купальным костюмом).
  • Никто не должен просить, чтобы я разрешил прикоснуться к моим интимным частям тела.
  • Прикосновение или другое поведение для сохранения здоровья или с целью безопасности не всегда можно согласовать, но такие прикосновения никогда нельзя скрывать от родителей.
  • Я не должен позволять другим людям контролировать свое самочувствие.
  • Все, что меня беспокоит, не должно быть тайной.
  • Если у меня есть проблемы, я должен рассказать о них взрослому, которому я доверяю, и продолжать рассказывать о них, пока мне не помогут.
  • Никогда не поздно получить помощь.

Для того чтобы соблюдать эти правила, дети должны практиковать следующие навыки:

  • Говорить «нет» при нежелательном или несоответствующем поведении, используя вежливые слова, зрительный контакт и настойчивый язык тела.
  • Стоять на своем даже тогда, когда кто-то использует подкуп, обидные слова или силу, чтобы оказывать давление на ребенка и заставить его делать то, что он не хочет.
  • Защищать себя от обидных слов.
  • Говорить слова, которые помогают избегать потенциально опасных ситуаций.
  • Привлекать внимание занятых взрослых и подробно рассказывать о ситуациях, которые вызывают замешательство и дискомфорт.

В этой статье рассматриваются лишь некоторые навыки безопасности детей.

Навыки личной безопасности могут быстро развиваться и помогают детям оставаться в безопасности в большинстве случаев общения с незнакомыми людьми и с людьми, которых они знают, особенно если родители учат детей этим навыкам и практикуют их вместе с ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: