Гуление ребенка 6 месяцев

Гуление ребенка 6 месяцев

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Все родители очень ждут момент, когда их малыш начнет агукать и гулить.

Статья:

Свершилось чудо – у вас родился ребенок. Следовательно, у вас появилось множество забот, переживаний и счастья от его успехов. В данной статье мы изучим с вами вопрос: «Во сколько месяцев малыш начинает агукать?». Конечно долгожданное слово «мама», еще очень далеко, однако первые звуки, которые начинает издавать ваше чадо, можно услышать уже очень скоро. Все родители очень ждут момент, когда их малыш начнет агукать и гулить.

  • Первые звуки малыша
  • Учимся агукать
  • Малышу месяц, а он все еще молчит
  • Чем агуканье отличается от гуления
  • Развитие речи малыша до полугода
  • Вывод

Первые звуки малыша

Первые звуки или когда малыш начинает агукать? Отметим, что примерно пять первых недель от грудничка можно услышать исключительно плач или кряхтение. И только ко второму месяцу своей жизни детки могут начать издавать самые первые звуки. Обычно первыми издаваемыми звуками становятся несложные по произношению гласные: а, у, о, е. В момент произношения этих гласных, родители и слышат долгожданное «агу».

Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.

Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.

Учимся агукать

Агуканье – довольно значимый процесс в дальнейшем формировании речи. Специально научить малыша гулить, совершенно невозможно. Но некоторые действия со стороны родителей, обязательно помогут ребеночку быстрее начать общаться с миром, который его окружает.

Итак, во сколько месяцев малыш начинает агукать, мы практически разобрались. Поэтому теперь, следует выделить некие моменты, которые способны ускорить данный процесс. Что стоит предпринимать родителям:

  • В первую очередь, родителям нужно как можно больше общаться с малышом. Любое свое действие, вам необходимо сопроводить объяснением, то есть рассказать малышу, что вы делаете именно в этот момент. Общаться с малышом нужно во время смены подгузника, купания, пеленания и т.д. То есть общение должно происходить во время бодрствования малыша. Разговор взрослого с малышом, должен происходить на спокойных тонах, речь должна быть ласковой. Ни в коем случае нельзя приметь в разговоре резкие всплески руками или повышенный тон, в этом случае, вы можете испугать свое чадо;
  • Обратите внимание на то, что вам нужно повторять за ребенком все его издаваемые звуки, а также дополнять их новыми, но несложными. Детки начинают стараться повторять произнесенное. Диалог «агу», должен происходить с малышом и родителями в сопровождении с улыбкой, тогда и малыш начинает агукать и улыбаться;
  • Во время разговора необходимо массировать легкими и нежными движениями ручки малыша. Именно на руках у ребеночка располагаются точки, которые связанны с участками мозга, которые отвечают за развитие речи. Также данные манипуляции способны развить у крохи мелкую моторику.

При общении с новорожденным нельзя коверкать слова, так как они не будут слышать правильного произношения, что в свою очередь может навредить дальнейшему развитию речи. Старайтесь как можно чаще читать малышу небольшие стишки, народные шутки и т.д. Такие действия будут способствовать активному развитию.

Малышу месяц, а он все еще молчит

Не следует волноваться, если новорожденный не агукает к концу первого месяца, ведь они не механические приспособления, в которых задан темп развития. То есть каждый малыш развивается так, как ему необходимо. Во сколько месяцев малыш начинает агукать – вопрос очень индивидуальный. Один ребеночек уже в три недели начинает стараться произносить «агу», а другой до сих пор молчит, однако приятными звуками он начнет радовать окружающих немного позже. Молчание может быть связанно с тем, что ребеночек и по природе будет молчуном.

Бывают и такие случаи, что малыш начал агукать довольно рано, однако потом резко замолчал. Не стоит накручивать себя и переживать, так как малыш просто начинает период подготовки к следующей порции речевых навыков. Через определенный промежуток времени агуканье вернется, но в сопровождении смеха, пищания и визжания. Бывает и такое, что резкое молчание, может быть вызвано рядом неких факторов, например, из-за перенесенного стресса или плохого самочувствия.

Если ваш ребеночек молчит продолжительное время, стоит обратиться за помощью к педиатру. Начинать переживать стоит начать после восьми месяцев. Возможно, у малыша развились какие-либо проблемы с неврологией или со слуховым аппаратом. Педиатр должен направить малыша к узкому специалисту, например, к неврологу или отоларингологу, чтобы установить причины задержки развития речи и их лечения.

Чем агуканье отличается от гуления

Когда малыши начинают агукать и гулить, родители испытывают массу радостных ощущений. Агуканье – это звучание гласных звуков из уст ребенка, а гуление – речевая форма, которая является более сложной.

В звуках начинают появляться согласные, например: г, к, х в сочетании с гласными. Тогда в ы можете услышать: агу, кы, кхы, гу. Этап гуления способен продлиться до четырех или пяти месяцев. Иногда данные звуки возникают у малыша в спонтанном порядке, например, при изучении игрушки. Однако постепенно малыш начнет использовать гуление и агуканье в ответ на общение или же улыбку родного человека.

В период, когда малыш начинает общаться, родители должны понимать, что это довольно важный этап в своевременном и правильном развитии ребенка. Самым пиком гуления принято считать три месяца. Это именно тот возраст, когда у вас под рукой должны находиться камера и фотоаппарат, чтобы у вас постоянно была возможность снять своеобразные песни малыша. Очень часто новорожденные начинают гулить под некоторые песни, получается так, как будто малыш подпевает.

Развитие речи малыша до полугода

В каком возрасте малыш начинает агукать, мы с вами уже изучили, однако теперь стоит обратить внимание на то, какая должна быть помощь от родителей:

  • Постоянно общайтесь с ребеночком. Старайтесь ему донести все то, что вы делаете. Речь должна быть максимально спокойной, ласковой и четкой. Ни в коем случае, не повышайте голос на новорожденного.
  • В своих рассказах следует показывать свои эмоции, жесты и мимику. Но не делайте никаких резких движений, дабы не напугать кроху. Ребеночек начнет с радостью повторять за взрослыми движения губ, слова и звука. Запомните, что малыши наблюдают за всеми вашими движениями.
  • Для обучающих занятий, подготовьте карточки с красочными картинками. Объясняйте ребеночку, что на них изображено.
  • Повторяйте звуки, которые использует малыш, а также добавляйте к ним новые.
  • Включайте ребеночку музыку и звуки, которые произносят животные.

До полугода малыш научится осознанно улыбаться и агукать, данные навыки у ребенка развиваются благодаря занятим с родителями. Уделяйте малышу как можно больше внимания.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели с вами вопрос: «Во сколько месяцев малыш начинает агукать?». Мы постарались донести до вас всю важность периода развития до полугода, а также предоставили вам подсказки, которые помогут малышу развиваться на должном уровне. Родителям обязательно нужно запомнить период, когда малыш начал агукать и улыбаться, ведь вы получите массу положительных эмоций.

Гуление ребенка 6 месяцев

Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное
Учреждение Здравоохранения
«Детская городская поликлиника №8»

191123 г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 73.

(справочная информация, запись на прием к врачу, информация о вызове врача на дом)

ВНИМАНИЕ! Для вызова врача на дом необходимо обратиться в

В соответствии с Регламентом взаимодействия «Службы 122» с медицинскими организациями, утвержденным Комитетом по здравоохранению СПб и Комитетом по информатизации и связи, медицинская организация организует обслуживание вызовов, поступивших в будние дни до 14:00, в выходные и праздничные дни до 12:00, в день обращения. Вызовы врача на дом, поступившие позже, обслуживаются на следующий день.

Отделение скорой медицинской помощи (ОСМП) — СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 39», ул. Малая Конюшенная, д. 2, телефон: 314-37-43 (круглосуточно).

Режим работы учреждения:
Понедельник – Пятница: с 08.00 до 20.00.
Выходные, праздничные дни: с 09.00 до 15.00.

Правильно ли развивается наш ребенок?

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть не осмыслено, пока идет созревание его центральной нервной системы. Процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Читайте также  Компресс воспалении лимфоузлов ребенка

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть, кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает, когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Конечно, приведенный выше календарь психомоторного развития ребенка до года усреднен, показатели разных детей могут отличаться. При этом каждый малыш с удовольствием познает мир вокруг себя. Каждая новая форма, цвет, фактура, звук или человек обеспечивают им возможность приятной познавательной активности.

Задержка речевого развития у детей

В настоящее время количество детей с недостатками речевого развития растет. По статистике каждый пятый ребенок нуждается в сопровождении логопеда.

С чем же это связано? К нарушениям речи могут привести самые разнообразные причины, как внутренние (болезни мама, генетические нарушения и т.д.), так и внешние (факторы среды), которых известно более 400 видов. Они могут действовать внутриутробно, в течение родов и до достижения ребенком трех лет, так как в это время идет активное развитие нервной системы, в частности речи.

Есть такой анекдот: мама задает вопрос педиатру: «Моему малышу три месяца, когда его надо начинать воспитывать?» – «Вы опоздали ровно на три месяца!” — ответил врач. Так и речь наших детей воспитывается с момента рождения, и развивается она одинаково независимо от пола. Исследование Института коррекционной педагогики Российской Академии Наук показывает, что девочки чаще начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 месяцев, мальчики — после 1 года 10 месяцев, но это не означает, что мальчики начинают говорить позже.

Сегодня этапы речевого развития определены достаточно точно. Давайте их рассмотрим.

1) Первая голосовая реакция малыша – это крик. Он «включает» работу речевого аппарата. В последующем крик изменяется: начинает принимать разные интонации, это говорит о том, что функция общения начала развиваться.

2) В норме в 2-3 месяца появляется гуление – это произнесение серии тянущихся гласных звуков (А, У, Ы) в сочетании с согласными (Г, К, М). Интересный факт: учеными доказано, что гуление всех детей народов мира практически одинаково. К шести месяцам звуки детей становятся похожи на звуки родного языка.

3) Позже в 6-7 месяцев гуление “перерастает” в лепет – это пары звуков, похожие на слоги (МА, ТА, ПА, БА и т.п.), с помощью них ребенок говорит о своих потребностях. После 8-ми месяцев звуки ненужные в родном языке исчезают и закрепляются новые, которые похожие на родной язык.

4) Конец первого года жизни знаменуется появлением первых слов.

5) Общение при помощи фразы появляется обычно в возрасте от полутора — до двух лет. Предложение состоит из двух-трех слов, которые выражают желания (“папа, дай”, “баба, иди”), передают переживания малыша («мама, самолет!», «вот киса»).

Читайте также  У ребенка сахар в крови показало 3ммоль

6) В три года ребенок превращается в “болтуна”. В этот период значительно увеличивается словарный запас, развивается способность к словотворчеству, т.е. придумыванию новых слов. После трех лет ребенок активно овладевает звукопроизношением, у него интенсивно развивается фонематический слух — это способность различать звуки речи.

7) После четырех лет предложения детей становятся длиннее, а овладение нормальным звукопроизношением в норме завершается к четырем-пяти годам жизни.

При отклонении от указанных возрастных норм требуется консультация специалистов: невролога, логопеда и психолога. Только они могут сказать, есть ли у вашего ребенка задержка в развитии речи, а в случае необходимости, дадут рекомендации по коррекции и профилактике. Детям до трех лет могут поставить диагноз задержка речевого развития (ЗРР). После этого возраста говорят о нарушении развития речи (например, общем недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и т.п.), а не ее задержке. При наличии отставания в речевом развитии нужно начать коррекционную работу со специалистами как можно раньше.

Давайте рассмотрим, какие бывают виды задержки речевого развития.

Задержка речевого развития может быть обусловлена индивидуальными особенностями, а в отдельных случаях является следствием других нарушений, например, нарушений слуха, интеллектуальных нарушений, расстройствах аутистического спектра.

1) Задержка речевого развития при нарушениях слуха. Овладение языком напрямую связано с физическим слухом, его снижение или отсутствие приводит к особенностям развития речи. Ребенок с отсутствием или снижением слуха не воспринимает речь, его крик и гуление без интонаций, монотонны. Гуление не перерастает в лепет, и что самое печальное, у детей иногда не возникает потребности в общении. Уже на первом году жизни развитие речи такого ребенка задерживается, а степень речевой задержки зависит от тяжести нарушений слуха. Без специального обучения у деток с нарушенным слухом полноценная речь не формируется.

2) Задержка речевого развития при интеллектуальных нарушениях. Развитие речи взаимосвязано и с развитием интеллекта. Нарушение в развитии речи ведет к задержке развития мышления и наоборот. Так у детей с интеллектуальным нарушениями присутствует и задержка речевого развития вторичного характера. При сочетании задержки двух сфер: речевой и интеллектуальной, говорят о задержке психоречевого развития (ЗПРР). При рождении такие дети могут ничем особенным не выделяться, однако, гуление и лепет, первые слова и фразы появляются чаще всего в более поздние сроки. В последующем речь характеризуется бедным словарным запасом, аграмматизмами, трудностями в построении самостоятельного высказывания и множественными нарушениями звукопроизношения.

3) Задержка речевого развития при расстройствах аутистического спектра. В последнее время увеличивается число детей с аутизмом, у таких ребят нарушено взаимодействие с окружающим миром. В этом случае тоже возникает задержка речевого развития, которая является следствием этих расстройств. Бывает, что ребенок развивается практически также, как его сверстники (и в речевом плане тоже), но примерно к трем годам речь значительно меняется, в некоторых случаях даже утрачивается, функция общения не развивается. Уровень речевого развития зависит от степени аутизма: от полного отказа говорить до единичных грамматических ошибок. Частыми для всех являются следующие особенности: эхолалии, т.е. непроизвольное повторение слов (например, на вопрос: «Хочешь пить?», может несколько раз повторить эту фразу), вместо слова «я» такие дети называют себя «он/она» или по имени (например, она хотеть гулять; можно он играть), не называют близких людей «мама», «папа».

4) Задержка речевого развития при алалии. Задержка речевого развития как речевой диагноз ставится при алалии (о ней мы можем говорить только после трех лет). Алалия – это недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения речевых зон в головном мозге. Выделяют две формы: сенсорную и моторную. При сенсорной алалии дети могут иметь относительно сохранную произносительную сторону речи, но не смогут понять обращенную к ним речь. Иногда таких детей принимают за детей с нарушениями слуха или с интеллектуальной недостаточностью, поэтому очень важно отграничить эти состояния. При моторной алалии дети понимают обращенную речь, но испытывают трудности в оформлении самостоятельного высказывания: упрощают слова и предложения, искажают и пропускают звуки, часто используют жесты. У таких ребят нарушена звуко-слоговая структура слова: вместо кошка – «ка», вместо «собака» тоже может быть «как»; к трем годам отсутствует фраза, например вместо «машина едет» просто «би-би», «хочу попить молоко» — «пи ако» и т.д. При любой из форм алалии развитие речи будет проходить с задержкой.

5) Темповая задержка речевого развития. Этот вариант задержки речевого развития обусловлен особенностями развития организма и окружения. Если малыш часто болеет или взрослые уделяют ему мало внимания, то потребность в общении остается, ребенок эмоционален, при беседе смотрит в глаза и пытается что-то сказать жестами, показом. В возрасте трех лет у таких малышей могут отсутствовать простые предложения (баба пить, мама дай), а количество слов ограничено. Однако при улучшении состояния здоровья или при положительных изменениях в жизни ребенка, мы видим очень быстрые улучшения. Некоторые дети могут начать говорить неожиданно и сразу фразами. Другим требуется специальные условия, но в любом случае они в короткий срок догоняют своих сверстников.

В каждом из этих случаев задержки речи рекомендуется работа со специалистами по коррекции нарушений. Невролог поможет подобрать медикаментозное лечение, в том случае, если оно необходимо, для нормализации нервной системы. Психолог будет заниматься развитием высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Логопед будет исправлять речь. Работа специалистов должна быть совместная, потому что задержка или нарушение развития одной из сфер психики обязательно ведет к нарушению другой.

В моей практике была девочка, 5 лет, диагноз – задержка психоречевого развития. Девочка посещала специальный детский сад для детей с интеллектуальными нарушениями. На момент обследования в повседневной речи не использовала фразу, употребляла лишь отдельные слова, словарный запас бедный. На вопросы не отвечала, самостоятельное высказывание отсутствовало. Она посещала занятия 2 раза в неделю в течение учебного года. За это время вместе с родителями создали ситуацию для развития потребности в общении, несколько расширили словарь существительных (научились называть животных), глаголов (их действия), начали изучать прилагательные (их признаки). На занятиях девочка научилась самостоятельно строить предложения из 3-5 слов. В обыденной речи появились зачатки фразы. Параллельно на занятиях работали над развитием внимания, памяти и мышления.

Как мы видим, причины, по которым ребенок «не говорит», могут быть самыми разнообразными, поэтому ни в коем случае не надо ждать, пока малыш «к школе разговорится», а вовремя обратиться за консультацией к специалистам (логопед, дефектолог, невролог).

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Гуление ребенка 6 месяцев

Профессор, доктор медицинских наук Шалимов В.Ф.

Речь – одна из основных высших корковых (психических) функций человека. Её нарушения являются объектом изучения различных наук: медицины, психологии, педагогики, нейролингвистики и других. Научными исследованиями доказано, что детское развитие, в т.ч. речи нелинейно и неравномерно, отдельные генетические различные линия развития имеют свой темп и ритм, свои оптимальные периоды, которые не совпадают с другими линиями развития во времени — это базовый закон развития ребенка. Буквальное понимание этого закона без учета этапов возрастного развития как у родителей, так у некоторых непрофильных специалистов, занимающихся проблемами психического развития, приводит к позднему обращению к тем специалистам, которые имеют необходимые знания и умения по оказанию специализированной помощи.

В последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло. В младенческом возрасте (от рождения до года) важно, чтобы, прежде всего, установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития. Первой речевой продукцией ребенка является крик, затем появляются не дифференцированные аморфные звуки и голосовые реакции, которые называют гулением . На 3 – 4 месяце характер гуления изменяется, оно становится более продолжительным и приобретает различные интонации. Согласные звуки соединятся с гласными, и к 4-5 месяцам у ребенка появляется ранний лепет. К 6-7 месяцам у ребенка появляется поздний лепет, который состоит из цепочки слогов.

Параллельно с формированием гуления и лепета идет развитие понимания речи. Развитие понимание речи начинается до того как ребенок овладевает активной речью. Уже в конце второй недели ребенок перестает плакать и реагирует на голос матери, а с 4 недели на него успокаивающе действует колыбельная. В возрасте 5 месяцев нормально развивающейся ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и подражает им, пытается повторить. И в 6 месяцев ребенок начинает лепетать.

К 1 году дети в норме начинают говорить отдельные слова. В зависимости от индивидуальных особенностей развития речи ребенок может говорить от нескольких слов (4-5) до одного десятка. С появлением первых слов заканчивается подготовительный этап развития речи, и начинается активный этап становления активной речи.

Речь ребенка в это время носит ситуативный характер, и понять ее можно только в определенной ситуации. На этом этапе отдельные слова ребенка соответствуют предложению с различным смысловым значением. Употребление сопровождается жестами и мимикой. В этом возрасте допускается фонетическое и структурное искажение слов, часто употребляются только корни слов. С ростом словарного запаса фонетико-структурные трудности становятся более заметными, но параллельно у ребенка развивается и появляется контроль за своей речью и речью окружающих, что приводит к бурному речевому развитию (геометрической прогрессии). Считается, что словарный запас у ребенка 1,5 года должен составлять от 50 до 100 слов.

Систематизировать слова в предложения ребенок начинает на 2 году жизни. Поэтому второй год жизни является решающим в развитие речи ребенка. В этот период совершенствуется понимание речи ребенком и появляется самостоятельная речь. В основном это связано с общением ребенка со взрослыми и включением в практическую деятельность по освоению предметов его окружающих. Благодаря этому развивается понимание речи.

Этап развития понимания речи является важным для ребенка, т.к. если дети своевременно не овладеют пониманием речи, то в дальнейшем наблюдается серьезное отставание в развитии их речи, психическом развитии в целом.

К двум годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако лишь на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится ведущей.

Читайте также  Можно фасоль грудном вскармливании

Темп развития речи в преддошкольном возрасте является очень высоким. Так. если к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов. Вместе с тем, артикуляция звуков остается еще далеко несовершенной: многие звуки опускаются или замещаются близкими по артикуляции или звучанию.

Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3-4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. Источник: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. «Если ваш ребенок отстает в развитии». Москва. Медицина . -1993. С 25.

Таким образом, к 3 годам у ребенка будет достаточно хорошо развитая речь, если с первых дней его жизни в семье создаются необходимые условия, и ребенок имеет нормальное психическое и физическое развитие. Специалисты (педагоги, психологи и врачи) часто советуют обращаться к логопедам в том случае, если нарушения речи сохраняются до 5 лет. Но это мнение является ошибочным.

Нарушения речевого развития могут быть обусловлены следующими речевыми механизмами

На этапе понимания речи и её осмысления;

На этапе формирования произносительной речи, вследствие пареза или паралича черепно-мозговых нервов или их ядер;

На этапе формирования речевого высказывания вследствие нарушения управления программой движений или деятельности моторных отделов речевых центров;

На этапе формирования коммуникативных функции речи, вследствие поражения центров торможения и возбуждения ЦНС.

О содержании вокализаций детей младенческого и раннего возраста

Вопросом изучения вокализаций детей младенческого возраста занимались многие исследователи из различных областей науки. Вокализации рассматривались с точки зрения фонетики, психологии, лингвистики, психофизиологии, психолингвистики, семиотики и т.д.

В период с октября 2006 года по февраль 2013 года нами проводился эксперимент, который был направлен на изучение вокализаций в младенческом и раннем возрасте.

В лонгитюдном исследовании принимали участие 64 ребенка в возрасте от 2-х месяцев. Часовая съемка проводилась раз в три месяца.

Подсчитывались и анализировались все вокализации, произнесенные ребенком в течение одного часа съемки, определялись их функции.

На сегодняшний день существуют разные подходы к выделению функций вокализаций. Так Т.В. Базжина, с точки зрения фонетического подхода, выделяет две функции крика, как первого проявления вокализации: служебно-физиологическую и условно-коммутативную (информативную). В рамках модели речеязыкового механизма выделяются такие функции, как символизации, репрезентации, экспрессии. При этом экспрессивная функция рассматривается в качестве основной и проявляется в виде интенций — намерений выделения во внешний план скрытых психических содержаний (Т.Н. Ушакова, С.С. Белова).

В зарубежной литературе наиболее разработана классификация М.Э. К.Хэллидея, включающая такие функции вокализаций как, инструментальная, информативная, регуляторная, взаимодействия, личностная, эвристическая, воображения. На этой основе была создана периодизация развития функций вокализаций в дословесном периоде (Е.И. Исенина). Данная классификация была взята нами за основу при проведении эксперимента по изучению вокализаций детей младенческого и раннего возраста.

Однако, при анализе вокализаций по функциям, выделенным М.Э. К.Хэллидем, мы столкнулись с рядом трудностей:

-трудно различимы некоторые функции вокализаций в более раннем возрасте детей, такие как, регуляторная и взаимодействия, а также личностная и взаимодействия. После полугода близкими оказываются функции инструментальная, регуляторная, информативная и др.

-классификация М.Э. К.Хэллидея, рассмотренная Е.И. Исениной, не подразумевает анализ содержания некоммуникативных вокализаций и имитационных вокализаций (коммуникативных);

-классификация М.Э. К.Хэллидея учитывает только эмоционально положительные вокализации. В ходе исследования нами было выявлено, что вокализации детей могут быть как положительно, так и отрицательно эмоционально окрашены.

С учетом этого, нами были выделены такие параметры как, направленность (коммуникативные и некоммуникативные) и эмоциональная окраска вокализаций (положительные и отрицательные), — и проведен анализ их функций.

Анализ функций вокализаций был проведен с учетом периодов предречевого развития, которые совпали с периодизацией психического развития (младенчество), предложенной Л.С. Выготским.

Рассмотрим данные периоды.

1 период: 0 — 2/2,5 месяца.

Наблюдались вокализации эмоционально отрицательной окраски, проявлявшиеся в виде крика и направленные на удовлетворение физиологических потребностей (еда, сон и т.д.). Возникновение первых реакций социального характера в виде улыбки (у детей старше 1 месяца) способствует развитие личностной функции вокализаций.

2 период: 2,5 месяца — 5/6 месяцев.

Положительные вокализации проявлялись в виде призыва, обращения на себя внимания или как показатель комфортного состояния (личностная и регуляторная функции). Отрицательно окрашенные вокализации проявлялись в виде хныканья, плача и вскрикивания, в дальнейшем, переходивших в крик при неудовлетворении желания ребенка (личностная и регуляторная функции). Отрицательные вокализации практически всегда являлись инициативными, исключение составляли случаи ответной реакции малыша на действие/бездействие взрослого.

Некоммуникативные вокализации проявляются либо в ситуациях резкого дискомфорта (являются отрицательно эмоционально окрашенными), либо во время периодов гуления и гукания, когда вокализации не направлены на близкого взрослого (положительно эмоционально окрашены).

3 период:6 месяцев — 9/10 месяцев.

Уменьшается количество отрицательно окрашенных вокализаций. Теперь они проявляются в ситуации обиды, просьбы пожалеть себя, в ситуации реакции на слово в значении запрета (личностная, регуляторная функции). Положительно окрашенные вокализации использовались ребенком в ситуациях требования предмета, показа какого-либо действия с предметом и т.д. (регуляторная функция).

4 период: 9/10 месяцев — 1г.2м./1г.3м.

С 10–11 месяцев появляются вокализации «э-а»-образные звуки с вопросительной или требовательной интонацией назвать предмет (регуляторная и информативная). Отрицательно окрашенные вокализации в виде крика являлись протестными на действия, предложения и требования взрослого (личностная и регуляторная функции).

Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили роль социальной среды в формировании вокализаций (как положительно, так и отрицательно окрашенных вокализаций, как коммуникативно, так и некоммуникативно направленных). При этом можно говорить, что изменение социальной среды способствует развитию не только вокализаций, но личностного аспекта психического развития ребенка.

Нормы Речевого Развития

Доречевой этап. Уже с первых месяцев жизни (1-2 месяц) младенец проявляет интерес к речи окружающих. Ребенок может успокаиваться, перестать плакать и двигаться или, наоборот, оживляться, когда слышит голос мамы или ласковую речь, начинает поворачивать голову в сторону говорящего рядом, может отвечать улыбкой.

1–3 месяц – гуканье и формирование гуления, с преобладанием гласных звуков («а», «у», «и» и т.п.) и простых реакций на речь.
3–6 месяц – активное гуление с разнообразием звуков, интонаций и продолжительности, с постепенным переходом к лепету. Появляется смех в ответ на действия взрослого.
6–9 месяц – активный лепет, усложнение и расширение объема произносимых звуков с возможностью к регуляции громкости и тембра, в зависимости от ситуации и состояния. С помощью голоса, ребенок начинает реагировать на обращенную речь взрослого или использовать его, чтобы подозвать маму. Появляется ситуационное понимание интонации обращенной речи и первые слоги («ма», «ня», «дя», «ба»), которые к 9-му месяцу ребенок может активно повторять («ма-ма», «ба-ба», «па-па», «да-да», «ня-ня»), отмечаются элементы звукоподражания.
9–12 месяц – появление лепетных слов, а затем односложных слов. Формируется способность с помощью голоса передавать эмоции, понимать и выполнять простые задания: «на», «дай», «поцелуй маму».

К концу 1-го и в начале 2-го года жизни дети произносят первые слова. Важно, что в норме, появлению первых слов предшествует развитие понимания речи. Поэтому в период от 1 до 2 лет важным показателем гармоничного развивается речи, скорее считают не количество произносимых слов, а объем понимания обращенной речи (то есть число слов, которые понимает ребенок, превышает число слов, которые он произносит).

1-2 год жизни. Слова и звукосочетания приобретают коммуникативные функции, становятся средством взаимодействия с окружающими. Запас слов, произносимых ребенком (активный словарь) заметно расширяется и нарастает до 200–300 слов к концу 2-го года жизни.

2-3 год жизни. Появляются простые фразы из двух, а затем предложения из трех слов, в которых могут присутствовать прилагательные, местоимения и предлоги. Концу 2-го года формируются предложения из большего числа слов, а активный словарь заметно нарастает до 800–1000 слов. В 3 года трудности звукопроизношения могут сохраняться, однако речь уже достаточно понятна не только близким, но и окружающим.

Гастроэнтеролог, эндокринолог3-4 год жизни. Фразы становятся еще длиннее, усложняется их смысловая нагрузка. Ребенок в основной массе правильно применяет грамматические формы слов по родам, временам, числам, падежам. Могут сохраняться неточности в произношении сложных и незнакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков. Ребенок задает много вопросов. Ближе к 4 годам предложения становятся развернутыми, с использованием практически всех частей речи. Запас слов нарастает до 2000. Ребенок способен группировать предметы (одежда, посуда, мебель, животные и др.).

В 4 и 5 лет. Высказывания приобретают форму короткого рассказа. В речи появляются сложносочиненные, например: «мы пошли гулять, и появилось солнце» и сложноподчиненные, например: «я не ел кашу, потому что она невкусная» предложения. Правильно отвечает на вопросы по сюжету сказки или рассказа, может пересказать сказку (но не всегда точно), по картинке составить рассказ из нескольких предложений. Называет предметы, их качества и признаки (большой, сильный, длинный, веселый). Использует для описания не только основные цвета, но и оттенки цветов (голубой, фиолетовый, розовый, оранжевый). Часто речь имеет яркий и эмоциональный характер. У ребенка наблюдается желание рассказать о важных для него событиях, поделиться увиденным и услышанным. Запас слов продолжает расширяться. Однако, в этом возрасте речь оценивают преимущественно не по словарному запасу, а по умению отвечать на вопросы и выстраиванию логических цепочек. Неправильность произношения слов отмечается все реже и реже.

В 6 и 7 лет (дошкольный период). Ребенок полноценно использует речь, как средство коммуникации с окружающими, имеет большой словарный запас, использует сложные предложения, развернуто отвечает на вопросы. Речь связная, логичная, последовательная, имеет хороший грамматический строй, используются слова с суффиксами и приставками. В речи могут встречаться ошибки, но редко. Произношение звуков правильное. В этом возрасте ребенок может объяснить значение знакомого слова, логично и последовательно выражает свои желания, переживания и мысли. Умеет составить пересказ из 40–50 предложений. Выделяет главное в рассказе логично, с правильной последовательностью событий и времён. Может сравнить объекты, например, самолет и птицу, с выделением их общих и отличительных признаков; определить на картинке нелогичность расположения предметов. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: