Годовалый ребенок очень капризный

Невроз у детей: 13 главных симптомов

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Невроз у детей симптомы и лечение — рекомендации психолога Елены Лагуновой на medalvian.ru

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Кризис одного года — упрямство и капризы?

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" — с рождения до одного года, "раннее детство" — от года до трех, и "дошкольное детство" — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Кризис 1 года: инструкция для родителей

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Читайте также  Стихи 9 месяцев малышу

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Годовалый ребенок очень капризный

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Не сосчитать тех нервных клеток, которые теряют родители в бесконечных попытках угодить капризному ребенку.

Статья:

Не сосчитать тех нервных клеток, которые теряют родители в бесконечных попытках угодить капризному ребенку. И надутые губы малыша вкупе с обещанием «больше никогда не дружить с мамой и папой» — самая меньшая из зол. Еще бывают горькие слезы, громкие истерики с топаньем ногами, постоянные «не хочу» и «не буду». Настоящие драмы. Разберемся, как сладить с капризным ребенком.

По мнению психологов, склонность к капризам у детей связана с их возрастными и психофизическими особенностями. И чем младше ребенок, тем ярче она проявляется. Психиатр Паула Левайн из Медицинского центра в Майами говорит, что перепады настроения в большинстве случаев — нормальная часть взросления ребенка. Важно не принимать слезы и истерики — даже если они происходят чаще, чем хотелось бы — за плохое поведение, манипуляции и эмоциональный шантаж.

В целом, для каждого возраста свои капризы. И подходы к их «ликвидации» тоже разные.

Дети до года

Грудничок пока точно не умеет капризничать в целях манипулирования. Да, зачастую он плачет, чтобы привлечь мамино внимание, но это продиктовано естественным страхом остаться одному. Но никак не эмоциональным шантажом, этими «навыками» ребенок овладеет позже.

Младенцы капризничают и психуют, потому что устали, хотят есть, заболели, заскучали или у них режутся зубы. Причин масса.

В возрасте до года малыши в силу недостаточно развитой нервной системы и банального неумения говорить не могут по-другому выражать свои эмоции. Отсюда и капризы.

Главная задача родителей — успокоиться самим и успокоить капризного малыша. Но не помешает уже сейчас учиться правильно реагировать на слезы ребенка, иначе проблем с истериками в дальнейшем будет гораздо больше.

Дети 1-2 лет

Кажется, что еще вчера ребенок был милым ангелочком, а сегодня он стал плаксивым и капризным. Здравствуй, кризис одного года. Зачастую именно с этим связаны перемены в поведении малыша.

Это первый возрастной кризис ребенка, с которым сталкиваются родители. Начинается примерно в год-полтора, а заканчивается к 2 годам. Психологи характеризуют этот период как начало становления собственного «Я».

Малыш мало-помалу начинает осознавать себя автономной личностью. У него зарождается целеполагание, когда «я хочу» перерастает в «надо добиться». Любым способом — иногда криками и истериками. Ребенок активно познает мир — когда ему по той или иной причине запрещают это делать, капризы становятся способом добиться желаемого. И да, малыш учится манипулировать родителями. Наблюдает за их реакцией на разные свои действия, прощупывает границы дозволенного. Важно не упустить момент, когда «настоящие» капризы перерастут в способ эмоционального шантажа.

Но не забываем, что и сейчас ребенок может капризничать и психовать по совершенно «банальным» причинам — переутомился или заболел.

Дети 3-4 лет

Капризы ребенка в этом возрасте — вполне нормальная реакция на обиду или стресс. Он пока не может «правильно» справляться с эмоциональными нагрузками.

И как раз сейчас ребенок вступает в очередной возрастной кризис, который начинается в 2,5 года и заканчивается к 4 годам. Сложный период и для самого малыша, и для его родителей. Психологи еще называют его кризисом негативизма. Ребенка будто подменили. Он капризный, плаксивый, раздражительный, на все отвечает «нет».

Психологи говорят, что это следствие становления собственного «Я» у малыша. Бессознательно он пытается отделиться от мамы и папы, доказать им, что сам все может. Вот откуда настоящие бунты против правил, установленных родителями, — крики, истерики, слезные капризы. Ребенок пока не может по-другому доказать свою самостоятельность и отстоять мнение, он психует и орет. А некоторые огрехи в воспитании только усугубляют ситуацию — например, излишняя строгость родителей.

Ребенок 3-4 лет уже достаточно хорошо понимает, что такое «хорошо» и плохо», «нельзя» и «можно». Малыш вполне способен на хитрые манипуляции, оттого и капризный частенько. Он успел понять, что громкие истерики в супермаркете обычно помогают «выпрашивать» игрушки, а слезы на детской площадке непременно продлят время прогулки.

Капризный ребенок в возрасте в 3-4 года — сигнал для родителей, призыв пересмотреть свои подходы к воспитанию. С чего все началось? В какие моменты ребенок становится невыносимо капризным?

Уйдет первопричина, прекратится и «неправильное» поведение.

Дети 5-7 лет

Капризы у детей в этом возрасте даже капризами сложно назвать. Скорее, это устоявшаяся норма поведения, привычка добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. Манипуляции в чистом виде. Скорее всего, родителями упущен тот самый важный момент, когда еще можно было изменить свою реакцию на протесты малыша.

Поведение ребенка меняет и школа. Ему сложно перестроиться на новый режим после детского сада. Отсюда слезливость и порой неадекватная реакция на происходящее вокруг, нежелание ходить в школу, неважное поведение на занятиях. Проблемы усугубляются плохой социализацией и неуверенностью в себе. Ругать и «учить жизни» капризного ребенка бессмысленно. Важно помочь ему преодолеть очередной возрастной кризис. Когда ребенок адаптируется к школе, уйдут и проблемы с частыми капризами.

«Профилактика» детских капризов: 3 важных рекомендации

Гораздо проще предупредить капризное поведение ребенка, чем потом «лечить» это сто раз на дню. Какие приемы воспитания окажутся полезными?

Четко выстроенная система «нельзя»

Дети 1-3 лет в большинстве случаев именно на запреты реагируют капризами. Получается, что, если убрать все «нельзя», ребенок перестанет постоянно закатывать истерики. Нет, не совсем верный подход. Хотя бы в целях безопасности ребенка запреты должны существовать. Не говоря уже о нормах воспитания.

Но это должны быть четкие и конкретные запреты. Эдакие непоколебимые правила, которые нельзя нарушать — даже по выходным, при болезни или и у бабушки. Систематические же «нельзя» как раз и провоцируют протесты. Капризный ребенок рассуждает так — родители иногда разрешают ему смотреть мультики до ночи, а значит, если немного поплакать, они и сегодня сделают исключение. Если бы правило «в 9 спать» работало постоянно, то и слез по вечерам не было бы.

Ребенок должен понимать, что такое «нет»

Почему случаются те страшные истерики в магазине по поводу некупленной игрушки? Ребенок не понимает или не хочет понимать слово «нет».

Одно дело, если плачет годовалый ребенок, — скорее всего, он действительно расстроен, что мама не дала ему вон ту машинку. Гнев и недовольство малыш, естественно, выражает криком — по-другому пока не умеет. Тут нужно успокоить ребенка или отвлечь его внимание — стресс как рукой снимет.

Но совсем другое дело, когда такую истерику закатывает ребенок 3-6 лет. Родительское «нет» он воспринимает как призыв к действию. И раз он капризничает, несмотря на разумные доводы родителей, значит понимает — «еще немного поднажать, и мама с папой согласятся на все что угодно». Манипуляция, способ получить желаемое.

Если есть понимание, что родительское «нет» непоколебимо как скала, капризов в 2-4 года, когда ребенок активно прощупывает рамки дозволенного, будет минимум.

Тут опять же вопрос в четко выстроенной системе запретов. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии воспитания детей. Иначе с мамой, которая периодически вместо «нет» говорит «да», ребенок будет особенно капризным — с папой-то это не поможет добиться желаемого.

И конечно, «нет» нужно не выкрикивать в раздражении, а говорить спокойно. И желательно, объяснить свой отказ.

Долой гиперопеку

Психологи советуют не делать за ребенка то, что он вполне способен выполнить самостоятельно. Плохая родительская привычка, которая со временем может стать триггером истерик и капризов. Если раз за разом выполнять за ребенка простейшие задачи — убирать за него разбросанные игрушки или одевать по утрам в детский сад — в один прекрасный момент можно услышать вполне закономерные «не хочу» и «не буду» плаксивым голосом. А зачем ребенку стараться, если мама и сама все прекрасно сделает? Он капризный, несамостоятельный, нерешительный.

В целом, гиперопека — неважный помощник в воспитании малыша. Уже в год вместе с ребенком можно убирать его игрушки, показывая ему, как правильно это делать — это закреполение полезных установок поведения. А значит в 2-3 года никаких капризов по поводу того, что нужно убраться.

Начались капризы: что делать родителям

Даже самые послушные малыши капризничают и психуют. Это нормально. И нет универсальной рекомендации, которая бы помогла моментально погасить истерику ребенка. Ведь сами причины капризов могут быть разными.

С грудничками в возрасте 6 месяцев все более или менее понятно. Нужно взять себя в руки и успокоить малыша. Тут каждый справляется как может — качает, поет песенку, дает любимую игрушку или грызунок, чтобы снять боль в деснах. Если нужно — покормить, напоить и уложить спать. «Плохие дни» случаются даже у маленьких детей — скорее всего, завтра у ребенка будет настроение получше, он не будет капризничать, психовать и плакать.

Читайте также  Омлет для годовалого малыша

Но начиная с года, приемы «покачать и накормить» уже не сработают. Как справиться с ситуацией и быстро погасить капризы?

Переключить внимание ребенка

Возможно, малыш и не замыслил ничего плохого — начал капризничать и психовать, потому что устал или заскучал. Попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Безотказно работает с детьми 1-2 лет.

Ребенок начал капризничать в магазине? Отвлеките его игрушкой (непременно положить с собой в сумку). Или привлеките малыша к помощи — пусть достает продукты с нижних полок.

Использовать разумные доводы

Если ребенок вдруг распсиховался, попробуйте с ним договориться. После 3 лет он вполне способен понять, что за «неправильным» поведением может последовать наказание. Самое время учиться вести мирные переговоры со своим ребенком.

Конечно, обойдемся без угроз и строгих наказаний. Спокойно объясняем, почему именно «нет» и «нельзя». Скорее всего, капризный ребенок внемлет разумным доводам, когда плаксивость носит именно периодический характер.

Если нужно даем обещание сделать то, что он хочет, в другой раз. Кстати, обещание придется выполнить, чтобы не пошатнуть доверие малыша. Иначе в следующий раз уже не удастся погасить его капризы.

Прибегнуть к помощи «зала»

Прекрасный способ отвлечь ребенка 1-2 лет от собственных капризов — позвать на помощь друга, «подставное лицо».

Берем любимую игрушку малыша и говорим: «Мне очень грустно. Пойдем погуляем». Скорее всего, ребенок и забудет, что плакал. Конечно, он понимает, что это мама. Но ему непременно понравится это представление.

Действовать от противного

На трехлетку вдруг накатил «приступ» негативизма, он капризничает и психует, как это бывает в период возрастного кризиса? Когда он на все говорит «нет», попробуйте действовать от противного.

Если хотите пойти направо, говорите, что вам налево. Скорее всего, малыш начнет шагать именно направо. А когда нужно накормить ребенка мясом, скажите, что тот аппетитный кусочек ему совсем нельзя. Наверняка съест с удовольствием. Периодически, когда позволяет ситуация, можно справляться с детскими капризами именно так.

Подавить негативные эмоции ребенка шуточным боем

Если ребенок закатил истерику или капризничает дома, можно предложить ему шуточный бой подушками или мягкими игрушками. Прекрасный способ выплеснуть стресс и негативные эмоции — направить гнев в мирное русло.

Не оставлять ребенка одного

Когда ребенок капризничает и психует который час, эмоции зашкаливают — кажется, что уже невозможно это терпеть. Найдите в себе силы остаться рядом и поговорить с ребенком. Не оставляйте его наедине со стрессом.

Обнимите, прижмите к себе. Скажите, что понимаете его. Еще раз объясните запрет или, наоборот, необходимость что-то сделать. Если и это не успокоило капризного ребенка, останьтесь в комнате поблизости. Наверняка обиды скоро пройдут.

Не терять самоконтроль

Родительские крики и строгие наказания не помогут справиться с детской истерикой. Так вы показываете малышу, что совершенно беспомощны перед его капризами. И неважно сколько ему лет — год или уже пять.

Сначала нужно справиться с собственными нервами. Выйдите из комнаты, успокойтесь. Потом можно решать проблему — уговорами, разговором «по душам» или отвлечением внимания.

Кризис 1 года у ребенка

Что такое кризис одного года и как родители могут помочь малышу пройти через это?

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Что происходит с ребенком в этот период

  • Самостоятельность;
  • Неуправляемость;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Требование внимания к себе;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Капризность;
  • Противоречивое поведение.

Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания.

Чего не надо делать родителям

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка. Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально. Чего не стоит делать:

  • Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
  • Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
  • Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
  • Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
  • Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
  • Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
  • Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
  • Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
  • Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
  • Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
  • Игнорировать малыша.

Что необходимо делать родителям

  • Стараться соблюдать привычный режим дня.
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
  • Во всем поддерживать своего малыша.
  • Подавать ребенку только хороший пример.
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.

  • Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
  • Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
  • Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
  • Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
  • Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
  • Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
  • Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
  • Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
  • Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
  • Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Почему ребенок капризничает

С капризами ребенка, его плачем или нежеланием выполнять требования сталкиваются хотя бы изредка все родители. Вам нужно накормить ребенка или уложить его спать, увести от магазинной полки с игрушками или собрать утром в детский сад, а малыш плачет, раздражается, не слушает вас, а иногда даже дерется, топает ножками или устраивает настоящую истерику с катанием по полу. Почему капризничает ребенок? Как вести себя родителям в такой ситуации?

Причины детских капризов могут быть очень разными, и они сильно зависят от возраста ребенка. Совсем маленькие дети с помощью плача выражают любое свое недовольство или боль, ведь другие способы коммуникации им пока недоступны.

Читайте также  Должен знать ребенок 2 месяца

Дети постарше капризами отстаивают свою точку зрения и пытаются самоутвердиться — недаром психологи выделяют определенные кризисные периоды, во время которых ребенок постоянно капризничает и становится неуправляемым.

Почему ребенок перед сном капризничает?

Проблемы с животиком, характерные для детей первых месяцев жизни, обостряются к вечеру.

Повод обращения к гастроэнтерологу есть, если вы видите, что:

ребенок поджимает ножки к животу;

взвизгивает или надрывно плачет;

выгибается при кормлении;

у ребенка «бурлит» в животике;

ребенок обильно срыгивает;

у ребенка отсутствует стул;

стул, наоборот, слишком частый и жидкий;

в кале наблюдается слизь, зеленоватые или кровавые прожилки, непереваренные комочки.

Врач назначит необходимые обследования и подберет для малыша ферментативные препараты, улучшающие усвоение молока или смеси и уменьшающие газообразование в желудке, и вечерние капризы прекратятся.

Если родители задают педиатру вопрос: почему ребенок 5 месяцев капризничает — врачи обычно сразу ссылаются на зубы. Действительно, примерно в этом возрасте у малышей начинается обильное слюноотделение, они тянут в рот погремушки или собственные ручки, при этом дети раздражительны и беспокойны, а их десны при осмотре выглядят рыхлыми и красными. Часто с момента начала «зубных» капризов до прорезывания первых зубов проходит шесть-восемь недель — это острый период, в течение которого зубы движутся внутри десны, причиняя беспокойство ребенку и оправдывая его вечерние капризы. Для снижения болевых ощущений врачи рекомендуют использовать гели с местным анестезирующим эффектом или жаропонижающие средства в сиропе или свечах.

Почему часто капризничает ребенок в возрасте года?

Возраст около года — период, когда ребенок уже умеет ходить, активно играть, взаимодействовать с окружающими, но еще не умеет хорошо говорить и в случае необходимости не может объяснить, что у него не так. Если ребенок сильно раздражителен и беспокоен, у него ухудшился аппетит и при этом нет температуры, кашля, насморка и других видимых проявлений болезни, возможно, у него болят ушки. Покажите ребенка врачу, который проведет осмотр и при необходимости назначит анализы, чтобы выяснить причину недомогания.

Многие мамы волнуются, почему ребенок капризничает вечером, ведь период колик давно прошел. Вечерние капризы в этом возрасте говорят об эмоциональном перевозбуждении. Накопленные за день впечатления и переживания не позволяют малышу расслабиться и спокойно уснуть. Особенно это касается гиперактивных и возбудимых детей, которые отказались от дневного сна.

Для решения проблемы вечерних капризов можно проконсультироваться с неврологом. В некоторых случаях детям назначаются успокоительные препараты.

Но всем без исключения капризничающим детям будут полезны следующие рекомендации:

прогулки на свежем воздухе перед сном;

снижение физической активности и запрет на просмотр мультфильмов за несколько часов до сна;

спокойные игры, чтение книг;

при отсутствии аллергии — водные процедуры с добавлением в ванну морской соли, хвои, шишек хмеля, отвара ромашки, мяты, череды;

употребление после консультации с педиатром травяного успокоительного чая из ромашки, пустырника, фенхеля, мяты (можно купить в аптеке готовый сбор).

Почему все время капризничает ребенок трех-пяти лет?

В возрасте трех-пяти лет психика ребенка перестраивается, он больше понимает, глубже становятся эмоции, что часто приводит к конфликтам ребенка с окружающими и даже с самим собой. Покладистый и добрый ребенок вдруг внезапно становится агрессивным, если его заставляют подчиниться родительской воле, он не реагирует на запреты и пытается их оспорить.

Ребенок трех-пяти лет капризничает, если:

он привык к повышенной заботе о себе, и теперь ему недостает общения;

хочет привлечь к себе внимание или получить желаемое;

протестует против чрезмерной опеки и реагирует капризами на запреты;

пытается доказать свою самостоятельность и право на принятие решений;

конфликтует сам с собой (не выспался, устал, недисциплинирован и поэтому что-то не смог, не успел).

В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать.

Во время кризисных периодов для детей особенно важна последовательность и дисциплина, которые часто соблюдаются в детском саду, но не выдерживаются дома. Исключив проблемы со здоровьем и установив границы в общении с ребенком, продумав режим дня и уверенно объясняя понятия «хорошо» и «плохо», вы вместе преодолеете кризисные периоды и переживете капризы ребенка.

Как справиться с детскими капризами

Baby.ru

Послушание следует прививать ребенку с раннего возраста. Многие родители считают, что послушание подавляет активность и инициативу малыша. Но самостоятельность ребенка должна считаться с нормами морали. А их можно усвоить только с помощью взрослых.

Приучаем к слову «нельзя»

Очень трудно приучить ребенка правильно реагировать на слово «Нельзя». Есть несколько эффективных способов приучить ребенка выполнять требования взрослых. Первое – это сразу прекращать неприемлемые действия вашего чада. Например, родители не позволяют ребенку брать вилку в рот или хлопать дверцей шкафа. Если одновременно говорить «Нельзя» и пресекать нежелательный поступок, то со временем это войдет в привычку. Конечно, успеха не следует ждать сразу. Первое время для ребенка ваше «нельзя» сигнал опасности, он может даже броситься бежать прочь.

Нужно помнить, что слово нельзя должно сопровождаться сердитым голосом и выражением лица. Если говорить ласково, малыш может не подчиниться.

Уже в два года ребенок понимает, что такое недовольство родителей и слово «нельзя». Он будет стараться не вызывать раздражение близких. К тому же непослушание может привести к неприятным для него последствиям. Например, если взять нож, можно порезаться.

При условии, что запреты будут всегда сочетаться с прекращением действия, ребенок станет послушным.

Свете два года, она взяла со стола папин ежедневник. Мама говорит: «Нельзя, папа не разрешает». «И-зя, папи» повторяет девочка и спокойно кладет на место. Если отец скажет «нет», Света никогда не пристает к нему с просьбами. Зато мамину косметику у нее невозможно выхватить из рук. Девочка плачет и считает это несправедливым. Потому что мама иногда разрешает ей играть своими помадами.

Следует помнить, что в 2-3 года дети бывают непоследовательными и страдают повышенной отвлекаемостью. Они могут сегодня совершить то, что было под запретом вчера. Подобные срывы возникают из-за изменения условий в жизни ребенка. Например, при переезде или появлении в семье нового человека.

Многие родители отмечают, что дети в присутствии гостей ведут себя иначе. Чада даже могут заставить родителей испытывать стыд. Не пугайтесь в таких ситуациях! Просто малыши становятся возбужденными и «теряются». А самоконтроль у детей раннего возраста еще не достаточно развит. Под влиянием новых впечатлений у них возникают желания, которых не было раньше. Поэтому, к походу в гости ребенка лучше подготовить.

Мама и папа, собираясь в гости, говорят трехлетней Лене: «Мы идем к тете Любе на день рождения, веди себя хорошо. Не хватай фрукты и конфеты со стола. Когда тебя угостят, скажи спасибо».

Развиваем послушание

Послушание у детей развивается постепенно. Хорошо, если ребенок бывает в разных ситуациях. Это позволяет сформироваться гибким мотивам поведения в разнообразной обстановке.

Послушание детей зависит от нас, взрослых. Если любить малыша требовательной любовью и уметь говорить твердое «нет», достаточно легко будет регулировать воспитание ребенка с помощью слов. Если откладывать воспитание чада, то будет гораздо труднее объяснить ребенку, почему ему вдруг надо вас слушаться.

Но даже идеальный воспитатель не в силах избежать капризов. Они проявляются обычно так – ребенок стремиться удовлетворить свои желания и не реагирует на запреты взрослых. Капризы для ребенка естественны, ведь он активное живое существо. Встречая запрет или препятствие, ребенок стремиться его преодолеть всеми способами, нередко используя плач и крик.

Боремся с отрицательными эмоциями

Истерики у ребенка, как правило, происходят только во время первого – второго запрета. Потом он к ним привыкает и считает вполне справедливыми. Но именно в начале у малыша могут возникнуть отрицательные эмоции, и он будет пытаться делать все наоборот.

Папа с трехлетним Богданом идет из детского сада к бабушке. При этом мальчик кричит: «Я хочу к маме! Я не пойду к бабушке!» Ребенок знает, что мама сегодня работает в ночную смену, но все равно продолжает капризничать. Папа хочет отвлечь его внимание: «Смотри, какая птичка летит!». «Это не птичка!» – плачет Богдан. «Смотри, какая она красивая!» – продолжает отец. «Она уродливая!» – отвечает ребенок. «Богдан, ты же хороший мальчик!». – «Я плохой».

В такие моменты, когда ребенок расстроен, он не хочет выполнять даже привычные требования. Но это обычно быстро проходит на следующий день.

В преодолении капризов главное не частота запретов, а их последовательность. Если же запреты чередовать с периодическими разрешениями, ребенок будет постоянно стремиться получить разрешение. Это способствует формированию упрямства.

Кроме этого, запреты не должны быть противоречивыми. Если одни родитель позволяет, а другой запрещает, малыш будет стремиться получить поддержку первого. А требования второго сочтет несправедливыми.

Если вашему малышу больше трех-четырех лет, сильное чувство обиды могут вызвать запреты, которых нет в других семьях. Особенно если ребенок часто бывает в этой семье. Поэтому требования родителей, общающихся между собой, должны быть по возможности едины.

Капризы или естественные потребности?

Нередко ребенок капризничает, потому что ему непосильны предъявляемые требования. Например, он не голоден, а его заставляют есть. Если постоянно так подавлять ребенка, у него возникнет психическая травма.

Некоторые родители запрещают детям шумно играть, прикасаться к полированной мебели, садиться в кресло. Это подавляет естественную потребность в движении. Не переусердствуйте! Ведь активность и подвижность необходима для нормального развития ребенка. Частые запреты истощают психику малышей.

Помните, что бить ребенка – это не выход. Подобная педагогическая ошибка может вызвать неприязнь, и даже ненависть к родителям. Дети, у которых сильный тип нервной системы, ожесточаются. Те, которые имеют слабый тип, становятся покорными, но при этом нерешительными и пугливыми.

Если есть возможность, лучше объяснить последствия непослушания. Можно даже позволить ребенку сделать то, на чем он настаивает.

Например, четырех летнему Игорю, подарили лыжи. Он плачет и настаивает на том, чтобы идти кататься. Ему объясняют, что на улице лето. А он продолжает капризничать. Тогда мама говорит «Ну, ладно, иди – покатайся». Через 20 минут ребенок возвращается домой и говорит «На них и правда сейчас не покатаешься».

Когда малыш находится в хорошем настроении, он легче выполняет требования родителей. Поэтому благоприятная психологическая обстановка так важна.

До трех лет детские капризы легко прекращаются с помощью отвлечения внимания. Этот способ эффективен, так как психика малыша очень подвижна и отвлекаема.

Дети легко переключаются на другую тему. После трех лет у малышей появляется чувство собственного достоинства. И нужно это использовать. Ребенку хочется сохранить свою репутацию перед близкими, и поддержать положительное мнение о себе. Поэтому чаще напоминайте своим чадам о том, какие они хорошие и послушные.

Не нужно оскорблять и унижать детей. Это болезненно для их самолюбия. Умение использовать формирующееся чувство достоинства у ребенка – важная часть воспитательного процесса. Родителям следует знать психологические особенности своих детей, которые способствуют формированию моральных чувств.

Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: