Гимнастика ребенка 5 месяцев картинками

Массаж и гимнастика для детей 5-6 месяцев

Массаж и гимнастика для детей 5-6 месяцев

Ребёнок делается всё более подвижным, его активно интересует всё, что происходит вокруг. Помогайте его любознательности, носите его по квартире, чтобы он смотрел, как живут другие члены семьи, пусть они осуществляют общение с малышом. Одновременно с тем, малышу надо дать и побыть одному, чтобы он сам исследовал те игрушки, которые висят над его кроваткой или вложены в руку. Но не придумать игрушки занятнее для малыша в возрасте 4-6 месяцев, чем его собственные ручки и ножки. Он наконец-то их заметил и с удовольствием разглядывает их или пытается затянуть в рот. Относительно других аспектов двигательной активности малыша, его мышечный тонус к этому возрасту уже полностью должен нормализоваться и теперь он уже машет ручками и ножками не хаотично, как раньше, а произвольно. Если же у малыша сохраняется повышенный тонус мышц-сгибателей, то развитие его двигательной активности носит неполноценный характер. Данный вид опоздания в развитии может являться следствием проблем с развитием ЦНС, наличия врождённых патологий, а иногда и просто недостаточного внимания к ребёнку. Полноценное развитие ребёнка — это плод влияния совокупности целого ряда факторов внешней среды, поэтому нельзя считать, что и без помощи взрослого его развитие будет таким же полным и гармоничным. Если абсолютно полноценного грудного ребёнка оставить без ежедневного купания, специального детского массажа и гимнастики, общения с любящими его взрослыми людьми, то очень скоро он начнёт отставать от ровесников в своём психофизическом развитии.

К 4-5 месяцам малыш уже умеет без посторонней помощи переворачиваться на животик со спины, а в положении на животе, может подняться, полностью распрямив руки и опираясь на них. Если ребёнка этого возраста держать подмышки вертикально, то он уже может стоять на прямых ногах и уже делает попытки садиться, хватаясь за окружающие предметы. Нельзя форсировать процесс самостоятельного овладения навыком усаживания путём обкладывания усаженного ребёнка подушками. В предназначенных для транспортировки детей креслах и «кенгурушках» должна быть обязательно твёрдая опора под спиной. Мышечный каркас спины у ребёнка этого возраста ещё не достаточно крепок и позвоночник легко может деформироваться. Зато поощрение ползания очень даже приветствуется. Даже сам новорождённый, ещё хаотично двигая руками и ногами, стремится двигаться именно вперёд. У ребёнка не сразу получается скоординировать движение рук и ног, он совершает сначала как бы прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами и бросаясь вперёд двумя руками, иногда он совершает «лягушачьи» гомологические движения, то есть, как бы плывёт брассом по поверхности. Также, бывает, что вместе с левой ногой ребёнок переставляет левую руку и наоборот (гомолатеральное движение). Но в норме, очень быстро эти движения сменяются ещё одним — перекрёстным. Это наиболее высокоорганизованный вид движения, когда с левой рукой одновременно движется правая нога и наоборот. Для того, чтобы замотивировать малыша на ползание разложите те игрушки, которые его больше всего привлекают, на расстоянии при котором ребёнок их видит, но не дотягивается. Постепенно отдаляйте игрушку от ребёнка с учётом того, насколько легко ребёнок добирается до игрушки. Обязательно поощряйте, хвалите малыша за его успехи и давайте ему поиграть с «добычей». Если принять во внимание, что две главных радости для крохи — это быть рядом с мамой и наслаждаться новыми успехами в области перемещения в пространстве, то можно сделать вывод, что лучшим стимулятором ползания будет ползание за мамой. Создайте на полу удобную и безопасную площадку, лягте и позвольте малышу поиграть с вами рядом. Ведь его мир, мир человечка, который ещё не научился ходить, горизонтален, так посетите же его в этом мире. При этом важно также, чтобы ребёнок чувствовал ваш позитивный настрой на это занятие. Ведь ему передаётся ваше настроение. В дальнейшем, когда он будет уже самостоятельно перемещаться по квартире, это поможет ему в адаптации. Ведь пол — это чужое для него изначально место и ваши совместные занятия на полу помогут ему в дальнейшем при попадании на пол не чувствовать себя неуютно, одиноко и дискомфортно.

Вы олицетворяете собой для своего малыша целый мир: теплоту, любовь, источник пищи, защиту, счастье и источник получения информации. И поэтому тогда, когда ваш малыш оказывается на полу, то вам следует оказаться там же. Теперь каждодневные гимнастические упражнения и массаж могут продолжаться уже около получаса, при условии, что малыш во всё время проведения гимнастики и массажа будет бодр, весел и с интересом делает новую, более усложнённую программу. Сопроводите упражнения типа «бокс», перекрещивание верхних конечностей, сгибание-разгибание конечностей счётом в среднем темпе или тихой, но ритмичной музыкой. Итак, занимаясь гимнастикой и делая массаж с ребёнком 4-6 месяцев, мы имеем своей целью нормализацию мышечного тонуса нижних конечностей, закрепление опорного рефлекса ступнёй, обучение его навыку удержания предметов, развитие способности двигаться ритмично. В этом нам поможет то, что во время занятий мы будем ласково разговаривать с малышом, хвалить его за успехи, делать упражнения со счётом, активные гимнастические упражнения, в основе которых лежат врождённые рефлексы, желание самого ребёнка сесть, пассивные гимнастические упражнения, любимые игрушки малыша, которые подходят ему по возрасту, занятия плаванием, общий массаж в который входят новые, более энергичные приёмы. У детей 4-6 месяцев приёмы массажа отличаются большей интенсивностью и разнообразием. В частности, кроме приёмов массажа поглаживание и растирание начинается использование приёма массажа разминание. У детей делается более щадящий вид разминания — валяние и разминание в продольном направлении. Приём массажа валяние делается распрямлёнными повёрнутыми навстречу друг другу ладонями. Этот приём используется для массажа конечностей. При этом конечность помещается между рук. Приём массажа разминание в продольном направлении осуществляется при помощи одной руки, при этом другая держит руку или ногу малыша. Все движения должны быть лёгкими, равномерными, не быстрыми. По своему принципу они должны напоминать движение при замешивании теста. Не делайте резких движений и не прищипывайте между пальцами кожу. Чтобы лучше укрепить мышцы применяйте следующие приёмы массажа: постукивание, щипки. Выполняются данные приёмы массажа в бодром темпе, равномерно и мягко. Помните, что все приёмы массажа необходимо перемежать поглаживанием. Оно же и заканчивает все виды массажа.

Это не смешно: как предотвратить развитие косолапости у ребенка – действия родителей

Косолапость – аномалия анатомического строения суставов стопы. Внешне это выглядит как заворот стопы внутрь и немного вниз. Полностью наступить на стопу в таком положении невозможно.

Здесь важно помнить, что наступает время, когда косолапие перестает поддаваться коррекции. Помочь ребенку уже будет нельзя. Поэтому начинать лечение следует сразу после выявления этого отклонения.

Как поступить родителю при косолапости у ребенка – расскажем в нашей статье.

Посещение ортопеда – первое, что нужно сделать

Чтобы снизить уровень беспокойства и тревоги, необходимо записаться на прием к ортопеду.

Врач оценит состояние ножек ребенка и даст необходимые рекомендации по терапии, которые способны остановить развитие патологии.

Частыми советами ортопедов в лечении и профилактике развития косолапости, как правило, являются:

  • курс массажа;
  • определенные спортивные секции, которые будет полезно посещать с такой особенностью анатомического строения – например, танцы или гимнастика;
  • комплекс лечебной физкультуры, направленный на устранение косолапости;
  • использование дома массажных ковриков;
  • применение ортопедических стелек и/или ортопедической обуви.

Все перечисленные рекомендации направлены, во-первых, на укрепление и растяжку мышц, во-вторых, на их активизацию или расслабление, в зависимости от назначений лечащего врача-ортопеда. Обратите внимание, что курс массажа – его продолжительность и специфику – назначает только врач. В вопросе спорта вы можете выбирать любую дисциплину, но обязательно обращайте внимание на травматичность спорта. Сейчас важно «наставить» организм ребенка на правильное развитие, поэтому врачи рекомендуют танцы, гимнастика (не олимпийский спорт), плавание и т.п.

Давайте мы расскажем подробнее о тех методах лечения и исправления косолапия, которые вы можете делать самостоятельно в домашних условиях.

Регулярная гимнастика – лфк при косолапости

Лечебная гимнастика при косолапости имеет цель укрепить и активизировать расслабленные мышцы и, наоборот, расслабить мышцы, находящиеся в повышенном тонусе.

При выполнении этих упражнений очень важно родителю следить, а ребенку стараться:

  • поставить стопу на внутренний свод;
  • отвести стопу в сторону мизинца.

Мы представим в статье комплекс упражнений.

Обязательно согласуйте эти упражнения с лечащим врачом-ортопедом!

1. «Резиночка» . Исходное положение: сидя на полу, упор руками сзади, выпрямленные ноги вместе. На передние отделы стоп необходимо надеть широкую резинку.

Отвести стопы в стороны, растягивая резинку. Пятки остаются сомкнутыми. Стараться направить пальцы «на себя», то есть разгибать стопы. Удержать это напряжение от десяти секунд до одной минуты – один раз.

2. «Брусок» . Исходное положение: стоя передними отделами стоп на бруске высотой 10 — 15 см, пятки свисают с бруска, руками держаться за перекладину шведской стенки или за спинку стула.

Совершать пружинистые движения пятками до пола, растягивая задние поверхности голеней и ахилловы сухожилия – три раза. Вернуться в исходное положение. Повторить восемь раз.

3. «Ёлочка» . Исходное положение: на коврике создать изображение прямой полоски, от которой в стороны идут «ветки» под углом, их частоту сделать равной расстоянию небольшого шага. Переставлять стопы по «веткам» так, чтобы пятки были обращены к середине, то есть к центральной полоске, а передние отделы стоп отведены в стороны. Здесь нужно смотреть вниз, чтобы правильно поставить стопы.

Читайте также  Режим ребенка с употреблением не

4. «Ходьба гусиным шагом» . Исходное положение: в положении приседа с отведением стоп в стороны. Руки свободны или на поясе.

Ходить до утомления.

5. «Ходьба на пятках». Ходить двадцать секунд.

6. «Вращение стопой» . Исходное положение: сидя на стуле, правую ногу положить на левую колено на колено, руки в «замке» положить на правое колено, чтобы зафиксировать правую ногу. Правой стопой «рисовать» круги по часовой стрелке — до легкого утомления. Левой стопой «рисовать» круги против часовой стрелки — до легкого утомления.

7. «Канатоходец» . Ходьба по канату или гимнастической палке с отведением стоп в стороны.

После выполнения упражнений приветствуется расслабляющая ходьба.

Есть противопоказания. Требуется консультация врача.

Комплексное лечение – ортопедические стельки и массажные коврики

Массажные коврик создает эффект полезных для здоровья стоп поверхностей, созданных природой. Песок, каменистые и лесные тропы благодаря естественным неровностям отлично массажируют босую стопу человека. Этот же эффект дают массажные коврики .

Тут важно понимать, что заставить ходить ребенка по маленькой поверхности трудно или вообще невозможно. Поэтому лучше всего приобрести несколько ковриков и разложить их дома по самому частому маршруту ребенка. Таким образом, в течение всего дня стопы будут получать полезный эффект без специальных усилий со стороны родителей и ребенка.

Ортопедические стельки или обувь

Ортопедические стельки и обувь поддерживают своды стопы в анатомически правильном положении и, тем самым, формируют правильное развитие стопы, голеностопного и коленного суставов. Помимо этого, создаются более комфортные условия и для позвоночника: уменьшается вероятность появления развития сутулости.

Необходимые стельки или обувь – лечебные или профилактические – назначит врач-ортопед. С рекомендациями врача уже можно посетить специализированный ортопедический салон. Лучше приобрести эти изделия именно в салоне, так как в этом случае будет прекрасная возможность померить и подобрать то, что будет максимально комфортно для ребенка.

Косолапость — один из самых тяжелых дефектов стоп. Только комплексное лечение косолапости, при трудолюбии и добросовестном выполнении упражнений, использовании рекомендуемых врачом вспомогательных изделий и под регулярным контролем ортопеда, даст положительный результат.

Руководитель учебного центра «Ортикс», медицинский эксперт в области ортопедических изделий, врач общей практики

Лечебная Физкультура для ребенка 5 месяцев

Родители порой и не замечают, как быстро растут дети. Малыши в 5 месяцев уже много чего умеют. Они способны координировать свои движения.

Повышенный тонус мышц к этому времени проходит у большинства детишек. Они без затруднений переворачиваются на животик. В пять месяцев они еще и пытаются ползать.

Родителям важно правильно и гармонично развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Для правильного развития ребенку нужны не только любовь и забота родителей, но и лечебная физкультура с массажем. ЛФК для ребенка 5 месяцев позволяет укреплять иммунную систему, развивать мускулатуру, которая так необходима, чтобы малыш научился сидеть и активно ползать.

Значение физкультуры

Оздоровительные занятия оказывают положительное влияние на все системы организма. Комплексная гимнастика улучшает пищеварительную и нервную системы, учит правильному дыханию, нормализует обмен веществ и кровообращение. Самое главное – это укрепление мышечной системы ребенка, а также нормализация тонуса мышц.

Без специальной оздоровительной гимнастики невозможно полноценное развитие. У некоторых детей возможно запаздывание многих движений, или они не являются точными, поэтому оздоровительная физкультура и считается обязательной.

Основные задачи

На данном этапе взросления внутренний организм ребенка видоизменяется, поэтому родителям, при выборе комплекса упражнений, необходимо принимать во внимание особенности развития:

  • у ребенка пропадает повышенный тонус, поэтому движения на сгибание и разгибание становятся более точными и правильными;
  • все свои движения младенец делает осознанно;
  • переворачивается на животик и активно пробует ползать;
  • предметы чадо может уже держать в ручке значительно дольше.

На основе этих умений в развитии выделяются основные задачи оздоровительной гимнастики:

  • развитие навыка ползания;
  • нормализация тонуса в мышечных тканях;
  • развивать удерживание предметов длительное время;
  • развитие безусловных рефлексов.

Также в комплексе должны присутствовать пассивные упражнения, так как в пять месяцев у ребенка значительно понижается тонус. Помимо этого, при выполнении гимнастических занятий нужно усложнять упражнения, которые направлены на координацию движения.

Правила проведения гимнастики

Вне зависимости от возраста малыша, существуют определенные правила проведения занятий. Родители должны обязательно их соблюдать для того, чтобы не причинить ребенку лишнего дискомфорта.

Перед началом зарядки помещение должно быть убранным, без пыли, а также нужно тщательно его проветрить. Если занятия проходят в летний период, и на улице наблюдается безветренная погода, то но время занятий можно оставить приоткрытое окно.

Взрослый, проводящий гимнастику, должен соблюсти все гигиенические нормы. Руки должны быть вымыты, продезинфицированы. Также необходимо снять все ювелирные украшения и коротко подстричь ногти. Это необходимо для того, чтобы случайно не нанести малышу травму.

Занятия лучше всего проводить на пеленальном столе, так как поверхность твердая, и малыш лучше знаком с ним. На него обязательно нужно постелить пеленку или полотенце, чтобы телу было приятно и комфортно.

Дети в пять месяцев нуждаются во всестороннем развитии. Особенно важно следовать инструкции и соблюдать регулярность проведения лечебных мероприятий, чтобы добиться результата. Специалисты выпустили даже специальные обучающие видео, которое позволяет наглядно изучить все важные нюансы.

В начале каждого занятия необходимо наладить тактильную связь с малышом – для этого по всему телу можно выполнить легкие поглаживания. Продолжительность занятий уже можно увеличить до 30 минут.

Не стоит забывать про настроение – этот фактор является определяющим для проведения физических нагрузок. Если малыш капризничает, то следует перенести занятие на другое время. Для того, чтобы ребенок был расположен к гимнастическим занятиям, необходимо строго соблюдать режим дня. Тогда младенец всегда будет в нормальном психическом и эмоциональном состоянии.

Занятия не рекомендуется проводить в вечернее время, так как малыш после них не сможет нормально заснуть. Его организм будет сильно возбужден, и он не сможет вовремя лечь отдыхать. Также необходимо помнить, что ребенку обязательно нужно делать расслабляющий массаж.

Техника выполнения массажа

Массаж в пять месяцев практически аналогичен тому, который проводят в четыре месяца. Однако из-за новых особенностей развития необходимо ввести другие массажные элементы. Уделяется большое внимание развитию мышц лица, а также мелкой моторики рук.

Массаж нужно начинать с лицевой части тела аккуратными движениями от лба к височкам, от носа к щекам и от губ до скул. Движения родителей должны быть аккуратными, не причинять болевых ощущений.

Массаж ног практически такой же, как и в 4 месяца, и состоит из следующих элементов:

  • поглаживание;
  • валяние;
  • пощипывание;
  • растирания.

Массажу рук уделяется особое внимание – необходимо проработать каждый пальчик в отдельности. Живот массируется по часовой стрелке, главное — нельзя задевать пупок и зону около него. Спина просто поглаживается, можно немного ее похлопать.

Комплекс оздоровительных упражнений

Занятия включают в себя как активные, так и пассивные упражнения. Количество походов не ограничивается, главное — чтобы ребенку нравилось выполнять упражнение. В процессе гимнастики можно включить расслабляющую музыку. Это может помочь научить ребенка чувствовать ритм. Надо:

  • обязательно вначале провести поглаживание по всему телу. Данная процедура необходима для того, чтобы младенец привык к рукам взрослого;
  • после нужно разработать ножки при помощи сгибаний и разгибаний;
  • далее необходимо поработать с ручками, чтобы малыш смог выполнить следующее упражнение. Для этого их вытягивают в сторону, а после сводят их вместе на груди ребенка;
  • положить на спинку и дать в ручки небольшую палку. Взрослый аккуратно тянет ее вверх, при этом слегка поддерживает чадо за ручки. Задача ребенка – сесть из положения лежа;
  • младенца нужно поставить на твердую поверхность, взрослый фиксирует ножки малыша, чтобы они оставались ровными и в одном положении. Далее нужно крайне аккуратно нагнуть верхнюю часть тела вперед так, чтобы образовался тупой угол;
  • для предупреждения плоскостопия можно выполнить упражнение с гимнастической палкой. Для занятия подойдет спортивный инвентарь, который будет иметь диаметр в 2 сантиметра. Палку необходимо положить на стол, и на нее поставить ножками младенца;
  • упражнение на ползание является особенно важным. Задача родителя — обучить правильному выполнению данного элемента. Для этого малыша нужно перевернуть на животик, а свою руку подставить под его стопы. Ребенок рефлекторно начнет ползти вперед; упражнение лучше всего проводить на полу;
  • если отсутствует гимнастическая палка, то можно выполнить упражнение на присаживание с помощью рук. Младенца нужно положить на столик, в его ручки дать большие пальцы, а оставшимися обхватить ручку малыша и аккуратно тянуть его на себя. Упражнение хорошо развивает опорно-двигательный аппарат и подготавливает ребенка к следующему этапу развития. Ведь большинство детей начинают сидеть уже в возрасте шести месяцев.

Данный комплекс направлен на развитие и укрепление мышц спины, живота, позволяет улучшить координацию, развить мелкую моторику. ЛФК направлен на правильное формирование мышечной структуры организма, а также повышает иммунитет. Это очень необходимо в сезонные изменения, когда ребенок подвержен простудным заболеваниям.

Вывод

Только от родителей зависит здоровье и развитие ребенка. Все упражнения, которые взрослые используют при занятиях оздоровительной физкультурой, должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями. Благодаря ЛФК ребенок знакомится с миром, учится выполнять новые движения, закреплять уже пройденные элементы.

Специалисты давно доказали, что физические нагрузки напрямую связаны с отделами головного мозга. А потому, при систематических занятиях, улучшается работа центральной нервной системы. Ребенок благодаря этому развивается намного быстрее, улучшается его физическое и умственное развитие. Также комплекс упражнений влияет на здоровье всех органов организма.

Читайте также  Кормил ребенка 6 месяцев

Родителям нужно следить за правильностью выполнения всех гимнастических элементов, так как неграмотное выполненное упражнений не даст положительного эффекта. Также взрослым стоит помнить, что все дети индивидуальны, и развиваются по-разному, поэтому не нужно переживать, если какой-то вид упражнения не получится.

В том случае, если один из физических элементов причиняет малышу дискомфорт, то можно заменить его на другой. Важно, что от занятий ребенок должен получать только положительные эмоции. Также родители обязаны проконсультироваться с педиатром. Он может порекомендовать дополнительные упражнения, в соответствии с индивидуальными особенностями малыша.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно – тогда родители увидят положительный эффект. Занятия достаточно проводить один раз в день, длительностью от 15 до 30 минут, в зависимости от желания ребенка. Тогда малыш будет расти здоровым и полноценно развиваться.

Гимнастика для ребенка в 5 месяцев

Большинство безусловных рефлексов у детей угасают к 6 месячному возрасту. Они сознательно перемещаются по кроватке, реагируют на звук, умеют поворачиваться в разные стороны и т.д. О том, что массаж имеет чудодейственное воздействие, спорить не приходиться. Но гимнастика и массаж, проводимые вкупе, позволяют достигнуть не менее потрясающих результатов. Поэтому гимнастика для ребенка в любом возрасте не только рекомендуется педиатрами, но и является неотъемлемой частью жизни младенца первых месяцев жизни.

Однако, не все родители могут проводить массаж и заниматься гимнастикой с детьми до года самостоятельно, и вынуждены прибегать к услугам специалистов. На самом деле проводить общеукрепляющие сеансы массажа можно и в домашних условиях, соблюдая основные рекомендации и меры предосторожности.

Как и сколько проводить гимнастику

В 5 месяцев зарядка для малыша должна проводиться в течение 20-30 минут. Чтобы упражнения не вызывали у малыша дискомфорта, ребенка нужно увлечь. Для этого вам потребуется хорошее настроение, проветренное помещение и ритмичная музыка. Последний пункт позволит не только сделать гимнастику эмоционально положительной, но и приучит ребенка совершать движения в такт музыки. После нескольких подобных сеансов ребенок уже сам начнет двигаться, только заслышав знакомые ритмы.

В этом же возрасте малыши делают первые попытки к самостоятельному усаживанию. Поэтому гимнастические упражнения будут способствовать выработке данного навыка. Гимнастические и массажные движения с каждой неделей должны усложняться. К концу пятого месяца вы можете уже не только растирать и поглаживать тело малыша, но и использовать вибрационные и щипообразные разминания, слегка постукивать и пощипывать кроху. Главное, стоит помнить о том, что массаж и гимнастика должны проводиться максимально аккуратно и заботливо.

Техника проведения гимнастики и массажа

Массаж для ног, способствующий укреплению мышц:

  • малыша положить на спину;
  • 3 раза провести по каждой ноге поглаживания;
  • произвести кольцевое растирание 3 раза;
  • прогладить ножки по всей длине;
  • произвести валяние.

Повторять данные манипуляции необходимо 3-4 раза, чередуя движения.

Упражнение для укрепления суставов и мышц ног:

  • уложить малыша на спину;
  • взять ребенка за ножки (голень) и начать поочередно их сгибать и разгибать;
  • после этого следует начать выполнять движения синхронно обеими ногами.

Если ваш малыш не страдает гипертонусом, то ножки можно доводить до животика.

Рефлекторный массаж стоп:

  • малыш лежит на спине;
  • погладить ступни;
  • начать растирать;
  • погладить;
  • простучать.

Данные манипуляции необходимо чередовать минимум 4-5 раз.

массаж рук

  • сначала провести поглаживание рук;
  • приступить к кольцевому растиранию.

Данные действия необходимо провести минимум 5 раз.

  • малыш на спине;
  • от ребер к плечам провести круговые поглаживающие движения;
  • произвести поглаживание по межреберным промежуткам;
  • 3 раза повторить вибрационный массаж.

Все манипуляции необходимо чередовать до 5 раз, а заканчивать сеанс стоит поглаживанием.

Круговые вращения руками и скрещивание рук:

  • сначала дать малышу в ручки свои большие пальцы рук;
  • когда он их будет удерживать, развести его ручки в стороны;
  • затем поднять к верху и завести вперед;
  • расслабленные ручки малыша скрестить на его груди;
  • проделать упражнения в обратном направлении.

Массаж ягодиц и спины:

  • уложить ребенка на живот;
  • погладить ягодицы и спинку;
  • приступить к пощипываниям и растиранию.

Данный прием массажа можно применять у детей с первых месяцев жизни.

Поворот со спинки на живот и в обратном направлении:

  • ребенка положить на спину;
  • слегка завести ножку малыша вправо;
  • немного подтолкнуть его, что он совершил переворот.

Данное упражнение можно делать с крохой от двух месяцев. В пятимесячном возрасте «заставить» ребенка перевернуться можно с помощью его любимой игрушки, положив ее сбоку от него и попросив ребенка достать до цели.

Игра как гимнастика

Поскольку именно в игровой форме дети лучше воспринимают любую полет на животеинформацию, заниматься гимнастикой с ними нужно тоже, играя. Для этого можно придумать собственные занятия или воспользоваться проверенными методами. Например, вы можете поиграть в летчика. Полеты на животе способствуют не только тренировке мышц спины и живота, но и вестибулярного аппарата. Положите малыша на свои ладони животиком вниз, придерживая его за ребра большими пальцами. Приподнимите кроху так, чтобы он докасался до вашего туловища ногами. Теперь немного пройдитесь с ним, давая его тельцу слегка прогнуться.

Чтобы ребенок в пяти месячном возрасте продолжал правильно развиваться, ему нужны не только гимнастические упражнения и массаж, но и постоянное общение с мамой. Поэтому любые занятия следует проводить с постоянным комментированием того, что вы делаете.

Гимнастические упражнения и массаж детей от 4 до 6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.

Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.

В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др.

В 4-4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каждое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.

В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.

Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразное разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.

Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.

Техника проведения массажа и гимнастики

Массаж ног

И. п.: лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания, кольцевого растирания, валяния и щипцеобразвого разминания.

Процедуру следует начинать с легких поглаживаний по всей длине ноги, которые нужно выполнить 3 или 4 раза. Затем рекомендуется перейти к кольцевому растиранию (3-4 раза) и снова вернуться к поглаживанию. После поглаживания можно приступить к валянию. Этот прием повторяется 3 раза.

В процессе выполнения процедуры ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая — на внешней. Упражнение заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, которые следует делать по часовой стрелке.

По окончании валяния нужно приступить к щипцеобразному разминанию нижних конечностей. Для выполнения упражнения необходимо положить ногу ребенка на ладонь правой руки и поддерживать ее в нижней части голени. С помощью указательного и большого пальца левой руки нужно захватить наружную поверхность голени и смещать мышцы по направлению к большому пальцу от стопы к бедру и обратно. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями.

Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног

И. п.: лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхности, а остальные — на задней поверхности.

Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.

Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.

Массаж стоп и рефлекторный массаж

И. п. — лежа на спине.

Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и поколачивания.

Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5-6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями. Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.

Массаж рук

И. п. — лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания и кольцевого растирания каждой руки. В начале процедуры следует выполнить несколько легких поглаживаний, затем перейти к кольцевому растиранию, которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно закончить легкими поглаживаниями.

Читайте также  Игры с ребенком 4 года дома

Массаж груди

И. п.: лежа на спине.

Процедура способствует развитию мышц грудной клетки. Выполнение заключается в последовательном применении поглаживания и вибрационного массажа.

Процедура начинается с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам. Затем нужно сделать 3 поглаживания по межреберным промежуткам. После поглаживания по межреберным промежуткам необходимо приступить к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза. Завершить процедуру следует 2-3 поглаживаниями.

Круговые движения руками

И. п.: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Для его выполнения следует вложить в ладони ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы массажиста.

Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить.

После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.

Скрещивание рук на груди

И. п.: лежа на спине.

Для выполнения упражнения следует осторожно вложить большие пальцы в ладошки ребенка и заставить его сжать кулачки. Затем нужно развести руки ребенка в стороны и скрестить их на груди. Положение рук следует чередовать: сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая. Так как в 4 месяца малыш в состоянии самостоятельно удерживать пальцы взрослого, то его не следует поддерживать за запястья. Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Данную процедуру повторить 7 раз.

Массаж спины и ягодиц

И. п.: лежа на животе.

Данная процедура заключается в последовательном чередовании поглаживания, растирания, щипцеобразного разминания и поколачивания.

В начале процедуры необходимо сделать несколько поглаживающих движений. После поглаживания следует приступить к растиранию спины и ягодиц ребенка, которое выполняется кончиками пальцев (2-3 раза). После растирания необходимо снова сделать несколько поглаживаний.

По окончании поглаживания рекомендуется приступить к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирание, разминание следует закончить легкими поглаживаниями.

В заключение процедуры можно применить прием поколачивания ягодиц. Для этого следует осторожно ударять по ягодицам ребенка подушечкой указательного пальца. Затем сделать еще несколько поглаживающих движений.

Поворот со спинки на живот и обратно

И. п.: лежа на спине.

Для выполнения данного упражнения сбоку от ребенка надо положить его любимую игрушку и ласково попросить повернуться в ее сторону. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Это упражнение нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.

“Полет” на животе

И. п.: лежа на животе.

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата. Уложить ребенка на ладони животом вниз так, чтобы большие пальцы массажиста находились сбоку на нижних ребрах. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в грудь взрослого. Туловище ребенка должно быть слегка выгнуто.

Массаж живота

И. п.: лежа на спине.

Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.

Процедура начинается с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 3 раза.

После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.

По окончании поглаживания нужно приступить к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.

После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями.

Пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи.

Приседание с прогибанием позвоночника

И. п.: лежа на спине.

Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса. Для его выполнения следует вложить в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами массажист должен поддерживать ребенка за запястья.

Развести руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты. Поднять руки ребенка вверх, соединить их вверху и задержать в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину. Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение. Данное упражнение следует делать 1 раз в день.

Покачивание на мяче

И. п.: лежа на животе. Для выполнения упражнения следует использовать спортивный снаряд — ярко раскрашенный большой надувной мяч.

Уложить ребенка на мяч вниз животом. Чтобы малыш принял устойчивое положение, его ноги должны быть слегка разведены. Затем нужно осторожно раскачивать мяч то в одну, то в другую сторону.

После этого ребенка можно перевернуть, положить на мяч спиной и снова несколько раз покачать.

Чтобы ребенок во время выполнения процедуры не упал и не получил травму, его необходимо поддерживать одной рукой за спину или живот.

Как укрепить мышцы спины грудничку?

Лужков АлексейАлексей Лужков специалист по раннему физическому развитию детей

Хотите, чтобы ребенок вовремя сел и быстрее научился ползать? Начинайте делать эти упражнения для укрепления мышц спины каждый день, и результат не заставит себя ждать. Как делать упражнение «Уголок» правильно, а упражнение «Тачка» — так, чтобы оно нравилось ребенку?

Упражнение Тачка

Упражнение «Тачка»: как делать, если сразу не получается

Это одно из лучших упражнений для укрепления мышц рук, спины и пресса. Малыш учится держать на руках собственный вес тела для дальнейшего освоения ползания.

К нему можно приступать примерно с 5 месяцев, когда ребенок начинает самостоятельно становиться на вытянутые ручки, лежа на животе. Упражнение получило такое название, так как имеет визуальное сходство с садовой тачкой, которую везет человек. В идеале делается следующим образом:

  • Взрослый держит каждую ножку ребенка в своей руке на уровне голени и толкает вперед.
  • Ребенок, в свою очередь, шагает вперед, поочередно переставляя руки. Спина и ноги прямые.

К этому мы стремимся при выполнении упражнения. Однако варианты его выполнения могут быть различны для разного уровня физической подготовки малыша. От простого к сложному:

  1. Взрослый ставит руки под живот ребенка. Держит на своих ладонях. Ребенок стоит, упершись на вытянутые руки. Мы качаем из стороны в сторону его тело, тем самым давая поочередно неравномерную нагрузку на руки.
  2. Взрослый держит малыша руками в области пояса (попы). Делаем то же самое: качаем вперед, назад, вправо, влево. Ребенок стоит на вытянутых руках.
  3. Далее спускаемся еще ниже. Держим руками за бедра и проводим аналогичную процедуру.
  4. и 5. Держим за голени или за бедра, ребенок стоит на руках и совершает руками шаги вперед.
  1. Наш идеал: руки взрослого на голени, и шагаем вперед с песней.

Советы для родителей:

  • Чтобы ребенок научился делать «Тачку», может потребоваться не одно падение на нос. Будьте аккуратны!
  • При выполнении упражнения нужен хороший стимул для ребенка, чтобы он очень захотел дойти из точки А в точку Б.
  • Когда хотим совершить шаги руками, толкаем малыша и как бы заваливаем немного вперед, чтобы он, если не выставит ручку, уткнулся носом в стол. Это делается путем поднятия тела выше горизонтальной оси плеч.

Количество подходов не ограничено! Упражнение актуально всегда. После того, как малыш начинает самостоятельно ползать на четвереньках, оно переходит в разряд общеукрепляющих.

Упражнение «Уголок»

Или подъем тела из положения согнувшись. Основная его цель — укрепить мышцы спины. Требовать выполнения данного упражнения от ребенка можно с 6 месяцев. То есть тренироваться надо начинать раньше.

Упражнение Уголок

«Уголок» — достаточно сложное для выполнения упражнение, однако будет являться неким индикатором, по которому можно судить о физической готовности малыша к самостоятельному сидению и удержанию тела в положении сидя.

  • Исходное положение: взрослый держит ребенка спиной к себе, обхватив одной или двумя руками за прямые сведенные вместе ноги спереди. Место удержания за ноги — выше колена и ниже пояса, таким образом, чтобы он мог беспрепятственно согнуться в пояснице вперед.
  • Далее, находясь в исходном положении и привлекая ребенка игрушкой либо помогая себе второй рукой, взрослый стимулирует малыша, чтобы тот согнулся в пояснице и после вернулся в исходное положение.
  • Упражнение выполнено правильно, если после наклона вперед мышцы вдоль позвоночного столба расслаблены перед началом подъема вверх. Напряженность или расслабленность можно почувствовать и увидеть визуально. При правильном выполнении хорошо тянутся мышцы задней поверхности ног.

Если ребенок не опускается и сразу напрягается при попытке его наклонить, можно использовать встряхивающие, вибрационные движения или легким нажатием взрослой руки на затылок малыша согнуть и опустить его книзу.

Если ребенок не поднимается — стимулируем игрушками, плясками, бубнами, рукой и в конце концов помогаем ему подняться.

Начинать делать «Уголок» можно раньше 6 месяцев, но требовать поднятия туловища до этого возраста не нужно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: