Дыхательная гимнастика для детей 2 младшей группы

Упражнения для развития речевого дыхания

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

2. Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Дыхательные упражнения

Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Дыхательные упражнения

Формирование направленной воздушной струи.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

(картинка-образ — самолет с пропеллером). Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития физиологического дыхания

12. «Цветочный магазин»

Цель: развитие физиологического дыхания

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

13. «Соревнование лыжников»

Цель: развитие физиологического дыхания

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

14. «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие физиологического дыхания

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

15. «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки — вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести — ух! — на длительном выдохе.

Цель: развитее речевого дыхания

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

Цель: развитее речевого дыхания

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш. подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)

Цель: развитее речевого дыхания

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести «ка-а-ар!»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Дыхательные упражнения

Упражнения на развитие фонационного выдоха

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "жук".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "комар".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку: З-з-з — комар летит, З-з-з — комар звенит.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.На слова:

("Продукты" поочередно входят в круг — "горшочек").Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот — выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Горшочек, не вари!

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики — "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" — сдувать снежинки с ладони.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Читайте также  Прикорм ребенка 6 ти месяцев

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

1. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие"

2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников"

3. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет", 2003

4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)" 2007

5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. " 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. — М., 2006.

8.Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2".Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В."

Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы.
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

Вышкварка Тамара Эйвальдовна

Цель: Тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленног овыдоха, укрепление мышц лица.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki_dlya_2_mladshey_gruppy.docx 16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Узнай, что это».
Цель: развитие обоняния и глубокого вдоха.
Воспитатель на тарелочки раскладывает кусочки лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие цветы или травы с характерными запахами. Сначала предложите детям изучить и запомнить запахи, а затем одному из детей закрыть глаза, чтобы он попробовал отгадать по запаху, в какой тарелочке что лежит.

Дыхательная гимнастика «Листопад».
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика « Как мыши пищат?»
Цели: формирование ритмичного дыхания и тренировка артикуляционного аппарата.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочек»
Цель: формирование углубленного вдоха, тренировка правильного носового дыхания.
Здравствуй, милый мой цветок
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.

Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Зоопарк»
Цель: формирование длительного и плавного речевого выдоха.
Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Воспитатель, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

Дыхательная гимнастика «Кто дольше сможет подуть на листики?»
Цель: развитие физиологического дыхания.
У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ип: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие речевого дыхания.
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки — вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести — ух! — на длительном выдохе.

Дыхательная гимнастика «Вьюга»
Цель: развитие речевого дыхания
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

Дыхательная гимнастика « Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «На берегу моря»
Цель: развитие речевого дыхания.
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Дыхательная гимнастика «Эхо»
Цель: развитие речевого дыхания.
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

Дыхательная гимнастика для детей 2 младшей группы

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха .

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

Нарушение иннервации мышц периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка. Поэтому одной из первостепенных задач в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей, является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности . Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

· Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания . Параметры правильного ротового выдоха:

— выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

— выдох происходит плавно, а не толчками;

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

— выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики—«снег»— и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

7. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.

8. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

9. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Конспект занятия по ЗОЖ во второй младшей группе

Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Оздоровительные:

— дать детям общее представление о здоровье, как о ценности;

— научить беречь свое здоровье и заботится о нем.

— помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно — гигиенических навыков;

— содействовать закаливанию организма.

Коррекционно — Образовательные:

— развивать мелкую моторику, координацию движений;

— развивать навыки ходьбы по прямым дорожкам, ходьбы с перешагиванием предметов;

— развивать внимание, память, мышление;

— закреплять основные понятия: «личная гигиена», «здоровый образ жизни»;

— развивать умение выслушивать и понимать задание;

— пополнять словарный запас.

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам в совместной деятельности;

— формировать основы культуры поведения;

формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения — мотивов укрепления здоровья.

Место ОД в изучении темы: обобщающе-закрепляющее с элементами нового материала.

Тип ОД: интегрированная.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Материалы и оборудование: клубочек, кукла, мягкая игрушка – Зайка, мыло, полотенце, массажные мячики (Су – Джок), таз с водой, дорожка со следами, коврик для закаливания.

Используемые оздоровительные технологии:

— гимнастика для глаз;

— массаж ладоней и пальцев рук.

Предварительная работа: беседы «Как надо мыть руки, лицо», «Как правильно пользоваться носовым платком».

Дидактические игры: «Кто как купается», «Кто умеет умываться».

Чтение: «Я мою руки» М.Яснов, потешка «Водичка-водичка»,

«Девочка чумазая» А. Барто.

Рассматривание картины «Наша Маша маленькая».

Организационный момент

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой у меня есть клубочек. Он не простой, если на него сильно подуть, то он станет волшебным.

Воспитатель. Вставайте вокруг клубочка, носиком глубоко вдохнули, ротиком выдохнули, подули на клубочек. /проводится дыхательная гимнастика/

Воспитатель: Ой, клубочек нас куда-то зовёт. Ребята, я предлагаю отправиться за ним и посмотреть, куда же он нас приведёт.

Эта дорожка – лесная тропинка по ней мы и пойдём.

Воспитатель прокатывает клубочек по полу вперёд. Звучит музыка. /Дети идут по узкой дорожке, состоящей из цепочки следов/.

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст друзья.

Основная часть

Воспитатель. Ребята, куда же мы с вами попали?

Клубочек нас привёл в страну Здоровья.

Чтобы быть здоровыми, крепкими и сильными нужно обязательно гулять на свежем воздухе.

Ой, посмотрите, кто это там плачет? Это же кукла. Почему ты плачешь, куколка? /воспитатель обращается к кукле/

Кукла рассказывает, что она хотела поиграть с подружками, а они её не берут с собой играть. /воспитатель поворачивает куклу к детям/

Ребята, как вы думаете, почему подружки не взяли куклу с собой играть? (ответы детей)

Правильно ребята, кукла вся чумазая, ручки грязные. Ай, ай, ай! Как же быть, разве можно так ходить? Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Чёрные ладошки, на локтях дорожки. /по тексту/

Воспитатель. А вы бы хотели быть похожими на куклу?

-А играть с такой куклой хотите?

Воспитатель. Ребята! Посмотрите, среди нас есть такие чумазые и грязные?

— Молодцы. Ребятки, а что нужно сделать, чтобы лицо и ручки у куклы снова стали чистыми?

— Правильно. А что нужно для того, чтобы умыть куклу? /если затрудняются, подсказать/.

— Ну, что куколка, /обращается к кукле/, будем учить тебя умываться.

— Ребятки, скажите, а какой водичкой мы умываемся, горячей, тёплой или холодной? /если затрудняются, подсказать/.

-Правильно, тёплой водичкой.

— Подойди Максим, потрогай водичку в тазике, какая водичка? (тёплая)

— И так водичка тёплая в тазике есть, что ещё нужно нам для того, что бы смыть с куклы грязь? Конечно же, мыло и полотенце.

Воспитатель. А как правильно умываться тебе ребята покажут. /проводится дидактическая игра с карточками «Что сначала, что потом/.

/Дети моют куклу/

— Чтобы быть здоровыми нужно еще выполнять правила личной гигиены.

— Ребята нам пора отправляться дальше. Но, чтобы продолжить наше путешествие по стране Здоровья, мы должны зарядиться бодростью и энергией.

— В этом нам поможет небольшая зарядка. Вы готовы? Тогда становитесь в круг. /Проводится физминутка/

Ребята встали, улыбнулись,

Выше к солнцу потянулись.

Вправо, влево повернулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Гимнастика помогла нам зарядиться бодростью. Если вы каждый день будете делать зарядку, и будете заниматься физкультурой, то вырастете сильными и здоровыми.

Теперь мы можем продолжить наше путешествие.

— Посмотрите вот следующая дорожка. Идти по ней нужно аккуратно, не наступать на «льдинки», иначе можно поскользнуться и упасть. /Дети идут по дорожке между двух рядов «льдинок»/.

На краю дорожки детей встречает Зайка.

Зайка. – Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы пришли ко мне в гости!

Я очень люблю играть – бегать, прыгать и скакать! А ещё у меня есть вот такие мячики.

Они не простые, а волшебные. Они помогают нашему организму быть здоровым.

Вы хотите поиграть с ними? /проводится самомассаж ладоней и пальцев рук/

Воспитатель:

Этот мячик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем.

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки разминаем.

Всем пора нам отдыхать.

— Ребята, с помощью волшебных мячиков, мы сделали массаж ладошек и пальчиков, а массаж нам нужен, чтобы мы не болели.

Воспитатель: Зайчик, спасибо тебе за то, что ты поиграл с ребятами. За это мы хотим тебя угостить морковкой. Это тебе.

Зайка: — Спасибо ребята, я сейчас с удовольствием съем морковку! /берёт морковку и собирается есть/

Воспитатель: — Подожди Зайка, не торопись! Разве ты не знаешь, что перед едой нужно мыть лапки!

Зайка: — Ой, я совсем про это забыл!

Вместе с детьми воспитатель делает вывод: чтобы быть здоровыми нужно мыть руки перед едой, после улицы;

Спасибо ребята, что напомнили. Я обязательно помою свои лапки мылом.

Воспитатель: Для того чтобы быть здоровым, нужно не только гулять на свежем воздухе, нужно еще выполнять правила личной гигиены.

Воспитатель: Наше путешествие по стране Здоровья закончилось, нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, а где же наш волшебный клубочек? /проводится гимнастика для глаз/

Глазки смотрят высоко, (посмотреть верх)

Глазки смотрят низко, (посмотреть вниз)

Глазки смотрят далеко, (посмотреть в окно)

Глазки смотрят близко (посмотреть друг на друга).

Появляется клубочек.

Воспитатель: Ребята, а вот и наш клубочек. Он нас приведет обратно в детский сад.

Но пока мы с вами гуляли, все дорожки занесло снегом и поэтому, нам нужно пробираться через эти снежные сугробы. /перешагивают через большие кубики/

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, я забыла, где мы с вами были?

Кого мы встретили в стране Здоровья?

Почему куклу не брали с собой играть?

Скажете, что нужно делать, чтобы наше здоровье было в порядке? (ответы детей)

Дыхательная гимнастика

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох (носом) 1 – 3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1 – 6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Повторять четырежды в день.

Играйте на здоровье!

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребёнок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребёнка – раздуть горох с середины и увидеть картинку.

Самолёт построил я,

Поиграть зову вас я.

Чей дальше улетит,

Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает

Здесь я кубик не кидаю,

Я дыханьем помогаю.

Мы посмотрим, кто вперёд

От старта до финиша дойдёт.

Кубики не бросать как обычно, а сдувать с ладошки.

Бегемот на горку сел,

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребёнка – сдуть киндер-игрушку с горки.

Ещё очень слабы.

Нужно очень постараться

Помочь им до воды добраться

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить ёмкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасёт всех черепашек и сдует их в «море», тот победитель.

На ладошку села.

И на цветочек села.

Выставить цветочную поляну. Задача ребёнка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью вдохну,

Свечи все я потушу.

Свечи – крышки от фломастеров, расставить и «зажечь». Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выиграет.

По полю всем на удивление,

Ветер громко завывает,

В догонялки с ним играет.

Из сухой травы сделать подобие растения «перекати-поле». Задача ребёнка – перекатить его через поле.

Лети, волшебный лепесток,

Через запад на восток.

Исполни желание моё.

Загадав желание, дети отрывают по лепестку и с «волшебными» словами дуют на свой лепесток.

Ленту цветную я раскручу,

Длинную дорожку вам покажу.

Мы посмотрим, кто быстрей:

Хлопай, топай веселей.

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – быстрее раскрутить свою трубочку.

Мотор гудит, настал черёд

Быстрее вырваться вперёд.

Как надо ездить, покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

А в берлоге спит медведь.

Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают «снег» из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя.

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим всё кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

Выполнить муравейник из мелких тонких веточек (соломы), внутрь поместить картинку с изображением муравьёв.

Можно использовать перья (игра «Найти в гнезде птенца»)

В цирк сейчас я поиграю,

Акробатом смелым стану –

Проползу и не устану.

На натянутой верёвке (леске)повесить бумажного акробата. Дет помогают ему перебраться на другую сторону.

У меня корабль сильный.

У него характер львиный.

Льдины смело раздвигает

И везде он проплывает.

В ёмкость с водой поместить «льдины» (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

Лодка – это переправа,

Груз любой мы переправим,

Куда надо всё доставим.

В ёмкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.

Плавать учатся утята

С мамой-уткой на пруду.

Помогу я им, ребята, –

Дети помогают утятам доплыть до мамы-утки.

Ехал поезд запоздалый.

Вдруг опасность на пути,

Стоп! Нельзя дальше идти.

Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из брёвен (веток), снежного сугроба (ваты). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду.

Мишка очень шишки любит,

Благодарен мне он будет,

Сразу станет подобрей.

Нужно дунуть на мишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.

Курочка Ряба яичко снесла,

Ребятишек к себе позвала.

Нужно яичко срочно поймать,

Не уронить, а в корзину собрать.

Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.

На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта). Дети разгоняют, раздувают тучи.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком лёгким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

Листьев много я собрал,

Ветерочком лёгким стал.

Если очень постараться,

Листья дружно разлетятся.

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.

Будем вечером играть,

Мяч по полю мы гонять.

У кого мячик упал,

Тот выходит, проиграл.

Вокруг круглого стола встают четыре игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.

Чудесные ракушки есть у нас,

Поиграем мы сейчас.

Будем дружно их сдувать,

Дно морское украшать.

Вот теперь готово всё,

Можно рыбок запускать.

Приготовить ёмкость с водой – море. На столе разложить ракушки. Задача ребёнка – сдуть их в воду и украсить морское дно.

Мы с водицею играем,

Лужицу мы раздуваем.

Лужа наша оживает –

Ещё раз подую я,

Увижу в луже муравья.

На поверхность налито немного воды (можно цветной). Ребёнок должен раздуть её с разных сторон и посмотреть, что получилось.

© ГУО «Ясли-сад №2 г. Ганцевичи» 2014

телефон: +3754662389, e-mail: ddu2@gancevichi.edu.by

регистрационное свидетельство № 2141917834 от 05.03.2019 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: