Дыхательная гимнастика астматиков детей

Лечебная физкультура при бронхиальной астме

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Особенности методики ЛФК

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

Комплекс упражнений для детей с бронхиальной астмой

Алёнка лечит больного астмой

Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.

Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни.

Читайте также  Повысить гемоглобин 3 месячному ребенку

Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, это обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.

Причины появления бронхиальной астмы

Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхолегочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.

Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.

Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).

Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.

Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.

Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.

При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.

Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.

Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.

Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.

Курс дыхательных упражнений

Тренировка носового — диафрагмального дыхания

1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.

2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).

3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.

4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».

5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.

6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.

Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.

Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора

1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.

2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.

3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.

4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.

5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.

Комплекс у пражнений, способствующих усвоению гармонично-полного дыхания

1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.

2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.

3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.

4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.

5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.

Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.

Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.

Специальные задания

1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.

2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.

3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.

4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).

5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.

6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.

Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).

Золотые правила для больных бронхиальной астмой

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием, для которого характерна повышенная чувствительность бронхов к раздражителям извне. При этой патологии отмечаются периодически возникающие приступы удушья.

Развитие бронхиальной астмы связано с влиянием аллергических факторов (пыль, грибные споры, некоторые виды пищи, медикаменты и т.д.) и прочих компонентов внешней среды. Речь идет о физической нагрузке, химических веществах, дыме сигарет, неблагоприятных погодных условиях и пр. Здоровые люди на такие воздействия не реагируют. Это связано с отсутствием у них генетической предрасположенности к заболеванию, а также расстройств иммунитета и высокой чувствительности бронхов.

Наличие данного заболевания проявляется нетипичным воспалением бронхов, для которого отлична очень высокая чувствительность не только к конкретному аллергену, но и к другим влиянием. Каждое такое воздействие приводит к стремительному сокращению гладких мышц бронхов. Это проявляется их спазмом и обструкцией. Кроме того, бронхиальная астма характеризуется избыточным выделением слизи и отеком слизистой оболочки дыхательной системы.

Клиническая картина бронхиальной астмы.

Для данного заболевания характерны приступы удушья. Предшественниками приступа являются насморк водянистого характера, кашель, появление одышки и утомляемости, боль в голове, повышение мочеотделения и расстройства эмоциональной сферы. В большинстве случаев, больные сталкиваются с удушьем в ночное и утреннее время. Жалобы при бронхиальной астме заключаются в ощущении нехватки воздуха, затрудненном выдохе и тяжести в груди. Отмечается появление кашля с густой мокротой. На расстоянии от больного слышны хрипы свистящего характера. Стоит отметить, что во время приступа болезни в дыхании участвуют дополнительные мышцы. Для облегчения своего состояния больные осуществляют принятие особого положения (ортопное).

Важную роль в постановке диагноза занимает анамнез заболевания.

Целью лечения бронхиальной астмы является повышение качества жизни и возможность осуществлять трудовую деятельность.

Необходимо обучать больного проводить контроль течения заболевания.

Рекомендуется исключение действия факторов, являющихся причиной приступов.

При невозможности предотвращения приступа больным назначается прием противовоспалительных средств и препаратов, которые расширяют бронхи.

Противовоспалительным эффектом обладают глюкокортикоидные гормоны, стабилизаторы мембранных структур тучных клеток, НПВС и т.д. Также в лечении бронхиальной астмы пользуются моноклональными антителами.

Больным астмой очень важно придерживаться определенных правил, которые заметно облегчат их состояние и не приведут к очередному приступу.

  • Узнайте как можно больше информации о заболевании бронхиальная астма. Для этого обратитесь к своему лечащему врачу, пульмонологу или посетите занятия в школе бронхиальной астмы. Для занятий в школе бронхиальной астмы в УЗ «29-я городская поликлиника» г. Минска обратитесь к врачу реабилитологу (график работы в справочном столе).
  • Определите триггеры — провоцирующие факторы вашей астмы и избегайте контакта с ними.
  • Откажитесь от табакокурения сами, запретите курить в вашем присутствии и избегайте контакта с дымом от любых источников.
  • Убедитесь в том, что вы правильно понимаете инструкцию по использованию устройств для лечения и контроля астмы (спейсера, дозированного аэрозольного ингалятора, турбухалера, аэролайзера, небулайзера, пикфлоуметра, дискхалера). Если вам непонятна методика использования, задавайте вопросы своему врачу или медсестре, чтобы научиться применять эти приспособления правильно.
  • Не допускайте того, чтобы у вас закончились запасы лекарств для лечения астмы и оказания неотложной помощи при приступе удушья.
  • Больше воздуха! Это должно стать вашим девизом. Несмотря даже на лютые морозы, ваша комната должна всегда проветриваться. Хоть на пару минут.
  • Выбросьте из дома все лишние вещи, мягкие игрушки, всякие статуэтки и салфеточки. В общем, все то, что быстро собирает и накапливает пыль.
  • Для лучшей регуляции дыхания старайтесь дышать только носом. При таком дыхании воздух увлажняется и очищается.
  • Больше позитивного настроения. Меньше эмоций! Помните, что все жизненные проблемы и неурядицы – это ничто… Главное — это ваше здоровье. Постоянно повторяйте это про себя.
  • Не переедайте. Полный желудок сильно давит на диафрагму. Воду пейте часто и понемногу. Меньше ешьте арбузов и винограда, а также гороха, после которого бывают проблемы с желудком.
  • Забудьте про дневной сон после обеда. Не следует сразу ложиться спать и после посещения бани!
  • Никогда не поздно начать закаливать свой организм. Начните с влажных протираний и обливания ног холодной водой. Помогите своему организму стать сильнее.
  • Научитесь контролировать свою болезнь. Принимайте лекарства, назначенные вам для лечения астмы, в строгом соответствии с рекомендациями врача-специалиста. Не уменьшайте самовольно объем базисного противовоспалительного лечения без совета с врачом, даже если симптомы астмы перестали вас беспокоить. Избегайте бесконтрольного приема короткодействующих В2-агонистов (ингаляторов от удушья) без совета врача. При первых признаках потери контроля обращайтесь к врачу для коррекции лечения.
  • Помните, что астма – это не приговор и все в ваших руках!
Читайте также  Сколько должен бодрствовать ребенок в 1 месяц

Как самостоятельно оценить, контролируете ли вы астму?

В соответствии с современными рекомендациями, целью терапии астмы является достижение и длительное поддержание контроля над заболеванием. При правильном лечении многие астматики могут не просто улучшить свое состояние, а полностью освободиться от симптомов и проявлений астмы. Разумеется, это возможно, если проводится регулярная базисная терапия. Достижение и поддержание контроля над астмой в течение длительного времени — реально; более того, почти каждый астматик может улучшить свой контроль над заболеванием.

Для того чтобы оценить, достигли ли вы контроля над астмой, можно использовать Тест по контролю над астмой (ACT). Тест разработан для регулярной оценки состояния и поможет вам понять, есть ли необходимость обратиться за консультацией к специалисту и изменить терапию.

Проверить, как контролируется астма, может каждый: достаточно ответить на пять простых вопросов теста и подсчитать итоговый балл. Максимальный результат (25 баллов) означает, что вы достигли своей цели и ваша астма под контролем. Сообщите об этом результате своему врачу и он, вероятнее всего, порекомендует продолжать назначенное лечение, чтобы сохранить достигнутый результат и регулярно проходить тест по контролю над астмой (АСТ). Если результат теста низкий (менее 20 баллов), это указывает на отсутствие контроля над заболеванием. В таком случае следует, не откладывая, обратиться к врачу и обсудить с ним, как можно улучшить лечение. При результате от 20 до 24 баллов поговорить с врачом также не помешает, ведь теперь вы знаете, что можете добиться еще лучшего контроля над астмой!

Несмотря на простоту, этот тест зарекомендовал себя как достоверный метод, результаты которого согласуются с результатами оценки состояния специалистами-пульмонологами и данными спирометрии. Важным достоинством теста является то, что с его помощью можно оценить, как изменяется ваше состояние под действием проводимой терапии.

Тест по контролю над астмой (АСТ) доступен каждому. Проверьте себя, позаботьтесь о собственном отличном самочувствии и здоровье тех, кто вам дорог. Не оставляйте астме шанса ограничивать вашу жизнь!

ЛФК при бронхиальной астме.

С помощью занятий лечебной физкультуры можно побороть множество недугов в организме. Среди них бронхиальная астма. Что представляет собой это заболевание?

Астма, в переводе с греческого, означает удушье. Этот термин ввел врач древней Греции Гиппократ. Он же указал, что астма вызывает спазм бронхов и причина удушья — сырость и холод. Большой вклад в изучении данной болезни внесли многие врачи: древний врач Аретей, Римский врач Гален.

Итальянский врач Джеролама Кардано (эпоха Возрождения) поставив диагноз у пациента бронхиальная астма, назначил ему в качестве лечения физические упражнения, диету и замену перины на простую подстилку. Больной выздоровел.

Русские ученые, такие как Мудров М.Я., Сокольский П.И., Боткин С.П., Манойлов Е.О. и другие тоже много сделали в изучении данного заболевания.

Заметим, что бронхиальная астма раньше считалась редкой болезнью, но сейчас она распространена среди всех возрастов.

Бронхиальная астма, по сути, носит аллергический характер, но в основе этой болезни лежит несовершенство иммунной системы человека, из-за которого ему сложно противостоять вирусам и бактериям. Так же способствует возникновению заболевания плохая экология, частые инфекции дыхательных путей (ангина, гаймориты, пневмонии, бронхиты), из-за которых повышается чувствительность органов дыхания к аллергенам. Иногда бронхиальная астма может передаваться и по наследству, у некоторых людей болезнь возникает на нервной почве.

Итак, астма появляется приступообразно, больному становится тяжело дышать, особенно при выдохе. Прохождение воздуха по дыхательным путям становится затруднительным, т.к. стенки бронхов поражены аллергией. Больной принимает вынужденную позу, грудные мышцы напрягаются, чтобы преодолеть затруднение на выдохе, он пугается, кажется, что приступ никогда не закончится. Но это отнюдь не так. Скованность дыхания ослабевает, появляется першение в горле, кашель, отделяется вязкая мокрота. Дыхание постепенно восстанавливается. Приступы могут повторяться часто.

Почему же больному трудно дышать? А причина в следующем: через воздухоносные пути (нос, трахею, бронхи) воздух подходит и направляется в легкие (альвеолы), откуда кислород поступает в кровь. Во время выдоха, как мы знаем, выводится углекислый газ. Вдох происходит за счет сокращения дыхательных мышц, расширяющих грудную клетку. Объем легких при этом увеличивается. Мышцы эти действуют с запасом сил, поэтому, если стенки бронхов поражены аллергией, прохождение воздуха затруднено по дыхательным путям. До определенного момента мышцы справляются с увеличением нагрузки. Выдох же происходит пассивно, т.к. мышцы дыхания расслабляются, объем грудной клетки уменьшается. При бронхиальной астме прохождение воздуха затруднено во время выдоха. Поэтому человек не может сделать нормальный выдох и задыхается.

Итак, что бы легче перенести приступ, больной должен правильно дышать, научиться расслаблению мышц. А это достигается специальными упражнениями. Больной должен занять удобное положение на стуле или кровати, полусидя, опираясь на спинку.

В профилактике бронхиальной астмы, помимо медикаментозного лечения, смены климата, устранение аллергена, очень важны занятия лечебной гимнастикой, которая повышает устойчивость организма к инфекциям дыхательных путей, укрепляет здоровье, предотвращает астматические приступы. Полезно больше бывать на свежем воздухе, заниматься спортом без больших физических нагрузок, не переутомляясь.

Выполнение всех рекомендаций – залог успешного лечения.

Примерный комплекс упражнений лечебной гимнастики, сидя на стуле.

(по материалам Л.А.Горячкиной «Аллергия, конституция, наследственность и иммунитет»).

Первое упражнение: Прислониться к спинке стула, ноги на ширине плеч, полусогнуты, руки на коленях. Расслабить мышцы. Не отрывая пятки от пола, приподнять носки, а затем уронить их. Повтор 6-8 раз. Дыхание произвольное.

Второе упражнение: Попеременно поднимать согнутые в коленях ноги сантиметров на 10-15и «уронить» их. Повторить 3-6 раз.

Третье упражнение: Приподнять согнутую в локте руку, «уронить» ее. То же другой рукой. Повторить 3-6 раз. Дыхание произвольное.

Четвертое упражнение: Сесть прямо, не прислоняться к спинке стула, наклонить вправо и, как маятником, покачивать 8-10 раз правой рукой, встряхнуть ее и расслабить, оставить опущенной, вдоль тела. То же другой рукой.

Пятое упражнение : Поднять вверх голову, посмотреть на вдохе в потолок, на выдохе расслаблено уронить ее на грудь. Повторить 2-4 раза. Расслабиться, посидеть 30-60 секунд. Дыхание произвольное.

Шестое упражнение : Поочередно сгибать и выпрямлять в коленном суставе ноги, при этом стопы скользят по полу. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

Седьмое упражнение : Сесть на край стула, опираясь на его спинку. Одну руку держать на груди, другую на животе. Диафрагмальное дыхание: на вдохе выпячивать живот, на выдохе втягивать. Повторить 3-6 раз. Упражнение выполнять 3-4 раза в день.

Восьмое упражнение : Слегка развести руки в стороны вдох, обнять себя, прижать подбородок к груди — медленный выдох через сомкнутые трубочкой губы. Повтор 5-8 раз. Затем расслаблено покачать руками, отдохнуть.

Девятое упражнение : На вдохе развести руки в стороны, медленно выдыхая, подтянуть руками колено к подбородку, при этом произносить звук «ж-ж-ж-ж-ж» то же другой ногой. Повтор 5-6 раз. Расслабиться, спокойно отдохнуть 20-30 секунд.

Десятое упражнение : Сесть прямо, не прислоняясь к спинке стула. На вдохе кисти привезти к плечам. Медленно выдыхая произнести звук «з-з-з-з», после чего сделать 2-4 круговые движения локтями вперед. Расслабленно «уронить» руки, отдохнуть. Повторить 4-8 раз.

Одиннадцатое упражнение : На вдохе поднять руки вверх, посмотреть на них. Медленно выдыхая, слегка наклониться вперед, а затем скользить руками по передней поверхности ног. Повторить 4-6 раз.

Теперь повторить седьмое упражнение (диафрагмальное дыхание). Отдохнуть.

Первые две недели заниматься ЛФК один раз в день, а затем – два раза (утром и во второй половине дня). Комплекс могут выполнять все, страдающие бронхиальной астмой и недавно перенесшие обострение.

Подготовила инструктор ЛФК отделения ЛФК и спортивной медицины Буряк М.Е.

Профилактика бронхиальной астмы

Профилактика бронхиальной астмы

В комплексной терапии больного бронхиальной астмой, направленной на урегулирование у него высшей нервной деятельности, — повышение нервно – психического тонуса, применение специфической терапии, воздействие на вегетативную нервную систему, большое место должно быть отведено применению лечебной физической культуры. Физические упражнения воздействуют через нервную систему больных, способствуют восстановлению нормальных регуляций дыхательного аппарата и снятию патологических кортико-висцеральных рефлексов, оказывают психотерапевтическое воздействие, способствуют поднятию нервного тонуса.

Как показывают спирографические и пневмотахометрические исследования, применение поначалу простых дыхательных упражнений и дыхательной гимнастики с произношением звуков рефлекторно уменьшает у больного спазм бронхов и бронхиол. Поступление в кровь во время выполнения физических упражнений большого количества адреналина и возникновение преобладания симпатической иннервации также будут способствовать уменьшению и ликвидации у больного наклонности к спазму бронхов и бронхиол. При этом усиливается и трофическое влияние нервной системы, что продолжительно сказывается на восстановление у больного нарушенного обмена веществ.

Читайте также  Родничок у ребенка в 6 месяцев

Все изложенное дает основание считать целесообразным применение при бронхиальной астме ЛФК как патогенетической терапии, которая в общем комплексе лечения, будет способствовать ослаблению, предупреждению и даже прекращению у отдельных больных приступов болезни.

Учитывая психотерапевтическое воздействие физических упражнений, необходимо обращать внимание на повышение эмоционального тонуса у больных (соответствующий подбор упражнений с элементами легких спортивных игр, обращать внимание больных на появившиеся положительные результаты в процессе занятий лечебной гимнастикой). К комплексу упражнений необходимо добавить ходьбу.

Тренировку в ходьбе следует начинать с одновременной выработкой у больного навыка управления своим дыханием. Такая тренировка должна проводиться ежедневно (если нет противопоказаний) и строится таким образом: с каждым днем должны проходить все более значительное расстояние с последовательным увеличением темпа движений и уменьшением числа остановок по мере адаптации организма больного к движению. Не следует допускать, чтобы больные производили форсированные вдох и выдох: необходимо приучить их делать вдох через нос, а выдох – более продолжительный через рот (использование носоглоточного рефлекса).

Рациональная дыхательная гимнастика

По К.П. Бутейко (волевая ликвидация глубокого дыхания)

Этот комплекс заключается в постепенном уменьшении глубины дыхания путем постоянного расслабления дыхательной мускулатуры, либо задержек дыхания до появления ощущения легкого недостатка воздуха. Тренировки производятся в условиях покоя и мышечной релаксации. Дышать следует только через нос.

Основные этапы методики:

· удобно сесть, расслабиться, сосредоточить внимание на дыхании;

· выполнить спокойный поверхностный вдох в течение 3 секунд (вдох от носа доходит только до ключиц);

· произвести спокойный сдержанный выдох в течение 3-4 секунд;

· задержать дыхание после выдоха (вначале на 3-4 сек, затем постепенно, по мере тренированности, длительность апное увеличивается). Задержка дыхания вызывает на короткое время гипоксемию и гиперкапию;

· выполнить спокойный неглубокий вдох и т.д.

Время максимальной задержки дыхания больной должен ежедневно записывать в дневнике, который врач контролирует при повторных приемах, вначале через неделю, после улучшения состояния – 1 раз в месяц и далее 1 раз в квартал. Длительность задержки дыхания больной определяет с помощью мысленного счета секунд. Тренировки дыхательных пауз проводятся следующим образом: в состоянии покоя с перерывами 5 минут нужно повторно задерживать дыхание после неглубокого вдоха, стремясь удлинить паузу. Число таких задержек в течение дня определяется по суммарному времени дыхательных пауз, которое должно за день составлять около 10 минут. При дыхательной паузе в 15 секунд число повторений должно быть около 40, а при задержке на выдохе в 20 сек – около 30.

При систематических тренировках и благоприятной динамике заболевания, паузы постепенно удлиняются; в течение 1-2 недель задержка дыхания на выдохе достигает 25-30сек, а через 1,5-2 месяца доходит до 45-60мин 4-5 раз в сутки. Терапевтический эффект наступает через 2-3 недели.

· НК, вызванная декомплексным хранением легочного сердца или другими причинами;

· психические заболевания или психопатия с негативным отношением к ВЛГД;

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Эта гимнастика была разработана педагогом – вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой несколько десятилетий назад (так называемая «актерская» дыхательная гимнастика). Эта гимнастика чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

· восстанавливает нарушенное носовое дыхание

· улучшает дренажную функцию бронхов

· устраняет некоторые морфологические изменения в бронхиальной астме

· способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков ткани, восстановлению кровообращения и лимфообращения, устранению местных застойных явлений

· положительно влияет на обменные процессы

· налаживает нарушение функции ССС

· исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника

· способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС

· повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние

В стрельниковой дыхательной гимнастике динамические дыхательные упражнения сопровождаются движением рук, туловища и ног. Эти движения соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку).

Основной комплекс дыхательных упражнений:

· упражнение «ладошки»- разминочное

· «насос» (накачивание шины)

· «кошка» (приседание с поворотом)

· «обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

· «большой маятник» («насос»+»обними плечи»)

Хороший копирующий приступ эффект можно получить выполняя упражнение «насос». Предварительно надеть на талию широкий ремень (одеть не свободно, но и не туго). Шумно шмыгать носом (сидя с опущенной головой), поясницей упираясь в пояс, ощущайте его, посылая вдох в спину на предельную глубину легких. Остановить приступ удушья можно с помощью упражнений «обними плечи» и «повороты головы» (оба упражнения выполнять сидя). Все упражнения делятся по 2-4 вдоха движения подряд, без остановки. Затем отдых до 10 сек и снова по 2 или 4 вдоха — движения.

Тренажер дыхательный индивидуальный

ТДИ – 01 (ингалятор Фролова).

Предназначен для дыхательных тренировок с целью профилактики и лечения различных заболеваний, повышенных иммунитетных и адаптационных возможностей организма, реабилитации и восстановления при неблагоприятных (включая радиацию) экологических и производственных факторах, стрессах.

С помощью ТДИ 01 можно проводить ингаляции паро-воздушных смесей и масляных аэрозолей.

Тренажер обеспечивает тренировку дыхательной мускулатуры с созданием сопротивления дыханию, как при вдохе, так и при выдохе. Кроме того, осуществляется дыхательная тренировка в режиме так называемого «адаптационного дыхания», обеспечившего физиологическую адаптацию организма в условиях повышенной концентрации углекислого газа и пониженного содержания О2 во вдыхаемой газовой смеси. Лечебно-профилактический эффект при заболеваниях не только дыхательной, но и других систем организма обеспечивается созданием гипоксически — гиперкапния газовой смеси, стимулирующей иммуно-приспособительные механизмы.

ТДИ – 01 представляет собой контейнер из нетоксичной пластмассы и состоит из трех цилиндрических камер и дыхательной трубки. Внутренняя камера, с которой соединяется трубка, состоит из корпуса и съемной насадки с отверстием. Средняя камера представляет собой стакан с крышкой и имеет на внутренней поверхности выступ, соответствующий уровню наливаемой жидкости. Наружная камера состоит из данной части и трех колец, которые образуют емкость. Вместо колец, можно использовать стеклянные банки емкостью 0,5; 0,7; 1,0 л, которые закрываются наружной крышкой, перевернутой на 180о При дыхании через нос используется насадка для носа, надеваемая на дыхательную трубку.

Порядок работы в качестве ингалятора.

В стакан налить 20 мл дистиллированной воды или настоя лекарственных трав. Внутренняя камера вставляется в стакан и соединяется с дыхательной трубкой, через которую дышит пациент. Для подогрева увлажняющей и ингалируемой жидкости стакан погружают в водяную баню или емкость с горячей водой. Пациент осуществляет вдох и выдох через трубку, и камеру с жидкостью.

Обязательным условием использования тренажера является предварительное обучение диафрагмальному типу дыхания. Ингаляции проводятся при вдыхании через рот (или нос – с использованием насадки). Дыхание через трубку должно быть свободным, комфортным, но не форсированным. Выход должен превышать вдох по времени в два и даже в три раза. При этом, как правило, сопротивление на вдохе составляет 5-8 см. вод. ст. Сопротивление зависит от объема жидкости, налитой в увлажняющую камеру. Неоднократное и регулярное применение тренажера в этом режиме (4-5 раз в день по 10-15 мин) приводит к положительному эффекту: увлажнению дыхательных путей, разжижению и лучшему отхождению мокроты, уменьшению бронхиальной обструкции, смягчению кашля, уменьшению одышки.

Порядок работы в качестве дыхательного тренажера

Тренажер собирается также. Далее он устанавливается в наружную камеру и герметично закрывается крышкой. Для этого дыхательная трубка сначала вставляется в центральное отверстие крышки наружной камеры, а затем надевается на горловину внутренней камеры этой крышкой. Наружная камера состоит из основания и трех пластмассовых колец для создания ступенчатой регулировки ее объема.

Начинать тренировку следует сначала с наружной камерой из одного кольца, что соответствует объему 0,9 л, затем постепенно в процессе тренировки можно увеличить объем еще на одно кольцо (объем 103 л.). Использование трех колец соответствует объему 1,7 л. Дыхание должно быть обязательно диафрагмальным с возрастающей по времени задержкой дыхания и фазы выдоха. Тренажер устанавливается так, чтобы дыхательная трубка была на уровне рта пациента. Следует спокойно и ровно дышать через прибор, закрыв нос пальцами. Вслед за спокойным вдохом 2 сек осуществляется задержка дыхания на 2-3сек, затем продолжительный (до 4-5 сек) «ступенчатый» выдох. Постепенно удлиняется продолжительность дыхательного цикла за счет продолжительности паузы после вдоха и выдоха. Желательно контролировать время циклов секундомером.

Особое внимание обращается на выполнение «ступенчатого» выдоха. Каждая «ступень» состоит из короткого — 2-3 сек выдоха и паузы 2-3сек. По мере изменения продолжительности выдоха этих «ступеней», т.е коротких выдохов и пауз, становится все больше. Необходимо стремиться к ритмичности их чередования. Возникновение после каждого короткого («ступенчатого») выдоха рефлексы на вдох и ощущение нехватки воздуха подавляются за счет такого приема: в период каждой паузы следует на 1-1,5 сек напрячь мышцы глотки, шеи, а затем проконтролировать расслабленные мышцы живота.

При этом дыхание должно быть свободным и «комфортным» без излишних усилий и напряжения дыхательной мускулатуры. Систематическая тренировка дыхания с постепенным увеличением сеансов от 5 до 20 мин приводит к улучшению отхождения мокроты и улучшению легочной вентиляции. Тренажер может применяться как взрослыми, так и детьми, но для детей с объемом наружной камеры от 0,5 до 0,9л.

Продолжительность тренировки подбирается индивидуально и может варьировать с 5 до 20 мин на протяжении 5-14 дней, а при необходимости и дольше

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: