Должен знать ребенок 2 месяца

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЁНОК В 2 ГОДА

Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.

РЕЧЬ РЕБЕНКА В 2 ГОДА

Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов. Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.

Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.

В лексиконе малышей начинают появляться прилагательные и местоимения. Нередко двухлетние крохи говорят о себе в третьем лице. На смену упрощенным словам («ням-ням», «бух») приходят правильные (кушать, упал). По просьбе родителей ребенок показывает на картинке различные предметы, понимает непродолжительный рассказ о знакомых событиях.

В отличие от годовалых малышей, их уже не интересует бесцельное перемещение в пространстве. Они не следуют инстинктам и рефлексам, а стремятся направить свою активность в полезное русло.

К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие действия:

· перешагивают через препятствия;

· поднимаются и спускаются по лестнице или наклонной плоскости;

· совершают небольшие пробежки;

· умеют невысоко подпрыгивать;

· ходят по бревнышку или бордюру;

Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.

Координация движений

К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 2 ГОДА

Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:

· В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;

· группируют предметы по оттенкам;

· определяют геометрические фигуры и указывают на них;

· распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);

· знают цифры и умеют считать; ( Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет).

По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).

В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.

Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.

Юные леди старательно привлекают к себе внимание и бурно реагируют на похвалу в свой адрес. Девочки оценивают взрослых с позиции их отношения к ним. Двухлетние малышки думают примерно так: «Этот дядя хороший. Он принес мне шоколадку и дал поиграть со своими очками».

Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.

Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.

Девочки

Мальчики

Понимают, что девочки носят платья и когда вырастут, будут похожими на мам.

Понимают, что мальчикам не положено надевать юбочки, им нужно быть мужественными, сильными и терпеливыми, как папы.

Более спокойны и уравновешены.

Более активные и шустрые.

Лучше развиты речь, воображение и усидчивость.

Не любят занятия, где надо сидеть дольше

5 минут, к творчеству равнодушны.

Постоянно нуждаются в одобрении

Во всем проявляют самостоятельность.

Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.

При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях.

Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.

В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.

Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.

Как правило, в 2 года ребенок умеет без помощи родителей:

· кушать ложкой жидкую пищу;

· умываться и мыть руки;

· ходить на горшок;

· надевать некоторые вещи.

КРАТКАЯ ТАБЛИЦА НАВЫКОВ

Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?

Вот так выглядит список его возможностей:

Речь

· Произносит порядка 200-300 слов;

· Упрощенные слова заменяет правильными (не «мяу», а киса; не «би-би», а машина);

· Использует местоимения и прилагательные;

· Называет объекты, изображенные на картинке.

Эмоции и общение

· Охотно идет на контакт с окружающими;

· При общении проявляет яркие эмоции через возгласы, мимику, движения;

· Болезненно реагирует на свои неудачи и радуется успехам;

· Упрямится, настаивает на своем;

· Плачет от обиды или при расставании с мамой;

· Осознает свою гендерную принадлежность.

Познание

· Различает от 4 до 8 цветов;

· Группирует предметы по цвету;

· Узнает различные геометрические фигуры;

· Распознает объекты по весу, фактуре, температуре;

· Говорит и показывает, сколько ему лет;

· Выстраивает цепочку последовательных действий.

Физическая активность

· Уверенно ходит и бегает;

· Поднимается и спускается с лестницы или наклонной поверхности;

· Перешагивает через препятствия, ходит по бревнышку, подпрыгивает;

Изобразительная

деятельность

· Рисует линии на листе;

· Использует пластилин по назначению.

Бытовые навыки

· Ходит на горшок;

· Ест ложкой жидкую пищу;

· Моет руки и умывает лицо;

· Надевает некоторые вещи (шапку, варежки, носки);

· Умеет пользоваться носовым платком.

ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА

Что же касается физических параметров двухлетних малышей, то они являются сугубо индивидуальными и напрямую зависят от генетических факторов и особенностей развития крохи. Так или иначе, существуют определенные нормы, выведенные российскими педиатрами и Всемирной Организацией Здравоохранения. Приведем данные показатели в виде таблиц.

Что умеет и должен уметь ребенок в 2 месяца

Те, кто недавно стал родителями, всегда пребывают в тревогах о здоровье своего малыша. Несмотря на особенный темп развития каждого ребенка, этот процесс всё же подчинен общим, давно выявленным закономерностям. После того, как у крохи пройдет период адаптации к новому способу существования, его тело и психика начинают активно совершенствоваться, изменяясь практически ежедневно.

что умеет и должен уметь ребенок в 2 месяца

В два месяца ребенок уже демонстрирует такой прогресс во всех сферах, что этому невозможно не удивляться. Именно об этом возрасте мы и поговорим сегодня. Эта статья поможет родителям понять, что должен уметь ребенок в 2 месяца, и оценить первые успехи своего малютки.

Навыки и умения ребенка в 2 месяца

  1. В 2 месяца малыш хорошо и уверенно держит голову. Находясь на руках у взрослого, он видит мир в новом ракурсе, что, конечно, вызывает огромный интерес ко всему происходящему. Ребенок умеет поворачивать голову вправо и влево, рассматривая все вокруг.
  2. В комплексе с предыдущим навыком у ребенка появляется так называемая реакция «что такое?». В 2 месяца это реакция именно на звуковой раздражитель: когда малыш слышит звук, он поворачивает головку в сторону его источника. Особенно явно ребенок реагирует на голоса близких людей, и на них он выдает еще одну реакцию, на сей раз эмоциональную. Речь идет об улыбке (подробнее – в следующем пункте).
  3. Со второго месяца начинает развиваться эмоциональная сфера. Одна из самых ярких эмоциональных реакций малыша – улыбка в ответ на голос или появление близкого человека. Первые улыбки детей обычно непроизвольны и происходят во сне. В отличие от них, улыбка двухмесячного малыша уже определенно выражает его радость от близости с взрослым. Малышу достаточно услышать мамин голос, чтобы радостно улыбнуться, ведь мама – островок стабильности и безопасности в пока еще непонятном мире.
  4. Выражать свои эмоции ребенок в два месяца умеет уже не только с помощью улыбки. Диапазон его эмоциональных реакций становится все больше: развивается мимика, интонации. В этом возрасте даже плакать ребенок может с разным выражением, в зависимости от причины. Это может быть возмущенный, призывающий или жалобный плач. Родители и те, кто проводит много времени с крохой, быстро научаются определять эмоции и настроение ребенка. Кроха уже понимает, что его плач становится причиной появления мамы рядом.
  5. Большие сдвиги наблюдаются в развитии зрения. Двухмесячный карапуз уже умеет фокусировать взгляд на неподвижном предмете. В 2 месяца кроха готов подолгу разглядывать подвешенную над кроваткой игрушку. Кстати, самый лучший объект для рассматривания – мамино лицо, но поскольку для мамы вряд ли возможно подолгу стоять, склонившись над кроваткой, выберите подвесную игрушку. Удачный вариант для ребенка двух месяцев – яркий шар, размером примерно с человеческое лицо. Еще хороший вариан, мобиль.
  6. В возрасте 2-х месяцев можно уже говорить о наличии предпосылок для развития речи. Кроме плача малыш начинает произносить первые звуки. Гуление 2-месячного малыша стало более громкое и частое. Звуки, издаваемые младенцем, становятся более четкими. Они представляют собой преимущественно гласные – «е», «и», «у», «о», «а». Сам ребенок обычно очень удивляется воспроизведенным звукам, замирает и прислушивается. Со временем звуки станут длиннее, и произноситься будут все чаще и чаще.
  7. К двум месяцам у ребенка улучшается координация движений. Мышечный гипертонус, характерный для новорожденных, при отсутствии неврологических патологий проходит к окончанию первого месяца, а в 2 месяца ребенок умеет уже совершать произвольные движения ручками и ножками. Более того, зарождается называемое научным языком зрительно-направленное доставание. Внешне это можно наблюдать как попытки дотянуться до игрушки, которая находится перед малышом. Каким бы простым не казался этот процесс взрослым, для ребенка эта задача ещё трудна. Малышу нужно с помощью глазомера определить расстояние до предмета, протянуть руку в нужную сторону и на нужную длину. Попытки проделать все это появляются как раз в 2 месяца.
  8. Лежа на спине, малыш активно изучает свои ручки и ножки, которые частенько попадают в поле зрения. Если вложить ребенку в ручку погремушку – он крепко ухватит ее и тоже будет рассматривать. Многие детки в 2 месяца уже пытаются попробовать новый предмет на зуб. Если погремушка издает какой-то звук – малыш прислушивается и научается связывать движения собственных ручек и звук, то есть он начинает понимать, что погремушка бренчит потому, что он трясет ее свое ручкой.
  9. Окрепшие мышцы спинки и шеи позволяют двухмесячному ребенку приподнимать головку и некоторое время удерживать ее, лежа на животе. Зачастую ребенок вообще отрывает все конечности от горизонтальной поверхности и совершает ручками и ножками движения, напоминающие плавание.
  10. Кстати о плавании. В 2 месяца ребенок действительно способен проплыть несколько метров под водой. Его «плавательные» навыки и еще присутствующий рефлекс задержки дыхания как раз и лежат в основе грудничкового плавания. Если вы являетесь сторонником такого вида физнагрузки, или если имеются какие-то показания для водных занятий, два месяца – самое время начать.
  11. Лежа на боку, ребенок уже научился переворачиваться на спину.
  12. Малыш уже привыкает к стандартной череде действий, которые происходят в течение дня, поэтому можно озадачиться формированием режима дня. Порядка недели достаточно для того, чтобы ребенок научился засыпать на ночь и пробуждаться утром в одно и то же время. В 2 месяца ребенок уже способен отличать день от ночи, и это умение нужно закрепить. Чуть позже можно будет выстроить и дневной режим.
Читайте также  Головная боль и тошнота у ребенка

что умеет ребенок в 2 месяца

Теперь мы видим, какой большой шаг в развитии сделал малыш. Когда находишься с ребенком ежедневно, сложно заметить появление новых навыков, поэтому родители порой не могут четко увидеть, чему научился ребенок за 2 месяца. Опираясь на этот перечень, каждый сможет оценить развитие своего малыша и помочь ему в освоении новых навыков.

Видео: что умеет ребенок в 2 месяца

Развитие ребёнка в 2 месяца – что должен уметь малыш

ребенок в 2 месяца

Развитие

На втором месяце жизни новорождённый стремительно растёт, с любопытством изучая мир вокруг себя. Детские органы и системы активно совершенствуются и адаптируются к новым условиям. Грудничок уже узнаёт маму и приветствует её движениями всего тела.

Родителям нужно знать, что должен уметь ребёнок в 2 месяца, чтобы отслеживать правильность развития крохи. Вся необходимая для мам информация – в статье.

Показатели здоровья

Развитие ребёнка в 2 месяца продолжает прогрессировать. Малыш набирает около 800 граммов – вес ребёнка в 2 месяца составляет примерно 5 кг (для мальчиков и девочек значения варьируются).

Кроха стремительно растёт – его рост может увеличиться аж на 6 см. Объём грудной клетки возрастает на 2 см, а окружность головы на 1,5 см.

В этот период грудничок начинает меньше спать, так как ему требуется больше времени для изучения своих возможностей и граней окружающего пространства.

Врождённые рефлексы постепенно угасают, устанавливаются собственные привычки и характер.

Обязательные умения 2-месячного крохи

Мамы замечают много преображений, когда малышу уже два месяца.

что должен уметь ребенок в 2 месяца

  1. Улыбаться в ответ на мамино внимание, игру. Увеличивается эмоциональный спектр – грудничок способен радоваться, негодовать, обижаться, привлекать внимание родителей.
  2. Фиксировать взгляд и внимательно изучать интересуемый объект. Малыши этого возраст любят подолгу смотреть на мамино лицо, им нравятся яркие игрушки.
  3. Распознавать различные звуки и различать материнский голос. На мамины голосовые вибрации малыш всегда реагирует, поворачиваясь в её сторону.
  4. Поднимать и удерживать голову, лёжа на животе. При этом карапуз отрывает свой плечевой пояс от поверхности.
  5. Гулить. Звуки, издаваемые малюткой, выражаются более чётко.
  6. Рефлекторно захватывать пальчиками предметы, которые вы вкладываете ему в ручки.
  7. Поворачиваться на спину при нахождении на боку.

Младенец начинает улавливать причинно-следственные связи. Малютка уже осознал, что стоит ему заплакать, как мама тут же окажется рядом.

Изменения физиологического характера

В 2 месяца у ребёнка улучшается функционирование многих органов и систем:

  1. Слюнные железы начинают работать в обычном режиме, что позволяет крохе комфортно питаться. Новорождённый начинает более плотно захватывать мамин сосок, благодаря чему заглатывается меньше воздуха – в результате меньше колик.
  2. Совершенствуется работа пищеварительной системы. В кишечнике появляется полезная микрофлора, в желудке синтезируются ферменты и соки, изменяется характер стула.
  3. Угасание врождённых рефлексов. Мышечный гипертонус изначально исчезает в верхних конечностях, а затем – в нижних. Устраняется рефлекс ползания – ребёнок не отталкивается от ладони, подставленной под его ступни.
  4. Изменяется кровяная формула, сердечное функционирование.
  5. У двухмесячного ребёнка улучшается зрительная функция. Он хорошо видит предметы, расположенные в полуметре от него, но ещё не способен фиксировать то, что быстро перемещается.

Кроха производит около 6 мочеиспусканий за сутки. Частота дефекаций зависит от типа вскармливания: детки-искусственники опорожняют кишечник примерно 4 раза в день, малыши на естественном вскармливании – до 10 раз.

Стимулирующие занятия

Чтобы помочь физическому росту крохи (от которого зависит интеллектуальное становление), нужно знать, как развивать ребёнка в 2 месяца.

  • делать своему чаду гимнастику, массаж;
  • проводить воздушные ванны : для этого разденьте дитя, и уложите его на мягкую поверхность (первый сеанс не должен длиться дольше пары минут);
  • ежедневно гулять на улице;
  • выкладывать карапуза на животик, чтобы он мог тренироваться держать голову.

Носите ребёнка на руках, и знакомьте с окружающим пространством. Произносите вслух названия предметов и указывайте на них.

Развитие моторики

Для совершенствования навыков удерживания предметов, улучшения моторики и тактильной восприимчивости, вкладывайте в детские ручки всевозможные предметы. Это могут быть шарики (пластмассовые, резиновые, деревянные), небольшие мягкие игрушки, погремушки.

Вкладывайте предметы в раскрытые ладони малютки, чтобы он рефлекторно их захватывал. А для стимуляции умения захватывать рекомендуется привязать игрушку к ленточке, и опускать её малышу.

Развитие слуха

Классические музыкальные произведения и музыкальные игрушки способствуют улучшению слуховой функции. Уложите младенца на спину, возьмите погремушку и потрясите ей.

Следите за реакцией ребёнка – его внимание будет приковано к любопытному предмету. Затем переместите погремушку подальше, и потрясите ей. Младенец начнёт искать источник звука, тренируя зрение.

Развитие зрения

Чтобы усовершенствовать работу зрительных органов, надевайте на своё чадо яркие предметы одежды, окружайте его разноцветными игрушками.

игрушки для ребенка в 2 месяца

Дети особенно любят наблюдать за игрушками, повешенными над кроваткой, в коляске. Они изучают их, пытаясь схватить.

Режим сна и бодрствования

Нельзя сказать, что у 2-месячного малыша существует определённый режим дня, он появляется после 3 месяцев. Но всё же происходит некоторое упорядочение графика. Активность и сон ребёнка привязаны к кормлению.

что умеет ребенок в 2 месяца

Если малютка находится на грудном скармливании, и ест по требованию, то он может поесть несколько раз за час. У деток-искусственников распорядок дня более чёткий. Они принимают смесь около 9 раз за день, съедая до 120 мл за один раз.

Если кроха здоров, и его развитие соответствует нормам, то период бодрствования длится от получаса до 1,5 часа.

Ночной сон должен быть самым продолжительным, так как ночью происходит интенсивный рост детского организма. 2-месячные дети просыпаются ночью около 2-3 раз. Чтобы полноценно выспаться, многие мамы практикуют совместный сон.

Специфические проблемы и их решение

Самое неприятное явление, которое случается с большинством малышей до 3 месяцев, – колики. Появление колик объясняется физиологической незрелостью кишечника, при этом ребёнок ощущает:

  • вздутие;
  • метеоризм;
  • болезненные ощущения в животе.

Колики считаются и нормой и в большинстве случаев не требуют лечения. Но если они приносят ощутимый дискомфорт, мешают сну малыша и вызывают сильный плач, то необходимо облегчить состояние крохи.

  • почаще выкладывайте своё чадо на животик – делайте это несколько раз в сутки до еды, это улучшает функционирование кишечника;
  • держите ребёнка «столбиком» сразу после кормления, так выйдет лишний воздух;
  • делайте гимнастику – прижимайте ножки малютки к животику и распрямляйте их, это способствует устранению болезненности и выходу газов;
  • массируйте животик грудничка по часовой стрелке, это налаживает пищеварение.

Если малыш не унимается, дайте ему Эспумизан.

У ребёнка в два месяца можно заметить сыпь на лице. Высыпания являются нормой, их появления объясняется влиянием материнских гормонов. Такие прыщики проходят самостоятельно.

Чтобы ускорить процесс очищения кожи, рекомендуется купать малютку в отварах трав (череда, ромашка).

Мама также может заметить опрелости у ребёнка. Это связано с редкой сменой подгузника, отсутствием воздушных ванн, недостаточной гигиеной.

Рекомендации по уходу

Ухаживая за двухмесячным малышом, следует умывать его каждый день, протирать глаза, уши и лицо влажными салфетками. Подмывайте ребёнка после каждой дефекации.

Читайте также  Гимнастика в бассейне для детей

Педиатры рекомендуют купать малютку ежедневно в течение 5 минут, температура воды не должна превышать 37 градусов.

Следите за состоянием пупочной раны. При необходимости обрабатывайте её перекисью водорода. Если из ранки появляются какие-либо выделения, сообщите педиатру. Обычно пупок заживает к концу первого месяца жизни.

Наблюдайте за общим состоянием крохи, периодически измеряйте температуру тела – нормальными считаются показатели не выше 37,2 градуса. В этот период также нужно посетить ортопеда, невролога, окулиста.

Заключение

Темпы развития малыша в два месяца должны соответствовать установленным нормам. Чтобы простимулировать физическое становление малыша, ежедневно занимайтесь с ним, разговаривайте, делайте массаж.

Дарите ребёнку свою любовь и заботу, а он будет отвечать вам улыбкой и новыми достижениями.

Развитие ребенка во второй месяц жизни

Развитие ребенка в 1 месяц (второй месяц жизни)

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка — знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца — интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше — пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки — в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания — ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он — нас.

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность — малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов — надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120—140 за раз, а за шесть кормлений — около 800!

Природой это предусмотрено — на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать — сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании — именно при грудном! — необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет — сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время — перед вечерним кормлением — его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, — не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа — это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками. Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» — говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это — домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Читайте также  Линекс ребенку 3 месяца

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Из медикаментозных средств врачи рекомендуют эспумизан.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом — не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе — при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены — трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова — левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И — срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж — дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника — повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника — рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека — трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы — защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление — это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает «реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, «кхе”, «ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает «жалобное” ворчание…
  • Протяжное «агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

Развитие ребенка на втором месяце жизни

Младенец меняется практически ежедневно, развиваясь и изучая возможности своего тела, интересуясь все активней окружающим его миром. В два месяца ребенок продолжает адаптироваться к новой и довольно агрессивной среде. Чтобы помочь ему справиться с возникающими сложностями, нужно знать, как проходит развитие грудных детей и что умеет ребенок в 2 месяца.

Рефлексы, движения и психология

Первоначальные рефлексы детей на втором месяце жизни постепенно угасают, а некоторые из них сменяются на осмысленные и контролируемые движения.
В этот период детки начинают осваивать возможности собственного тела, начинают контролировать свои конечности и еще неловко, но все же управлять ими.

Так что должен уметь ребенок в 2 месяца?

  1. Лежа на животе, грудничок может до минуты удерживать приподнятую голову. Для того, чтобы ребенок тренировался и укреплял свои мышцы, почаще выкладывайте его на животик, такие процедуры лучше делать до еды.
  2. Малыш удерживает в руках игрушку, хватает пальчиками все, до чего может дотянуться. Так малыш изучает возможности своего тела и окружающие его предметы, хватательные навыки активно развиваются.
  3. Если у месячного малыша все мышцы, в период бодрствования, были в постоянном тонусе, то в два месяца ребенок может некоторое время лежать, полностью расслабившись.
  4. В два месяца у детей снижается количество непроизвольных сокращений мышц, и если вы пеленали месячного малыша, то теперь можете постепенно предоставлять ему свободу во сне.
  5. Движения конечностей становятся более плавными, нежели у месячного младенца, теперь он не делает резких вскидываний, которые пугают его самого.

Органы чувств

Помимо двигательной активности, очень важно и развитие органов чувств малыша, ведь зрение и слух – это основные двигатели «эволюции» грудничков.

Зрение

Глаза у младенца на втором месяце жизни постепенно начинают видеть так, как положено. Развитие ребенка в 2 месяца идет активными темпами. Мышцы органов зрения постепенно крепнут, и он уже может дольше фокусироваться на объектах, провожать взглядом движущиеся предметы и даже узнавать лица родных ему людей.

В отличие от новорожденных, дети в 2 месяца уже могут различать контрастные яркие цвета, поэтому вы можете использовать яркие игрушки, продолжая тренировать глазки малыша. Привлекайте внимание грудничка красными, зелеными и желтыми объектами, постепенно смещая их в сторону. Ребенок будет не только провожать их взглядом, но и делать попытки поворачивать головку.

Вместе со зрением развивается и слух младенца. Он уже может определять, откуда исходит звук, и может различать по голосам родителей и близких. Это происходит потому, что околоплодные воды, присутствовавшие в первый месяц жизни в среднем ухе, постепенно всосались, и из-за этого качество получаемого звука улучшилось. Кроме того, развивается и мозг малыша, и он начинает понимать причинно следственные связи, если потрясти в стороне знакомой малышу погремушкой, он подумает, откуда исходил звук, и повернется в том направлении.

Сон детей на втором месяце жизни все еще занимает около 18 часов в сутки. Дети просыпаются только для того, чтобы покушать, в том числе и ночью. Поскольку грудничок кушает больше молока за одно кормление, перерывы на сон становятся длительней.

Эмоции

Двухмесячный ребенок уже вполне умеет выражать свои эмоции. Когда он чем-то доволен или рад приходу папы с работы, малыш может улыбаться и даже гулить. Выражение эмоций становится более осознанным, а к 5-6 неделе жизни грудничок может даже смеяться.

Вес и рост

За второй месяц жизни грудничок набирает в среднем 800 грамм, рост его увеличивается примерно на 4 см, а окружность головки на 2 см. Набор веса в основном зависит от аппетита и старания малыша при сосании груди. Также, согласно статистике ВОЗ, двухмесячный мальчик поправится за указанный период больше, чем девочка.

Кормление

Подобное активное развитие требует большое количество энергии и питательных веществ, в среднем малыш на втором месяце жизни в сутки съедает 800 грамм молока или искусственной смеси. Но не нужно волноваться, если малыш кушает меньше или, наоборот, переедает. Ребенок выпивает ровно столько молока, сколько требуется ему для развития на данном этапе. Если грудничок прекрасно себя чувствует, улыбчив и активен, значит того объема, что он получает за одно кормление, ему вполне достаточно.

Если режим питания и сна нарушен или еще не налажен, ребенок помалу спит и постоянно просыпается, чтобы ненадолго припасть к груди, вам нужно обратиться к педиатру за консультацией. Дело в том, что при такой манере питания малыш будет съедать только сладкое «переднее» молоко, не обладающее питательной ценностью. Самое полезное молоко, способное дать младенцу все нужные для нормального развития ребенка вещества, остается в груди или сцеживается мамой. Кратковременный сон также мало способствует полноценному функционированию систем грудничка.

Чему нужно уделить особое внимание на втором месяце?

Кажется, что рост малыша и обретение им новых навыков происходит словно само собой, родителям следует знать, как развивать ребенка в 2 месяца и чем помочь ему закрепить полученные умения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: