Доклад безопасность жизнедеятельности детей

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Во-первых , надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения.

Во-вторых , научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

В-третьих , развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области:

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов- как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные цели и задачи:

Формирование основ безопасности. Это формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Во второй младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

В средней группе: Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

В старшей группе: Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.

В подготовительной группе: Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё.

В разделе: «Безопасность на дорогах».

Во второй младшей группе: Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Развивать умения различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого)

В средней группе: Уточнить знания детей о работе милиции. Знакомиться с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «пожарная», «МЧС», «Полиция», трамвай, троллейбус). Знакомить со знаками дорожного движения («Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта») .

В старшей группе: Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут дети. Продолжать знакомить с ПДД. Правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомить с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,

«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

В подготовительной группе: Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

В разделе Безопасность собственной жизнедеятельности.

Во второй младшей группе: Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировать навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

В средней группе: Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомить с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать о работе пожарных, причинах его возникновения и правилах поведения при пожаре.

В старшей группе: Закреплять основы безопасной жизнедеятельности человека. Расширять знания об источниках опасности в быту. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров — 101, — 102, — 103, называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

В подготовительной группе: дети должны оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Умение обращаться за помощью к взрослым.

При организации образовательного процесса важно: составление перспективного плана по ОБЖ на год; анализ работы с детьми по ОБДЖ для разработки технологических карт траектории развития ребенка;

Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам.

Необходимо помнить, что важно то, чтобы все разделы программы были четко учтены в работ с детьми, иначе о дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми:

-занятия, игры- занятия;

— праздники, развлечения, досуги;

— дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;

— наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

— заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

— отгадывание загадок, кроссвордов;

— чтение художественной литературы,

— рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

— сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

— обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения) ;

— встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС,

— участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

— мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) ;

-работа над проектами.

Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театрализованную деятельности.

Условия создания предметно-развивающей среды

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. В неё входит:

— оформление уголка безопасности, который содержит материалы:

(план-схема района, где находится д/сад, макет улицы с дорожными знаками, иллюстрации т. д.) .

— подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД,

Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.

Привлечение родителей к совместной работе также обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность».

Представленная система работы по ОБЖ должна эффективно способствовать выполнению задач образования детей.

Работа с родителями.

Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.

Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети — родители) .

Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Формы работы с родителями:

— родительские собрания; круглые столы ;консультации; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарника, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей;

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице дома, поэтому главная задача педагога- стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта.

Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.

Доклад «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы — педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

Очень важно сотрудничать с семьями воспитанников.

Практика показывает, что многие родители сами не ладят с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях .

Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей.

В работе с детьми в средней группе мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Читайте также  Режим дня ребенка 10 лет на каникулах

При разработке системы работы придерживаемся следующих принципов:

1. Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадет из раздела, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

2. Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.

3. При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.

4. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе:

—комплексные и интегрированные занятия («Службы 01, 02, 03 всегда на страже», «Опасные предметы дома», «Где работает огонь? », «Контакты с незнакомыми людьми дома») ;

— практическое занятие «Дружба с дорожными знаками», Игровое занятие «Юный пожарный», «Чтобы не было беды», цель — обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;

— сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Путешествуем на автомобиле»; «Принимаем гостей дома»;

— игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры, сделанные руками педагогов («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. «Причины пожаров», цель игры — закрепить знание основных причин пожара) и фабричные; сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;

— беседы («Наши верные друзья» (о здоровье, «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый — огонь злой». «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель — рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма.

— знакомство с художественной литературой (К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», », «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар») ;

—продуктивные виды деятельности. Рисование: «Вот эта улица вот этот дом»; «С дымом мешается облако пыли мчатся пожарные автомобили»; «Бытовая техника»; «Кошкин дом»;

познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности»;

-развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом»; «Пожар в лесу»; «Красный, жёлтый, зелёный»;

— экскурсии: «Пешеходный переход» (целевая) ; «Посещение кухни детского сада» (целевая) .

Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.

Изучив литературу, выделили ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.

— Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.) .

— Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого населённого пункта является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д. обеспеченность безопасность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому — детская жизнь.

— Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.

-Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается.

Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Часто дети думают, что опасности подстерегают только героев сказки, и вместе с детьми разыгрываем опасные ситуации: «Взрослый предлагает ребенку пойти с ним куда-нибудь, обещая что-то… », «Взрослый предлагает сесть в машину и покататься», «Взрослый угощает ребенка чем-то вкусным». А также разыгрываем ситуации проблемно–поискового характера: «Похитители и находчивые дети», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Если постучался чужой», «Если позвонил незнакомец, когда ты дома один», «Умей вызвать помощь».

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволяет успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения.

Таким образом, получаемые при изучении основ ОБЖ, связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность дошкольников, важнейшую для сохранения в современной жизни. Эта компетентность позволит дошкольникам в дальнейшем обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества вцелом.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.

В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования основным направлением является создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности. Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка. «Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности» ( статья 1.Закона Р.Ф.от 5 марта 1992г.№ 2446-1)

Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Дети являются уязвимым звеном общества. Из-за отсутствия опыта и небольшого багажа знаний. И ещё, учитывая возрастные особенности, они являются самыми любознательными. Повышенная ответственность педагогического коллектива за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребёнка потребовала работы в данном направлении.

Одной из главных задач является воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации.

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.

Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения и в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребёнку осознать, как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир.

Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывает множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребёнком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.

Об актуальности данной темы можно говорить много и всё будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймём: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан — дошколят. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это даёт обратный результат.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом . Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания.

С родителями, в частности, предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинаров, открытых просмотров, вечера развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

Читайте также  Чем занять ребенка в 11 месяцев мальчик

Педагоги, по данному направлению деятельности должны уделять внимание при работе с детьми, начиная со II младшей группы. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Данная работа ведётся через:

v организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

v совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

v самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать её так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях можно создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Большое внимание необходимо уделять не только укреплению физического здоровья детей, но и их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность детей, надо заботиться о том, чтобы каждый ребёнок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого можно использовать:

v Специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребёнка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный).

v Широкое использование произведений детской художественной литературы. В младшем возрасте предпочтение отдаётся русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. В работе со сказками активно можно использовать приём «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.

v Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.

v Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.

v Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.

v Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т.п.).

v Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.

Осознавая, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, необходимо обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ можно проводить следующие мероприятия:

v Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.

v Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.

v Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.

v Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.

v Использование приёма «домашнее задание», для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме «Безопасное поведение дома».

v Сбор фотоматериалов по теме «Опасные места и предметы быта».

v Участие родителей воспитанников на занятиях, развлечениях.

Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Статья «»Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста». Автор: Буваева Галина Николаевна

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях (Б.Мишин, А.Смирнов и др.) Знания об основах безопасности необходимы на всех этапах жизни человека, работу по формированию этих знаний нужно начинать с дошкольного возраста. (Н.А. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьно­го возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младше­го школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей, по­падающих в дорожно-транспортные происшест­вия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная психологическая реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым.

Целью работы является: формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.Для достижения цели, были поставлены задачи:

Определить формы содержания работы по формированию у детей ОБЖ

Создать предметно-развивающую среду

Подобрать дидактический и игровой материал

Создать условия для организации взаимодействия семьи и ДОУ

Содержание работы направлено на развитие познавательной активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень значимости

теоретических и практических знаний и умений и навыков у детей в сохранении укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний основ безопасности жизнедеятельности.

Подобраны игры, направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развить и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.

Ведущими методами являются:

ü методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.

ü словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).

ü наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.).

ü практический (практические действия, опыты и т.д.)

Формы практической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны и предусматривают следующие формы обучения:

ü Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).

ü Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.)

ü Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).

ü Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).Основные средства обучения:

ü Дидактические игры.

ü Методические пособия.

üНаглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины, иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.)

Непосредственно-образовательная деятельность — одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в ДОУ. Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований тематического плана и программы по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом уровня сформированности у учебно-познавательных умений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

НОД проводятся один раз в неделю, продолжительностью занятия, в зависимости от возраста воспитанников. Программы рассчитана на 36 рабочих недель (с 1 сентября по 1 июня). В дни каникулярного времени проводятся развлечения, праздники, викторины, досуги по разделам программы.

Программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника» определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, выработку навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, и освоение правил безопасного поведения.

Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

1. Ребенок и другие люди

2. Здоровье ребенка

3. Ребенок и природа

5. Ребенок на улицах города

Важным фактором по вопросу формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста является взаимодействие ДОУ и семьи.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него.

Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребенка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Работа с родителями проводится как индивидуально, так и фронтально.

Формы разнообразны и включают в себя:

— проведение бесед и консультаций;

— родительские собрания и конференции;

— участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях;

— анкетирование- цель которой: выявить соблюдение и понимание родителями проблемы безопасности детей в различных жизненных ситуациях, планирование работы на будущее.

В папке-передвижке размещается информация о пройденном материале, и раскрывается его содержание, даются рекомендации для родителей по прочтению художественной литературы, заучиванию стихов, правил поведения дидактических и словесных игр. Материалы периодически меняются в зависимости от изучения темы и времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью, предлагая родителям рекомендации.

Планировать работу с родителями помогают ответы родителей по анкетам. По результатам анкетирования можно судить об эффективности целенаправленной, совместной работы с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей. Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, приходится учитывать специфику семьи, каждого ребенка, и вопросы, которые возникают, провожу в индивидуальной беседе. Родители принимают активное участие во время спортивных развлечений, праздников.

Запланирована работа с родителями, целью которой является:

Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье. Реализуются проекты с родителями, проводятся акции «Детское автокресло», родительские собрания по безопасности с приглашением сотрудников ГИБДД. Программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника» определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, выработку навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, и освоение правил безопасного поведения.

Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

1. Ребенок и другие люди

2. Здоровье ребенка

3. Ребенок и природа

5. Ребенок на улицах города

Читайте также  Гимнастика для маленьких детей

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Работа с родителями должна проводиться как индивидуально, так и фронтально. Формы разнообразны и включают в себя проведение бесед и консультаций, посещение семьи на дому, организация специальных лекций, соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, а также оформление папок — передвижек.

Необходимо ориентировать родителей на то, чтобы они задумались над проблемой безопасности и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка. Доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убеждать в том, что многое можно предотвратить, если постоянно решать с ребенком проблемные ситуации на дороге, дома, в природе. Настойчиво и терпеливо разъяснять правила детям, и самим быть в этом примером. Неправильное поведение родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть все полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что грамотно организованная система работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня познавательной активности, формированию осознанного и прочного усвоения знаний и умений по основам безопасности.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Учебно-методическое пособие

по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

возраста» // «Детство – пресс», 2004г.

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить

безопасность дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.

3. Володин В.А. «Энциклопедия для детей» // Личная безопасность М.:

4. Воронин Д. «Опасные забавы» М.: Аванта +, 2002г.

5. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. «Основы безопасности

жизнедеятельности» М. «Русское слово», 1995г.

6. Гаткин Е.Я. « Безопасность ребенка» М., Лит, 1997г.

7. Дубягин Ю.П., Богачева О.П. «Школа выживания или 56 способов

защитить ребенка» М.: Пихта; М.: Дубль В, 1997г.

8. Дзыбова М.М. «Безопасность жизнедеятельности» М. Издательство

9. Каламкарян Р.А. «Правовое обеспечение безопасности человека» //

Государство и право, № 7 – 1999г.

10. Казаков В. «Игры похожи на жизнь» // Основы Безопасности

Жизнедеятельности № 6 – 2000г.

11. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» М.,2004г.

12. Леонтьева М.Р. « О преподавании основ безопасности

жизнедеятельности» // Начальная школа, № 9 — 1999г.

13. Маханев М.Д. «Воспитание здорового образа жизни» М.,1997г.

14. Орловский И. «Как найти Антошку: Руководство к действиям в

чрезвычайных ситуациях» // Народное образование, № 3 — 2004г.

15. Очаров Е.А. «Здоровье населения Российской Федерации: анализ и

оценка» Нижневартовск 1996г.

16. Пономарева О. «Не доглядишь оком – заплатишь боком: использование

фольклора в преподавании ОБЖ» // Основы Безопасности

Жизнедеятельности, № 4 – 2004г.

17. Сапронов В. Что это за предмет – ОБЖ?// Основы Безопасности

Жизнедеятельности № 8 – 2002г.

18. Синьков Занятия ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности

19. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»,

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жикриветская Е.А., Гребенькова Е.Г.

В статье исследуются необходимость формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жикриветская Е.А., Гребенькова Е.Г.

Текст научной работы на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Магистр 2 курса Южного федерального университета

Гребенькова Е.Г. старший воспитатель МБДОО №73 г.Ростов-на-Дону

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье исследуются необходимость формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, обеспечение безопасности, ребенок дошкольного возраста.

Keywords: security, life safety, providing security, child of preschool age.

Детский сад — это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных им детей. Дети дошкольного возраста наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей, нервной деятельности; незрелостью, непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессом торможения. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком и только тогда она станет действенным регулятором его поведения [1].

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта

жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь не возможно все время водить их за руку, удерживать его возле себя. Необходимо воспитывать у детей привычку правильно пользоваться предметами быта, учить бережно обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получению травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности — это создание таких условий в системе, при которых действие закономерных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности (И. Муравых) [3]. Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для ее изучения необходима интеграция всех отраслей человеческого знания и только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

В научной литературе понятие «безопасность» трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды, пагубность которой заключена в физикальных или соматопсихических вредностях. Профилактическими мерами безопасности жизнедеятельности выступают конкретные условия организации жизни человека в различных сферах. Эти условия следует

создавать, прежде всего, с учетом его возраста и рода занятий.

В настоящее время «основы безопасности жизнедеятельности» -является одним из приоритетным направлением работы ДОО. Однако в ДОО отсутствует целостная система работы управления безопасности жизнедеятельности детей [2].

Современные авторы, В.А. Худик, И.В. Тельнюк выделяют три основных блока безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Блок здоровьесбережения. Здоровье ребенка зависит от целого ряда биологических и социальных факторов. Генетически обусловленные и рано приобретенные аномалии детского развития оказывают свое патогенное воздействие. Однако в условиях постоянного медицинского наблюдения целый ряд дефектов удается нивелировать, а то и полностью исключить в дальнейшем развитии ребенка. В качестве профилактики здоровьесбережения выступают условия организации здорового образа жизни, соблюдение норм и правил по уходу за ребенком в семье, дошкольном учреждении, формирование положительных привычек.

Блок моторно-сенсорной (двигательной) безопасности. Как известно, дошкольный период отличается чрезмерной двигательной активностью, мотивационной готовностью к освоению, познанию окружающего мира. Повышенная любознательность порой становится причиной беспечности ребенка, когда «угроза» полностью или не совсем известна ребенку. Как правило, только возникновение болевых ощущений приводит к формированию на условно-рефлекторном уровне представлений, опыта о последствиях освоения окружающего мира. К таким болевым ощущениям могут относиться представления, связанные с физическими воздействиями (например, падение, порезы, ожоги и пр.).

В основе предупреждения последствий травматизма должны лежать такие условия организации быта детей, при которых риск угрозы

травматизма был бы минимальным, а способы поведения ребенка в подобных ситуациях — адекватными и отражающими знания и опыт деятельности. Воспитание и обучение ребенка должно быть нацелено на формирование произвольности его поведения на основе воспитания внимательности, осознанности действий и их последовательности.

Блок коммуникативно-информационной безопасности. Начиная с раннего детства, ребенок все больше вовлекается в круг общения с окружающими его сверстниками и взрослыми, а также включается в общение посредством восприятия информации через технические средства (телевизор, радио, компьютер). С одной стороны, воспринимаемая информация не всегда соответствует возрасту ребенка, развитию его познавательных способностей и интересов, а с другой — восприятие той или иной информации не всегда подготовлено условиями воспитания и обучения в конкретных условиях его жизнедеятельности.

В основу профилактики коммуникативно-информационной сферы должны быть положены принципы отбора учебно-воспитательного материала. Однако следует помнить, что ребенок воспринимает ту или иную информацию в кругу окружающих его лиц, от которых зависит, что они сообщают и как взаимодействуют. Ребенок всего лишь воспроизводит среду, являясь ее проекцией. В этом смысле лучшим воспитательным воздействием выступает личный пример родителей, воспитателей, окружающих взрослых.

Следующим важным моментом информационной безопасности является предупреждение формирования зависимости от технико-информационных источников — телевизора, компьютера и др. Выделенные блоки несколько условны, но в совокупности отражают направленность воспитательных мероприятий в аспекте формирования защитных механизмов поведения детей в социуме, способствуя адаптации и готовности их к взаимодействию с постоянно меняющимися условиями жизни [4].

Таким образом, формирование основ безопасности жизнедеятельности

у детей должна осуществляться в разных направлениях, основные — работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности должна строиться с учетом доступности ее содержательной стороны, принципа информационного опережения в период, предшествующий возрасту, в котором возможно появление проблем в области здоровья и образа жизни, личного примера, активности ребенка, создания общего положительно эмоционального фона.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — М., 1998.

2. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- М., 2008.

3. Муравых А.И. Синергетический подход к управлению экологической безопасностью // Право и безопасность [Электронный ресурс]. Режим доступа http://dpr.ru/pravo/pravo_9_26.htm

4. Худик В.А., Тельнюк И.В. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников // Детский сад. — 2006. — № 4. — С. 60- 62.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: