Дидактические игры в обучении детей основам математики

Дидактические игры в обучении детей основам математики

Автор: Иванова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории,
Учебное заведение: МАДОУ детский сад «Колосок»
Населённый пункт: НСО, Новосибирский район п.Краснообск
Наименование материала: Презентация
Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математики
Раздел: дошкольное образование

МАДОУ детский сад «Колосок»

НСО, Новосибирский район

игры в обучении

Воспитатель высшей

квалификационной категории:

“Без игры нет и не может быть

полноценного

умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности. ”

В. А. Сухомлинский.

Математика обладает уникальным

развивающим эффектом. «Она приводит в

порядок ум», т.е. наилучшим образом

формирует приемы мыслительной

деятельности и качества ума, но не только.

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение

уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и

потому постижим,

а следовательно, предсказуем для человека

Дидактическая игра – такая деятельность,

смысл и цель которой дать детям

определенные знания и навыки, развитие

умственных способностей.

Дидактические игры – это игры,

предназначенные для обучения.

Основными задачами математического развития

детей дошкольного возраста являются:

Основными задачами математического развития

детей дошкольного возраста являются:

развитие у детей логико-математических представлений (о математических свойствах и

отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и

закономерностях);

— развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и

отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

— освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического

содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

— развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ,

абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);

— овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение,

простейшие вычисления;

— развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки,

сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

— развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

— развитие активности и инициативности детей;

— воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности,

настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук,

умений самоконтроля и самооценки.

Виды дидактических игр для ФЭМП:

Виды дидактических игр для ФЭМП:

Игры с цифрами и числами

Игры на ориентировки в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

Игры на ориентировку во времени

Игры на упражнения в количественном счете

Игры на упражнения в количественном счете

Изучение количественных отношений – процесс

сложный, поэтому неудивительно, что их усвоение

вызывает у детей значительные трудности. Очень

часто дети не понимают, для чего нужно считать,

измерять, при чем не приближенно, а точно.

В этих целях можно использовать такие

дидактические игры:

«Не зевай», «Сколько?», «Назови соседей», «Найди

столько же», Отгадай, какое число пропущено»,

«Живые числа», «Вставь пропущенные числа» и

Игры для упражнения в порядковом счете

Игры для упражнения в порядковом счете

Благодаря этим играм ребенок поймет, что такое счет и

зачем он нужен. А, кроме того, ему не нужно будет

потом напрягать память, т.к. цифры он уже знает.

Процесс счета должен войти в привычку. Научить

малыша обратному счету, этим мы даем ему

представление о вычитании.

«Матрешки», «Встань на свое место», «Не ошибись»,

«Кто следует за тобой», «Сосчитай правильно»,

«Разговор чисел» и другие

Игры на упражнения в составе числа

Игры на упражнения в составе числа

В старшей группе начинают углублять представление

о числе. Детей начинают, знакомят с составом из

единиц чисел первого пятка. (5- это 1,1,1,1 и еще 1).

Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из

элементов) и на этой основе дать детям

представление о составе числа (из единиц, подбирают

такие совокупности, в которых каждый предмет

отличается от других.

«Составь так же», «Молчанка», «Ручеек», «Пройди в

ворота», «Быстро сложи», «Магазин», «Найди число»,

«Найди свое место», «Математическая эстафета»,

«Занимательный счет» и другие

Игры на ориентировки в пространстве

Игры на ориентировки в пространстве

Пространственные представления детей постоянно

расширяются и закрепляются в процессе всех видов

деятельности

Сюда входят игры на формирование

ориентировки «на себе», на ориентировку в замкнутом

и открытом пространстве

«Найди игрушку», «Скажи наоборот», «Далеко –

близко», «Скульптор», «Кто больше?», «Волшебный

сундучок», «Разноцветное путешествие», «Скок –

перескок», «Найди место», «Что за чем» и т.д.

Игры с геометрическими фигурами

Игры с геометрическими фигурами

Одним из самых главных свойств, которые дают ребёнку

представление об окружающем мире, является форма

предметов. Знание фигур необходимо для развития логики,

пространственного мышления и математических

способностей. Знакомство с геометрическими фигурами

начинается в возрасте 2 – 3 лет и продолжается в течении

всего дошкольного возраста.

В работе педагогов ДОУ используются такие игры:

«Большие и маленькие круги», «Найди свой домик»,

«Чудесный мешочек», «Кто больше назовет», «Лото»,

«Найди лишнюю фигуру», «Геометрическая мозаика»,

«Сложи фигуру» и т. д.

Игры на развитие логического мышления

Игры на развитие логического мышления

Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и

форма», повторить геометрические фигуры, делают

детей внимательнее и учат логически мыслить.

Здесь можно использовать такие игры: «Платье для

мамы», «Разложи карточки», «Цветы на клумбах»,

«Кто что любит?», «Найди лишнюю картинку»,

«Классификация», «Найди варианты», и другие.

Игры на ориентировку во времени

Игры на ориентировку во времени

Восприятие времени – отражение в сознании человека

продолжительности, последовательности, быстроты и

частоты протекания процессов, явлений, действий.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно

необходимо научиться самим ориентироваться во

времени: определять, изменять время (правильно

обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы

регулировать и планировать деятельность во времени),

менять темп и ритм своих действий в зависимости от

наличия времени.

«Когда это бывает», «Вчера, сегодня, завтра», «Круглый

год», «Что наступило», «Что за чем?» и другие

Рекомендации по использованию дидактических игр

Рекомендации по использованию дидактических игр

Игры необходимо проводить в определенной системе, с учетом индивидуальных и

возрастных особенностей детей.

Подать игру детям так, чтобы вызвать у них интерес, повысить их активность,

эмоциональность.

Готовить игры совместно с детьми, с целью повышения интереса ребенка к игре, воспитания

трудолюбия, бережного отношения к игровому материалу.

Использовать в игре материал, не требующий длительной и трудоемкой подготовки.

Принимать участие в играх, быть объективным, справедливым в оценке результатов, не

Использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста словесные игры, так как они

не требуют особых усилий для их проведения и способствуют развитию математической речи.

Продумать варианты усложнения дидактической игры и меры помощи.

Предлагать дидактические игры для самостоятельной деятельности детей, продумав их

размещение в игровом уголке и сменяемость (не менее двух раз в месяц).

Провести работу с родителями, направленную на использование дидактических игр, с целью

Дидактические игры в обучении детей основам математики
материал по математике на тему

Борисова Людмила Васильевна

Курсы повышения квалификации за последние три года: 23.10.2017 – 08.11.2017 обучение по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях» в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования».

Общие сведения по теме самообразования

«Без игры нет, и не может быть полноцен-ного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вылива-ется живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пыт-ливости и любознательности».

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Цель самообразования по теме:

Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи самообразования по теме:

  • Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры
  • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
  • Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно — двигательную координацию.

Этапы реализации программы:

I этап — аналитический

II этап — диагностический

III этап — организационный

IV этап — коррекционно-развивающий

V этап- итоговый, диагностический

Цель самообразования по теме:

Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.

Задачи самообразования по теме:

  1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
  1. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, клас сифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

I этап – аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

II этап — диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представле ниям детей.

Ill этап — организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

IV этап — коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

Читайте также  Массаж детей 4 6 месяцев

V этап- итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.

1. Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике».

2. Подготовка и проведение занятия по математике в рамках перспективного плана.

3. Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка» Выступление на родительском собрании группы.

4. Оформление папок-передвижек: «Математика вокруг нас»; «Математические игры».

5. Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

— Математика – это интересно;

-Развитие представлений о цвете, форме, величине с помощью развивающих игр.

-Развитие математических способностей у дошкольников.

-Дидактическая игра в жизни ребенка.

-Яркие и интересные игры.

6. Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».

План по самообразованию. Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию. Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 г. Сычевки

План по самообразованию

Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Оформить в группе уголок « Математический сундучок»

5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Формирование математических способностей у дошкольников.

Актуальность:

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Из всего этого следует что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Надо помнить, что математика — один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие неправильно называли геометрические фигуры.

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материалаопределяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Дидактические игры в обучении детей основам математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Из всего этого следует что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

ЦЕЛЬ: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей.

Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий.

Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, назначение, количество, уменьшение или увеличение с практической, игровой целью.

Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление

Организовать разнообразную, интересную деятельность направленную на сенсорное развитие детей.

Изучить специальную литературу по теме.

Использование дидактических игр с математическим содержанием.

Вовлечение родителей в работу по ФЭМП у детей на основе использования дидактических игр

Развитие у детей:

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения.

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгх действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры в обучении детей основам математики »

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Читайте также  Гимнастика для ребенка 8 месяцев

Из всего этого следует что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

ЦЕЛЬ: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей.

Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий.

Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, назначение, количество, уменьшение или увеличение с практической, игровой целью.

Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление

Организовать разнообразную, интересную деятельность направленную на сенсорное развитие детей.

Изучить специальную литературу по теме.

Использование дидактических игр с математическим содержанием.

Вовлечение родителей в работу по ФЭМП у детей на основе использования дидактических игр

Развитие у детей:

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения.

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгх действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Изучение специальной литературы .

«Математика в детском саду» пособие для воспитателей детского сада Л.С. Метлина М. 1984

«Дидактические игры» пособие для воспитателя детского сада ФНБлехер М 1948г

«Дидактические игры-занятия в ДОУ» БН Панова Воронеж 2007

«Математика от 3 до 7» ЗА Михайлова С-П «Акцидент» 1997

«Дидактические игры в детском саду» АК Бондаренео М Просвещение 1991

«Воспитание сенсорной культуры ребенка» ЛА Венгер М Просвещение 1988

«Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» АА Смоленцева М Просвещение 1987

«Веселая математика» МА Беженова Донецк «Сталкер» 2000

«Дидактические игры и занятия» ИА Лыкова

«Математика в детском саду» пособие для воспитателей Новикова

«Занятия по ФЭМП» ИА Помораева ВА Позина М Мозаика-Синтез 2006

Дидактические игры ЕВ Карпова Ярославль «Академия развития» 1997

И учеба, и игра: математика ТИ Тарабарина НВ Елкина Ярославль «Академия развития» 1997

Раз – ступенька, два – ступенька ЛГ Петерсон НП Холина М «Баласс» 2002

Интернет ресурсы Изучение информационных ресурсов

Игры ,направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. В книги Лыковой «Дидактические игры и занятия» написано о своеобразии дидактических игр, о их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей : игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, оценка или результат. Основная цель – решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Игровая задача заложена в самом названии игры «Я начну а ты продолжи» (Счет) , «Что бывает такой формы», «Что бывает такого цвета» , «Волшебный мешочек» и т д Чем игровые действия разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дидактические игры делятся по характеру : на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

Играя с детьми в дидактические игры для обучения их основам математики я применяла такие виды работы , как совместная игра-забава, выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого, использовала такие приемы, как показ действий с предметами, обучение целесообразными действиям с данными предметами, прямой показ , показ с объяснением, словесное указание и конечно практические действия; наложения, приложения, ощупывания, группировки на два признака : величину – форму.

В работе используем следующие виды деятельности с детьми:

Социально-организованная: индивидуальная работа.

Совместная: игровая деятельность с детьми, экспериментальная деятельность с детьми.

Самостоятельная: деятельность детей в свободное время по интересам в уголках.

Играя с детьми учили их сравнивать материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Закрепляли умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, различали и называли цвета и форму, заменяли название формы названиями соответствующих предметов: круг, квадрат и т д , различать и называть величину. В результате экспериментирования дети узнали что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя, что шар катится , а круг нет, из кубов можно строить, а из квадратов нет и т д.

Знакомство детей с математическими понятиями происходит в обычной реальной жизни на обычных предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Математическое содержание включали в виды

деятельности детей : в игру, в рисование, в лепку, в труд, прогулку, приготовления к обеду и т д.

Взаимодействие с родителями. Советы родителям как создать условия для игр детей, какие игры, игрушки нужны им. Оформление родительских уголков по теме дидактических игр. Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные) Например: советовали родителям обращать внимание детей на форму предметов в окружающим мире, их количество(часы круглые и тд), обращать внимание на цифры, провести дома игру «Принеси или покажи столько», игры со счетными палочками которые способствуют развитию мелкой моторики руки ребенка, в повседневной жизни пользоваться словами «Измерить, померить, измерение», создавать ситуации , наталкивающие ребенка на измерение. Обратили внимание родителей на то, что знания , полученные в дидактических играх, необходимо закреплять в повседневной жизни. Надеюсь что игровая деятельность детей станет активным средством воспитания и развития не только в детском саду но и в семье.

Задания данные детям в занимательной форме дидактических игр усвоились быстрее, прочнее и легче. Источником познания детей является чувственный опыт. Первостепенное значение в обучении дошкольников математики имеет наглядность. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал – дидактические игры с математическим содержанием. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста.

Дидактические игры на уроках математики

Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на своих уроках.

Дидактическая игра как средство повышения эффективности уроков математики (из опыта работы)

МБОУ «Тонкинская СШ», учитель начальных
классов Торопова Галина Николаевна

«Ребенок не сосуд, который нужно заполнить,
а факел, который нужно зажечь». (Франсуа Рабле)

В первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке проис­ходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Значение дидактических игр:

  • значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
  • урок становится более ярким, эмоционально насыщенным;
  • формируется положительная мотивация к обучению;
  • развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность;
  • формируется умение работать в команде

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной)
  2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля»)
  3. игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круговые примеры», «Математическая гусеница»)

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

По функциям дидактические игры делятся на:

  1. обучающие;
  2. контролирующие;
  3. обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Читайте также  Режима дня жизни ребенка

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

По числу участников дидактические игры могут быть: коллективные, групповые и индивидуальные.

Дидактические игры могут использоваться на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.

Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на своих уроках. Сейчас я работаю с учащимися 3 класса. Центральная тема курса математики в 3 классе — изучение табличного умножения и деления. Методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и понимали принципы ее составления, дающие возможность находить любое произведение. Вычислительные навыки, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в отработке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.

Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.

Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения? Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
  2. Посильна ли она для учащихся моего класса?
  3. Все ли дети будут в одинаковой степени участвовать в игре?
  4. Подведение итогов игры.

Для проведения дидактической игры на уроке, если это необходимо, заранее составляю группы таким образом, чтобы в каждую группу вошли учащиеся как с сильными, так и со слабыми учебными возможностями. В каждой группе назначаю ответственного. Как правило, это ученик с хорошими учебными возможностями или самого организованного, который может организовать работу группы.

Важную роль на уроках я отвожу устным упражнениям. Для того чтобы привлечь к этому всех учащихся я использую сигнальные карточки. Они помогают дисциплинировать учащихся и одновременно получать информацию об усвоении материала. С их помощью можно в виде игры проводить много устных упражнений.

На своих уроках я использую следующие игры.

Игра «Да. Нет»

На доске даны примеры: 4×6, 8×3, 4×5, 7×3, 9×4, 5×6. Показываю карточки с числами. Если число является ответом, учащиеся хором говорят «Да», затем произносят пример 4×6=24. если число не является ответом, говорят «Нет».

«Живая математика»

У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (3×2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа.

Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно вместо физминутки в середине урока.

«Не скажу»

Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !«. Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24_6=4, 30_6=5 и т.д.

Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.

«Проверь себя»

Заготавливаю карточки, на которых записаны результаты умножения каких-либо чисел, например 18. Я показываю карточку, а ученики записывают пример на умножение с таким ответом.

«Кто скорее, кто вернее?!»

Раздаю на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от0 до 9, так, что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Я читаю примеры (4×4; 9×2 или 40:4 и пр.), а дети должны быстро сообразить сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. За каждый пример засчитывается очко тому ряду, в котором быстрее и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает.

Игра не только способствует закреплению определенного вычислительного навыка, в частности табличного умножения и деления, но в ходе ее уточняется понимание поместного значения цифр — учащимся нужно встать так, чтобы одна цифра обозначала единицы, другая — десятки. Смешение мест рассматривается как проигрыш.

«Не подведи друга!»

К доске выходят одновременно двое (четверо) учеников. Читаю пример, например: 6×7. Предлагаю составить четыре примера на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой — на деление. Если примеры составлены и решены верно, одобряю ребят за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так:

Здесь очень важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного по известному произведению, понимали, что из примера 7×6 =42 вытекает 42_7=6, 42_6=7.

«Делится — не делится»

Называю различные числа, а ученики хлопают в ладоши, если число делится, например, на ( 4, 5) без остатка.

«Собери слово»

На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество. К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующую ответу примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает.

В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слова на какое-либо правило.

«Молчанка»

Примеры на умножение и деление записаны на доске. Показываю пример, дети на карточках — ответы. (У каждого ученика есть числовой набор).

«Лучший счетчик»

На доске прикреплён круг с цифрами. Даю задание: увеличить (или уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради. Далее следует проверка (ученик, справившийся с заданием первым, читает ответы и все проверяют свои записи.).

«По порядку»

Назвать значения выражений в порядке возрастания (или убывания).

«Круговые примеры»

Заранее готовлю карточки с примерами, подбирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего. Каждый учащийся одного ряда получает такую карточку. Здесь очень важно не ошибиться! На следующем уроке эти круговые примеры получают ребята другого ряда.

«Чей ряд лучше?»

Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго ряда по таблице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда готовят примеры для ребят третьего ряда. На доске я подсчитываю количество правильных ответов каждого ряда.

«Какой ряд быстрее полетит на Луну?»

У меня есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, «летит в космос» первой! Использованные листочки с примерами я выбрасываю и вставляю новые. Завтра ракета опять готова к полёту!

Аналогично проводятся игры «Кто быстрее окажется на таинственном острове?», «Какой ряд сегодня умники и умницы?»

«Цепочка»

На доске или плакате запись.

  • найдите последнее число, если первое число 18, 24;
  • найдите первое число, если последнее 16, 72.

«Математическое домино»

Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2 части: в первой части написан пример на умножение или деление, во второй части — ответ на другое задание. Первый ученик читает свой пример. Тот, у кого карточка с ответом на прозвучавшее задание, называет этот ответ и произносит новый пример. Отвечает следующий ученик и называет своё задание и т.д.

«Математическое лото»

Все ученики берут по одной карточке. Их у меня 24. На них написаны результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Я показываю классу карточку с выражением, например 5×3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Фишки учащиеся изготавливают на уроке трудового обучения.

«Найди пару»

К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.

Это лишь некоторые виды работ на уроках математики, которые активизируют деятельность учащихся. При выполнении описанных выше заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний.

Очень нравится детям игра «Я-фотограф», в которой я показываю детям полоску с цифрами, знаками, а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: