Дидактические игры в группе раннего возраста

Дидактические игры для детей раннего возраста

Дидактические игры могут использоваться педагогами и родителями детей 2-3 лет. Они увлекательны для ребенка и просты в изготовлении.

Эти игры направлены на развитие восприятия и сенсорных способностей детей раннего возраста. Не случайно, данная проблема привлекла психологов и педагогов. Ведь сенсорное восприятие, направленное на формирование полноценного восприятия служит основой познания окружающего мира.

Поэтому очень важно, чтобы маленький ребенок научился различать и называть основные цвета и формы, умел складывать разрезанную картинку, состоящую из двух частей.

Дидактическая игра «Паровозик и вагончики» ранний возраст

1. дидактические:

— учить детей подбирать предметы по цвету;

— формировать умение различать и называть основные цвета.

— расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;

— развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

— вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

— игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

— аккуратно пользоваться дидактическим материалом.

помочь паровозику собрать свои вагончики, кто справился похлопает себе сам.

1. У паровозика вагончики разбежались, надо помочь их собрать.

2. Какого цвета паровозик? Надо найти вагончики такого же цвета.

3. Что паровозик делает? Как он едет?

4. Похлопай сам себе.

Подобрать вагончики к паровозику

Игровые атрибуты: 4 большие карточки паровозиков разных цветов и 16 разноцветных вагончиков.

Дети узнают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Что делает?. Радуются своему результату.

Дидактическая игра «Спрячь мышку» ранний возраст

дидактические:

— учить детей подбирать предметы по цвету;

— формировать умение различать и называть основные цвета.

— расширять словарный запас названиями основных цветов;

— развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

— вызвать у детей желание помочь мышке, желание радоваться своему успешному результату.

— игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

— аккуратно пользоваться дидактическим материалом.

— помочь мышке спрятаться от кошки, кто справился,тот хлопает сам себе.

Мышке нужно спрятаться, для этого мы закроем окошко так, чтобы кошка ее не нашла.

Какого цвета домик?

Какого цвета квадратик нужно взять?

Получилось? Похлопай сам себе.

по образцу педагога.

Игровые атрибуты: большие карточки с изображением домиков разных цветов, 8 разноцветных квадратиков.

Дети знают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Радуются своему результату. Бережно относятся к атрибутам.

Дидактическая игра «Спрячь мышку» ранний возраст

дидактические:

— учить детей подбирать предметы по форме и цвету;

— формировать умение различать и называть основные цвета и формы: круг, квадрат, треугольник.

— расширять словарный запас названиями основных цветов, форм предмета, согласовывать название предмета с его признаком;

— развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

— вызвать у детей желание помочь мышке, желание радоваться своему успеху.

— игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

— аккуратно пользоваться дидактическим материалом.

— спрячь мышку, закрой окошечко так, чтобы кошка ее не нашла, кто справился, тот хлопает сам себе.

Мышке нужно спрятаться, чтобы кошка ее не нашла.

Какого цвета домик?

Какой формы окошечко?

Чем будем закрывать окошечко?

Получилось? Похлопай сам себе.

по образцу педагога.

Игровые атрибуты: 2 большие карточки с изображением домиков разных цветов, 8 разных геометрических фигурок разных цветов

Дети различают и называют основные цвета,формы: треугольник, круг, квадрат, умеют подобрать предметы по цвету и форме, отвечают на вопросы какой? Радуются своему результату. Бережно относятся к атрибутам.

Дидактическая игра «Картинки-половинки. Овощи»

ранний возраст

дидактические:

— учить узнавать и называть овощи;

— складывать разрезанную картинку, состоящую из двух частей.

— расширять словарный запас названиями предметов и действиями с ними;

— развивать зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

— вызвать у детей желание радоваться своему успеху.

— игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

— аккуратно пользоваться дидактическим материалом.

— составить картинку из двух частей, тот, кто соберет картинку, похлопает себе сам.

Давай вместе посмотрим картинки.

Что это? Картинка не целая. Давай найдем к ней другу половинку.

Что теперь получилось?

Что предмет делает?

Игровые атрибуты: карточки с изображением овощей, разрезанные на 2 части.

Дети умеют составлять картинки из двух частей, называют, что изображено на картинке, и что оно может делать, радуются своему результату.

Дидактическая игра «Картинки-половинки. Фрукты»

ранний возраст

дидактические:

— учить узнавать и называть фрукты;

— складывать разрезанную картинку, состоящую из двух частей.

— расширять словарный запас названиями предметов и действиями с ними;

— развивать зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

— вызвать у детей желание радоваться своему успеху.

— игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

— аккуратно пользоваться дидактическим материалом.

— составить картинку из двух частей, тот, кто соберет картинку, похлопает себе сам.

Давай вместе посмотрим картинки.

Что это? Картинка не целая. Давай найдем к ней другу половинку.

Что теперь получилось?

Что предмет делает?

Игровые атрибуты: карточки с изображением фруктов, разрезанные на 2 части.

Дети умеют составлять картинки из двух частей, называют, что изображено на картинке, и что оно может делать, радуются своему результату.

Дидактические игры для детей раннего возраста

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» Автор: Алейникова Валентина Александровна,.

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст) Дидактические игры «Определи похожий узор». Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в.

Дидактические игры для детей раннего возраста. Цвет Дидактическая игра «Спрячь зайку» Цель игры: развивать представление детей об основных цветах, подбирать предметы определённого цвета..

Дидактические игры для детей раннего возраста. ЦветДидактические игры для детей раннего возраста. Цвет Дидактическая игра «Весёлый поезд». Цель:учить сравнивать основные цвета, называть их, подбирать одинаковые по цвету и форме предметы..

Дидактические игры для детей раннего возраста своими руками (Фотоотчет)Дидактические игры для детей раннего возраста своими руками (Фотоотчет) Дидактические игры играют большую роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Играя в дидактические игры, дети познают окружающий.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста 1. «Игра разложи по цвету». Возраст: от 1 года 6 месяцев и старше. Материал: 2 прозрачных ведёрка с цветным дном красного и жёлтого цвета.

Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возрастаДидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возрастаДидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Игра «Спрячь зайку» Существует множество разновидностей игры «Спрячь зайку». Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Дидактические игры в развитии интеллекта детей раннего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала дети постигают то, что окружает их дома, в детском саду. Удовлетворить детскую любознательность.

Дидактические игры с детьми раннего возраста

Игры, направленные на развитие зрительного восприятия.

«Домик для пуговки»

• Развитие умения узнавать и называть цвета.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас

Помогут нам они сейчас

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдем.

• Развитие сенсорного восприятия,

• Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;

«Колечки» на развитие мелкой моторики;

«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;

«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

«Осьминог» на развитие мелкой моторики.

Чудо ширма есть у нас,

Поиграем с ней сейчас!

• Развитие сенсорного восприятия,

• Развитие зрительного внимания,

• Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т. д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. И дети прикручивают крышки.

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

• Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).

• Воспитывать умение группировать предметы по величине.

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т. д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

• Воспитывать умение различать предметы по величине.

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Игры, направленные на развитие слухового восприятия

«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?2

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т. п.

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

«НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ»

Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др., коробка для игрушек.

Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Игры, направленные на развитие тактильных ощущений, обоняния

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Читайте также  Супрастин 9 месячному ребенку

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, пластмассовые и др.).

Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Догадайся, что за предмет»

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, и др.).

Содержание: на столе находится набор предметов, накрытых салфеткой. Педагог просит ребенка ощупать предметы через салфетку, определить и назвать их.

«Где же, где же наши ручки?»

Цель: побуждать детей подражать движениям взрослого.

Материал: платки, коробки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: — Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину). — Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). — Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). — Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). — Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.

«Спрячь в ладошке»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры: Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; подражать движениям взрослого.

Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).

Ход игры: Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие: Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи. После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» — большую игрушку. Игра повторяется несколько раз.

Цель: развивать речь, мелкую моторику.

Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает — жужжит; сядет — замолкает; когда укусит — характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.

Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.

Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.

Вились, вились, Вращать кистями рук.

Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко.

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

Можно прочитать стихотворение.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Описание: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой — «молоток». Зачитать стихотворение:

Мастер, мастер, помоги —

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости!

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии — и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.

Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие — сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны — тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т. д.

По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик. Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.

Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела

«Прячьтесь в домик!»

Цель: продолжить знакомство с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.

Материалы: игрушечный домик.

Ход игры: домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.

По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» — дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.

Цель: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы: стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Ход игры: предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

Упражняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя свободное положение относительно большого стула.

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека дидактических игр, направленных на развитие речи, артикуляционного аппарата, речевого внимания, слуха.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста.»

«Кто как кричит?»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик -чирик» (дети повторяют звукосочетание).

А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик»

(дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Олины помощники

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, авы отгадайте, кто эти помощники и , что они помогают делать Оле. Кукла идет. Воспитатель указывает на её

-Что это? (Это ноги).

— Они — Олины помощники. Что они делают? ( ходят, бегают, танцуют)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.)

Цель: Развивать речевое внимание детей.

В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так».

Как бьют часы: «Бом-бом. ».

Чтобы они ходили, нужно их

Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6раз).Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют,

часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

«Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? — Собака лает громко: «ав-ав».

А это кто? (ответы детей) — Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

(Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу».

А это кто? (ответы детей) — котенок мяукает тихо.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет:

«ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку).

Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет:

«мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Курочка Рябушечка

Цель: Упражняться в произнесении звукоподражания.

Ход игры: Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:

— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.

«Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п. » — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Читайте также  Поднять иммунитет ребенку 7 месяцев

«Догадайся, что звучит»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

«Необычная песенка»

Правила игры: Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках -И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

«Научим зайку правильно говорить»

Цель: Развивать интонационную выразительность.

В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.

Ишка – дети поправляют «мишка»

Оник – слоник (После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно).

«Накроем стол к чаю»

1.Активизация словаря: ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.

3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».

Ход игры: Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

«Чего не стало?»

1. Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на картинках.

2. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце). Развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров.

«Чудесная коробка»

1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

2. Учить составлять целое из частей.

3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.

Ход игры: Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.

«Кто где живет?»

Задачи Активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры: Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике.

«Кто как голос подает?»

Задачи: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.

Ход игры: Воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.

Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материал: Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные’ игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

Особенности проведения дидактических игр с детьми раннего возраста

Дидактические игры дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог должен предварительно хорошо изучить содержание соответствующего раздела программы воспитания и обучения в детском саду, а затем распределить материал, соблюдая последовательность от простого к сложному.

Дидактические игрушки всегда включаются в состав предметной среды, создаваемой для детей раннего возраста. В группах детей 2-го (а иногда и 3-го) года жизни предусмотрен особый вид занятий, на которых детей обучают действиям с дидактическими игрушками. Однако, проведя исследование особенностей организации самостоятельной деятельности детей от 1,5 до 3 лет, было установены, что существует немалый разрыв между обучением детей действиям с какими-либо предметами на занятиях и выполнением ими подобных действий по собственной инициативе с материалами, находящимися в соответствующем игровом центре. Связано это с тем, что на занятии педагог обычно решает задачу формирования конкретного способа действия с предметом. Как правило, он сам подбирает необходимые предметы и ставит перед детьми цель, сам контролирует и оценивает ее достижение. При таком построении обучающего взаимодействия ребенок осваивает преимущественно операционные умения. Он способен выполнять действия с той или иной игрушкой, но ему трудно сделать это самостоятельно, без поддержки взрослого. Умение ребенка организовать собственные действия не складывается одновременно с освоением их операционно-технической стороны и потому тоже требует особого педагогического внимания.

Начиная с первых дней учебного года необходимо организовывать подгрупповые занятия в сенсорном центре. Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких занятий воспитатель побуждает детей:

  • — аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их на пол;
  • — не мешать сверстникам;
  • — инициативно обращаться к педагогу за помощью и оценкой результата;
  • — завершив действие, самостоятельно брать другую игрушку, обмениваться с детьми.

Многократное выполнение практических действий с дидактическими материалами, в свою очередь, способствует формированию соответствующих психических (перцептивных) действий.

Такие занятия проводятся в игровой комнате в специально предназначенном месте — сенсорном центре. Чтобы все желающие дети могли принять в них участие, пространство временно расширяется (например, за счет внесения дополнительного стола).

Ориентируясь на уровень сенсорного развития воспитанников и имеющийся в учреждении игровой материал, педагог составляет перспективный план, предусматривающий регулярное (не реже раза в неделю) внесение в него изменений. В начале учебного года используются простейшие пособия автодидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, шаробросы, ящики для вкладывания кубов и т. п. По мере освоения действий с ними постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, бочата и матрешки, пирамидки с конусными основаниями, стаканчики-вкладыши. Позднее центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.

Подгрупповое занятие начинается с того, что педагог приносит и размещает на столах несколько однотипных пособий. Видоизменение окружающей обстановки служит фактором привлечения внимания детей. Некоторые сами подходят к игрушкам, других приглашает педагог. Если часть детей продолжает свои действия в иных центрах, нет необходимости их отвлекать: подобную работу можно провести с ними позднее. Во время занятия педагог организует деятельность детей с различными дидактическими игрушками: предлагает то один, то другой предмет, при необходимости помогает разобрать его, перемешивает колечки или вкладыши, своевременно подсказывает, одобряет достижение результата. При этом он удерживает в поле зрения действия нескольких детей, неоднократно обращаясь к каждому, но лишь на 10-20 секунд.

Каждый ребенок действует в своем темпе и с тем материалом, который его привлек. Если заложенная в пособии дидактическая задача окажется непосильной для него, педагог непременно приходит на помощь (например, указывает на подходящее отверстие, придает вкладышу нужное положение и т.п.).

Эффективность дидактических игр с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.

Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик. Ребенка увлекают поиски способов действий для достижения положительного результата (надеть колечки на стержень).

В совместных играх с детьми раннего возраста необходимо использовать наглядные методы, рассчитанные на понимание ребенком процесса действий и активное подражание. Необходимо показать, как надо действовать с игрушкой, прокомментировать свои действия. Ласковым словом, жестом нужно побуждать ребенка осуществлять сначала зеркальные действия, затем повторять эти действия несколько раз.

Необходимо поощрять его самостоятельность, при необходимости, помогать ему: подсказать, как сделать правильно, направить его руку, или, взяв его руку в свою, выполнить действие или его часть рукой ребенка. Тем самым вы поможете ребенку испытать чувство удовольствия, радости от полученного результата. В этой совместной деятельности ребенок не знает ни результата своих действий, ни их оценки, но то, что он действует сообща с любимым и уважаемым взрослым, уже является для него залогом положительного результата, придает ему уверенность.

Учитывая возрастающую способность детей третьего года жизни к наглядно-образному мышлению, необходимо учить их действовать с игрушкой уже не только на основе подражания, а по словесной инструкции.

Пристального внимания взрослых потребуют действия ребенка с пирамидкой, состоящей из пропорционально уменьшающихся деталей. Сбор пирамидки такого типа вызывает у детей раннего возраста особые затруднения. Поэтому нужно обязательно показать ребенку, как выбирать детали, чтобы игрушка была собрана в системе: каждый раз выбираем самую большую деталь из всех оставшихся. Однако, как показывает практика, несмотря на показ и объяснения, дети очень часто не понимают поставленную перед ними задачу. Почему так происходит?

Дело в том, что, собирая детали пирамидки в самых разнообразных сочетаниях, ребенок каждый раз получает новую игрушку. Предмет постоянно меняет очертания, цвет, форму, размер. Ребенка захватывает забавность этого подбора и отвлекает от решения поставленной перед ним задачи. Для того, чтобы ребенок понял задачу подбора колец по убывающей величине, ему необходимо сначала поработать с пирамидкой-елочкой, в которой кольца монтируются не на ровном стержне, а на конусовидном. Ребенок быстро понимает, что собрать такую игрушку можно лишь в том случае, если нанизывать кольца в правильном порядке: от большей детали к меньшей. Так он постигает принцип подбора колец по убывающей величине.

Теперь ребенку можно предлагать более сложные пирамидки, состоящие из 2-6 убывающих по величине деталей, нанизывающихся на ровный стержень. При этом следует придерживаться определенной последовательности: детям до 1,5 лет рекомендуются пирамидки из 2-3-х одноцветных и резко различных по размеру колец; детям после 1,5 лет — пирамидки из 4-6 как одноцветных, так и разноцветных, но уже менее контрастных по размеру деталей.

Большой интерес у детей раннего возраста вызывают игры с полыми геометрическими предметами-вкладышами. Конструкция подобных игрушек не требует от детей слишком точных ручных умений, действовать с ними легко и удобно. Вкладыши такого типа дают возможность развивать у ребенка пространственную ориентировку, знакомить с физическими свойствами полых предметов (меньшие по объему предметы вкладываются в большие, а большие накрываются меньшими). Эти свойства ребенок может определить не только зрительно, но и на слух. Так, вложенный предмет интригует ребенка издаваемым при встряхивании звуком, побуждает его разбираться «что это?», «почему так?».

Читайте также  Рецепт гречневого супа ребенка

Вначале освоения действий с этими игрушками предлагайте ребенку вкладыши округлой формы, поскольку они не требуют особой пространственной ориентировки при подборе и совмещении частей.

Ребенка второго года жизни учите последовательно раскладывать и складывать предметы-вкладыши; подбирать парные предметы из двух наборов, ориентируясь на их цвет, форму и величину; составлять башенку из двух предметов (сначала одного цвета, затем разного), накладывая меньший предмет на больший.

На третьем году жизни ребенку посильны задания по построению башенок уже из трех последовательно уменьшающихся предметов, различных по сочетанию основных цветов.

Конструкция сборно-разборных игрушек типа матрешки потребует от ребенка точных координированных движений рук, необходимых для соединения двух взаимосвязанных частей. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий, к тому же, сложной мыслительной работы. Поэтому, чтобы достичь высокого развивающего эффекта от игры с игрушками-матрешками необходимо вводить их в деятельность ребенка в определенной последовательности. Так, ребенку второго года жизни рекомендуются 2-х местные (меньший предмет неразборный) игрушки без декоративных отвлекающих деталей (одноцветные, нерасписные).

Для ребенка третьего года жизни в этих игрушках можно увеличить количество вкладных предметов до трех-четырех (два (три) предмета разборные, один — самый маленький — неразборный). Поскольку в этом возрасте координация движений рук ребенка становится более совершенной, а действия пальцев рук — более тонкими, он уже способен совместить детали игрушки не только по размеру, но и по рисунку.

Одним из основных принципов, на основе которого строится методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, педагог широко использует приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом.

Содержание и методика дидактических игр направлены и на развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических игр важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте.

Подбирая материал для занятий, необходимо иметь в виду, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом нежелательно ставить на один стол одинаковые или однотипные игрушки, иначе дети могут перепутать их части.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста становится предметная деятельность. Это деятельность с предметами согласно их назначению. В процессе этой деятельности ребенок осваивает мир предметов: назначение и значение предметов для людей, способы действий с предметами, технику выполнения действий. Научившись использовать предмет по его назначению, ребенок подходит к пониманию того, что каждый предмет существует для чего-то. Так у ребенка формируется представление о том, что есть мир постоянных вещей.

В раннем возрасте дети также осваивают особый вид предметных действий — орудийные, для которых характерно то, что ребенку приходится воздействовать одним предметом на другой определенным способом (лопаткой копать землю, сачком ловить рыбку и т.п.).

В недрах предметной деятельности зарождается сюжетно-отобразительная игра, в которой дети, используя игрушки как средство замещения реальных людей, животных и предметов, осваивают способы игрового отображения действительности.

Дидактические игры в раннем возрасте способствуют развитию ориентировки в свойствах предметов, целенаправленного восприятия, познавательной активности. Они обогащают чувственный опыт ребенка: посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок учится различать форму, величину, цвет предметов.

В процессе практических действий с дидактическими игрушками у ребенка развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и др. Результат этих действий и оценка его взрослым развивают эмоцио-нально-волевую сферу ребенка, учат его доводить начатое дело до конца, способствуют целенаправленности и осознанности в достижении поставленной перед ним задачи.

Публикации

Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет воспитывать любовь ко всему живому и учить их ответственному отношению к природе.

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Игры по экологии ранний возраст

Цель : формирование первых представлений о природе (живой и неживой),растительном мире, животном мире (домашних обитателях и обитателях леса), о воде в быту, о воде в природе; явлениях природы : временах года, погодных явлениях и отношение к ним людей, развитие гуманных чувств : доброжелательности и бережное отношение ко всему живому.

С целью закрепления знаний о неживой природе : о воде в быту (льется, тёплая – холодная), для развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения детей могут быть предложены следующие игры :

«Наливаем – выливаем»

Ставим на стол большую ёмкость с водой и пустые бутылочки, баночки, флаконы, воронки, кружечки. Предлагаем детям зачерпывать кружечкой воду и наливать её в разные баночки и бутылочки с помощью воронки, переливать её из одной ёмкости в другую. Дети могут кооперироваться, помогая друг другу. Например, один ребенок держит воронку, а другой наливает через нее воду из бутылки в банку или несколько детей вместе заполняют одно ведерко. Получившиеся лужицы они вытирают тряпочкой или губкой и убеждаются, что воду нельзя взять рукой ее нужно вытирать.

Ожидаемый результат : Ребенок уверенно оперирует с различными емкостями при взаимодействии с водой, расширяет свои знания о различных состояниях и свойствах воды.

«Тонущие и плавающие предметы»

Готовим тазик с водой и предметы из разнообразных материалов : металла, дерева, камня, резины, пластмассы, ткани, бумаги, картона, губки.

Предлагаем детям по очереди опускать в воду разные предметы и наблюдать, какие из них тонут , а какие плавают. Объясняем детям, что металлические предметы и камни тонут, а деревянные, резиновые и пластмассовые – нет. Кусочки ткани сначала плавают, но впитав в себя воду, становятся тяжелым и тонут. Бумага и картон намокают по-разному ,сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, маленький кусочек намокает быстрее большого.

Ожидаемый результат : Ребенок закрепляет в игре знания о свойствах различных предметов, их поведении в воде.

Для знакомства с живой природой, обитателями леса, с целью развития умения различать лесных животных ,знакомством с местом их проживания предлагается следующая игра :

«В гости к лесным зверям»

В групповой комнате на ковре(полянка) воспитатель размещает игрушки зверюшек, предлагает детям послушать стихи. Дети должны подойти к тому зверю, о котором говорится в стихотворении. Например :

Воспитатель спрашивает детей: «Где живет мишка? А как он ревет?» (персонажи – лиса, заяц, ежик, белка, волк). Дети прощаются со зверями и уходят с полянки.

Ожидаемый результат :Ребенок различает лесных зверей, формирует знания о местах проживания зверей.

«Козлик»

Цель : учит понимать сказанное, правильно выполнять действия.

Материал : шапочки козликов на каждого ребенка.

Воспитатель произносит слова :

Убежали козлики на лужок,

Привяжу я козлика к белой березке –

Стой, мой козлик, не бодайся.

Белая березка, стой не качайся.

Козлики отвязались и убежали. По желанию детей игра продолжается.

Ожидаемый результат: ребенок знает об особенностях поведения домашних животных и применяет знания в подвижных играх.

С целью развития представлений у детей знаний о явлениях природы(светит солнце – льет дождь) предлагается следующая игра:

«Солнышко и дождик»

Игра построена на простых движениях и действиях, которые одновременно выполняют все дети. У каждого участника должен быть свой «домик». Его легко сделать из стульчика.

«Какая хорошая погода, светит солнышко,- говорит воспитатель, выглянув в своё окошко, — давайте выйдем погулять». Малыши выбегают из домиков, собираются вокруг взрослого. Неожиданно для всех воспитатель говорит : «Посмотрите, туча идет, сейчас будет дождик! Скорее бежим домой!» Все спешат в свои домики. Можно почитать короткие потешки или стишки про дождик, например:

Дождик, дождик, пуще –

Будет травка гуще,

Дождик, дождик, посильней –

Огород ты наш полей.

Дождик, дождик, веселей –

Капай, капли не жалей,

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

Воспитатель сообщает малышам : «Кончился дождик! Солнышко светит ! Выходите гулять!» Малыши выбегают из своих домиков, поют песенки.

Ожидаемый результат : Закрепление у ребенка представлений о явлениях природы и применение их в подвижных играх.

Игра «Времена года»

Подбираем красочные картинки по временам года, очень хорошие репродукции картин из старых журналов. Еще понадобится некоторое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды .

Сначала просто раскладываем картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.

Далее усложняем задание, заведомо делаем несколько ошибок. Например, к зимнему пейзажу кладем картинку ягод клубники , или к осеннему пейзажу – снеговика. Предлагаем ребенку найти ошибки, затем он должен эту задачу выполнить самостоятельно.

Для развития представлений у детей о живой природе, развития гуманных чувств : доброжелательности и бережному отношению ко всему живому, знакомству с миром домашних и диких животных и их детенышей предлагаются следующие игры:

Игра «Кот и мыши»

Воспитатель говорит детям : «Давайте поиграем в кошки – мышки! Я буду кошкой, а вы мышками. У каждой мышки должна быть своя норка. Где же ваши норки? А пусть стульчики станут норками. Возьмите ваши стульчики и поставьте перед собой». Помогает малышам сделать норки и спрятаться за ними, как будто мышки спрятались в своих норках, а я буду котом!» Ходит по комнате, изображая кота, и говорит при :

Котик по двору идет,

Ищет мышек Васька – кот,

Тихо мышка сидит,

На кота она глядит.

Затем воспитатель садится на стул и говорит: «Васька – кот устал, уснул, а мышки выбегают из своих норок и дразнят кота». Закрывает глаза, притворяется, что спит. Дети – «мышки» выбегают из своих норок, осторожно подходят на близкое расстояние к «коту». Видя, что он спит, начинают бегать, прыгать вокруг него. «Кот» потягивается, открывает глаза, «мяукает» и ловит «мышек», а дети – «мышки» убегают в свои норки.

Когда дети познакомятся с этой игрой, воспитатель может предложить им самим по очереди исполнять роль кота.

Игра «Зайка»

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Зайку». Встает с детьми в круг и спрашивает, кто из них хочет быть зайкой. Тот выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки. Воспитатель поет песенку и выполняет соответствующие движения, которые дети будут повторять.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Надо зайке поскакать!

Игра «Курица и цыплята»

Воспитатель изображает курицу, приговаривает:

Как мои ребятушки,

Пошли по двору гулять,

Себе зернышки искать.

Стали зернышки искать,

Чтобы маме показать.

Мама, мама! Посмотри!

Дети ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками – крылышками.

Со словами «Пи – пи – пи!» бегут к воспитателю и прижимаются к нему. Он обнимает всех руками – крыльями. Игра повторяется несколько раз.

Ожидаемый результат: Ребенок свободно ориентируется в названиях домашних животных, особенностях их поведения, умеет показать повадки, характерные движения животных в играх.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: