Дидактические игры ребенок природа

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природеотносятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

zhivaya-i-nezhivaya-priroda-igra

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

mir-prirodi-i-rukotvornii-mir-kartinka1

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

mir-prirodi-i-rukotvornii-mir-kartinka2

Скачать картинки к игре

Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас».

Популярные статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Экологическая игра : « Подскажи мальчику»

Экологическая игра : «Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

Читайте также  Купание 4 месячного ребенка

Экологическая игра : «Угадай весенний цветок»

Экологическая игра : «Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал : Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Методика проведения: У одних детей — медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Экологическая игра : «Природа и человек»

Экологическая игра : «Узнай птицу по силуэту»
Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.
Методика проведения: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Экологическая игра :
«Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Дидактический материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».
Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.

Экологическая игра :
«Распредели плоды по цвету»
Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.
Дидактический материал: Игровой персонаж Вини-Пух, муляжи овощей и фруктов.
Методика проведения:
Вариант 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Вариант 2 «Распредели плоды по форме и вкусу» Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

Экологические дидактические игры для дошкольников

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача экологического воспитания – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля.

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, экспериментировать, открывать для себя, что-то новое, делать выводы.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут помочь нашим детям осознать еще в детстве доброту, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Работая над темой самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» у меня появилась, идея создать дидактические пособия,экологические игры, игры- эксперименты, которые направлены на экологическое воспитание дошкольников.

Дидактическая игра«Зимующие и перелетные птицы». Для детей 4-7 лет.

Цель- развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных; развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

Экологическая пальчиковая игра-сказка «Погодные явления в гостях у ребят»

Цель — формировать у детей знания о погодных явлениях: снег, дождь, солнце, ветер. Пальчиковую игру-сказку можно использовать в течение всей непрерывной образовательной деятельности с детьми, во время изучения новой пальчиковой игры, для закрепления изученного материала, для изучения экологических сказок.

Дидактическая игра «Покорми животного». Для детей 3-7 лет.

Цель — познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Знаток природы». Для детей 3-7 лет.

Цель: Учить детей различать основные природные признаки времен года, формировать бережное отношение к природе, к ее природным явлениям.

Экологический лэпбук «Я познаю мир» Для детей 3-7 лет.

Мой первый лэпбук по экологии «Я познаю мир». Делала я его из картинок, которые представлены на портале maam.ru. Содержание придумала сама. Состоит он из шести разворотов и множества заданий.

Пособие – панно для экспериментирования «Круговорот воды в природе».Для детей 4-7 лет

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательское поведение для

дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Наша задача –

помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Чтобы дети лучше усвоили свойства воды, мы с детьми 2 младшей группы провели различные виды опытов по изучению свойств воды, в которых дети практически узнали, что вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета. В ходе экспериментирования ребята при помощи лейки наливают воду в воронку и наблюдают за ее течением, делают соответствующие выводы с помощью воспитателя. Затем наливаем горячую воду в сосуд и наблюдаем. как капельки воды превращаются в пар.

Экологическое дерево «Времена года»

Главной целью является — закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года.

Дидактическое пособие — макеты по экологии «Подводный мир морей и океанов», «Аквариум и его обитатели», «Обитатели рек». Для детей 4-7 лет.

Как мы знаем по новым требованиям СанПиН содержание аквариума в детском саду запретили, вот я и подумала, как легко и красиво завести свой маленький «водный мир его обитателями», хоть и без воды, но не менее прекрасный.

Яркий и красочный макет поможет провести занятие с детьми интересно, создаст необходимую эмоциональную обстановку, «разбудит» детское воображение, пригласит познакомиться с морем, аквариумом, рекой и его обитателями поближе. С помощью данного пособия дошкольники изучат богатство подводного мира его обитателей, форму окраску, строение рыб, моллюсков.

Экологическая игра – энциклопедия «В гости к зайчонку». Для детей 4-7 лет.

Цель игры — формировать представление об особенностях внешнего вида и поведения животных- зайца, волка, медведя, лисы. Дети с удовольствием проходят игровое поле игры, повторяя все особенности животных.

Экологический стол «Дары природы». Используем для экспериментов, опытов, наблюдений. Оборудован на участке группы «Зайчата».


«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005302

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Читайте также  Фотосессия с малышом 6 месяцев

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Дидактические игры по экологии для дошкольников раннего возраста

Формирование экологического мировоззрения дошкольника через проведение дидактических игр следует начинать с раннего возраста. Именно игра развивает наблюдательность, воображение, сенсорные способности, мышление ребенка. Центральным аспектом этой деятельности ребенка является бережное отношение к природе как к ценности, осознание единства с природным миром и предоставлении эколого — природоведческих знаний. Взаимодействие с природой вызывает у ребенка яркие эмоциональные переживания, стремление испытывать эти чувства снова, желание быть рядом с объектами природы.

Особенно в наше время экологическое воспитание играет огромную роль в дальнейшем сосуществовании человека и природы. Именно поэтому бережное отношение к природе, к окружающей среде необходимо начинать с раннего возраста. В наше время особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе. Охрана природы – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашего государства. Именно поэтому, привитие любви к природе, бережное отношение к ней в дошкольном возрасте является актуальным вопросом современности.

Формировать мировоззрение ребенка нужно как можно раньше, то есть с первых лет его жизни. Рождаясь, маленький ребенок начинает жизнь в неразрывной связи со всем разнообразием мира и поэтому важно, чтобы ребенок с первых лет почувствовал единство с природой. И основная задача воспитателя в этом контексте это формирование экологического мировоззрения воспитанников, а именно, чтобы научить их понимать и любить природу, бережно относиться к окружающей природной среде.

Экологическое воспитание является составной частью всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Ребенок приходит в детский сад, у него еще не сформированы устойчивые взгляды, интересы. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сформировать экологическое мировоззрение каждого ребенка, научить жить по законам природы. Детский сад открывает для этого большие возможности, потому что именно здесь, у детей закладывается естественная любознательность и искренний интерес к окружению. Это создает благоприятные условия для формирования экологического мировоззрения.

В дидактических играх в природе, я использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, сухие плоды, камни, каштаны). Эти игры помогают ребенку увидеть неповторимость и ценность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

Удовлетворить детскую любознательность, побудить ребенка к активному познанию природы, овладеть способами познания между предметами и явлениями природы помогает игра. Именно игра способствует углублению эмоциональных переживаний детей, расширяет представление о процессах происходящих в живой природе.

дидактические игры по экологии, игры по экологии в детском саду

Экологические игры и упражнения для дошкольников в детском саду.

Воспитатель может провести предложенные игры, например, во время прогулки. Также на различных занятиях в детском саду и в повседневной жизни можно использовать предложенные разработки. Они дают ребенку возможность почувствовать себя частью природы, вызывают желание помочь природе, защитить ее от опасности.

Дидактическая игра «Звуки природы»

Цель: Научить детей прислушиваться к звукам природы: птиц, ветра, дождя.

Развивать фонематический слух.

Воспитывать желание соблюдать правила поведения в природе.

Для большей заинтересованности можно использовать наглядный материал, художественные произведения, игровые моменты, действия.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: Уточнить знания о знакомых цветах: ромашка, роза, и т.п. Изучить их, складывать из частей. Развивать внимание, мышцы рук. Воспитывать бережное отношение к цветам.

Вариант 1. «Сложи цветок»

Усложнение: «Назови цветок»

Дидактическая игра «Чьи это дети», «Кто что ест?»

Цель: Учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей, знать, чем питаются, учить им звукоподражать.

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Вариант 1 «Назови животное»

Усложнение: «Найди детенышей»

Вариант 2 «Накормим животных»

Усложнение: «Кто как кричит»

Усложнение: отгадывание загадок о животных

Игра — медитация: «Я-цветок, птица, бабочка…»

Цель: учить ориентироваться в окружающей среде.

Воспитывать интерес к природе и бережное отношение.

Вариант 2. Беседа на тему: «Можно ли обижать птиц»

Дидактическая игра: «Посади бабочку на цветок»

Цель: Учить находить бабочку соответствующего цвета, дорисовать лепестки, цветочки такого же цвета; найти бабочку такого же цвета. Развивать эстетический вкус.

Методика подготовки и проведения экологических игр в детском саду

Наталья ВасилишинНаталья Василишин 03.04.2018 6 18.6k

Анимационный турист с рюкзаком

Игры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — неисчерпаемый источник познания для детей. С помощью этого вида деятельности малыши быстрее и проще усваивают новую информацию, приобретают умения и навыки, а также отрабатывают их на практике, что очень важно для реализации принципа цельности образования. Особенно ценна эта универсальность игр при работе с темами, имеющими колоссальное значение для воспитания гармоничной личности, живущей в мире с собой и природой. Именно к таким относятся вопросы, связанные с экологией.

Значение проведения экологических игр в детском саду

Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Малыши на занятиях по экологии учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников.

С помощью игровых приёмов у детей:

  • расширяется круг познавательных интересов;
  • определяются направления интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития;
  • раскрываются творческие задатки.

Экологические игры — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса к природе.

Дети поливают комнатные растения

Экологические игры учат малышей заботиться о природе

В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности.

Цели и задачи экологических игр

Широкий диапазон методических возможностей игровой активности позволяет педагогу реализовать следующие цели экологических игр:

  • обеспечение возможности получения, отработки и закрепления естественно-научных представлений о природе (к примеру, с детьми средней группы я провожу дидактическую игру-лото «Живое — неживое», в которой, поднимая карточки с картинками, изображающими небо, воду, животных и растений, дети знакомятся с понятиями живая и неживая природа);
  • тренировка памяти, наблюдательности (участие в играх подразумевает запоминание игровых условий, а также учёт действий соперника);
  • развитие речи (участие в играх на экологические темы даёт возможность воспитанникам младшего дошкольного возраста пополнить словарный запас, детям средней группы усвоить основные принципы грамматики языка, а ребятам старшей и подготовительной групп отработать навык составления монологов и реплик диалога);
  • совершенствование эмоционально-волевой сферы малышей через развитие умения сотрудничать (к примеру, у ребят могут возникать те или иные трудности с выполнением игровых действий в одиночку, но при помощи товарищей и взрослых эти сложности легко устраняются);
  • воспитание чуткого отношения к растениям и животным (многие игры на экологическую тему подразумевают опытную деятельность с представителями флоры и фауны, связанную с уходом за растениями в группе и за животными в живом уголке, что развивает у малышей чувство ответственности).

Дети играют в экологическую игру на прогулке

В экологических играх ребята на практике применяют знания о природе

Среди задач, решение которых помогает реализовывать поставленные цели, можно выделить:

  • создание стимула для проявления любознательности (из личного опыта замечу, что, например, в игре с предметами, в которой в роли черепахи выступает каштан, дети старшей группы с большим интересом рассматривают картинки с другими представителями земноводных в поисках сходств их силуэта с плодом);
  • формирование умения выделять отдельные признаки предметов или явлений, сравнивать и анализировать их (например, в дидактической игре «Времена года» малыши по картинкам определяют отличительные признаки каждого сезона);
  • развитие логического, математического мышления (например, во второй младшей группе в дидактической игре «Собери шишки для белочки» дети не только узнают о важности для животных запасов на зиму, но и отрабатывают счёт до 5);
  • физическое развитие (к примеру, в подвижной игре «Ветер» дети подготовительной группы, выполняя движения по указанию водящего, совершенствуют ловкость, координацию движений, быстроту);
  • практика речи (так, в подготовительной группе я предлагаю детям игру «Угадай, что за растение», в которой игроки по очереди описывают и угадывают разные деревья, цветы, животные);
  • воспитание сочувствия живым существам (например, в старшей группе мы с воспитанниками проводим сюжетно-ролевую игру «Цветоводы», в которой дети осматривают комнатные цветы на картинках и определяют меры, необходимые для улучшения их состояния — полить, протереть листья от пыли, оборвать пожелтевшие листья и т. д.);
  • развитие навыка выполнения задания в парах, группах (особенно актуальна эта задача в средней группе, когда дети переходят от этапа параллельного выполнения всех действий к совместному, то есть учатся делить обязанности, помогать друг другу).
Читайте также  Головная боль в области лба у ребенка

Дети держат запрещающие знаки для отдыхающих на природе, педагог стоит рядом

В игровой форме дети усваивают важные правила поведения на природе

Требования к проведению игр

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены принципы подготовки и проведения игр в детском саду. Применительно к игровой деятельности экологической направленности можно выделить 10 основных требований:

  • Экологическое содержание должно соответствовать возрасту воспитанников. Во второй младшей группе, например, у детей нет достаточного багажа знаний относительно животных Севера, чтобы в дидактической игре распределить карточки с представителями фауны на обитателей холодных краёв и тропиков. А вот с заданием на распределение домашних и диких животных дети 3–4 лет справиться смогут.
  • Игровые правила должны представлять собой модель поведения в природе. Например, при проведении инсценировки «На пикнике» дети подготовительной группы показывают не только, как нужно собираться на отдых, но и демонстрируют последовательность уборки, сортировки мусора.
  • Правила и критерии оценивания должны быть тщательно продуманы педагогом перед игрой.
  • Все игры должны иметь наглядное сопровождение. «Лучше один раз увидеть» — это важный принцип организации работы с детьми, которые в дошкольном возрасте воспринимают мир через образы.
  • Игра — дело добровольное. Если ребёнок отказывается принимать участие в этом виде деятельности, настаивать не стоит. Но узнать причины такого отказа нужно обязательно. Возможно, малыш боится ошибиться или повторить неудачный опыт прошлой игры, в которой упал, споткнулся, забыл ответ. В этом случае помогут терапевтические сказки, в которых в литературной форме описаны и проблемы, и пути их решения.
  • Индивидуальный подход. Все дети разные. И не только по характеру, но и по темпераменту. Поэтому педагог должен найти тот круг игр (или игровых действий), который нравится конкретному воспитаннику.
  • Поощрение самостоятельности. Этот принцип не распространяется на младшие группы, так как при организации работы с детьми 1,5–4 лет воспитатель является полноценным участником игры, принимая на себя роль лидера (водящего).
  • Хронометраж игры должен соответствовать возрасту детей. Иначе даже самая интересная игра может наскучить, а значит, цели и задачи деятельности реализованы не будут.
  • Освоенные игры нужно время от времени повторять. Суть этого принципа сводится не к периодическому воспроизведению игровых действий, а к повторению игрового материала, то есть темы, связанной с экологией.
  • Каждый участник игры после её завершения должен получить одобрение взрослого. Создание ситуации успеха в каждом виде деятельности помогает воспитывать в детях уверенность в себе и своих силах.

Дети с бумажными фигурками голубей в руках

Один из способов создания ситуации успеха заключается в творческой материализации результатов игры, например, выполнении поделки

Классификация экологических игр в ДОУ

Материал по экологическому воспитанию дошкольников может быть представлен в нескольких видах игр. Каждый из них имеет определённую задачу и соотносится с той или иной темой.

Дидактические экологические игры

Это самый продуктивный вариант изложения материала, связанного с вопросами изучения окружающего мира, а также отработки умений и навыков, связанных с воспитанием бережного отношения к природе. При проведении дидактических игр следует учитывать ряд моментов:

  • наличие правил;
  • заранее обозначенный результат (например, при складывании пазлов с изображениями животных, малыши должны до начала работы знать, что именно получится в конце);
  • чётко описанные игровые действия.

Для лучшего усвоения правил и сюжета игры педагогу, повторяя для малышей правила, стоит делать это одним и тем же набором предложений. Это работает и на усвоение детьми языковых клише, которые, в свою очередь, составляют важный элемент речевого образа ребёнка.

Экологическое направление может реализовываться в двух типах обучающих игр: ориентированных на содержание действий и отталкивающихся от материала, на котором выстраиваются игровые действия.

Игровое пособие в виде круга с сегментами среды обитания разных животных

Экологические дидактические игры открывают перед детьми большие познавательные возможности

Таблица: виды дидактических экологических игр

  • Закреплять знания о различных категориях природных объектов;
  • развивать логическое мышление.
  • Повторить материал, связанный со временем цветения растений;
  • учиться классифицировать растения по сезону цветения;
  • тренировать память, сообразительность.
  • Тренировать навык узнавания предмета на ощупь;
  • повторить названия фруктов и овощей;
  • воспитывать терпение.
  • Учить подражать голосам животных;
  • развивать музыкальный слух (высокие и низкие, долгие и короткие звуки);
  • прививать любовь к братьям нашим меньшим.
  • Закрепить знания о плодах, которые растут в саду или на огороде;
  • тренировать быстроту реакции, внимательность.
  • картинки с изображениями огорода и сада;
  • карточки с изображениями плодов.

Дети по очереди берут карточки с плодами, называют их и кладут на изображение огорода или сада.

Деловые и интеллектуальные игры

В ряде методической литературы деловые, интеллектуальные игры (викторины) также относят к дидактическим. Однако они представляют собой не конкретный набор игровых действий, объединённый общим игровым условием, а форму организации деятельности детей. То есть в одной викторине может быть и настольно-печатная игра, и интерактивная, и подвижная.

В своей практике в подготовительной группе я провожу деловую игру «Незнайка — друг леса?». Сюжет заключается в том, что однажды Незнайка с друзьями отправился в лес, где они разжигали костёр, кушали, играли, несмотря на заметные тучки на небе. Но когда полил дождь, быстренько побежали обратно, ничего не убрав за собой. Детям предстояло выяснить, можно ли так поступать. Часть ребят отстаивала позицию, защищавшую героя: мол, пока убирались, намокли бы, простудились, а костёр и так дождь потушил. А часть малышей настаивала на том, что сначала нужно всё убрать, а потом уходить. В процессе обсуждения сходимся на том, что перед походом в лес нужно, во-первых, узнать прогноз погоды, во-вторых, при первых признаках непогоды необходимо собрать мусор и вещи, чтобы, прячась от дождя, не оставлять после себя беспорядок.

Опыты

Экспериментальная деятельность в детском саду занимает особое место в ряду игровых методических приёмов: игры с природным материалом не только помогают детям уяснить его свойства, но и прийти к выводу о необходимости природосообразного поведения в повседневной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: