Дидактические игры для детей с интеллектуальной недостаточностью

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cборник включает в себя коррекционно — развивающие и дидактические игры, которые могут быть включены педагогом в структуру любого урока/ коррекционно-развивающего занятия, а так же в режиме работы группы продленного дня.

Просмотр содержимого документа
«СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

«Играй и развивайся»

Сборник игр «Играй и развивайся.»/сост. Н.В. Пиканова. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016. – с.29

Данный сборник включает в себя коррекционно — развивающие и дидактические игры, которые могут быть включены педагогом в структуру любого урока/ коррекционно-развивающего занятия, а так же в режиме работы группы продленного дня. Может использоваться педагогами ОУ в работе с обучающимися, имеющими нарушения интеллектуального развития (легкой и средней степенью умственной отсталости), а так же студентами и родителями для занятий с детьми.

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Раздел I. Игры, направленные на развитие у младших школьников

умения классифицировать объекты и предметы………………….……8

Раздел II . Игры, направленные на развитие у младших школьников

умения обобщать объекты и предметы……………………………. 15

Раздел III. Игры, направленные на развитие у младших школьников

умения сравнивать объекты и предметы……..………………………20

Пояснительная записка

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющий диффузный, т.е. «разлитой», характер.

Все это обуславливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической и познавательной деятельности.

Согласно «Википедии». Умственная отсталость — это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

Умственная отсталость классифицируется по различным основаниям, отражающим этиологию и патогенез этого заболевания.

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на три степени:

1) дебильность ( легкая степень умственной отсталости);

2) имбецильность (средняя степень умственной отсталости);

3) идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

Дети с легкой степенью умственной отсталости, обладающие хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки и может самостоятельно трудиться на производстве.

Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, у многих детей особые трудности вызывают чтение и письмо.

Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.

У детей данной категории нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Лица с тяжелой степенью умственной отсталости могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения.

Лица с тяжелой степенью умственной отсталости не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Лица с глубокой умственной отсталостью весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. У них не развиты внимание, восприятие, память. Отсутствуют способности к элементарным процессам мышления.

Данный сборник направлен на работу с детьми легкой и средней степени умственного развития.

У детей с интеллектуальными нарушениями легкой и средней степени умственного развития страдает не только мелкая моторика, но и проявляются стойкие нарушения познавательной деятельности, возникающие вследствие органического поражения головного мозга. При этом страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей строится с учётом ведущего вида деятельности, игрой.

В психологическом словаре дается определение понятию «Игра» — это активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.

К выбору игр для детей с нарушением интеллекта легкой и средней степени умственной отсталости, следует подходить с особым вниманием. Так как, отдельные дети способны выполнить задание с первой попытки, другие используют метод «проб и ошибок», но почти у всех наблюдаются рассогласование между движением и его словесным опосредованием, затруднения в последовательности движений, их количественном выполнении, самоконтроле. Поэтому требования, предъявляемые в игре, не должны превышать возможностей детей.

Все это позволяет говорить о том, что (дидактические) игры предоставляют большие возможности для умственного развития детей младшего школьного возраста.

Несмотря на отклонения, дети с легкой и средней степенью умственной отсталости, способны к обучению и развитию.

Целью данного сборника: подобрать и пробировать игры направленные на коррекцию нарушений интеллектуального развития младших школьников.

Сборник предназначен для организации работы по активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяет обеспечить условия для воспитания интереса к познанию; повышению уровня познавательной активности и мотивации; развития мыслительных процессов.

Игры, в данном сборнике рекомендованы для младших школьников с нормой интеллекта, а также для детей с нарушением интеллектуального развития. Могут использоваться учителями коррекционных классов, начальных классов, студентами. Данные игры рекомендовано проводить в учебное время и во второй половине дня, включать их в коррекционные занятия; перемены, в организации детей, для создания мотивации. Длительность игр и упражнений – до 20 минут.

Образовательный портал

Система игр и игровых упражнений для развития детей с интеллектуальной недостаточностью

  • Печать
  • E-mail

Система игр и игровых упражнений для развития
детей с интеллектуальной недостаточностью

У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает непроизвольное внимание и эмоциональное восприятие окружающей действительности, поэтому при планировании игр и занятий нужно помнить о том, что первостепенное значение имеет уровень их интересности для ребенка.
Подбирая дидактический материал, следует помнить о том, что детское внимание привлекают и удерживают яркие цветные игрушки. Еще большего внимания можно достичь, если игрушки будут показаны в действии, со звуковым сопровождением. Не менее важен эмоциональный настрой педагога, выразительность и интонированность его речи.
На занятиях с детьми можно использовать различные наборы игрушек: доски по типу вкладышей М. Монтессори, разрезные картинки, конструкторы, кубики, погремушки и др.
Успешность игрового взаимодействия, занятий с ребенком во многом определяется тем, насколько активно взрослый может использовать объекты и предметы окружающей среды в качестве игровых. Разнообразие предметно – практических, словесных, воображаемых игровых действий с предметами имеет решающее значение.
Классификация игр по объекту игровых действий:
Игры с предметами.
Предметы запускают функционально-привычные способы их использования, игровые действия взрослого и ребенка: игрушки (кукла, машина, мячик), спортивные атрибуты (мяч, кольца), предметы быта (ножницы, банки, ключи), предметы одежды (шарф, платок), мелкие предметы (монеты, пуговицы) и др.
Задача специалиста – показать и передать ребенку многообразие обычных и необычных действий с различными предметами в процессе игровых взаимодействий.
Игры с карточками.
Игры с предметными карточками помогают сосредоточить зрительное внимание детей, ограничивают гиперактивное поведение, предполагают способность детей к совместной деятельности. Наглядно-действенное мышление в этих играх уже оторвано от конкретных, осязаемых свойств объектов.
Игры с материалами.
Игры с пластилином, бумагой, водой, песком можно выделить в особую предметную область, когда сенсорные, осязаемые свойства материала выходят на первый план.
Игры со словами.
В качестве объекта действий выступают слова, высказывания разговорной речи, их значение, смысл.
Действия со словами предполагают активность речевого, словесно-логического мышления ребенка.

Игры и занятия с использованием набора дидактических игрушек:
1. Что нарисовано.
Цель: развитие целенаправленного внимания, произвольного внимания.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Педагог предлагает ребенку поиграть с картинками. «Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их называть. Только называть нужно не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано, и вспомни, как это называется, но ничего не говори, пока я не хлопну в ладоши». После этого педагог берет первую картинку, предлагает подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. Далее хлопает в ладоши, ребенок называет картинку.
2. Покажи картинку.

Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: зеркало.
Ход. Педагог перед зеркалом выполняет несложные движения, обращая внимание детей, как зеркало точно воспроизводит эти движения. Затем ставит детей в круг и говорит: «Делайте, как я». Показывает простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, приседает). Дети повторяют.

Читайте также  Фотосессия 2 месячным ребенком

Литература:
1. Бердыхова Я., Голецыова О., Клйндова Л. Игры в детском саду, перевод со словацкого: Касвин Г.А. и Роговский Е.Р. – М., 1966.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.Р. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
4. Романов А.А. Игровые задачи для детей. Перечень, цели, классификация: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М., 2004.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.

Дидактическая игра, как средство коррекции памяти и внимания у младших школьников с нарушением интеллекта

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Евсюткина П.А. Дидактическая игра, как средство коррекции памяти и внимания у младших школьников с нарушением интеллекта// Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 26.10.2021).

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассной деятельности дидактические игры и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Дидактическая игра является игровым методом и формой обучения умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. Они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игру у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредоточится, проявить интерес и инициативу на уроках.

В связи с особенностями развития детей со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит. Успешность решения задач по преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности ребенка с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от правильности выбора и использования методов работы. К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности этой категории учащихся, относится дидактическая игра.

Дидактические игры и упражнения, применяемые при обучении и воспитании умственно отсталых детей, описаны А.А.Катаевой, Н.Д,Соколовой, Е.А.Стребелевой. Система игр, предназначенных для уроков русского языка (1-4 классы), и методика их использования разработаны Э.В.Якубовской, А.К.Аксеновой, для уроков математических дисциплин – А.А.Хилько, М.Н.Перовой (1-4 классы).

Любая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр. Присутствуют элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило. Дидактическая игра по структуре делится на сюжетно-ролевые игры и игры-упражнения.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Для ребенка с нарушением интеллекта важно научиться фиксировать и концентрировать внимание на заданных целях. Для этого проводятся дидактические игры на поддержание устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Для умственно отсталых детей длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении обучения в начальной школе длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Поэтому важны разнообразные дидактические игры стимулирующие концентрацию, переключение, устойчивость внимания. Важно осуществить побор игр для развития познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта, которые учитывают следующие условия.

Для выбора дидактической игры нужно знать:

1.Учет индивидуальных возможностей детей.

2.Стимулирование интеллектуальной активности во всех видах деятельности и во всех формах.

3.Поощрение стремления к принятию любых видов самостоятельных решений, побуждение к таковым через создание игровых ситуаций и т.п.

4. Атмосфера в классе должна быть психологически комфортной для каждого ребенка, взаимоотношения с учителем – партнерские.

5. Игры должны быть разнообразными и решать комплексные задачи

6. Развитие познавательных процессов не может восприниматься как разовое мероприятие в рамках опытной работы – это должно стать нормой жизнедеятельности специального учреждения.

Учитывая своеобразие умственного развития детей с нарушением интеллекта перед педагогом стоят сложные задачи с одной стороны – обеспечить усвоение знаний умений и навыков, заложенных в программах, с другой – обеспечить развитие познавательных процессов , что крайне важно для социализации детей с умственной отсталостью. В этом ему может помочь дидактические игры как средство облегчающее процесс усвоения знаний и стимулирующие потребность в познании. Во время игры на уроке создается хороший эмоциональный настрой, быстро снимает усталость. Можно отметить у учащихся бережное отношение к играм, раздаточному материалу, они стараются не испортить их; положительное воздействие игры на детей со сниженным интеллектом не вызывает сомнения.

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к умственно отсталым детям. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившейся предмет. Главное, чтобы у учащегося создалось впечатление идентичному положительному.

Приведем несколько примеров дидактических игр:

Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры: Демонстрировать карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя.

Цель игры: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Ход игры: Дети сидят за столом, на котором лежит 10-12 карточек, некоторые одинаковые. Нужно найти и назвать одинаковые и показать их играющим.

Можно усложнить игру: найти не одну пару одинаковых картинок а несколько. Дети рассказывают, чем схожи и чем отличаются предметы.

Цель: формировать умение различать предметы по форме, пользоваться приемами зрительного наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность.

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем показывает одну из карточек с изображением посуды и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).

Задайте дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она цвета? Для чего она нужна?

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Ход игры:

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, неваляшка, мяч и т.п.). Ученикам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка), которые они сравнивают с изображением.

Данные игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой или коллективной работы. В этих играх присутствует элемент соревнования. Это дает возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Их применять можно на этапе закрепления или повторения изученного материала, а так же для снятия напряжения после сложной учебной работы, во время внеурочной деятельности.

Данные игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психологических функций. Они активируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов. Развивает произвольное внимание, вырабатывается устойчивость, усидчивость, стараются доводить начатое дело до конца.

Читайте также  Годовалый ребенок очень капризный

Работая в классе, где учатся дети с умственной отсталостью, использовать дидактическую игру нужно всегда, на всех уроках. Играя, дети сами не понимают, как запоминают тот или иной материал.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Использование дидактических игр на уроках и во внеурочной деятельности значительно облегчат работу учителю по формированию интереса к предметам, и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащихся.

Дидактическая игра как средство развития памяти у умственно отсталых дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаган С. Г., Куликова Г. В.

Публикация раскрывает содержание дидактических игр по развитию и коррекции памяти у умственно отсталых детей. Данные игры могут быть использованы воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями, учителями-дефектологами в работе с этой категорией детей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаган С. Г., Куликова Г. В.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство развития памяти у умственно отсталых дошкольников»

1. Lazarus R.S., Kanner A.D., Folkman S. Emotions a cognitive phenomeno-logical analysis // Emotion. Theory, Research and Experience. V 1. — N.Y., 1980. -Р. 185-217.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1. — С. 3-18.

3. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. — СПб.: Речь, 2000. — 507 с.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Гаган С.Г.*, Куликова Г.В.*

Детский сад компенсирующего вида № 21, г. Биробиджан

Публикация раскрывает содержание дидактических игр по развитию и коррекции памяти у умственно отсталых детей. Данные игры могут быть использованы воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями, учителями- дефектологами в работе с этой категорией детей.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра помогает сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр необходимо, прежде всего, преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Предлагаемые игры необходимо расположить в порядке постепенного усложнения.

* Воспитатель первой категории.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. В игре умственно отсталого ребенка часто увлекает не результат игры, а сам процесс. Если нормально развивающийся ребенок включается в игру с первого объяснения, то -отсталому, надо участвовать в игре неоднократно. Недостатки умственно отсталого ребенка преодолеваются быстрее и легче, если игра будет правильно выбрана и организована. Правильно организованная игра вызывает интерес, нужные переживания, поднимает активность, жизнерадостность, воспитывает активность и сдержанность, сообразительность.

Память — одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память умственно отсталых детей дошкольного возраста развита очень слабо. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала, что не удивительно. Ведь дети только еще начинают овладевать родной речью. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал — яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго. Опыты показали, что запоминание облегчается в тех случаях, когда детей побуждают назвать воспринимаемый объект. Большие трудности вызывает у дошкольников необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление — очень понравилось, привлекло, испугало и т.п. Обучение умственно отсталых детей в большой мере опирается на процессы памяти, которые характеризуются большим своеобразием: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, плохая переработка воспринимаемого материала.

Таким образом, при развитии памяти у умственно отсталых детей, целесообразно использовать следующие дидактические игры.

Задание 1 — Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Задание 2 — Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? Подведите ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели. ».

Задание 3 — Перечисли, пожалуйста, все слова ещё раз.

Задание 1 — Посмотри на картинку, постарайся запомнить, что здесь нарисовано. (Время показа — приблизительно 1 минута).

Задание 2 — Расскажи, что было нарисовано на картинке.

Задание 3 — Вспомни, какие деревья нарисованы на картинке? Какие цветы? Какие грибы нарисованы? Как ты думаешь, то, что нарисовано на картинке, это правда или выдумка?

Задание — «Посмотри на этот лист дерева. Запомни его». Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных десяти. (Как правило, эту задачу никому не удаётся решить сразу, поэтому задание можно повторить несколько раз.) Необходимо детально проанализировать особенности цвета, контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

«На развитие осязательной памяти»

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник) необходимо вырезать из твёрдой бумаги или картона.

Задание 1 — Сначала необходимо обсудить с ребёнком то, как называются эти фигуры. В тех случаях, когда ребёнок не знаком с названиями, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, если вы совместными усилиями придумаете подходящие для этих фигур названия (солнышко, крыша, окно, кирпичик, пряник).

Задание 2 — Ребёнок с закрытыми глазами ощупывает фигуры по очереди.

Задание 3 — Назови фигуру, которая сейчас у тебя в руках. Постепенно, можно перейти к изучению правильных названий фигур.

Вам понадобится звоночек или бубен. Ребёнок закрывает глаза, а вы тихонько отходите от малыша и звоните, но не очень громко. Попросите ребёнка угадать, где звонили. Малыш должен повернуться лицом к тому месту, откуда был слышен звук, и рукой указать направление. Только после этого разрешается открыть глаза. Если его ответ был неверен, игру повторяют, но не более 4-5 раз.

Многие дети обожают прищепки. Вместе с ребёнком прикрепите на его одежду несколько прищепок. Например, на карман, на нижний край брюк и на рукав. Затем попросите ребёнка закрыть глаза и вспомнить, где на его одежде находятся прищепки. Не открывая глаз, он должен показать их рукой.

«Найди то, о чём я говорю»

Положите перед ребёнком несколько предметов, это могут быть игрушки. Затем вы описываете любой предмет, а ребёнок ищет, что подходит под

это описание, и даёт этот предмет вам. Например: «Дай мне предмет, который состоит из нескольких колечек, надетых на палочку. Эти колечки разного цвета. На них надета верхушка. Что это? Правильно, пирамидка». Затем вы можете поменяться с ним ролями, и уже вы будете искать то, что описывает ваш малыш. Позже можно перейти к описанию несложных предметных картинок.

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: «Просвещение», 1985.

2. Шквыря Ж. Развиваем память. — М.: «Мой мир», 2007.

3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: «Просвещение», 1991.

5. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития. — Иркутск, 1992.

Читайте также  Информация об обеспечении безопасности перевозок детей автобусом

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дом детского творчества «Исток», г. Москва

Статья посвящена проблемам изучения особенностей развития эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте.

Эмоциональная жизнь человека, его чувства представляют собой своеобразное отражение в сознании человека окружающей действительности.

Эмоции выполняют переключающую, компенсаторную, регулятивную, оценочную, побудительную, эвристическую функции, играя первостепенную роль в дошкольном возрасте. Леонтьев А.Н. отмечал, что поведение ребенка больше регулируется эмоциями, чем рассуждениями, и что, как правило, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действиям [9].

Учение об эмоциях или чувствах представляет собой самую неразработанную область в психологической науке. Эта сторона поведения личности труднее поддается описанию, классификации, идентификации. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются как бы результатом оценки индивидуума

Статья на тему «Игра как средство развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью»

Трудно переоценить роль игры для развития детей с интел­лектуальной недостаточностью. Так же как и у нормально развивающихся де­тей, она призвана служить целям умственного, нравственного, физического раз­вития. Ей принадлежит особое место в осуществлении задач коррекции и компенсации дефектов поведения этих детей. Однако все это оказывается возможным лишь в том случае, если игре детей, ее максимальному развитию уделяет­ся должное внимание. Без специально направленного обучения игра будет развиваться крайне медленно, неполноценно и не достигнет того уровня раз­вития, при котором она могла бы служить целям коррекции и компенсации.

Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив. Содержание занятий определяется индивидуальной программой.

При поступлении в специализированное учреждение дети с нарушением интеллекта с трудом контактируют с взрослыми, не умеют общаться со сверстниками.

Большинство детей имеют нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.д.

Не достаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки.

У детей чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельности.

В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с умственной отсталостью, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. А полученный опыт при этом дает возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане. Несомненно, успешному проведению игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка эмоциональная сторона организации игры важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Важное условие результативного использования игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр.

Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести совместные действия взрослого и ребенка, употребление выразительных жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого, действия по образцу. Нормально развивающиеся дети овладевают этими способами постепенно, без специального обучения, и уже в дошкольном возрасте основными методами для них становится показ (подражание действиям взрослого), образец и словесная инструкция.

Детям с отклонениями в развитии свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. В результате дети, поступающие в специальное учреждение, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.

В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с проблемным ребенком является формирование эмоционального контакта со взрослыми, направление его на сотрудничество с ними, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта .Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку и т. п.

Без специальной коррекционной работы у детей с отклонениями в развитии ситуативное понимание речи сохраняется очень долго. В чём преимущества игровых форм обучения и воспитания? Именно игровые формы занятия ставят ребенка в центр обучающего процесса. При этом он не просто усваивает предлагаемый педагогом материал, а сам ищет ответы на поставленные вопросы, применяет эти знания на практике и чётко осознаёт где, когда, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

В моей работе для детей с нарушением интеллекта одним из основных принципов организации учебно-воспитательного процесса является индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Индивидуальная работа направлена на общее развитие.

Моя задача развивать у детей коммуникативные умения, двигательную активность, познавательную активность, речь, пространственную ориентировку, мелкую и общую моторику, воображение, память, внимание.

Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и раз­ных заданий, создание на заня­тии игровой ситуации приводит к тому, что дети неза­метно для себя и без особого на­пряжения приобретают опреде­ленные знания, умения, навыки. Я стараюсь проводить занятия не по классической схеме, которая довольно утомительна для наших детей с интеллектуальными нарушениями, а превращаю их в увлекательную совместную игру. Небольшая продолжительность каждой игры и частые переключения с одного вида деятельности на другой делают игру динамичной.

Самое главное – игра проводится в доброжелательной обстановке. Хороших результатов добиваюсь благодаря тесному взаимодействию с ребенком.

Все дети на занятии проявляют высокую активность, и даже те дети, которые не владеют фразовой речью, пытаются участвовать взглядом, мимикой, жестами.

Дети становятся более внимательными, уверенными в себе. У них повышается интерес к игрушкам, играм, значительно улучшается психический статус. Игры влияют положительно на формирование личности ребенка. Игры интересны и приносят много радости, положительных эмоций каждому ребенку. Включая игры в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного возраста, имеют максимальную коррекционную направленность.

Надо подбирать такую игру, которая оказывает воздействие на ту психическую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции.

Используя игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушений детей с интеллектуальной недостаточностью происходит более успешно.

Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: