Диагностики взаимоотношений родителей детей

Коррекция детско-родительских отношений в рамках индивидуального консультирования

В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них – самопознанию и самооценке.

Исследование детско-родительских отношений строится вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействий с ребенком. Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 г., был разработан опросник, выявляющий мнение родителей о наказании детей. В 30-е г. XX в. отмечается быстрый рост исследований родительских установок.

На сегодняшний день существует много методик для диагностики детско-родительских отношений. Например, «Семейная фотография» — применяется для изучения структуры семьи, для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений. Методики «Семейная скульптура» и «Семейная хореография» относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. «Ролевая карточная игра» — метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Эта невербальная методика выявляет те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. Методика «Семейный ритуал» относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях. «Экокарта» — метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе. «Экокарта» особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. «Соломенная башня» — это упражнение, адаптированное Пекманом (1984 г.) для использовании в семейной работе. «Семейное пространство» — методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Основной психокоррекционной задачей методики А.С. Спиваковской «Родительский семинар» выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания.

Более подробно рассмотрим исследование личности ребенка и межличностных отношений в семье.

Для изучения фактора взаимоотношений в семье необходимо рассматривать следующие факторы:

1. Типовое состояние семьи:

— эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

3. Особенности семейного воспитания:

— Родители создают условия для правильного развития ребенка:

а) нормальные жилищно-бытовые условия;

б) организуют места для занятий;

в) создают домашнюю библиотеку, игровые уголки;

г) соблюдают санитарно-гигиенический режим.

— Родители развивают познавательные интересы ребенка ( вместе с детьми слушают радио и смотрят телепередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

— Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

— Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

— Родители видят недостатки в воспитании своих детей.

4. Недостатки семейного воспитания.

5. Причины недостатков.

Первая часть работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводится с помощью следующих методов:

· Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я Варга, В.В. Столин);

· Тест КРС (кинетический рисунок семьи), выполняемый детьми;

· Изучение межличностных отношений в семье. Методика PARJ Е. Шеффер и Р. Белла;

С целью исследования личности ребенка и межличностных отношений в подростковых семьях необходимо применять личностные опросники. Личностные опросники – вариант тестов для измерения и оценивания индивидуально-психологических особенностей личности, межличностных отношений, эмоциональной и мотивационной сфер.

Существует множество психодиагностических методик, предназначенных для оценивания черт характера личности человека. Среди них встречаются комплексные психологические тесты, предназначенные для изучения личности человека, описываемые через систему понятий, с разных сторон характеризующих человека, причем в большинстве случаев эти понятия представляют собой отдельные черты характера.

Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения.

.Очень важное персональное качество человека – «тревожность» . Это особое эмоциональное состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми.

С целью определения тревожности у подростков можно использовать методику «Шкала тревожности». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

С помощью опросника Басса-Дарки можно диагностировать проявление агрессии у подростков. Агрессивность – черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, склонность к разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям.

Методика «Незаконченные предложения» выявляет систему отношений в семье, взаимоотношений с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Оптимизация детско-родительских отношений . Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей и родителей является ознакомление их со способами правильного общения, оказания им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Приводимые ниже рекомендации показывают, в каком направлении и с помощью каких методов может осуществляться такая работа.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. В таких взаимоотношениях взрослый:

· Сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

· Помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;

· Помогает ребенку избежать ошибок;

· Поддерживает ребенка при неудачах.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, не достигнут самоуважения и уверенности.

Для нормального развития ребенка иногда нужна коррекция всех его семейных взаимоотношений, таких как:

1. Завышенные требования родителей;

2. Соперничество братьев и сестер;

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Оказать ребенку психологическую поддержку взрослый должен теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера в него родителей и педагогов. Родитель должен показывать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы, а педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

· Опираться на сильные стороны ребенка.

· Избегать подчеркивания его промахов.

· Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

· Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

· Проводить больше времени с ребенком.

· Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

· Уметь взаимодействовать с ребенком.

· Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

· Избегать дисциплинарных наказаний.

· Принимать индивидуальность ребенка.

· Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком в рамках индивидуального консультирования необходимо научить взрослых эффективному, ответственному общению с детьми:

а) беседовать с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне, сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком;

б) быть одновременно и твердым и добрым;

в) снизить контроль над детьми;

г) поддерживать ребенка, признавая его усилия и вклад;

д) иметь мужество не отчаиваться, если какой-то подход окажется неудачным, остановиться, проанализировать как переживания и поступки ребенка, так и свои;

е) демонстрировать взаимное уважение, уважение к ребенку как к личности, доверие к нему, уверенность в нем.

В рамках индивидуального консультирования необходимо научить взрослых :

— отвечать за формирование личности маленького ребенка;

— быть участвующим родителем (знать все, что происходит в школе и других сферах в жизни ребенка, уметь определить возможные проблемы, такие как: драки, проблемы в школе или злоупотребление наркотиками);

— не наказывать ребенка в присутствии других людей;

— признавать правильное поведение ребенка и его достижения, хвалить ребенка за хорошо выполненную работу, концентрироваться больше на позитивном, чем на негативном;

Читайте также  Ребенок стал часто болеть делать

— регулярно разговаривать со своим ребенком о давлении со стороны сверстников, о наркотиках, алкоголе, сексе и т.д., так как благодаря этому ребенок сможет прийти к родителям с любым разговором, с любой проблемой;

— научить своих детей ценить деньги, научить их тому, что в жизни нельзя получить что-то просто так, и что нужно заработать на то, что тебе хочется;

— научить своих детей ответственности, поручая различные задания по дому, соответствующие их возрасту;

Диагностика взаимодействия родителя с ребенком раннего возраста с использованием технологии видеонаблюдения

Программа предназначена для магистрантов психологических, педагогических и медицинских факультетов, аспирантам и ученым, которые планируют или уже проводят исследования детско-родительского взаимодействия. Слушатели освоят применение современных инструментов диагностики и обработки данных, полученных в результате видеонаблюдения, смогут анализировать взаимосвязи с социально-эмоциональным развитием ребенка.

Дата начала занятий: 02.11.2021

Объем в часах: 144

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения за программу: 24 500 р.

Место проведения занятий: дистанционно

Преподаватели

Галасюк Ирина Николаевна

Ученая степень: кандидат психологических наук

Шинина Татьяна Валерьевна

Ученая степень: кандидат психологических наук

Шведовская Анна Александровна

доцент кафедры «Возрастная психология им. Л.Ф. Обуховой», факультет «Психология образования», начальник управления информационными и издательскими проектами ФГБОУ ВО МГППУ, заместитель редактора журнала «Психологическая наука и образование», ответственный секретарь журнала «Культурно-историческая психология», научный руководитель портала www.psyjournals.ru

Морозова Инна Григорьевна

Директор АНО «Научно-практическая лаборатория «Психологические инструменты» (г. Москва)

  • Описание
  • Организация обучения
  • Отзывы

В рамках программы слушатели освоят средства комплексной диагностики и коррекции детско-родительского взаимодействия – технологии «PATTERN» и Шкалы оценки социально-эмоционального развития детей младшего и ясельного возраста Bayley (Bayley Scales of Infant Development, BSID III).

Освоение технологии PATTERN позволит слушателям сконструировать собственный дизайн исследования с применением видео наблюдения, основываясь на целях и задачах, поставленных исследователями.

Пройдя обучение, Вы сможете:

  1. Проводить видео-исследование детско-родительского взаимодействия опираясь на формализованные индикаторы поведения родителя и ребенка, и использовать для обработки результатов видео-исследования программу «The Observer XT-15», подготавливать результаты к статистическому анализу. Проводить статистическую обработку результатов и строить профили поведения родителя и ребенка (технология PATTERN)
  2. Проводить статистический анализ социально-эмоционального развития ребенка (методика Beyley) в связи с оценкой поведения родителя во время взаимодействия с ребенком.
  3. Вы получите доступ к программному обеспечению «The Observer XT-15» и сможете проводить анализ результатов собственных исследований на основе заключения договора с Лабораторией «Психологические инструменты»

Целью программы является обучение студентов психологических, педагогических и медицинских факультетов, аспирантов и ученых, которые планируют или уже проводят исследования детско-родительского взаимодействия, применению современных инструментов диагностики и обработки данных, полученных в результате видеонаблюдения (технология PATTERN), приобретение навыков исследования связей между качеством взаимодействия родителя с ребенком и социально-эмоциональным развитием последнего.

Программа осуществляется в дистанционном формате. Практические занятия и самостоятельная работа слушателей проходит на платформе, где установлено программное обеспечение «The Observer XT», предоставленное НКО «Лаборатория Психологические инструменты»

Программа включает применение интерактивных цифровых методов и технологий (кейс-стади, виртуальный кабинет, супервизия случая, панельные цифровые дискуссии, цифровая рефлексия).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» глазами родителя

Важнейшая сфера деятельности семейного психолога — работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель — ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

  • ? родительские установки и реакции;
  • ? отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
  • ? нарушения воспитательного процесса в семье;
  • ? причины отклонений в семейном воспитании;
  • ? типы воспитания;
  • ? уровень родительской компетентности и т.п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью специальных методик.

Тест «Родительско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В. В. Сто- лин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» глазами ребенка.

На практике наиболее популярен графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г. Лидерса и И. В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников, для подростков.

Методика PARI предназначена для изучения отношений родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Делл. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них восемь признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родитель- ски-детских отношений.

Тест Р. Жиля опубликован в 1959 г. Стимульный материал состоит из 42 стандартных картинок, на которых изображены дети или дети и взрослые, а также тестовые задания. Ребенок должен либо выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В тестовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям и явлениям.

В семье может складываться патогенная ситуация, обусловливающая состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Это резкое расхождение между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной жизни семьи. Психические травмы семейной этиологии могут быть единичными и повторными, короткими и длительными.

Под семейной тревогой понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Для выяснения указанных состояний служит методика «Типовое семейное состояние». Конструктивная семья знает личностные особенности индивида с нервно-психическими расстройствами, находит значительные резервы влияния на него, то есть оказывает помощь. Деструктивная семья снимает нервно-психическое напряжение за счет отчуждения от индивида. Для диагностики указанных подтипов семьи используется опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС).

У каждой семьи имеются нормативные представления. Методика «Нормативное сопротивление» (НС) позволяет диагностировать данное явление.

Тест «Кинетический рисунок семьи» предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши. В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, ситуация, поправки и пр.

Имеются популярные тесты о ревности, взаимопонимании супругов и т.д.

Помимо муниципальных служб, существуют научные центры исследования семьи, опытные специалисты которых способны всегда оказать помощь в установлении диагноза. Кроме того, по проблемам семьи проводятся конференции, издаются журналы. Все это создает условия для повышения эффективности социально-психологической диагностики проблем семьи [62].

Детальный анализ других диагностических методик проблем семьи содержится в книге под ред. Д.Я. Райгородского «Диагностика семьи. Методики и тесты». Самара, 2004. В ней содержится четыре следующих раздела.

  • 1. Диагностика любви и удовлетворенности.
  • 2. Диагностика супружеских проблем.
  • 3. Диагностика конфликтных семей.
  • 4. Диагностика детско-родительских отношений.

Таким образом, социально-психологическая диагностика малых неформальных групп и семьи имеет свои существенные особенности.

Диагностики взаимоотношений родителей детей

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов — совершенно особая категория людей. Героически преодолевая жизненные трудности, эти люди заслуживают нашего уважения и признания. Специалисты отделения психолого-педагогической помощи оказывают психологическую помощь родителям детей-инвалидов с целью смягчить первый удар и помочь принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией на активную помощь малышу. Для оказания эффективной психологической помощи необходима объективная психодиагностическая информация, затрагивающая как анализ состояния самого ребенка, так и сферы детско-родительских отношений.

Читайте также  Лимфоузлы кишечнике у ребенка причины

Перед родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями или отклонениями в развитии, часто возникают такие вопросы, как:

  • Насколько отстает ребенок в своем развитии от сверстников?
  • Касается ли его отставание в развитии только отдельных областей?
  • С чего нужно начинать?
  • К каким целям, достижениям нужно стремиться в работе с таким ребенком?

Для того чтобы определить уровень развития ребенка и его способности к дальнейшему продвижению мы используем развивающий тест В.Штрасмайера. С его помощью можно узнать, каковы в настоящее время навыки ребенка в разных областях развития и каким может быть высший уровень его достижений. Эти навыки развивающего характера разделены на пять важнейших функциональных составляющих:

  1. самообслуживание — социальное развитие;
  2. мелкая (тонкая) моторика;
  3. общая моторика;
  4. язык (речь);
  5. мышление и восприятие.

Каждая из функциональных составляющих имеет определенный набор навыков, которые формируются у ребенка от 0 до 5 лет (помесячно). В каждом ряду тестового листа задания расположены снизу вверх — в порядке возрастания трудности выполнения задания. Вследствие затруднений в развитии ребенка отдельные навыки становятся у него упорядоченными во временном периоде разви­тия от трех месяцев до пяти лет, показывая, насколько отстает ребенок в разных областях развития. Результаты теста наглядно представляются в виде графика на регистрационном бланке, который показывает профиль развития ребенка.

Каждый тестовый лист развития имеет не только диагностическую направленность, но и развивающую, помогая специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками. Позволяет составлять практические рекомендации родителям по развитию ребенка. По окончанию курса реабилитации проводится контрольный тест, на регистрационном бланке путем наложения графиков первичной диагностики и контрольной мы видим динамику развития ребенка.

В нашем центре мы проводим обследование детей от 1 года до 5 лет с проблемами развития по тесту В.Штрасмайера. Чаще всего дети отстают в сферах общей и мелкой моторики, речи. В карте каждого ребенка имеется регистрационный бланк, где в виде графика изображается профиль его развития, показаны основные центры замедления развития и достижения ребенка. На основе этого бланка строится целенаправленная коррекционная работа по программе реабилитации. Регистрационный бланк позволяет родителям наглядно увидеть, в каких областях и насколько ребенок отстает в своем развитии, а также ориентироваться при выполнении домашних заданий.

Изначально развивающий тест проводился при помощи тестовых листов развития и график (профиль развития ребёнка) выстраивался вручную на регистрационном бланке. На сегодняшний день мы апробируем программу компьютерной обработки теста В.Штрасмайера, обеспечивающую полную автоматизацию вывода результатов в виде графиков, а также наложение графиков, позволяющих увидеть динамику развития ребенка.

Для более точной диагностики уровня развития ребенка помимо теста В.Штрасмайера мы используем дополнительные тесты, направленные на всестороннее наблюдение за ребенком и обсуждение его способностей и затруднений со всеми теми доверенными лицами, которые участвуют в его воспитании. Тем не менее, при проверке уровня развития этот тест показывает зону ближайшего развития, помогает уточнить цели и дает информацию о том, каким образом можно развивать ребенка далее.

В отделении психолого-педагогической помощи появилась новая услуга «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников» по программе компьютерной обработки блока психологических тестов разработанной научно-производственной фирмой «АМАЛТЕЯ». Цель: обеспечение контроля за психолого-социальным сопровождением подготовки ребенка к школе и адаптации в ней.

Блок содержит 2 подблока:

  1. Диагностика уровня развития познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, произвольного внимания, речи).
  2. Тесты для определения эмоционального состояния детей в связи с обучением в школе, отношения к процессу обучения и новым объектам общения, способности понимать и выполнять произвольные задания по определенным правилам.
  • Тест детской тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен.
  • Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд).
  • Методика экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей (Р.И. Овчарова).
  • Графический диктант (Л.А Вегнер)

Программа компьютерной обработки психологических тестов «Готовность к школьному обучению и адаптация первоклассников» позволяет:

  • Оценить эффективность процесса подготовки к школе.
  • Предсказать успешность адаптации к школьному обучению первоклассников.
  • Повысить эффективность психолого-социального сопровождения младших школьников.

Данная услуга предоставляется детям 6-7 лет с целью оценить уровень развития познавательных процессов и на основе результатов направлять внимание родителей на дальнейшую подготовку ребенка к школе. У 7-8 летних детей оценивается процесс адаптации в школе. У наших детей (инвалидов), чаще всего, недостаточно развито произвольное внимание, речь. Необходимо расширять словарный запас, богатство доступных речевых форм.

С целью анализа детско-родительских отношений в семье, введена в работу психологов Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика родительско-детских отношений», разработанная научно-производственной фирмой «АМАЛТЕЯ». Программа позволяет выполнить статистическую обработку результатов. Ее можно использовать в решении проблем внутрисемейных взаимоотношений.

Детско-родительские отношения — это система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям и наоборот. Семейная среда оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребенка, на его психоэмоциональное состояние и особенности развития личности.

Особое значение в психологическом консультировании семей, воспитывающих ребенка-инвалида, имеет выбор методов получения информации о конкретной семье, так как от точности и полноты информации зависит выявление сложностей, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность.

Данный блок состоит из шести опросников:

1.Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Повышенная опека или, наоборот, пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Встречается и противоречивый тип воспитания.

2.«Измерение родительских установок и реакций» предназначена для изучения отношений родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Эта методика затрагивает не только сферу взаимоотношений родителей и ребенка, но также отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.

Интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Основные причины: чрезмерное вмешательство в мир ребенка, подавление воли ребенка, строгость и раздражительность родителей, постоянные конфликты между родителями. Психологическая помощь направляется на разрешение семейного конфликта и улучшение отношений в семье.

3.Диагностика родительской тревожности позволяет выявить уровень напряженности в родительско-детских отношениях. Опросник включает 40 вопросов. Очень часто родители детей-инвалидов сталкиваются с «проблемой адаптации», они воспринимают болезнь ребенка как постоянный стрессогенный фактор.

4.Экспресс-диагностика семейного состояния позволяет быстро оценить наличие и уровень выраженности таких отклонений в эмоциональном состоянии при семейном взаимодействии, как чувство вины, тревоги и нервно-психического напряжения. А так же оценить общую семейную тревожность и необходимость дополнительного анализа сферы родительско-детских отношений.

5.Тест «Подростки о родителях» предназначен для диагностики родительско-детских отношений глазами подростка, а также отношений родителей в случае семейных конфликтов, развода, когда необходимо определить отношение ребенка к отцу и матери. При этом конфликт можно рассмотреть в нескольких плоскостях: между родителями сквозь призму их взаимоотношений с детьми (единая воспитательная практика или разнородная), а также на уровне «мать-ребенок». Здесь же можно определить степень глубины конфликта и его содержательные (психологические) особенности: носит ли конфликт тотальный характер или касается только отдельных сторон жизни членов семьи.

Ценные диагностические данные получаются и в случаях решения самых различных воспитательных проблем, нарушениях поведения и невротических расстройствах у подростков.

6.Опросник «Сенсорные предпочтения» позволяет ориентировать психолога в подборе индивидуальной стратегии ведения работы, объективизировать данные о структуре взаимоотношений в семье.

Введение компьютерных психодиагностических программ дает нам ряд преимуществ:

  • Экономия времени: полная автоматизация всех этапов индивидуальной диагностики.
  • Помощь в составлении психологического заключения (режим краткого обзора результатов в виде таблиц и графиков; режим подробной текстовой интерпретации).
  • Выведение на печать стимульного материала и ответных бланков с инструкцией по каждому тесту.
  • Режим удобного ввода результатов с бланка для дальнейшей компьютерной обработки и анализа.

Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

По итогам диагностики проводится психотерапия с использованием возможностей сенсорной комнаты. Обстановка Сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей, улучшает эмоциональное состояние, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, имеет релаксирующий эффект. Эта комфортная обстановка сохраняет и укрепляет здоровье родителей.

Читайте также  Игры ребенком 1 8 месяцев

Гущина Наталья Александровна — психолог МБУ РЦ «Фламинго», Кемеровская область, г. Кемерово.

Эффективные методы работы с асоциальными семьями и детьми девиантного поведения

Семья – это институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Асоциальные семьи — признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

К семьям «Группа риска» относятся, семьи:

  • Недостаточная психолого – педагогическая грамотность родителей и семьи;
  • Жестокое обращение с ребенком;
  • Семьи алкоголиков (оба родителя);
  • Семьи в состоянии развода или после него;
  • Неполная семья;
  • Отчужденность родителей из – за занятости;
  • Полная семья, один родитель пьет;
  • Неполная семья, родитель алкоголик;
  • Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные;
  • Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.

Причины неблагополучия:

  1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.
  2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).
  3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.
  4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.

Общие критерии неблагополучия семьи:
1. Асоциальное поведение.
2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.).
3. Насилие в семье.
Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями

Основные направления работы с семьей

  1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Этапы взаимодействия с семьей

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая — второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы полиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап. Изучение семьи.

1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

— посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

— использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

1) Семья, где родители злоупотребляют алкоголем

2) Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.

3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи -только отношения к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: