Диагностики по выявлению детей группы риска

Экспресс-диагностика для выявления детей группы риска в детском саду

Данная экспресс-диагностика позволяет выявить детей группы риска. Родителю или педагогу предлагают оценить формы поведения ребенка от «0»до «2».

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку, перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «0», «1» или «2» в соответствующем столбце.

Ф. И. О. ребенка___

В данной методике предлагается оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик некоторых детей, находящихся в детском саду (группе). Это поможет организовать необходимую работу с детьми группы риска. Важно, не пропуская ни одного признака поведения (развития, необходимо выбрать и поставить одно из трех значений, что характеризует выраженность признака в данный момент.

0 — показывает, что данный признак отсутствует;

1- признак выражен в средней степени;

2 – признак выражен в значительной степени.

1. Внешний вид. Отношение родителей.

1 Ребенок не опрятен. Родители не уделяют внимание его внешнему виду.

2 Ребенка забирают из сада одним из последних.

3 Родители мало общаются с воспитателем, не уделяют достаточного внимания ребенку

4 Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада.

2. Поведение в группе.

5 Не сразу воспринимает требование воспитателя, как бы «отсутствует».

6 Не выполняет распорядок жизни группы.

7 Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин.

8 Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого.

3. Игра и общение с детьми и взрослыми.

9 Предпочитает играть в одиночестве.

10 Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит.

11 Не умеет поддерживать игру.

12 Плачет. Очень ждет родителей, малоконтактен со взрослыми.

4. Речевое развитие.

13 Речь не внятная, имеются трудности в произношении.

14 Словарный запас беден.

15 Речь грамматически неправильна.

16 Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно.

5. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем.

17 Недостаточен объем знаний об окружающем мире

18 Путается в понятиях «дни недели», «времена года», «время суток»

19 Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно одевается «грязнуля»)

20 Не устанавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего мира (что из чего следует).

6. Отношение к занятиям и их успешность.

21 Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.

22 С трудом овладевает необходимым объемом знаний.

23 Неусидчив, не доводит дело до конца.

24 Мешает педагогу и / или детям на занятиях.

7. Темповые характеристики деятельности.

25 Часто сонлив и вял в течении дня.

26 Темп работы на занятиях неравномерен.

27 Работает медленно и невнимательно.

28 Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково».

8. Физическое развитие.

29 Недостаточно развит физически.

30 Быстро устает, истощается, становится вялым или наоборот «расторможенным».

31 Не посещает детский сад из-за болезней. Болеет более 7-ми раз в году.

32 Плохо ест. Беспокойно спит днем или / трудно засыпает.

9. Моторное развитие

33 Плохо развита мелкая моторика рук.

34 Нарушена общая координация. Неуклюжий.

35 Медлителен в движениях.

36 Предпочитает работать левой рукой.

Количество баллов ___

Суммируйте полученные баллы по разделам и по всему бланку. Если количество баллов по отдельной характеристике 4 и больше – она может быть соотнесена к фактору риска. Если общее количество баллов 28 и больше, то ребенок может быть отнесен к группе риска и отправлен на ПМПк (углубленное обследование).

«Интеллектуальный экспресс» (фотоотчёт)«Интеллектуальный экспресс» (фотоотчёт) 19 февраля, в городе Ялуторовске, прошло командное первенство среди дошкольников, с целью привлечения дополнительного внимания родителей,.

Организация воспитательной работы в ДОО с детьми группы риска Из опыта работы Железова М. Е., Струцкая А. В. БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» В работе с детьми группы «риска».

Анкета выявления интересов и потребностей родителей Анкета выявления интересов и потребностей родителей. 1. Проявляет ли ваш ребенок интерес к родному селу? 2. Как проявляется этом интерес?.

Беседа «Мои страхи, я сумею их преодолеть» (для детей «группы риска») Цель: Определение страхов у детей и помощь в их преодолении. Задачи: — Определить какие страхи есть у детей; -Оказать помощь в преодолении.

Диагностика детей раннего возраста ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня При исследовании фиксируется понимание инструкции,.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Проект «Я-талантлив» создание условий для выявления талантливых детей и развитие их творческих способностей Шемендюк Н. Б. МБДОУ д/с № 38 «Лесовичок» Вид проекта: познавательно-творческий, групповой. Время реализации: в течение года. Участники проекта:.

Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.

Спортивное развлечение «Экспресс здоровья» для детей старшего дошкольного возраста Спортивное соревнование «Экспресс здоровья» Цель: Развитие интереса детей к здоровому образу жизни, способствовать двигательной активности.

Экспресс вестник «Здоровый ребёнок» — еженедельник для родителейЭкспресс вестник «Здоровый ребёнок» — еженедельник для родителей Четыре полезные рубрики:»Вести из группы»,»О спорте», «Забытые игры», «Моя семья». «Вести из группы»- фотоотчёт о событиях в группе с кратким.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования результатов методик при построении коррекционной работы

Шемякина Светлана Васильевна,
педагог-психолог
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

Основными принципами работы с детьми выступают принципы своевременного выявления детей группы риска, принцип единства диагностики и коррекции, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной программе.

1.Предлагаю вашему вниманию первичную, удобную в обработке, охватывающую несколько факторов, как личностного характера, так и социального, методику на выявление факторов риска.

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»

Ключ

1.Отношения в семье 5+;6+;21+;22-;25+;28+;29+;37+;38+;39+;45+;46+;53+;54+;66+;67+;71+

3.Недоверие к людям 1-;2+;3-;4+;15+;16+;17-;18+;34+;43+;44+;59-;63+;72+

4.Неуверенность в себе
7+;8+;23-;24+;30+;31+;32+;33+;40+;41+;47+;55+;56+;68+;69+;73+

Показатель Высокие баллы (группа риска)

1.Отношение в семье 8 и более баллов

2.Агрессивность 6 и более баллов

3.Недоверие к людям 7 и более баллов

4.Неуверенность в себе 8 и более баллов

5.Акцентуации характера 3-4 балла по каждому типу акцентуации

Обработка и интерпретация результатов

Ответы сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений

ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключепосле номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-«соответствует ответу «нет».

Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень еевыраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данныйпсихологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка кгруппе риска.

1.Отношения в семье

Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют онарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

напряженной ситуацией в семье;

ограничениями и требованиями дисциплины без чувства

страхом перед родителями и т.д.

Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями всемье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильноеразрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышеннойвраждебности, задиристости, грубости.

Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и

Повышенная агрессивность часто сопровождается повышеннойсклонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей иподростков группы риска.

3.Недоверие к людям

Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии кокружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети иподростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении сосверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождаетсякоммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружескиевзаимоотношения с другими людьми.

4.Неуверенность в себе

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности,неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплексанеполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности такжеявляются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а детии подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесенык группе риска.

Читайте также  Игры для маленьких детей на улице

Инструкция

«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей вашего поведения. Если вы честно и обдуманноответите на каждый вопрос, у вас будет возможность лучше узнать самогосебя.Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждыйвопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если несогласны – «нет».Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

Методика первичной диагностики и выявления студентов «группы риска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения! Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

Считаешь ли ты, то людям можно доверять?

Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?

Легко ли ты заводишь друзей?

Трудно ли тебе говорить людям «нет»?

Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?

Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?

Часто ли ты нервничаешь?

Просмотр содержимого документа
«Методика первичной диагностики и выявления студентов «группы риска» »

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения! Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

Считаешь ли ты, то людям можно доверять?

Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?

Легко ли ты заводишь друзей?

Трудно ли тебе говорить людям «нет»?

Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?

Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?

Часто ли ты нервничаешь?

Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?

Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?

Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?

Ты не любишь, когда тебя критикуют?

Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?

Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?

Способен ли ты на грубые шутки?

Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?

Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?

Много ли у тебя близких друзей?

Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?

Нравится ли тебе нарушать установленные правила?

Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?

Раздражают ли тебя родители?

Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?

Ты всегда уверен в себе?

Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?

Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?

Свои неудачи ты переживаешь сам?

Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?

Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?

Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?

Бывает, что ты злишься на всех?

Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?

Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?

Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?

Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?

Можешь ли ты ударить человека?

Ты иногда угрожаешь людям?

Часто ли родители наказывали тебя?

Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?

Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?

Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?

Легко ли ты можешь рассердиться?

Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?

Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?

Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?

Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?

Твои родители живут отдельно от тебя?

Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида7

Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?

Ты подвижный человек?

Любят ли тебя твои знакомые, друзья?

Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?

При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?

Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?

Критикуют ли родители твой внешний вид?

Завидуешь ли ты иногда счастью других?

Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?

Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?

Часто ли ты дерешься?

Легко ли ты просишь помощи у другого человека?

Легко ли тебе усидеть на месте?

Ты охотно отвечаешь у доски в школе?

Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?

Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?

Часто ли ты ругаешься?

Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?

Часто ли в вашей семье бывают ссоры?

Является ли один из твоих родителей очень нервным?

Часто ли ты чувствуешь ты себя ничтожным?

Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?

Ты всегда делаешь все по-своему?

Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?

Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?

Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?

Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

1.Отношения в семье

5+, 6+, 21+, 22-, 25+, 28+, 29+, 37+, 38+,39+, 45+,46+, 53+, 54+, 66+, 67+, 71+

13+, 14+, 19+, 20+, 35+, 36+, 42+, 57+, 58+, 64+, 65+

3.Недоверие к людям

1-, 2+, 3-, 4+, 15+, 16+, 17-, 18+, 34+, 43+, 44+, 59-, 63+, 72+

5.Неувереность в себе

7+, 8+, 23-, 24+, 30+, 31+, 32+, 33+, 40+, 41+, 47+, 55+, 56+, 68+, 69+, 73+

Оценка результатов

Высокие баллы (группа риска)

1.Отношение в семье

8 и более баллов

6 и более баллов

3.Недоверие к людям

7 и более баллов

3-4 балла по каждому типу акцентуации

5.Неуверенность в себе

8 и более баллов

Обработка и интерпретация результатов

Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».

Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.

1.Отношения в семье

Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

Напряженной ситуацией в семье;

Ограничениям и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;

Страхом перед родителями и т.д.;

Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

Читайте также  Пирожки для ребенка 2 лет рецепты

2.Агрессивность

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

3.Недоверие к людям

Высокие баллы по этой школе говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

4.Неуверенность в себе

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

5. Акцентуации характера

К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.

Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.

Диагностики по выявлению детей группы риска

Методические рекомендации по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных учреждений

Методические рекомендации по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных учреждений

Подготовлены специалистами Областного центра

психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения в рамках профилактики суицидов учащихся является выявление детей группы суицидального риска. Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными учреждениями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных учреждениях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.

Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.

В выявлении детей группы суицидального риска задействованы следующие специалисты:

— администрация образовательного учреждения (ОУ);

— педагоги ОУ(классные руководители, учителя, воспитатели, мастера);

— психологи (педагоги-психологи ОУ и/или других учреждений).

Этапы и направления деятельности ОУ по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска:

— организация порядка выявления;

— выявление учащихся группы суицидального риска (варианты А и В);

Организационный этап

Администрация образовательного учреждения определяет порядок выявления учащихся группы суицидального риска, готовит приказ. Порядок выявления детей группы суицидального риска предусматривает поэтапно осуществляемую деятельность в четко определенные сроки и закрепление ответственных.

Этап обучения

Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также познакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки учащимся в кризисном состоянии. Для обучения педагогов могут быть использованы информационные материалы об особенностях суицидального поведения несовершеннолетних (Приложение 1).

Обучение проводится педагогом-психологом образовательного учреждения. При отсутствии в учреждении педагога-психолога, желательно привлечение специалиста-психолога для проведения обучения из других учреждений (образовательных учреждений, ППМС-центров, социально-реабилитационных центров и других организаций).

Этап выявления

В качестве методов для первичного выявления детей группы суицидального риска рекомендуется использовать «Таблицу факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся»[1] или метод наблюдения.

Для первичного выявления детей группы суицидального риска использование психологических тестов не является целесообразным, так как это исключает из процесса выявления педагогов, требует больших временных затрат педагога-психолога для проведения массового тестирования учащихся и обработки полученных результатов.

В зависимости от использования в качестве основного метода «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» или наблюдения предлагаются два варианта выявления детей группы суицидального риска. Вариант выявления детей группы суицидального риска выбирается образовательным учреждением и определяется особенностями образовательного учреждения (количеством учащихся, наличием, подготовленностью и загруженностью специалистов).

Вариант А.

Выявление детей группы суицидального риска с использованием «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» осуществляется в соответствии с установленным порядком (Приложение 2). Рекомендуется для образовательных учреждений, имеющих в штате педагога-психолога. Может использоваться в образовательных учреждениях, не имеющих педагога-психолога, при обязательном привлечении на договорных началах психолога (психологов) других учреждений на этапе диагностики.

Этап выявления. Классными руководителями заполняется раз в год (осенью) «Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» (Приложение 3). Данные анализируются педагогом-психологом или другим специалистом, ответственным за анализ заполненных таблиц, составляется первичный список группы риска.

В случае изменений, произошедших с учащимися в течение года, классный руководитель заполняет таблицу повторно и предоставляет психологу.

Этап диагностики. Со всеми учащимися, попавшими в первичный список, педагогом-психологом проводится психологическая диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, на основе которой определяется группа суицидального риска. С учащимися выделенной группы суицидального риска педагогом-психологом проводится диагностика, направленная на определение стратегий психологической помощи в рамках программы комплексного сопровождения.

Вариант Б.

Выявление детей группы суицидального риска с использованием метода наблюдения осуществляется в соответствии с установленным порядком (Приложение 4). Рекомендуется для образовательных учреждений, не имеющих педагога-психолога.

Этап выявления. Педагоги (классные руководители, учителя, воспитатели, мастера) наблюдают за изменением поведения учащихся, ориентируясь на признаки суицидального риска (Приложение 5).

Администрация регулярно (ежеквартально, ежемесячно) собирает информацию о наличии учащихся, имеющих признаки суицидального риска. При необходимости администрация учреждения организует на договорных началах психологическое обследование учащихся, имеющих признаки суицидального риска.

При проявлении у учащихся признаков суицидального риска педагоги оказывают им поддержку, информируют администрацию учреждения и при содействии администрации направляют на психологическое обследование к специалисту-психологу.

Этап диагностики. Специалистом-психологом (приглашенным или к которому был направлен учащийся) проводится диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, необходимости его комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи. По результатам диагностики психолог выдает рекомендации образовательному учреждению по осуществлению комплексного сопровождения учащегося.

Методическое обеспечение диагностического этапа работы.

Психологическая диагностика учащихся направлена на определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи.

Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений:

  1. 1.Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет.

Выраженным признаком риска суицидального поведения является выбор группы +7+4 – «Старается избавиться от проблем, трудностей и напряжения с помощью непоследовательных и неожиданных действий. Отчаянно ищет пути избавления, способен на опрометчивые поступки вплоть до самоубийства».

  1. 2.Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич. Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5-11 классов.
  2. 3.Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Может использоваться для учащихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.
  3. 4.Методика «Сигнал». Иматон. Предназначена для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет.
  4. 5.Методикадиагностики суицидального поведенияГорской М.В. Предназначена для подростков 16-17 лет.
  5. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. Предназначен для выявления акцентуаций характера у подростков 14-16 лет. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.
  6. Опросник Басса-Дарки. Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести. Предназначен для детей подросткового возраста.
Читайте также  Утренняя гимнастика детей 2 7 лет

Для определения стратегий психологической помощи в рамках комплексного сопровождения учащихся кроме вышеперечисленных методик также могут использоваться:

  1. 8.Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Детский вариант методики предназначен для детей 4–14 (7-14) лет.Позволяет выявлять уровень социальной адаптации; причины неадекватного поведения учащихся по отношению к сверстникам и преподавателям (конфликтность, агрессивность, изоляция); эмоциональные стереотипы реагирования в стрессовых ситуациях.
  2. 9.Факторный личностный опросник Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет).

Психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования.

[1] Методические рекомендации «Процедура выявления и психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска в образовательных учреждениях города» разработаны Центром диагностики и консультирования (г. Ростов-на-Дону), утверждены приказом МУ «Управление образования города Ростова-на-Дону» от 18.09.2007г. № 654 «О мерах по профилактике кризисов и суицидов среди детей и подростков».

Туберкулез: формы, симптомы, диагностика, лечение

Туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха (Mycobacterium tuberculosis). Патоген чаще всего поражает легкие, но существуют и другие формы: туберкулез костей, суставов, почек, кожи и других органов.

Процент смертности от туберкулеза по всему миру высок, он входит в десятку заболеваний, приводящих к летальным исходам [1]. Это не только медицинская, но и социальная проблема, поскольку на заболеваемость, помимо состояния здоровья, также влияют социальные и экономические причины, качество питания и образ жизни. Ключевыми факторами риска считаются вредные привычки, ослабленная иммунная система и хронический стресс.

Как передается туберкулез

Возбудитель передается от человека к человеку воздушно-капельным путем при чихании и кашле и просто при разговоре, а также иногда контактно (через поврежденную кожу или внутриутробно). Бактерии туберкулеза долго сохраняются активными во внешней среде в плохо проветриваемом помещении и попадают в организм здорового человека через предметы быта и продукты питания.

Заражение туберкулезом еще не означает начало заболевания: оно развивается только у 5-15% инфицированных. До развития первых симптомов может пройти несколько недель или месяцев, и основным фактором риска считается ослабление иммунных сил организма [1].

Классификация туберкулеза

  • открытая форма (больной активно выделяет микобактерии в воздух и заражает других людей);
  • закрытая форма (больной является носителем и не выделяет возбудителя в окружающую среду).
  • первичное заражение с локальным воспалением в области проникновения и вовлечением близлежащих лимфоузлов;
  • латентный период с образованием очагов воспаления в других органах;
  • активная инфекция с ухудшением общего состояния здоровья, образованием каверн (полостей) в легких и множественными поражениями в других органах [2].

Симптомы туберкулеза

Признаки заражения различаются в зависимости от органа, пораженного микобактерией. Общие симптомы включают утомляемость, сниженную трудоспособность, плохой аппетит, повышенную температуру тела, потерю веса, появление румянца на щеках.

  • затяжной кашель на протяжении нескольких недель (сухой или мокрый);
  • кровохаркание;
  • боль в области груди;
  • затрудненное дыхание;
  • увеличение периферических лимфоузлов (в области головы, шеи и конечностей);
  • ночная потливость;
  • периодическое повышение температуры.

Клинические признаки туберкулеза у детей развиваются быстрее и более выражены. Риск заражения у этой группы пациентов выше. Это связано с возрастными особенностями строения органов и нестойкостью иммунитета ребенка к агрессивным инфекциям. Помимо «взрослых» симптомов у детей также отмечаются капризность, плаксивость, необоснованная беспокойность и нарушения сна.

Диагностика туберкулеза

Это заболевание, особенно закрытая форма, сложно диагностируется. Переход из латентной фазы в активную смазанный, а клинические симптомы не позволяют установить точный диагноз или отсутствуют. В связи с этим решающее значение имеет лабораторная диагностика.

Проба Манту (или туберкулиновая проба). Для проведения этого классического анализа на туберкулез пациенту подкожно в области предплечья вводят очищенный туберкулин – смесь белков, характерных для микобактерий. Оценку иммунологической реакции проводят через 48-72 часов на основании диаметра папулы (узелка над поверхностью кожи) или участка покраснения в месте введения туберкулина. У людей, неинфицированных бактерией, папулы не образуются или их размеры незначительны. К основным недостаткам метода относятся непереносимость туберкулина и ложноположительная реакция у людей, вакцинированных от туберкулеза вакциной БЦЖ.

Квантифероновый тест на туберкулез. Этот современный иммунологический метод позволяет выявить латентный туберкулез, а также туберкулезное поражение других органов. Введения туберкулина не требуется, поэтому этот тест подходит уязвимым группам пациентов (беременные и кормящие женщины, пожилые люди, ВИЧ-инфицированные, люди с непереносимостью туберкулина). Для диагностики используется венозная кровь. Наличие в организме активного туберкулеза обуславливает появление в крови особых белков, входящих в состав микобактерий. Т-лимфоциты реагируют на присутствие этих белков и в результате такой сенсибилизации начинают усиленно вырабатывать интерферон-гамма. Квантифероновый тест основан на измерении уровня интерферона-гамма, повышение которого указывает на наличие туберкулезной инфекции в пробе крови.

Метод T-SPOT.TB. Позволяет диагностировать латентную и активную формы легочного и внелегочного туберкулеза. Для исследования используют венозную кровь. В основе метода лежит оценка количества самих сенсибилизированных Т-лимфоцитов. Он также не дает ложноположительных результатов и подходит уязвимым группам пациентов.

Анализ мокроты. Для проведения теста необходимо собрать утреннюю мокроту, которая отделяется при кашле. Во взятом образце определяют наличие самих микобактерий. Анализ подходит только для диагностики туберкулеза легких.

Анализ мочи. Выявляют изменения параметров, характерные для туберкулеза: появление лейкоцитов, эритроцитов, бактерий, белка, гноя, сдвиг реакции мочи в кислую сторону.

Отрицательные лабораторные анализы не гарантируют отсутствие туберкулеза. Пациенты с подозрением на заболевание проходят флюорографию и/или рентгенографию легких. Для выявления внелегочных форм туберкулеза проводят МРТ, КТ и другие инструментальные исследования. Также применяют биопсию (взятие образца тканей) для микроскопических исследований и посевов на питательные среды.

Дифференциальную диагностику проводят с широким рядом заболеваний в тех случаях, когда ни одно исследование не подтвердило наличие микобактерий, присутствуют атипичные симптомы или отсутствует адекватный ответ на противотуберкулезное лечение.

Лечение туберкулеза

  • Медикаментозная терапия. Противотуберкулезные препараты разделяют на основные (назначаются пациентам с первичным заражением), резервные (назначаются при неэффективности препаратов основной группы или их непереносимости) и комбинированные (многокомпонентные препараты с фиксированной дозой отдельных компонентов).
  • Химиотерапия. Направлена на уничтожение микобактерий или подавление их размножения.
  • Симптоматическое лечение конкретных нарушений и симптомов.
  • Физиотерапия при туберкулезе легких с целью улучшения питания тканей и стимуляции их восстановления (ингаляции, ароматерапия, электролечение, лазеротерапия, дарсонвализация, магнитотерапия) [3].

Полное выздоровление не гарантирует отсутствие рецидива заболевания в будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: