Диагностика знаний детей неживой природе

Диагностика знаний детей неживой природе

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

— в какой степени ребенок освоил экологиче­ские знания;

— какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

— в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

— формирование экологических знаний и

— экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ре­бенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических за­даний фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

— от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

— от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

— от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о призна­ках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о по­требностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: расте­ние, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, авто­мобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой при­роды. После этого задаются вопросы:

— Как ты догадался, что все это живое?

— Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

— Что нужно (называется конкретный объект) для хоро­шей жизни? Без чего он не может прожить?

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии жи­вотных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, во­доем, деревенский дворик; картинки с изображениями живот­ных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, помес­тить на картины в зависимости от мест их обитания и обос­новать свой выбор.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезон­ных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

— Какое это время года?

— Почему деревья так выглядят?

— Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?

— Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правиль­ного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

— Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

— Как бы ты поступил на его (ее) месте?

— Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

— Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

— Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

— Зачем нужна вода?

— Чем отличается сухой песок от влажного?

— Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

— Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

— Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

— Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

— Зачем нужен дождь в природе?

— Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

— Что появляется после дождя на городских улицах?

— Как меняется небо весной, летом, зимой?

— Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

— Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к живот­ным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребен­ка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор де­ятельности — либо с природными объектами, либо другой де­ятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необ­ходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

— Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

— Как ты это узнал?

— Как ему можно помочь?

— Хотел бы ты ему помочь?

— Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объек­тами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за рас­тениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухажи­вать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объ­яснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

— выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

— рассказать о последовательности ухода за растением;

— непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы вы­полняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Прояв­ление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количе­ство объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под ру­ководством педагога — существенные признаки. Знает при­знаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел об­щими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Читайте также  Фотографии детей 1 месяц

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых су­ществ, средой обитания и соответствием условий потреб­ностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Береж­но, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Методика диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста

Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста

1. Представления

Задание 1.1

Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Используется метод индивидуальной беседы, включающий 3 части:

1-я часть — выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Ребенку предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

• Как ты узнал, что все это живое?

• Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?

• Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек).

• Зачем нужны (называются части и органы)?

• Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

2-я часть — делается акцент на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.

• Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

• Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?

• Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?

3-я часть — выявляются представления ребенка о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, надземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:

• Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

• Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

• Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

В беседе можно использовать рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина». Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ. Беседа может проводиться полностью или по частям в разное время.

Задание 1.2

Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Метод — индивидуальная беседа.

• Любишь ли ты животных и растения?

• С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?

• Зачем нужны животные и растения?

• Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

• Может ли человек прожить без других людей? Почему?

Задание 1.3

Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Метод — индивидуальная беседа.

Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения.

• Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

• Как бы ты поступил на его (ее) месте?

• Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Через некоторое время создается аналогичная практическая

ситуация, в которой ребенку нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому (см. зад. 2.3).

2. Отношение детей к природе

Задание 2.1

Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

Задание 2.2

Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаются в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения — в поливе, удалении пыли; животные — в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.). Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

• Как себя чувствует живой объект?

• Как ты это узнал?

• Как ему можно помочь?

• Хотел бы ты помочь животному или растению?

• Почему ты хочешь ему помочь?

Задание 2.3

Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием.

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут принять участие в игре. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

3. Практическая деятельность детей в природе

Задание 3.1

Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Ребенку предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву (каждый вид ухода выполняется отдельно).

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего нужно это делать. Затем предлагается:

• выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;

• ответить, каким станет растение после ухода за ним;

• рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

• подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;

• объяснить, как узнать, что уход достаточен.

Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста

I уровень — для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной «+» направленности. Отношение ситуативно. Дети могут проявлять к объектам небрежность и агрессивность, действуя неосознанно, механически, подражательно; негативно относиться к внешне непривлекательным живым существам; по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними; представления о природных объектах и их свойствах поверхностны; живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети понимают, но не осознают, почему нельзя наносить природным объектам вред. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания, или не могут объяснить, что «так надо»; не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.

II уровень — дети проявляют к природе «+» отношение избирательной направленности; они заботятся о живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним; по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом (к нему относят животных). У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных — движение, питание; у растений — рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям более дифференцированы; дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами; замечают нарушения правил поведения в природе. У детей сформированы некоторые умения ухода за живыми существами; направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата.

III уровень — для детей характерна «+» направленность отношения к природе; в поведении не наблюдается негативных проявлений; предпочитают деятельность с природными объектами; по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни; охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, видят необходимость ухода и качественно его выполняют; испытывают удовольствие от помощи живому. У них сформирован широкий круг представлений о природе. Самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы; уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивами бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

IV уровень — ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Проявляет любознательность; владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом; умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений; называет всю совокупность признаков. Знания ребенка системны; видит многообразное значение природы, признает ценность жизни; имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в жизненных ситуациях.

Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами; стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников; вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого пытается поправить последствие неправильных действий; качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата; проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности; понимает самоценность живого; проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.

Диагностический инструментарий

Для того, чтобы знать уровень сформированности экологических знаний и наблюдать их динамику, мною составлен план диагностических исследований.

Первичная диагностика- начало 1 класса

Промежуточная диагностика- конец 1 класса

Промежуточная диагностика- конец 2 класса

Читайте также  Сколько должны спать 7 месячные дети

Промежуточная диагностика- конец 3 класса

Итоговая диагностика- конец 4 класса

Диагностические исследования осуществляются с помощью методик, наблюдений, бесед. Все исследования проводятся с разрешения родителей мною и психологом школы.

Результаты диагностик.

Методика "Живая — неживая природа".(Рыжова Л.В.) (Методики для детей)

Из данных диаграммы видно, что за год у обучающихся заметно изменились знания о природе в лучшую сторону. Особо радует то, что заметно изменились данные последнего столбца.

Методика «Лес благодарит и сердится» (В.Л.Юрий) (Методики для детей)

Из данных диаграммы можно увидеть, что процент обучающихся с низким уровнем совсем пропал. Возможно, в начале года имеющийся низкий уровень объясняется малым словарным запасом у некоторых детей и неумением составить и сформулировать правильные предложения.

Методика «Экологический светофор» (Цветкова В.И.)(Методики для детей)

Методика не совсем простая была для детей на первичном этапе. Не все дети знакомы с красной книгой, не все чётко могли разграничивать понятия «нельзя» и «поступать с осторожностью», поэтому такие данные на первичном этапе были получены. Заметные изменения произошли к концу года, когда была проделана большая работа.

Диагностика экологических представлений о взаимосвя­зях в системе «человек-природа» и в самой природе.

Методика "Живая — неживая природа"(Рыжова Л.В.)

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о жи­вой и неживой природе.

Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображе­нием объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные каран­даши.

Проведение исследования:

Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскраши­вания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что отно­сится к живой природе.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил некоторые объекты живой природы.

Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

Диагностика экологически — ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил эколо­гического характера.

Методика «Лес благодарит и сердится» (В.Л.Юрий)

Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированности представле­ний о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, поло­жительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?

Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных:

Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

Диагностика умений и навыков целеполагающего взаи­модействия с природой.

Методика «Экологический светофор»

(Модификация методики Цветковой И. В.)

Цель: выявить у детей уровень:

представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допус­тимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятель­ности;

умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодейст­вие приносит вред природе, безобидно, полезно);

опыта в экологически ориентированной деятельности. Подготовка исследования:

набор цветных карандашей на каждого ребенка;

набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;

листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу

каждого рисунка — не закрашенный кружок).

Проведение исследования, (проходит в форме игры)

Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый — предупреждает, а зеленый — разрешает. Ведущий уточняет:

Красный — запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый — предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

Зеленый — разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описы­вает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом — включить тот или иной сигнал экологического светофора.

После описания четырех карточек определяется победитель по количеству пра­вильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи — предмет специального обсуждения в группе.

Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться опре­делять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:

Высокий уровень (4-5)

Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их рас­красил.

Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.

Диагностики для 1 класса

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)( Оцениваемые УУД : коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Диагностика знаний детей неживой природе

Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить сформированность понятия «живое»; понимание детьми слов «живое» и «неживое»
(на основании каких признаков дошкольники судят о «живом», классифицируют объекты на живые и неживые).

Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем «живое» отличается от «неживого». В случае затруднения помогают вопросами.

Вопросы и задания:

  • Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
  • Что объединяет все живые существа?
  • Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы – живые? Передвигаются ли они?
  • Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.
  • Что произойдет с живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др.)?

Позиция 2

Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.

Вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
  • Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
  • Как ты узнал, что наступает осень?
  • Какое время года было до нее? Какое наступит после?
  • Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).
  • Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец), обосновывая свои действия.

Позиция 3

Цель: выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.

Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание «собрать растение». Ребенок складывает растение из частей, используя карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.

Вопросы и задания:

  • Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?
  • Что нужно для того, чтобы растение росло?
  • Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)?
  • Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
  • Где растут растения?
  • Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.)? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).
  • Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде и др.).
  • Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?
  • В какой период осени начинается листопад?
  • Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?
  • Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
  • Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?

Позиция 4

Цель: выявить характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.

Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и др.), чего нет у других животных).

При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.

Вопросы и задания:

  • Где живут рыбы (птицы и др.)?
  • Могут ли рыбы жить без воды?
  • Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
  • Как передвигаются другие животные?
  • Чем питаются животные?
  • Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
  • Почему не видно насекомых?
  • Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
  • Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?

С помощью различных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.

Формирование у детей 4-5 лет знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы

Результаты современных психологических и педагогических исследований. Возможность умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира. Экспериментирование в лаборатории природы для формирования у детей комплекса знаний.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 09.12.2016
Размер файла 22,5 K
Читайте также  Чем докармливать ребенка в 3 месяца

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Формирование у детей 4-5 лет знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы«

Актуальность работы состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В наши дни существует реальная проблема современных детей — замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. Проводя экспериментирование с песком, глиной, почкой мы заметили, что дошкольники сначала боялись взять в руки «грязь» — за это их дома наказывали. И только после уговоров воспитателя, привыкнув к природному материалу, они начали с огромным удовольствием возиться с песком и глиной.

Отсюда можно сделать вывод словами Ян Амоса Каменского, который писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни.

Поэтому наше мнение однозначно — детское экспериментирование в мини-лаборатории имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Данной проблемой занимались многие ученые.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Поддъяков Н.Н., Савенков А.И., Поддьяков А.Н., Мухина В.С. и др.) показывают, что возможность умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребенок по своей природе — исследователь мира [Поддьяков].

Н.Н. Поддъяков огромное значение придавал поисковой деятельности детей. В качестве основного вида поисковой деятельности он выделил особую детскую деятельность — экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Неживая природа непрерывно воздействует и на развитие ребенка [Зебзеева].

Учитывая актуальность, которое имеет экспериментальная деятельность в формировании знаний у детей дошкольного возраста об объектах неживой природы, нами была выдвинута гипотеза: что более глубокие знания об объектах неживой природы у детей будут формироваться и расширяться, если педагоги целенаправленно будут включать в образовательный процесс работу в лаборатории путем экспериментирования и элементарных опытов с объектами неживой природы, и если будут созданы условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.

Проблема нашего исследования будет звучать так: недостаточно проводимая работа воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности в лаборатории природы, что ограничивает знания детей об объектах неживой природы. педагогический психологический дошкольник

Объект исследования: процесс экспериментирования в лаборатории природы для формирования у детей комплекса знаний об объектах неживой природы.

Предмет исследования: Формирование экологических знаний в лаборатории природы в процессе экспериментирования.

Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования в лаборатории природы для формирования знаний у детей 4-5 лет о неживой природе.

Задачи нашего исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. Провести диагностику знаний у детей 4-5 лет об объектах неживой природой;

3. Провести анкетирование родителей на тему «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей».

4. Разработать систему мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы.

База исследования: в эксперименте принимали участие 20 детей (8 мальчиков и 12 девочек) средней группы ГБДОУ ДС №122 г. Санкт — Петербурга.

В ходе исследований мы использовали следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы, диагностика, наблюдение, беседа. В ходе изучения психолого-педагогических источников нами определено, что только сочетание специально организованных форм и работа в повседневной жизни приведет к формированию знаний о неживой природе у детей.

Проанализировав содержание программ дошкольного образования мы пришли к выводу, что авторы основных образовательных программ, как «Развитие» [Венгер и др., 1994]; «Детство» [Бабаева и др., 2011]; «Радуга» [Доронова и др., 2010]; и другие и ряда специализированных программ экологического образования таких как: «Юный эколог» [Николаева, 1991], «Наш дом — Природа» [Рыжова, 1998]; «Живая экология» [Иванова, 2009] и другие включают экспериментирование как один из методов расширения знаний об окружающем мире, в частности об объектах неживой природе.

Мы выяснили, что психологи и педагоги доказали, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами неживой природы.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых знаний о свойствах песка, воды, воздуха.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы выявили уровень знаний детей 4-5 лет о неживой природе.

Для определения уровня знаний о неживой природе мы использовали педагогическую диагностику экологического воспитания детей, разработанную на кафедре психологии и педагогики института им. Герцена группой авторов под редакцией проф. М.В. Корепановой (2007) к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство» [Бабаева, 2011] (см. приложение 8).

В данной диагностике подробно описаны методики и разработаны критерии, по которым можно определить уровень знаний детей об объектах неживой природы. Цель диагностики: Выявление уровня знаний детей о неживой природе.

Педагогическая диагностика по выявлению уровня знаний детей об объектах неживой природе проводилась в форме дидактических игр, бесед, наблюдений за детьми при выполнении поручений в уголке природы, в повседневной жизни детей в группе. Для выявления знаний о воздухе с детьми проводилась беседа. Детям задавались различные вопросы: что такое воздух? Где можно увидеть воздух? Что такое ветер? Как ветер помогает нам? и другие. Многие дети знают, что такое воздух и ветер, но недостаточно знают о их свойствах. На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень знаний каждого ребенка (см. приложение №6).

В итоге мы получили результаты, которые говорят о том, что дети знают о песке и воде чуть лучше, чем о воздухе, почве и солнце.

У детей неполные знания о свойствах глины, почвы и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности явлений.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что у детей не достаточные знания о свойствах и качествах объектов неживой природы: воздухе, песке, воде, солнце и почве.

На констатирующем этапе в ходе диагностического исследования мы узнали, что на высоком уровне находится 5 % детей, у 60 % детей средний и у 35 % детей низкий уровень, а так же мы определили, что работа ведется, не достаточно систематично, выпадает работа в повседневной жизни.

Данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной, систематической работы по формированию у детей знаний об объектах неживой природы с использованием элементарных опытов и самостоятельной поисковой деятельности. Поэтому мы разработали мероприятия с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей 4-5 лет. Так же в рамках работы с родителями, мы исследовали педагогическую компетентность родителей в области диагностики и развития детского экспериментирования.(приложение № 9)

Для этого проводилось анкетирование родителей. Целью данных анкет было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место.

На основании полученных результатов нами был выработан перспективный план работы на ближайшие три месяца с проведение цикла занятий таких как: «Волшебная сила воды», «Свойства песка», «Свойства воздуха» и другие. Консультации для родителей «Эксперименты в домашних условиях»; «Опыты вместе с папой».

Перспективный план работы на март, апрель, май направленный на формирование знаний о неживой природе у детей 4 — 5 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: