Диагностика выявление способностей детей

Выявление (диагностика) способностей детей от 6 до 12 лет

Выявляем свойства психики ребёнка и раскрываем родителю неочевидное. Подбираем школу, класс, даём план развития. Консультацию проводит выпускница факультата психологии МГУ им. Ломоносова, детский нейропсихолог, специалист по детскому развитию и способностям Анна Андреева!

Что вы получите от нас?

Узнаете про интеллект и личность вашего ребёнка

Вы узнаете о способностях вашего ребёнка важное новое. Мы выявляем причины его неуспеваемости в школе, скрытые дарования и скрытые препятствия к их реализации, личностные качества. На этом основании мы даём вам рекомендации, что можно и чего нельзя делать вам с вашим ребёнком.

Приоритетные линии развития ребёнка

Вы поймёте, какие есть способности у ребёнка и в каких направлениях вам нужно прилагать больше сил. Присутствуя лично, вы сами увидите и услышите всё, зададите все вопросы.

Рекомендации относительно типа школы и класса

Вы узнаете, какие нагрузки ребёнок способен выдержать, в какой школе ему лучше было бы учиться. Дать ему много и не то — будет отвращение к учёбе и ненависть к школе. Дать мало — воспитать ограниченный ленивый ум. Каждому ребёнку необходимо дать не больше и не меньше того, что ему нужно для его оптимального развития.

План дополнительного развития

Мы порекомендуем вам упражнения, кружки, секции, книги, веб-ресурсы.

Как проходит консультация

Продолжительность консультации 2 часа.

Подготовка к консультации

Если есть ваши работы: стихи, прозу, сделанные вами фотографии, фильмы, рисунки, фотографии ваших изделий — принесите их. А если ничего такого нет — не беспокойтесь. Талант вашего ребёнка в другом.

Кто проводит консультацию

Анна Андреева, нейропсихолог, специалист по выявлению и развитию способностей у детей школьного и дошкольного возрастов.

Образование:
1982–1987 гг. — МГУ (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), факультет психологии.

Опыт работы:
С 2014 года по настоящее время: психолог-консультант центра «ПрофГид».

Консультация возможна как в офисе в Москве, так и через Скайп по России и всему миру. Для работы по скайпу нужна видео-камера. Я должна видеть вас, а вы меня. Оплата производится заранее, реквизиты тут.

Отзывы

Консультация онлайн

Мы консультируем весь мир ОНЛАЙН

Ежедневно мы работаем с людьми из России, стран СНГ, Европы, США, Канады, Прибалтики, Израиля, Ближнего Востока, используя Skype и Viber.

Качество удалённой консультации не хуже, чем очной, ведь мы видим друг друга и слышим друг друга хорошо.

Для работы по скайпу нужна видео-камера. Я должна видеть вас, а вы меня. Оплата производится заранее, реквизиты тут.

+7 (926) 381-39-87, +7 (495) 505-24-68

Если вашему ребёнку 13–14 лет

Если вашем ребенку больше 13 лет, то имеет смысл присмотреться к качествам вашего ребёнка через призму возможных для него профессий и знакомиться с ними. Это тоже разбор свойств ума и личности вашего ребёнка. В результате вы получаете достаточно узкий коридор профессий. Эту работу делает для вас Эльмира Давыдова.

Если вашему ребёнку 14+

В этом возрасте с очень высокой вероятностью ребёнку можно выбрать профессию. Точность выбора определяется подробным разбором свойств и интересов вашего ребёнка. Это происходит в присутствии родителей на профориентации школьников.

У Вас остались вопросы?

Никаких электродов не требуется. Есть замечательные методы, разработанные основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурией.

Он был военным хирургом, сделал много операций на мозге солдатам во время великой отечественной войны. Он заметил, что ранения тех или иных участков мозга приводят к специфическим нарушениям в познавательной сфере. После войны он глубоко исследовал эту тему, открыл кафедру нейропсихологии на факультете психологии МГУ. им Ломоносова.

Он и его ученики разработали методики нейропсихологического исследования. Они очень просты и не требуют никаких специальных технических устройств, но с высокой точностью они позволяют определить зону, где есть нарушение.

Вот так работаем и мы.

Конечно мы применяем более широкий спектр методов диагностики. Однако, нейропсихологические знания позволяют более тонко охарактеризовать свойства и возможности данного ребёнка и и даже сделать прогноз развития функций мозга.

Ведь родители часто не понимают почему ребёнок делает определённые вещи. Например, почему он не может делать три дела одновременно. Или почему у него не получается читать. Или почему у него зрительная память лучше слуховой и т.д. Нейропсихология отвечает на эти вопросы достаточно точно и обоснованно.

Для коррекции пути, для обсуждения накопившихся вопросов вы можете появляться раз в год или раз в два года — как вам будет нужно, чтобы создать благоприятные условия для решения вопроса «кем стать?» ребёнку.

А для окончательного выбора профессии мы проведём профориентацию школьника, когда вашему ребёнку будет больше 14 лет.

Для каждой способности есть наиболее оптимальный возраст, в котором вы можете развивать её. Например, для языка это 3-5 лет. После этого способности не исчезают, но способность к изучению снижается.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Всё обучение опирается на познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение…Поэтому, « чтобы учить, надо знать ребёнка во всех отношениях ».2012 год у меня первый класс. Провожу первичную диагностику с целью определения уровня развития школьной зрелости тест Керна-Иерасека.

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ КЕРНА-ЙЕРАСЕКА,
СОСТОИТ ИЗ 3-Х ЗАДАНИЙ.

Определение школьной зрелости.

Существуют различные методы определения школьной зрелости. Для знакомства с ребенком наиболее удобно, на мой взгляд, использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, поскольку он имеет нормативы, требует для своего проведения немного времени и применяется для обследования 6-7 летних детей.
Тест состоит из трех заданий. Первое задание — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1-высший балл, 5 — низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11-как среднее, от 12 до 15 — как ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать. Но вместе с тем следует иметь в виду, что без дальнейшего обследования указанную группу детей нельзя относить к слаборазвитым, характеризующимся школьной незрелостью, поскольку удовлетворительный результат ориентационного теста является относительно надежным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей школьной успеваемости, но неудовлетворительный результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой школьной успеваемости.

Тест Керна-Иирасека

Первое задание

рисование мужской фигуры по памяти ,

срисовывание письменных букв,

срисовывание группы точек.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе

(1высший балл; 5низший балл) , а затем вычисляется суммарный итог по 3 –м заданиям.

Развитие детей, получившим в сумме по 3-м заданиям:

от 3-х до 6-ти баллов, рассматриваются как выше среднего

— от7-и до 11-ти баллов, как средний уровень

— от12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.

Детей, получивших 12 — 15 баллов,

Обращаю внимание на детей, которые показали уровень выше среднего.

Методика «Какой я?»

Ф.И.О. ребенка ___________________________дата рожд._______________
Дата заполнения:_______________________Заполнил:_______________________

Оценка результатов

не знаю, иногда – 0,5 балов.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллоа – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий
Исследование познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия)

Для диагностики воображения использовалась методика «Узнай, кто это». Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Читайте также  Ребенок присаживается в 3 месяца

Для диагностики восприятия использовалась методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. Для диагностики слуховой механической памяти использовалась методика «10 слов». Необходимо после прочтения слов назвать те, которые запомнились. Для диагностики зрительной памяти и внимания – раскладывание цветных картинок.

Методика «Что здесь лишнее?» Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Необходимо внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
«Беседа о школе» (отношение к школе, позиция ребёнка)
Диагностика адаптации к первому классу
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование . Бумага, цветные карандаши.
Все проведённые диагностики фиксируются в протоколе диагностического обследования и журнале регистрации диагностики.
После проведения диагностической работы с первоклассниками, составляется карта на каждого учащегося. В которой отражаются все данные о ребёнке и о его уровне развития. В октябре участвую в проведении собрания для родителей первоклассников «Психологические особенности периода адаптации: от дошкольника к школьнику». А также знакомлю с общими результатами диагностик

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение — это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии. ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Для организации работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к различным видам деятельности составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие между собой разделы педагогической работы.

На первоначальном этапе, с целью информационного обеспечения образовательного процесса, был создан банк методической литературы, который обеспечил педагогов ДОУ необходимой теоретической информацией, которая помогает в выявлении и развитии у воспитанников к различным видам деятельности.

Совместно с педагогами ДОУ созданы условия в группах, музыкальном и спортивном залах, арт-студии для развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников. На педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах и других методических мероприятиях повышается педагогическая компетентность педагогов ДОУ по данной теме.

Совместно с педагогами планируется проведение мероприятий, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников ДОУ способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования, конкурсы чтецов и др. Эти мероприятия проводятся совместно с родителями, которые являются нашими партнерами в воспитании и обучении своих детей.

Кроме того, были составлены схемы наблюдений за детьми в различных видах деятельности; подобраны анкеты, опросники для родителей, воспитателей, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.

На этапе мониторинга предметно — пространственной развивающей среды в ДОУ для выявления у детей различного вида способностей было выявлено, что в группах имеются центры и уголки для интеллектуального, познавательного, физического развития, исследовательской, экспериментальной деятельности. Тем не менее, перед педагогами была поставлена задача по обновлению и обогащению развивающей среду интересным оборудованием, новыми дидактическими играми, опытным материалом и красочными игровыми пособиями.

Нужно отметить, что качественному изменению группового пространства, направленного на создание условий для работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к различным видам деятельности, послужило участие старшего воспитателя и всего педагогического коллектива в обогащении пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ.

Для активизации педагогов использовалась такая форма работы как конкурсное движение, которое не только мотивировало всех участников на творческую работу, но и позволило получить красочные, интересные, развивающие уголки не только в группах, но и в музыкально-спортивном зале.

Так ежегодно в рамках реализации годовых задач ДОУ обязательно ставятся задачи о совершенствовании работы по созданию условий для самореализации способностей и воспитанию гармоничной личности ребёнка в различных видах деятельности.

На сегодняшний день педагогами дошкольного учреждения изучены и внедряются разнообразные педагогические технологии по работе с детьми для выявления и развития способностей, что позволяет решить задачу по обновлению образовательного процесса, согласно требованиям ФГОС ДО.

Методы диагностики по выявлению одарённых детей

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
  2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
  3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  2. Выявление предпосылок общей одарённости.
  3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёхбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Читайте также  Норвежское вязание спицами детей

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым , предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

  1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник , состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Диагностика способностей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е.В.Морозова, Н.В. Прайзнер-Черепанова

DIAGNOSTIC ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

The article is an attempt to describe the theoretical aspects of the development of abilities of preschool children, to identify the role of diagnostic abilities of preschool children, and to identify methods of diagnosis abilities of preschool children.

Текст научной работы на тему «Диагностика способностей детей дошкольного возраста»

Научные стремления 3(11)’2014

Е.В.Морозова, Н.В. Прайзнер-Черепанова ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени

Максима Танка», г. Минск

Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития.

Изучением способностей занимались такие отечественные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие [2, 4, 5]. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн [2, 4] отмечали, что способности должны рассматриваться в первую очередь в их общем выражении, как «родовые» свойства человека, а не с точки зрения вопроса об индивидуальных различиях в способностях, поскольку последние не могут быть поняты без предварительного выделения психологического содержания и структуры способностей, взятых в их общем виде. Это положение не отменяет справедливого указания Б. М. Теплова на то, что способностями могут быть признаны лишь такие психические особенности, по которым имеются значительные различия между людьми.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Объект исследования — процесс развития способностей детей дошкольного возраста. Предмет — процесс диагностики способностей детей дошкольного возраста.

Цель исследования — определить методы диагностики способностей детей дошкольного возраста.

• охарактеризовать теоретические аспекты развития способностей детей дошкольного возраста;

• выявить роль диагностики способностей дошкольников;

• определить методы диагностики способностей детей дошкольного возраста.

В ходе исследования использовались теоретические методы:

• поиск и изучение психолого-педагогической литературы;

• анализ, методической литературы;

• изучение статей авторов научных исследований

• сравнение и обобщение.

В психологии под способностями принято понимать индивидуальные особенности человека, которые позволяют добиться успеха в том или ином виде деятельности, а также легко овладеть ее. Специалисты говорят о том, что

способности не являются врожденными. Условием успешного выполнения определенного вида деятельности является врожденная особенность строения головного мозга. Именно эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения головного мозга являются природной основой развития способностей [3, c 61].

Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности .

Способности человека можно разделить на две группы: общие

способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности:

специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности:

— умственные и специальные

— учебные и творческие

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты.

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных

Научные стремления 3(11)’2014

к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом).

Если общие способности позволяют человеку овладеть разными видами умений и знаний, которые затем реализуются им во многих видах деятельности, то специальные способности рассматриваются специалистами в отношении к отдельным, определенным сферам деятельности. В отечественной психологии соотношение специальных и общих способностей понимается как соотношение особенного и общего.

У каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально -своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса.[5, с. 143]

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, педагогу надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Читайте также  Малыш 4 месяца плохо

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в придумывании, рассказов и сказок; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные кружки: музыкальные, творческие, драматические кружки.

В ходе анализа различной психологической литературы по изучаемой нами теме было выявлено, что в основе любой диагностики детей лежат различные подходы. Свое внимание мы обратили на подход разработанный детскими психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) [4], согласно которому развитие ребенка-дошкольника характеризуется становлением общих способностей (познавательных, регуляторных, коммуникативных), позволяющих детям успешно действовать в различных социальных ситуациях. Для того чтобы адекватно действовать в той или иной ситуации, дошкольник должен понять, что она собой представляет, осознать свое отношение к ней и передать его другим людям. За успешность решения каждой из этих задач отвечает своя группа способностей [3, с.17].

Список литературных источников

1. Диагностика готовности ребенка к школе / под ред. Н.Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 — 167 с

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев -М. : ВЛАДОС, 1977 — 253 с.

3. Психология / под ред. док. Психол. наук А.А. Крылова — Орел : Простор, 1996 — 231 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /.С.Л. Рубинштей — М.: Педагогика, 1989. -289 с. — Т.2

5. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие / Е.Е Сапогова. — М. : Просвещение, 2001. — 460 с.

6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н.С.-М. : Педагогика, 2000. — 336 с.

Morozova E. V., Prayzner-Cherepanova N.V.

DIAGNOSTIC ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk

The article is an attempt to describe the theoretical aspects of the development of abilities of preschool children, to identify the role of diagnostic abilities of preschool children, and to identify methods of diagnosis abilities of preschool children.

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Система работы с детьми включает в себя основные направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;

2. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей;

3. организация работы с детьми и их родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.

При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности.

Создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению способных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала (В моей группе созданы различные развивающие зоны: уголок мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры разной направленности, уголок природы, патриотический уголок, спортивный уголок, ИЗО центр). Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности.

Для развития творческой и познавательной активности детей привлекаю родителей, они помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда образовательная программа соответствует его потребностям и возможностям, поэтому при разработке программы я учитываю способности своих воспитанников. В связи с тем, что способности одаренных детей отличается от таковых у их сверстников в какой либо области, возникает необходимость дифференцированного подхода к организации образовательного процесса: я предлагаю одаренным детям усложненные варианты заданий, дети готовят индивидуальные проекты (с помощью родителей), сообщения, с которыми выступают перед сверстниками; создаются условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, дети привлекаются в оценивании ответов и работ других детей, дополнению ответов детей, подведении выводов и .д.. Провожу работу по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, внутри группы организую конкурсы чтецов, конкурсы-выставки творческих работ, конкурс «Новогоднее волшебство», «Огородное чудо», «Шляпка» и т.д., это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.

На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в работе с детьми в данном направлении является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. На сегодняшний день мы активно сотрудничаем с Домом культуры Хоринской СОШ №1, Детской районной библиотекой, историко-краеведческим музеем, Хоринской ДЮСШ, ДШИ. С ними проводятся совместные взаимопосещения, праздничные мероприятия, творческие выставки, театрализованные представления, спортивные состязания, викторины.

Методы диагностики по выявлению одарённых детей

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
  2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
  3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  2. Выявление предпосылок общей одарённости.
  3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёхбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым , предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

  1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник , состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: