Диагностика выразительности речи детей

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Методика № 2 «Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные».

Методика № 3 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

Методика № 4 «Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа».

Словообразование:

Методика № 1 «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм».

Методика № 2 « Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей».

Методика № 4 «Проверка умения сравнительной степени прилагательного».

Синтаксис: методика «Проверка умения конструировать предложения».

3) Изучение звуковой стороны речи: методика «Обследование звукопроизношения».

4) Изучение связной речи: методика «Обследование связной речи».

5)Приложение.

Пояснительная записка.

Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

При обследовании ребенка следует уделить внимание следующему:

— развитие фонематического слуха и звукового анализа;

— развитие словаря, коммуникативных умений и связной речи;

— формирование грамматического строя речи;

— осознание речевой деятельности.

Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделяется качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их в речи. Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; для определения возрастных и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; для выявления уровня лексического развития ребенка в целом (для умственного развития, уровня речевой готовности к школьному обучению).

Для обследования грамматического строя речи используются задания на понимание грамматических структур, проверяется сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям, проверяют умения образовывать слова и умения конструировать предложения. Выявление уровня является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, ее прогнозированию. В процессе общения не очень эффективно изучение лексико- грамматического строя, т.к. в этой ситуации ребенок пользуется простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы словоизменения и словообразования.

Проверка уровня фонематической речи производится путем выполнения заданий на произношение звуков в различных позициях. В процессе проверки необходимо: определить характер нарушения гласных и согласных звуков, произношение в различных условиях ( изолированно, в закрытых и открытых слогах, в логах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах).

Проверка уровня развития связной речи производится на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. В естественной форме связной речь трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношения между участниками общения.

Подобранные методики можно использовать как для детей с речевой патологией, так и без нее, т.е. они подбирались с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Предложенные задания доступны детям и не вызывают у них трудностей при выполнении.

Для проведения диагностики необходимо использование наглядного и словесного материала. Ко всем процедурам прилагается инструкция и критерии для оценки полученных результатов.

— отбор слов для проверки (словари-минимумы);

— обследование проходит индивидуально с каждым ребенком;

— материал подбирается с учетом максимальной доступности ребенку;

— должны быть созданы специальные условия для проведения диагностики;

— речь экспериментатора должна быть доступна и понятна ребенка;

— диагностику эффективнее проводить в несколько этапов.

1) Изучение словарного запаса.

Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Цель: проверить понятия значений слов.

Оборудование: тест- словарь ( для детей 5 лет).

Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест- словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест- словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

Оценка: высокий уровень- правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

Диагностика выразительности речи детей

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Возраст от 5 до 7 лет — это старший дошкольный возраст. Детей активно готовят к поступлению в первый класс. Большое внимание уделяют и развитию речи.

Статья:

Возраст от 5 до 7 лет — это старший дошкольный возраст. Детей активно готовят к поступлению в первый класс. Большое внимание уделяют и развитию речи. Чем лучше сформированы речевые навыки, тем быстрее первоклассник научится писать и читать. А вот нарушения речевого развития будут усложнять учебный процесс. Поэтому в детских коллективах логопеды проводят диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Нормы развития речи в дошкольном возрасте

Детки в 4 – 5 лет говорят правильнее и разнообразнее, более четко выговаривают звуки, но некоторые из них («р», «л») могут искажать в словах. Ребята говорят связнее, могут составить короткий рассказ по картинке, пересказать сказку, у них развита фразовая речь, начинают потихоньку вести монолог. Управляют своим голосом — громкостью, тембром. Узнают отдельные звуки в слове. К 5 годам в словаре — 3 тысячи слов. Грамматический строй полностью не сформирован, поэтому они путают окончания и суффиксы, неверно согласуют слова.

Развитие речи в 5 лет

Речевые навыки совершенствуются. Ребята говорят более последовательно, логично и развернуто, речь становится связной. Они могут вести диалог и монолог. Фонематический слух выходит на более высокий уровень, малыши правильно выговаривают все звуки. Если ребенок искажает звуки, говорит неразборчиво, то его показывают логопеду для диагностики развития речи и коррекции.

Используют разные формы — восклицательную, вопросительную. Находят позицию звука в слове — в начале, середине или конце, называют их по порядку. Активно расширяется их лексический запас — запоминают слова молниеносно. Говорят грамотнее, хотя могут встречаться негрубые ошибки (например, один карандаш — много карандашов).

Развитие речи в 6 – 7 лет

Выговаривают и различают на слух все звуки, узнают их в потоке слов. Поэтому в отношении этой возрастной группы специалисты больше обращают внимание на постановку и улучшение дикции.

Словарный запас большой, но у всех детей отличается. Кто-то оперирует понятиями из разных областей, а у кого-то словарь ограничивается бытовой тематикой. При диагностике развития речи видно: с кем занимались родители (общались, читали книги, объясняли), а с кем — недостаточно. Говорят грамотно, могут ошибаться в употреблении глаголов (хочу — хочут, ехать — ехают). Говорят связно, простыми и сложными фразами, могут пересказать увиденный фильм, фантазировать, сочинять истории.

Оценка развития речи детей дошкольного возраста

Речевые навыки оценивают по нескольким критериям: словарный запас, звукопроизношение, грамматический строй, связность. При диагностике развития речи у детей используют тематические картинки, карточки, короткие рассказы.

Шаг 1. Активный словарь

Оценку развития речи детей дошкольного возраста начинают со словарного запаса. Анализ проводят по 3 критериям:

  1. Как малыш использует слова в общении;
  2. Умеет ли подбирать синонимы, антонимы;
  3. Использует ли прилагательные, глаголы.

Комплекс состоит из 5 блоков заданий.

Первый блок — «Покажи картинку». Называют слово, а малыш должен найти его на картинке. Определяют, насколько он понимает значение слов.

Второй блок — «Назови, что покажу». Дошкольнику показывают разные предметы или иллюстрации, а он называет. Так определяют словарный запас существительных и глаголов.

Третий блок — «Назови одним словом». Ребенку показывают картинку с изображением разных предметов, которые объединены по функциональному признаку. Он называет их одним словом. Так выявляют умение обобщать слова.

Четвертый блок — «Наоборот». Малышу называют слова (прилагательные), а он говорит их противоположности. В рамках диагностики развития речи так оценивают знание противоположных признаков и умение их использовать.

Пятый блок — «Назови признак». Дошкольнику показывают картинки или предметы, а он называет их признаки. Так оценивают его оперирование этими понятиями.

В результате первого шага в диагностике развития речи детей старшего

дошкольного возраста выделяют 3 уровня: высокий, средний и низкий.

Шаг 2. Произношение звуков

При оценке развития речи проверяют гласные, шипящие, свистящие, сонорные звуки, аффрикаты, парные глухие и звонкие (мягкие и твердые), гласные в сочетании с мягкими звуками («ти», «тя», «тю», «ть», «сь»).

Сначала оценивают произношение звуков (малыш говорит правильно или заменяет один звук другим, смягчает твердые звуки), артикуляцию.

Вот варианты заданий для оценки развития речи детей дошкольного возраста:

  • многократное повторение одного и того же звука;
  • подключают еще один звук и просят детей говорить их поочередно;
  • просят поочередно повторять два слога. При этом смотрят на четкость артикуляции.

Сначала предлагают звуки, которые сильно отличаются друг от друга по звучанию, затем — похожие.

Следующий шаг в диагностике развития речи — оценить, как дошкольник пользуется звуками в общении: искажает, заменяет, пропускает их или говорит правильно и четко. Для проверки предлагают задание: дают набор картинок, которые включают слова из оцениваемых звуков, а также просят повторить слова с разной слоговой структурой. Затем усложняют задание — просят повторить предложения из слов, которые состоят из проверяемых звуков.

Еще одно упражнение — на оценку имения произносить слоги со стечением согласных («скла», «здра», «взма»).

Шаг 3. Грамматический строй

При оценке развития речи детей дошкольного возраста смотрят на грамматическое оформление фраз.

Читайте также  Длина ребенка в 9 месяцев

Комплекс состоит из нескольких блоков:

Первый — оценка уровня грамматического строя. Упражнения:

  1. Составь предложения. Предлагают 2 – 3 слова, из которых следует составить предложение, преобразуя их в нужную грамматическую форму;
  2. Восстанови предложение. Дают предложение, в котором слова разбросаны в хаотичном порядке. Дети должны восстановить правильную последовательность слов.

Сначала предлагают простые задания (на оценку умения составлять простые нераспространенные и распространенные предложения из 3 – 4 слов). Затем задачу усложняют — дают задания на оценку умения строить предложения из 6 – 7 слов.

Второй блок — выявляют способность составлять сложные предложения. При диагностике развития речи детям старшего дошкольного возраста дают такие задания:

  1. На составление сложноподчиненных предложений. Дают 2 картинки с изображением простых действий. Инструкция: «Посмотри на рисунки и составь по каждой предложение». В рамках оценки диагностики развития речи оценивают умение составлять предложения с существительным и глаголом;
  2. На изменение существительных по падежам. Показывают картинки с разными ситуациями. Задание: «Ответь на вопросы по картинкам: без чего? Кому? От кого?»;
  3. На знание единственного и множественного чисел. Показывают или называют предмет. Используют карточки с иллюстрациями или окружающие предметы. Инструкция: «Назови во множественном числе»;
  4. На знание чисел глаголов. Раскладывают картинки с изображением действий (девочки прыгают, мальчик сидит, кошка ест). Задание: «Скажите, что изображено на рисунках».

При диагностике развития речи у детей старшего дошкольного возраста изучают и такие умение использовать:

  • окончания существительных множественного числа в родительном падеже. Инструкция: «Я начну фразу, а ты закончи». Например, «У Тани есть ручки, а у Миши нет (ручек)», «У нас много (тетрадей);
  • местоимения «моя», «мое», «мой». Предлагают картинки, на которых изображены предметы. Малыш должен добавить к ним притяжательные местоимения, в зависимости от числа и рода;
  • суффиксы. Задают деткам вопросы: Где лежит хлеб (в хлебнице), куда кладут соль (в солонку), чей это хвост (лисий). И уменьшительно-ласкательные формы: «дом — «домик», «кот» — «котик», «звезда» — «звездочка», «ветка» — «веточка»;
  • приставки. Просят малышей ответить на вопросы: «Девочка к дому (подходит)», «Собака из будки (убегает»), «На одеяло надевают (пододеяльник»).

Для диагностики развития речи деткам старшего дошкольного возраста предлагают задания для определения таких умений:

  1. Менять прилагательные по родам. Показывают картинки, задача — назвать цвет изображенных предметов. Например, красное яблоко, желтый банан, голубое море;
  2. Изменять существительные по числам. Показывают картинки с предметами в единственном и множественном числе. Нужно их назвать;
  3. Согласовывать существительные с числительными. Логопед указывает на любой предмет и показывает цифру. Задача — назвать количество предметов;
  4. На знание времен глаголов. Предлагают картинки с изображением действий. Например, девочка поливает цветы, мальчик катается на велосипеде. Спрашивают: «Что делает девочка? А что делала? Что делает мальчик? А что делал?».

Для диагностики развития речи у деток старшего дошкольного возраста используют карточки и книжки с иллюстрациями, игрушки, окружающие предметы, сборники рассказов.

Шаг 4: Связность речи

Связность, последовательность и логичность — признаки правильного развития речи. В норме старшие дошкольники владеют фразовой развернутой речью, составляют рассказ по картинке или серии иллюстраций, последовательно пересказывают сюжет сказки, рассказа, увиденного фильма. Они вычленяют главную сюжетную линию и опускают второстепенные моменты.

У деток дошкольного возраста оценивают разные умения.

Во-первых, могут ли они закончить высказывание по иллюстрации, на которой изображено действие. Спрашивают, что нарисовано на картинке. Ожидается развернутый ответ на вопрос.

Во-вторых, могут ли устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и вербально их озвучивать. Для этого предлагают три картинки, например с изображением девочки, леса и корзинки. И просят составить рассказ с использованием всех трех изображений.

В-третьих, умеют ли составлять последовательный рассказ по серии иллюстраций. Для этого предлагают серию картинок, на каждой из которых нарисован эпизод истории. Задача — составить рассказ, опираясь на каждую картинку.

В-четвертых, могут ли детки вести монолог. Просят рассказать о каком-нибудь событии (поездке на море или в гости к бабушке с дедушкой, о проведенном Дне рождения или Новом годе). В этом же упражнении можно проверить и способность вести диалог, задавая вопросы.

В-пятых, умеют ли дети описывать, владеют ли понятием признаков предметов. Предлагают игрушки или картинки, на которых видны их свойства и детали (цвет, размер, текстура, форма). Просят описать увиденное как можно полнее в форме рассказа.

Еще одно задание — пересказ рассказа. Дошкольнику рассказывают сказку. Задача — запомнить ее название и содержание и пересказать. Чем больше деталей запомнит малыш и чем последовательнее будет его повествование, тем лучше.

В 6 – 7 лет ребята умеют фантазировать. Поэтому их просят придумать историю (по картинкам или без них). Оценивают грамматическое оформление, логичность, предложения (простые или сложные).

Ведущая деятельность дошкольников — игровая. Поэтому все задания организуют в форме игры. Чтобы снизить стресс, диагностику проводит знакомый им человек (например, логопед детского сада, которого они хорошо знают).

При нормальном развитии речи будущие школьники говорят связно и последовательно, отвечают на вопросы развернуто, ведут диалог и монолог.

Важность диагностики развития речи

Дошкольный возраст — важный период в подготовке ребенка к школе. Успешная учеба в некоторой степени зависит от речевого развития. Чем оно лучше, тем легче будет первокласснику учиться, осваивать грамоту. Если же имеются нарушения, это чревато трудностями для ученика: ему будет сложно овладеть навыками чтения и письма, а в дальнейшем и осваивать школьную программу.

Вот почему так важна своевременная диагностика развития речи. Пока до поступления в первый класс в запасе есть несколько лет, нужно откорректировать любые нарушения и довести речь малыша до нормы.

Стартовая диагностика выразительности речи детей 5-6 лет с ОНР на базе МДОУ «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида»

Для проведения первичной диагностики выразительности речи детей 5-6 лет с ОНР МДОУ «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей было выбрано 10 детей с ОНР.

За основу диагностики были взяты следующие методики и учебные пособия: Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей, диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М.; Стребелевой Е.А., Гризик Т.И.[39]

Цель диагностики развития выразительности речи дошкольников — выявить уровень развития выразительности речи.

Задание 1.Повторите слова: Я шагаю по дорожке (ровным спокойным голосом и выделяя голосом слова: «Я», затем «шагаю», затем «по дорожке»).

Задание оценивалось от 1 до 3 баллов.

3 балла – выполнено самостоятельно.

2 балла – выполнено с затруднениями (с помощью педагога).

1 балл – не выполнено.

По итогам выполнения задания 1, получены следующие результаты: 2 ребенка выполнили задание самостоятельно, 6 детей выполнили задание с помощью педагога и 2 ребенка не смогли справиться с заданием. Дима Т. не смог выделить слова, произносил все предложение быстро, без интонации, сбивался. Полина С. путала очередность слов, произносила быстро, не выделяя интонацией. Оба ребенка получили по 1 баллу.

Задание 2.Скажи по-разному: «мама пришла за мной».

Задание оценивалось от 1 до 3 баллов.

3 балла – выполнено самостоятельно.

2 балла – выполнено с затруднениями (с помощью педагога).

1 балл – не выполнено.

По итогам выполнения задания 2, получены следующие результаты: 3 ребенка выполнили задание самостоятельно, 5 детей выполнили задание с помощью педагога и 2 ребенка не смогли справиться с заданием. Алла Б. не смогла поменять интонацию, произносила фразу каждый раз одинаково. Жанна О. путалась в словах, не смогла сказать фразу с разной интонацией, говорила монотонно. Оба ребенка получили по 1 баллу.

Задание 3.Сказать громко: «Здравствуйте». Сказать тихо: «Тише, тише, малыши».

Задание оценивалось от 1 до 3 баллов.

3 балла – выполнено самостоятельно.

2 балла – выполнено с затруднениями (с помощью педагога).

1 балл – не выполнено.

По итогам выполнения задания 3, получены следующие результаты: 6 детей выполнили задание самостоятельно, 3 ребенка выполнили задание с помощью педагога и 1 ребенок не смог справиться с заданием. Дима Т. не смог поменять громкость голоса, произносил обе фразы одинаково.

Прочитать выразительно стихотворение из серии «Игрушки» А. Барто.

Задание оценивалось от 1 до 3 баллов.

3 балла – выполнено самостоятельно.

2 балла – выполнено с затруднениями (с помощью педагога).

1 балл – не выполнено.

По итогам выполнения задания 4, получены следующие результаты: 3 детей выполнили задание самостоятельно, 3 ребенка выполнили задание с помощью педагога и 4 ребенка не смогли справиться с заданием. Дима Т. и Жанна О. не соблюдали паузы и логические ударения, читали монотонно, постоянно сбивались. Нина П. и Остап Т. читали стихотворение безэмоционально, сбивчиво, путали слова, говорили тихо, неразборчиво.

Задание 5.Показать разное настроение: радость, грусть, удивление, страх.

Задание оценивалось от 1 до 3 баллов.

3 балла – выполнено самостоятельно.

2 балла – выполнено с затруднениями (с помощью педагога).

1 балл – не выполнено.

По итогам выполнения задания 5, получены следующие результаты: 3 ребенка выполнили задание самостоятельно, 5 детей выполнили задание с помощью педагога и 2 ребенка не смогли справиться с заданием. Алла Б. не смогла продемонстрировать разное настроение, все эмоции, показанные ребенком, были одинаковые. Жанна О. смогла показать только одну эмоцию — грусть. Оба ребенка получили по 1 баллу.

Задание 6.Показать жестом: там, Я, высокий, маленький, сильный.

Задание оценивалось от 1 до 3 баллов.

3 балла – выполнено самостоятельно.

2 балла – выполнено с затруднениями (с помощью педагога).

1 балл – не выполнено.

По итогам выполнения задания 6, получены следующие результаты: 6 детей выполнили задание самостоятельно, 3 ребенка выполнили задание с помощью педагога и 1 ребенок не смог справиться с заданием. Дима Т. не смог жестом показать почти ни одной заданной характеристики, от выполнения задания отказался. Показал жестом только «Я».

Задание 7.Изобразить: лису, медведя, кошку, зайца.

Задание оценивалось от 1 до 3 баллов.

3 балла – выполнено самостоятельно.

2 балла – выполнено с затруднениями (с помощью педагога).

1 балл – не выполнено.

По итогам выполнения задания 7, получены следующие результаты: 2 ребенка выполнили задание самостоятельно, 6 детей выполнили задание с помощью педагога и 2 ребенка не смогли справиться с заданием. Дима Т. не смог изобразить всех животных, показал только зайца. Полина С. путаласьв изображении животных, в итоге не смогла выполнить требуемое задание. Оба ребенка получили по 1 баллу.

Задание 8.Игровое упражнение «Изобрази гномика»: маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку на пол у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал» (стоит, руки вдоль тела, плечи опущены).

Задание оценивалось от 1 до 3 баллов.

3 балла – выполнено самостоятельно.

2 балла – выполнено с затруднениями (с помощью педагога).

1 балл – не выполнено.

По итогам выполнения задания 8, получены следующие результаты: 3 детей выполнили задание самостоятельно, 3 ребенка выполнили задание с помощью педагога и 4 ребенка не смогли справиться с заданием. Дима Т. и Жанна О. не смогли изобразить эмоционально и с помощью жестов усталость гномика. Нина П. и Остап Т. не передали настроение гномика, тяжесть его ноши.

Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты проведенной диагностики

Читайте также  Рецепт куриного суфле для детей

Оценка в баллах

Уровень сформированности выразительности речи

Результаты проведенной диагностики:

Общий средний балл от 1 до 1,5 – уровень выразительности речи не сформирован.

Общий средний балл от 1,5 до 2 – низкий уровень сформированности выразительности речи.

Общий средний балл от 2 до 2,5 – средний уровень сформированности выразительности речи.

Общий средний балл от 2,5 до 3 – высокий уровень сформированности выразительности речи.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики, можно сделать следующие выводы:

— не сформирована выразительность речи — у 1 человека (10%);

— низкий уровень сформированности выразительности речи – у 3 человек (30%);

— средний уровень сформированности выразительности речи – у 3 человек (30%);

— высокий уровень сформированности выразительности речи – у 3 человек (30%).

Для наглядности результаты стартовой диагностики отражены на диаграмме 1.

Таким образом, высокий уровень сформированности выразительности речи только у 30%, у 70% — уровень сформированности речи недостаточный.

Это означает, что необходимо проводить педагогическую и воспитательную работу по развитию выразительности речи детей 5-6 лет с ОНР МДОУ «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы

Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста

Возраст от 5 до 7 лет — это старший дошкольный возраст. Детей активно готовят к поступлению в первый класс. Большое внимание уделяют и развитию речи. Чем лучше сформированы речевые навыки, тем быстрее первоклассник научится писать и читать. А вот нарушения речевого развития будут усложнять учебный процесс. Поэтому в детских коллективах логопеды проводят диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Нормы развития речи в дошкольном возрасте

Детки в 4 – 5 лет говорят правильнее и разнообразнее, более четко выговаривают звуки, но некоторые из них («р», «л») могут искажать в словах. Ребята говорят связнее, могут составить короткий рассказ по картинке, пересказать сказку, у них развита фразовая речь, начинают потихоньку вести монолог. Управляют своим голосом — громкостью, тембром. Узнают отдельные звуки в слове. К 5 годам в словаре — 3 тысячи слов. Грамматический строй полностью не сформирован, поэтому они путают окончания и суффиксы, неверно согласуют слова.

Развитие речи в 5 лет

Речевые навыки совершенствуются. Ребята говорят более последовательно, логично и развернуто, речь становится связной. Они могут вести диалог и монолог. Фонематический слух выходит на более высокий уровень, малыши правильно выговаривают все звуки. Если ребенок искажает звуки, говорит неразборчиво, то его показывают логопеду для диагностики развития речи и коррекции.

Используют разные формы — восклицательную, вопросительную. Находят позицию звука в слове — в начале, середине или конце, называют их по порядку. Активно расширяется их лексический запас — запоминают слова молниеносно. Говорят грамотнее, хотя могут встречаться негрубые ошибки (например, один карандаш — много карандашов).

Развитие речи в 6 – 7 лет

Выговаривают и различают на слух все звуки, узнают их в потоке слов. Поэтому в отношении этой возрастной группы специалисты больше обращают внимание на постановку и улучшение дикции.

Словарный запас большой, но у всех детей отличается. Кто-то оперирует понятиями из разных областей, а у кого-то словарь ограничивается бытовой тематикой. При диагностике развития речи видно: с кем занимались родители (общались, читали книги, объясняли), а с кем — недостаточно. Говорят грамотно, могут ошибаться в употреблении глаголов (хочу — хочут, ехать — ехают). Говорят связно, простыми и сложными фразами, могут пересказать увиденный фильм, фантазировать, сочинять истории.

Оценка развития речи детей дошкольного возраста

Речевые навыки оценивают по нескольким критериям: словарный запас, звукопроизношение, грамматический строй, связность. При диагностике развития речи у детей используют тематические картинки, карточки, короткие рассказы.

Шаг 1. Активный словарь

Оценку развития речи детей дошкольного возраста начинают со словарного запаса. Анализ проводят по 3 критериям:

  1. Как малыш использует слова в общении;
  2. Умеет ли подбирать синонимы, антонимы;
  3. Использует ли прилагательные, глаголы.

Комплекс состоит из 5 блоков заданий.

Первый блок — «Покажи картинку». Называют слово, а малыш должен найти его на картинке. Определяют, насколько он понимает значение слов.

Второй блок — «Назови, что покажу». Дошкольнику показывают разные предметы или иллюстрации, а он называет. Так определяют словарный запас существительных и глаголов.

Третий блок — «Назови одним словом». Ребенку показывают картинку с изображением разных предметов, которые объединены по функциональному признаку. Он называет их одним словом. Так выявляют умение обобщать слова.

Четвертый блок — «Наоборот». Малышу называют слова (прилагательные), а он говорит их противоположности. В рамках диагностики развития речи так оценивают знание противоположных признаков и умение их использовать.

Пятый блок — «Назови признак». Дошкольнику показывают картинки или предметы, а он называет их признаки. Так оценивают его оперирование этими понятиями.

В результате первого шага в диагностике развития речи детей старшего

дошкольного возраста выделяют 3 уровня: высокий, средний и низкий.

Шаг 2. Произношение звуков

При оценке развития речи проверяют гласные, шипящие, свистящие, сонорные звуки, аффрикаты, парные глухие и звонкие (мягкие и твердые), гласные в сочетании с мягкими звуками («ти», «тя», «тю», «ть», «сь»).

Сначала оценивают произношение звуков (малыш говорит правильно или заменяет один звук другим, смягчает твердые звуки), артикуляцию.

Вот варианты заданий для оценки развития речи детей дошкольного возраста:

  • многократное повторение одного и того же звука;
  • подключают еще один звук и просят детей говорить их поочередно;
  • просят поочередно повторять два слога. При этом смотрят на четкость артикуляции.

Сначала предлагают звуки, которые сильно отличаются друг от друга по звучанию, затем — похожие.

Следующий шаг в диагностике развития речи — оценить, как дошкольник пользуется звуками в общении: искажает, заменяет, пропускает их или говорит правильно и четко. Для проверки предлагают задание: дают набор картинок, которые включают слова из оцениваемых звуков, а также просят повторить слова с разной слоговой структурой. Затем усложняют задание — просят повторить предложения из слов, которые состоят из проверяемых звуков.

Еще одно упражнение — на оценку имения произносить слоги со стечением согласных («скла», «здра», «взма»).

Шаг 3. Грамматический строй

При оценке развития речи детей дошкольного возраста смотрят на грамматическое оформление фраз.

Комплекс состоит из нескольких блоков:

Первый — оценка уровня грамматического строя. Упражнения:

  1. Составь предложения. Предлагают 2 – 3 слова, из которых следует составить предложение, преобразуя их в нужную грамматическую форму;
  2. Восстанови предложение. Дают предложение, в котором слова разбросаны в хаотичном порядке. Дети должны восстановить правильную последовательность слов.

Сначала предлагают простые задания (на оценку умения составлять простые нераспространенные и распространенные предложения из 3 – 4 слов). Затем задачу усложняют — дают задания на оценку умения строить предложения из 6 – 7 слов.

Второй блок — выявляют способность составлять сложные предложения. При диагностике развития речи детям старшего дошкольного возраста дают такие задания:

  1. На составление сложноподчиненных предложений. Дают 2 картинки с изображением простых действий. Инструкция: «Посмотри на рисунки и составь по каждой предложение». В рамках оценки диагностики развития речи оценивают умение составлять предложения с существительным и глаголом;
  2. На изменение существительных по падежам. Показывают картинки с разными ситуациями. Задание: «Ответь на вопросы по картинкам: без чего? Кому? От кого?»;
  3. На знание единственного и множественного чисел. Показывают или называют предмет. Используют карточки с иллюстрациями или окружающие предметы. Инструкция: «Назови во множественном числе»;
  4. На знание чисел глаголов. Раскладывают картинки с изображением действий (девочки прыгают, мальчик сидит, кошка ест). Задание: «Скажите, что изображено на рисунках».

При диагностике развития речи у детей старшего дошкольного возраста изучают и такие умение использовать:

  • окончания существительных множественного числа в родительном падеже. Инструкция: «Я начну фразу, а ты закончи». Например, «У Тани есть ручки, а у Миши нет (ручек)», «У нас много (тетрадей);
  • местоимения «моя», «мое», «мой». Предлагают картинки, на которых изображены предметы. Малыш должен добавить к ним притяжательные местоимения, в зависимости от числа и рода;
  • суффиксы. Задают деткам вопросы: Где лежит хлеб (в хлебнице), куда кладут соль (в солонку), чей это хвост (лисий). И уменьшительно-ласкательные формы: «дом — «домик», «кот» — «котик», «звезда» — «звездочка», «ветка» — «веточка»;
  • приставки. Просят малышей ответить на вопросы: «Девочка к дому (подходит)», «Собака из будки (убегает»), «На одеяло надевают (пододеяльник»).

Для диагностики развития речи деткам старшего дошкольного возраста предлагают задания для определения таких умений:

  1. Менять прилагательные по родам. Показывают картинки, задача — назвать цвет изображенных предметов. Например, красное яблоко, желтый банан, голубое море;
  2. Изменять существительные по числам. Показывают картинки с предметами в единственном и множественном числе. Нужно их назвать;
  3. Согласовывать существительные с числительными. Логопед указывает на любой предмет и показывает цифру. Задача — назвать количество предметов;
  4. На знание времен глаголов. Предлагают картинки с изображением действий. Например, девочка поливает цветы, мальчик катается на велосипеде. Спрашивают: «Что делает девочка? А что делала? Что делает мальчик? А что делал?».

Для диагностики развития речи у деток старшего дошкольного возраста используют карточки и книжки с иллюстрациями, игрушки, окружающие предметы, сборники рассказов.

Шаг 4: Связность речи

Связность, последовательность и логичность — признаки правильного развития речи. В норме старшие дошкольники владеют фразовой развернутой речью, составляют рассказ по картинке или серии иллюстраций, последовательно пересказывают сюжет сказки, рассказа, увиденного фильма. Они вычленяют главную сюжетную линию и опускают второстепенные моменты.

У деток дошкольного возраста оценивают разные умения.

Во-первых, могут ли они закончить высказывание по иллюстрации, на которой изображено действие. Спрашивают, что нарисовано на картинке. Ожидается развернутый ответ на вопрос.

Во-вторых, могут ли устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и вербально их озвучивать. Для этого предлагают три картинки, например с изображением девочки, леса и корзинки. И просят составить рассказ с использованием всех трех изображений.

В-третьих, умеют ли составлять последовательный рассказ по серии иллюстраций. Для этого предлагают серию картинок, на каждой из которых нарисован эпизод истории. Задача — составить рассказ, опираясь на каждую картинку.

В-четвертых, могут ли детки вести монолог. Просят рассказать о каком-нибудь событии (поездке на море или в гости к бабушке с дедушкой, о проведенном Дне рождения или Новом годе). В этом же упражнении можно проверить и способность вести диалог, задавая вопросы.

В-пятых, умеют ли дети описывать, владеют ли понятием признаков предметов. Предлагают игрушки или картинки, на которых видны их свойства и детали (цвет, размер, текстура, форма). Просят описать увиденное как можно полнее в форме рассказа.

Еще одно задание — пересказ рассказа. Дошкольнику рассказывают сказку. Задача — запомнить ее название и содержание и пересказать. Чем больше деталей запомнит малыш и чем последовательнее будет его повествование, тем лучше.

В 6 – 7 лет ребята умеют фантазировать. Поэтому их просят придумать историю (по картинкам или без них). Оценивают грамматическое оформление, логичность, предложения (простые или сложные).

Ведущая деятельность дошкольников — игровая. Поэтому все задания организуют в форме игры. Чтобы снизить стресс, диагностику проводит знакомый им человек (например, логопед детского сада, которого они хорошо знают).

Читайте также  Снять мерки ребенка для вязания

При нормальном развитии речи будущие школьники говорят связно и последовательно, отвечают на вопросы развернуто, ведут диалог и монолог.

Важность диагностики развития речи

Дошкольный возраст — важный период в подготовке ребенка к школе. Успешная учеба в некоторой степени зависит от речевого развития. Чем оно лучше, тем легче будет первокласснику учиться, осваивать грамоту. Если же имеются нарушения, это чревато трудностями для ученика: ему будет сложно овладеть навыками чтения и письма, а в дальнейшем и осваивать школьную программу.

Вот почему так важна своевременная диагностика развития речи. Пока до поступления в первый класс в запасе есть несколько лет, нужно откорректировать любые нарушения и довести речь малыша до нормы.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

Тарасенко, Т. Н. Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста / Т. Н. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4754/ (дата обращения: 26.10.2021).

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Ключевые слова: выразительность речи, коммуникативная деятельность, качество речи, театральная деятельность.

Время не стоит на месте, в современном мире все претерпевает значительные изменения, которые касаются и дошкольной педагогики. Не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. И здесь невозможно недооценить роль родного языка, который помогает дошкольникам осознанно воспринимать окружающий мир и является основным средством общения [7].

Выразительность речи обеспечивает не только развитие коммуникативных навыков, но и играет решающую роль в формировании личности через речевое самовыражение. Выразительность является одним из компонентов общего развития речи детей дошкольного возраста. Под выразительностью понимаются те особенности структуры речи, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, тем самым вызвать и поддержать внимание и интерес у оппонента, воздействовав не только на его разум, но и на чувства, воображение. Другими словами, выразительность речи — это такое коммуникативное качество, которое отражает намеренное усиление говорящим (пишущим) впечатления от сказанного (написанного) [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» носит интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Развитие выразительности речи происходит в течение всего дошкольного детства: от непроизвольно-эмоциональной: у детей младшего дошкольного возраста до интонационно-речевой к средней группе и к языковой выразительности речи к старшему дошкольному возрасту.

Выразительность в речи ребенка появляется тогда, когда он хочет передать в речи не только свои знания, но и отношение к объекту, свое эмоциональное состояние, настроение. В связи с этим основным условием является создание положительного эмоционального фона. Способность изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску обеспечивает интонационную выразительность речи. Благодаря интонации говорящий имеет возможность отражать своё отношение к высказываемой мысли, передавать свои мысли, переживания, доводить свое высказывание до полной завершенности.

Развитие выразительности речи проходит двумя путями: естественная выразительность детской речи (когда ребенок эмоционально что-то рассказывает) и произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста [5].

Упражняясь над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется и словарь дошкольника, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. В процессе исполнения роли произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, таким образом, развивается и совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Если говорить в целом о речи человека, то необходимо отметить, что речь, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. К таким характеристикам относятся следующие понятия:

Просодика, представляющая собой сложный комплекс элементов (мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций).

Интенсивность произнесения обуславливается степенью усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи отражает совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи — это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи представляет собой скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса определяет окраску, качество звука.

Логическое ударение — это интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко [3, 6].

Нет необходимости упоминать о том, что непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, над этим и стоит работать.

Отсутствие живого источника выразительности детской речи заметно снижает темп развития интонационной выразительности. Например, речь ребенка во время занятия может кардинально отличаться от речи ребенка в повседневной жизни. Поэтому следует организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы произвольную выразительность речи постепенно преобразовывать в выразительность, которая возникает сознательно благодаря волевым усилиям.

Развивая выразительность речи, необходимо соблюдать определенные условия, в которых каждый дошкольник имел бы возможность проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в повседневной жизни, но и выступая публично, не стесняться присутствия посторонних слушателей. Эту работу необходимо начинать еще с раннего возраста. Поскольку бывает, что люди с богатым духовным содержанием и выразительной речью избегают публичных выступлений, потому что теряются в присутствии незнакомых лиц.

Только в процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь, имеющая следующие характеристики: средний темп, ритмичность, умеренная сила, средняя высота голоса. С одной стороны, данные качества могут выступать как постоянные, привычные качества, определяющие в целом индивидуальность речи. С другой — темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, то есть необходимо учить ребенка говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро и т. д. [1].

Начиная со старшего дошкольного возраста, воспитателю необходимо учить детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. В частности, нужно обучать детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.

Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. И здесь решающую роль играет положительный эмоциональный фон ребенка и созданная комфортная атмосфера внутри детского коллектива [4].

К старшему дошкольному возрасту не только сама речь, но и стихотворное творчество ребенка переживает период перелома ритмического выражения. Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Сначала в речи, а после и в стихах слово становится носителем смысла, а такие выразительные средства, как ритм и интонация превращаются в аккомпанемент словесной речи.

Но одновременно с этим подобное преображение ритма и интонации речи может нести в себе опасность, так как слово может настолько оттеснить ритм, тогда речь ребенка теряет выразительность и ритмичность.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

На всех этапах работы используются следующие методы формирования выразительности речи:

  1. Наглядные методы, такие, как рассматривание картин со знакомым детям сюжетом, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. В процессе данной работы воспитатель направляет восприятие детей, объясняя и называя показываемое [2].
  2. Словесные методы связаны с художественным словом. Сначала педагог выразительно читает художественное произведение, после чего проводит по нему беседу, которая способствует пояснению содержания текста и пониманию отдельных средств выразительности. Например, прочитав стихотворение С. Маршака «Котята», педагог может спросить детей: «Какое настроение было у хозяйки дома в начале стихотворения? Почему вы так считаете?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.
  3. Практические методы. Целью таких методов является обучение дошкольников практически применять полученные знания. Одним из таких методов — дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она может быть использована в процессе решения всех задач развития речи.

Работая со знакомым литературным произведением, можно организовать игру-драматизацию, настольную инсценировку. Игры-занятия тоже решают немаловажную задачу — они не только обогащают словарь детей, но и способствуют освоению культуры поведения. Так в процессе игры «День рождение куклы Маши» дошкольники следят за действиями с куклой и, выполняя роли гостей, садятся за стол, пьют чай, учатся поддерживать общую беседу, проявлять внимание к имениннице и друг к другу, стараются аккуратно есть, правильно держать себя за столом [8].

Используются такие приемы формирования выразительности речи как:

– речевой образец (воспитатель произносит слова подчеркнуто четко, громко, неторопливо);

– повторение (организовывается индивидуальная работа с каждым ребенком, совместное повторение воспитателя и двух детей, а также хоровое повторение);

– указания (детям разъясняется алгоритм действий для достижения желаемого результата);

– словесное упражнение (педагог вместе с детьми многократно выполняет определенные речевые действия для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).

Для того, чтобы дошкольник выразительно читал стихи или фразы с разной интонацией, можно использовать такие упражнения, как: проговаривание чистоговорок и скороговорок (например, «ту-ту-ту — я найду себе трубу» дети должны произносить с разной силой голоса; с различной интонацией — удивленно, вопросительно, напугано); звукоподражание (как кошка, как корова, как собака и т. д.); артикуляционная гимнастика (укрепление соответствующего комплекса мышц).

Совершая манипуляции с куклой, произнося за нее слова, дошкольник иначе относиться к собственной речи, подчиняя игрушку своей воле, ребенок «заставляет» ее «говорить» и «действовать». Участвуя в инсценировках, малыш перевоплощаться в различные образы, что в свою очередь предоставляет ему возможность чувствовать себя более свободно и раскованно.

Систематически проводимые игровые упражнения способствуют тому, что мимика, жесты, движения становятся более подвижными, выразительными, «читаемыми», уверенными, контролируемыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: