Диагностика внимания у детей

Диагностика внимания

Один из самых частых запросов родителей на консультации у психолога связан с диагностикой и коррекцией внимания у детей. При этом, жалобы родителей весьма разнообразны: ребенок невнимателен на уроках, часто «летает в облаках, с трудом сосредотачивается на задании, легко отвлекается, делает «глупые» ошибки на письме, при выполнении счетных операций не замечает когда сбивается и получает неверный ответ. Что же значит быть внимательным?

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами (характеристиками): объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.

Устойчивость это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Объем внимания — количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов — может колебаться от 5 до 7 объектов.

Распределение внимание — способность человека удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов одновременно. Историки любят рассказывать о феноменальных способностях Юлия Цезаря, Наполеона, которые по приданиям, могли выполнять семь не связанных между собой дел. Их внимание, безусловно, было очень развито, но, кроме того, часть действий была отработана до автоматизма, т. е. не требовала к себе внимания. Таким образом, распределяемость внимания является обратной стороной его переключаемости.

Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Это свойство теснейшим образом связано с концентрацией внимания, которое можно рассматривать как степень погружения человека в проблему.

Избирательность внимания это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Высокий уровень развития основных свойств внимания приводит к появлению произвольного внимания.

Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. К. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «. внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Легко представить, что если эта «дверь» закрыта, то ни о памяти, ни о мышлении, ни о каких других процессах не может быть и речи. Поэтому и любое обучение начинается прежде всего с внимания. Этот процесс является основой любой интеллектуальной деятельности. Своего особого содержания внимание не имеет, но является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления, памяти и др.

Каждая из перечисленных характеристик при диагностике может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики внимания предлагаются различные тесты и методики. Наиболее известные и популярные из них, это: «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки», «Переплетенные линии», «Круги», «Корректурная проба», Тест Тулуз-Пьерона, Тест «Кольца Ландольта», «Найди отличия», Тест Мюнстерберга (модификации), Методика «Красно-черная таблица», Таблицы Шульте. Из полученных диагностических данных можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития активного внимания.

Особое место в диагностике внимания у детей занимает младший школьный возраст, т.к. именно в этом возрасте формируются многие познавательные процессы. В этот период необходимо более внимательно присматриваться к развитию детей, вовремя отслеживать особенности усвоения ими учебного материала, выявлять те свойства внимания, которые имеют низкие показатели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Л.П. Баданина «Психология познавательных процессов».-М. :Флинта: МПСИ, 2008.

2. С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова «Развиваем внимание».- Эксмо, 2010.

3. Л.В. Черемошкина «Развитие внимания детей».- Академия развития, 1997

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Профилактика психических расстройств

К числу наиболее распространенных болезней у детей относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространённости СДВГ:

  • в США эти цифры колеблются от 4 до 13% [10],
  • в Великобритании — 1-3% [21],
  • Германии — 9-18% [12],
  • Италии — 3-10% [16],
  • Чехословакии — 2-12% [9],
  • Китае — 1-13% [20],
  • в России (г.Москва и Московская обл.) — 15-28% [5, 6].

Такой широкий диапазон колебаний цифр обусловлен, прежде всего, отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов СДВГ. Американские и канадские специалисты при диагностике СДВГ используют классификацию психиатрических болезней (DSM — Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), в Европе и Великобритании принята Международная классификация болезней (ICD — International Classification of Diseases) с жесткими критериями, позволяющими более реально оценивать распространённость синдрома. СДВГ среди мальчиков 7-12 лет диагностируют в 2-3 раза чаще, чем среди девочек [9].

Впервые описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад. Из-за клинической гетерогенности терминологию синдрома многократно меняли. Согласно последней редакции Международной классификации болезней — ICD-10 (1992), выделяют две подгруппы: с наличием гиперактивности («синдром дефицита внимания с гиперактивностью» — СДВГ) и без неё («синдром дефицита внимания без гиперактивности», или СДВ).

Кроме сниженного внимания, для этих детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по его истечении они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается».

У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. Гиперактивным детям свойственна «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тики и навязчивые движения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения и подверженностью депрессии. Школьные нагрузки часто приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию синдрома школьной дезадаптации. Проявления СДВГ многообразны и этот список можно продолжать и дальше (по данным литературы, отмечается до 100 особенностей).

Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диагноза и проведения восстановительного лечения. Специалисты отмечают, что симптомы СДВГ могут сохраняться и во взрослой жизни. Среди подростков с СДВГ наркомания, алкоголизм и правонарушения распространены в большей степени, чем среди здоровых сверстников. Лишь 15% детей с СДВГ (против 50% в контрольной группе) заканчивает школу [258]. Дефицит внимания, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки сохраняются в течение всей жизни. Так симптомы детского расстройства становятся причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере [9].

Своевременная профилактика может обеспечить нормальную и полноценную жизнь детям с СДВГ, что будет способствовать снижению преступности, алкоголизма и наркомании!

Читайте также  Чему научить ребенка в 9 месяцев

Исследования последних лет выявили множество факторов, которые могут привести к развитию СДВГ, поэтому в настоящее время общепринята полиэтиологичная теория. Биологические факторы, особенно перенесенные перинатальные гипоксические поражения ЦНС, имеют решающее значение в первые два года жизни ребёнка. В последующем в развитии болезни играют роль и психосоциальные факторы: внутрисемейная ситуация, особенности воспитания, оказывают влияние условия проживания и материальная обеспеченность [3].

Среди патогенетических концепций СДВГ выделяют нейрофизиологическую, биохимическую, нейропсихологическую и генетическую.

Согласно нейрофизиологической теории, нарушения формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга и различными областями коры, выявляемые у детей с СДВГ вследствие перенесенной гипоксии, играют роль в развитии этого заболевания [18]. Явление диффузной церебральной дизрегуляции затрагивает различные мозговые структуры, что объясняет разнообразие клинической картины заболевания. На основе инструментальных исследований выделено несколько клинических вариантов расстройства: со стволовой, корковой и корково-стволовой дизрегуляцией. Предположительно это деление соответствует классификации подтипов СДВГ — с гиперактивностью-импульсивностью, с нарушениями внимания, с сочетанными нарушениями внимания и гиперактивностью.

Биохимическая теория патогенеза СДВГ и, в частности, участия катехоламинового обмена стала формироваться в 1970-х годах. Катехоламиновая иннервация «затрагивает» основные центры высшей нервной деятельности: центр контроля и торможения двигательной и эмоциональной активности, программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти, которые участвуют в формировании стресс-реакции. Но патохимические механизмы развития СДВГ нельзя объяснить нарушениями только одной нейромедиаторной системы. A.J. Zametkin и J.L. Rapoport в 1987 году представили неспецифическую катехоламиновую гипотезу, подразумевающую вовлечённость всех катехоламинергических систем в патогенетические механизмы СДВГ [22]. Эта концепция в наибольшей степени соответствует результатам экспериментальных исследований, тем более что СДВГ уже более полувека успешно лечат психостимуляторами ЦНС, являющимися катехоламиновыми агонистами. Предполагают, что эти препараты увеличивают доступность катехоламинов на уровне синапсов путём стимуляции их синтеза и торможения обратного захвата в пресинаптических нервных окончаниях.

Согласно генетической теории, исследования, проведённые в США и Чехословакии, выявили у 10-15% детей с СДВГ наследственную предрасположенность к данному заболеванию [14]. С развитием молекулярной генетики были обнаружены нарушения нескольких генов, ассоциированные с симптомами СДВГ, в частности гена дофаминного рецептора D4 (DRD4), гена, отвечающего за транспорт дофамина (DAT1) и др. Однако поиски определённого гена, вызывающего СДВГ, не увенчались успехом и четких экспериментальных доказательств для объяснения патогенеза СДВГ только с позиций молекулярной генетики недостаточно.

Согласно нейропсихологической теории, у детей с СДВГ отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Поэтому R.A. Barkley в своей унифицированной теории считает, что нарушение этих функций, отвечающих за целенаправленную организацию деятельности («executive functions») играет роль в развитии СДВГ [11].

Диагностика СДВГ

В диагностике СДВГ используют стандартные диагностические критерии (табл.1).

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) принято называть невролого-поведенческое расстройство, которое обычно проявляется с раннего детства, затрагивает различные аспекты формирования и социализации личности. Являясь актуальной проблемой медико-социального характера общемирового масштаба, заболевание поддается излечению, при условии вовремя назначенного адекватного лечения.

По современным статистическим данным СДВГ в разных странах страдают в среднем от 2 до 25 % детей, при этом среди мальчиков заболеваемость встречается в 2-3 раза чаще.

Считается, что впервые симптоматика заболевания была описана в конце 17 века британским врачом Александром Крейтоном, который назвал его «психической неугомонностью». Однако лишь в 80-х годах 20 века специалисты уточнили название синдрома дефицита внимания и гиперактивности и выделили критерии диагностики.

Три основные группы признаков СДВГ:

  • дефицитом или нарушением внимания;
  • гиперактивностью;
  • импульсивностью.

Согласно классификации Американской ассоциации психиатров (DSM-IV), СДВГ может развиваться в зависимости от преобладающей симптоматики в одном из трех вариантов:

  • синдром, сочетающий признаки дефицита внимания с гиперактивностью;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • признаки гиперактивности без дефицита внимания.

Дефицит внимания у детей включает в себя ряд проявлений:

  • неспособность выполнить задание до конца, сосредоточиться на предмете;
  • высокая суетливость, возбудимость;
  • невозможность самоорганизации в выполнении какой-либо деятельности;
  • забывчивость.

Синдром дефицита внимания у детей может выражаться следующим образом:

  • бесцельные беспокойные движения, особенно в кистях и стопах;
  • постоянные беспричинные вскакивания с места, беготня, суетливость;
  • неумение играть в спокойные игры;
  • повышенная болтливость.

Надо отметить, что чем старше ребенок, тем менее явными могут быть признаки синдрома дефицита внимания.

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте часто проявляются разнообразными сложностями в социуме, такими как:

  • неспособность ждать своей очереди (в играх и др. ситуациях);
  • шумное, вызывающее поведение (например, на уроках);
  • «влезание» в разговоры или в деятельность других людей;
  • драчливость из-за неумения сдержать свои эмоции;
  • нетерпеливость в крайне высокой степени.

При этом с возрастом у ребенка импульсивность становится все более заметной и одни признаки могут быть замещены другими.

Признаки СДВГ, часто сопутствующие основным критериям:

  • Ребенок испытывает трудности
    • в ряде тонких движений – завязать шнурки, вырезать ножницами, раскрашивать;
    • в удержании равновесия – катание на роликах, 2-х колесном велосипеде;
    • в координировании зрительно-пространственных характеристик, что негативно проявляется во время спортивных игр, прежде всего, с мячом.

    Если родители понимают, что у ребенка есть несколько из перечисленных признаков дефицита внимания и гиперактивности – это серьезный повод для посещения специалиста. Чем раньше начать лечение, тем проще помочь маленькому человеку полноценно развиваться.

    Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Исследователи не имеют единого мнения по поводу этиологии (первопричины) заболевания, но называют ряд факторов, которые могут приводить к заболеванию:

    • Генетическая предрасположенность;
    • Нарушения внутриутробного развития, происходящие вследствие
      • неблагоприятных факторов течения беременности (среди которых курение, употребление алкоголя, наркотиков, прием ряда медикаментозных средств матерью).
      • осложнений при родах, приводящих к родовым травмам.
      • наличие в семье тяжелых конфликтов, алкоголизма, наркомании, криминального окружения.
      • гиперопека ребенка, воспитание наказанием, лишениями.
      • повышение значимости визуальной культуры в обществе, приводящее к снижению речевой саморегуляции (то есть, одного из факторов сознательного управления собственной деятельностью).
      • неадекватные требования, предъявляемые обществом к ребенку.

      Диагностика СДВГ

      Постановка диагноза синдрома дефицита внимания нередко вызывает определенные трудности, потому что не существует характерного симптома, который бы однозначно указывал на данное заболевание. Основные методы распознавания СДВГ это:

      • сбор анамнеза (в том числе и семейного);
      • психологическое тестирование .

      Также значимым компонентом диагностики на современном этапе является

      • остеопатическое тестирование.

      В качестве вспомогательных методов диагностики могут быть назначены:

      • ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи (для оценки кровоснабжения мозга);
      • электроэнцефалограмма (ЭЭГ) (для выявления очагов судорожной готовности коры головного мозга);
      • неврологическое обследование.

      Методы лечения СДВГ

      Специалисты подчеркивают, что в работе с маленьким пациентом необходим комплекс мер для достижения стойкого результата, и основными методами лечения считают:

      • психотерапевтические методы;
      • педагогическая коррекция, включающая работу с родителями ребенка по оптимизации жизненного пространства для успешного лечения;
      • нейропсихологическая коррекция;
      • медикаментозная терапия;
      • остеопатическое воздействие.

      Специалисты предупреждают о необходимости с осторожностью назначать ряд лекарственных средств, прежде всего, психостимуляторов. Комитет по правам ребенка при ООН издал рекомендации, в которых призвал ради благополучия детей максимально использовать немедикаментозные методы лечения СДВГ.

      Проблемы, возникающие, если не лечить СДВГ

      Поскольку симптомы дефицита внимания и гиперактивности проявляются не всегда и с различной интенсивностью, иногда родители не спешат обращаться к врачам, хотя ребенок явно испытывает трудности в социальной адаптации, с освоением школьной программы и т.д. Часто взрослые стараются списать все на особенности характера, неспособность к учебе, и тихо надеются на то, что ребенок «израстётся» — то есть, вырастет и проблемы сами собой растворятся. Однако многолетние исследования говорят о том, что заболевание, связанное с синдромом дефицита внимания, с возрастом не проходит, а видоизменяется и приводит к таким проблемам как:

      • профессиональная несостоятельность как результат плохой успеваемости в учебном заведении,
      • раннее начало курения,
      • наркомания,
      • алкоголизм,
      • асоциальное поведение, антиобщественные поступки.

      Эффективное лечение СДВГ

      В последние годы в рамках комплексного подхода к лечению СДВГ убедительно зарекомендовало себя сочетание двух основных методов –

      • остеопатического воздействия;
      • психологической коррекции.

      Остеопатическое лечение СДВГ

      Одной из частых причин заболевания специалисты называют осложнения при родах, среди которых не стоит обделять вниманием родовые травмы шейного отдела позвоночника. Эта область относится к карниосакральной системе, с которой во всей полноте работает врач-остеопат. Он помогает восстановить работу всех ее функций, руками производя тонкую настройку центральной нервной системы. При этом остеопат воздействует не только на регуляторные процессы головного мозга, влияющие на переработку информации и двигательную активность, но и на весь организм в целом.

      Только остеопатия позволяет мягко и точно гармонизовать все системы организма. Поэтому речь идет не только о лечении конкретной патологии дефицита внимания, но и об общем профилактическом эффекте. Это воздействие абсолютно безопасно, безболезненно и дарит ощущение комфорта при условии высокой квалификации врача-остеопата.

      Остеопатия при СДВГ у детей – лучшее решение современной медицины

      Являясь новым направлением в работе с пациентами, страдающими СДВГ, остеопатия в комбинации с психологической составляющей является оптимальным лечением данного заболевания, потому что предлагается:

      • немедикаментозное воздействие;
      • профилактика заболевания на фоне налаживания всех процессов организма;
      • одинаково подходит для пациентов любого возраста, начиная с младенческого.

      Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» — пять причин обратиться к нам за лечением СДВГ:

      1. Мы предлагаем Вам самые эффективные и безопасные методы современной медицины, а именно:
      • комплексную терапию, включающую:
        • остеопатическое воздействие;
        • психологическую коррекцию.
        1. У нас работают ведущие специалисты Санкт-Петербурга
        • опытные остеопаты – врачи, ученые и эксперты в своей области, которые внесли значительный вклад в развитие этого направления в России и владеющие уникальными методиками.
        • высокопрофессиональные психологи, применяющие весь спектр современных методов психологического воздействия.
        1. Индивидуальный подход, с учетом всех особенностей пациента.
        2. Комплексность – основа остеопатического лечения и отношения к организму, как к единому целому.
        3. Высокоэффективная и безопасная помощь – мы уверены в своем профессионализме и гарантируем стойкий результат лечения.

        Рекомендации наших специалистов родителям для предупреждения и лечения СДВГ у детей

        Обращаться к остеопату с целью выявления родовых травм можно с первых месяцев жизни ребенка. Ранняя диагностика поможет решить проблему минимальными усилиями, ограничиваясь в некоторых случаях профилактикой.

        Если Вашему ребенку ставят диагноз СДВГ, помимо медицинского лечения необходимо на длительное время обеспечить психологически щадящий энергосберегающий режим – в школе и дома, что включает в себя:

        • нормализацию психологического климата в семье;
        • размеренность жизни, основанную на здоровом режиме дня;
        • снижение нагрузок (особенно внеурочных) с целью не допустить переутомления ребенка;
        • обеспечение низкой интенсивности общения.

        Только при взаимопонимании и согласованных усилиях родителей и специалистов – остеопатов и психологов – можно победить синдром дефицита внимания, обеспечив тем самым возможность полноценного роста и развития ребенка.

        Приходите на прием в наш Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» – лучшие врачи-остеопаты Санкт-Петербурга помогут наладить работу всех систем организма и вернуть гармонию здоровья вашим детям!

        Диагностика внимания у детей

        В настоящее время в России диагноз СДВГ (ADHD поDSM-IV-TR) или по МКБ-10 — Гиперкинетическое расстройство (нарушение активности внимания — F 90.0) может быть поставлен на основании результата клинического интервью: сбора данных о том, как именно проявляются нарушения внимания и/или поведения у ребенка, как давно или как долго отмечаются эти нарушения. Были ли подобные нарушения у родственников и т. п. При этом могут использоваться специальные опросники для родителей и учителей, в которых они фиксируют выраженность тех или иных особенностей поведения и внимания у детей, которые имеют эти особенности.

        Однако специальные психологические и инструментальные методы диагностики позволяют уточнить диагноз и оценить выраженность проявлений данного расстройства.

        Среди наиболее доступных непсихологических методов исследования головного мозга следует выделить ЭЭГ (электроэнцефалографию), в том числе:

        1. Клиническую ЭЭГ;
        2. ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой;
        3. ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП);
        4. ЭЭГ картирование головного мозга (maping — мэпинг);

        Не электроэнцефалографические методы диагностики:

        1. T.O.V.A. — тест вариабельности внимания — психофизиологический тест для оценки функции активного внимания и контроля реакции;
        2. Conner’s CPT — тест продолжительного предъявления — психофизиологический тест для оценки функции активного внимания и контроля реакции;
        3. Qbtest — оригинальный тест схожий с T.O.V.A и CPT, но дополненый функцией актиграфа;
        4. Stroop-тест — тест оценки уровня интерференции и межполушарных взаимодействий.

        Клиническая ЭЭГ

        Это распространенное исследование головного мозга, при котором изучается его состояние, отраженное в производимой живым мозгом биоэлектрической активности. Изучается, как работает мозг, какую электрическую активность он имеет в обычных, стандартных условиях (в спокойном состоянии с закрытыми глазами).

        Для этого на голову обычно одевается специальная шапочка, которая похожа на крупную сетку, а иногда на шапочку для занятий плаванием. С помощью этой шапочки, в которой как бы показана система координат – стандартных точек, врач определяет, в какие места на кожу головы устанавливать ЭЭГ электроды, обычно от 12 до 21. ЭЭГ электроды — специальные устройства, состоящие из обычно маленькой (чуть больше 1 см в диаметре) плоской круглой шайбы с электропроводящим веществом, которая при помощи тонкого провода соединяется с прибором, усиливающим сигнал от мозга и затем отправляющим его для обработки в компьютер.

        По виду этого сигнала, который отображается на мониторе в виде кривой — электроэнцефалограммы, врач делает заключение о состоянии мозга человека. Например, о наличии, так называемых, очагов патологической активности, участков мозга, которые работают неправильно.

        Обычно у детей с признаками СДВГ не выявляется существенных нарушений в работе головного мозга, что, в частности, и позволило отнести это расстройство к так называемым минимальным мозговым дисфункциям.

        ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой

        В обычном ЭЭГ исследовании не учитывается то, как мозг реагирует на различного рода интеллектуальную нагрузку, которая встречается, например, при выполнении учебных заданий. Неуспеваемость детей с СДВГ по различным школьным предметам, требующим активного внимания, связана с нарушениями в работе мозга, которые определяются в частности при проведении подобных нагрузочных проб.

        Например, при чтении и осмысливании читаемого текста, прослушивании или переписывании текста, письме под диктовку, мозг ребенка с СДВГ может быть недостаточно «настроен» на работу, тем более, если работа рутинная или не интересная. Подобные изменения в работе мозга связаны в основном с выраженностью определенного рода биоэлектрической активности, так называемой медленно-волновой активностью мозга.

        Изучая соотношение между медленно-волновой и быстро-волновой активностью (коэффициента дефицита внимания-КДВ) в специально выбранной точке мы сравниваем полученный результат с базой данных, где показаны средние значения этого показателя у детей разного возраста.

        Если КДВ превышает среднее значение на определенную статистически значимую величину, мы делаем вывод о высокой вероятности диагноза СДВГ у этого ребенка и о необходимости применения нейротерапевтической коррекции, по методу ЭЭГ-БОС.

        ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП)

        Кроме обычной электрической активности ЭЭГ, современное оборудование позволяет заметить минимальные изменения в работе мозга, которые связаны с его реакцией на внешние раздражители. Такое исследование называется исследованием Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП), то есть особенностей ответа мозга на предъявляемые специальные видимые или слышимые стимулы. По характеру этого ответа также можно сделать вывод о степени выраженности нарушений функций головного мозга, в частности функции активного внимания.

        ЭЭГ картирование головного мозга (maping — мэпинг)

        Картирование головного мозга это дополнительная обработка имеющейся записи ЭЭГ, осуществляемая специальными компьютерными программами. Отображается карта распределения различной по степени (от минимума до максимума) выраженности того или иного вида биоэлектрической активности в коре головного мозга.

        Подобная обработка ЭЭГ позволяет увидеть, как на карте, области мозга, имеющие функциональный дефицит, что также помогает в диагностировании и в выборе правильной терапевтической стратегии.

        TOVA-тест – тест вариабельности внимания

        Испытуемому предлагается наблюдать, как на экране, на сером фоне, появляются, сменяя друг друга, зеленые квадратики либо в верхней, либо в нижней части экрана. Задача испытуемого нажимать на кнопку мыши как можно быстрее, когда зеленый квадратик находится в верхней части экрана. С помощью этого теста определяется скорость реакции, количество ошибок по невнимательности (пропуски), ошибки по причине импульсивности (ошибочные нажатия). Полученные данные сравниваются с нормой, и определяется степень отклонения, то есть насколько выражены эти изменения.

        Дизорфография (сложности в написании без ошибок)

        Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления.

        Дизорфография – это нарушение, которое очень часто не только родители, но даже учителя привыкли называть пресловутой «врожденной безграмотностью». Давайте разберемся раз и навсегда – «врожденной безграмотности» НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

        Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма.

        Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного ребенка и при отсутствии грамотной коррекции «переходить» во взрослую жизнь, присоединив к себе большое количество психологических комплексов.

        Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, не смотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правил недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

        1. Найти орфограмму в слове и определить её тип – это умение называется “орфографическая зоркость”.
        2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма.
        3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм жесткий порядок действий.
        4. Сверить проверочное и проверяемое слово.
        В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с этим ребенком.

        Таким образом, процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный процесс, требующий достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений и т.д.

        Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть “опасное место” в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

        Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам:
        проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
        снижение слухоречевой памяти,

        невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различной патологии беременности и родов.
        Безусловно, нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения (1 класс) ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку. Для ребенка этот период становится сущим кошмаром – «учи-не учи правила – всё равно «2»», у школьника начинают появляться комплексы постоянной «неуспешности».

        Развитие дизорфографии и дисграфии происходит по различным причинам, но некоторые факторы могут совпадать. Появление нарушения письменной речи может быть связано с различными травмами и недостаточным развитием участков головного мозга вследствие негативных факторов в период вынашивания ребенка, а также в родовой и постнатальный период.

        К таким причинам относят:

        • течение беременности с наличием патологий и заболеваний;
        • недостаток кислорода у ребенка во время родов;
        • родовые травмы новорожденного;
        • заболевания, вызванные инфекциями;
        • заболевания соматического характера.

        Эти расстройства связывают с нарушениями в процессе развития мозга и травмами префронтальной коры, теменной доли, передней поясной коры головного мозга и базальных ядер. Эти участки отвечают за корректное функционирование рабочей памяти.

        Корректное развитие навыка письма невозможно без корректно сформированной устной речи, владения лексическими и грамматическими аспектами речи, обладания навыками восприятия и произношения звуков.

        Нарушение этих процессов возникает при наличии патологии развития речевого аппарата и причин органического происхождения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: