Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний

Диагностика эмоционально-личностной сферы детей

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

«Человек под дождем»

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

«Домики» Ореховой О. А.

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;

актуальные для ребенка ценности;

предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);

варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ЦТО — Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Интервью «Волшебный мир»

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Тест животных

Рене Заззо

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

Читайте также  Музыка дыхательной гимнастики детей

Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний

УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам

Методики изучения особенностей
восприятия и понимания дошкольниками
эмоционального состояния изображенного человека

(А.М.Щетинина)

1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:

а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)

2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.

4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.

5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.

Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.

1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека

Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии.

Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии.

2. Номинация эмоционального состояния

Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое выражение его лица?", "Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?" и т.п.).

Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного).

3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека

Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспериментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ-
ствовала бы переживанию изображенного человека ("Что случилось с этим человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?" и т.п.).

Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников
раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания.

4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации
Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался какой-то конкретный случай.

Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточнение возможности и степени понимания экспрессии.

5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии с опорой на изображение

Данная методика представляет собой модификацию методики, использованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии.
Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребенком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризованный образ-эталон выражения эмоционального состояния.
Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На что он смотрел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).

Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии.

6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой) воспринимаемого персонажа

Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного человека ("Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сейчас заговорил?").
"Оречевление" рассматривалось нами как способность ребенка вжиться в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как показатель глубины понимания эмоционального состояния.
Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.

Обработка результатов

Показатели понимания эмоционального состояния:
— умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией;
— умение детей правильно назвать состояние изображенного человек прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными заменителями ("его кто-то обидел", "он чего-то забоялся" и пр.);
— умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации;
— умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека ("оречевление").
Эти показатели легли в основу определения уровней качества понимания детьми эмоционального состояния человека.

Уровни понимания.

I уровень — неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

II уровень — ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5 мес. — (гнев): "Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее").

III уровень — словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние; и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначение эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. — (гнев):
"Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фигуре), руки сжаты, сложены и глаза злые").

IV уровень — осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают
ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. — (гнев): "Я думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем").

V уровень — осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;
б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, "оречевляют" персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоцио-
нальное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. — (гнев): "Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показы-
вает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали. И вот она стоит такая злая и рычит: "У-у-у! Р-р-р!").
В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенности; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.

Типы восприятия.

А — довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмоционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики смотрит" и т.п.).

Б — диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.

В — диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев — глаза).

Г — аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.

Д — синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие ("Злая она, потому что вся злая — и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрессии дети не дифференцируют.

Е — аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл немножко и брови высоко поднял").

Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.

Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: изучение способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений.

Стимульный материал представлен в Приложении и включает 3 группы материалов:

1) 6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек – см. Приложение 15, рис. 15.1.-15.2.);

Читайте также  Лимфоузлы подмышками у ребенка в год определяются

2) 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний, см. Приложение 15, рис. 15.3.-15.14.);

3) 12 рассказов к сюжетным картинкам.

Ход исследования

Исследование проходит индивидуально с каждым ребенком и включает две серии.

Задача, которая ставится экспериментатором в первой серии, – категоризация эмоциональных состояний на портретных картинках. При этом ребенку последовательно показывают портретные картинки и предлагают следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты назовешь, какое настроение у мальчика (девочки), нарисованного(ой) на картинке, какие чувства он (она) испытывает».

Ребенку показывают последовательно все 6 портретных картинок и фиксируют ответы. При этом для мальчиков показывают набор портретных картинок с изображением мальчика, а для девочек – с изображением девочки. Этот прием, по нашему мнению, позволяет ребенку легче «вжиться» в образ той эмоции, которая изображена на портретной картинке, и позволит идентифицировать этот образ с эмоциями персонажей сюжетных картинок при выполнении заданий второй серии, т.е. создать своеобразный эталон эмоции, который будет «примеряться» к персонажам картинок.

Вторая серия представляет собой задание на использование эталона эмоции при распознавании эмоционального состояния на сюжетной картинке при чтении рассказа и нахождение данного состояния среди портретных картинок.

На столе перед ребенком раскладываются портретные картинки с изображением различных эмоциональных состояний, затем предъявляется сюжетная картинка и читается соответствующий рассказ, например: «Мама с Мишей пошли в садик. Вдруг Миша остановился, начал капризничать, плакать и говорить, что не пойдет в садик. А мама очень опаздывает на работу. Посмотри на маму. Скажи, что она чувствует. Какое у нее настроение? Какая картинка ей подходит?».

Ребенок сравнивает сюжетную картинку с портретными и называет эмоцию, которую испытывает персонаж картинки, по отношению к которому и производилось действие распознавания эмоции или (в случае неспособности речевого опосредования) указывает портретную картинку с отражением эмоции, соответствующей переживанию персонажа на сюжетной картинке. Таким образом ребенку предъявляется еще 11 сюжетных картинок, и результат заносится в протокол.

Оценка результатов по первой серии:

2 балла – за каждое верно определенное эмоциональное состояние;

1 балл – за приблизительное называние эмоции (например, при обозначении эмоции радости как «улыбается», эмоции грусти – «плачет» и т.д.);

0 баллов – ошибочное называние.

Оценка результатов по второй серии:

2 балла – дается за правильный ответ и за правильное соотнесение с портретной картинкой;

1 балл – за приблизительный ответ и за правильное соотнесение с портретной картинкой;

0 баллов – за неправильный ответ и (или) за неправильное соотнесение с портретной картинкой.

Индекс успешности складывается из суммы баллов, полученных при опознании эмоциональных состояний по двум сериям. Максимальная сумма баллов, таким образом, может равняться 36 (12 баллов по первой серии и 24 – по второй).

Глава 3. Визуальная психосемиотика. Стратегии (модели) оценки информации.

§ 8. Визуальная диагностика актуального эмоционального состояния человека.

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции. Все, что делает человек, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, поэтому любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональным реагированием, т. е. непроизвольным рефлекторным ответом на значимый раздражитель.

Впервые попытку научного описания эмоциональных явлений предпринял в 1884 г. В. Вундт в своей трехкомпонентной теории [10]. Анализом биологических аспектов эмоций занимался Чарлз Дарвин, Уильям Джеймс, Карл Ланге, Уолтер Кэннон, Филлип Бард и др.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Научные работы У. Джеймса и К. Ланге сегодня называют теорией Джеймса-Ланге, суть которой сводится к тому, что сначала в организме человека происходят физиологические изменения в ответ на ситуацию, а затем появляются эмоции как переживания изменений.

Особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека: высшие психические образования, формируясь на основе низших функций, перестраивают их.

Однако для эмоционально-волевой сферы человека также характерно и то, что чем ниже уровень сознательной регуляции, тем больше эмоционально-импульсивных действий, то есть эмоции преобладают при недостаточной сознательной регуляции поведения (например, при дефиците информации для сознательного построения действий). При сознательных действиях эмоции обеспечивают энергетический потенциал поведения и усиливают те действия, результативность которых наиболее вероятна.

Выражение эмоций проявляется на трех основных уровнях: нейрофизиологическом (в головном мозге существует специальная подкорковая система ядер, отвечающая за первичные эмоциональные реакции, — лимбическая система (П. В. Симонов, П. Лафренье)); двигательно-выразительном (эмоциональным реакциям соответствует определенная лицевая и двигательная экспрессия и т. д.); субъективных переживаний (наполнение личностным смыслом события, вызвавшего эмоцию).

Иногда мотивация, состояние которой выражают эмоции, четко не осознается, создается впечатление, что эмоции существуют самостоятельно и управляют поведением в данный момент. Однако следует помнить, что за эмоциями всегда стоят определенные потребности и цели, т. е. мотивация.

Конкретная эмоция возникает не всегда и не автоматически, ее появление зависит, во-первых, от особенностей, порождающих переживание конкретной ситуации, во-вторых, от типа личности и настроения человека, и наконец, от той или иной интерпретации ситуации.

В психологии выделяют относительно самостоятельные виды эмоций, называемых базовыми, или основными, иногда — «фундаментальными». К. Изард выделил десять таких видов, Р. Плутчик — восемь, П. Экман — шесть.

Это выделение основано на том, что данным эмоциям соответствует: отчетливый нервный субстрат; экспрессия; отчетливое, осознаваемое переживание; эволюционно-биологическое происхождение; организационно-мотивирующее влияние на человека, которое служит его адаптацией. Согласно К. Изарту это: интерес — возбуждение; удовольствие — радость; удивление — изумление; горе — страдание; гнев — ярость; отвращение — омерзение; презрение — пренебрежение; страх — ужас; стыд — застенчивость; вина — раскаяние.

Каждая из этих эмоций имеет свой нервный субстрат. Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоциональных комплексов — триад (горе — гнев — отвращение; страх — стыд — вина и т. д.). Эти эмоциональные комплексы имеют адаптационную, приспособительную функцию и характерные мимические, нервно-мышечные выразительные проявления.

В психологии считается, что все люди, независимо от национальной принадлежности и культуры, в которой они росли, с достаточной точностью интерпретируют мимические конфигурации, выражающие фундаментальные эмоции. Пол Экман выделил шесть стандартных эмоциональных масок. Эти маски универсальны, они характерны для населения любого уголка нашей планеты и сопровождают следующие эмоции: удивление, страх, отвращение, ярость, радость, печаль.

Эмоциональные состояния с большой ясностью, раздельностью и определенностью отражаются лицевой мускулатурой. Мимическая деятельность передает непосредственную и специфическую информацию об эмоциях человека. Многие мимические движения совершаются непроизвольно, автоматически как часть эмоционального процесса. Мимика выдает истинное отношение человека, поскольку имеет рефлекторную природу.

Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний

В разработанный нами комплекс методик были включены три методики: цветовой тест М. Люшера, методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок А.Д. Кошелевой (данная методика была модифицирована нами с целью расширения спектра изучаемых параметров), методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке; методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.

1. Цветовой тест (М. Люшер).

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево — красный (3), светло — жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся — и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. Выполнение теста оценивается при соотнесении обоих выборов ребёнка:

— Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.

— Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.

Читайте также  Читать журналы вязание детей

— Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 — 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 — 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.

2. Методика А. Д. Кошелевой.

Данная методика была модифицирована нами с целью расширения изучаемых параметров. Так, нами был добавлен дополнительный этап исследования, направленный на изучение способности детей вербализировать эмоции в процессе разыгрывания сюжетных сценок.

Цель: Изучение эмоциональных проявлений детей и уровня сформированности у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок.

Метод проведения исследования:

Этап 1. Экспериментатор описывает знакомые и понятные детям ситуации и предлагает их изобразить.

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

I ситуация — показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

II ситуация — показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

III ситуация — показать неподдельную радость за другого.

IV ситуация — показать обиду девочки.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения понимать эмоциональные состояния других людей и сопереживать им. Проводится уровневая обработка данных.

Высокий уровень – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации, без помощи взрослого, использует различные экспрессивно-мимические средства общения.

Средний уровень – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации после объяснения взрослым эмоционального состояния героев, ограничено использует экспрессивно-мимические средства общения.

Низкий уровень – ребенок затрудняется изобразить эмоциональное состояние даже после объяснения взрослого. При попытках изображения отмечается резко ограниченный набор экспрессивно – мимических средств общения.

Данная диагностическая серия направлена на изучение уровня сформированности у детей умения вербализировать эмоции после разыгрывания сюжетных сценок. Экспериментатор вновь описывает детям уже проигранные ситуации и просит словами описать эмоциональное состояние каждого из героев.

Инструкция: Послушай еще раз небольшие рассказы. И скажи мне, что чувствует мальчик? Что чувствует мама?

Обработка данных. Анализируется умение детей называть эмоциональные состояния героев. Проводится уровневая обработка данных.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно правильно назвал эмоциональные состояния всех героев.

Средний уровень — ребенок самостоятельно назвал эмоциональные состояния только некоторых героев, остальные были названы после помощи взрослого.

Низкий уровень – ребенок не смог самостоятельно назвать эмоциональные состояния героев, после помощи взрослого назвал только некоторые из них.

3. Методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).

Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет.

Ребенку последовательно называют сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Данные соотносят с уровнями развития понимания эмоциональных состояний сверстников и взрослых.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно адекватно изображенной ситуации определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых на каждой картинке.

Средний уровень – ребенок самостоятельно определяет некоторые эмоциональные состояния людей, изображенных на картинке, при оказании педагогом содержательной помощи.

Низкий уровень – ребенок определяет ограниченное число эмоциональных состояний, даже с учетом разносторонней помощи педагога.

4. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

1) восприятие экспрессивных признаков (мимических);

2) понимание эмоционального содержания;

3) идентификация эмоций;

4) вербализация эмоций;

5) воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность).

Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.

Дифференциация результатов по показателям 3, 4, 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему и высокому.

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.

Метод проведения теста: методика включает в себя две диагностические серии.

Диагностическая серия № 1.

Стимульный материал: 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-были неразлучные друзья гномы: весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, ябеда. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости анализируется соответствия каждого имени определенному эмоциональному состоянию. Далее демонстрируются шесть карт с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, ябеда. Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, наличие помощи. Данные показатели фиксируются в таблицу.

Обработка данных. Данные соотносятся с уровнями сформированности у детей восприятия мимических средств выражения эмоций и умения вербализировать эмоции.

Высокий уровень – ребенок выбирает все изображения адекватно названым эмоциональным состояниям, без помощи взрослого.

Средний уровень – ребенок адекватно выбирает 4-6 изображений с использованием содержательной помощи взрослого.

Низкий уровень – ребенок адекватно выбирает 1-2 изображения с использованием различных видов помощи взрослого.

Диагностическая серия № 2.

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением (радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие).

Данная диагностическая серия включает в себя два этапа.

Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду показывать тебе фотографии людей, а ты — отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.

Карточки демонстрируются по одной, переход к следующей осуществляется только после анализа или использования всех видов помощи.

Инструкция 2: Как ты думаешь, что случилось с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение)?

В процессе выполнения задания фиксируются точность (адекватность) идентификации эмоций, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.

Инструкция: Я буду давать тебе карточки с загаданными лицами, а ты будешь отгадывать лицо на фотографии.

Перед ребенком раскладываются все фотографии в ряд, пиктограммы предъявляются по одной. Оцениваются восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно-действенная (п-д).

Обработка данных. Все занесенные в протокол данные соотносятся с уровнями развития эмоциональной сферы.

— Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.

— Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 — 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.

— Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно — действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

Представленные в нашем комплексе диагностические методики, направленные на изучение особенностей идентификации и вербализации эмоций в различных условиях предполагают уровневую обработку данных. Результаты выполнения каждого задания соотносятся с уровнями. Для удобства оценки уровня развития исследуемых параметров у детей по итогам выполнения заданий всех диагностических методик каждый из выделенных уровней был соотнесен нами с определенным количеством баллов: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл и отказ от выполнения задания – 0 баллов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: