Диагностика семьи ребенком инвалидом

Что положено тем, кто воспитывает ребенка с инвалидностью

Воспитывать ребенка с инвалидностью непросто и недешево, но финансовое бремя можно немного облегчить с помощью государства.

Вот на что имеют право родители детей-инвалидов.

Денежные выплаты

Всем инвалидам положена социальная пенсия. Ее размер зависит от группы инвалидности. Детям-инвалидам выплачивают 12 432 Р в месяц.

Есть и ежемесячная помощь — дети-инвалиды в 2019 году могут получать 2701 Р . Однако полную сумму заплатят, только если семья ребенка откажется от бесплатных лекарств, путевок в санатории и льготного проезда в поездах. Если пользоваться этими льготами хочется, то в месяц будут платить меньше — 1580 Р .

Деньги могут получать и родственники, которые присматривают за ребенком: родителям полагается 5500 Р в месяц, а если за ребенком ухаживает кто-то другой, пенсионный фонд заплатит 1200 Р . Эту выплату может получать только один взрослый: для этого он должен не работать и не иметь другого заработка — пенсия и пособие по безработице тоже считаются.

Чтобы родитель, который посвятил большую часть жизни уходу за ребенком-инвалидом, не терял право на пенсию, ему начислят трудовой стаж — 1,8 пенсионных баллов за каждый год.

В некоторых регионах есть свои дополнительные выплаты родителям детей-инвалидов: в Москве раз в год можно получать 10 000 Р на школьную форму, а каждый месяц — по 12 000 Р на уход и 675 Р как возмещение роста стоимости продуктов питания, если ребенку нет трех лет. Правда, родителям, которые уже получают региональную выплату, придется отказаться от федеральной помощи.

Бесплатные лекарства

Дети-инвалиды имеют право бесплатно получать лекарства, которые назначил врач, необходимые медицинские изделия, например иглу-скарификатор или автоинъектор инсулина, а еще лечебное питание.

Чтобы аптека предоставила препараты и приборы, а молочная кухня — продукты, нужно получить специальный документ — индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), которая определит нужды ребенка. На ее основании педиатр выпишет рецепт на лекарства и скажет, в какой аптеке их дадут.

Необходимое оборудование

В рамках программы можно получить технические спецсредства: инвалидную коляску, слуховой аппарат или телевизор с телетекстом, специальную одежду и обувь, средства гигиены и даже собаку-поводыря. Расходы на содержание собаки и ремонт сломавшихся вещей тоже берет на себя государство.

Некоторые необходимые вещи бесплатно получить все-таки не удастся — например, приборы для письма алфавитом Брайля или лестничные подъемники. Но тратить на это собственные деньги необязательно: если нужное устройство входит в перечень товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, его можно купить за счет средств материнского капитала.

Реабилитация

Ребенок-инвалид, имеющий специальные медицинские показания, может раз в год бесплатно ездить на лечение в санаторий. Ему и сопровождающему дадут путевки на 21 день и оплатят проезд на электричке и междугороднем транспорте.

Помимо этого, бесплатно положены протезирование, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия с необходимыми лекарствами, если ребенку-инвалиду они требуется.

Помощь с жильем

Чтобы улучшить условия жизни семьи с ребенком-инвалидом, одного факта инвалидности недостаточно — у семьи должны быть и другие основания: например, нынешняя жилплощадь меньше учетной нормы для региона или у дома протекает крыша.

При этом инвалид может претендовать на большую площадь, чем другие нуждающиеся, если его болезнь входит в перечень заболеваний, которые дают право на дополнительные жилые метры. Семье могут предоставить жилплощадь в два раза превышающую норму жилья на одного человека. Если обычно выделяют по 18 метров на человека, то родителям и ребенку с особой болезнью могут дать и стометровую квартиру.

Вне очереди дать жилье могут, только если семья живет в одной квартире с другой семьей, а у ребенка заболевание, которое делает проживание с ним невозможным. А еще семьям с инвалидами вне очереди дадут земельный участок для постройки дома или занятия садоводством.

Многоквартирный дом, в котором живет инвалид, должен быть оборудован пандусом, а ступени не должны быть скользкими. Сама квартира тоже должна соответствовать потребностям инвалида. Если это невозможно, жилье признается непригодным, и инвалид может требовать предоставления подходящей жилплощади.

Обратите внимание на региональные программы: в Москве инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставят квартиру по договору безвозмездного пользования, в то время как другие должны платить за недвижимость по договору социального найма. В Ивановской области квартиры семьям с детьми-инвалидами предоставляются в собственность.

Льготы по налогам и ЖКХ

Каждый из родителей детей-инвалидов имеет право на ежемесячный налоговый вычет в размере 12 000 Р . Если ребенка воспитывает одинокий родитель или супруг отказался от вычета, вычет выплатят в двойном размере.

Семьям с детьми-инвалидами положены льготы и на оплату ЖКХ: они могут отдавать на 50% меньше за воду, электричество, содержание общего имущества и плату за квартиру, снимаемую по договору социального найма. Скидок на оплату капитального ремонта не дают, но компенсируют до 50% этого взноса.

Специальные условия обучения

Для детей-инвалидов детские сады, подготовительные отделения вузов и учеба на бакалавриате и специалитете предоставляются бесплатно.

Если ребенок-инвалид ходит в школу, для него должны быть созданы специальные условия, а программа адаптирована в соответствии с его ИПРА. Если ребенок не может ходить в школу, ему бесплатно организуют обучение на дому.

Бывает, болезнь не входит в перечень заболеваний, которые позволяют не ходить в школу, но посещать ее все-таки трудно. В такой ситуации можно выбрать семейную форму обучения.

Транспорт

Машины, которые перевозят детей-инвалидов и имеют знак «Инвалид», могут игнорировать дорожные знаки, запрещающие стоянку. На каждой парковке должно быть выделено хотя бы одно бесплатное место для таких автомобилей.

Дети-инвалиды и их сопровождающие имеют право бесплатно ездить на городском и пригородном общественном транспорте. В некоторых регионах есть льготные такси, которые возят инвалидов по сниженным тарифам.

Особые условия работы

Родителям детей-инвалидов положены четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их можно разделить между собой в любой пропорции.

Один из родителей имеет право взять отпуск в любое удобное время. Продлить его можно на 14 дней без сохранения зарплаты — эти дополнительные дни тоже можно брать в любое удобное время, даже присоединять к основному отпуску.

Если родитель ребенка-инвалида попросит, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день. Родители детей-инвалидов могут отказаться от работы в ночное время, в выходные или сверхурочно и от направления в командировку.

Уволить родителя, в одиночку воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель может только за грубое нарушение трудовой дисциплины — например, если тот совершил прогул или предоставил поддельные документы.

Внеочередное получение жилья семьи с ребенком-инвалидом

В нашей семье есть ребенок-инвалид. Стоим на очереди «семьи с детьми-инвалидам». Есть справка с диагнозом, подтверждающая право на внеочередное получение жилья. Но в нашем жилищном отделе специалисты отказывают, мотивируют это тем, что мы живем в обычной двухкомнатной квартире (я, муж, сын и мама (квартира мамина)), а не в коммуналке. Являемся членами одной семьи, а не разных, т.е. состоим в родстве. Правомерно ли это? Внеочередное жилье дают только инвалидам или всем членам его семьи? Должны ли дать жилье, приближенное к месту лечения? При нашем диагнозе менять врачей очень проблематично.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок обеспечения жильем может различаться в зависимости от оснований инвалидности, момента постановки на учет (до 1 января 2005 г. или позже), а также от того, в каком субъекте РФ проживает инвалид или семья с ребенком-инвалидом. Жилье предоставляется им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Читайте также  Малыш 4 месяца зеленый стул

Обеспечение жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ставшими на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъекта РФ (ч. 2, 4 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Так, в Москве указанным гражданам жилые помещения предоставляются, в частности, по договорам социального найма (п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»; п. 2.1, 2.4 Положения об особенностях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.05.2010 N 437-ПП). Во многих субъектах РФ, в частности в Московской области, вместо предоставления жилья в натуре возможна денежная выплата (субсидия) на строительство или приобретение жилья. Она рассчитывается исходя из количества лиц, имеющих право на данную меру соцподдержки, общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ. Право на получение жилья удостоверяется именным документом – свидетельством (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»).

Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1 января 2005 г., жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся: туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н). При этом социальное жилье должно быть предоставлено гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.; Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).

Таким образом, в рассматриваемом случае специалисты жилищного отдела необоснованно отказывают в праве на внеочередное получение жилья ребенком-инвалидом, страдающим одним из вышеуказанных тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим автор вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

На практике при реализации права на внеочередное получение ребенком-инвалидом и членами его семьи жилья возникают проблемы, обусловленные следующим.

С одной стороны, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений и члены их семей, а также собственники жилых помещений и члены семьи собственника (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). С другой стороны, при определении права на внеочередное получение жилья законом указаны только граждане, страдающие вышеперечисленными тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). В связи с этим суды, в том числе Верховный Суд РФ, толкуя положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ буквально, признают право на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является (см. определения Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14, от 14.02.2017 N 89-КГ16-15, от 21.02.2017 N 13-КГ16-18, от 06.06.2017 N 84-КГ17-2, от 12.09.2017 N 37-КГ17-11, от 24.10.2017 N 18-КГ17-209 и др.). С учетом сложившейся судебной практики семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, — во внеочередном порядке, т.е. отдельно от семьи.

Вместе с тем по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.01.2018 N 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой» уточнил следующее. Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо — при ее использовании — к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы ст. 7, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что при реализации ребенком-инвалидом права на внеочередное предоставление жилья и применении п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагается вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Кроме этого, само по себе применение указанной нормы не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конкретные обстоятельства, влияющие на предоставление жилья ребенку-инвалиду отдельно либо также и членам его семьи, должен устанавливать правоприменительный орган (принимающий конкретное решение), который обязан не только обеспечить защиту прав ребенка-инвалида, но также и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.

Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о праве ребенка-инвалида и членов его семьи на внеочередное получение жилья, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Предоставление ребенку-инвалиду и членам его семьи жилья, находящегося в непосредственной близости от места лечения, осуществляется исходя из наличия такой возможности у публично-правового органа.

Уполномоченный помогла получить жилье семье с ребенком-инвалидом

Уполномоченный помогла получить жилье семье с ребенком-инвалидом

Получить квартиру от государства, даже если она положена сразу по нескольким основаниям, дело сложное. У Татьяны М. из Сергиева Посада ушло на это 10 лет. Но без помощи Уполномоченного по правам человека в Московской области Екатерины Семёновой ей вряд ли удалось бы справить новоселье.

Женщина судилась с чиновниками за право получить квадратные метры, на которые из-за целого перечня тяжелых заболеваний имеет право ее несовершеннолетняя дочь. У Татьяны М. двое несовершеннолетних детей. Мальчик 12 лет и 11-летняя девочка. Младший ребенок родился с синдромом Дауна и множественными нарушениями. К году был поставлен диагноз ДЦП с нарушением тазовых функций. Татьяна с детьми, ее отец и сводная сестра жили в небольшом многоквартирном доме в одном из поселков. В нем нет ни горячей воды, ни центрального отопления.

Читайте также  Сколько раз кушает ребенок 11 месяцев

«На учет для улучшения жилищных условий я встала в 2009 году. Катя родилась, и уже было понятно, что ее инвалидность – на всю жизнь. Я ежегодно предоставляла в администрацию Хотькова обновленный пакет документов и в очередной раз доказывала, что мы малоимущая семья и другой жилплощади у нас нет. Подавала заявление, чтобы признать квартиру непригодной для проживания ребенка-инвалида. Но вместо межведомственной районной комиссии приехали сотрудники администрации, убедились, что в квартире отсутствуют условия для ребенка-инвалида. Еще одна из проблем — это полное отсутствие благоустроенной территории. Чиновники предложили для безопасности ребенка только огородить печку решеткой. Акт обследования на руки так и не дали. Обращалась я и в министерство. Но ответ ведомства ввел меня едва ли не в панику. В письме было сказано, что в любой момент нас могут снять с очереди».

Татьяна с детьми, ее сводная сестра и их отец считались членами одной семьи, так как прописаны все вместе и лицевой счет для оплаты услуг ЖКХ был общий. При переоформлении лицевого счета после смерти отца в администрации Татьяну предупредили, что теперь у них с детьми и сестрой достаточное количество квадратных метров. К тому же, из перечня заболеваний, дающих право ребенку с инвалидностью получить квартиру вне очереди, исключили диагноз девочки. Семью сняли с очереди на улучшение жилищных условий. Татьяна М. была в отчаянии.

«Я узнала о том, что в Сергиевом Посаде работает приемная представителя Уполномоченного по правам человека в Московской области. Решила просить помощи там», — рассказывает женщина.

Представитель омбудсмена Татьяна Накорякова проанализировала ситуацию и на протяжении нескольких месяцев оказывала семье юридическую помощь. Состоялось даже первое судебное заседание. Однако самое важное решение для семьи было принято лично Уполномоченным по правам человека в Московской области.

В ходе приема граждан в мае 2018 года в Сергиевом Посаде, приуроченного ко Дню юстиции, Екатерина Семёнова выслушала историю Татьяны М. Омбудсменвзяла проблему на контроль. По ходатайству Уполномоченного под юридическую опеку семью взял Александр Белов из местного отделения областной коллегии адвокатов.

В ходе очередного судебного заседания удалось доказать, что Татьяна М. и ее сводная сестра ведут раздельное хозяйство и являются разными семьями. Благодаря юристам был подан новый иск в суд, где действия администрации Хотькова признали незаконными и семью восстановили в очереди на жилье.

В 2019 году после формирования Сергиево-Посадского городского округа женщина добилась личного приема у главы Михаила Токарева. Глава округа пообещал содействие в решении проблемного вопроса. Но потребовался еще один суд, чтобы обязать администрацию обеспечить ребенка-инвалида квадратными метрами. Кроме того, чиновники настаивали, что площадь положена только ребенку инвалиду. Совместная работа представителя Уполномоченного, юристов аппарата Уполномоченного по изучению законодательства, судебной практики по аналогичным вопросам убедили членов жилищной комиссии и юристов из администрации городского округа, что семье положена двухкомнатная квартира. В качестве доводов защитники семьи ссылались на разъяснения Постановления Конституционного суда РФ № 4-П от 22 января 2018 года. Согласно документу при предоставлении жилых помещений в связи с наличием у несовершеннолетнего тяжелых форм хронических заболеваний должен быть соблюден баланс прав такого несовершеннолетнего, его родителей, других членов его семьи, проживающих совместно с ним.

Казалось, вопрос с жильем решен. Семье предложили рассмотреть два варианта двухкомнатных квартир. Но ни одна не подходила: где-то был высокий этаж без лифта, а где-то настолько плохой ремонт, что въехать в нее было невозможно. «Снова шок, слезы, разочарование и новое письменное обращение о помощи к областному Уполномоченному», – рассказывает Татьяна М.

Благодаря помощи Екатерины Семёновой в канун 2020 года Татьяне М. позвонили из администрации округа и предложили рассмотреть двухкомнатную квартиру в новостройке.

«Новое жилье очень понравилось: первый этаж, большая ванная, две комнаты. Одна комната сына, а в другой разместимся мы с дочкой», – поделилась радостью женщина.

Оформление документов заняло некоторое время, а в конце июня семье вручили ключи от долгожданной квартиры.

Диагностика семьи ребенком инвалидом

Детство человека с ограниченными возможностями, его реабилитация и адаптация в социуме являются ключевыми для становления его личности. Одним из важнейших факторов социализации такого ребенка является семья и ее влияние на социальную адаптацию, так как на нее возлагается ответственность ухода и воспитания ребенка.

Изучением семей, воспитывающих ребенка-инвалида в отечественной литературе занимались такие ученые как Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, К.Л. Белопольская, Л.М. Шипицина, М.С. Певзнер, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, А.И. Раку, И.А. Скворцов, А.С. Спиваковская, В.В. Юртайкин. В зарубежной литературе разработкой этой проблемы занимались S. Harris, M. Power, M. Bristol, M. Gill, M. De Myers, Z. Wolf, Скиннер Р., Миллер А., Шнейдер Л.Б., Д. Хейли. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок — не достаточно. Поэтому целью нашей статьи является описание работы психологического клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья как вида психологической помощи таким семьям.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей.

Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка-инвалида, возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.

В этой связи возникает необходимость обобщения и систематизации информации о детской инвалидности в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями.

Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, но и разработать систему психологической помощи и поддержки таким семьям. Однако, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, поскольку отсутствует целостный методологический подход к определению содержания, механизмов, форм и методов психологической помощи таким семьям. Мы предлагаем создание психологического клуба родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Актуальность создания такого клуба обусловлена:

  1. На психологическом уровне — необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей.
  2. На социальном уровне — необходимостью установления доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть формируется ограниченный микросоциум, в котором преимущественно и воспитывается ребенок.
  3. На соматическом уровне — необходимостью прерывания патологической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психогенному стрессу у матери (родителей), который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания.

Основной целью психологического клуба родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является социально-психологическая поддержка семей. Основными задачами являются:

  • а) оптимизация детско-родительских отношений;
  • б) улучшение психо-эмоционального состояния родителей;
  • в) гармонизация супружеских отношений;
  • г) создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях расширения круга взаимодействия.

Работа психологического клуба родителей предполагает как индивидуальную (семейную), так и групповую формы работы. Эффективность работы зависит от участия родителей в прослушивании лекций по особенностям психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в тренингах, направленных на коррекцию эмоциональных состояний, межличностных и детско-родительских отношений.

Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, для оптимального сотрудничества с ними важными являются позитивность консультирования, преодоление пассивной позиции семьи.

Таким образом, создание такого клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является актуальным как в Забайкальском крае, так и в России, поскольку, позволит получать данные о психологических особенностях родителей, о конкретных причинах и условиях деформации их личности, то есть выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни таких семей, а также позволит оказывать психологическую помощь на всех этапах жизни ребенка, так как по мере роста и развития ребенка-инвалида в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены.

Читайте также  Сколько должен бодрствовать ребенок в 6 месяцев

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности

Ганичева, И. А. Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности / И. А. Ганичева, О. А. Журкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 458-461. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64123/ (дата обращения: 26.10.2021).

В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Ключевые слова: родители, ребенок-инвалид, психолог, психолого-педагогическая помощь родителям детей-инвалидов.

Семья — это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные истории человеческих судеб. Рождение в семье ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья это проблема, затрагивающая все стороны ее жизни. Это событие воспринимается его родителями как трагедия и является причиной сильного стресса, имеющего пролонгированный характер. Зачастую многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными, отношения между членами семьи деформируются. В связи с появлением на свет ребенка-инвалида, надежды и ожидания, которые родители возлагали на будущее своего ребенка, обрушиваются в один миг. А поиск новых жизненных ценностей может растягиваться на длительный период.

Семья с ребенком-инвалидом — это семья, особенности и проблемы которой определяются не только характером взаимоотношений ее членов, но и решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, а главное — специфическим положением в семье ребенка-инвалида. Для ребенка, имеющего особенности в развитии, семья — это эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, которая должна стать коррекционно-развивающей средой. Именно в такой среде ребенок-инвалид может компенсировать свои недостатки. Однако, следует отметить, что родители детей с особенностями развития зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной

Основной целью психолого-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка-инвалида является организация помощи семье в воспитании, способствовать ее оптимальному функционированию, а также мобилизовать возможности семьи для решения задач реабилитационного процесса.

Психологическую помощь родителям детей-инвалидов необходимо рассматривать, как сложную систему психологических воздействий, направленных на повышение социальной активности, гармонизацию внутреннего психологического состояния родителей и формирование адекватных механизмов психологической защиты, а также укрепление семейных связей.

Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие составляющие: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое сопровождение, психологическая поддержка.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей, эмоциональных состояния, а также межличностных особенностей в семье ребенка-инвалида специалистами применяются методы психологической диагностики. Психодиагностические методы предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп. Диагностический инструментарий включает в себя малоформализованные и формализованные методики. Следует отметить, что данные виды методик дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе.

Проблемы, которые могут быть выявлены у родителей и членов семей, воспитывающие ребенка-инвалида, могут быть самыми различными: межличностные и внутриличностные конфликты, экзистенциальные кризисы, нарушения во взаимодействии с социальными институтами.

После обследования и выявления психологических особенностей и состояний клиента психологами организуется психологическое консультирование. Своей целью психологическое консультирование ставит снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента рождения ребенка-инвалида, а также структурирование иерархии жизненных ценностей

А. Л. Пушкарев [2] выделяет в психотерапии дидактический (или образовательный) аспект. По нашему мнению, представляется целесообразным выделение образовательного направления в отдельный вид психологической помощи в работе с родителями детей-инвалидов.

Приобщение матери к коррекционной работе со своим ребенком дает ей возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. В данном направлении с родителями детей-инвалидов можно выделить три этапа:

– привлечение родителей к учебно-образовательному процессу ребенка;

– увлечение родителей процессом развития ребенка и демонстрация «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений;

– раскрытие перед родителями возможности поиска творческих подходов к обучению ребенка, своего участия в изучении его возможностей.

Родители ребенка обучаются определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Приобщение родителей «особого» ребенка к такой форме деятельности направлено на переключение, а затем и вытеснение из их сознания тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации аффективных реакций и неконструктивных форм поведения.

Психологическая коррекция заключается в формировании нового жизненного стереотипа, коррекции взаимоотношений в диаде родитель — ребенок, коррекции нарушенного психологического состояния родителей детей-инвалидов.

В работе по данному направлению используется личностно-ориентированный подход, разработанный В. Н. Мясищевым [1]. Цель личностно-ориентированного подхода заключается в расширении сферы самосознания и самопонимания индивида. Результатом этого процесса является реконструирование поведения и приобретение новых форм.

В случае проведения коррекционных занятий с родителями «особых» детей процесс их самоосознания переосмысливается. Он направлен не столько на раскрытие внутреннего психологического конфликта, сколько на переориентировку матери больного ребенка с общепризнанных моделей ценностей. Происходит формирование нового жизненного стереотипа родителя больного ребенка.

Личностно-ориентированный подход различает индивидуальную и групповую формы. Индивидуальная форма работы проводится в виде бесед психолога с родителем больного ребенка. В отличие от групповых занятий, индивидуальная психокоррекционная работа нацелена на исследование биографии родителя, его жизненного пути, особенностей личности, истории заболевания ребенка, отношений с окружающими. В процессе беседы устанавливается или расширяется уже имевший место контакт.

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа. В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий являются специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц. Таковыми могут стать темы, освещающие внутренние, внутрисемейные, а также психологические особенностей родителей, а также проблемы, возникающие при взаимодействии таких семей с социумом.

Еще одна важная составляющая психологической помощи — это организация психологической поддержки родителей, воспитывающих детей- инвалидов. Психологическая поддержка — это комплексная система психологических воздействий, направленных на повышение улучшение процесса социально-психологической адаптации и укрепления адаптационных механизмов их личности.

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей-инвалидов является важным фактором успешности их социальной адаптации. Оно заключается в активном взаимодействии психолога с другими организациями и учреждениями, которые так или иначе могут повлиять на улучшение психологического здоровья родителей особых детей (общественные организации, органы исполнительной власти, СМИ и др.).

Наряду с традиционными видами психологической помощи М. К. Тутушкина [3] выделяет такие типы помощи, как: советы, информирование, обучение, системные изменения и т. д.

Опираясь на вышесказанное, можно выделить основные позиции, в соответствии с которыми должен выстраиваться путь психологической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

– информационная — подготовка и изложение информации, владение которой позволило бы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;

– диагностическая — исследование семейных отношений, а также уровня развития ребенка для формирования психокоррекционной программы;

– коррекционно-развивающая — гармонизация психологического климата в семье;

– обучение родителей и детей — знакомство родителей с психолого-педагогическим процессом работы с ребенком;

– поддерживающая — психологическая поддержка семейных отношений;

– развитие семьи как малой группы — помощь членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, способствует поиску ресурсов семьи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что психолог играет важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих ребенка особенностями в развитии — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: его лечением, образованием, адаптацией и интеграцией в общество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: