Диагностика семьи детей с овз

Диагностика семьи детей с овз

Актуальность исследуемой проблемы. Семья играет значительную роль в обеспечении взаимодействия личности и общества, она активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, закладывает базисные основы для развития и дальнейшего саморазвития ребенка.

Особая ответственность лежит на семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такая семья рассматривается еще и как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка с проблемами в развитии. От качества внутрисемейных отношений зависит психофизическое и социальное развитие ребенка, его формирование как личности.

Вместе с тем наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев приводит к ломке существовавшей ранее системы внутрисемейных взаимоотношений, ролей, обязанностей, происходит трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей, что требует отдельного исследования.

Материалы и методы исследования

В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.

Результаты исследований и их обсуждение

Ценностные ориентации объединяют семью, определяют перспективы ее развития и пути воспитания детей в семье. Схожие семейные ценности отражают единство взглядов супругов на существующие общечеловеческие нормы, принципы и правила. В развитой форме потребности, мотивы и ценностные ориентации родителей могут быть представлены в виде родительских установок, которые В.В. Ткачева [9] определяет как «определенный взгляд родителя на свою роль, включающий репродуктивный компонент, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах» и родительских ожиданий, дающих родителям право ожидать от других признания их ролевой позиции как родителя. Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации:

  • репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений (мы – родители);
  • установки в родительско-детских отношениях (мы – родители нашего ребенка);
  • установки и ожидания в отношении ребенка (детей) [9].

Вместе с тем в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья происходит деформация ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей, что проявляется на всех трех вышеприведенных уровнях.

Появление в семье ребенка с проблемами развития значительно видоизменяет характер взаимоотношений между супругами. С одной стороны, может сохраняться традиционный характер распределения обязанностей между отцом и матерью, когда мужчина финансово обеспечивает семью, при этом он не меняет привычной работы, преимущественно сохраняет прежний круг общения. С другой стороны, мать начинает больше времени проводить с ребенком, часто отказываясь от прежней работы или меняя профиль деятельности. В результате психика отца не подвергается столь патогенному воздействию стресса, как психика матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Повседневные заботы, связанные с уходом за ребенком, повышение уровня физических и психических нагрузок приводят к снижению у матерей психического тонуса, самооценки, депрессиям, потере интереса к «жизни».

Изменения, наблюдаемые во взаимоотношениях между супругами, часто могут приводить к обесцениванию значимости последних друг для друга. Причина этого заключается в том, что в сознании отца ребенка с ограниченными возможностями здоровья из-за существующих репродуктивных установок может значительно снизиться оценка жены, родившей ребенка с проблемами развития, как женщины. Либо, в случае неприятия отцом нарушений ребенка, происходит снижение его статуса как супруга и отца в глазах женщины, что приводит к отдалению жены от мужа.

Помимо взаимоотношений между супругами, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья серьезные изменения происходят и с ролевыми установками родителей (ролями как отца и матери).

Слабая осведомленность или даже отсутствие знания и представления о целях, способах и формах взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не позволяет родителям полностью реализовать себя в детях. Это вызывает у них чувство неудовлетворения собой как родителем. В.М. Сорокин [7], исследуя характер эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов, отмечает, что устойчивым компонентом их эмоциональных переживаний является острое чувство несамореализованности, ощущение неполноты чувства материнства-отцовства, его незавершенности и бесконечности.

Возникновение подобного ощущения может быть связано с нарушением равновесия во внутрисемейных ролевых отношений. О.Ю. Андриенко приводит пример, что, если в семье проживает бабушка, особенно по линии матери, она в ряде случаев большую часть заботы о больном внуке берет на себя, все больше относясь к нему как к своему ребенку, тем самым вытесняя дочь из ее материнской роли. В ответ на это мать все больше вытесняет отца ребенка, а отец постепенно все более отдаляется от воспитания, он все меньше начинает принимать участие в жизни семьи, собственно играть роль отца [1].

Другим «ответом» на появление ребенка с проблемами в развитии может стать материнская депривация («недостаточная привязанность матери к ребенку» [5, 142] или «недостаток эмоциональных, чувственных связей ребенка и матери» [10, 204]), вызванная личностной незрелостью женщины и отсутствием должной поддержки со стороны близких.

Причина материнской депривации заключается в том, что, родительские чувства, в частности, родительская любовь, не являются врожденным свойством человека [8; 6]. Исследователи отмечают, что в процессе развития ребенка под воздействием социальной ситуации изменяется отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания. Дети с ограниченными возможностями здоровья из-за психофизиологических нарушений не могут адекватно реагировать на заботу родителей (появление улыбки или комплекса оживления при появлении родителей). Неуверенность родителей в привязанности и любви ребенка приводит к эмоциональному отвержению, к появлению чувства раздражения им [11].

Родители, которые не готовы принять ребенка с проблемами в развитии и испытывающие стыд за это, часто пользуются мотивацией отказа. В этом случае скрывается факт наличия в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ценность такого ребенка открыто или подсознательно отвергается.

В том случае, если родители принимают ребенка таким, какой он есть, в их сознании возникает мотивация на оказание помощи ребенку, на преодоление тех недугов, которыми он страдает. Как отмечает В.В. Ткачева [9, 39], переживание чувства боли за ребенка, страх, возникающий перед его будущим, формируют в родителях мотивацию на поиск средств, позволяющих преодолевать проблемы ребенка, на адаптацию окружающей среды к его возможностям.

Вместе с тем О.Ю. Андриенко [1] указывает на то что, в тех семьях, где оба родителя любят своего ребенка, тоже возникают различного рода проблемы. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья становится центром семьи. Но, создавая для ребенка лучшие условия для его развития, посвящая ему всю жизнь, родители забывают о себе и своих личных интересах. В случае подобной жертвенности, которая становится смыслом жизни для родителей, ребенок отчетливо чувствует это и начинает манипулировать своей болезнью, развивается эгоизм. Если родители стараются всячески оградить от общения со сверстниками, опасаясь психологических травм, то вынужденное постоянное пребывание в кругу близких родственников, зависимость от их повседневного ухода приведут к внутренней напряженности, нервозности и вспыльчивости.

Подобный «потребительский эгоизм», когда родители пытаются самореализоваться через изощренную заботу о ребенке («эгоальтруистическая» семья), где главной жизненной ценностью становится психологическая близость, привязанность к ребенку, обычно сопровождается непоследовательностью, противоречивостью методов воспитания ребенка. Могут наблюдаться как предъявления более заниженных требований (проявляется гиперопека, гиперпротекция), так и ужесточение наказаний за проступки или непослушание. В любом случае ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность, закрепляется неуверенность в себе, несамостоятельность, а в случае с семейным насилием формируется агрессия.

В таких семьях распространена инверсия родительских ролей с односторонним влиянием матери, характерная для неполных семей или семей, где отцы были вынуждены самоустраниться из-за нетерпимого, ревностного отношения матери к ребенку. Из болезни ребенка может создаваться некий культ, обстоятельство, которое подчеркивает степень самоотверженности родителей (или матери). И хотя родители в таком случае нередко хотят быть образцовыми воспитателями, болезнь становится необходимым компонентом родительско-детских отношений [3].

Еще один процесс, проходящий в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, связан с установками и ожиданиями родителей в отношении своего ребенка.

Для каждой семьи характерным является стремление родителей, во-первых, воплотить в ребенке те лучшие качества и черты, которые есть в них самих, во-вторых, развить желаемые способности и качества. Исходя из этого, а также на основе существующих традиций той культурной среды, носителями которой они являются, родители строят свои взаимоотношения с ребенком.

Успешность овладения ребенком знаниями, профессией рождает у родителей чувство самоуважения, гордости и удовлетворения. Но появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к смещению родительских установок и ожиданий. Дети с проблемами в развитии медленнее достигают определенных этапов жизни, а некоторые из таких детей могут вовсе не достичь их.

М.С. Бережная [2] выделяет шесть фаз, особо тяжело переживаемых родителями детей с нарушениями развития:

  1. Столкновение, или встреча с заболеванием.
  2. Раннее детское развитие.
  3. Поступление в школу.
  4. Подростковый возраст.
  5. Начало взрослой жизни.
  6. Взрослая жизнь.

Для каждой из этих фаз характерны свои ожидания родителей в отношении ребенка, но часто они не оправдываются. В зависимости от конституциональных черт личности родителей, характера и условий их собственного воспитания семья может как смириться с происходящим, а может и «по-своему» подойти к существующей проблеме. Так, если родители ребенка честолюбивы, гиперсоциальны и их главная жизненная ценность – успех, достижение высокого положения в обществе, то болезнь расценивается как «сорняк», мешающий развиваться ребенку, достигать успехов; ведущий мотив повышенной тревожности – собственное благополучие (социальный статус), так как неполноценность ребенка угрожает высокому положению родителей, несовместима с их амбициями и честолюбием [1, 69]. С одной стороны, такая позиция способствует активизации семьи в деле развития ребенка, родители строят далеко идущие планы для своих детей, стараются создать им ситуацию развития таким образом, чтобы они смогли достичь в будущем прочного положения в обществе, что заслуживает уважения. С другой стороны, эта стратегия, акцентируя внимание на развитии ребенка, основывается на собственных интересах престижности, а не на его реальных потребностях, что создает перекосы между интересами и реальными возможностями ребенка и уровнем требований к нему.

И только в семьях, где налажены конструктивные внутрисемейные отношения, может наблюдаться баланс между уровнем требований и возможностями ребенка, внимание обращено не на проблему, а на ребенка, его потребности в развитии, возможные пути их осуществления. Как отмечает И.В. Карпенкова, болезнь ребенка воспринимается не как препятствие и ограничение, а как новое условие и другие возможности по сравнению с ожидаемыми и общепринятыми [4].

Резюме. Вышеизложенное позволяет сделать определенные выводы.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, подвержены значительным изменениям во внутрисемейных отношениях. Происходящая трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок затрагивает как взаимоотношения супругов, так и их роли как родителей. Неадекватное восприятие нарушений ребенка, отсутствие взаимной поддержки и понимания часто становятся причиной разводов, а для ребенка грозят значительными проблемами для его социализации.

Только в семьях, в которых налажены конструктивные родительско-детские взаимоотношения, происходящая трансформация ценностных ориентаций и установок будет иметь положительный эффект – способствовать преодолению существующих проблем и эффективной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также  Одевать ребенка 5 месяцев 15

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Конструктивные родительско-детские взаимоотношения как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», проект № 13-36-01236.

Рецензенты:

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г.Н. Волкова, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Баранова Э.А., д.псх.н., доцент, зав. кафедрой возрастной, педагогической и специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Анализ психологического состояния матерей, имеющих детей с ОВЗ

В настоящее время в мире наблюдается резкий рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Фигура матери, как самая тесно связанная с ребенком биологически и эмоционально, является главенствующей в процессе адаптации семьи к новым условиям жизни – появлению члена семьи с ограниченными возможностями здоровья. Выявление определенных психологических характеристик у таких матерей позволит выработать знание об этом явлении у таких женщин и разработать систему психологической помощи как в индивидуальном, так и групповом формате, в том числе и в формате семьи.

Актуальность. Трудности, с которыми ежедневно сталкивается семья, воспитывающая ребёнка с особенностями развития, резко ограничивают социальные контакты этой семьи и замыкают ее в круге ежедневных проблем. Самая большая нагрузка по воспитанию ребёнка с особыми потребностями полностью ложится на плечи матери. Положением "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определён порядок получения реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [6]. В своем послании к Федеральному Собранию от 21 апреля 2021года президент РФ Путин В.В. вновь озвучил высший национальный приоритет страны – сбережение народа России, которым определяются все положения обновленной Конституции о защите семьи, о важнейшей роли родителей в воспитании детей, об укреплении социальных гарантий в том числе и матерям, попавшим в сложную жизненную ситуацию с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [13].

Однако в реабилитационный процесс, на наш взгляд, не в полной мере включаются действия, направленные на поддержание и сохранение психического здоровья матери ребёнка. Между тем, гармонично развивающаяся личность матери служит основой для формирования здоровой эмоциональной среды для ребёнка и эффективности проводимых реабилитационных мероприятий [2, с. 10].

Исследования, посвященные изучению эмоциональных и личностных свойств матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, указывают на возникновение деформации ценностно-смысловой составляющей личности родителей, появление у матерей тревожных, депрессивных, истерических расстройств и вегетативных нарушений, а порой и суицидальных наклонностей, что значительно снижает их качество жизни [7]. Мать ощущает постоянную зависимость от потребностей ребенка и испытывает одиночество в связи с недостаточным качеством и количеством социальных контактов, а также в связи с непринятием самой себя [4, с. 34]. Это одиночество начинается, как правило, с ощущения внутренней напряженности, соответствующей наименьшей степени тревоги. Однако впоследствии настороженность, напряженность и тягостный душевный дискомфорт завершают психодинамический алгоритм развития данного ряда [3, с. 67]. Расстройства адаптации, включающие подавленность настроения, настороженность, тревогу, беспокойство (или сочетание этих состояний), ощущение собственной несостоятельности, неспособности справиться с ситуацией, трудности проблемно-решающего поведения, а также снижение способности справляться с нагрузкой повседневной жизни, составляют основу нервно-психических расстройств, часто встречающихся у матерей детей с ОВЗ [1, с. 51]. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя чаще всего как несостоявшегося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Актуальность проблемы депрессий, наблюдающихся в общемедицинской практике, определяется не только их распространенностью и дезадаптирующим влиянием, но и тем, что своевременная диагностика этих расстройств во многих случаях становится решающим условием успешной медицинской помощи [14, с. 67]. В современной отечественной и зарубежной психиатрии значительное внимание уделяется психологическим и социальным аспектам генеза психических расстройств, а одним из наиболее значимых, провоцирующих депрессии факторов считается психосоциальный стресс. Несомненно, рождение и воспитание тяжелобольного ребенка является для матери пролонгированной психотравмирующей ситуацией. При изучении влияния на психическое здоровье матери рождения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями были выявлены различные депрессивные расстройства почти у половины исследуемых. При этом в зависимости от особенностей клинической картины были выделены три варианта расстройств приспособительных реакций депрессивного спектра: 1) кратковременная депрессивная реакция, 2) пролонгированная депрессивная реакция, и 3) тревожно-депрессивная реакция.

Так как именно мать является экосредой для особенного ребенка, то от характеристик и параметров ее эмоционального реагирования и восприятия, обусловленного в том числе и доминирующим психологическим типом матери, напрямую зависят условия благополучного существования ребенка с ОВЗ [12]. Мы предполагаем, что выявление определенных психологических характеристик у таких матерей, составляющих основу их доминирующего психологического типа, позволит нам лучше понять психологию таких женщин и скорректировать подходы к воспитанию детей с ОВЗ на основе разработки системы психологической помощи в индивидуальном и групповом формате, в том числе и в формате семьи.

Целью нашего исследования явилось изучение эмоциональной сферы и индивидуально-психологических особенностей матерей детей с ОВЗ; объектом исследования – психологическая сфера матерей детей с ОВЗ; предметом – такие психологические составляющие, как уровень тревожности, депрессии и невротизации, суицидального риска и психологический портрет матери.

Материалы и методы: Объектом исследования явились 50 матерей детей раннего возраста с ОВЗ в возрасте от 20 до 44 лет, которые находились на стационарном лечении в психоневрологическом отделении Областной детской клинической больницы №1 г. Воронежа с детьми от 0 до трех лет, а изучаемым явлением стали особенности их эмоциональной сферы (уровень депрессии, тревожности и невротизации личности и определение доминирующего психологического типа матери).

Для осуществления поставленных целей и задач нами использовались тестовые методики, включившие в себя: шкалу депрессии Бека [8], тест на тревожность Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина [9], методику диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана [10] и анкету «Психологический тип родителя» В.В.Ткачевой [12].

Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии. Тест-опросник депрессии включает в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб. Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

Результаты теста интерпретируются следующим образом:

  • 0-9 – отсутствие депрессивных симптомов;
  • 10-15 – легкая депрессия (субдепрессия);
  • 16-19 – умеренная депрессия;
  • 20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести);
  • 30-63 – тяжёлая депрессия.

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность), и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

Затем в таблицах заполняются бланки ответов по шкалам ситуативной и личностной тревожности. Далее подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными.

  • до 30 баллов – тревожность отсутствует;
  • от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность;
  • 45 и более – выраженная тревожность.

Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана помогает изучить склонность к неврозу как особенность нервной системы. При проведении методики заполняется типовая карта – опросник, состоящая из 40 пунктов, требующая ответа «да» или «нет» с приводимыми суждениями и ситуациями. Далее подсчитывается количество положительных ответов и определяется уровень невротизации:

  • от 0 до 8 – низкий уровень невротизации;
  • от 9 до 16 – пониженный уровень невротизации;
  • от 17 до 24 – средний уровень невротизации;
  • от 25 до 32 – повышенный уровень невротизации;
  • от 33 до 40 – высокий уровень невротизации.

Методика определения психологического типа родителя В.В.Ткачевой предназначена для определения психических свойств родителя, воспитывающего ребенка с ОВЗ. Опросник состоит из 21 вопроса; примерное время тестирования – 10-15минут. Доминирующий психологический тип определяется по наибольшей сумме утвердительных ответов, полученных по каждой шкале. Выделяют три основных психологических типа:

1 – невротический (тревожно-сенситивный тип)

2 – авторитарный (импульсивно-инертный тип)

3 – психосоматический тип.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным исследования (табл. 1) было выявлено, что по шкале Бека у 9-и исследуемых отсутствовали признаки депрессии; легкая депрессия наблюдалась у 5 матерей детей с ОВЗ; признаки умеренной депрессии были зафиксированы у 25 женщин; выраженной депрессии оказались подвержены 10 исследуемых; тяжелая депрессия определялась у 1 пациентки.

Результаты обследования матерей детей с ОВЗ с использованием опросника депрессии Бека (n=50)

Основные этапы и направления психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно увеличилось. Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации обусловливает острую необходимость оказания семьям, специальной психологической помощи, которая включает следующие направления работы:

  • психологическое изучение проблем семьи, возникающих в связи с воспитанием ребенка с нарушениями развития;
  • психологическое консультирование родителей;
  • психолого-педагогическая и психо-коррекционная работа с детьми и их родителями.

Признание у ребенка дефектов в развитии вызывает у родителей эмоциональные расстройства, которые объединяются под общим понятием «родительский стресс». По мнению многих ученых родительский стресс проходит несколько стадий.

  • Первая стадия – это эмоциональная дезорганизация. Родители испытывают шок, растерянность, беспомощность и страх. На этой стадии должна оказываться помощь психолога, направленная на укрепление внутрисемейных отношений.
  • Вторая стадия – это период негативизма и отрицания. Некоторые родители не признают наличие проблем и диагноз, другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка.
  • Третья стадия – горевание. По мере того, как родители принимают и понимают проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины.
  • Четвертая стадия – адаптация, характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ребенка. Это начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

В зависимости от личности родителей, состояния ребенка, прогнозов развития и лечения, стадии стресса могут иметь разную продолжительность. Иногда родители могут надолго застревать на той или иной стадии стресса. Стресс может возобновляться и усиливаться на новом этапе жизни ребенка, например, когда ребенок начинает посещать образовательное учреждение. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.

На данном этапе очень важна информационная поддержка родителей: организационная, юридическая и медицинская.

Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей , воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму и может быть представлен в виде следующих этапов общения педагога – психолога с родителями:

  • 1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Определение проблем семьи.

На этом этапе у специалиста формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

  • 2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка.
Читайте также  Ребенок пошел в 6 месяцев

На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.

  • 3 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик.

Важным моментом на данном этапе является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.

  • 4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологом реальных проблем . Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.

  • 5 этап: закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

  • установлением контакта на уровне «обратной связи»;
  • коррекцией понимания родителями проблем ребенка;
  • коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.
  • 6 этап:подведение итогов,анализ эффективности достигнутых результатов.

Как показывает практический опыт, на начальном этапе взаимодействия с семьей большинство родителей не готовы к воспитанию ребенка с проблемами – им не хватает знаний, практических навыков, либо по каким-то другим причинам не желают или не могут включиться в работу с ребенком.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить .

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога. Иными словами, психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

В этой связи психологическая работа с родителями должна идти параллельно с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка и необходима на разных этапах его развития.

Для помощи семьям должны проводиться родительские собрания, семинары – практикумы, родительские конференции, групповые дискуссии, круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями, тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, деловые и ролевые игры, совместные занятия для родителей с детьми. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации. Именно активные методы обучения позволяют наладить взаимоотношения педагогов и родителей, изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

На этапе коррекционной работы наиболее эффективны индивидуальные формы работы с родителями:

  • присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком;
  • совместное обсуждение задач и динамики коррекционной работы;
  • индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.

Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях образовательного учреждения и семьи.

В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты.

Таким образом, основная цель психологической помощи в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса — это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.

Комплексный подход к психологической поддержке родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Воспитание особого ребенка требует решения разных проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям. Комплексная поддержка с применением мягких техник и арт-терапевтические занятия положительно влияют на общее эмоциональное состояние родителей и взаимоотношения в семье. Рассказываем, как психологически поддержать семьи, в которых растут дети с ОВЗ.

Социальный педагог-психолог, дефектолог, участник проекта «Клуб родителей особых детей», сотрудник московского Центра социальной реабилитации «Турмалин» Юлия Жулина ответила на актуальные вопросы психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с особенностями развития.

Что дает поддержка семьи с детьми с ОВЗ?

Во-первых, семья — важнейшая социальная формообразующая среда для развития ребёнка. От благополучия семейной системы во многом зависит развитие ребёнка. Обстановка в семье напрямую влияет на состояние ребенка.

Во-вторых, родители, воспитывающие детей с особенностями развития, испытывают еще большую психоэмоциональную нагрузку и чаще подвержены стрессовым факторам, как внутренним, так и внешним.

В-третьих, коррекция эмоциональной сферы родителей является приоритетным направлением поддержки семьи и влияет на состояние детей в силу специфики детско-родительских взаимоотношений. Чем спокойнее и увереннее родители, тем спокойнее и увереннее дети.

«Воспитание ребенка с отклонениями в развитии — это очень сложная во многих отношениях задача, связанная с разнообразными трудно разрешимыми жизненными проблемами. Родители таких детей подвержены гораздо большему стрессу, чем родители обычных детей. Иногда это приводит к депрессии, к социальной изоляции. А если родители преодолевают многочисленные психологические барьеры, они часто меняют сферу деятельности, сами становятся дефектологами и педагогами-психологами, создают родительские ассоциации — это хороший мотивационный опыт для других родителей с такими же проблемами».

Эмоциональное выгорание родителей

Мы привыкли к тому, что с эмоциональным выгоранием чаще всего сталкиваются работники социальных профессий — учителя, воспитатели, врачи. Оказывается, эмоциональному выгоранию подвержены и родители. Выполнение родительских функций рассматривается исследователями в психологии как специфическая форма трудовой деятельности.

Синдром выгорания включает комплекс негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения матери и отца, связанных с детско-родительским взаимодействием. А родители, воспитывающие детей с ОВЗ, относятся к группе с высоким риском эмоционального выгорания, т.к. длительно находятся в ситуации стресса.

Специфические социально-психологические факторы, влияющие на родителей и повышающие риск выгорания

Внешние

  • Общественная стигматизация. Так сложилось, что люди с особенностями развития были всегда изолированы. Ни у общества, ни у самих семей не было информации о том, как жить с такими людьми.
  • Мифологизация. В обществе давно было принято считать, что родители детей с ОВЗ когда-то в чем-то провинились, и такой «тяжелый крест» дан им в наказание.
  • Смещение нормы к идеалу. Вокруг происходит пропаганда идеальной счастливой семьи. Из-за этого часто родители винят себя в том, что обнаруживают какие-то отклонения в развитии у своих детей.
  • Жизнь в режиме подвига. Миф о том, что женщина должна быть сильной и вынести все испытания на своих плечах. Инфраструктура. Нет комплексного подхода к социальной защите семей, воспитывающих детей с особенностями. Порой бывает сложно организовать обучение ребенка с особенностями. Поступление в школу, окончание школы, поиск колледжа, поиск места для трудоустройства — непростые задачи для родителей.
  • Неопределенность будущего. Получить профессию и образование человеку с ОВЗ не всегда просто. А если опекун или родители уходят из жизни, то человек и вовсе попадает в диспансер, где условия жизни совсем другие.
  • Отсутствие единой точки входа, комплексного сопровождения.
  • Отсутствие сопровождения в переходные моменты.
  • Социальная изоляция.

Внутренние

  • Симбиотическая связь родителя и ребенка.
  • Особые дети требуют намного больше опеки и внимания, поэтому родители привыкают к тому, что ребенок неспособный, и это порой тормозит его развитие.
  • Мало надежд на улучшение.
  • Общее утомление;
  • Стадии принятия. Когда в семье рождается ребенок с особенностями, уровень переживания настолько высок, что специалисты даже сравнивают его с тем, который обычно испытывают родители, потерявшие ребенка. Эффективная работа внутренних защитных механизмов.
  • Одиночество как привычка. Если у родителей нет среды единомышленников, им тяжело справляться с проблемами.

Клуб родителей особых детей

Для работы с этими направлениями была разработана программа «Клуб родителей Особых детей» по поддержке родителей детей с ОВЗ. Программа апробирована на базах РЦ «Турмалин» и СО НКО ЧУ ОО «Школа св. Георгия» в 2018/19 учебном году при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Методические рекомендации опубликованы на сайте Центра Социальной Реабилитации «Турмалин».

Цели и задачи организации психологической поддержки родителей

  • Опыт положительного социального принятия, уважения, причастности к группе единомышленников (побыть со «своими», «я не один!») через модерируемую беседу, демонстрацию техник ненасильственного общения (через работу ведущего).
  • Ресурс через переживание успешности, социальности, связи с природой, через выход из роли мамы, через приятные сенсорные ощущения, вызвать устойчивое ощущение радости (совместная деятельность, переживание своей компетентности и умелости, занятия для души).
  • Проба собственных возможностей в других социальных ролях (рукоделие, обмен экспертным опытом).
  • Переживание в безопасной обстановке встречи со своими внутренними проблемами, получение опыта их успешного решения, дестигматизация опыта встречи с собой, позитив и практическая польза психотерапевтической работы. Установка «внутри так всё тяжело, что лучше это не трогать» трансформируется в другую: «психотерапия — это не страшно, это интересно, это помогает мне, я чувствую себя лучше, мне проще строить отношения со своим ребенком».

Элементы комплексной поддержки родителей детей с ОВЗ

Если вы хотите организовать в школе или в центре дневного пребывания работу с родителями, обратите внимание на несколько важных факторов.

  • Организация пространства. Пространство должно настраивать на позитивный лад. Сделайте так, чтобы родители приходили в уютное светлое помещение, где достаточно места. Можно даже организовать чаепитие.
  • Ритмичность: ритм и структура занятия, регулярность встреч, тематика, соответствующая ритму года. Важно, чтобы дети были чем-то заняты, пока родители организуют встречи в клубе. Постоянное время и постоянное место встреч дает некую временную опору. Если говорить о структуре, то начать можно с чаепития, затем может проходить основной блок занятий — беседы с психологом, социальные игры, занятия искусством, последнее — рефлексия, беседы, на которых все участники делятся впечатлениями.
  • Использование мягких терапевтических техник, занятия музыкальной и арт-терапией.
  • Значение роли ведущего в работе с группой.
  • Индивидуальные консультации с психологом.

Если на встречах вы будете заниматься рукоделием, то важно связывать изделия с сезонностью: Новый год, Рождество, приход весны, летние и осенние тематики. Изделия не должны быть сложными, чтобы участники могли закончить их дома самостоятельно. Вообще, освоение любых художественных техник под руководством арт-терапевта — хорошая проработка для эмоциональных проблем.

«Эти встречи — как открыть форточку. После них можно дышать!»

Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи

Корнева, С. А. Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи / С. А. Корнева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2226/ (дата обращения: 26.10.2021).

Читайте также  Расположение лимфоузлов на голове у ребенка схема

В статье рассматриваются основные положения концепции выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; предлагается перечень мероприятий для введения концепции в практическую деятельность, а также прогнозируются основные препятствия и трудности на пути их реализации. Предложены варианты оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ на базе общеразвивающих дошкольных учреждений.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, помощь детям с ОВЗ, дошкольный возраст

In the article the basic concept of identifying children with disabilities; It proposed to the list of activities for the introduction of the concept into practice, as well as the projected main obstacles and challenges to their implementation. Variants provide skilled care to children with disabilities on the basis of general developmental preschools.

Keywords: children with disabilities, children with disabilities, preschool age

Постановка проблемы. Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его родителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

В решении данной проблемы немаловажную роль играет государство, которое не может и не должно оставаться в стороне. Именно поэтому Министерством образования РФ была разработана «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии», которая должна оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с ОВЗ, их родителям и специалистам [1, c.3]. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка.

Анализ литературы. На сегодняшний день существует определенная теоретическая база методических рекомендаций и наработок в области выявления детей с ОВЗ и оказания психолого-педагогической помощи (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др.)

В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежат принципы неразрывности психологии и педагогики, сформулированные известными исследователями (Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.), являющиеся основой разработки методического обеспечения для работы с такими детьми.

Целью статьи является характеристика комплексного вявления детей с ограниченными возможностями здоровья и основных путей оказания им квалифицированной помощи.

Изложение основного материала. Всовременной литературе нет единого устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих дефекты в развитии. Долгое время использовались понятия: «дети со специальными проблемами», «дети с недостатками в развитии», «аномальные дети», «дети — инвалиды». Последнее получило наиболее широкое распространение в силу того, что практически все люди, в той или иной мере имеющие отклонения в здоровье, имеют ту или иную группу инвалидности. Но в международной практике наиболее распространённым стал термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Именно это понятие будем использовать при обосновании необходимости разработки концепции по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказании им квалифицированной помощи.

Значимость заявленной проблемы определяется следующими факторами [5]:

‒ специфика демографической ситуации (снижение рождаемости, уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза, рост врожденных и наследственных патологий);

‒ особенности социально-экономического развития общества (ухудшение условий жизни; ухудшение условий труда женщин; отсутствие необходимых бытовых условия для жизни детей; недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания и т. д.);

‒ социально-психологические особенности общественного развития (экзистенциональные проблемы отдельного человека, информационная перегруженность, одиночество, стрессы, эмоциональная холодность, социальный инфантилизм и т. д.);

‒ ухудшение экологической обстановки (рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды) и пр.

Выделенная проблема находятся на пересечении различных отраслей научного знания, но основная роль в разработке теории и практики выявления детей с ОВЗ и оказании им помощи и поддержки свободного развития, принадлежит специальной (коррекционной) педагогике. Основными направлениями данной научной сферы являются: изучение инноваций и передового педагогического опыта по созданию условий для профилактики, ранней диагностики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитании и обучении, в социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ [2, с. 210].

Данная работа должна проходить системно, что подразумевает единство всех социальных институтов в организации процесса выявления детей с ОВЗ и оказании им своевременной квалифицированной помощи:

‒ максимально раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья путем диагностики нарушений развития и особых образовательных потребностей;

‒ устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекции, обучения и реабилитации;

‒ расширение временных границ специального образования и реабилитации, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни;

‒ непрерывность процесса диагностики, обучения и реабилитации и их выход за рамки школьного возраста;

‒ выделение комплекса специальных диагностических, коррекционно-развивающих задач (не имеющих места в процессе жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка того же возраста);

‒ включение родителей в процесс выявления, коррекцию и реабилитацию детей, а также организацию их целенаправленной подготовки силами специалистов;

‒ подготовку специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями [4, с. 82].

Концепция выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, должна базироваться на следующих положениях:

 каждый ребенок с ограниченными возможности здоровья является частью и равноправным членом общества, имеет такие же, как и у других потребности, желания, интересы, связанные с самоактуализацией и реализацией имеющегося потенциала в процессе социализации;

 ребенок с ограниченными возможности здоровья так же талантлив, как и его сверстники, но ему необходимы помощь и безопасная окружающая среда, предоставляющая ему возможность для познания, общения, проявления активности, творчества и для всестороннего развития;

 ребенок с ограниченными возможности здоровья не пассивный объект социальной помощи и поддержки, а равноправный субъект различных систем отношений;

 государство призвано создать условия, обеспечивающие ребенку с ограниченными возможности здоровья удовлетворение не только его жизненно важных, но и социально значимых потребностей посредством повсеместного создания социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам социализации и индивидуального развития таких детей;

 семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет право на получение полной информации о реальном состоянии дел на первых этапах обращения в соответствующие центры и службы, на получение специализированной помощи и поддержки в вопросах воспитания, обучения и реабилитации ребенка и т. д.

На региональном уровне в процессе создания и развития системы выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве основных должны осуществляться следующие мероприятия [4, с. 83]:

  1. Подбор и разработка психодиагностического инструментария, обеспечивающего измерение критериальных показателей состояния здоровья детей.
  2. Обязательное психолого-педагогическое и медицинское обследование детей в различных социальных институтах с целью раннего выявления изменений в состоянии их здоровья.
  3. Стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  4. Финансирование специализированных учреждений, призванных заботиться о развитии детей с ОВЗ, позволяющее обеспечить такие учреждения необходимым диагностическим инструментарием, средствами психолого-педагогической коррекции.
  5. Обобщение и распространение имеющего в стране опыта в работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье.
  6. Создание специальных психологических служб и организация постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка с ОВЗ.
  7. Повышение качества подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечивающее необходимы уровень профессионализма в области диагностики и коррекции первичных признаков отклонений в здоровье детей.
  8. Ориентация деятельности всех специализированных образовательных учреждений на принципы сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.

Несмотря на актуальность заявленной проблемы, необходимо прогнозировать препятствия и трудности, возникающие на этапе реализации концептуальных идей.

  1. Отсутствие четких критериев и единой базы психодиагностических данных для их выявления детей с ОВЗ.
  2. Отсутствие тесных межведомственных связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, мониторинг и сопровождение детей с ОВЗ.
  3. Недостаточное финансирование проектов по созданию психодиагностического инструментария и раннему выявлению детей с ОВЗ.
  4. Недостаточное количество дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье детей.
  5. Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ОВЗ с последующим трудоустройством.
  6. Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.
  7. Недостаточный уровень подготовки специалистов, призванных осуществлять психодиагностическое обследование детей с ОВЗ и активное междисциплинарное взаимодействие, отсутствие специальных условий, как материально-технических, так и кадровых [3].

Признавая приоритетность выявления детей с ОВЗ перед другими задачами коррекционной педагогики не стоит забывать и о важности своевременной квалифицированной помощи специалистов детям и их родителям. Сложность и длительность процесса в построении специализированных дошкольных учреждений для детей с ОВЗ (имеющихся явно недостаточно) вынуждает искать альтернативные пути решения данной проблемы. На наш взгляд, оптимальным выходом является создание специальных консультационных центров на базе имеющихся общеразвивающих дошкольных образовательных учреждений.

После проведения диагностических мероприятий, для определения зоны ближайшего развития ребенка, педагогами будут определяться индивидуальные воспитательно-образовательные маршруты ребенка с ограниченными возможностями здоровья и вестись психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка, включающее:

 консультации различных специалистов для родителей (психологов, педагогов, логопедов, дефектологов и т. п.);

 периодичную диагностику детей с ОВЗ для выявления динамики и характера изменений в индивидуально-личностных проявлениях ребенка;

 профессиональная помощь специалистов в коррекции недостатков развития детей с ОВЗ;

 обеспечение родителей информацией о современных достижениях в области коррекционной педагогики путем информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей.

Выводы. наличие комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: