Диагностика психологической готовности ребенка школе тесты

Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе

Цель: исследование внутренней позиции и выявление желания ребенка идти в школу, ориентация на школьно-учебную деятельность.

Материал: перечень вопросов, ручка.

Процедура проведения

Беседа проводится индивидуально. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Варианты ответов и их оценка

А — ориентация на содержание учебной деятельности —2 балла

Б — ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни —1 балл

В — ориентация на внешкольные виды деятельности и условия —0 баллов

1. Хочешь ли ты идти в школу?

Б — так себе, не знаю

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А — интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д.

Б — интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д.

В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т. д.

Б — приобретение формы, школьных принадлежностей

В — занятия, не относящиеся к школе

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка

Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В — уроки художественно — физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А — занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д.

Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование

В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными

Интерпретация результатов

Высокий уровень — 10-9 баллов — говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

Средний уровень — 8-5 баллов — свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

Низкий уровень — 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована)

Методика «Сказка» (выявление доминирования познавательного или игрового мотива)

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Текстовый материал

Сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

-Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

-Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

-Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

-Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

-Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, князю жарко!

Греет, горит — солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

-Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Тест «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера

Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.

Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен выбрать, ответ, который тебе больше нравится».

1. Если было бы две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая — только с уроками пения, рисования и физкультуры, — в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если было бы две школы — одна с уроками и переменами, а другая — только с переменами и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если было бы две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если было бы две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если было бы две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы её заменить либо другой учительницей, либо мамой, кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: «Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду (дома), а в школу пойдешь на будущий год», — согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: » Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу», — согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Обработка результатов:

за каждый правильный ответ даётся 1 балл,

за каждый неправильный ответ — 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше

Готовность ребенка к школьному обучению. Тест Керна-Ирасека.

Всем привет! Тема готовности к школе актуальна для многих. Я решила пройтись, так сказать, по некоторым тестам и опросникам готовности к школе, чтобы мы могли просто познакомиться с ними, чтобы понять, чему нужно научить детей. Я думаю, всем ясно, что при подготовке к к школе дело не в заучивании заданий, а в том, чтобы ребенок овладел теми мыслительными операциями, приемами, навыками, которые помогли бы ему эти задания выполнить не только при тестировании, но и в учебном процессе и в жизненных ситуациях.
Начну я с теста, применяемого одним из первых в практике школьного тестирования.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йирасека (Їрасика) обновленный.

Возраст: Дошкольный 5-7 лет.
Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Тест Керн-Йирасек (Ирасек) состоит из 4-х частей:

а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
б) копирование фразы из письменных букв;
в) срисовывание точек;
г) опросник.

Краткая история.

Данный тест был предложен Я. Йирасеком как модификация и обновление существующей методики А. Керна и получил объединенное название «Обновленный тест Керна-Йирасека». В 1978 г. графический тест Керн—Йирасек впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

Некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я. Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации.

О чем расскажет тест Керна—Йирасека и для кого он предназначен?

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста). Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Читайте также  Подготовка ребенка клиническому анализу крови

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. Первая страница чистая. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп, или Ей дан чай, или I am sitting.

Внизу вы рисуете группу точек. Правая половина листа – для задания по срисовыванию.

Сидеть ребенок должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

а) Тест “Рисунок человека”.

Задание. “Здесь (показывается где) нарисуй какого-либо дядю, (мужчину) как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает. Если ребенок спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит, и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. В таком случае не настаивайте – это вам информация на размышление. (Такой отказ, предположительно, может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления (Но не делайте сразу поспешных выводов — причиной может быть плохое настроение или предшествующее напряжение).

Оценивание

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

По поводу интерпретации Я. Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. Дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок в принципе схематично рисует человека, что сказывается лишь на общей сумме баллов.

б) Копирование фразы из письменных букв

Задание. “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.

Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек.

Задание. “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – вполне средний уровень;
13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительных занятиях, исследованиях и т. п. (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? — через денек пройдем тест ещё разок! Всё получится, но, нужно быть внимательнее!)

Лист для двух заданий выглядит так.

(Точки справа (вертикально) обозначают линию сгиба листа бумаги).

г) Опросник.

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

Утром мы завтракаем, а днем.
(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

Днем светло, а ночью.
(темно = 0; неправильный ответ = -4)

Небо голубое, а трава.
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1; еправильный ответ = -1)

Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т. д. = 0;
неправильный ответ = -1)

Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это. маленькая овечка – это.
(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т. д. = 1;
одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это.
(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)

Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т. д.) = 4;
одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т. д.) = 4;
одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т. д.) = 0)

Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От — 1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование и дополнительные занятия.

Теперь тонкости: не спешите с выводам из серии «Все дети — вон какие, а мой. » А Ваш — супер! Результаты данного тестирования — не основные, не последние, а промежуточные. И знакомство с тестом проводится не для того, чтобы ребенок научился ставить именно эти точки и рисовать именно эти буквы. Повторюсь — знакомиться нужно для того, чтобы понять: какие мыслительные операции необходимо развивать, чтобы ребенок не только выполнял задания теста, но потом задания школьного учебника, а в дальнейшем решал и жизненные задачи.
Успехов Вам.

Читайте также  Мультфильм о безопасности для детей

Тестирование дошкольников на готовность к школе по ФГОС

Тестирование дошкольников на готовность к школе по ФГОС

Готовность ребенка к школе определяется сразу несколькими критериями. Во внимание берется не только речь и знания, но и психологическое состояние. Во всех учреждениях проводятся тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе.

Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу

Требования к детям очень высокие. Просто так обычный ребенок все тестирования вряд ли пройдет, а значит, с ним обязательно нужно заниматься. Одними из стандартов знаний является умение рассказать о себе следующее:

  • свои ФИО;
  • ФИО обоих родителей;
  • полный адрес проживания (включая страну и город).

Тестирование дошкольников — обязательное условие при приеме в школу

Также ребенок должен знать, какие бывают дикие и домашние животные, чем они отличаются и как называют их детенышей.

Дошкольник должен правильно держать ручку, уметь обводить и писать простые фигуры, такие как овал, квадрат, круг, треугольник, а также волнистые линии.

Какими стандартными знаниями и умениями должен обладать будущий школьник:

  • безошибочно называть дни недели;
  • не путаться в понятиях «право-лево»;
  • знать основные праздники;
  • уметь рассказать о популярных видах спорта;
  • знать наизусть времена года, месяцы, в какой последовательности они идут, сколько часов в дне, минут в часе, уметь ориентироваться во времени.

Обратите внимание! Помимо этих знаний, будущий первоклассник должен знать основные профессии, отвечать на вопросы, чем они занимаются, а также иметь базовые навыки ухода за комнатными растениями. А одеваться, раздеваться, выворачивать и складывать свои вещи — основные навыки, которым должен быть обучен каждый ребенок.

Какая готовность проверяется, методики диагностики готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе определяется по трем основным сферам:

  • интеллектуальной;
  • психологической;
  • речевой.

Что касается проверки интеллекта, дошкольник в возрасте 6-7 лет уже вполне может выучить два четверостишия, найти между картинками не менее 8 отличий, составить рассказать, в котором будет присутствовать не менее 8 предложений.

Обратите внимание! Также ребенок на 7 году жизни должен уже уметь концентрировать внимание и сознательно удерживать его в течение 30 минут.

Дети 6-7 лет должны уметь удерживать свое внимание на протяжении 30 минут

В качестве диагностики психологической готовности ребенка к школе проводится собеседование. Обычно оно проводится школьным психологом. Если такого нет, то педагог. В ходе беседы ребенок должен ответить на вопросы: «Зачем он идет в школу?», «Что нужно делать в школе». Также попросят рассказать немного о себе. В ходе рассказа психолог делает выводы, как держится ребенок, готов ли он пойти в первый класс, налаживать контакты со сверстниками, отвечать при всех в классе.

Обратите внимание! Очень важно правильно настроить ребенка перед собеседованием, чтобы он не стеснялся и был расслаблен. Больше разговаривайте о собеседовании, рассказывайте зачем оно нужно.

В качестве речевой диагностики готовности к школе используется несколько методов:

  • Самостоятельное составление рассказа о чем-либо, включающее в себя не менее 8 связанных между собой предложений.
  • Составление рассказа о себе или историй из своей жизни.
  • Правильное употребление форм сложных слов.
  • Рассказ стихотворения на память, с выражением.
  • Изменение слов, образуя новые.
  • Использование антонимов.
  • Понимание образных выражений.
  • Отгадывание загадок.
  • Правильное выговаривание всех звуков на родном языке. Если поступление планируется в школу с языковым уклоном, могут попросить назвать алфавит в прямом и обратном порядке на иностранном языке.
  • Правильное использование обобщений (животные в доме — домашние, тетрадь, пенал, учебник — школьные принадлежности).

Обратите внимание! С помощью этой методики педагоги проверяют речевую подготовку дошкольников.

Примеры тестов на готовность детей к школе

Чтобы узнать степень подготовленности ребенка к будущему тестированию в ДОУ, родители могут проводить обучение дома с детьми самостоятельно.

Тесты на развитие внимательности:

  • Находить отличия между двумя рисунками (их можно рисовать самостоятельно, намеренно делая несколько разных элементов).
  • Копирование узоров на бумаге или движений.
  • Игра «хлопок»: перед началом нужно договориться, на какое слово ребенок должен хлопнуть в ладоши. Родитель может что-то рассказывать, а ребенок внимательно слушать, пока не услышит нужное слово. Кстати, этот тест можно преобразовать и на занятие по развитию памяти: после рассказа можно предложить ребенку пересказать, что он запомнил.

Умение находить отличия на картинках — один из главных тестов на внимательность

Отлично развивают память и следующие упражнения:

  • Запоминание 8 картинок (например, в каком порядке они были или что на каждой было изображено).
  • Запоминание на слух 10 слов в том порядке, в котором они назывались.
  • Запоминание не менее трех последовательных предложений (и слова должны быть именно в том порядке, в котором взрослый называл ребенку).
  • Рассказывание по памяти стихов, рассказов, сказок, изображений на картинках.

Тесты на повышение уровня мышления:

  • Найти и объяснить различия между предметами, природными явлениями.
  • В дошкольных тетрадях есть отличные тесты на мышление: из предложенных предметов нужно выбрать лишний и объяснить свой выбор.
  • Сложить из бумаги определенные фигуры (например, самолетик). Взрослый должен один раз показать, как это делать, ребенок — повторить.
  • Вырезание предметов, нарисованных взрослым.
  • Создавать аппликации самостоятельно или по образцу в детской книжке.
  • Определять последовательность событий.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Находить лишнее слово в предложенной группе, уметь объяснить свой выбор.

Тесты на развитие кругозора:

  • Назвать основные профессии, что они дают людям и чем полезны.
  • Сказать, как называется наша планета, в какой стране ребенок живет, столицу Родины, а также свой город и конкретный адрес дома.
  • Назвать фамилии, имена и отчества свои и родителей.
  • Назвать времена года, что характерно для каждого из них, в какой последовательности идут.
  • Назвать основные цветы и геометрические фигуры.

Обратите внимание! Кроме вышеперечисленных тестов, с ребенком нужно регулярно заниматься на умение пространственного ориентирования: право-лево, сзади, спереди, снизу, сверху. А также тренироваться с ребенком в рассказах, чем он увлекается и зачем идет в школу.

Экспресс-тесты в картинках на определение готовности к школе

В помощь родителям при подготовке в школу есть отличное образовательное пособие под редакцией О. Н. Ширинбековой. Там диагностика дошкольников по готовности к школе осуществляется по картинкам. Это педагогическое пособие позволяет определить, умеет ли ребенок следующее:

  • воспроизводить картинки по образцу;
  • находить лишние предметы;
  • запоминать и по памяти называть все картинки, которые увидел;
  • определять и составлять рассказ по увиденным картинкам;
  • назвать недостающие предметы и рисовать их;
  • соотносить количество предметов с указанными цифрами;
  • в уме складывать и вычитать простые числа;
  • проводить кривую линию, не отрывая руку от тетради и не выходя за поля.

Пример экспресс-теста на уровень развития речи и письма

Эти и другие тесты в картинках составлены в помощь родителям и педагогам.

Также есть хорошая книга тестов на проверку детской речи и навыков чтения О. Жуковой. Тесты как раз рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет. Эта книга также полностью иллюстрирована, что делает занятия с дошкольниками интереснее и увлекательнее.

Групповая диагностика готовности к школе

Тесты на готовность ребенка к школе по ФГОС проводятся в два этапа:

  • групповое тестирование;
  • индивидуальное собеседование.

В первом этапе в класс приглашается несколько будущих учеников. Обычно в группе должно быть не больше 15 человек. Их рассаживают по одному за парту, выдают цветные карандаши и чистые листы.

Обратите внимание! На выполнение каждого задания не должно уходить больше 3 минут, а в целом тестирование длится полчаса.

От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:

  • умеют ли дети передавать форму фигуры, рисовать прямые отрезки и углы, как они держат карандаши;
  • умение ориентироваться на плоскости и считать клетки;
  • умение складывать и вычитать, насколько они математики;
  • понимают ли дети термины «внутри», «вне»;
  • умеют ли проводить сравнения множества;
  • навыки классифицирования;
  • состояние моторики, умение воспроизводить на бумаге указанную фигуру;
  • развит ли фонематический слух;
  • умеют ли дети определять количество звуков в заданном слове.

Важно! По результатам группового тестирования назначается индивидуальное. Если в первом этапе ребенок ошибся в каком-то вопросе, его еще раз переспросят во втором этапе. Полную оценку готовности к школе комиссия даст после прохождения всех этапов, в том числе беседы с ребенком.

Групповое тестирование дошкольников — первый этап при приеме в школу

Поступление в школу — важное событие в жизни ребенка и его первое испытание. Готовить к нему детей начинают не позднее, чем за год до 1 сентября. Лучшей подготовкой станут тесты, которые можно проводить дома. Немаловажным моментом является общение с ребенком, обсуждение каких-то событий из жизни, просьба пересказывать сказки или услышанные истории. Чем более развитой будет речь дошкольника, тем проще ему будет пройти все этапы собеседования.

Диагностика психологической готовности ребенка школе тесты

При поступлении в школу, на смену привычной, знакомой обстановке, где ребенок был в центре внимания, приходят обязательные школьные уроки. Наблюдается усиление умственной, эмоциональной и физической нагрузки, усиление психической и речевой напряженности, предъявляются повышенные требования к его поведению, то есть ребенок испытывает высокую психическую и физическую нагрузку. Он каждый день узнает что-то новое, ему приходится строить свои взаимоотношения с окружающими – одноклассниками и педагогами, он должен высиживать урок и не отвлекаться.

Классно-урочный режим требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня сознательности поведения.

Успешность преодоления ребенком одного из важнейших критических периодов своей жизни зависит от множества обстоятельств.

Читайте также  Отчего ребенка болит голова

В настоящее время выделяют два аспекта подготовки в школу:

  • целенаправленное воспитание личности ребенка и познавательной сферы, лежащий в основе эффективного усвоения им учебных программ;
  • обучение первоначальным школьным умениям и навыкам (навык составления рассказов, элементы письма, чтения с пониманием прочитанного).

Несформированность данных аспектов является причиной плохой обучаемости.

Основные методики определения уровня готовности ребенка к школе представлены ниже:

Психологическая диагностика готовности к школе (тест Керна-Йирасека)

Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой комплексное понятие и выражается в сформированности базовых психических сфер будущего школьника: мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной которые обеспечивают успешное овладение ребенком учебным материалом.

Мотивационная готовность ребенка к школе характеризуется наличием у него желания учиться, стремления к деятельности, которая имеет общественное значение в новой социальной позиции. Направленность на школу, формирующаяся на адекватных представлениях ребенка о школе, определяется как мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе.

Роль мотивов деятельности для совершенствования личности ребенка очень велика. Поэтому мотивационная готовность детей к школе является одной из основных задач детского сада. К моменту поступления ребенка в школу у него должно быть сформировано желание стать школьником и выполнять серьезную деятельность – учиться.

Долгое время об уровне интеллектуального развития ребенка судили по объему выявленных у него знаний. Определенные знания об окружающем мире необходимы ребенку как основа того, что будет освоено им в школьный период. Существующие программы потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Достаточно высокого уровня познавательной активности дети дошкольного возраста достигают только тогда, когда обучение было направлено на сознательное развитие мыслительной деятельности и являлось развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский)

Итогом интеллектуального развития дошкольника являются сенсорное развитие и высшие формы наглядно-образного мышления, отталкиваясь от них, ребенок сможет вычленить существенные свойства, отношения между предметами реальной жизни. Дети должны без особого труда понимать схематические изображения и успешно пользоваться ими. Однако, приобретая черты обобщенности, мышление дошкольника остается образным, опирающимся на конкретные действия с предметами или их заместителями.

Компоненты готовности к школе (схема)

Проблемы подготовки детей к школе

Одной из существенных проблем подготовки детей к школе является формирование и совершенствование навыка учебной деятельности. Так как ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, поэтому большое значение будут иметь сформированные умения. Несформированность учебной деятельности приводит к значительному снижению успеваемости детей. Появляются трудности при выполнении указаний взрослого или при саморегулировании поведения на основе системы определенных правил. В конечном итоге дети будут слабо усваивать объяснения учителя, легко терять нить его рассуждений, а это отрицательно скажется на их самостоятельной деятельности, так как они утрачивают основную ее цель и не справляются с учебным заданием.

Именно в процессе учебной деятельности происходит формирование такой необходимой способности как самоконтроль. Поэтому важно чтобы к моменту поступления в школу ребенок научился анализировать свои поступки, выделять их существенные этапы, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата. Это подготовит его к осознанию учебно-познавательных процессов, вначале во внешнем, а затем во внутреннем плане.

Еще одна сторона психологической готовности к школе – это достаточный высокий уровень эмоционально-волевого развития. У ребенка при его подготовке к школе следует формировать такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, организованность, дисциплинированность. Это позволит ему делать не только то, что он хочет, но и то, что от него понадобится в условиях школьного обучения. Немаловажно развитие навыков общения со сверстниками и старшими членами общества.

К моменту поступления в школу у детей должны оформиться основные элементы волевого действия:

  • умение ставить цель,
  • умение принимать решение и намечать план действия,
  • исполнять его,
  • умение проявлять определенное усилие в случае преодоления трудностей,
  • умение оценить результат своего действия.

В психологическую готовность входит и личностная готовность, выражающаяся в отношении ребенка к одноклассникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе, умении строить свои отношения со сверстниками и учителями. Умение войти в детский коллектив, действовать совместно с другими участниками процесса, уступать или подчиняться при необходимости, чувство товарищества – качества характера, которые обеспечат ребенку комфортную адаптацию к изменившимся условиям и впоследствии будут предпосылкой успешной учебной деятельности.

Диагностика психологической готовности ребенка школе тесты

Вы вошли как Гость | —>Группа «Гости» —>Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 26.10.2021, 01:39

—>
—>
—> —>МЕНЮ САЙТА —>
—>

Войти через uID

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, ориги­нальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три кар­точки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.

Критерии оценки

• Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.

• Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.

• Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоци­ации на каждую картинку — 0 баллов.

В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отме­чая особо оригинальные.

4. Развитие произвольности

С у б т е с т 12. «Запрещенные слова»

Цель: выявление уровня произвольности, определение сформи­рованное «внутренней позиции школьника».

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произно­сить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял пра­вило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?

3. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

4. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

9. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не полу­чается?

10. Тебе нравится заниматься в детском саду?

11. Тебе нравятся школьные принадлежности?

12. Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согла­сился бы на это?

Критерии оценки

• Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и пра­вильно на 9—12 вопросов — 2 балла.

• Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.

С у б т е с т 13. «Графический диктант»

Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взросло­го, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоя­тельно выполнить требуемое задание по зрительно восприни­маемому образцу.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начи­най там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бу­маги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке сто­ят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Даль­ше продолжи узор сам.

Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клет­ка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка впра­во. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор».

Теперь поставь карандаш на следующую точку. Начинаю дик­товать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».

Критерии оценки

• Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в одном из них допускаются отдельные ошибки) — 2 балла.

• Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй во­все не соответствует диктуемому — 1 балл.

• Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемо­му—О баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструк­цию и выполняет задание. В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша, специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш.

Высокий уровень — 20—24 балла. Средний уровень — 12—19 баллов. Низкий уровень — 0—11 баллов.

Психологическое консультирование по результатам обследования

После проведенного обследования детей группы на психо­логическую готовность к школе психолог составляет индивиду­альные рекомендации по каждому ребенку для воспитателей и родителей и по всей группе в целом для воспитателей и специ­алистов ДОУ (логопедов, преподавателей ИЗО, физической культуры и др.).

При анализе результатов психолога должны насторожить ну­левые показатели по субтестам № 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12. Родите­лям ребенка, получившего при обследовании менее 10 баллов, желательно рекомендовать обратиться на консультацию к дефек­тологу.

Для того, чтобы увидеть фотографии в реальном размере, нажмите на них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: