Диагностика психической готовности ребенка школе

Диагностика психической готовности ребенка школе

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Необходимость психологической подготовки к школе очевидна как для педагогов, так и для родителей.

Статья:

Необходимость психологической подготовки к школе очевидна как для педагогов, так и для родителей. Но далеко не всегда родители могут точно определить, что представляет собой такая подготовка и насколько их ребенок способен пройти проверку на готовность к поступлению в первый класс.

ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОДИТСЯ ДИАГНОСТИКА?

Диагностику готовности к школе проводят с 6-7 лет, когда дети посещают подготовительную группу детского сада. Цель тестирования — выявить возможные проблемы, чтобы успеть скорректировать их до школы. Многие ошибочно полагают, что задача психолога в работе со старшими дошкольниками — оценить умение малыша читать, писать и считать. Конечно, все это очень полезные навыки, но в данном случае не определяющие. Готовность к школе оценивается, прежде всего, степенью соответствия психологического портрета ребенка требованиям, предъявляемым к будущему первокласснику.

Специалисты выделяют три уровня психологической готовности к школе:

  1. интеллектуальный, подразумевающий цепкую память, развитую мелкую моторику, умение концентрироваться, аналитически мыслить, воспроизводить заданный образец;
  2. эмоциональный, предполагающий умение контролировать свое поведение и способность осознанно удерживать внимание на задании продолжительное время (около 15 минут до первого перерыва) — это так называемая эмоционально-волевая готовность ребенка к школе;
  3. социальный, выражающийся в понимании дошкольником своей причастности к коллективу, умении выстраивать поведение согласно общепринятым правилам и законам группы, готовности к роли ученика.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Приступая к тестированию, психолог должен соблюдать следующие правила:

  • при знакомстве с ребенком важно установить хороший контакт;
  • задания следует подавать в форме игры;
  • необходимо эмоционально поддерживать ребенка, особенно если он замкнут и боится отвечать;
  • в любом случае следует похвалить малыша, сказать, что он хорошо справился с заданиями.

Ниже приведены основные тесты, используемые психологами для оценки подготовки детей к школе.

ДИАГНОСТИКА МОТОРНО-ЗРИТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

При прохождении тестов, требующих задействования мелкой моторики, ребенок должен делать упор не на скорость выполнения, а на качество полученного результата.

Психолог может предложить следующие задания:

  • срисовать с предложенного образца геометрические фигуры, узоры различной сложности;
  • аккуратно обвести фигуру, постепенно расширяя или сужая радиус обводки;
  • раскрасить графический объект или заштриховать его различными типами линий по образцу;
  • вырезать по контуру из бумаги (здесь специалист обращает внимание не только на аккуратный вид получившейся геометрической фигуры, но и на то, насколько плавно ребенок орудовал ножницами в процессе);
  • повторить заданный узор из мозаики, спичек, других подручных материалов, соорудить небольшую постройку из кубиков или конструктора.

Подобные тесты дают специалисту представление не только об уровне развития мелкой моторики, но и об интеллектуальной зрелости ребенка, его умении воспроизводить образец, сосредоточиваться на задании.

ДИАГНОСТИКА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Способность логически мыслить лежит в основе изучения каждого из предметов, с которыми первоклассникам предстоит познакомиться в школе. Как правило, к 6-7 годам дети уверенно справляются с заданиями на логику, предложенными им психологом:

  • назвать лишний предмет из подборки и объяснить свое решение. Для этого теста обычно используется несколько карточек с изображениями, например: стол, стул, кровать, комод, люстра;
  • восстановить перепутанную последовательность событий, расставив в нужном порядке несколько картинок (обычно не более 4), иллюстрирующих какую-либо законченную историю;
  • назвать общий признак для изображенных на карточке предметов, например: солнце, мяч и колесо — круглые; конфета, торт и мороженое — сладкие;
  • найти на предложенных картинках максимальное количество различий.

Подобные тесты показывают способность ребенка рассуждать, выстраивать логические цепочки, обобщать, классифицировать, замечать мелкие детали.

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Речь отражает уровень развития человека в любом возрасте. Часто даже недолгий разговор с ребенком может дать психологу достаточно полное представление о готовности малыша к школьному обучению.

В первую очередь ребенку задаются вопросы, направленные на выявление общего запаса его знаний:

  • твое полное имя?
  • сколько тебе лет?
  • как зовут твоих родителей?
  • по какому адресу ты живешь?
  • какие времена года ты знаешь?
  • когда твой день рождения?
  • какие месяцы весны ты знаешь? (например, если из ответа на предыдущий вопрос ясно, что ребенок родился весной).

То, насколько ответы окажутся полными и развернутыми, а речь — правильной, уже послужит ценной информацией для специалиста. Оценить же языковую компетенцию дошкольника более детально помогут следующие задания:

  • Пересказ короткого текста — оценивается по количеству прослушиваний (не более двух), необходимости наводящих вопросов со стороны взрослого, наличия искажений смысла, нарушений логической структуры текста, сокращений.
  • Составление рассказа по предложенным картинкам — это задание очень популярно у детских психологов, так как оно органично совмещается с тестом на логическое мышление, в ходе которого ребенком была выстроена последовательность иллюстраций. Теперь по этим изображениям требуется составить связный рассказ. Здесь оцениваются логичность и точность описания, грамматическая правильность, необходимость наводящих вопросов или подсказок.

Не всегда родители согласны с выводами, сделанными психологом по результатам проведенных тестов. И дело не только в необъективности их оценки по отношению к собственному ребенку. Велика вероятность того, что малыш растеряется в непривычной обстановке, будет волноваться перед комиссией, но смысл диагностических мероприятий — в их комплексности. Оцениваются не только знания дошкольника, но и его умение мобилизоваться, преодолеть собственную нерешительность и показать себя с лучшей стороны. В школе эти навыки будут ему необходимы. Поэтому родителям стоит прислушаться к мнению специалиста и постараться выполнить его рекомендации.

Диагностика готовности ребенка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Исследования психологов уже давно показали, что люди с низким уровнем интеллекта не могут достичь успеха в жизни, а низкий достаток и бедность в детские годы, которые и формируют соответствующую самооценку и мировоззрение ребенка, не позволяют в дальнейшем добиться в жизни каких-то заметных успехов. Другими словами, даже потенциально умный ребенок, выросший в нищете, скорее всего, всю жизнь так в бедности и проживет, а сын миллионера вероятнее всего будет уметь «делать деньги» не хуже, чем его отец уже потому, что он привыкает мыслить и чувствовать себя богачом, приобретает соответствующую широту взглядов на то, как нужно зарабатывать деньги. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первого же дня чувствовал себя успешным учеником, а не «плелся в хвосте» среди отстающих.

Школа – этот тот базис начальных знаний, который и позволяет приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни и самопрезентации эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех, в том числе и материальный. Но возможно это только тогда, когда ребенок будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».

Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении.

Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника — обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Читайте также  Куриные наггетсы для детей рецепт

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её — это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное — это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Тесты, определяющие готовность ребенка к школе

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Тест № 1 «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

Инструкция для учителя.

Тест проводится в форме беседы.

Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Обработка теста

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

— № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

— № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

— № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

— № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Психологическая готовность состоит из двух компонентов: собственной активности ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться) и объективных показателей его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен.

Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя:

1. Мотивационную готовность – отношение к учёбе:

  • наличие желания учиться;
  • хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт;
  • развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности.
  • способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью;
  • высокая адекватная самооценка;
  • активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности;
  • стремление к самостоятельному познавательному поиску;
  • мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.

1. Волевую готовность – осознанное решение учебных задач:

  • умение ставить цель и понимать её смысл;
  • умение принимать решения;
  • умение строить внутренний план и выполнять его;
  • способность преодолевать трудности;
  • умение произвольно контролировать своё поведение;
  • умение оценивать результат своего действия.
  • интерес к обобщённым научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом;
  • способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия;
  • способность устанавливать основные связи между явлениями;
  • способность концентрировать внимание;
  • способность запоминать большой объём информации;
  • умение ориентироваться в пространстве листа, числовом ряде;
  • умение различать фигуру и фон, данное и искомое в задаче, выделять смысловые части и персонажей в литературном произведении;
  • умение воспроизводить образец;
  • наличие развитой зрительно-моторной координации.
  • умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности;
  • умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых;
  • умение сотрудничать со сверстниками;
  • умение считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться;
  • умение приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила;
  • способность самостоятельно решать свои простейшие проблемы, обслуживать себя;
  • желание выполнять роль ученика.
  • отсутствие импульсивных реакций;
  • способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

Какие методики входят в программу диагностики психологической готовности ребёнка к школе?

Методика «Пиктограмма» помогает определить уровни развития произвольной опосредованной памяти, распределения внимания и словесно-логического мышления. В ходе тестирования ребёнок рисует картинки к 12 словам и выражениям (1–2 мин.), предложенным для запоминания, и объясняет, как рисунок поможет вспоминать слова. Объяснения показывают уровень развития ассоциаций.

Методика «Десять слов» позволяет определить уровень произвольной непосредственной памяти. Ребёнок повторяет в произвольном порядке зачитанные психологом 10 слов, не имеющих смысловой связи. Процедура повторяется пять раз с чтением списка заново.

Методика «Шифровка» помогает определить уровни переключения, устойчивости, распределения и объёма внимания. Ребёнок после усвоения задания за 2 минуты на изображённых 45 фигурах рисует в быстром темпе «ключ», фигуры с дополнительными элементами. За правильно заполненную фигуру ставится 1 балл. Концентрация внимания оценивается по количеству пропусков и ошибок.

Методика «Дорисовывание фигур» ставит своей целью определить уровень развития воображения и его оригинальность. Ребёнок дорисовывает 10 предложенных фигур, чтобы получилась картинка. Оценивается наличие композиции и превращение предложенных элементов в образы.

Методика «Перцептивное моделирование» помогает определить уровень восприятия через умение моделировать. Ребёнок выбирает из набора деталей подходящие для конструирования фигуры определённой формы. Задание выполнено, если все детали выбраны правильно.

Методика «Прогрессивные матрицы Равена» определяет уровень словесно-логического мышления. Ребёнок выбирает подходящие к «дырочкам» на картине «заплатки».

Методика «Три желания» помогает оценить развитие мотивационно-потребностной сферы. Ребёнок распределяет 3 заветных желания на нарисованном цветке с тремя лепестками. Оценивается ориентированность на себя или других, анализируется значимость жизненных сфер – материальной, сферы общения, учебной, семейной – и наличие агрессивности и тревожности по отношению к ним.

Тест Теммл – Дорки – Амен призван определить уровень тревожности. Ребёнок предлагает весёлые или грустные лица для картинок с сюжетом, где люди нарисованы без лиц. Уровень тревожности определяется в процентах по количеству предложенных «отрицательных» лиц.

Цветовой тест Люшера помогает выяснить уровень комфорта дома и в дошкольном учебном учреждении, выявить эмоциональные установки по отношению к школьной учёбе и самооценку. Ребёнок выполняет задания, раскладывая цветовые карточки Люшера и отвечая на вопросы психолога: какой цвет ему больше нравится, какой соответствует его настроению, какой – значимым людям и самому себе. Психолог определяет эмоциональное состояние и самооценку в соответствии с цветовыми предпочтениями. Самооценка определяется по наличию или отсутствию ассоциации самого себя с предпочитаемым цветом.

Читайте также  График ребенка в 6 месяцев

Вверх по «Лесенке»: методика для родителей

Один из тестов – тест на изучение уровня самооценки ребёнка «Лесенка» – могут провести и сами родители, в домашних условиях.

  • нарисовать на листе лестницу из 5 ступеней;
  • объяснить ребёнку: «Это волшебная лестница. Каждая её ступенька предназначена для разных детей. Чем выше ступенька, тем лучший ребёнок может на ней стоять. Самая верхняя ступенька для самого хорошего ребёнка»;
  • спросить у ребёнка: «На какую ступеньку ты поставишь сам себя?», «На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?» Задать ещё 5 вопросов о том, куда его поставят значимые люди.

Почему важна психологическая готовность ребёнка?

Психологическая готовность ребёнка уменьшает трудности школьной адаптации и «школьные страхи». Да, они могут проявить себя, но дети с высоким уровнем готовности имеют в основном «учебные» страхи. У детей со средним уровнем готовности явно выраженные «учебные» страхи соседствует со страхом «не подружиться с одноклассниками». А детишки с низким уровнем психологической готовности, помимо страха учебного, боятся «сделать что-то не так» и «злой учительницы».

Как помочь малышу справиться со «школьными страхами»? На помощь придёт рисунок «Чего я могу бояться в школе?».

  • Во-первых, родители узнают конкретные страхи сына или дочери.
  • Во-вторых, снимется ощущение угрозы через её изображение.
  • В-третьих, вместе с ребёнком страх можно трансформировать, творчески его переработав (например, превратив «злую учительницу» в «волшебницу – хранительницу знаний»).

Использование педагогами линии учебников, предлагаемых «Начальной школой XXI века», даст возможность детям с низкими и средними показателями психологической готовности к школьному обучению повысить учебную мотивацию, добиться повышения уровня произвольности восприятия, памяти, внимания, развить словесно-логическое мышление, речь.

Подведём итог. Психологически готовым к школе можно назвать дошкольника, которого она привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, сознательно стремящегося к этим знаниям и умеющего управлять своим поведением. А школьную зрелость ребёнка, развитие познавательных мотивов поведения постепенно сформируют компоненты школьной жизни, принятые и усвоенные им в начальных классах.

Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению

Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.

Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

психологическая готовность к обучению в школе

Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

«10 слов»

Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

«Повтори узор»

Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

«Четвёртый лишний»

Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

  • рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
  • неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
  • быстро утомляется, раздражителен;
  • не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
  • не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
  • испытывает трудности в усвоении учебного материала;
  • часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
  • тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

  1. Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
  2. Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
  3. Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
  4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.
Читайте также  Упражнения для грудничка 2 месяца

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

  1. Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
  2. Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
  3. Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
  4. Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Коршикова, С. Г. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / С. Г. Коршикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 328-329. — URL: https://moluch.ru/archive/133/35930/ (дата обращения: 26.10.2021).

Проблема психологической готовности ребенка к школе сегодня очень актуальна. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая готовность к обучению. Когда речь идет об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления. К концу дошкольного возраста у ребенка появляются предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях на основе существенных признаков.

Для отслеживания эффективности развивающей работы с дошкольниками 6–7 лет мы рекомендуем проведение мониторинга, на основании данных которого происходит заполнение карт динамики школьной зрелости [1, с. 88]. В нашей работе мы фиксировали такие компоненты, как:

В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику характер компонентов школьной зрелости, использовалось наблюдение за деятельностью детей (Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.), а также:

– Зрительная произвольная память [3, с. 20].

– Слуховая произвольная память [3, с. 21].

– Беседа об окружающем (анкета).

– Четвертый лишний (наглядный материал) [3, с. 11].

Психолог Л. И. Божович отмечала, что ведущую роль в готовности ребенка к школе играет развитие мотивационно — потребностной сферы. Мотивационная готовность связана с так называемым кризисом семи лет и «феноменом горькой конфеты», о котором уже говорилось ранее. Данный феномен свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе.

Ребенок стремится занять позицию ученика. Изменяется его «внутренняя позиция». Он стремится к выполнению общественно значимой деятельности (учебной деятельности), пытается войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. У ребенка появляется такое важное качество, как произвольность. В связи с этим особое внимание следует обратить на мотивы, которые наблюдаются у ребенка. В качестве адекватных мотивов выступают: учебный и познавательный; к неадекватным мотивам при поступлении в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками и мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (наличие тех или иных атрибутов школьника — ранца, пенала, формы и т. д.).

Для диагностики мотивационной готовности к обучению мы использовали методику «Мотивация учения» (М. Р. Гинзбурга) [3, с. 26].

Под волевой готовностью понимают способность действовать в соответствии с правилом. Д. Б. Эльконин отмечал, что для успешного школьного обучения необходимы следующие умения: сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Для диагностики волевой готовности используется методика «Учебная деятельность» (Л. И. Цеханская), с помощью которой проверяется способность ребенка удерживать заданные правила. Для комплексной диагностики готовности к школе также применимы тест школьной зрелости Керн — Йерасека.

Совершенно очевидно, что коррекционная работа, нацеленная на формирование готовности детей к школьному обучению, должна проводиться иначе, нежели коррекционная работа в других возрастных группах. В ходе этой работы необходимо обращать внимание ребенка на изменение его позиции: теперь он уже почти школьник, а значит, к нему предъявляются другие, более высокие требования.

Коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольность поведения. Как показывает опыт, развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми — она формируется в ходе ежедневного взаимодействия со взрослым. Для развития произвольности психолог устанавливает на занятии правило — «нельзя подсказывать», то есть каждый должен выполнять задание сам. Если же ребенок не может справиться с задачей, то он обращается за помощью к другим детям. Поначалу детям сложно удерживать это правило — они начинают выкрикивать или шептать правильный ответ. Тогда психолог может сказать детям: «Ребята, а все взяли с собой головки? У каждого есть голова, давайте потрогаем! Тогда пусть каждый думает своей головой». Как правило, нескольких таких напоминаний достаточно, чтобы ребята не мешали друг другу.

На базе МБДОУ детский сад № 21 «Сказка» Старооскольского городского округа (г. Старый Оскол Белгородской обл.) нами было проведено психодиагностическое обследование уровня психологической готовности детей подготовительных групп № 7, 12 и старших групп № 2, 6, 10 к обучению в школе.

Цель обследования: определение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности. Сроки проведения: 12.05.2016–30.05.2016.

Было обследовано: 47 детей.

Обследование готовности детей к обучению в школе проводилось в соответствие с годовым планом при помощи мониторинга, на основании данных которого происходило заполнение карт динамики дошкольной зрелости [1, с. 88].

Фиксировались такие компоненты как:

  1. педагогическая готовность

– владеют хорошо — 88 % (41 чел.),

– владеют недостаточно — 12 % (6 чел.);

  1. интеллектуальная готовность

– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),

– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);

  1. мотивационная готовность

– владеют хорошо — 100 % (47 чел.);

  1. эмоционально-волевая готовность

– владеют хорошо — 94 % (44 чел.),

– владеют недостаточно — 6 % (3 чел.);

  1. коммуникативная готовность

– владеют хорошо — 98 % (46 чел.),

– владеют недостаточно — 2 % (1 чел.).

Результаты, полученные в ходе психодиагностического обследования уровня психологической готовности детей старших групп № 2, 6, 10 и подготовительных групп № 7, 12 к обучению в школе распределились следующим образом:

– старшие группы № 2, 6, 10 (8 чел):

7 чел. (88 %) — готовы к школьному обучению,

1 чел. (11 %) — условно готов к школьному обучению.

– подготовительная группа № 7 (11 чел.)

9 чел. (91 %) — готовы к школьному обучению,

2 чел. (9 %) — условно готовы к школьному обучению.

– подготовительная группа № 12 (28 чел.)

27 чел. (96 %) — готовы к школьному обучению,

1 чел. (4 %) — условно готов к школьному обучению.

Можно сделать вывод, что 43 чел (91 %) продиагностированных воспитанников готовы к школьному обучению, а 4 чел. (9 %) — условно готовы.

У детей сформировано позитивное отношение к занятиям; отсутствует тяжелое эмоциональное состояние (агрессия, тревожность, враждебность); выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

  1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс»», 2011. — 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)
  2. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. — 2 — е изд., испр. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 144 с.
  3. Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А., Посохова С. Т., Хилько А. А., Шипицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2004. — 48 с.

Похожие статьи

Психологическая готовность дошкольников к школьному.

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Мотивационная готовность как компонент психологической.

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

Диагностика психологической готовности старших дошкольников.

психологическая готовность к школе, дошкольники, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению.

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Формирование психологической готовности к школьному.

 видеть мир глазами другого человека — коммуникативная готовность.

Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность дошкольника к обучению

В данной статье рассматриваются вопросы о формировании психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основании методик: тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест определения готовности к школе.

Формирование мотивационной готовности дошкольников.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, школьное обучение, школа, ребенок, мотив, учебная деятельность, дошкольный возраст, дошкольное детство.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: