Диагностика причин связанных с внутренним состоянием ребенка

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
картотека по теме

Василенко Ольга Николаевна

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.

Скачать:

Вложение Размер
metodiki_emocialnoy_psihologicheskoy_diagnostiki1.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Методики психологической диагностики.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира

Краткое описание методики

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

«Человек под дождем»

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

«Домики» Ореховой О. А.

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

  • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  • актуальные для ребенка ценности;
  • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
  • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ЦТО — Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

  • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Интервью "Волшебный мир"

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся

Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Тревожное расстройство как патология: причины и клинические проявления

Повышенная тревожность возникает как защитная реакция на стрессовые, агрессивные внешние факторы. Навязчивая или беспочвенная тревога у детей или взрослых значительно ухудшает качество жизни, нередко становится пусковым механизмом к развитию психоневрологических заболеваний.

Что такое повышенное чувство тревоги

Повышенная тревожность — высокая чувствительность человека к беспокойству, к стрессовым жизненным ситуациям. Состояние чаще регистрируется у детей дошкольного и старшего школьного возраста, а также у женщин с психоэмоциональной нестабильностью, сопутствующими неврологическими заболеваниями, душевными детскими травмами.

Незначительное повышение уровня стресса у человека рассматривается как индивидуальная черта личности, как особенность. Если стресс становится навязчивым, ухудшает качество жизни больного или окружающих, то говорят о психической патологии. Распространенность заболевания среди других аффективных расстройств составляет 33%, 25% приходится на детский возраст.

Причины и факторы риска

Тревожное расстройство у человека — склонность к чрезмерному ощущению страха, тревоги, ощущение опасности, сопровождается навязчивым предвидением угрозы, вплоть до развития панических атак. Если тревога обоснована, человек всегда расскажет ее причине, при патологии — первопричина никогда не определена. Существуют наиболее частые причины тревожности:

  • особенности и расстройства нервной системы любого генеза, формы;
  • особенности окружения, семьи;
  • повышенная психоэмоциональная нагрузка, стрессовый фактор;
  • перенесенные ранее стрессы и потрясения, связанные с угрозой жизни (человек мог быть свидетелем трагедии, ему стало известно о происшествии);
  • тяжелые заболевания внутренних органов, сопряженные со стойким нарушением водно-электролитного баланса, гипоксией мозга;
  • соматические заболевания;
  • гормональный сбой;
  • алкоголизм;
  • меланхоличный тип личности;
  • очень сильные травмы головного мозга, менингеальные инфекции.

Основная роль приходится на ранний детский возраст. Тревожность может развиваться гораздо позже, спустя десятилетия. Состояние развивается при неблагополучной среде развития ребенка, нестабильных отношениях с родителями. Спровоцировать патологический процесс могут некоторые медикаментозные препараты для лечения диабета, некоторых заболеваний щитовидной железы, психических расстройств (как побочное действие).

Классификация

Классификация позволяет определиться с характером заболевания, фобии, тактикой ведения пациента. Если на детскую тревожность более влияют возрастные хронологии, то у взрослых важно учитывать сферу возникновения, степень воздействия на психику, выраженность, формы:

  1. По воздействию. Клиницисты выделяют мобилизующую и расслабляющую тревожность. В первом случае, человеческий организм возбуждается, готовится к опасности, во втором происходит парализация воли, человек не в состоянии адекватно оценить степень опасности.
  2. Сфера появления. Повышение тревожности возникает в зависимости от окружающего мира. Выделяют учебную, социальную, межличностную тревожность, проблема выбора. Патология нередко становится причиной низкой самооценки, неадекватных требований к окружающим. Вызывать стресс может обычная проблема выбора в любом месте пребывания, отсутствует возможность контролировать эмоции.
  3. По выраженности. Существует пониженная тревожность (человек недооценивает даже реальную потенциальную угрозу), оптимальная (тревожность у человека сопровождается мобилизацией ресурсов организма к сопротивлению опасности), повышенная (возбудимость и страх возникают без повода, провоцируют панику, а при реальной опасности развиваются истерики, парализующий страх).

Состояние требует особого внимания, так как оба состояния несут угрозу не только психоэмоциональному здоровью человека, но и его жизни, если опасность для жизни действительная.

За какими болезнями может скрываться

Диагностика состояния у детей и взрослых является сферой деятельности психоневрологов, клинических психологов, психиатров. Окончательный диагноз ставят на основании физикального осмотра, опроса, тестов, оценки шкалы тревожности, изучении жизненного и клинического анамнеза.

Увеличение уровня стресса, тревоги следует дифференцировать от депрессивных состояний, реакции дезадаптации, начальной стадии шизофрении, а также от прочих психиатрических заболеваний, обусловленных развитием фобий, навязчивых мыслей и состояний.

Что такое шкала тревожности?

Шкала тревожности по Спилбергеру — уровень стресса, информативный метод диагностики тревожных состояний на текущий момент (при реактивном возбуждении) и колебаний личностной тревожности человека. Люди с высокотревожным восприятием любого стресса постоянно находятся в напряжении, а тест укажет максимальное количество баллов.

Как и почему появляются признаки тревоги?

Тревога — нормальное состояние, запускающее механизм самосохранения. Клиницисты выделяют не только психологические нарушения во время стресса, но и реальные физические ощущения. Психологические симптомы повышенной тревоги:

  • частые переживания, предчувствия, незащищенность;
  • нарушение сна, снижение активности;
  • необоснованный страх за близких, чувства страха, душевной тяжести;
  • страх перед новой обстановкой;
  • сложность в общении с окружающими;
  • снижение работоспособности, нарушение концентрацией мысли — все поле мыслей занимает тревога (больные постоянно испытывают стресс, боятся делать лишние действия);
  • неадекватная самокритичность, плаксивость.

Перед возбуждением происходят и другие изменения. Физически заболевание проявляется потливостью, покраснением лица и шеи, учащением дыхания, пульса, сердцебиения, появлением кома в горле, вздутием живота и разжижением стула. Внешне человек выглядит напряженным, нервным, сжимает кулаки, теребит пуговицы, одежду, собственные пальцы, грызет ногти.

Связаны ли депрессия и тревожность

Если отождествлять термины «повышенная тревога» и «депрессия», то следует говорить о тревожно-депрессивном расстройстве личности. Депрессия может сопутствовать повышенному уровню тревоги, как и быть следствием патологического состояния. Депрессии нередко сочетаемы с большинством психических заболеваний, дополняют и усугубляют состояния психики. Избавиться от навязчивой тревоги можно только с помощью специалистов.

Что будет, если не лечиться.

Повышенный уровень тревоги без адекватного лечения приводит к серьезным расстройствам психики в дальнейшем, особенно у больных в особой группе риска. У детей при длительном течении формируется обсессивно-компульсивный невроз, многочисленные фобии, психастеническая акцентуация характера.

Подростки изменяют поведенческие реакции. Расстройство у взрослых нарушает обычный ритм жизни, навязчивые состояния затрудняют адекватную социализацию, возможно появление суицидальных мыслей. При отсутствии лечения больные запираются дома, лишают себя общения, погружаются в глубокие депрессии, иногда становятся алкоголиками.

Результаты лечения при соблюдении врачебных рекомендаций стабильны, сохраняются длительное время. Опасно оставлять симптомы без внимания во избежание серьезных осложнений. На сайте много комментариев и ответов на запросы больных со схожими симптомами, отзывов от лечения. Получить информацию о состоянии помогут статьи, однако требуется и консультация специалиста. Если больной сможет справиться с негативными эмоциями, начнет контролировать мысли, то степень возбуждения значительно снизится.

Тревожное расстройство — серьезное психиатрическое заболевание, требующее обязательной коррекции. Профилактика заключается в своевременной диагностике, точном диагнозе, адекватной медикаментозной или психотерапии, раннем обращении к врачу. Осложнения патологического состояния всегда осложняют лечение, нередко носят необратимый характер.

Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей

Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.

Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.

Боль в груди у детей

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Боль в груди у детей: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Физиологическое значение любой боли связано с защитой организма от разрушения, т.е. с системой предупреждения о реальной или потенциальной опасности возникновения повреждения. Болевой сигнал обеспечивает своевременную мобилизацию защитных сил организма.

Когда речь идет о ребенке, то к его жалобам на боль нужно относиться с особой внимательностью, поскольку дети не всегда могут точно охарактеризовать ее специфику и даже локализацию.

Ощущение боли заметно ограничивает активность маленького ребенка, что может отразиться на его психомоторном развитии. В более старшем возрасте боль может стать причиной проблем с социализацией и адаптацией ребенка в детском коллективе.

Разновидности боли в груди у детей

Различают острую и хроническую боль, а в зависимости от ее характера — колющую, давящую, сжимающую, ноющую.

Возможные причины боли в груди у детей

Нередко дети жалуются на боль в груди после интенсивной физической нагрузки. Если такие жалобы единичны, то появление боли можно объяснить перенапряжением связочного аппарата – в таком случае после непродолжительного отдыха боль исчезает самостоятельно и не считается патологической.

Боль, возникающая после приема пищи, должна насторожить родителей, поскольку она может служить симптомом заболевания желудочно-кишечного тракта, например, гастроэзофагеального рефлюкса, гастрита или язвенной болезни желудка, — причем как единственным, так и сочетаться с такими проявлениями, как отрыжка, кислый привкус во рту, тяжесть в животе, нарушение дефекации.

Различные заболевания органов дыхания (например, коклюш), связанные с изнуряющим кашлем, часто вызывают у детей боль в груди. Это объясняется чрезмерным напряжением межреберных мышц. Боль в груди при пневмонии может быть связана с распространением воспалительного процесса на плевру. При этом ребенок обычно занимает вынужденное положение, щадя пораженную сторону, наблюдается поверхностный кашель и подъем температуры тела.

Некоторые заболевания (абсцесс легкого, туберкулез) чреваты развитием пневмоторакса (скопление воздуха в плевральной полости, ведущее к спадению ткани легкого и сдавлению кровеносных сосудов средостения).

Пневмоторакс.jpg

Сколиоз.jpg

В подростковом возрасте боль в грудной клетке бывает связана с интенсивным ростом опорно-двигательного аппарата и запаздыванием развития сердечно-сосудистой и нервной системы. Такая боль может сопровождаться учащенным сердцебиением, головокружением и другими неприятными субъективными ощущениями в грудной клетке.

Причиной длительной боли в груди могут стать инфекционные заболевания, например, опоясывающий лишай, вызванный герпесом IV типа. Заболевание характеризуется появлением мелкопузырчатых обильных высыпаний по ходу пораженного нерва – часто в области груди. Такая сыпь сильно зудит и доставляет существенный дискомфорт.

Среди заболеваний сердца, вызывающих боль в грудной клетке у детей, следует выделить миокардит. Часто он развивается на фоне острой респираторной вирусной инфекции или кишечной инфекции (вызванной, например, вирусом Коксаки) или в течение двух недель после нее. Наиболее подвержены развитию миокардита дети раннего возраста с неблагоприятным перинатальным анамнезом. Повышение температуры тела – часто первый симптом развития миокардита. В дальнейшем появляются одышка и боль в области груди, ребенок становится беспокойным, плаксивым, может наблюдаться рефлекторная рвота.

Инфаркт может возникнуть вследствие атеросклероза при семейных формах гиперлипидемии, аномальном отхождении левой коронарной артерии, при болезни Кавасаки, васкулитах коронарных артерий, инфекционном эндокардите. Для заболевания характерна жгучая боль за грудиной, а также нарушение дыхания, потливость, одышка, снижение артериального давления. В единичных случаях отмечаются боль в животе, рвота, диарея.

При исключении всех соматических (телесных) патологий и сохранении боли в груди необходимо обратить внимание на психическое состояние ребенка. Дети и подростки с тревожными и депрессивными расстройствами нередко жалуются на боль в груди, ощущение сердцебиения и затрудненное дыхание.

К каким врачам обращаться при появлении боли в груди у детей?

При появлении боли в груди у ребенка необходимо обратиться к педиатру . После осмотра и сбора анамнеза врач назначит комплекс лабораторно-инструментальных исследований и консультации узких специалистов.

Диагностика и обследования при боли в груди у детей

В большинстве случаев для постановки диагноза необходим комплекс лабораторно-инструментальных исследований, список которых составляет врач, ориентируясь на состояние пациента и имеющиеся симптомы.

    Клинический анализ крови: общий анализ с подсчетом тромбоцитов, лейкоформула, СОЭ (с микроскопией мазка крови при наличии патологических сдвигов).

Синонимы: Общий анализ крови, ОАК. Full blood count, FBC, Complete blood count (CBC) with differential white blood cell count (CBC with diff), Hemogram. Краткое описание исследования Клинический анализ крови: общий анализ, лейкоформула, СОЭ См. также: Общий анализ – см. тест № 5, Лейкоцит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: