Диагностика познавательной активности детей

Диагностика познавательной активности учащихся 5-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены примеры диагностических методик по выявлению познавательной активности учащихся среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика познавательной активности учащихся 5-х классов»

Диагностика познавательной активности учащихся 5-х классов.

Большое значение в работе с обучающимися играет хорошо организованная и тщательно продуманная диагностическая работа.
Диагностика является связующим звеном между содержанием и результативностью деятельности всех участников образовательного процесса.

Сущность диагностирования состоит в том, чтобы:

1)​ обнаружить изменения существенных характеристик, признаков личности, педагогического процесса;

2)​ увидеть нормы или отклонения в их развитии (ориентируясь на эталон);
определить ступень или уровень развития;

3)​ проанализировать полученные факты;

4)​ установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;

5)​ выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия.

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними».

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Рассмотрим методики, направленные на изучение мотивации в овладении предметом, которые могут использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 11-летнего возраста.

Содержание тест-опросника (Диагностика №1) Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника»

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

пожалуй, верно – (+);

пожалуй, неверно – (–);

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0–10 баллон – внешняя мотивация;

11–20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

Методики диагностики познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ «Ясли-сад №69 г.Донецка» был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети подготовительной к школе группы в количестве 20 человек.

На первом этапе эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики:

1. Методика «вопрошайка, автор М.Б. Шумакова

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Материал: Две картинки, представляющие собой рисунки завершающего этапа происходящих ранее действий и событий с действующими лицами, которые неизвестны для ребенка. (Приложение А)

«Волк и зайцы». На переднем плане рисунка изображен убегающий волк, на спине у которого заяц. На заднем плане несколько зайцев спрятались за пень.

«Кот-рыболов». Кот держит в лапах удочку. Рядом с ним ведро с уловом. Кот дремает. На заднем плане виднеется котенок, который выглядывает из-за дерева и крадет рыбку из ведра.

Читайте также  Обеспечение безопасности приемного ребенка

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования .

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик .

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений .

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения .

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

2. Методика «Столкновение интересов», автор Н.И. Гуткина

Цель: выяснить степень выраженности познавательного или игрового интереса (мотива) в обучении и общении.

Порядок проведения: в комнате, на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки . Ребенку предлагают в течении минуты рассмотреть их. Затем взрослый подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и у ребенка спрашивают, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

Сказка « Почему зайцы зимой шубки носят»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: — Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. — Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц. — Нет, одолею! — Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: — Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. — Давай, — согласился заяц.

(В данном месте чтение прерывается)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет: -Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко. Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: — Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Обработка данных: О доминировании познавательного интереса свидетельствует выбор ребенка: дети с выраженным познавательным интересом предпочитают послушать продолжение сказки, дети со слабым познавательным интересом предпочитают поиграть.

Высокий уровень – 8 балов, средний уровень – 6 балов, низкий уровень – 3 бала.

3. Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

Цель: изучение познавательной активности детей (используются словесные ситуации)

Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше – 8 балов.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов – 6 балов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов – 3 бала.

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

4. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Немов Р. С.

Цель: диагностика познавательных способностей.

Инструкция по организации тестирования:

В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать». (Приложение Б)

Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.

Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.

По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Может ли он, не только давать знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Мы считаем, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно-игровой деятельностью на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников»

1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников ……………………………………………………………….4

2. Комплекс дидактических игр способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках математики …. 10

3. Динамика развития познавательной активности учащихся 2 класса …22

Список использованных источников ………………………………………26

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества.

Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Может ли он, не только давать знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Мы считаем, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно-игровой деятельностью на уроках.

Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру.

Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Читайте также  Кризис в 3 месяца у грудного ребенка

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития».

В развитии теории и практики активного учения сыграли большую роль исследования Есипова Б.П., Левиной М.М., Огородникова И.Т., Русакова Б.А., Шаталовой Т.И. и других. Вклад в разработку проблемы активизации учения внесли исследовательский интерес и его связь с активизацией познавательной деятельности.

Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науки являются исследования Р.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.

Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Непосредственно вопросом познавательной деятельности посвящены работы Л.П.Аристовой, Т.Г.Рамзаевой, Н.Ф. Талызиной, И.Ф.Харламова.

Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования – активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Цель исследования – теоретически обосновать, практически проверить активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования – процесс развития познавательного интереса будет эффективным, если:

учитываются возрастные особенности младших школьников;

используется комплекс специально подобранных дидактических игр на уроках математики.

Опытная работа проводилась в КГУ «Бородинская средняя школа» ВКО, Зыряновского района, с.Бородино.

Для решения поставленных задач применялись различные методы:

а) теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение школьных программ и учебников;

б) опытно-экспериментальные: наблюдения за деятельностью учащихся в процессе решения учебных задач, тестирование учащихся, анкетирование, беседы с учителями, учащимися и их родителями.

Очередной эксперимент по диагностике развития детей

В этот раз мы диагностировали развитие дошкольников поэтапно.

Этапы эксперимента

Эксперимент состоял из трех этапов.

  1. Констатирующий этап – диагностика уровня развития детей по ряду критериев.
  2. Формирующий этап – реализация условий проектирования развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста средствами современных игровых технологий в экспериментальной группе.
  3. Контрольный этап – повторная диагностика уровней развития дошкольников и анализ результатов исследования.

Перейдем к рассмотрению каждого из этапов. Начнем с констатирующего этапа и диагностики.

Цель диагностики: наблюдение и анализ достижений ребенка в свободном овладении навыками качественного усвоения материала, выявление детей с ярко выраженными способностями в математических знаниях.

Форма организации: игровая ситуация, обладающая определенным вопросом, которая проводится наедине с дошкольником.

Методы диагностики

Мы предложили несколько диагностических ситуаций.

Диагностическая ситуация №1

Цель: определение практических навыков ребенка в возрасте от 5 лет в счете и задачах поиска.

Три домика, стоявшие в ряд, обладают своим числовым номером – 4, 7, 5. Они обозначают количество бронзовых монет. Забрать эти монетки может тот, кто дойдет до домика и откроет дверь. Чтобы пройти задание, нужно внимательно посмотреть на следы рядом с домиками. По ним нужно пройтись так, чтоб общее число следов составляло значение, подходящее их домику.

Педагог: задает вопросы о домике, нужном количестве следов; интересуется, не хочет ли ребенок открыть дверь другого дома.

Диагностическая ситуация №2

Цель: отслеживание стремления детей к соблюдению правил, исправлению ошибок, рассуждению и мысленному обоснованию своей точки зрения.

В этой ситуации ребенку и педагогу не требуется выполнять практических действий. Дошкольник внимательно наблюдает за ходом соперника, а затем делает свой, комментируя решение и размышляя об исправлении недочетов.

Педагог: Давай представим, что мы играем в Домино. Кто-то из нас ошибся в игре. Найди эти ошибки и исправь их. Я сделаю первый ход.

Когда ребенок находит неверные ходы, целью педагога являются вопросы, подводящие дошкольника к логичному и последовательному рассуждению. Воспитатель должен узнать у дошкольника, кто совершил ошибку и как ее можно исправить.

Чтобы грамотно осуществить мониторинг, мы выбрали методики диагностирования уровней освоения дошкольниками программного материала.

Уровни развития у детей готовности к обучению

Были использованы следующие критерии для оценки изучения программного материала старшими дошкольниками:

Первый уровень – высокий.

Дошкольники обладают достаточно большим запасом знаний, могут использовать эти знания для достижения поставленных ими задач, самостоятельно справляются с заданием, не нуждаются в дополнительных вопросах или помощи.

У них есть все необходимые навыки, они умело их применяют. Дают полные ответы, объясняют свою позицию и способны рассуждать. Также используют полные предложения. Их речь всегда спокойная и уверенная, запас слов достаточен, владеют предметными терминами.

Второй уровень – средний.

У этих дошкольников достаточно хороший запас знаний, они применяют его, решая задачи. Однако иногда они нуждаются в небольшой посторонней помощи, во вспомогательных вопросах. Если дошкольники стараются самостоятельно справиться с заданием, то они выполняют его не в полном объеме, который рекомендуется программой для их возраста.

Дошкольники владеют определенными навыками, необходимыми для работы, используют их, но нуждаются в помощи. Когда дети используют свои навыки, чтобы решать конкретные задания, их результат получается недостаточно хорошим. Они дают правильные ответы, но не объясняют свою позицию и не способны рассуждать. Они могут составлять простые фразы и предложения. Их речь имеет ограниченный запас слов, предметными терминами владеют плохо.

Третий уровень – низкий.

Дошкольники обладают представлениями о навыках и знаниях, которые предусмотрены программой для их возраста, но у них возникают трудности при их использовании на практике. Нуждаются в помощи педагога и во вспомогательных вопросах.

Однако это не приносит положительного результата. Дошкольники не всегда хорошо выполняют задание, часто предпочитают просто промолчать, либо отказываются от выполнения вообще. Если же задание выполняется, то допускается значительное количество ошибок.

Дети не стараются вникнуть в суть задания – просто соглашаются с предложенным им ответом. Их речь обычно односложная, лексический запас ограничен, предметными терминами они не владеют и не используют их.

Результат усвоения программы следующий:

— 80-100 процентов – оптимальный;

— ниже 50 процентов – недопустимый.

Также мы выделили критерии, которые позволяли определить готовность дошкольников к образовательной деятельности:

— готов ли дошкольник к познавательной деятельности (сформированы ли у него познавательные мотивы, интересует ли его новое);

— познавательные потребности (как ребенок относится к окружающей действительности, стремится ли он долгое время наблюдать за явлениями, хочет ли он определять свойства предметов и их особенности).

Мы применили следующие методики.

Изучение мотивации у детей старшего дошкольного возраста по М.Р. Гинзбургу

Эта методика появилась в 1988 году. А система оценок по этой методики была разработана Р.В. Овчаровой в 1993 году.

Цель: определить наличие мотивации к осуществлению познавательной деятельности.

Методика основана на принципе персонификации мотивов. Воспитаннику предлагается короткий рассказ, в котором все мотивы являются личностными позициями одного из персонажей.

После того, как ребенку прочитывается каждый абзац, дошкольник должен схематически выложить рисунок в соответствии с содержанием, что поможет ему запомнить историю.

Полученные результаты позволяют выявить мотивы ребенка:

  • учебный мотив: он относится к познавательной деятельности;
  • социальный мотив: он относится к пониманию общественной значимости учения;
  • отметка: ребенок хочет получить высокую оценку;
  • игровой: ребенок переносит учебную сферу в игровую;
  • позиционный: ребенок желает занять особое положение по отношению к окружению;
  • внешний: ребенок просто подчиняется указаниям взрослого человека.

Результаты исследования по первой методике представлены в таблице 1.

Результаты исследования готовности дошкольников к учебной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

группа высокий уровень средний уровень низкий уровень
кол-во % кол-во % кол-во %
экспериментальная группа 2 13,3 2 13,3 11 73,3
контрольная группа 1 6,7 4 26,7 10 66,7

Согласно результатам, высоким уровнем готовности дошкольников к учебной деятельности обладает лишь один испытуемый в контрольной группе, что составляет 6,7 процентов от общего числа и два дошкольника экспериментальной группы (13,3%).

Эти дошкольники обладают достаточно большим запасом знаний, могут использовать эти знания для достижения поставленных ими задач, самостоятельно справляются с заданием, не нуждаются в дополнительных вопросах или помощи. У них есть все необходимые навыки, они умело их применяют.

Средним уровнем обладают 4 детей из контрольной группы, что составляет 26,7 процентов от общего числа. А в экспериментальной группе число таких детей — 2 (33,3 процента). достаточно хороший запас знаний, они применяют его, решая задачи.

Читайте также  Диагностика здоровья детей в доу

Однако иногда они нуждаются в небольшой посторонней помощи, во вспомогательных вопросах. Если дошкольники стараются самостоятельно справиться с заданием, то они выполняют его не в полном объеме, который рекомендуется программой для их возраста. Дошкольники владеют определенными навыками, необходимыми для работы, используют их, но нуждаются в помощи.

Низким уровнем обладают 106 детей из контрольной группы, что составляет 66,7 процентов от общего числа. 11 человек из экспериментальной группы показали тот же результат (73,3 процента).

Эти дошкольники обладают представлениями о навыках и знаниях, которые предусмотрены программой для их возраста, но у них возникают трудности при их использовании на практике. Нуждаются в помощи педагога и во вспомогательных вопросах. Однако это не приносит положительного результата.

Методика «Мотивационная готовность» по А.Л. Венгеру

Цель методики заключается в том, чтобы определить степень развития познавательных потребностей дошкольников в значимой для их личности деятельности.

Проводя опрос с помощью теста, мы определили, что далеко не все дошкольники хотят учиться в школе. И не интересуют такие предметы, как чтение и математика, русский язык и рисование.

Они хотели бы учиться в школе, в которой преподают только пение, физкультуру и рисование. Некоторые дошкольники хотят заниматься только математикой или только письмом.

Не все дети желают получать высокие оценки, многие хотели бы получать за правильный ответ игрушки или сладости. Можно предположить, что у детей развита низко познавательная потребность на личностно-значимом уровне.

Результаты исследования познавательных потребностей дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

группа высокий уровень средний уровень низкий уровень
кол-во % кол-во % кол-во %
экспериментальная группа 1 6,7 3 20,0 11 73,3
контрольная группа 1 6,7 6 40,0 8 53,3

Согласно результатам, высоким уровнем познавательных потребностей дошкольников обладает лишь один испытуемый в контрольной группе, что составляет 6,7 процентов от общего числа и 1 дошкольник экспериментальной группы.

Это дошкольники, которые имеют высокий уровень познавательных потребностей, у него развиты социальные мотивы, которые основаны на понимании социальной значимости учения.

Средним уровнем обладают 6 детей из контрольной группы, что составляет 40 процента от общего числа. А в экспериментальной группе число таких детей 3 (20 процента).

Эти дошкольники имеют познавательные потребности, но у них нет четкого понимания необходимости учения. Они хотят с помощью учебной деятельности занять особое положение среди ровесников.

Низким уровнем обладают 8 детей из контрольной группы, что составляет 53,3 процентов от общего числа. 11 человек из экспериментальной группы показали тот же результат (73,3 процента). Эти дошкольники не обладают познавательными потребностями, не осознают ценность учения.

Хочу отметить, что большинство детей не обладают нужными практическими знаниями, навыком последовательного рассуждения и обоснования своей точки зрения. Диагностические ситуации, используемые на группе детей, недостаточны для определения качества знаний. В результате пройденного испытания педагогам были даны рекомендации по составлению эффективного учебного процесса.

  1. Анализ игровых предметов окружающей среды.
  2. Мотивация, создание комфортных условий для творческой и познавательной деятельности дошкольников.
  3. Подбор игр, которые подойдут обучающимся для самостоятельного изучения взаимодействия, зависимости между величинами и числами.
  4. Практика организации досуга, игровых проектов.

Как показали результаты исследования на констатирующем этапе, педагогическая поддержка детей в образовательном процессе недостаточно организована, так как у большинства дошкольников низкий уровень готовности к учебной деятельности и не сформированы познавательные потребности.

Поэтому на следующем этапе мы организовали работу по реализации условий педагогической поддержки детей экспериментальной группы, о чем и пойдет речь в одной из следующих наших статей.

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика – это конкретный прием, который позволяет выявить на основании результатов тестирования определенный уровень развития человека.

Диагностический комплекс по исследованию познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе диагностики, представляют собой приближенную информацию об умственном развитии. Ее использование для суждения или формулировки выводов, может быть только в совокупности с иными результатами, полученными в ходе других исследований.

Стандартный блок диагностических методик включает в себя четыре методики, направленные на выявление различных аспектов познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

  • ориентировка в окружающем пространстве;
  • умение выделять существенные признаки из общего;
  • уровень развития наглядно-образного мышления;
  • умения устанавливать последовательность событий.

С целью исследования данных сторон познавательного развития старшего дошкольника, могут быть использованы следующие диагностические методики:

  1. Игра «Нелепица» — ребенок рассматривает картинку, на которой изображено большое количество событий. Его задача найти нелепости и искажения реальности, «ошибки» художника.
  2. «Четвертый лишний» — ребенку предлагается четыре картинки или предмета. Необходимо убрать лишнее, обосновав свой выбор.
  3. Диагностическая методика Л.А. Вагнера – ребенку предлагаются вырезанные из бумаги формы, из которых он должен собрать предметное изображение в соответствии с представленным эталоном. Выполнение этой задачи позволяет определить исследователю умение детей оперировать сенсорными эталонами.
  4. Использование сюжетных картинок – ребенок должен рассказать о том, что он видит на картинке, что там изображено и какие действия выполняют героя картинки. Рассказа ребенка отражает уровень развития у него связной речи, умении самостоятельно логично и последовательно излагать мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста предполагает обязательное использование комплекса методик. Только в этом случае можно говорить о всестороннем исследовании и достоверности полученных данных.

Характеристика некоторых диагностических методик

Методика «Дерево желаний», автор В. С. Юркевич.

Цель методики: определение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: картинки, сопровождаемые словесными воображаемыми ситуациями.

Ход методического исследования: исследователь сообщает ребенку о том, что он знает волшебника способного исполнить несколько его желаний, перенести в желаемое место и т.д. Спрашивает у ребенка, чтобы он попросил у волшебника в первую очередь и т.д. Первые ответы ребенка регистрируются, среди них выбираются наиболее познавательные и интересные.

Полученные ответы обрабатываются, чем интереснее, необычнее и познавательнее ответ, тем выше за него балл получает ребенок. При этом суждение ребенка рассматриваются по более широкой шкале, чем – высокий, средний и низкий. В шкалу входят такие показатели как «очень высокий» и «очень низкий».

Методика «Наблюдение за проявлениями учебно-познавательной активности».

Суть методики. Во время разных видов деятельности, педагог наблюдает за детьми, их реакциями на его вопросы, ответами и т.д. Все это фиксируется.

Основные единицы проявления внешней активности у детей старшего дошкольного возраста в ходе диагностического исследования:

  • двусторонняя активность – ребенок стремится самостоятельно ответить на поставленные педагогом вопросы, после ответов он испытывает удовлетворение;
  • односторонняя активность – ребенок охотно отвечает на вопросы педагога, но при этом он не проявляет инициативу, чтобы ответить на них. То есть для ответа педагог сам выбирает ребенка и просит дать ответ;
  • активность на уровне микрогруппы – ребенок активен только внутри своей микрогруппы, вне ее он не стремится отвечать на вопросы педагога и не проявляет активности во время учебного занятия;
  • отклонение от учебного процесса – ребенок не принимает активного участия в учебном процессе, он отвлекается, разговаривает с соседями, не смотрит на педагога и т.д.

Требования к педагогу, организующему диагностику познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы проводимая диагностика была результативной и успешной, к педагогу, который ее организует и проводит, предъявляется ряд профессиональных требований.

Требования к педагогу, проводящему исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

  1. Умение точно, выразительно, кратко и логично излагать материал, добиваться понимания детьми диагностического материала, уметь использовать в работе разнообразные методы изложения и активизации детей в учебно-познавательном процессе.
  2. Умение удерживать интерес и внимание детей на диагностическом материале, использовать собственные знания на практике, самостоятельно адекватно оценивать свою учебно-познавательную деятельность, поведение и поступки.
  3. Владение конструктивно-организаторскими умениями, которые включают в себя умения: планировать педагогический процесс, подбирать методические и диагностические материалы, организовывать деятельность детей в разных режимных моментах.
  4. Диагностические навыки, которые заключаются в умении определять особенности психического и физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
  5. Уметь устанавливать эффективные взаимоотношения с детьми, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: