Диагностика отношения ребенка родителям

Родители и дети: взаимное отражение. Диагностика отношений

Метод незаконченных предложений дает возможность выявить нюансы детско-родительских сценариев, ролевые особенности и позиции родителей по отношению к детям, уровень взаимопонимания, особенности развития их отношений. Метод позволит увидеть степень доверия ребенка к родителям, близость контакта, кто из родителей выступает более значимой персоной для ребенка.

Родители и дети: взаимное отражение. Диагностика отношений

фото Jessica Drossin

На начальном этапе работы помимо сбора данных я часто использую проективные методы диагностики. Их иногда называют методиками замаскированного тестирования. Потому что, как правило, тестовые стимулы расплывчаты и неоднозначны, а результаты не явны для клиента. Для психолога же это хороший способ обнаружить завуалированные, скрытые и часто неосознаваемые стороны проблемы.

Работа с родителями и детьми: метод незаконченных предложений

Хочу поделиться такой методикой, которую использую в работе с родителями и детьми (подростками) для выявления более полной картины их отношений именно на начальном этапе работы с семьей.

Метод Незаконченных предложений

Метод применяется в психологической практике давно. Существует множество его вариантов.

Я хочу рассказать о детско-родительском варианте.

Что дает мне эта методика? Она на начальном этапе работы с семьей позволяет выявить некоторые нюансы детско-родительских сценариев, роли и позиции родителей по отношению к детям, взаимопонимание, механизмы формирования их взаимоотношений. Мне легче сориентироваться в дальнейшем направлении работы, есть возможность увидеть проблемные, острые моменты в отношениях. Методика показывает гармоничность или дисгармонию в отношениях детей и родителей, часто позволяет увидеть их идеальные ожидания и реальные требования, причины трудностей во взаимоотношениях родителей с подростком, когда он стремится к сепарации.

Родители и дети: взаимное отражение. Диагностика отношений

фото Gemmy Woud-Binnendijk

Работа с подростком, ребенком по данной методике позволяет увидеть степень доверия родителям, насколько близко установлен контакт, с кем из родителей, кто из них является более значимой фигурой для ребенка, вовлечен ли ребенок в родительский конфликт, если таковой имеется. Возможные страхи и опасения проявляются в ответах как родителей, так и детей.

Сравнительный бланк использую для анализа взаимного отражения подростков (детей) и родителей в глазах друг друга, для того, чтобы сопоставить и соотнести мнения детей и родителей друг о друге. Анализ результатов помогает выявить, характеризуются эти отношения отчужденностью и закрытостью или эмоциональной теплотой. В «благополучных» семьях методика позволяет увидеть в отношениях взаимопринятие, взаимопонимание. В семьях, где отношения в кризисном состоянии, часто выявляется взаимное неприятие, примитивная оценка друг друга, отсутствие любви или амбивалентность в восприятии друг друга. Например, подросток говорит о матери как о заботливой, мягкой, выражает стремление помочь, беспокоится о ее здоровье. Мать же, напротив, может характеризовать сына ( дочь) равнодушным, черствым, ленивым, эгоистичным.

Надо понимать, что данная методика не является тестом с окончательными результатами. Это материал для анализа, для размышления психолога, способный помочь выстроить дальнейшую работу с семьей.

Процедура использования

Родителям или одному из них предлагаю заполнить бланк – закончить предложения. Детям (подросткам) предлагаю аналогичные предложения. С детьми младше 13 лет работаю устно, с более младшими предложения использую выборочно. Важно понимать, какие шкалы необходимы и значимы для исследования в конкретной семейной ситуации.

Если сразу ответа у ребенка не находится, то я продолжаю. А в конце возвращаюсь к пропущенным пунктам уже с колодой метафорических ассоциативных карт. Как правило, ответ находится.

Описание методики

Методика представляет собой бланки с незаконченными предложениями. Предложения разделены на 11 групп (шкал), отражающих отношение родителей и детей друг к другу, их влияние друг на друга, взаимоотражение.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Сочетание этих позиций показывает представление родителей о своих детях и представление детей о своих родителях, выявляет трудности и проблемы в отношениях.

Проводится контент-анализ или содержательный анализ ответов, на усмотрение психолога.

Ниже я привожу сами бланки с предложениями, бланк распределения предложений по шкалам и сравнительный бланк.

Предложения для детей и подростков

1. Когда я думаю о своем(ей) папе (маме), то….

2. По сравнению с другими родителями мой (моя) папа (мама)….

3. Я люблю, когда папа (мама)….

4. Я хотел(а) бы, чтобы он (она)….

5. Меня беспокоит то, что. он (она)….

6. Мне бы хотелось, чтобы (папа) мама уделял (а) внимание….

7. Я очень раздражаюсь, когда…

8. Когда я рос(ла), мой(я) папа (мама)…

9. Мою маму (папу) постоянно интересует…

10. Мне приятно, когда мы с мамой (папой)…

11. Скорее всего я….

12. Когда я с мамой (папой) бываем среди других родителей ребят…

13. Мне нравится в маме (папе)…

14. Я всегда мечтаю о том, что….

16. Хотелось бы, чтобы он (она) перестала…

17. Мне не нравится в нем(й)…

18. Когда он(а) был(а).

19. Мой(я) папа (мама) любит, когда.

20. Мой(я) папа (мама) и я…

21. Я всегда замечал…

22. Самое главное в характере моего(ей) папы (мамы)…

23. Мой(я) папа (мама)…

24. Я был бы рад, если бы папа (мама)…

25. Мне бы не хотелось, чтобы папа (мама)…

26. Мой(я) папа (мама) достаточно…

27. Думаю, что ему (ей) мешает…

28. Самое трудное, что пережил(а) мой(я) папа (мама)…

29. Он (она) предпочитает…

30. Наши отношения с мамой (папой)…

Предложения для родителей

1. Когда я думаю о своем сыне (дочери), то….

2. По сравнению с другими подростками его (ее) возраста мой сын (дочь)….

3. Я люблю, когда мой сын (моя дочь)…

4. Я хочу, чтобы, мой сын (моя дочь)…

5. Меня беспокоит в нем (в ней)….

6. Мне хотелось бы, чтобы мой сын (моя дочь) больше внимания уделял (а)….

7. Я сильно раздражаюсь, когда…

8. Мой сын (моя дочь), когда рос(ла)…

9. Моего сына (дочь) интересует…

10. Мне приятно, когда мы с моим сыном (дочерью)…

11. Скорее всего, он (она)….

12. Когда мы с ним (с ней) бываем среди его (ее) сверстников….

13. Мне нравится в моем сыне (дочери)….

14. Я всегда мечтаю о том, что мой сын (моя дочь)…

15. Я боюсь, что…

16. Хотелось бы, чтобы он (она) перестал(а)….

17. Мне не нравится…

18. Когда он (она) был(а) маленьким….

19. Мой сын (моя дочь) любит….

20. Мой сын (моя дочь) и я….

21. Я всегда замечал(а), что он (она)….

22. Самое главное в характере моего сына (моей дочери)….

23. Мой сын (моя дочь) силен (сильна)….

24. Я был(а) бы рад(а), если бы….

25. Мне бы хотелось, чтобы….

26. Мой сын (моя дочь) достаточно способен (способна), чтобы….

27. Думаю, ему (ей) мешает….

28. Самое трудное, что пережил(а) мой сын (моя дочь)…

29. Он (она) предпочитает….

30. Наши отношения с сыном (дочерью)….

Распределение стимульного материала по шкалам

Название Шкалы Номера предложений
1. «Открытая» шкала 1, 11, 21
2. Сравнительная оценка ребенка (родителя) 2, 12
3. Значимые характеристики ребенка (родителя) 22, 23
4. Позитивные особенности ребенка (родителя) 3, 13
5. Идеальные ожидания 4, 14, 24, 26
6. Возможные страхи, опасения 5, 15, 25
7. Реальные требования 6, 16
8. Причины трудностей 7, 17, 27
9. Анамнестические данные 8, 18, 28
10. Интересы, предпочтения ребенка (родителя) 9, 19, 29
11. Взаимодействия 10, 20, 30

Сравнительный бланк

Шкалы Родители о подростке
(ребенке)
Ребенок о родителях Сходство в восприятии друг друга Различие в восприятии друг друга
1. «Открытая» шкала
2. Сравнительная оценка ребенка (родителя)
3. Значимые характеристики ребенка (родителя)
4. Позитивные особенности ребенка (родителя)
5. Идеальные ожидания
6. Возможные страхи, опасения
7. Реальные требования
8. Причины трудностей
9. Анамнестические данные
10. Интересы, предпочтения ребенка (родителя)
11. Взаимодействия

Взаимоотношения можно формировать, их можно изменять. Своей задачей на начальном этапе работы с детско-родительскими отношениями вижу, помимо установления доверительного контакта с родителями и детьми, выявление конкретных трудностей их восприятия друг друга и взаимоотношений.опубликовано econet.ru

Автор Оксана Алимова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Диагностические методики изучающие особенности детско-родительских взаимоотношений

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью данных методик можно изучить характер детско-родительских отношений, особенности взаимодействия в семье.

Читайте также  Кровь на сахар как подготовиться ребенку

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методики изучающие особенности детско-родительских взаимоотношений»

Диагностические методики изучающие особенности детско-родительских взаимоотношений.

Родительское сочинение

(автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному.

— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

— ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор — Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.

Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Цель изучить переживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульный материал. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ полученных результатов.

Анализ структуры рисунка.

Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи — это эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости; чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) — возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста — выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей — поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений старших дошкольников с близкими в семье может быть использована проективная беседа с ребенком.

Читайте также  Сколько должен бодрствовать ребенок в 1 месяц

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА Р.ЖИЛЯ

Тест Рене Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) был сконструирован для исследования личности, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), для определения референтной группы испытуемого. Это проективная визуально-вербальная методика. Она была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для обследования детей.
Методика представляет собой нечто среднее между анкетой и проективным тестом. Стимульный материал теста Р. Жиля состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые. Он также содержит тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения ребенка в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для него и затрагивающих отношения с другими людьми.
Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся за столом. Ребенку нужно выбрать себе место. В тестовых заданиях предлагается ответить на вопросы, например: «С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?»
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные.
Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает следующие показатели:

— характеристики конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым);
— особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.

Все показатели, помимо качественной оценки, получают свое количественное выражение. Несмотря на то что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста Р. Жиля, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с его помощью.

РУССКИЙ ВАРИАНТ

Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.
По мнению этих исследователей, методика «позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка, и поэтому может использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Выявление нарушенной системы отношений ребенка дает ключ к пониманию того, как, воздействуя на эти отношения, можно влиять на дальнейшее развитие личности ребенка и корректировать его» (Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. «Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие». Серия: Психодиагностика детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994. c. 3)
Данная адаптация проходила с учетом речевого развития здоровых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростков с разными формами патологий (например, стеснительных, робких, замкнутых, аутичных) или с задержками развития.
Методика может использоваться при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Особенно эффективна она для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева указывают на важность раннего обследования ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться его личность и складываются важные для него личностные отношения, в первую очередь в ближайшем социальном окружении. Поэтому необходима своевременная коррекция отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию невроза.
Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам.
Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых — группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого.
Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу.
Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Авторы рекомендуют после выбора, сделанного ребенком, дополнять инструкции вопросами обо всех нарисованных, но не обозначенных на картинках людях (однако эти данные учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне), а также записывать порядок называемых персонажей.
В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях.
По окончании исследования психолог в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами, воспитателем, лечащим врачом, а также результатами игровых методик.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева предлагают не только качественно анализировать результаты, но и высчитывать количественную оценку, строить графический профиль межличностных отношений испытуемого.
В комплект методики входят:

— методическое пособие;
— набор заданий;
— регистрационный лист;
— таблицы распределения заданий по шкалам.

Количественные результаты помогают получить дополнительную информацию для сравнительного анализа экспериментально-психологических данных, полученных при обследовании больших групп испытуемых.
Однако в процессе количественного анализа «возможны потери важной психологической информации и исходных целей проективного тестирования: выявление малодоступных обобщенному пониманию индивидуальных особенностей ребенка, а также скрытых для окружающих проблем ребенка» (А.К. Осницкий).
Изучение структуры конкретно-личностных отношений здоровых детей и детей-эпилептиков в исследовательской работе И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой подтвердило текущую валидность теста. Напомним, что под текущей валидностью понимается характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. Основной процедурой определения текущей валидности является корреляционный анализ связи результатов теста с критериальными характеристиками исследуемого свойства. Распространенным способом характеристики диагностической эффективности методики является сравнение контрастных групп. Текущая валидность может определяться и на основании сопоставления оценок и заключений по валидизируемому тесту с результатами другой методики, валидность которой является установленной (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999).

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

А.К. Осницкий в 1996–1997 годах расширил область применения теста Р. Жиля. Он использовал тест в индивидуальном консультировании для обнаружения проблем ребенка и его близких, возникающих в процессе семейного взаимодействия. Автор отмечает, что данная методика наилучшим образом заменяет традиционную беседу первичного знакомства психолога с ребенком и способствует быстрому установлению контакта. Он также уточняет возраст испытуемых и рекомендует использовать этот тест с 5–6 лет.
А.К. Осницкий предлагает проводить семейную консультацию по следующему плану.
Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы.
Затем ребенок получает задание для самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком. Так выстраивается картина понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром.
Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем.
Автор обращает внимание на часто встречающуюся ситуацию, когда позиции ребенка не соответствуют ожиданиям взрослых.
Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем.
Для удобства работы А.К. Осницкий разработал бланк регистрации ответов с окошками, который позволяет увидеть совпадение/несовпадение ответов взрослого и ребенка.

3.4. Клинико-психологический анализ особенностей отношения ребенка к каждому из родителей

В норме примерно со второй половины первого года жиз­ни между ребенком и его родителями складываются отноше­ния эмоциональной привязанности, которые характеризуются высоким потенциалом доверия и психологической поддержки. Привязанность к родителям формируется в процессе взаимо­действия ребенка со своим семейным окружением и его социа­лизации. В то же время привязанность к родителям и нали­чие позитивных детско-родительских взаимоотношений есть необходимое условие нормального психического и психоло­гического развития ребенка. В норме ребенок после развода сохраняет любовь и стремление к обоим родителям. Утрата позитивного отношения хотя бы к одному из родителей соз­дает значительный риск развития у ребенка психических на­рушений. Как сложный психологический феномен, отношение ребенка к родителям подвержено влиянию множества раз­личных факторов (индивидуально-личностные особенности ребенка и родителей, характер отношения к ребенку в семье, стиль воспитания, факты жестокости и физического насилия) и может существенно различаться по степени эмоциональной близости, взаимопонимания и поддержки. В тех случаях, когда ребенок оказывается вовлеченным в длительно существующие конфликтные взаимоотношения между супругами, создаются предпосылки для нарушения характера детско-родительских взаимоотношений и формирования негативного отношения к одному из родителей.

Читайте также  Рецепт на латинском для детей

Оценка отношения ребенка к каждому из родителей яв­ляется центральным вопросом при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз по семейным спорам и одним из ведущих оснований для определения судом места жи­тельства ребенка при раздельном проживании родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ).

В семейных спорах о воспитании существуют различные формы выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей: заключение специалистов органов опеки и по­печительства, опрос ребенка в суде, заключения специалистов, которыми могут быть практикующие психологи, специалисты консультативно-диагностических центров. Одним из способов выявления характера отношения ребенка к каждому из роди­телей является КСППЭ.

При оценке характера отношения ребенка к каждому из родителей нами было установлено следующее.

Высказываемое ребенком отношение к каждому из роди­телей, которое может быть выявлено при непосредственном опросе ребенка, часто не подтверждалось результатами про­ективных методик и наблюдением за взаимодействием ребенка с родителем.

При оценке характера отношения ребенка к отдельно про­живающему родителю было выделено 4 группы под экспертных: с негативным, конфликтным (противоречивым), недифферен­цированным и позитивным отношением. Несоответствие вы­ражаемого ребенком отношения к отдельно проживающему родителю и отношения, выявляемого при экспериментально- психологическом исследовании, иллюстрирует рисунок 1.

негативное конфликтное позитивное недифференцированное

Ц – высказываемое отношение к ОПР [[] – отношение к ОПР при ЭПИ

Высказываемое ребенком негативное отношение к от­дельно проживающему родителю при экспериментально- психологическом исследовании не подтверждалось в 28% слу­чаев, что очень существенно для судебного решения.

При оценке характера отношения ребенка к совместно про­живающему родителю было выделено 5 групп подэкспертных: с позитивным, позитивным дистанцированным, слабодиффе- ренцированным, конфликтным и симбиотическим отношени­ем. 93,5% детей (77 человек) при опросе высказывали позитив­ное отношение к родителю, с которым проживали. Однако при экспериментально-психологическом исследовании и наблюде­нии за характером взаимодействия ребенка с родителем нали­чие устойчивой привязанности было выявлено только у 81,82% детей. У 7,78% отношение к родителю, с которым ребенок про­живал, было расценено как слабодифференцированное. Дети не проявляли выраженной эмоциональной привязанности к родителю. У 2,6% отношение к родителю, с которым ребенок проживал, было конфликтным, внутренне противоречивым, с выраженной амбивалентностью. У 3,9% детей отношение к опе­кающему родителю было расценено как симбиотическое. Дети демонстрировали повышенную привязанность к родителю, с которым проживали (матери), зависимость; в ситуации раз­лучения с родителем у них возникали тревожно-фобические реакции.

Несоответствие выражаемого ребенком отношения к ро­дителю, с которым ребенок проживал, и отношения, выявляе­мого при экспериментально-психологическом исследовании, иллюстрирует рисунок 2.

позитивное позит. диет. спабодифф. конфликтное симбиотич.

Щ – высказываемое отношение к СПР ? – отношение к СПР при ЭГ1И

Таким образом, наиболее достоверным способом вы­явления характера отношения ребенка к каждому из родите­лей является экспериментально-психологическое исследова­ние, проводимое с обязательным использованием проектив­ных методов. Среди них наиболее эффективными являются тематический апперцептивный тест (ТАТ), интерпретация сюжетных картинок, цветовой тест отношения (ЦТО), рису­ночные методики (в частности, рисунок семьи), методика Рене Жиля.

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.

Тесты для выявления взаимоотношений отца и матери с детьми.

Тест «Родители глазами ребенка».

Тест является фрагментом детской методики Рене Жиля, взятой из публикации: И. Н. Гильяшев, Н. Д. Игнатьева. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психологическое исследование личности в клинике. Л., 1978. Она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к матери и отцу.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков, из которых я оставил только два, имеющие отношение к оценке детьми матери и отца.

Отношение к тому или иному родителю выражается количеством его выборов, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Стимульный материал к методике Рене Жиля

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, подруга).

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты гостишь у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей (папы, мамы, брата, сестры) и твою комнату.

7. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Напиши.

8. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши.

9. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши.

10. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

11. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

12. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

13. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

14. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

15. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

16. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

17. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

18. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

19. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

20. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: