Диагностика нарушения письма детей

Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии

Тест для выявления нарушений письма

Своевременное выявление дисграфии у ребенка – одно из важнейших условий дальнейшего эффективного исправления патологии. Проверка дошкольника на предрасположенность к нарушению письменных навыков заключается в изучении
качества рисунков ребенка. Если малыш в возрасте 3-5 лет не умеет и совершенно не любит рисовать, это может стать первым признаком склонности к дисграфии. Нежелание брать в руки карандаши может быть связано с плохо развитой моторикой, слабыми мускулами пальцев и сложностями при согласовании движений во время изображения рисунков на бумаге. При этом нарисованные изображения у дисграфиков отличаются прерывистыми, рваными линиями с неравномерным, слишком сильным или слабым нажимом.

Методика выявления дисграфии у младших школьников заключается в проверке умений анализировать речь и переносить ее на бумагу. Специальные тесты для диагностики письменных нарушений позволяют выявить способность ребенка:

  • анализировать звуковой состав слов и их грамматическую составляющую;
  • разделять речевые конструкции на их части: слова, слоги, буквы;
  • воспринимать слова на слух и переносить их на бумагу;
  • определять отдельные звуки в словах;
  • самостоятельно составлять слова и предложения.

Тест для определения дисграфии у ребенка

Существует значительное количество различных методик, тестов и заданий, позволяющих со стопроцентной точностью определить наличие дисграфии. Ниже представлен тест, с помощью которого возможно выявить наличие определенного типа дисграфии у ребенка.

Инструкция для выполнения заданий теста:

  • задания в каждом блоке необходимо выполнять в установленном порядке, не пропуская;
  • если ребенок не может выполнить какое-либо задание, он может перейти к решению следующего;
  • после завершения всех заданий следует вернуться к тем, которые не удалось сделать с первого раза и снова попробовать их выполнить.

Аграмматическая дисграфия

1. Вставить пропущенную букву в окончание слова:
а) встать со стул_;
б) идти по дорог_;
в) налить в чашк_;

2. Записать название предмета в количестве трех и шести штук:
а) одна ложка, три ___, шесть ___;
б) один телевизор, три ___, шесть ___;
в) одно окно, три ___, шесть ___;

3. Составить словосочетания, поставив слово в скобках в нужном падеже, роде и числе:
а) погладить (рыжий)______ котенка;
б) сделать (домашний)______ задание;
в) включить (любимый) ______ песню.

4. Вставить подходящие по смыслу предлоги:
а) пойти _ школу;
б) посмотреть _ окно;
в) сесть _ стул.

Выполняя задания, аграмматический дисграфик испытывает сложности при согласовании слов в словосочетаниях, не может образовать множественное число или делает это неуместно (например, «встать со стулья», «три телевизоры, шесть телевизор», «погладить рыжему котенка», «сесть в стул» и т.д.).

Дисграфия с нарушением языкового анализа и синтеза

1. Составить слова из букв:
а) б а с о к а______;
б) з а к р ю к______;
в) н а с в е______;

2. Составить слова со слогов:
а) га до ро ______;
б) то лис пад______;
в) лень ма кий___;

3. Составить словосочетания, поставив слово в скобках в нужном падеже, роде и числе:
а) погладить (рыжий)______ котенка;
б) сделать (домашний)______ задание;
в) включить (любимый) ______ песню.
4. Указать количество слогов в словах:
а) пароход _;
б) сантиметр_;
в) февраль_.

Дисграфик с данным видом нарушений письма испытывает сложности с правильной расстановкой слогов и букв в словах. Ребенок не может разделять слова на звуки, в результате чего пропускает буквы и слоги либо же добавляет лишние. При наличии патологии школьник не сможет неправильно составить слова и посчитать слоги, либо же вовсе не выполнит задание.

Артикулярно-акустическая дисграфия

1. Вставить пропущенную букву:
а) яркий _остер нас со_ревает;
б) в небе сияет _елтая _везда;
в) ко_зина сп_етена из _озы;
г) _ильный ветер _уршит ли_твой;
д) _етыре _ыпленка;
е) _ерый зая_.

Данный вид дисграфии наблюдается у детей, которые не выговаривают определенные буквы. Например, неправильно произнося букву «р» в устной речи, на письме школьник записывает ее как «л». Другими словами, ребенок переносит на бумагу звуки так, как он их слышит в устной речи. Выполняя тест, дисграфик будет путать схожие по звучанию буквы и расставит их неверно (например, заменяя к-г, ж-з,с-ш, ч-ц, с-ц и др.).

Акустическая дисграфия

1. Записать словосочетания под диктовку:
а) искренние улыбки, интересное открытие (и-ы);
б) красивая колыбельная, желтая астра (а-я);
в) морскую волну, сладкую булочку (у-ю);
г) четырнадцать цапель, полотенце в цветочек (ч-ц);
д) счастливый случай, красный чемодан (с-ч);
е) серая машина, шесть чашек (с-ш);
ж) тринадцатый понедельник, тихие дети (т-д).

При акустической дисграфии школьник заменяет на письме буквы схожие друг с другом по звучанию. Следует учитывать, что ребенок с данным типом отклонения умеет устно говорить совершенно правильно. Наиболее часто происходит замена таких букв, как а-я, и-ы, у-ю, ч-ц, с-ч, с-ш, т-д и др. Выполняя задание, дисграфик будет неверно записывать буквы, заменяя их на похожие по звучанию.

Оптическая дисграфия

1. Вычеркнуть из строчки букву, указанную в скобках, и указать количество зачеркнутых букв:
а) (Щ) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;
б) (И) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;
в) (З) Э З В С Э З З В С Э С З Э__ .

2. Вычеркнуть из строчки указанный в скобках слог и указать количество зачеркнутых слогов:
а) (ца) иа ша ца ща аш ащ ца аи __;
б) (аш) ца ащ аш ац ци уц аш ща __;
в) (ущ) ща щи цу уц ущ оц ущ __;

3. Вставить в слова пропущенные буквы:
а) _зеро, к_ртин_, к_лок_л, кр_в_ть;
б) к_пка, _ебра, м_едл_нный, _има;
в) раку_ка, одуванч_к, п_рат, су_ить;
г) _айка, _чительница, _итатель, к_рица.

При наличии оптической дисграфии ребенок неправильно записывает визуально похожие символы. Например, происходит путаница между написанием букв а и о, е и з, ч и у. При выполнении теста дисграфик не сможет вычеркнуть определенную букву среди похожих на нее письменных знаков, а также будет испытывать сложности, дополняя слова схожими по написанию символами.

При диагностике нарушений письма у детей крайне важно уметь отличить обычную безграмотность или незнание грамматических правил от реальной дисграфии. Следует помнить, что безошибочно диагностировать отклонения в письменной речи у малыша может исключительно квалифицированный логопед.

Дисграфия у младших школьников: профилактика, диагностика и коррекция

Простыми словами дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о стойкости нарушения: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.

Симптомы

Самостоятельно распознать дисграфию не так просто, потому что её можно спутать с началом освоения норм языка или незнанием грамматики. Например, если ребёнок неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся.

Родителей должно насторожить, если ребёнок:

  • меняет буквы на похожие;
  • пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
  • пропускает и переставляет буквы в словах;
  • неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
  • отзеркаливает буквы;
  • пишет неразборчиво.

Рассмотрим виды дисграфии и разберёмся, как именно они проявляются.

Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные.

«Чистые» виды дисграфии

Акустическая

Связана с нарушением фонемного распознавания.

Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:

  • гласные (голУби-голОби),
  • мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа),
  • звонкие и глухие (диктанТ-диктанД),
  • шипящие и свистящие (маШина-маСина),
  • аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер).

При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.

Оптическая

Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Дисграфия у младших школьников

Аграмматическая

Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Ребёнку будет трудно:

  • употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • описывать предметы;
  • называть несколько действий одного предмета подряд;
  • образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
  • подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
  • составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
  • создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
  • подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист».
Читайте также  Художественная гимнастика детей новосибирск

Артикуляторно-акустическая

Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.

Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом».

Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза

Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

  • определить звук в слоге;
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако».

Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица».

Смешанные виды

Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.

Причины появления

Условно все причины можно разделить на две большие группы:

  • органические — недоразвитие или поражение головного мозга: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингит, энцефалит, инфекции и соматические заболевания.
  • социально-психологические — билигвизм в семье, нечёткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых и ранее обучение грамоте.

Профилактика

Всю профилактику дисграфии можно свести к развитию высших психических функций (ВПФ) до начала освоения письма. В этом помогают игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи, воли, воображения, а также крупной и мелкой моторики. Можно отдать ребёнка в спорт или музыку, что улучшит координацию и общее и речевое развитие.

Профилактика дисграфии у младших школьников

Диагностика

Всеми письменными и устными речевыми нарушениями занимается логопед, к которому стоит обратиться в первую очередь. Чтобы выявить органические причины, стоит пройти обследование у отоларинголога, сурдолога, невролога и офтальмолога.

Обычно логопед проводит диагностику на выявление дисграфии у младших школьников:

  • анализирует письменные работы на типичные ошибки;
  • изучает общее и речевое развитие и определяет причины нарушения;
  • исследует строение артикуляционного аппарата, речевую и ручную моторику, определяет ведущую руку, чтобы найти отклонения;
  • оценивает состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
  • проверяет задания на списывание рукописного и печатного текста, письма под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов и текстов.

Все наблюдения заносятся в протокол, в конце которого составляется логопедическое заключение.

Коррекция

Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.

Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.

<<Форма бесплатного курса>>

Упражнения для работы дома

Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.

Лабиринт

Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.

Найди меня

Для развития внимания предложите ребёнку картинки, где спрятаны буквы, цифры и фигуры. Задача — найти все.

Графический диктант

Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

Если в школе прогресса не видно, одним из вариантов может стать онлайн-школа на семейном обучении. Например, «Домашняя школа Фоксфорда». У нас работают учителя начальных классов и логопед, который имеет опыт с дисграфиками. А персональное сопровождение наставника поможет превратить проблему в задачу.

Нарушения письменной речи: виды, коррекция и профилактика

В современном мире все чаще встречаются дети, испытывающие серьезные проблемы при овладении письменной речью. Все это приводит к сложностям в усвоении тех или иных школьных предметов, ведь навык письма имеет очень большую социальную значимость.

В логопедии есть специальный термин – дисграфия. Согласно определению Р. И. Лалаевой, это частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется постоянно повторяющимися ошибками, обусловленными недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в процессе письма. Важно понимать, что это не пройдет самостоятельно, поэтому нужна комплексная коррекционная работа с ребенком.

Нарушения письма различной тяжести – достаточно распространенная проблема у учащихся начальных классов. К примеру, она встречается у 53% детей, обучающихся во втором классе.

Выделяют основные нарушения письменной речи:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Проблема связана с неверным звукопроизношением, т.е. дети пишут точно так же, как и произносят слова. В данном случае, первым делом необходимо скорректировать звукопроизношение, после чего переходить к коррекции письма.
  • Акустическая дисграфия. Для этой проблемы характерна замена букв из одной группы другими (звонких – глухими, свистящих – шипящими и т.д.).
  • Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Как правило, это нарушение обнаруживается после третьего класса, когда дети начинают изучать грамматические правила. В итоге обнаруживается, что ребенок испытывает сложности с изменением слова по числам, падежам и т.д. На письме это выражается в неверном написании окончаний, а также неправильном согласовании слов между собой.
  • Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Проблема выражается в перестановке букв, их пропуске, повторении слогов и букв, написанием лишних букв в слове. . Она связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Дети с этим нарушением не в состоянии уловить тонкие различия между очертаниями букв (овалов, палочек и т.д.), что приводит к неправильному отображению на письме. Среди ошибок: зеркальное написание букв, добавление лишних элементов, недописывание или добавление элементов букв.
  • Моторная дисграфия. Она характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Эти виды нарушений чаще всего встречаются у детей школьного возраста. Есть и еще одна проблема письменной речи – дизорфография. Она представляет собой устойчивую неспособность применять на практике правила орфографии. Характеризуется постоянным повторением ошибок на письме, при этом у ребенка наблюдается нормальный уровень интеллектуальных способностей.

Коррекционная работа при нарушениях письменной речи

Коррекция нарушений письменной речи – это определенный комплекс методик, который направленный на устранение неспособности овладеть письмом при нормальных интеллектуальных способностях ребенка.

Устранение дефектов письменной речи требует привлечения сразу нескольких специалистов (логопеда, остеопата, психолога), что и сказывается на специфике коррекционной работы.

Основная задача логопеда заключается в своевременном выявлении у школьников проблем при чтении и письме. Сама же коррекционная работа преследует следующие цели:

  • совершенствование языкового синтеза и анализа на уровне – слог, слово, предложение, текст;
  • развитие зрительного восприятия;
  • улучшение слуховой памяти и концентрации внимания;
  • формирование связности речевых конструкций;
  • развитие зрительной памяти;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие мелкой моторики рук (умение правильно держать руку, развивать двигательную подвижность и т.д.);
  • улучшение словарного запаса детей.

Родителям также необходимо принимать участие в решение этой проблемы. Детям полезно задавать задания на составление слов магнитными буквами – это положительно сказывается на зрительном восприятии. Восприятие на слух тренируется с помощью диктантов.

Способы профилактики

Профилактика нарушений письменной речи – это эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. В целом, как и профилактика других патологических состояния, она строится на исключении, по возможности, определенных факторов из жизни ребенка, которые могут спровоцировать данные нарушения.

Читайте также  Гимнастика для спины для детей лфк

А. Н. Корнев к первичной профилактике дисграфии относит следующие мероприятия:

  • Меры по предупреждению патологий развития плода в утробе матери. В комплекс мер входит охрана здоровья матери, профилактика возможных осложнений во время беременности, предупреждение травм при родах и т.д.
  • Мероприятия для снижения инфекционной и соматической заболеваемости новорожденных в первые годы их жизни.
  • Раннее выявление и коррекция дефектов развития речи у ребенка. Речевое нарушение важно диагностировать на ранней стадии. К примеру, позднее появление первых слов (после 1 года и 3 месяцев) уже является поводом для беспокойства.
  • Целенаправленная работа с неблагополучными семьями и детьми, которые не посещают детский сад. Ведутся занятия для развития у ребенка необходимых речевых и сенсомоторных навыков, что очень важно при подготовке к обучению в школе.

Основной принцип профилактики и коррекции нарушений письменной речи заключается в своевременности начатой коррекционной работы и раннем выявлении детей из группы риска. Объясняется это тем, что с возрастом дети намного сложнее поддаются какой-либо коррекции.

Дисграфия: причины, симптомы и лечение

Дети, которые только начали изучение письма, стараются писать аккуратно. Однако почерк большинства детей младшего школьного возраста корявый и неразборчивый. Многие пишут с ошибками, так как пока что не знают основных правил русского языка. Письменная речь ребенка со временем совершенствуется, однако некоторые дети в дальнейшем продолжают писать неаккуратно, меняя буквы местами, пропуская пробелы и нужных местах. Существует ряд признаков, при наличии которых родители должны забеспокоиться и отвести ребенка на консультацию к логопеду, так как они могут быть симптомами дисграфии.

Своевременное лечение этого нарушения — залог того, что в дальнейшем у ребенка будет грамотная письменная речь. Именно поэтому важно знать, что такое дисграфия, каковы ее причины и основные признаки, а также как лечится это отклонение.

Дисграфия: общие сведения

Дисграфия — это нарушение письма, которое сопровождается искривленным написанием букв с множественными случаями совершения ошибок в словах. Почерк ребенка с таким отклонением неразборчивый, а слова могут быть написаны зеркально с большим количеством грамматических ошибок. Подобный дефект является следствием нарушения работы определенных отделов головного мозга.

Нарушение письма, причины которого кроются в неправильной работе некоторых отделов головного мозга, встречается у многих детей, начинающих изучение основ письма. Так, среди учеников второго класса, в среднем, подобное нарушение встречается более чем у половины класса. При отсутствии своевременного лечения подобное отклонение влечет за собой снижение самооценки ребенка, влияет на его успеваемость, сказывается на отношениях со сверстниками.

Дисграфия часто сопровождается наличием небольшим проблем с речевым аппаратом. Подобное нарушение имеет несколько видов и классифицируется по степени тяжести.

Механизм возникновения, причины

Письмо — это процесс, для осуществления которого необходима слаженная работа зрительной, слуховой, речедвигательной, а также двигательной систем. К моменту освоения основ письма ребенок должен хорошо освоить устную речь. Если латерализация функций головного мозга осуществляется не так, как нужно, то происходит развитие такого нарушения, как дисграфия. Обычно эти процессы нормализуются к тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе.

Если задержка латерализации вызвала нарушения в отделе головного мозга, у ребенка развивается дисграфия, требующая коррекции. В противном случае отклонение может сказаться на мышлении, памяти, а также восприятии ребенка.

Причины возникновения у детей

Дисграфия может быть вызвана родовыми травмами. Развитие подобного отклонения провоцируют различные инфекционные заболевания, неправильное воспитание. Также специалисты не исключают такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Дисграфия у детей может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями, которые были диагностированы ранее.

Причины возникновения у взрослых

У взрослых людей несовершенство письменной речи может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Основные причины отклонения:

  • наличие опухоли в головном мозге;
  • низкая сатурация;
  • инсульт;
  • перенесенные хирургические операции на головном мозге;
  • плохие социальные условия.

К социальным факторам относят недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими.

При дисграфии ошибки в процессе письменной речи имеют устойчивый характер, несмотря на то, что человек хорошо знает все правила написания слов.

Виды дисграфии

Дисграфия может быть следствием разных причин. Признаки и симптомы нарушения могут отличаться. Также от вида отклонения зависит способ реабилитации и длительность лечения.

Оптическая

Ребенку трудно правильно писать буквы, он может их пропускать при написании слов, добавлять не нужные элементы в виде штрихов и палочек. Из-за не до конца сформированным зрительно -пространственным связям ребенок зачастую пропускает буквы, неправильно их пишет, путает с другими.

Акустическая

Характеризуется отсутствием способности к правильному распознаванию звуков. Пациент путает схожие по звучанию буквы, может делать ошибки в степени мягкости произносимых звуков.

Артикуляторно-акустическая

Ребенок неправильно пишет и произносит буквы, заменяет их схожими по звучанию. Просьбы родителей и преподавателей обращать внимание на правильность произношения и написания результатов не приносят. При такой форме нарушения требуется проведение работы, направленной на слуховую дифференциацию ребенка. Только при проведении подобной коррекционной работы возможно полное избавление от проблемы.

Аграмматическая

Этот вид нарушения характеризуется тем, что ребенок при произношении и написании путает падежные окончания, пропускает или заменяет предлоги на другие. Подобное отклонение является следствием речевых нарушений.

Нарушение, вызванное неполноценными процессами анализа и синтеза

Основные симптомы этого нарушения — пропуск или замена букв на другие, добавление лишних слогов, слитное написания нескольких слов подряд. Подобному отклонению предшествуют социальные, психологические, а также воспитательные факторы, которые становятся основной причиной нарушения анализа и синтеза речи.

Признаки заболевания

Дисграфия — диагноз, который должен ставить специалист. Отклонение можно легко спутать с обычным непониманием грамматики, которое встречается у большинства детей. При дисграфии ошибки, которые ребенок допускает во время письма, никак не связаны с уровнем знания русского языка. Учителя в школе, а также родителей ученика должно насторожить, если ребенок делает многократно одинаковые ошибки: пропускает буквы, путает слитное и раздельное написание слов. Кроме того, почерк такого ребенка неразборчивый, а размер букв постоянно меняется от маленьких до больших не только в одном предложении, но и в одном слове. Скорость письма при этом очень медленная. Зачастую детям с дисграфией ставят плохие отметки из-за ошибок и плохого почерка, что сильно сказывается на успеваемости и самооценке ребенка. Именно поэтому очень важно своевременно выявить нарушение письменной речи у ребенка, выяснить причину отклонения, чтобы пройти курс коррекции.

Диагностика дисграфии

Назначить соответствующий курс коррекции дисграфии может только специалист, который предварительно диагностирует нарушение с помощью специальных исследований. Кроме того, для постановки диагноза необходимы консультации таких специалистов, как невролог и логопед.

Обследование пациента включает несколько этапов, первым из которых является оценка состояния центральной нервной системы, зрения, а также слуха пациента. Затем специалисты анализируют артикуляцию и моторику ребенка. Немаловажные этапы — оценка звукопроизношения, лексикона, уровня грамотности. Затем необходима оценка письма, при этом специалисты учитывают, правша или левша пациент.

Ребенку с целью исследования предложат записать слова под диктовку, переписать прописные, а также печатные буквы, выполнить специальные упражнения. После анализы полученной в ходе исследования информации логопед ставит диагноз и дает необходимые рекомендации по способу коррекции нарушения письменной речи при наличии.

Способы коррекции дисграфии

Способ коррекции зависит от того, какой тяжести нарушение письменной речи у ребенка. Кроме того, на метод лечения отклонения влияет степень запущенности, а также особенности пациента. Коррекция — это долгий и сложный процесс, который требует настойчивости со стороны преподавателей и родителей, терпения, выдержки и положительного настроя пациента. При условии соблюдения всех необходимых рекомендаций дисграфию возможно вылечить полностью. Лучше, если нарушение диагностируется в более раннем возрасте, так как курс коррекции у старших школьников более длительный из-за наличия в большинстве случаев дополнительных нарушений речи и письма. При этом времени, необходимого на реабилитацию, потребуется больше. Также высок риск того, что нарушение не получится устранить полностью.

Избавиться от дисграфии самостоятельно невозможно. Этот процесс требует участия многих узконаправленных специалистов, например, психолога, нейропсихолога. Однако основная работа приходится на логопеда, которому предстоит подобрать соответствующую степени тяжести заболевания и индивидуальным особенностям пациента реабилитационную программу. Специалист индивидуально подбирает необходимые упражнения по звукопроизношению. Занятия направлены на улучшение моторики, формирование лексико-грамматического строя пациента, а также улучшение фонемного распознавания речи.

Методы коррекции дисграфии, которые относятся к наиболее эффективным:

  • Упражнения, благодаря которым пациент учится правильно понимать звуки, слова, буквы.
  • Задания, направленные на тренировку памяти, улучшение мышления, развитие восприятия.
  • Упражнения, необходимые для того, чтобы пациент учился правильно распознавать внешне похожие буквы.
  • Правильная постановка звуков, работа по автоматизации речи.
  • Развивающие игры для улучшения звукового анализа.
Читайте также  Осипший голос ребенка 5 месяцев

В некоторых случаях в реабилитационный курс специалисты включают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж, а также ЛФК. Это чаще относится к пациентам, дисграфия у которых была вызвана органическими причинами. Важно знать, что медикаментозное лечение должно назначаться исключительно квалифицированным специалистом.

Логопедическая коррекция

Слуховая дифференциация звуков — то, чего нужно добиться изначально при лечении дисграфии. Если ребенок не умеет различать звуки, то дальнейшие упражнения будут не эффективными. Срок реабилитации определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Занятия с логопедом возможны как в группе с другими детьми, так и индивидуально. Это зависит от пожеланий ребенка и его родителей.

Логопед ребенку на занятиях ставит словесные и наглядные упражнения, а также практические уроки, в ходе которых происходит коррекционная работа.

Упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях

Так как самостоятельно избавиться от дисграфии нельзя, то специалисты, помимо основных занятий, рекомендуют выполнять дома дополнительные упражнения для закрепления результата, полученного с логопедом.

Упражнения, которые можно выполнять дома, должны быть также согласованы с логопедом. Важно, чтобы технику выполнения и регулярность занятий контролировали родители. К самым простым, но эффективным упражнениям, которые можно выполнять дома с родителями, относятся:

  1. Лабиринт. Ребенок рисует на листе бумаги линию, двигая при этом только кистью руки. Нельзя делать разрывы и менять положение листа.
  2. Поиск предметов или картинок. Ребенок ищет и закрашивает найденные предметы.
  3. Упражнения, направленные на развитие внимания. Ребенок должен читать текст и искать пропущенные буквы или слова, вписывая их в нужные места.
  4. Улучшение артикуляции. Ребенок заучивает песенки, стишки, скороговорки.
  5. Логоритмика.

Чтобы как можно скорее получить положительный результат, домашние упражнения нужно выполнять регулярно. Это значительно сократить реабилитационный период.

Прогноз, меры профилактики

Прогноз лечения дисграфии зависит от ряда факторов: своевременности предпринятых мер, тяжести отклонения, ее формы, причин, которые спровоцировали формирование нарушения письменной речи, а также индивидуальных особенностей пациента. Только благодаря слаженной работе специалистов, терпению и настойчивости родителей, а также позитивному настрою ребенка можно получить в итоге положительный результат. Проблема, связанная с нарушением письменной речи, поддается полной коррекции в более чем 80% случаев.

Родители ребенка, у которого была диагностирована дисграфия, должны знать, что отсутствие своевременной реакции может привести в дальнейшем к :

  • Плохой успеваемости, которая чревата интеллектуальным отставанием в развитии ребенка.
  • Появлению мнительности и тревожности.
  • Появлению проблем со сверстниками.

Кроме того, запущенная форма дисграфии — причина девиантного поведения ребенка, его низкой самооценки.

У ребенка с запущенной формой дисграфии всегда будет вызывать дискомфорт необходимость что-либо написать. Это приводит не только к плохой успеваемости, но и полному отсутствию желания учиться, осваивать новый материал.

Профилактика дисграфии

Точные причины дисграфии специалисты назвать не могут. Кроме того, считается, что предупредить подобное нарушение письменной речи нельзя. Однако известны группы риска, представители которых чаще страдают наличием подобного отклонения. Это:

  • Дети-билингвы;
  • Пациенты с задержкой психического развития
  • Дети, которых переучили писать правой рукой
  • Гиперактивные дети
  • Слишком рано начавшие учиться дети

Меры профилактики включают тренировку памяти и внимательности, увеличение словарного запаса. Важно знать, что если ребенок постоянно делает одни и те же ошибки при написании слов, не нужно откладывать посещение логопеда на потом. Если у ребенка имеется нарушение письменной речи, то чем раньше будет начата коррекционная работа, чем быстрее и легче удастся избавиться от проблемы, которая чревата в дальнейшем тяжелыми последствиями для ребенка.

Методика обследования письма младших школьников

Обследование навыков письма у учащихся начальных классов осуществляется с помощью выполнения следующих видов письмен­ных работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописно­го текстов, — и проводится в каждой возрастной группе не менее двух раз в год. Для обследования детей-первоклассников, только что поступивших в школу, используется специально разработанная мето­дика, которую правильнее называть «тестом достижений».

Обследование письма в конце первого года обучения и далее ре­комендуется проводить фронтально, т. е. одновременно у всех уча­щихся в классе, или в небольших подгруппах детей, зачисленных на логопедический пункт. В этом случае экспериментальные условия будут одинаковыми для учащихся. Для обследования следует выби­рать одно и то же время, например, первую половину дня.

Для получения максимально объективных результатов необхо­димо придерживаться следующих условий:

— Перед проведением письменных работ школьникам нужно подробно объяснить процедуру проведения обследования.

— Учащиеся первого класса в начале обучения должны выпол­нять письменные задания на нелинованных листах. Имя и фамилию, наименование вида письменной работы (диктант, списывание) и за­головок письменной работы дети должны писать самостоятельно, так как это является дополнительным информационным материалом для оценки навыков письма. В конце первого года обучения, на вто­ром, третьем и четвертом годах обучения письменные работы пи­шутся на обычных тетрадных листах.

— Для изучения письма под диктовку предлагают только специ­ально отобранные диктанты повышенной сложности, но соответст­вующие возрастным и программным требованиям учащихся.

— В разных классах или подгруппах детей диктант должен про­водить один и тот же специалист (логопед или учитель).

— Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но в то же время без проговаривания сложных для написания мест в словах. Диктант после написания проверяется.

— Для списывания с печатного и рукописного текстов каждый ученик использует индивидуальные листочки с образцами контроль­ного текста.

— Необходимо проследить, чтобы дети сидели по одному за пар­той и не имели возможности заглядывать в тетради своих соседей.

— Дети, требующие посторонней помощи и не справившиеся с заданием в отведенное время, фиксируются.

— Время выполнения диктанта и списывания ограничивается временными рамками, отводимыми для данных видов письменных работ.

1.1. Изучение письма первоклассников в начале обучения

Данный тест создан для изучения письменных умений бывших дошкольников. Для его проведения детям раздаются листы белой не­линованной бумаги формата А4 и простые карандаши. Эксперимента­тор акцентирует внимание учеников на том, что тестовые задания мо­гут быть как простыми, так и сложными. Если ребенок не может вы­полнить какое-то из заданий, то это задание разрешается пропустить и перейти к выполнению следующего.

Задание 1. Задание направлено на изучение самостоятельного написания своего имени и фамилии. Внизу в свободном рабочем про­странстве начерчена горизонтальная линия, которая при выполнении задания может быть использована как рабочая строка. Внимание де­тей на наличии этой линии не фиксируется специально.

Процедура проведения. Экспериментатор раздает протоколы об­следования (листы формата А4) ученикам и просит расположить их прямо перед собой вертикально. Одновременно положение листа де­монстрируется на доске.

Инструкция: «Обведи кружочком цифру 1. Это первое задание». Под цифрой 1 на свободном месте, как умеешь, напиши свою фамилию и имя.

Это задание позволяет изучить:

1) уровень знакомства с основными принципами русского письма (фамилия и имя написаны по правилам орфографии или с использо­ванием только фонетического принципа);

2) наличие метаязыковых знаний (написание имени и фамилии с заглавной буквы, раздельное написание слов);

3) количество и характер ошибок (пропусков, замен, смешений, и т. д.);

4) имеющиеся у ребенка зрительно-пространственные трудности (зеркальность, ненахождение начала рабочей строки и неиспользова­ние её при письме).

Задание 2. С помощью данного задания изучается количество самостоятельно воспроизведенных ребёнком букв алфавита. Для его выполнения, как и всех последующих заданий, детям не предлагаются вспомогательные горизонтальные линии, облегчающие расположение письменного материала в рабочем пространстве, а предоставляется свободное рабочее поле.

Процедура проведения. Логопед просит написать как можно больше печатных букв, известных ребенку. Оказание помощи со сто­роны во время выполнения задания исключается. Время выполнения не ограничивается.

Инструкция: «Найди и обведи кружочком цифру 2. Это второе задание. Под заданием 2 на свободном месте постарайся написать все печатные буквы, которые ты знаешь».

Данное задание позволяет определить:

1) количество букв, известных ребенку и доступных для правиль­ного воспроизведения по памяти (согласных, гласных, Ь и Ъ);

2) ошибки при выполнении задания;

3) зрительно-пространственные сложности (трудности нахож­дения начала строки и расположения на строке букв, неудержание рабочей строки, колебания высоты и наклона букв, наличие зер­кальности);

4) способность сохранения рабочей программы во время письма (отсутствие переходов с печатных букв на письменные);

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: