Диагностика готовности к обучению детей с зпр

Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению

Проблемам детей с ЗПР посвящен ряд исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1967, 1973; Л.М. Шипицына, 2002; Т.В. Егорова, 1973; P.M. Лалаева, 1992; Л.С. Волкова, 1998; У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, 2002; И.Ф. Марковская, 1993; Е.М. Мастюкова. 1992 и др.) Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность данной проблемы и созданную отечественными дефектологами систему специальной помощи подобным детям, процесс интеграции детей с ЗПР в общество сопряжен с определенными трудностями.

С позиции неискушённого наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии — при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

На наш взгляд, проблема подготовки к школьному обучению может быть во многом разрешена при условии ранней диагностики и коррекции задержки психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.

Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в. [3].

Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности [3].

В научной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития: классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967); классификация В.В. Ковалева (1979); классификация К.С. Лебединской (1986).

Задержка психического развития связана с остаточными состояниями после перенесенных во внутриутробном развитии, или во время родов, или в раннем детстве слабо выраженных органических повреждений центральной нервной системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного мозга. Слабо выраженная органическая недостаточность мозга ведет к значительному замедлению темпа психического развития. В результате к началу обучения в школе у таких детей оказывается не сформированной готовность к школьному обучению, причем не только психологическая, но и физическая, физиологическая.

Комплексное изучение детей с задержкой психического развития ведущими специалистами Института коррекционной педагогики РАО Т.Н. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовским, С.Г. Шевченко и др., а также исследования, проводимые другими специалистами ( Н. Ю. Боряковой (1983), И.А. Коробейниковым (1980), У. В. Ульенковой (1990) и др. показали, что дети с задержкой психического развития оказываются не готовыми к школьному обучению по всем вышеперечисленным параметрам.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с задержкой психического развития приводят к тому, что оказываемая им в общеобразовательной школе индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса.

Современные методы дифференциальной диагностики позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребёнку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.

С 1990 г. получил право на существование новый тип специальных дошкольных учреждений — детское дошкольное учреждение для детей с задержкой психического развития.

  • церебрально-органического генеза;
  • по типу конституционного (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
  • соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма);
  • психогенного происхождения (патологическое происхождение личности по невротическому типу.);
  • вследствие педагогической запущенности. [2]

Таким образом, в специальные группы могут поступать дети с разными вариантами ЗПР.

Психолого-педагогические исследования детей с ЗПР позволяют выявить своеобразие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, определить в какой степени это оказывает влияние на формирование интеллектуальной и эмоциональной готовности ребенка к школьному обучению.

Анализ данных Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Яссман позволяет сделать вывод о том, что дети с ЗПР к началу школьного обучения не достигают оптимального уровня интеллектуально-эмоционального развития. У всех старших дошкольников с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи, с чем дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями. Формирование большинства психических функций замедленно, изменено. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка к его возрасту [1].

Дети с ЗПР не готовы к началу школьного обучения по объёму знаний и навыков. Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоянием нервной системы — у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность.

Ульенкова У.В. выявила принципиальные различия в выполнении заданий по образцу и по вербальной инструкции между нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ЗПР [4].

У детей с ЗПР была выявлена низкая способность к обучению (по сравнению с нормой), отсутствие познавательного интереса к занятиям, саморегуляции и контроля, критического отношения к результатам деятельности.

У детей с ЗПР отсутствуют такие важные показатели готовности к обучению — сформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности; достаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания; речевая саморегуляция.

У.В. Ульенкова разработала специальные диагностические критерии готовности к обучению детей с ЗПР и определила структурные компоненты учебной деятельности: ориентировочно-мотивационные, операционные, регуляторные. На основании этих параметров автором была предложена уровневая оценка сформированности общей способности к учению детей с ЗПР. [4].

1-й уровень. Ребенок принимает активное участие в деятельности, его характеризует устойчивое положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности, способен к вербализации задания независимо от формы его предъявления (предметной, образной, логической), вербально программирует деятельность, осуществляет самоконтроль за ходом операционной стороны.

2-й уровень. Задания выполняются с помощью взрослого, не сформированы способы самоконтроля, ребенок не программирует деятельность. Исходя из особенностей этого уровня, можно выделить направления педагогической работы с детьми по формированию общей способности к усвоению знаний: формирование устойчивого положительного отношения к познавательной деятельности, способов самоконтроля в процессе деятельности.

3-й уровень. Значительное отставание от оптимальных возрастных показателей по всем структурным компонентам. Для выполнения заданий детям недостаточно организующей помощи. Поведение детей реактивное, они не осознают задание, не стремятся к получению объективно заданного результата, в вербальной форме предстоящую деятельность не программируют. Пытаются контролировать и оценивать свои практические действия, но в целом саморегуляция на всех этапах деятельности отсутствует.

4-й уровень. Психологически выражает еще более значительное отставание детей от оптимальных возрастных показателей. Содержание заданий недоступно.

5-й уровень. Ребенок улавливает из инструкции взрослого лишь форму активности — рисовать, рассказывать.

Детям с ЗПР соответствуют второй и третий уровни.

Р.Д. Тригер важным показателем готовности детей с ЗПР к обучению грамоте считает ориентировку в речевой деятельности, овладение навыками звукового анализа [5].

Важное значение для обучения детей с ЗПР имеет их готовность к усвоению счета. Для этого, прежде всего, важно научить детей выполнять различные классификации и группировки предметов по существенным признакам, активизировать мыслительные операции, развитие пространственных представлений. Показателем готовности детей с ЗПР к обучению письму является развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, активной функции внимания и зрительной памяти.

Специальные диагностические методики помогают выявлению конкретных качественных характеристик пониженной обучаемости у детей с ЗПР.

Таким образом, психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено.

Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.

Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.

Diagnosticheskie metodiki dlya opredelenia urovnya gotovnosti detey ZPR k obucheniyu v shkole

Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

Ход выполнения задания.

Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?». (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь болеть?

8. Ты любишь играть?

9. Ты сейчас спишь?

10. Ночью солнышко светит?

11. Ты любишь ходить к врачу?

12. Доктор стрижет детей?

13. Коровы умеют летать?

14. Тебя зовут. (неверное имя)?

15. Зимой бывает жарко?

16. Ты ходишь на работу?

17. Конфеты бывают горькими?

18. Трава белого цвета?

19. Парикмахер лечит детей?

20. Твой папа играет в куклы?

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.

2)Мелкие движения Методика «Езда по дорожкам»

Материал: 2 варианта рисунка, карандаш

Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)».

На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги». Итоговый уровень:

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;

Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;

Средний – все остальные варианты.

3) Обобщение методом исключений Методика «4 лишний»

Цель: Выявление уровня развития способности обобщения методом исключения

Материал: 5 наборов по 4 карточки. В каждом наборе 3 карточки связаны между собой по общему признаку, а 4-ая — лишняя.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки и скажи, какой предмет здесь лишний? А как, одним словом можно назвать оставшиеся три предмета? » Оценка: «0» — не найдено лишнее изображение; «1» — изображение лишнего предмета найдено, обобщения нет; «2» — обобщение сделано точно, в грамматически точной, развернутой форме.

Читайте также  Дыхательная гимнастика при бронхите для детей видео

4) Методика «Существенные признаки» *

Цель: методика выявляет логичность суждений испытуемого, возможность отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Стимульный материал: используются специальные бланки или задачи формулируются устно.

Порядок проведения. В ходе эксперимента испытуемому зачитывается инструкция, напечатанная на бланке, и совместно с ним решается одна-две задачи: «В каждой строке имеется одно главное слово. За ним следуют 5 слов в скобках. Подчеркни в каждой строке те два слова в скобках, которые обозначают то, что главный предмет всегда имеет, без чего он не существует. Подчеркни только эти два слова».

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипедист).

Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать).

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

Газета (правда, приложения, телеграмма, бумага, редактор).

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Если экспериментатор дает задание устно, то предварительно подробно объясняет: «В каждой строчке одно слово находится перед скобками (оно — главное), а 5 — в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к главному слову. Однако ты должен выбрать из них два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками главного слова. Выбери два из них».

Обработка результатов и интерпретация. Следует добиваться понимания испытуемым инструкции. Дети с ЗПР не сразу понимают, что от них требуется, могут давать поверхностные ответы. Слова в заданиях подобраны таким образом, что провоцируют легкомысленные, бездумные ответы. Например, к слову «игра» многие, долго не думая, подбирают слово «карты», хотя карты вовсе не являются обязательным признаком всякой игры. При неправильном ответе результаты необходимо обсудить. Если подсказка не помогает испытуемому найти правильное решение, это свидетельствует о его недостаточной способности к обобщению. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных н последовательных суждений (например, при астенических состояниях). В этих случаях испытуемые при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют. В иных случаях методика выявляет резонерские, путаные рассуждения испытуемых, что свидетельствует о расплывчатости их мышления.

5) Тест для оценки словесно-логического мышления:

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше — лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки. — это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

просят назвать время.)

9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это.

10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

Диагностические методики для определения уровня сформированности познавательных психических процессов детей дошкольного возраста с ЗПР

Восприятие (цвет)

Цель: оценка степени сформированности восприятия основных цветов спектра, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции, способности назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак

Оборудование: цветные кубики (2 набора, один для специалиста, другой для ребёнка)

Процедура проведения. Процедура проведения делится на два этапа: первый этап: тренировочный. Оценивается второй этап.

1 этап: перед ребенком раскладываются цветные кубики с основными цветами спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, коричневый, оранжевый, бардовый, розовый, фиолетовый, бирюзовый, бежевый, второй набор находится перед специалистом.

Инструкция: «Перед тобой лежат разноцветные кубики. Сейчас я буду показывать кубик и называть его цвет, а ты должен показать такой же кубик по цвету».

2 этап: инструкция: «теперь я свои кубики уберу и буду тебе называть только цвета, не показывая их, а ты должен показать мне соответствующие кубики.» после этого, можно задать ребёнку вопросы в отношении цветовой гаммы и предметов окружающего мира.

Критерии оценки:

Ребёнок понимает разницу между цветами — 1 балл.

Ребёнок различает 4 основных цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов – 2 балла.

Ребёнок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов – 3 балла.

Ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть основные цвета и некоторые их оттенки – 4 балла.

Слуховая

2) Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.

Процедура проведения: ребёнку читают 10 слов: год, дом, слон, мяч, мыло, соль, рука, пол, весна, сын. И предлагают воспроизвести их в любом порядке.

Критерии оценки:

Ребёнок запоминает и воспроизводит 1-2 слова после прочтения педагогом – 1 балл.

Ребёнок запоминает и воспроизводит только 3-4 слова после однократного прочтения педагогом – 2 балла.

Ребёнок запоминает и воспроизводит 5-6 слов после однократного прочтения педагогом – 3 балла.

Ребёнок запоминает и воспроизводит 7-10 слов после однократного прочтения педагогом. Ребенок способен запомнить фразы, двустишия и воспроизвести их по требованию – 4 балла.

начало учебного года

Зрительная (образная) память

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями десяти предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время психолог убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

Критерии оценки:

Ребёнок способен запомнить 1 картинку среди 10 – 1 балл.

Ребёнок способен запомнить 2-3 картинки из 10 – 2 балла.

Ребёнок способен запомнить 4-9 картинок из 10 – 3 балла.

Ребенок запоминает все 10 картинок из 10 представленных – 4 балла.

Оценка результатов

Память — оценивается суммой баллов:

7 — 8 высокий уровень памяти.

4 — 6 средний уровень памяти.

1 — 3 низкий уровень памяти.

Мышление

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения: Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»

Критерии оценки

Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличие конкретных предметов – 1 балл.

Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простейшие обобщения между предметами – 2 балла.

Ребёнок устанавливает последовательность. При работе действут целенаправленно – 3 балла.

Ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Замечает свои ошибки и исправляет их – 4 балла.

Мышление — оценивается суммой баллов:

4 высокий уровень мышления.

2 — 3 средний уровень мышления.

1 низкий уровень мышления.

Память

Методика «10 слов»

Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.

Материал: карточки с напечатанными словами.

Методика проведения: ребенку зачитываются 10 слов ( стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак). Ребенку нужно повторить как можно больше слов.

Критерии оценки следующие:

I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.

II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития

Скрипкина, Н. В. Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 86-91. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/13047/ (дата обращения: 26.10.2021).

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В качестве основных критериев готовности к школе Д. Б. Эльконин выделяет: сформированность игровой деятельности; зачатки учебных новообразований таких, как умение ребёнка действовать в соответствии с образцом, слушать и выполнять инструкцию; подчиняться правилам и требованиям взрослого [3].

Л. А. Венгер указывает на то, что психологическая готовность ребенка к обучению предполагает определённый уровень развития различных познавательных процессов и познавательных интересов, то есть уровень умственного развития ребёнка [1, с. 14].

Говоря о готовности ребенка к школе, Л. А. Ясюкова предлагает рассматривать ее не только как возможность обучаться в первом классе, но и более широко — как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы. На основании этого автор предлагает диагностический комплекс, который позволяет выяснить возможности и спрогнозировать проблемы ребенка в контексте того, что представляет собой наша современная школа, включая , программы, методы и уровень преподавания, а также общие режимно-организационные моменты [4, с. 3].

Таким образом, при всех различиях в формулировках, авторов объединяет понимание готовности к обучению в школе как комплекса определенных психических качеств и системы определенных знаний и умений, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Теория и практика показывает, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) не готовы к началу школьного обучения по объёму знаний и навыков; испытывают трудности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоянием нервной системы — у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость и низкая работоспособность.

У. В. Ульенкова выявила принципиальные различия в выполнении заданий по образцу и по вербальной инструкции между нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ЗПР. У детей с ЗПР была выявлена низкая способность к обучению (по сравнению с нормой), отсутствие познавательного интереса к занятиям, саморегуляции и контроля, критического отношения к результатам деятельности. Результаты данного исследования показали, что такие важные показатели готовности к обучению в школе, как сформированность устойчивого отношения к познавательной деятельности, достаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания и речевая саморегуляция, у детей с ЗПР отсутствуют [2].

Читайте также  Диагностика детей с онр по нищевой

Так, готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено. Дети с ЗПР быстро утомляются, иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

С целью выявления психологических особенностей готовности к школе старших дошкольников с ЗПР, мы использовали комплекс методик групповой и индивидуальной диагностики Л. А. Ясюковой [4]. К групповой диагностике относятся: тест Тулуз-Пьерона, тест Равена, Гештальт-тест Бендер. К индивидуальной диагностике относятся: кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память, интуитивный речевой анализ-синтез, речевые антонимы, речевые классификации, речевые аналогии, произвольное владение речью, интуитивный визуальный анализ-синтез, визуальные классификации, визуальные аналогии, тест Тэммл-Дорки-Амен.

Исследование проводилось на базе МАДОУ детского сада комбинированного вида № 23 г. Нижнего Тагила, в нём участвовали 12 детей с диагнозом задержка психического развития в возрасте 6–7 лет.

Результаты исследования показали, что у большинства детей при выполнении задания быстро наступала утомляемость (на выполнение задание отводится 10 мин); наблюдалось отсутствие познавательного интереса и критического отношения к деятельности. Они старались механически быстро выполнить задание. Исследование показало, что 50 % детей имеют значительные нарушения зрительно–моторной координации, которые обычно связаны с различными поражениями теменных отделов головного мозга (табл.1). Чаще всего встречаются нарушения двух типов: либо нарушено воспроизведение целостных форм (выявляется рисунками 2, 3, 5), либо — внутриструктурных отношений (выявляется рисунками 1 и 4), что может быть следствием органических поражений, соответственно, правой или левой теменных областей. Слабое развитие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга — минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) [4].

Результаты диагностики зрительно-моторной координации (гештальт-тест Бендер)

Уровни

I

патология

II

субнорма

III

норма

IV

хороший

V

высокий

По результатам исследования 16,7 % имеют слабый уровень развития кратковременной речевой памяти. При выполнении задания дети мало говорили; ответы сводились к механическому воспроизведению слов. Были отмечены нарушения в произношении отдельных звуков — с-ш, л-р.

У 58,3 % детей наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти, остальная часть детей — 41,7 % показали менее хорошие результаты (табл.2). Дети, в основном, старались запомнить картинки по смысловому содержанию, а не в соответствии с внешним видом объектов (буква, квадрат). Есть дети, которые при выполнении задания старались запомнить детальное изображение рисунков, но допускали много неточностей; при назывании картинок использовали уменьшительно-ласкательные формы.

Результаты тестового задания «Кратковременная зрительная память»

Уровни

I

патология

II

субнорма

III

норма

IV

хороший

V

высокий

При оценке интуитивного речевого анализа — синтеза большее количество детей набрали 3 и меньше баллов. Дети плохо анализировали слова и объединяли предметы по случайным признакам, иногда просто старались угадать ответ.

По данным исследования 25 % процентов детей имеют слабый уровень развития логического понятийного мышления. Дети фактически не могут работать по правилу, что очень неблагоприятно скажется при дальнейшем обучении в школе. Более половины детей не анализируют связь между словами и не используют их для выполнения последующих заданий, у них преобладает ситуативно — образное мышление.

Качественный анализ неправильных ответов по тесту «визуальные аналогии» показал, что у большинства детей доминируют в мышлении стандартные ассоциации. Этот вид мышления поверхностный, шаблонный, такого вида мышления недостаточно для дальнейшего обучения в школе.

Несмотря на то, что дети недостаточно успешно справились с заданием «визуальные классификации», при обобщении результатов по трем параметрам мы выяснили: 66,7 % детей имеют средний уровень развития понятийного образного мышления. Остальные 33,3 % имеют слабый уровень развития понятийного образного мышления. Эти дети лучше воспринимают материал, если на иллюстрациях изображаются действия или события, о которых идет речь в тексте. При подаче материала на уроках учитель не всегда имеет возможность пользоваться такими приемами. Детям будет трудно на уроках математики и в дальнейшем на уроках геометрии так, как там информация представлена в графическом изображении.

Качественный анализ показал, что у большинства детей доминирует формально–визуальный вид допонятийного мышления, дети выделяют только внешние видимые признаки предметов (форму, цвет, сам предмет изображения), и не пользуются рассуждениями для поиска существенных характеристик и взаимосвязей. Мыслительная деятельность протекает шаблонно и запас знаний у таких детей ограничен.

По результатам задания «Речевые антонимы» выяснилось, что у детей скудный словарный запас. Дети не рассуждают, а оперируют житейским понятиями, например, подбирая к слову «глубокий», вспоминали, что лужа у дома не такая глубокая, там мелко. По результатам тестирования задания «Речевые классификации» можно сказать следующее, активный словарь детей не соответствует возрасту. Задания на общую осведомленность выполнил всего один ребенок. Названия рыб в основном были названы как герои — сказок. Названия городов дети не знают. Даже если называли обобщающее слово, то продолжить ряд не могли. У детей недостаточный словарный запас и недостаточно развит кругозор.

Тест Тэммл — Дорки — Амен позволил нам определить не только общее эмоциональное состояние ребенка, но и определить источник напряженности. Результаты диагностики показали, что 5 детей имеют средний уровень тревожности: неопределенные ситуации воспринимаются детьми в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора. Сниженный уровень тревожности зафиксирован у 4 детей. Это дети, отличающиеся неадекватностью поведения; они не могут остановиться вовремя, т. к. не замечают, что окружающим неприятно то, что они говорят или делают. Педагогам и родителям потребуются терпение, последовательность в действиях, осуществление контроля над своими требованиями. Три ребенка имеют повышенный уровень тревожности; дети испытывают напряжение в тех ситуациях, в которых они раньше чувствовали себя хорошо.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции готовности к школе детей с задержкой психического развития. На занятиях по коррекции готовности к школе целесообразно использовать дидактические, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры. Прекрасным игровым материалом могут стать народные игры, которые способствуют психическому развитию детей и улучшению их настроения.

В целях повышения эффективности психолого-педагогической коррекции готовности к школе детей с задержкой психического развития, необходимо руководствоваться следующими принципами: развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка; субъектное отношение к ребенку; развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка; занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес; отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимо порицание за неуспех; ребенок должен иметь право на ошибку; успех должен переживаться детьми как радость.

Следовательно, психокоррекционный комплекс формирования у детей с задержкой психического развития готовности к школе должен представлять собой системное воздействие, состоять из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых реализует различные задачи и содержит набор специфически организованных методов и приемов.

2. Методики исследования готовности ребенка с зпр к школьному обучению.

В Лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении Института коррекционной педагогики РАО под руководством С.Г. Шевченко в последние годы ведется работа по раннему выявлению задержки психического развития у детей и проведению с ними коррекционно-развивающих занятий по специально разработанным программам в условиях дошкольных учреждений.

Рассмотрим несколько диагностических программ, позволяющих определить уровень готовности детей с ЗПР к школьному обучению.

І. Значительный интерес представляет собой исследование психологической готовности к обучению детей с ЗПР 7 лет, с которыми в дошкольном возрасте проводилась специальная коррекционно-развивающая работа (автор – Н.В. Бабкина). С этой целью была разработана «Карта диагностики готовности к обучению в школе детей с ЗПР 7-го года жизни», включающая 4 блока:

Блок 1. Диагностика произвольного внимания и пространственного восприятия:

1. Диагностика сформированности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации — «Домик» (автор Н.И. Гуткина).

2. Диагностика умения действовать по правилу, внимания, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики — «Графический диктант». Методика разработана Д.Б. Элькониным, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.

3. Исследование процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти – «Узнавание фигур».

Блок 2. Диагностика развития мыслительных процессов.

4. Выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом — объединением элементов в целостный образ (наглядно-действенный уровень мышления) — «Мозаика». В основу данного субтеста положена методика «Кубики Коса», однако тестовый материал несколько изменен (вместо кубиков используются карточки).

5. Выявление уровня развития наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве — «Лабиринт» (автор Л.А. Венгер).

6. Диагностика способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки — «Исключение лишнего» — исследование на предметном и на вербальном материале.

7. Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, установление тождества в простых рисунках, в сложных рисунках, задачи на простую аналогию — «Матричные задачи Равенна».

8. Диагностика понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода — «Аналитические задачи» (составлены Н.В. Бабкиной).

Блок 3. Диагностика знаний и представлений об окружающем мире и развитие речи.

9. Экспериментальная беседа по выявлению «общей осведомленности». Проводимая в ходе исследования беседа позволяет получить характеристику осведомленности детей о семье, труде взрослых и сезонных явлениях природы.

Блок 4. Диагностика сформированности учебной мотивации.

10. «Сформированность внутренней позиции школьника» (по Л.И. Божович), а также развитие мотивационно-потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной.

ІІ. «Диагностика готовности ребенка к школе» (автор – Уфимцева). Программа включает в себя 5 блоков:

Блок 1. Перцептивная функция – умение анализировать и сравнивать зрительную информацию и обобщать на наглядном уровне:

а) «Сложить целое из частей»;

б) «Наглядные аналогии».

Блок 2. Мнемическая функция – способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию:

а) Запоминание словесного материала на слух. Методика «10 слов» А.Р. Лурия;

б) «Логическое опосредованное запоминание»

Блок 3. Речевая функция – способность оперировать языковыми знаками (словами):

а) «Звуковой анализ»;

б) «Понимание грамматических конструкций».

Блок 4. Психомоторная функция – способность к тонкой, двигательной координации:

а) «Графическая проба»;

б) «Ручная умелость».

Блок 5. Регулятивная функция – способность к целенаправленной деятельности и самоконтролю:

а) «Рисование палочек с соблюдением ряда правил».

ІІІ. «Диагностика готовности к школе» (автор – С. Д. Забрамная).

Программа включает в себя 3 пакета:

пакет А – задания для детей 3 – 5 лет;

пакет Б – задания для детей 5 – 7 лет;

пакет В – задания для детей 7 – 8 лет.

Пакет Б состоит из 12 методик:

1. «Выбор картинок»;

2. «Опосредованное запоминание»;

3. «Построение «заборчика»»;

4. «Различение правой/левой стороны»;

5. «Определение времени года по картинкам»;

6. «Повторение слов и цифр»;

7. «Составление целого из частей»;

8. «Последовательные картинки»;

10. «Исключение неподходящей картинки»;

12. «Установление закономерностей».

Главная особенность программы – интерпретация дана по 3 уровням: норма интеллекта; ЗПР и умственная отсталость.

Читайте также  Ребенок из пробирки 9 месяцев спустя

ІV. «Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации» (Министерство Здравоохранения РСФСР, 1978). Экспериментально-психологическое исследование детей в возрасте 6 – 7 лет в период предшкольной диспансеризации предлагается проводить, используя следующие методики:

1. Картинка с нелепыми ситуациями — «Нелепицы».

2. Заучивание десяти слов (слуховое вариант) — методика «10 слов».

3. «Опосредствованное запоминание» (по Леонтьеву) — методика Леонтьева.

4. «Обучающий эксперимент» (классификация геометрических фигур) — обучающий эксперимент.

6. «Установление последовательности событий» — последователь­ность событий.

7. «Классификация» (детский вариант) — классификация.

8. «Методика Пьерона — Рузера».

В начале и в конце экспериментального исследования проводится беседа с ребенком. При использовании данного набора методик изменять предлагаемый порядок их предъявления не сле­дует, так как место каждого задания верифицировано значительным количеством исследований. Кроме того, этот порядок обусловлен не­обходимостью чередования легких и трудных заданий, чтобы в про­цессе эксперимента не вызвать чрезмерного утомления ребенка.

В изложении каждого методического приема авторы придержива­лись следующей схемы:

обоснование выбора данной методики: характер получаемой информации, доступность, затрата времени;

описание самой методики: инструкция, условия, техника и по­рядок проведения;

оценочные критерии и результаты в норме;

определение степени помощи в ходе эксперимента.

V. Исследовательский комплекс А.В.Семенович включает в себя пять методик:

1. «Четвертый лишний». Цель – исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки.

2. «Зрительные аналогии». Цель – выделение характера логических связей и отношений между предметами.

3. «Изучение процесса классификации». Применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.

4. «Понимание метафор». Цель – исследование уровня, целенаправленности мышления, умение понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированости и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня развития речевых процессов.

5. «Последовательные картинки». Цель – исследование способности устанавливать причины следственной связи, понимать последовательность событий.

В течение последних десяти лет были предприняты попытки разработки системы обследования, включающей взаимодополняющие методики для детей с ЗПР. Одной из рекомендуемых методик является методика изучения прогностической деятельности «Угадай-ка», позволяющая с помощью ряда определенных качественно-количественных показателей оценить уровень развития функций внимания, памяти, восприятия, мышления в их взаимосвязи.

Разработанная методика основана на теоретических положениях, раскрывающих особую роль предвосхищения (преднастройки, установки, вероятностного прогноза, готовности и др.) в структуре психической деятельности человека.

В соответствии с избранной процедурой, ребенок должен выявить порядок чередования элементов в трех регулярных последовательностях (симметричных и асимметричных). Специфической особенностью разработанной процедуры эксперимента является самостоятельное достижение цели (образец не используется), реализуемое при выборе испытуемым адекватных средств, способов решения прогностической задачи. При этом поведение ребенка наиболее приближено к реальным условиям жизни и может рассматриваться как модель натуральной деятельности.

Обследование с помощью этого комплекса методик позволяет судить о структуре познавательной деятельности в норме и о тех отклонениях, которые имеются у детей младшего школьного возраста, по разным причинам отстающих в учении. В соответствии с накопленными данными высокий уровень сформированности внимания, памяти, мышления, оцениваемый по показателям прогностической деятельности, сочетается с высоким уровнем развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.

В настоящее время особой популярностью пользуется методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках научной отраслевой программы «Научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» коллективом ученых Института коррекционной педагогики РАО и практических педагогов-дефектологов ГОУ № 1371, № 1703 г. Москвы, предназначенное для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.

Пособие содержит методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР), авторские программы подготовки к школе детей с ЗПР (5–6 и 6–7 лет), а также занятия на год (тематическое планирование) с указанием оборудования, дидактических и сюжетно-ролевых игр, используемых приемов.

Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, представленное в пособии, прошло широкую и многолетнюю апробацию в дошкольных учреждениях Москвы и многих регионов Российской Федерации: в г. Самаре и Самарской области, в Рязани, Великом Новгороде, Пензе, Тюмени, Ноябрьске, Кургане, Новом Уренгое, Мегионе, др.

Программы и методические материалы для подготовки к школе детей с ЗПР строятся на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. Авторы программ дошкольной подготовки детей с ЗПР являются авторами стабильных типовых программ для начальной ступени коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, действующих в стране с 1982 г.

Программы для дошкольной подготовки детей с ЗПР содержат пропедевтические курсы, способствующие успешному усвоению предметных программ для начальной школы.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Перестройка системы образования на максимальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в группу нормально развивающихся детей усиливает внимание к особенностям развития детей с задержкой психического развития. Школы переходят на работу по новым Федеральным государственным образовательным стандарта, проектируют и внедряют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ЗПР. В связи с этим еще более актуальной становится проблема подготовки детей к школьному обучению. Чем лучше подготовлен ребенок к школе, тем успешнее он будет себя чувствовать в ней (Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.).

В структуре психологической готовности к школьному обучению принято выделять следующие компоненты:

— мотивационный (ребенок должен иметь стойкую мотивацию к учебе, что позволит ему занять новую для него социальную роль-ученика со своими правилами поведения);

— интеллектуальный (достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи);

волевой (умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат).

На наш взгляд, наиболее важными показателями готовности ребенка с ЗПР к школе являются: его интеллектуальное развитие, сформированность памяти, внимания, мышления, восприятия. Формирование таких психических процессов является залогом их успешного обучения в школе.

В ходе исследования нами была изучена группа детей в возрасте 6-7 лет, посещающих детский сад компенсирующей направленности. По заключению ПМПК все дети имеют задержку психического развития.

Диагностирование детей проходило по следующим направлениям.

Представление об окружающем мире и развитие речи.

Обследование проходило в форме беседы, результатом которой было выявление знаний и представлений ребенка о семье, окружающем мире. Изучение речевого статуса детей проводилось с использование традиционных логопедических приемов (Г.В. Чиркина и др.).

2.Способность к обобщению и умение выделять существенные признаки.

Методика «Исключения лишнего». Ребенку предлагалось сравнить предметы, выявить отличительный признак, исключить лишний предмет и охарактеризовать оставшиеся.

3.Исследование процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной и зрительной памяти.

Методика «Узнавание фигур».

4.Диагностика произвольности внимания.

Методика «Сравни картинки».

5. Выявление уровня наглядно-образного мышления.

6. Выявление умения ориентироваться на указания взрослого, принимать учебную задачу, осуществлять заданное.

Методика « Выкладывание елочки» ( У.В. Ульенкова)

7.Диагностика развития свойств внимания (концентрация, переключаемость, объем), самоконтроля.

Методика «Корректурные пробы».

8.Изучение внимания, умения действовать по правилу, выявление способности к самоконтролю, изучение особенностей пространственной ориентировки, мелкой моторики. Методика « Графический диктант»

9. Причинно-следственные связи / логические цепочки.

10.Математические знания (прямой и обратный счет, знание цифр, соотнесение количества)

В результате диагностики мы получили следующие данные об интеллектуальной готовности к школе детей с ЗПР.

Представления детей об окружающем мире и семье носят фрагментарный характер. Дети путают времена года, не могут назвать отличительные признаки. Дети не знают профессии своих родителей, не имеют представление о месте их работы. У детей с ЗПР отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений .

У детей снижен уровень зрительного восприятия, им необходимо более длительное время на узнавание предметов, особенно если эти предметы находятся в непривычном изображении (Б.П. Шошин).

При классификации предметов дети быстро выделяют явные признаки (цвет, форма ), но затруднение вызывают величина и материал, не всегда могут абстрагироваться от одного признака и сознательно его противопоставить с другим или переключиться с одного принципа классификации на другой. Это говорит о недостаточной способности дошкольника к анализу, обобщению, абстрагированию, переносу.

Недостаточность пространственных представлений проявляется при составлении разрезных картинок. Дети хорошо составляют картинки с изображением единичного объекта, им не доставляет труда составить картинку, разрезанную привычным образом, независимо от количества частей. Но трудности появляются, если картинка — с более сложным сюжетом или разрезана по диагонали. В этом случае дети нуждаются в организационной помощи со стороны экспериментатора или показу способа действия.

При проведении методики «Корректурные пробы» у многих детей вызывало затруднение заполнение определенным знаком различных фигур. Это говорит о снижении концентрации внимания, переключаемости и объема внимания.

При выполнении методики «Лабиринт» дети показали хорошие результаты , что говорит о неплохом развитии наглядно-образного мышления. При выполнении теста на последовательность действий дети могли разложить последовательность картинок или фигур, но зачастую затруднялись в объяснении своих действий.

При выполнении методики «Елочка» дети часто не слушали до конца задание и при соотнесении своего образца с контрольным не видели ошибок. Это позволило сделать вывод о несформированности у детей умения слушать поставленные задачи, ставить перед собой цели и достигать их.

Математические знания частично сформированы. Дети знают прямой и многие знают обратный счет до 10. Затруднения вызывали решение математических задач , если эти задачи давались в устной форме, как только появлялся наглядный материал, задачу сразу же решали. Это говорит о преобладании наглядного мышления над словесно-логическим.

У данной группы детей наблюдается слабая речевая активность . Они мало общаются со взрослыми , редко задают вопросы. В основном общение происходит на близкие им темы .У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. Недостаточность словарного запаса связана с фрагментарностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь является особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. Фонетическая сторона их речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

Научные исследования показывают, что без специального коррекционно -развивающего воздействия школьная готовность детей с задержкой психического развития крайне низкая. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее будут ее результаты. Необходима разработка программ по коррекции познавательной деятельности детей с ЗПР с учетом индивидуальных особенностей данной группы. Необходимым условием успешной подготовки детей к школьному обучению является наличие специалистов , знающих особенности этих детей , которые будут опираться на сильные стороны развития личности ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: