Диагностика гигиенических навыков детей

Педагогическая коррекция и воспитание

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом — пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!

1001

Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:

  • Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
  • Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
  • Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
  • Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  • Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
  • Обогатить предметно-развивающую среду группы.

1002

Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Катю», «Искупаем куклу Катю», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

1003

Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:

1) Обеспечить постоянное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;

2) Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;

3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;

4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта.

5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, не разговаривать во время еды.

1004

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

-рационально организованная обстановка,

-четкий режим дня,

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

1005

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование культурно — гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Методы и приёмы формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.

-Личный пример взрослых.

-Непосредственно образовательная деятельность.

-Упражнения в действиях.

-Проговаривание пословиц, поговорок.

-Прием повторения действий.

Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы закатали рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерли руки.

Критерии опрятной еды включают умения:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
  2. Не крошить хлеб.
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом.
  4. Не разговаривать с полным ртом.
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола.
  6. Говорить спасибо после еды.
  7. Пользоваться только своим прибором.

1006

Мытьё рук и личная гигиена включают следующие умения:

-Взять мыло, намыливать до появления пены.

-Мыть лицо, уши, руки.

-Насухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку.

Снимание и одевание одежды в определённом порядке включает умения:

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков детей 1,5-2 лет средствами игровых технологий на тему: «Все умеют малыши»

В период раннего детства происходит формирование культурно-гигиенических навыков, закладываются основы здорового образа жизни. Поэтому очень важно сформировать эти навыки в раннем возрасте, воспитывать культуру поведения у детей раннего дошкольного возраста.

Актуальность проекта

У многих детей раннего возраста, пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, кушать, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Наша задача- начать формировать культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, самобслуживание. Кроме того, мы — педагоги вместе с детьми и родителями переживали сложный период адаптации, когда наши малыши попадают в новую образовательную среду, привыкают к новым взрослым и детям, помещениям и оборудованию группы, новому режиму и другим условиям.

Для получения полноценных представлений о сформированности культурно-гигиенических навыков детей группы провела диагностику(Приложение №1). Говоря о результатах диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возрастав октябре 2020 года получили — детей с высоким уровнем компетентностей нет, 33% детей имеют средний уровень и 67% детей низкий уровень. Выявлены затруднения детей в умении мыть руки, лицо, намыливать руки до появления пены, пользоваться индивидуальными предметами — носовым платком, расческой, горшком. Дети недостаточно умеют снимать и надевать одежду и обувь в определенном порядке, расстегивать пуговицы, застежки на липучках. Во время приема пищи большинство детей принимают пищу самостоятельно, однако не сформированы умения пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, салфеткой, аккуратно кушать. Некоторых детей нужно было кормить ложкой взрослым.

Было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления их компетентностей и потребностей в получении необходимых знаний в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у детей группы (Приложение №2). В анкетировании приняло участие 14 семей воспитанников. Анкетирование показало, что 50% родителей (10 семей) проявили желание в проведении практических логопедических мероприятий совместно с детьми, родителями и учителем-логопедом. У 6 семей (60%) родителей имеют трудности в проведении с детьми в домашних условиях артикуляционной и дыхательной гимнастики, 4 семьи (40%) имеют трудности в развитии фонематического слуха детей.

Выяснилось, что 75 % родителей считают себя компетентными в вопросах культурно-гигиенического воспитания детей, однако только 40% дают определение понятия культурно-гигиенические навыки. 25% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у своего ребёнка и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Большинство родителей имеют потребность в получении квалифицированной консультативной помощи, готовы участвовать в совместных мероприятиях группы. А значит, существует необходимость в установлении непосредственного контакта с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка. У большинства детей группы не сформированы культурно-гигиенические навыки, их родители нуждаются в педагогической поддержке по данному направлению, а в группе имеются недостаточные условия по организации помощи детям по формированию культурно-гигиенических навыков и их родителям.

При подготовке к образовательной деятельности с применением игровых технологий, мы также испытали трудности в нехватке методической литературы, наглядного материала. Поэтому поставила для себя такую задачу, как изучение и обобщение педагогического опыта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с применением игровых технологий.

Именно эта ситуация в группе и стала ключевой в решении нашего вопроса: создать проект по формированию культурно-гигиенических навыков детей 1,5-2 лет средствами игровых технологий на тему: «Все умеют малыши».

Участники: педагоги, дети и родители группы

Учебная нагрузка: занятия проводятся с детьми второй группы раннего возраста 2 раза в месяц продолжительностью не более 9 минут, а также проводятся игровые ситуации, игры, чтение художественной литературы в режимные моменты в течение недели.

Читайте также  Режима дня жизни ребенка

Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков детей 1,5-2 лет средствами игровых технологий.

Задачи проекта:

Формировать у детей навыки мытья рук и личной гигиены.

Формировать у детей навыки приема пищи.

Формировать у детей навыки одевания и раздевания.

Развивать речь, игровые умения, мелкую моторику рук.

Воспитывать у детей самостоятельность при самообслуживании, потребность выполнять гигиенические процедуры.

Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей.

Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

Гипотеза Если я буду постоянно использовать игровую технологию, тем самым я смогу помочь детям сформировать у них культурно-гигиенические навыки.

создание картотеки потешек; стихов, сказок, пальчиковых гимнастик

наглядный материал (иллюстрации, картинки, фотографии);

изобразительный материал для продуктивной деятельности;

художественные произведения по теме проекта

дидактические, словесные, подвижные, музыкальные, настольные, пальчиковые игры,

Этапы проекта

I.Подготовительный: (сентябрь 2020 г. – октябрь 2020 г.):

Изучение методической литературы и интернет-источников по теме проекта.

Диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.

Анкетирование родителей для работы по реализации проекта.

Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями, включая сценарии совместных мероприятий с родителями и детьми.

Подготовка игр и пособий, материалов и оборудования.

II.Практический (ноябрь 2020-апрель 2020)

Реализация перспективного плана работы с детьми 1,5-2 года.

Проведение различных мероприятий для родителей (консультации, семинары, мастер-классы).

Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями (игры, занятия, круглый стол).

Разработка методических материалов для педагогов, рекомендаций для родителей.

Итоговая диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.

III. Заключительный (май 2020г):

Итоговая диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.

Выявление мнения родителей о реализации проекта.

Анализ результатов и презентация проекта.

Систематизация методического материала.

Трансляция результатов на уровне ДОУ, СМИ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Сформированы у детей навыки мытья рук и личной гигиены.

Сформированы у детей навыки приема пищи.

Сформированы у детей навыки одевания и раздевания.

Сформированы речевые умения (называют предметы личной гигиены, называют игровые действия, слушают и отвечают на вопросы воспитателя).

Повышена педагогическая компетентность родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей.

Увеличена доля родителей, вовлеченных в воспитательно-образовательный процесс группы.

Конечный продукт проекта оформление презентации «Все умеют малыши»

Формы контроля и методы оценки, результаты диагностики

С целью определения уровня сформированности культурно-гигиенического навыков детей, определения продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (октябрь, апрель). Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для конструирования дальнейшего воспитательно-образовательного процесса.

Для отслеживания динамики сформированности культурно-гигиенического навыков детей 1,5-2 года проводится мониторинг (октябрь, апрель) по следующимкритериям диагностики:

1. Навыки мытья рук и личной гигиены:

— мыть руки, лицо перед едой и по мере загрязнения;

— закатать рукава, взять мыло, намыливать до появления пены,

— насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

— пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, расческой, горшком);

2. Навыки приема пищи:

— пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, салфеткой;

— аккуратно кушать, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом;

— не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

— благодарить взрослых после еды.

3. Навыки одевания и раздевания:

— снимать и надевать одежду и обувь в определенном порядке;

— аккуратно сложить одежду, ставить обувь на место;

— расстегивать пуговицы, застежки на липучках.

Диагностику сформированности культурно-гигиенического навыков детей 1,5-2 года проводим с использованием пособия Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. По каждому параметру выделяются уровни развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет самостоятельность при выполнении культурно-гигиенических процедур. Активно участвует в процессах умывания, пользуется предметами личной гигиены, снимает и надевает одежду и обувь в определенной последовательности. Называет предметы личной гигиены, игровые действия, слушает и отвечает на вопросы воспитателя, выражает просьбы, желания, впечатления короткими предложениями.

Средний уровень: Ребенок выполняет культурно-гигиенические процедуры самостоятельно. Требует помощи взрослого в выполнении отдельных действий и в контроле качества. Участвует в процессах умывания, пользуется предметами личной гигиены, снимает и надевает одежду и обувь в определенной последовательности. С помощью воспитателя называет предметы личной гигиены, игровые действия, слушает и отвечает на вопросы воспитателя.

Низкий уровень: Ребенок выполняет культурно-гигиенические процедуры с помощью взрослого. Стремление к самостоятельности недостаточно выражено, ожидает помощи взрослого даже в освоенных процессах. Ребенок речь понимает. Затрудняется в оформлении речевых фраз, помогает себе жестами, словами-заменителями.

Используем следующие формы проведения педагогической диагностики: наблюдение за деятельностью детей, игры и игровые ситуации, вопросы. В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используем игровые персонажи, а также создаем игровые ситуации.

Диагностические задания включены в режимные моменты и во время проведения образовательной деятельности, их проведение не требует дополнительного времени. Большинство заданий выполняется индивидуально или подгруппами 3-5 человек. Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, ему предлагается индивидуальная деятельность — задания, вопросы, игры.

Компетентность родителей по культурно-гигиеническому воспитанию детей отслеживается через анкетирование, совместные мероприятия с родителями, их рефлексию.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам).

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  1. мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  2. умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  3. принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  4. мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  5. подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  6. полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  7. пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  8. пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  1. пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  2. ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  3. не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  4. мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  1. разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  2. подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  3. прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  4. положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

  1. Завернуть рукава одежды ребенка.
  2. Проверить температуру воды.
  3. Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  4. Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  5. Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  6. Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  7. Закрыть воду.
  8. Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  9. Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  10. Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Читайте также  Компот как варить рецепт детей

Учим пользоваться полотенцем

  1. Снять полотенце с крючка.
  2. Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  3. Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  4. Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  5. Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

  1. Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  2. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  3. Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  4. Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  5. Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  6. Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  1. Знать свою расческу и место, где она лежит.
  2. Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  3. Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  4. Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  5. Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  6. Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  1. Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  1. Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  2. Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Диагностика гигиенических навыков детей

Автор: Маланина Олеся Владимировна, воспитатель, МБУ детский сад №2 "Золотая искорка", город Тольятти Самарская область

ПРОЕКТ
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3

1. Актуальность проекта
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, 0
чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Объект проектирования:
Воспитание культурно гигиенических навыков у младших дошкольников.
Предмет проектирования:
процесс формирования КГН, процесс формирования здорового и безопасного образа жизни.
Понятийный аппарат:
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни. Воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. УМЕНИЕ – способность осознанно выполнять определенные действия на основе имеющихся знаний. НАВЫК – это автоматизированный способ выполнения действий. ПРИВЫЧКА – это действие или элемент поведения, которое стало потребностью, невозможность совершать это действие вызывает неудовлетворенность собой, отрицательные эмоции; т.е. это навык, ставший потребностью.
Анализ ресурсов:
Методические разработки, педагогические разработки, Организационные, материальные технологии.
Цель:
Сформировать у 85% младших дошкольников КГН. Сформирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи:
1
Разработать систему целенаправленных мер КГН средствами художественной литературы. Обогатить предметно-развивающую среду группы самодельными книжками малышками по воспитанию КГН. Разработать план взаимодействия между детским садом и семьей.
Целевая аудитория:
Дети 1 младшей группы.
Сроки реализации
: Сентябрь 2015 – Май 2016 год.
Этапы реализации:
Этапы Направление и содержание работы Срок Подготови тельный — Составить план работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Сентябрь — Подобрать методическую и художественную литературу, наглядный материал по данной теме (плакаты, иллюстрации) — Разработать серию конспектов, комплекса мероприятий по формированию у детей культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживанию — Пополнить развивающую среду группы – центра активности «Мойдодыр» и книжного уголка. — Составить картотеку подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр. — Оформить наглядные пособия (алгоритм выполнения действий детьми) и альбом потешек, загадок и стихов по теме. — Подготовить методические рекомендации для родителей по данной теме. — Довести до сознания родителей важность и необходимость решение проблемы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и обсудить план работы. Основной

Беседы с детьми о правилах личной гигиены Сентябрь – апрель

Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по формированию КГН. — Рассматривание сюжетных и предметных картин. — Проведение физкультминуток. — Чтение и заучивание стихов и потешек, загадывание загадок. 2
— Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка) — Использование малых форм фольклора в режимных моментах. — Проведение дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых и театрализованных игр. — Составление фотоальбома группы по теме проекта Заключи- тельный — Диагностика уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Май — Презентация проекта — Итоговое мероприятие — развлечение «В гостях у Мойдодыра» (совместно с родителями)
Основные направления реализации проекта
: На данном этапе при воспитание КГН требуется групповая работа. В сотрудничестве, которая,позволяет совместными усилиями преодолеть возникающие трудности, помогая друг, другу опираясь на полученные знания.
Механизмы, средства и способы реализации проекта:
Обогащение развивающей среды Разработка плана взаимодействия с родителями Разработка системы целенаправленных мер средствами художественной литературы.
Ожидаемые результаты проекта:
У 85 % сформированы культурно гигиенические навыки Обогащена предметно развивающая среда в группе Разработан план взаимодействия между детским садом и семьей.
Критерии оценки результатов реализации проекта:
диагностика.
Способы предоставления ресурсов:
выставка рисунков, диагностика, развлечение, презентация.
Ресурсное обеспечение:
ноутбук, методическая литература, интернет.. 3

Список использованных источников и литературы:
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118. 2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96 3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55. 4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24. 6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с. 7.Интернет сайт «maam», «Воспиталки»
Приложение:

Читайте также  Диагностика ребенка 3 4 лет психологом

Навыки мытья рук и умывания

Непосредственно образовательная деятельность
 Проблемные ситуации «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Кукла Катя не хочет мыть руки», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»  Беседа на тему «Друзья Мойдодыра»  Рассматривание картины «Мама купает Катю»  Наблюдение с детьми «Учимся у старших детей умываться»  Рисование «Веселые капельки» (разукрашивание), «Принимаем душ », «Грязные ладошки»  Лепка «Мыло для Петрушки»  Аппликация «Мыльные пузыри», «Красивое полотенце»
Игры
 Дидактические игры и упражнения: «Умоем куклу Машу», «Купание куклы», «Мыльные перчатки» , «Покажем кукле Кате как мы умеем 4
умываться и вытирать руки полотенцем», «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Назови действие», «Умывалочка», «Моем чисто руки и лицо»  Игры на внимание: «Чья картинка», «Лото», «Что сначала, что потом», «Делай так»  Подвижные игры: «Зайка серый умывается», «Все котятки мыли лапки».
Чтение

художественной

литературы
«Водичка, водичка», «Моем носик, моем щечки», «Кран откройся, нос умойся», «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Наша Маша маленькая», С. Капутикян «Хлюп-Хлюп», К.Чуковский «Мойдодыр », А.Барто «Девочка чумазая», «Мыло», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Н.Найденова «Наши полотенца», Э.Успенский «Удивительное дело».
Навыки культуры еды и поведения за столом

Непосредственно образовательная деятельность
 Рассматривание предметных картинок из серии «Посуда», сюжетной картины «Дети обедают».  Ситуативные беседы «Как правильно вести себя за столом», «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать», рассказывание историй про Машу и Мишу.
Игры
 Дидактические игры и упражнения: «Поможем куклам накрыть на стол», «Накормим куклу Катю», «Готовимся к приходу гостей», «Кукла учится у ребят аккуратно кушать», «Напоим куклу Аню чаем», «Для чего такая посуда», «Мытьё кукольной посуды»  Сюжетно-ролевые игры «Семья обедает», « День рождения у мишки»
Чтение

художественной

литературы
Сказка «Три медведя», К. Чуковский «Муха Цокотуха», «Федо-рино горе», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», З. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша», С Капутикян «Маша обедает». «Кто скорей допьет», С.Маршак «Где обедал воробей», Ю.Кушак «Приятного аппетита», фольклорные потешки, Е Благинина «Обедать», А.Кардашова «Завтрак», «Ужин», В.Берестов «Ложка», Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду» 5

Навыки самообслуживания

Непосредственно образовательная деятельность
 Рассматривание предметных картинок по теме «Одежда», «Обувь», сюжетных «Маша одевает куклу на прогулку»
Игры
 Дидактические игры и упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покажем куколке, как надо складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик)», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)», «Как мы помогали кукле собраться в гости», «Такие разные носочки», «Причешем куклу Машу»  Настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Застежки-шнурочки», «Волшебные пуговки», «Наряди куклу Катю»  Игры на внимание: «Что лишнее». «Найди и назови»  Сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «К куклам в гости».
Чтение

художественной

литературы
П.Воронько «Пора спать», В.Берестов «Новый бант», З. Александрова «Что взяла, клади на место», И.Горюнова «Этикет для карапузов», А.Барто «Игрушки», И.Муравейка «Я сама»
План взаимодействия с родителями

Родительское собрание
— «Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста» 
Консультации
— «Чистота – залог здоровья» — "Как привить детям культурно гигиенические навыки" — "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности" — «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» 
Индивидуальные беседы
— Алгоритм мытья рук — "Как правильно одевать ребёнка на прогулку" — «Развитие самостоятельности детей 4-го года жизни» 6

Наглядная информация для родителей
— «Как приучить ребёнка быть аккуратным» — «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно- гигиенических навыков». 
Памятка для родителей
— «Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоиться» 
Анкеты – вопросники, буклеты

Папка-передвижка
— « Будем чистыми и опрятными» 
Оформление фотовыставки
— «Вот что я умею» 
Выставка литературы (методической, художественной)

Итоговое мероприятие — развлечение
— «В гостях у Мойдодыра»
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет: 1.Приучать есть аккуратно. 2.Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем. 3.Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу 4.Держать ложку в правой руке 5.Пользоваться салфеткой 6.Полоскать рот по напоминанию взрослого 7.Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить "спасибо". 7

Диагностика культурно-гигиенических навыков у

детей 3-го года жизни
Критерии диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков В исследовании приняли участи 20 детей 3-го года жизни, младшая группа. — Высокий уровень – ребёнок уверенно, самостоятельно выполняет большинство основных действий, понимает и может объяснить необходимость того или иного культурно – гигиенического навыка (3 балла) — Средний уровень – ребёнок уверенно с помощью взрослого выполняет основные действия, но на вопросы затрудняется отвечать (2 балла) — Низкий уровень – ребёнок неуверенно выполняет действия, необходима постоянная помощь взрослого, на вопросы ответить не может (1 балл) — не выполняет – 0 баллов. Наглядно результаты отображены на рис. 1. Рис. 1. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков в младшей группе 8
Как можно видеть, у незначительного количества детей (15%) культурно- гигиенические навыки сформированы на низком уровне, у 45% – на среднем и у 40% – на высоком уровне. 9

Справка КГН

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ « Солнышко» на 2019-2020 учебный год в феврале был проведен оперативный контроль по теме: «Привитие детям КГН».

С целью определения уровня развития культурно — гигиенических навыков детей .

Срок проверки: 10.02.2020-14.02.2020

В данный период был осуществлён контроль:

2 группа раннего возраста— воспитатели Тихонюк А.М., Гупалик А.А. пом.воспитатаеля Виценюк Ю.Ю .

Младшая группа- воспитатели Кайзер А.В. , Зосименко О.В. пом. воспитателя- Вареник Д.И.

Средняя группа— воспитатели: Камбарули Н.В., Зосименко О.В., пом.воспитателя Канивец Л.А.

Старшая группа – воспитатели Мякаева А.А. Шипилова Н.В., пом воспитатель- Чанцева Т.А.

воспитатели: Шипилова Н.В.,

Подготовительная группа – Турбовская И.С., Шипилова Н.В., пом воспитатель- Зеленеева И.В.

В сферу контроля были включены:

  • Гигиенические требования: санитарное состояние мебели для полотенец, размещение мебели, соблюдение режима дня, маркировка на полотенцах, наличие списка детей;
  • Соблюдение правильной последовательности действий;
  • Самостоятельность выполнения действий при умывании без помощи взрослого;
  • Умение ребенка находить свое полотенце по картинке;
  • Умение вытираться насухо;
  • Умение детей вешать полотенце на место;
  • Соблюдение правил поведения в туалетной комнате;
  • Использование игровых приемов и методов при формировании КГН.;
  • Условия для воспитания опрятности (наличие зеркала в туалетной комнате) и др.

Анализ показал, что воспитатели всех возрастных групп знакомят с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков, приучают детей следить за своим внешним видом, формируют умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Все возрастные группы оснащены раковинами для умывания, кабинками для полотенец в соответствии с требованиями СанПин.

Отмечено, что санитарное состояние мебели в умывальной комнате, а так же полотенца соответствуют гигиеническим требованиям. Ежедневно пом. воспитатели следят за состоянием раковин, унитазов, проводят влажную уборку с использованием специальных дезинфицирующих средств. Полотенца детей меняются каждую неделю. Все полотенца имеют маркировку (в первой и второй группах раннего возраста имеются горшки, которые так же отмечены маркировкой). Так же во всех возрастных группах имеются списки детей, наглядная информация для детей с алгоритмом умывания в картинках (в старшей подготовительной группе на двери и стене висят плакаты «Правила гигиены», «Закаливание- путь к здоровью»), которые красочно оформлены и привлекают внимание детей.

Можно отметить самостоятельность выполнения действий детей при умывании, средние и старшие группы обходятся без помощи взрослого — умеют вытираться насухо, вешать полотенце на место , а малыши (особенно вновь поступившие получают необходимую помощь со стороны воспитателей и помощников воспитателей при умывании). Дети хорошо ориентируются в умывальной комнате и самостоятельно находят свое полотенце по соответствующей картинке (маркировке).

Воспитатели следят за соблюдением детьми правил в туалетной комнате, при умывании однако, следует более тщательно следить за дисциплиной детей ( некоторые дети в младшей-средней и старших группах разбрызгивают воду).

Воспитатели используют игровые приёмы при формировании КГН у детей:

«Доброе утро, расчёска!», Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая» и др., игровые ситуации «К нам пришла Замарашка», дидактические игры «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета), «Чистоплотные дети», потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и другие.

Однако, следует отметить, что не всегда на столах стоят салфетки ,у детей старшей группы не всегда есть весь ассортимент столовых приборов (вилки, ножи), нет носовых платков.

Выводы:

  1. Все возрастные группы оснащены раковинами для умывания, кабинками для полотенец в соответствии с требованиями СанПин. Отмечено, что санитарное состояние мебели в умывальной комнате, а так же полотенца соответствуют гигиеническим требованиям.
  2. Не все воспитатели следят за выполнением КГН у детей.

Рекомендации:

— продолжать расширять представления детей о составляющих, важных компонентах здоровья;

— содействовать в расширении представлений детей об особенностях функционирования и целостности организма, о роли гигиены и режима дня;

— формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Для обеспечения полного согласования в требованиях к культурно- гигиенических навыкам организовать работу с родителями через индивидуальную работу, консультирование родителей;

— педагогам использовать художественное слово для закрепления КГН;

-учить детей правильно пользоваться столовыми приборами (держать ложку, вилку, чашку/в старшей группе пользоваться ножом);

-учить детей правильно выходить из-за стола;

-воспитателям всех групп провести образовательную работу среди дошкольников и их родителей « Что может носовой платок» (ПРИЛОЖЕНИЕ№1)

-обновить наглядный материал в комнате гигиены алгоритмом действий мытья рук в соответствии с возрастом детей.

воспитателям и пом.воспитателя контролировать процесс подготовки детей к приёму пищи (навыки мытья рук)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: