Диагностика эмоционального состояния ребенка

Перечень методик для проведения диагностического обследования эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста

Методика «День рождения» — диагностика потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении Панфиловой М.А.

Графическая методика «Кактус» — направлена на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии М.А. Панфиловой

Методика «Паровозик» — позволяет определить особенности эмоционального состояния Велиева С.В

Методика «День рождения» М.А. Панфиловой

Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении. Время проведения 10-15 мин.

Инструкция . В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки – снежинку.)
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок.
После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.)
Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

Анализ результатов

1.Потребность в общении:
а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;
б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;
в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».
3. Значимость социальных окружений:
а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;
б) преобладание какой-то группы ( семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении;
в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребёнка. Для углублённого социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, социометрические опросники и др.)

«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

сила нажима на карандаш

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов
Интровертированность — изображен только один кактус
Стремление к домашней защите , чувство семейной общности — наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

«Паровозик» Велиева С.В

alt=»hello_html_6180f244.png» width=»30″ height=»10″ />Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
alt=»hello_html_6180f244.png» width=»30″ height=»10″ />Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.» Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Фиксируются: позиция цвета

вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.

Оценка результатов
4 балла — позитивное психическое состояние
3 балла — негативное психическое состояние низкой степени
2 балла — негативное психическое состояние средней степени
1 балл — негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
Оценка результатов:
70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 — 69 % — средняя сБПК;
26 — 41,9 % — незначительная сБПК;
0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до — 25% -средняя сНПК;
— 26 % и ниже — сильная сНПК .

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты)

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста.

Для реализации этого направления модернизации образования, городской научно-методический центр департамента образования администрации города Томска ориентировал работу специалистов образовательных учреждений на повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Результатом ее стал сборник психодиагностических материалов  , необходимый и достаточный для выявления индивидуальных особенностей детей с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к их развитию, позволяющих проводить мониторинг динамики их эмоционального состояния.

В содержание сборника вошли методические материалы по диагностике эмоционального развития детей раннего возраста (К. Л. Печора), их познавательного уровня (А. А. Венгер), способов деятельности (Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального самочувствия в семье (Е. Антонн, Е. Бине) эмоционального благополучия в детском саду (Г. Любина, Л. Микулик).

Читайте также  Наблюдения в средней группе — интересная познавательная деятельность

Представленные материалы прошли апробацию в дошкольных образовательных учреждениях города Томска, которая определяла соответствие выбранных тестов объекту исследования, соблюдение прав ребёнка в процессе диагностики. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений, проблемно-творческих групп, городских семинарах.

Актуальность представленных материалов заключается в том, что их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольном образовательном учреждении стал более эффективным. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития дошкольника:

адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

• наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Методики определения эмоциональных состояний и личностных особенностей детей

Mob 701.jpg

В распоряжении современного человека имеется множество способов общения, но все они легко группируются в две категории — вербальные и невербальные.

Вербальные, или словесные, представляют собой всевозможные речевые формы общения.

Невербальные средства коммуникации, или, как их еще называют “несловесные языки” общения, в свою очередь складываются из жестов, мимики, позы и положения, которое мы принимаем в пространстве относительно других людей и предметов. Например, вожатый может утешить расстроенного ребенка просто подойдя и обняв его, не используя никаких слов. А понять, что ребенок был расстроен можно по выражению его лица и позе, в которой он сидел.

Несмотря на то, что каждый ребенок — уникален, существуют общие рекомендации по вербальной стороне общения в рамках данного подхода. Они помогут вожатому понять какие сейчас эмоции у ребенка.

Не вопрос, а утверждение

Старайтесь избегать прямых вопросов ребенку о его текущем состоянии. Попробуйте вместо этого своими словами “отразить” чувства, которые, как вам кажется, сейчас переживает ребенок. Используйте для этого Я-высказывания в утвердительной форме. Пример: Ты расстроен? Мне показалось, что ты расстроился.

Старайтесь при этом избегать резких эмоциональных слов. Даже утверждение, отражающее чувства ребенка можно испортить высоким градусом негатива. В целом придерживайтесь правила: называемая эмоция ниже по силе, чем та, которую вы предполагаете у ребенка. Пример: Мне кажется, тебе страшно. Мне кажется, ты обеспокоен.

Если вопрос, то открытый

В случае, если не задать вопрос никак нельзя, старайтесь использовать так называемые открытые вопросы. Они «открывают» возможность для ребенка дать развернутый ответ. Закрытые вопросы сразу предполагают однозначный ответ «да» или «нет». Пример: Тебя это расстроило? Что ты думаешь по поводу этой ситуации?

Главное вовремя замолчать

Если вам удалось установить контакт с ребенком и он начал делиться своими переживаниями, предоставьте ему возможность выговориться. Используйте для этого приемы активного слушания.

Некоторые считают, что невербалика — это всего лишь дополнительный источник информации к собственно вербальному общению. Но в жизни, как известно, бывают ситуации, когда мы не можем напрямую что-то сказать или спросить у человека. Особенно это актуально в общении с детьми.

Оказывается, то, что ребенок мог бы сказать с помощью речи, даст нам только 7% информации, 38% мы получим, внимательно изучив то, как именно ребенок говорит, и целых 55% — если проанализируем его позу, жесты и мимику.

ДВЕ МЕТОДИКИ определения эмоциональных состояний и личностных особенностей детей

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых детьми, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ребенка, которые скрыты от наблюдателя в обычной жизни в лагере.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Представленные методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе жизни в лагере.

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого ребенка (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «лагерь», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в лагере, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «сверстники». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои сверстники? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Читайте также  Супрастин 9 месячному ребенку

Напиши слово «вожатый», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают вожатые, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить детям выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных мероприятиях.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в лагере и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у детей данного отряда, как воспринимаются детьми вожатые, родители, сверсники.

Проективная методика «Мое настроение»

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Психоэмоциональное состояние подростков с патологией репродуктивной системы

В статье представлены данные сравнительного анализа психоэмоционального состояния подростков с корригированной гипоспадией и функциональными задержками пубертата.

Results of the comparative analysis of a psychoemotional condition of teenagers with hipospadiya and functional delays of a puberty are presented in article.

Высокий риск формирования бесплодия у мужчин при заболеваниях половой системы обусловливает внимание специалистов к этой проблеме. Среди множества причин мужского бесплодия выделяют инфекционные заболевания, травмы половых органов, аномалии развития гениталий, гормональный дисбаланс, а также функциональные нарушения созревания гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси [1–3]. В 25% случаев причина инфертильности остается не установленной [4, 5]. У пациентов этой группы важно изучение периода полового созревания — ключевого момента в становлении функции репродукции. При этом менее изученными остаются их психоэмоциональные особенности. В немногочисленных работах авторами показаны изменения психоэмоционального состояния у пациентов с гипогонадизмом, эректильной дисфункцией, снижением уровня тестостерона вследствие метаболического синдрома, гипоспадией (ГС) [6–10]. Внутренняя картина болезни формируется из отношения пациента к заболеванию, которое напрямую зависит от его психоэмоционального состояния. Изучение течения психических процессов при различных заболеваниях половой системы представляет научный интерес. Одним из способов выявления этих состояний является психологическое тестирование [11].

Целью данного исследования было сравнить психоэмоциональное состояние подростков с корригированной гипоспадией и подростков с функциональными задержками пубертата.

Пациенты и методы исследования

Обследовано 40 мальчиков 14–15 лет, из них 20 детей (1-я группа) с корригированной гипоспадией (10 — стволовая форма, 10 — мошоночная форма) и 20 детей (2-я группа) с функциональной задержкой полового развития. Группу сравнения составили 20 практически здоровых мальчиков сопоставимого возраста. Обследование включало изучение анамнеза, осмотр с оценкой физического развития, оценку полового развития по стадиям Таннера, определение уровней лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), тестостерона в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа с использованием наборов реагентов DRG ELISA (Техсистемс, Россия). Всем пациентам проведено компьютерное тестирование на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» («Нейрософт», Россия) с использованием методик «Короткая версия опросника здоровья-12» (J. Ware и соавт.) и «Шкала госпитальной тревоги и депрессии» (адаптирована М. Ю. Дробижевым).

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета программы Statistica 6.0 (StatSoft, США). Данные предоставлены в виде среднего математического М и стандартного квадратичного отклонения SD. Характер распределения количественных значений оценивался с помощью критерия Шапиро–Уилкса. Для сравнения различий значений признаков двух независимых групп использовался непараметрический U-критерий Манна–Уитни. Для выявления взаимосвязей между переменными был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Различия считали статистически значимыми при p < 0,05.

Результаты и обсуждение

Все дети 1-й группы имели средние показатели физического развития: SDS роста 0,45 ± 0,8 и SDS индекса массы тела (ИМТ) 0,6 ± 0,2 (табл. 1). Половое развитие соответствовало 2–3 стадии пубертата по Таннеру: объем гонад составил 10 ± 1,2 мл и не отличался от показателей здоровых детей контрольной группы. Однако у 65% мальчиков была установлена микропения (средняя длина полового члена в группе составила 4,7 ± 0,9 см), 4 (20%) обследованных пациента с корригированной гипоспадией имели инвертированный пубертат. Во 2-й группе 80% детей наряду с задержкой полового развития имели задержку физического развития: SDS роста — 2,05 ± 1,1 и SDS ИМТ 0,35 ± 0,3, признаки пубертата отсутствовали (стадия G1 по Таннеру): средний объем гонад по данным орхиометрии составил 3,86 ± 1,2 мл, средняя длина полового члена — 4,6 ± 1,38 см, что достоверно ниже, чем в группе контроля. У 5 (25%) детей отмечено адренархе.

Гормональное обследование 90% пациентов 1-й группы не выявило отклонений, уровни тестостерона, ЛГ и ФСГ соответствовали стадии пубертата. У 2 (10%) детей этой группы диагностирован гипергонадотропный гипогонадизм, назначена заместительная гормональная терапия. При анализе уровня гормонов сыворотки крови пациентов с функциональной задержкой пубертата были установлены препубертатные уровни гонадотропинов и тестостерона, что свидетельствует об отсутствии импульсной секреции гонадотропин-релизинг-гормонов вследствие незрелости центральных мозговых структур (гипоталамо-гипофизарной системы). В контрольной группе детей уровни тестостерона, ЛГ и ФСГ были достоверно выше, чем во 2-й группе, и составили 15 ± 6 нмоль/л, 3,2 ± 0,9 мМЕ/л и 1,4 ± 0,5 мМЕ/л соответственно. Частота осмотров в год, связанных с половым развитием, с момента обращения: в 1-й группе у пациентов с гипоспадией составила 2–3 раза, во 2-й группе у мальчиков с задержкой полового развития (ЗПР) — 4–5 раз. Получали лечение по поводу заболевания 2 (10%) ребенка 1-й группы (заместительная гормональная терапия в связи с гипергонадотропным гипогонадизмом) и 6 (30%) детей 2-й группы (стимуляционная терапия).

Следующим этапом работы явилось исследование психоэмоционального состояния по выбранным методикам. Методика «Короткая версия опросника здоровья-12» группирует ответы в 8 шкал:

1) общее состояние здоровья — оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения;
2) физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба и т. п.);
3) влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности);
4) эмоциональное функционирование (насколько эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности);
5) социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение);
6) интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью;
7) жизненная активность (подразумевает ощущение себя полным сил);
8) самооценка психического здоровья (настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций).

Полученные показатели группируются в два суммарных измерения — физический компонент здоровья и психический компонент. В составе физического компонента объединяются показатели общего здоровья, физического функционирования, ролевого функционирования, интенсивности боли, а в составе психического компонента — показатели эмоционального функционирования, социального функционирования, жизнеспособности и самооценки психического здоровья.

Анализ данных компьютерного тестирования по данной методике показал достоверное снижение уровня самооценки здоровья и качества жизни во 2-й группе: 40 ± 2 балла против 52 ± 4 балла в 1-й группе и 57,5 ± 5,5 балла в контрольной. При этом у подростков с корригированной гипоспадией больше страдает социальный компонент (проблемы в общении со сверстниками), а у подростков с задержкой полового развития эмоциональный компонент (склонность к плохому настроению, переживаниям, эмоциональная лабильность). В обследованных группах у подростков выявлено снижение жизненной активности относительно группы контроля. Некоторое снижение значений по шкале боли во 2-й группе, вероятно, связано с проведением инъекций (стимуляционная терапия) у нескольких детей. Как в 1-й, так и во 2-й группе отмечается снижение показателя психического компонента здоровья: до 61,4 ± 10,3 и 61,3 ± 6,7 балла соответственно (в группе контроля 75 ± 9,6 балла).

Читайте также  Овощи ребенка 7 месяцев

При оценке показателей тревоги и депрессии у половины пациентов 1-й группы отмечено повышение уровня тревоги: в 20% случаев до субклинического уровня и в 30% — до клинически выраженной тревоги. Во 2-й группе обследованных клинически выраженную тревогу имели 50% детей, еще 35% — субклиническую. В группе контроля у большинства мальчиков (75%) выявлен низкий уровень тревоги. Проявления депрессии на субклиническом и клиническом уровнях имели 60% мальчиков 2-й группы, в то время как 60% детей 1-й группы не имели признаков депрессии, как и 95% детей группы контроля.

При определении корреляционной зависимости между частотой осмотров и уровнем тревожности статистически значимой корреляции не выявлено (коэффициент ранговой корреляции Спирмена для 1-й группы составил 0,076, для 2-й группы составил –0,052).

Таким образом, у мальчиков с корригированной гипоспадией (врожденной аномалией развития уретры) внимание специалистов к течению полового созревания, осмотры, неудовлетворенность внешним видом и размерами наружных половых органов приводят к повышению уровня тревожности, агрессии [9]. При этом изменения в психоэмоциональном состоянии возникают не с раннего возраста, когда проводится хирургическая коррекция, а в период становления пубертата (10–11 лет). Отклонения в психо­эмоциональном состоянии у мальчиков с функциональными ЗПР возникают около 14 лет и чаще связаны с отставанием в росте, маленькими размерами гонад и полового члена, слабым оволосенением. Эти симптомы обусловлены функциональной незрелостью гипоталамических структур и отсутствием импульсной секреции гонадотропинов.

Выводы

  1. Выявлен высокий уровень тревожности у 30% мальчиков 1-й группы, у 50% мальчиков 2-й группы.
  2. Клинически выраженная депрессия отмечена у 10% обследованных пациентов с гипоспадией и 20% детей с функциональной задержкой пубертата.
  3. Не выявлена корреляция между частотой осмотров и уровнем тревоги/депрессии.
  4. Для получения объективной картины психического и физического состояния пациента целесообразно проводить комплексную клинико-гормональную диагностику с использованием аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест».

Литература

  1. Синицина А. А. Клинико-гормональные нарушения и состояние центральной нервной системы у мальчиков с задержкой пубертата. Способ коррекции. Автореферат дис. … канд. мед. наук. Саратов, 2013. 145 с.
  2. Райгородская Н. Ю., Болотова Н. В. и др. Половое развитие мальчиков с гипоспадией // Урология. 2013, № 2, с. 84–89.
  3. Латышев О. Ю., Лаврова Т. Р. и др. Крипторхизм — проявление синдрома тестикулярной дисгенезии // Вестник репродуктивного здоровья. 2008, № 12, с. 2–7.
  4. Громенко Д. С. Особенности патогенеза идиопатической патозооспермии при мужской инфертильности. Автореферат дис. … докт. мед. наук. СПб, 2009. 247 с.
  5. Кравцова Н. С., Роживанов Р. В., Курбатов Д. Г. Современные методы гормональной стимулирующей терапии нарушений сперматогенеза у мужчин // Вестник репродуктивного здоровья. 2010, № 12, с. 9–13.
  6. Nicolino M., Bendelac N., Jay N. et al. Clinical and biological assessments of the undervirilized male // BJU international. 2004. V. 93. P. 20–25.
  7. David M., Donahoe P. Sex Determination and Differentiation // N. England Journal. 2004. V. 350. S. 4. P. 367–378.
  8. Гамидов С. И. Эректильная дисфункция у больных метаболическим синдромом: эпидемиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика. Автореферат. дис. … докт. мед. наук. М., 2007. 249 с.
  9. Болотова Н. В., Коновалова О. Л. и др. Подростки с гипоспадией: качество жизни // Лечащий Врач. 2013, № 11. С. 43–46.
  10. Недогода С. В., Саласюк А. С. и др. Особенности лечения артериальной гипертензии при метаболическом синдроме у мужчин с эректильной дисфункцией // Медицинский совет. 2013, № 5, с. 60–69.
  11. Белова А. Н., Щепетова О. Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. М.: Антидор, 2002.

Н. В. Болотова, доктор медицинских наук, профессор
О. Л. Коновалова 1

ГБОУ ВПО СГМУ им. В. И. Разумовского МЗ РФ, Саратов

Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. Заместитель директора по УВР Борисова О.В Учитель начальных классов Никонова А.П. Педагог-психолог. — презентация

Презентация на тему: » Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. Заместитель директора по УВР Борисова О.В Учитель начальных классов Никонова А.П. Педагог-психолог.» — Транскрипт:

1 Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. Заместитель директора по УВР Борисова О.В Учитель начальных классов Никонова А.П. Педагог-психолог Савченко С.Н.

2 Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности.

3 Мы в своей работе под эмоциями будем понимать своеобразное личностное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Мы в своей работе под эмоциями будем понимать своеобразное личностное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе.

4 «Психологический климат» — это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям. «Психологический климат» — это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям.

5 Методика «Климатический круг» направлена на исследование: настроения настроения ситуативной тревожности ситуативной тревожности личной тревожности личной тревожности эмоциональной отзывчивости на переживания других эмоциональной отзывчивости на переживания других

6 Работа с климатическим кругом

7 Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный цвета. Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный цвета.

8 Шкала цветового диапазона – зона бодрого, мажорного настроения – зона бодрого, мажорного настроения – зона радостного настроения – зона радостного настроения – зона приятного, благодушного настроения. – зона приятного, благодушного настроения. – зона спокойного, уравновешенного тона. – зона спокойного, уравновешенного тона. – зона печального, грустного настроения – зона печального, грустного настроения – зона тревожности и неудовлетворенности – зона тревожности и неудовлетворенности – зона пессимизма, уныния, упадка – зона пессимизма, уныния, упадка

10 Анализ данных таблицы настроения можно проводить: ежедневно (ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого) ежедневно (ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого) конце каждой недели конце каждой недели в конце каждого месяца. в конце каждого месяца.

12 Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе. что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.

13 Условная характеристика психологического климата коллектива До коррекционной работы После коррекционной работы До коррекционной работы После коррекционной работы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: