Диагностика детей старшей логопедической группе

Логопедическое обследование дошкольника

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.
  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
  • мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.
  • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
  • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
  • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
  • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
  • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
  • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Л.А., Лазуткина Л.А.

В статье анализируется диагностический потенциал интеллект-карты в изучении компонентов рече-когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с первичным дефицитом средств общения. Представлен анализ диагностических данных, определены дифференциальные маркеры рече-когнитивной сферы детей с первичной речевой патологией.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаранина Л.А., Лазуткина Л.А.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020 Л. А. Гаранина1, Л. А. Лазуткина2

1канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: garlar4 @ yandex. ru

2обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия

e-mail: Lada-lazutkina @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье анализируется диагностический потенциал интеллект-карты в изучении компонентов рече-когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с первичным дефицитом средств общения. Представлен анализ диагностических данных, определены дифференциальные маркеры рече-когнитивной сферы детей с первичной речевой патологией.

Ключевые слова: интеллект-карта, логопедическая диагностика, первичный дефицит средств общения, рече-когнитивная сфера.

Актуальной проблемой современной логопедии является поиск эффективного дидактического инструментария, позволяющего решать широкий спектр профессиональных задач. Продуктивным решением обозначенной проблемы может стать использование интеллект-карт, чей диагностический и коррекционно-развивающий потенциал в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста раскрыт и реализован недостаточно, что и определяет актуальность выбранной темы.

Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Отличительным компонентом данного метода является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа. Информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). Поэтому данный способ хранения и переработки информации является не только речевым, а рече-когнитивным [Бьюзен 2017].

Особый научный интерес вызывает проблема оценки состояния компонентов рече-когнитивной сферы у детей с первичным дефицитом средств общения. Как отмечает Г.В. Чиркина, у детей данной категории наблюдается трудности формирования речи и оперирования языковыми единицами, что препятствует функциональному использованию содержательного ресурса. Более того, при тяжелых нарушениях речи отмечается не только речевой, а сложный рече-когнитивный дефект, требующий адекватного диагностического анализа [Чиркина 2006].

Проблемное поле логопедической диагностики достаточно широко, главной задачей является определение наличия речевого дефекта, его механизма, структуры и степени тяжести. Оперативность решения данных задач может обеспечить включение интеллект-карты в арсенал дидактического инструментария логопедического

обследования лиц с нарушениями речи.

С целью определения организационно-методических и технологических возможностей использования интеллект-карты в диагностической практике с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами было организовано и проведено экспериментально-педагогическое исследование на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8» г. Курска. Общий объем выборки — 20 дошкольников. В экспериментальную группу были включены 10 детей (средний возраст — 6 лет) с нарушенным речевым развитием, а контрольную группу составили 10 их сверстников с нормотипическим речевым развитием.

При разработке диагностической программы мы опирались на ряд концептуальных подходов, заложенных Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкиным, С.Н. Цейтлин, Р.Е. Левиной, а также на научно-методические рекомендации, сформулированные Г.В.Чиркиной, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой и др.

В рамках констатирующего эксперимента мы разработали диагностическую программу, предполагающую включение интеллект-карты, позволяющей исследовать речевую деятельность обследуемого в функциональном, операциональном и когнитивном аспектах [Чиркина 2006].

Первый блок заданий направлен на обследование функционального компонента: успешности применения средств общения в монологическом и диалогическом высказывании. Второй блок заданий сконцентрирован на обследовании когнитивного компонента. Третий блок ориентирован на обследование операционального компонента: исследование сформированности словаря, морфологической и синтаксической, фонематической и фонетической подсистем языка. Для интерпретации результатов мы разработали балльно-уровневую систему оценки, условно включающую 3 блока: коммуникативно-поведенческий, лингвистический, и когнитивный.

В ходе исследования рече-когнитивной сферы в функциональном аспекте (на уровне диалогического высказывания) ранг детей экспериментальной группы в процентах оказался ниже (20% — высокий уровень, 80% — средний уровень) в сравнении с контрольной группой детей (100% высокий уровень). Анализ речевой продукции обследуемых позволил обнаружить специфические коммуникативные трудности у детей с ОНР:

• быстрая потеря коммуникативного интереса, особенно при неудачах, дети могли отказаться от дальнейших заданий со словами «давайте закончим»;

• трудности в поддержании общения в рамках выбранной темы. Например, Егор П. в ходе беседы об осени начинал рассказывать про любимых персонажей мультфильма «Лунтик», не отвечая на задаваемые вопросы;

• трудности поиска и выбора адекватных языковых единиц. Например, Даниил Д. на вопрос «Что происходит с листьями на деревьях и кустарниках осенью?» ответил вместо «опадают» — «выпадают, потому что ветер их отщипляет».

По количественным и качественным показателям исследования рече-когнитивной сферы дети экспериментальной группы (50% — высокий уровень, 50 % -средний уровень) приближаются к контрольной группе детей (100% — высокий уровень), особенно в формате невербально-организованных мыслительных действий.

Читайте также  Фосфор в крови повышен у ребенка

Сохранность «интеллектуального начала» у детей с ОНР доказывают также и многие другие факты: критичность и адекватность поведения, тонкость эмоциональных реакций на успех/неуспех, на поощрение/порицание взрослого, успешное усвоение способа действия в ходе обучения и перенос его на идентичные задания, продуктивное

Гаранина Л. А., Лазуткина Л. А. Использование интеллект — карты в логопедической диагностике детей старшего дошкольного возраста

принятие помощи взрослого и т.д.

Своеобразие когнитивной дефицитарности у детей экспериментальной группы проявляется в слабой самоорганизованности, истощаемости внимания, повышенной отвлекаемости, необходимости во внешнем организующем и стимулирующем воздействии, трудностях удержания вопроса (требовался его повтор), регуляции своих действий, сниженной работоспособности, о чём свидетельствуют импульсивные ответы детей, необходимость в дублировании инструкции, трудности включения и переключения при выполнении заданий. Так, например, при установлении причинно-следственных связей детям требовалась помощь, отмечались трудности в установлении временных отношений: «Какое время года до осени? — «весна», после осени — «лето», «когда собирают урожай?» — «весной», «когда бывает снегопад?» — «осенью». Четвёртый лишний предмет выделяли с ошибкой: «Что лишнее: носки, брюки, резиновые сапоги, куртка?» — «Куртка, потому что она пригодится только зимой». Операции сравнения недостаточно сформированы: обследуемые с ОНР не выделяли существенные общие признаки, соскальзывали на второстепенные. Так, сравнивая белку и медведя с опорой на наглядность, отвечали, что «медведь ест мед, а белка орехи», «медведь — косолапый, а белка нет». В целом отмечалась некоторая инфантильность в поведении детей и незрелость, «детскость» их рече-когнитивной сферы.

Сравнительный анализ экспериментальных данных показал, что у старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) качественно-количественные показатели успешности выполнения заданий на составление монологического высказывания в функциональном аспекте значительно ниже (70% — средний уровень, 30% — низкий уровень), чем у детей с условной возрастной нормой (100% — высокий уровень).

Для детей экспериментальной группы были характерны специфические лингвистические трудности на уровне монологического высказывания. Так, при составлении рассказа по сюжетной картине «Осень», включённого в канву интеллект-карты, отмечались нарушения логической последовательности изложения: «Дети гуляют на улице. Дети берут джинсы одевают, берут грибы собирают». Смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, продолжительные паузы на границах фраз, повторы фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки), которые часто допускали дети, свидетельствуют о трудностях в программировании развернутых монологических высказываний: «Ваня и Маша пошли на улицу. Потом стал дождь. а там еще один мальчик потерялся. Они пошли на помощь, оказалось, у него рана на руке.трогает гриб масленок.сорвал.. и птицы летают. Маша и Коля помогли.». Отчётливо проявились трудности при составлении отдельных предложений, что связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также наблюдались ошибки оформления лексико-грамматического высказывания: «Они идут в сапогах, чтобы не проморкнуть, одели куртка, шапка, кепка, берут забазу (запасы). Дождь идет, улетают птицы, падают листы, зайцы, волки меняют шубы».

В ходе исследования навыков лексико-грамматического оформления высказывания у детей экспериментальной группы (80% — средний уровень, 20% -низкий уровень) выявлено значительное количество специфических ошибок: смешение видовых понятий: ласточка — «попугай»; замена видовых понятий родовыми: утка -«птица»; замена слов по семантическому сходству: норка — «шалаш», печет — «жарит»; неточное понимание и употребление ряда слов: собирает листву — «копает листву»; бедность предикативного словаря: срезают, дергают, копают — «собирают»; а также лексические трудности, касающиеся знания и называния частей объектов: лапы —

«ноги», клюв — «нос», грудь — «пузо»; стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса: гороховый — «горохвый», пушистый — «пушисный»; нарушение согласования существительного с числительными: «1 яблоко — 5 яблоков», «1 утка — 5 утков»; трудности образования названий детенышей животных: «у лисы -маленькие лисы», «у медведя — мишуньки»; преобладание простых распространенных предложений с ошибками грамматического конструирования: «. одели куртка, шапка, кепка. »; ошибки в использовании предлогов: «медведь сидит в земле».

Таким образом, апробация интеллект-карты в ходе экспериментального исследования продемонстрировала её высокий диагностический потенциал, позволяющий оценить не только уровень сформированости психо-речевого развития каждого ребёнка, но и раскрыть типичные диагностические черты рече-конитивного дефекта при общем недоразвитии речи.

Бьюзен Т. Супермышление. Минск: Попурри, 2017. 244 с.

Чиркина Г.В. Проблемы логопедии в аспекте современных функциональных и когнитивных теорий языка // Логопед в детском саду. 2006. №4. С. 13-15.

Логопедическое обследование

1. Методика проведения логопедического обследования
Для проведения обследования устной речи детей отводятся две первые недели сентября и две последние недели апреля . В апреле, как правило, логопед определяет детей, которые будут посещать логопедические занятия в следующем учебном году, и формирует списки к зачислению на логопункт.
Наиболее удобной формой обследования детей на логопункте является экспресс-обследование. Его результаты необходимо занести в журнал логопедического обследования.

Начало сентября — это период, наиболее удобный для проведения обследования речи детей старших и подготовительных к школе групп, уже зачисленных на логопункт, и детей, поступивших в детский сад.

По итогам обследования составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи, и оформляется Протокол по приему детей на логопункт. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта.

Также логопед заполняет карту состояния звукопроизношения детей группы, зачисленных на логопункт. Такая карта поможет более эффективно организовать занятия по коррекции звукопроизношения. В ней хорошо просматриваются идентичные нарушения звукопроизношения, позволяющие объединять детей в небольшие подгруппы. Тем самым увеличивается количество детей, которых вы успеваете обслужить, и сокращается количество индивидуальных занятий.

Главная цель логопедического обследования детей старших групп — выявление детей с задержкой речевого развития, дизартриков, детей с ОНР.
Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированное образовательное учреждение.

Обследование речи детей младших групп удобнее проводить в апреле-мае. Целью такого обследования является выявление детей с задержкой речевого развития, дизартрией, заиканием и т.д. Это необходимо для того, чтобы вовремя сформировать из этих детей так называемую «группу риска» для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы.

Их родителям логопед объясняет особенности ребенка и рекомендует для подтверждения диагноза пройти обследование у специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога). Дети «группы риска» в обязательном порядке ставятся на учет к логопеду поликлиники.

Обследование детей средних групп также проводится в апреле-мае. Это помогает логопеду заранее определить нагрузку на следующий учебный год. Практика показывает, что резкое изменение в речевом развитии не происходит или происходит у единиц.

2. Журнал логопедического обследования
Сам журнал изготавливается из толстой тетради, которая разворачивается горизонтально. Логопед также может заносить результаты обследования в обычный классный журнал для педагогов школ.

Рекомендуется оставить свободное место на случай прихода в группу новых детей. В таком журнале хорошо видно состояние речи в динамике.
Обследуя детей младшего возраста, логопед обязательно должен отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, дизартрия, особенности анатомического строения органов артикуляции). Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в переводе в специализированное дошкольное учреждение, и определить детей для зачисления на логопункт. Обследование детей старшего дошкольного возраста проводится аналогично.

Преимуществом данного журнала является отсутствие необходимости ежегодно переписывать фамилии всех детей группы.
В примечаниях логопед делает отметки о переходе ребенка в другое учреждение, указывает дату зачисления или выпуска из логопункта, номер протокола, в котором зафиксирован факт зачисления (выпуска).

3. Речевая карта
На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи.

4. Карта состояния звукопроизношения
Данная карта составляется на группу детей, зачисленных на логопункт. В ней фиксируются фамилии детей и нарушенные у них звуки, а также указывается логопедический диагноз каждого ребенка.

Читайте также  Малыши 2 месяца фото

Используя карту состояния звукопроизношения, логопед формирует подгруппы из детей со сходными нарушениями. С этими подгруппами логопед проводит коррекционные занятия, на которых производит постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.
Работа с подгруппами детей, имеющих сходные нарушения звукопроизношения, позволяет логопеду сократить время, затрачиваемое на постановку и автоматизацию звуков.

Нужен детский логопед? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Документ» диагностика речи детей 5-7 лет»

Данный диагностический материал разработан для определения уровня развития речи детей 5-7 лет.

Характеристика формирования речи детей дошкольного возраста (5-7 лет) в норме и ТНР.

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения. Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. К 5 годам у ребёнка в норме достаточно сформированы все компоненты речи: произносит и различает все звуки, способен к звуковому анализу и синтезу; достаточный объём словарного запаса, которым ребёнок правильно пользуется; сформирована грамматическая сторона речи, верно употребляются основные формы словообразования и словоизменения. Собственная речь развёрнута, предложения полные.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на I V уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

Используемая при составлении диагностического материала литература:

Диагностика речевого развития составлена с опорой на следующие материалы:

Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2014

Крупенчук О.И. «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» Санкт-Петербург, «Литера»2011

Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет.- Владос, 2013 г.

Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет.- Владос, 2018 г.

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.

Балобанова В.Л.,БогдановаЛ.Г.,Венедиктова Л.В.,Воробей Т.Т.,Лалаева Р.И., Летакова В.И., Логинова В.А.,ЛопатинаЛ.В.,НищеваН.В.,Павлова Л.Н., Прищепова И.В., Серебрякова Н.В.,СоломахаЛ.С.,ТитоваТ.А.,ЧистовичИ.А.,ЧуйковаГ.Н.,Яковлев С.Б. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2000

Диагностика направлена на оценку сформированности всех сторон речи и представлена в разделах:

Произносительная сторона- произношение звуков речи;

Фонематические процессы- восприятие фонем на слух, их различение, сформированность процессов звукового анализа и синтеза;

Слоговая структура слова – способность к восприятию ритма слова, а также звуко-слоговой наполняемости слов;

Грамматический строй речи- уровень сформированности навыков словообразования и словоизменения;

Лексика – объем и точность номинативного, предикативного словаря, словаря признаков; уровень сформированности обобщающих понятий и способности актуализации словарного запаса.

Связная речь- наличие самостоятельной диалоговой речи, развёрнутость и оформление высказывания самостоятельного и по заданию.

Диагностика осуществляетося на предложенном стимульном материале. Отдельно отмечены задания, которые даются детям с определённого возраста.

Результаты диагностики заносятся в речевую карту ребёнка, которая заполняется на начало учебного года. Промежуточные и итоговые результаты мониторинга речи, осуществляемые в середине и конце учебного года, отмечаются в сводной по группе таблице мониторинга а также представляются в индивидуальных графиках речевого развития(приложение 1). Уровень сформированности речи всей группы в целом фиксируется в профиле уровня развития речи группы и указывается в процентах.

Оценка осуществляется в соответствии с нормативными показателями речевого развития детей 5 — 7 лет.

Оценка уровня сформированности речи

Оценка сформированности сторон речи осуществляется в баллах; уровень развития речи определяется коэффициентом развития(КОР)

1 – очень низкий

4- выше среднего

Формулы расчета среднего балла и коэфффициента развития (КОР)

1н+1н+1н+1н+1н+1н суммируются баллы по критериям контрольного промежутка времени

ср . балл = 6 количество критериев

1н-начало года ; 2с- середина; 3к -конец года

КОР = 5 5 –высший балл речевой нормы согласно оценочной шкале

Уровень сформированности речи ,определяемый коэффициентом развития (КОР)

20 -36% — очень низкий

Критерии оценки сформированности произносительной стороны ( в баллах)

1.нарушено большинство групп звуков (более 4) , нарушена просодика.

2.нарушено несколько групп звуков, звуки не произносит как в свободной речи и словах, так и изолировано.

3.нарушено несколько групп звуков, некоторые произносит изолировано и в отдельных словах, в собственной речи не употребляет.

4.нарушено произнесение одной группы звуков, требуется контроль при произнесении поставленных звуков. Может контролировать речевое дыхание и ритмическую организацию речи.

5.все звуки произносит правильно.

Критерии оценки сформированности слоговой структуры слова:

1.грубые нарушения слоговой структуры слова- сокращение количества слогов, произнесение 1 слога , произносимый слог не является ударным.

2.нарушение слоговой структуры,связанные с трудностями переключаемости речевого аппарата- различные перестановки слогов в слове,замены слога предыдущим или следующим (упрощение реч.программы)-более 1 раза в слове.

3.нарушения слоговой структуры слов в словосочетаниях или предложениях , насыщенных сложными для ребенка по произнесению звуками.

4.нарушение слоговой структуры сложных слов в словах, фразах.

5.слоговая структура не нарушена.

Критерии оценки сформированности фонематических процессов.

1. не выделяет звук как элемент речи, не различает фонемы разных фонетических групп на слух в своей и чужой речи.

2.затрудняется в выделении звука из слова, определении наличия и последовательности звуков в простом слове ( из 3 звуков), выделении первого гласного и последнего согласного звука в слове.

3. не может различить большинство звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Недостаточно для возраста сформированы процессы звукового анализа и синтеза, фонематические представления.

4. затрудняется только в различении звуков, артикуляция которых нарушена. Незначительные трудности в звуковом анализе и синтезе.

5. фонематические процессы не нарушены.

Критерии оценки сформированности грамматического строя

1. Не различает грамматические формы , слова используются в «застывшей» форме.

2. Ошибки образования множ. числа существительных, затрудняется в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных даже по научению; нарушает согласование глагола с существительным в роде и числе. Не понимает предлоги на, под, в. Ошибки в образовании В.П,Д.П. существительных.

3. Ошибки в согласовании существительных с числительными, образовании Р.П., П.П.,Т.П. существительных. Не образует относительные и притяжательные прилагательные, затрудняется в понимании предлогов из-за, из-под, употреблении предлогов за, перед, над.

4. Незначительные ошибки в редких формах словообразования и словоизменения, в употреблении предлогов из-за, из-под. Незначительные трудности в использовании навыков словообразования и словоизменения в самостоятельной речи.

5. Развитие грамматического строя соответсвует возрастным нормативам.

Критерии оценки сформированности словарного запаса:

1. Пассивный словарь значительно превышает активный; в речи множество слов-звукоподражаний, которыми обозначает действия и предметы.

2. В речи слова, часто используемые в быту. Не подбирает слова по обобщающему понятию. Называет не более 1 слова на задание подобрать глагол, обозначение признаков предмета.

Читайте также  У ребенка рвота болит живот что делать

3. Мало владеет обобщающими понятиями, часто заменяет на родовые или видовые названия. Для подбора признака предмета необходима помощь. Затрудняется называть действия по профессии. Заменяет слова, близкие по ситуации и внешним признакам. Не понимает и не использует антонимы, даже простые.

4. Самостоятельно подбирает слова- признаки и действия; использует обобщающие понятия; незначительно ошибается в использовании близких по ситуации и внешним признакам глаголов; испытывает сложности в употреблении сложных антонимов и подборе синонимов.

5. Лексический запас достаточный, соответствует возрастным нормативам.

Критерии оценки сформированности связной речи.

1.Не рассказывает знакомый сюжет. Затрудняется ответить на вопросы или отвечает однословно.

2.Может с помощью вопросов перессказать знакомый сюжет. Использует простые предложнения из одного-двух слов. Самостоятельно не составляет рассказы по картине, отвечает на вопросы, перечислителяя изображенные предметы или действия.

3.Самостоятельно составляет рассказ по сюжетной картине, речь логична, но упускаются детали и рассказ носит схематичный характер. Преимущественно использует простые предложения.

4.Самостоятельно составляет рассказ . Речь последовательна и логична, правильно передаётся смысловое содержание. Использует простые распространенные и сложные предложения. Имеются незначительные нарушения лексико-грамматического оформления.

5.Речь развернута, верно грамматически и лексически оформлена. Рассказ носит творческий характер.

Стимульный материал для обследования речи детей 5-7 лет

Раздел 1.Речевой аппарат и звукопроизношение

Губы (Толстые, тонкие);Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон) Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, проген., прогнат.) Нёбо (уплощённое, готическое, расщелина) Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) Просодика. темп ритм паузация интонация

мимическая и артикуляционная мускулатура

(есть ли движение, замена, объём, точность, активность/заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиации, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носогубной складки, гипо-, гиперметрия)

Логопедическая диагностика письменной речи обучащихся НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения логопедической диагностики письменной речи разработан с учётом психофизиологических возможностей детей НОО с учётом реализации ФГОС. Данная диагностика проводится специалистом в начале учебного года (1-15 сентября), по окончании учебного года (16-31 мая). Сроки проведения диагностики определены нормативной документацией учителя-логопеда.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая диагностика письменной речи обучащихся НОО»

Фамилия, имя_________________________________________класс 1__

1.Напиши письменные строчные буквы

2. Обведи правильные буквы.

3.Спиши предложение. Лена идёт в школу.___________________________________________________________________

4.Напиши под диктовку предложение.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Сколько слов в предложении? Девочка идёт домой.___________________________________________________________

6.Сколько слогов в слове?

7.Раздели слова на слоги, выпиши третий слог ученица, гитара, телевидение______________________________________________________

8.Напиши, сколько звуков в слове: коньки__, мир___,шуба____, лес__, пыль, листок___, яма__

9.Напиши первую букву слова____________________________________________________________

10.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________

Фамилия, имя_________________________________________класс 2__

1.Спиши предложение. Определи, сколько слов в предложении.

Пример: Лена идёт домой.(3сл.)

День был очень тёплый. Около дома росла высокая берёза.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Напиши под диктовку предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Сколько слогов в слове?

4.В слове ученица выпиши третий слог_____________________________________________________________

5. Составь и запиши слова из слогов: нок, ко, тё___________,ран, ка, даш__________________, ха, му_________, вать, кро____________________

6.Сколько звуков в слове: дом__, мир___, шуба____, лес____, листок_____

7.Напиши первую букву слова____________________________________________________________

8.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________

9. .Подчеркни слова, которые отличаются согласными звуками

Мел-мель, бак-бок, дым- дом, почка-бочка, сын-сон, угол-уголь, кот-кит

10.Напиши буквы, которые спрятались за штриховкой. Обведи правильные буквы.

Фамилия, имя_________________________________________класс 3-4___

Мышь-малютка – самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Запиши под диктовку:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Раздели слова на слоги:

Машина, игра, яма, яблоко, осень, учительница, девочка

Выпиши слова, состоящие из двух слогов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В слове учительница выпиши третий слог _________________________

5.Составь слово из слогов:

Га, ду, ра________________, та, пус, ка______________________________,

тель, чи, у_______________, иг, ки, руш_____________________________

6.Посчитай, сколько слов в предложении:

Дети идут в школу. (__) Мама купила Пете игрушку.(__) У Натальи новый рюкзак.(__) На ёлке зажглись электрические лампочки.(__)

7. Составь предложение из слов:

-Бабушка, шерстяной, вязать, носки._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-По, идти, широкий, мальчики, дорога.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Груша бабушка внучка давать спелая.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Запиши первую букву слова _________________________________________________________________

9.Запиши последнюю букву слова.

10. Исправь ошибку и запиши предложение верно.

Над большим деревом была глубокая яма.______________________________________________________________________

На яблони висели спелые яблоко.____________________________________________________________________

Собака вышла в будку._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации

Диагностика письма проводится фронтально в сентябре (1-15), в мае(15-30). В 1-х классах фронтальная диагностика проводится только в конце учебного года. В начале учебного года проводится индивидуальная диагностика устной речи.

В конце учебного года, в первом классе, определяется

1-2 задания: Знание рукописных букв.

3-4 задания: Формирование навыка письма.

5 задание: Навыка языкового анализа.

6-7 задания: Навык слогового анализа слов.

8-11 задания: Навык звукового анализа слов.

9-слова с 1 гласным под ударением, без ударения, согласными ( аист, облако, ухо, эхо, иней, ананас, утюг, игра, эскимо, робот, дом, тыква, жук, шапка, зонт, сапоги)

10-( коты, сон, лес, овощи, эскимо, портрет, клоун, мяч, огурец, лещ, лапа, стол, мотор, сироп, петух.

2.Узнавание букв в усложнённых условиях (зашумлённых, написанных пунктирной линией)

1-2 задания: Формирование навыка письма. Навык языкового анализа.

3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.

6-9 задания: Навык звукового анализа слов. (слова для 7-8зад. см. в заданиях 1 класса)

10 задание: Узнавание букв в усложнённых условиях.

1-2 задания: Навыка письма.

3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.

6-7 задание: Навык языкового анализа и синтеза.

8-9 задания: Навык звукового анализа слов. (слова см. в заданиях 1 класса)

10 задание: Верификация предложений.

Диктант для 1 класса: (конец уч.года):

1. У Ольги и Юли коньки. Они идут на каток. Вот и парк.

2. У Коли жил щенок. Звали щенка Барсик. Хвост у Барсика пушистый. Коля и Барсик друзья.

3. Вася и Зина друзья. Ребята идут в парк. У Зины санки. Вася взял лыжи. Малыши катались с горки.

Диктант для 2 класса:

1.Наступила осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

2.Наступила весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные листочки. На лугах много ранних цветов.

Диктант для 3 класса:

1.Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерён.

2.Был тёплый денёк. Дул тёплый весенний ветерок. Ребятишки пошли в берёзовую рощу. В овраге журчал ручеёк. Слышалась звонкая песня жаворонка. Дети нашли в кустах ёжика.

3. Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно речки было песчаное. Со дна били студёные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

4. Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зеленый лужок прилетели пчелы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

Диктант для 4 класса: (начало уч.года)

Для диагностики предлагаются диктанты варианта 3 класса.

В конце учебного года фронтальная диагностика в 4-х классах не проводится.

Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — Методическое пособие. М., Творческий центр «Сфера», 2008

Составители Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ.- СПб: Детство-Пресс, 2001-238с.

Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль: Академия развития, 2006-127с.

Сорокина.Н.Г. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями.- Москва: Владос, 2013-115с.

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие.-СПб.: Детство-Пресс, 2010.-64с.

Фотекова Т.А.-Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. –Москва: Айрис Пресс, 2007-84с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: