Диагностика детей по изодеятельности в подготовительной группе

Методика проведения диагностики уровня освоения программы художественно-эстетического развития по рисованию для подготовительных групп
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Ширай Татьяна Дмитриевна

Материал содержит методику проведения мониторинга по трем показателям: 1) Эмоциональный отклик на художественный образ, проявление художественно-эстетического восприятия. 2) Ориентация в видах и жанрах изобразительного искусства. 3) Развитие изобразительной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
v_publikatsiyu.docx 26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения мониторинга

освоения программы художественно-эстетического развития по рисованию

для подготовительных групп

1.Эмоциональный отклик на художественный образ, проявление художественно-эстетического восприятия.

Цель: выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия проведения мониторинга: индивидуальные или подгрупповые занятия.

Методы проведения мониторинга: беседа, создание игровых ситуаций, художественно-развивающие игры, наблюдения за работой детей во время занятий и самостоятельной деятельности.

В игровой форме предложить рассмотреть:

  • пейзаж (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, Ф, Васильева);
  • портрет (В. Серова, М. Нестерова), натюрморт (И. Хруцкого, П. Кончаловского);
  • иллюстрации к сказкам (В. Васильева, В.Васнецова);
  • изделия декоративно-прикладного искусства (например, дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки).

1.Рассказать о картине (предмете) «все, что захочется», описать «что изображено, что чувствуется».

2.Ответить на вопросы:

-Тебе нравится картина?

-Что ты чувствуешь, когда рассматриваешь эту картину?

-Какое настроение представлено в картине? Почему?

Подбери слова, которые подходят к картине (тихий-громкий, грустный веселый, яркий-тусклый, теплый-холодный).

-Если бы была возможность волшебным образом попасть в картину, что бы ты услышал, почувствовал?

-Как ты думаешь, почему художник именно так назвал картину?

-Нарисуй свои впечатления о картине: что чувствовал, что запомнилось, что понравилось.

При рассматривании игрушек ответить на вопросы:

-Выбери из них те, которые тебе больше других нравятся. Чем они тебе нравятся?

-Выбери из них те, которые тебе кажутся самыми красивыми. Почему они красивые?

-Выбери из них те, с которыми тебе больше всего хочется поиграть. Как будешь играть?

2.Ориентация в видах и жанрах изобразительного искусства.

Цель: выявление особенностей предпочтения детей в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности, сформированности представлений о них.

Условия проведения мониторинга: индивидуальные или подгрупповые занятия.

Методы мониторинга: беседа, создание игровых ситуаций, художественно-развивающие игры, наблюдения за поведением детей во время занятий и самостоятельной деятельности.

Выявление опыта изобразительной деятельности.

1.Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Любишь ли ты рисовать, лепить, делать аппликацию?

-Что ты обычно рисуешь, лепишь?

-Чем любишь рисовать?

-Что бы ты хотел научиться рисовать, лепить?

-Кому ты показываешь свои работы? Что они обычно говорят?

Выявление представлений о видах и жанрах искусства.

1.Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Как называется человек, который пишет картины?

-Как называется человек, который создает скульптуры?

-Как ты думаешь, зачем рисуют картины? Создают скульптуры?

-Ты любишь рассматривать книжки с картинками? Как ты думаешь, зачем в книжках картинки?

2.Художественно-развивающая игра «Помоги веселым человечкам». (Разложить карточки с репродукциями по жанрам). Предложить ответить на вопросы:

-К каким жанрам живописи относятся эти картины?

-Имена каких художников ты запомнил?

-Найди картину, которая тебе очень нравится, и расскажи о ней.

-Посмотри на эти фотографии. Они тебе нравятся? Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Что такое пейзаж (что там нарисовано)?

Показатели уровней развития

Опережает развитие своего возраста:

  • Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.
  • Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.
  • Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности, понимает единство содержания и языка художественного образа.
  • Замечает произведения искусства в быту, знает о профессии художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда.
  • Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения, индивидуальную манеру творчества, высказывает своё отношение к ним, проявляя избирательность.
  • Может самостоятельно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом и отрицательно относиться к безобразному, грубому, агрессивному, несправедливому.
  • Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы и т.д., сопоставить и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др. Правильно использует в речи искусствоведческие термины.

Соответствует развитию своего возраста:

  • Ребенок проявляет интерес и потребность в обращении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира.
  • Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Знает о творческом труде художников, скульпторов, графиков, мастеров прикладного искусства, архитекторов, высказывает своё отношение к ним.
  • Может самостоятельно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающей действительности, рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями, с образами других видов искусства.
  • Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Свои суждения пытается доказать, используя нравственно-эстетические оценки, эпитеты, сравнения, образные выражения, некоторые искусствоведческие термины.

Не соответствует развитию своего возраста:

  • Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений.
  • Видит и понимает эмоциональные состояния окружающих, а также художественных образов.
  • Отличает виды, жанры и некоторые средства выразительности изобразительного искусства.
  • Имеет представление о творческом труде художника, скульптора, иллюстратора книги, знает имена некоторых художников и их произведения. Он понимает для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди.
  • При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения, используя сравнения.

3.Развитие изобразительной деятельности

Цель: выявление особенностей освоения компонентов изобразительной деятельности , уровень самостоятельности и проявления творчества.

Условия проведения мониторинга: индивидуальные или подгрупповые занятия.

Методы проведения мониторинга: наблюдения в процессе предметного, сюжетного рисования, рисования с натуры, создание игровых ситуаций, художественно-развивающие игры.

-выполнить работу по определенной теме (предметное, сюжетное, рисование по замыслу);

-выполнить работу по самостоятельно выбранной теме (предметное, сюжетное, рисование по замыслу);

-выполнить работу нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике;

-выполнить работу приемами декоративного рисования.

1.Выявить умение располагать изображение на листе, выделять композиционный центр, пропорциональность в изображении разных предметов.

2.Выявить способность выстраивать три плана (близкий, средний, дальний), обозначать линию горизонта, перспективу.

1.Выявить знания о свойствах цвета: теплой, холодной и контрастной гамме.

2.Выявить умение составлять новые цветовые тона и оттенки разными способами.

3.Выявить способность использовать разнообразие цветовой гаммы, использовать цвет как средство передачи настроения.

1.Выявить умение добиваться определенного сходства с реальным объектом.

2.Выявить способность передавать форму, пропорции, характерные и индивидуальные признаки предметов или живых объектов, дополнять рисунок деталями.

3.Выявить умение передавать взаимосвязь между объектами.

Уровень технических умений

  • Предложить выбрать материалы (уголь, сангину, пастель, цветные карандаши, мелки, акварель, гуашь, фломастеры) для того, чтобы нарисовать:
  • пушистого котенка, мягкие облака, колючего ежика;
  • угрюмое дерево, дождливую осень;
  • яркий вечерний закат, радугу, фейерверк, красивые цветы;
  • нежный утренний рассвет, волны в океане.

1.Выявить навыки владения различными приемами работы красками («по-сырому», мазком, всем ворсом, концом кисти, примакиванием).

2.Выявить умение регулировать силу нажима на карандаш, мелок, кисть, произвольно измененять амплитуду, темп движения, особенности раскрашивания и штриховки.

3.Выявить способность комбинировать материалы, интегрировать техники.

4.Выявить умение использовать нетрадиционные материалы и техники (кляксографию, дорисовывание отпечатков предметов и штампов, пальцевую и ладонную техники).

Показать несколько работ в подобной технике, предложить самостоятельно выбрать материал и сюжет.

1.Выявить умение украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию, варианты композиционного построения.

Методика диагностики изобразительной деятельности дошкольников (Комарова, Т.С.)

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.

2. Передача формы:

· Форма передана точно.

· Есть незначительные искажения.

3. Строение предмета:

· Части расположены верно.

· Есть незначительные искажения.

· Части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорций предмета в изображении:

· Пропорции предмета соблюдены.

· Есть незначительные искажения.

· Пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

a) Расположение изображений на листе.

· На полосе листа.

· Не продумана, носит случайный характер.

b) Соотношение по величине разных изображений, составляющих картину.

· Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов.

· Есть незначительные искажения.

· Пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

· Движение передано достаточно точно.

· Движение передано неопределенно, неумело.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.

a) Цветовое решение изображения.

· Передан реальный цвет предметов.

· Есть отступления от реальной окраски.

· Цвет предметов передан неверно.

б) Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

· Многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.

· Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно.

· Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Критерии и показатели для оценки проявления творчества в детском рисунке:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла, 2-й – 2 балла, 3-й – 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

· форма передана точно – 3 балла;

· есть незначительные изменения – 2 балла;

· искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.

Обработка результатов диагностики

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, т.е. составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему (табл.2). Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части, т.е. общее количество детей разделить на три подгруппы (по числу набранных баллов). Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных баллов). Можно составить сводную таблицу (табл.1), в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю

Передача движения

Итого баллов по критериям

Возможное высшее число

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов (от высшего числа к низшему)

Наивысшее число баллов

Низшее число баллов

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 6924 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Диагностический материал по художественно-творческому развитию дошкольников

Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры — развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства, способности к творчеству.

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны. Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

Иначе говоря, внутреннее развитие — основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога — научиться по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту внутреннюю работу. Ведь именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний анализирующего в области изобразительного искусства ,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики), но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных умозаключений.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому следует обращаться к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З.Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. Художественный образ.

1. Средства выразительности:

а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

III. Аппликация.

1. Средства выразительности:

а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.

2. Практические умения:

( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать;

б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

З. Содержание аппликации ( предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

4. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. художественный образ.

IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

V. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий — ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний — ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий — ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

Диагностические методики в области"Художественное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

первая применяется при анализе продуктов деятельности;

вторая – при анализе процесса деятельности.

Анализ продуктов изобразительной деятельности

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

форма передана точно;

есть незначительные искажения;

искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

части расположены, верно;

есть незначительные искажения;

части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

пропорции предмета соблюдаются;

есть незначительные искажения;

пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе;

на полосе листа;

не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

есть незначительные искажения;

пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

движение передано достаточно чётко;

движение передано неопределённо, неумело;

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

передан реальный цвет предметов;

есть отступления от реальной окраски;

цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

дрожащая (жесткая, грубая);

сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

неадекватна (завышенная, заниженная);

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

к предложенному заданию;

к процессу деятельности;

к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну, две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, — 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь).

С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, то выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).

Диагностика детей по изодеятельности в подготовительной группе

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстети­ческого развития и развития изобразительной деятельности дошколь­ников.

1. Изучить особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.

2. Определить особенности развития эстетических способностей детей.

3. Изучить особенности педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников, существующие в практике до­школьного образовательного учреждения и семьи.

На выявление особенностей освоения дошкольниками изобрази­тельной деятельности нацелена ситуация, представленная ниже.

Диагностическая ситуация «Научи рисовать!»

Цель — освоение дошкольниками изобразительной деятельности и проявление творчества.

Проводятся анализ процесса продуктивной деятельности у до­школьников: выявление особенностей освоения компонентов изобра­зительной деятельности — от цели до результата, проявление творче­ства в процессе выполнения работы детьми дошкольного возраста, а также анализ продукта детской деятельности.

Стимульные материалы: лист бумаги формата А4, изобразительные материалы и инструменты, представленные в центре творчества; ма­териалы для создания изображения в различных изобразительных тех­никах. Например, если диагностируется рисование: различные штам­пы, пипетка, трубочка, валик, вата, красящие вещества, песок, плас­тилин и т.п. Соответственно, для диагностирования других видов деятельности подбираются соответствующие материалы.

Расширенный вариант задания требует некоторого количества сво­бодного времени, так как предполагает создание детьми трех работ: рисунков по теме, предложенной взрослым, по самостоятельно опре­деленной теме и в процессе создания изображения различными (не­традиционными) техниками. В связи с этим задание может быть реа­лизовано на занятиях деятельности в течение одного или двух диа­гностических недель (сентябрь, повторное проведение — май). Для проведения «быстрой» диагностики можно ограничиться рисованием по предложенной взрослым теме.

Используется игровая ситуация — оказание помощи игровому пер­сонажу, который не умеет рисовать. В случае индивидуального проведения изобразительные материалы и инструменты находятся в поле зрения ребенка (диагностирование лучше проводить в Центре творче­ства). Но специально данные материалы перед ребенком не выставля­ются. Фиксируются самостоятельный выбор материала и организация ребенком рабочего места. Данные задания можно проводить в форме коллективного (подфуппового) диагностического занятия, предвари­тельно напомнив детям, чтобы каждый попытался нарисовать «свое», не подглядывая и не показывая друг другу, чтобы посмотреть, что получится. В данном случае предполагается использование специаль­но приготовленных материалов (карандашей, красок, кистей 2—3 раз­меров, фломастеров) для каждого ребенка. Инструкция.

Ребенку предлагается научить игрового персонажа рисовать (ле­пить, апплицировать, конструировать), рассказать, что для этого надо. Затем предлагается выполнить работу.

A) По определенной теме, предложенной воспитателем. Возмож­ные темы: рисование и лепка «Мальчик, удерживающий на поводке собаку», «Мы помогаем маме по дому», «Чем мы занимались в выход­ные», изображение эпизодов из сказок (например, «Битва Ивана-ца­ревича с Кощеем», «Колобок и лиса», «Буратино узнал тайну Золотого ключика»).

Б) Через некоторое время (на следующем занятии, на следующий день — в зависимости от наличия свободного времени) выполняется работа по самостоятельно выбранной теме: «Ты любишь рисовать? Что интересно рисовать? Нарисуй, что хочется. Все что захочешь!»

B) Выполнить работу «необычными материалами». Задание лучше проводить после проведения беседы и для активизации деятельности предварительно показать несколько работ, выполненных в нетрадици­онных изобразительных техниках. Это могут быть кляксография, паль­цевая и ладонная техники, выдувание из трубочки, с использованием приема «по-сырому», дорисовывание отпечатков предметов и штампов и т. п. («Посмотри внимательно, как много материалов и инструментов перед тобой! Как ты думаешь, ими можно рисовать? Рассмотри ри­сунки, они нравятся тебе? Как ты думаешь, как их нарисовали? Ты сможешь нарисовать что-нибудь также? Попробуй!»)

В процессе выполнения задания осуществляется наблюдение за про­цессом создания дошкольниками изображения. Способы обработки и анализа материалов.

В процессе наблюдения фиксируются: особенности принятия за­дания ребенком, сформированность изобразительной деятельности (от цели до результата), особенности поведения в процессе выполне­ния задания (сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение организовать рабочее место, планировать деятельность), эмо­циональные проявления, самостоятельность, активность, коммента­рии и другие показатели.

Протоколы могут заполняться на протяжении всего года, для этого следует сделать графы для заполнения побольше. Так как ценно про­водить анализ работ, выполненных как на занятиях, так и самостоя­тельно ребенком, возможно использование двух цветов (например, для обозначения результатов на занятиях — синий, самостоятельной дея­тельности — красный). Результаты фиксируются в один протокол. Это позволит наглядно представить различия в рисовании по заданным условиям и в свободной деятельности. На основании показателей за­полняется протокол обследования.

Оценка развития эмоционально-эстетических и творческих способ­ностей дошкольников

В современных исследованиях большое внимание уделяется изуче­нию предпосылок освоения художественной деятельности детьми — развитию сенсорных, интеллектуальных, творческих и эмоционально-эстетических способностей (во взаимосвязи). Существуют известные диагностические методики, позволяющие изучить особенности разви­тия сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей (напри­мер, методики, разработанные под руководством Л. А. Венгера), ре­зультаты которых также следует учитывать при трактовке данных ху­дожественно-эстетического развития дошкольников.

Далее представлены некоторые варианты диагностических заданий, часто используемые психологами и воспитателями дошкольных образо­вательных учреждений. Мы не претендуем на исчерпывающее (глубокое и многостороннее) изучение творческих и эстетических способностей детей. Масштабное изучение особенностей развития способностей до­школьников следует проводить подготовленным специалистам (психо­логам, преподавателям изостудий, воспитателям, работающим с одарен­ными детьми). В этой связи напомним, что часто создатели тестов и заданий говорят о недопустимости «выхватывания» заданий из разрабо­танной ими серии (использование только одного задания) и необходи­мости сопоставления результатов всех заданий для формулирования вы­вода о развитии детей, а также о неправомерности не. апробированного использования «школьных» тестов и заданий (прошедших апробацию применительно к школьному возрасту).

В связи с этим предлагаемые далее задания являются своего рода ориентирами, их результаты могут лишь подсказать направления педа­гогической работы. Это определило возможность дополнения некото­рых показателей, не внесенных авторами диагностик в задания, и уни­фикацию используемой балльной системы оценки (приведение разных балльных систем разных заданий к единым баллам — 0—1—2). Это не­обходимо для простоты оценки результатов и сопоставления данных.

В последнее время особое внимание уделяется развитию (и изуче­нию) воображения, восприятия, эстетической эмпатии, синестезии, умений восприятия выразительности форм и т.п. (О.М.Дьяченко, С. К. Кожохина, Е. М.Торшилова и др.). В современных программах и методических разработках представлены игры и упражнения, обес­печивающие развитие данных эстетических и творческих способнос­тей. В связи с этим возможно использование следующих диагности­ческих методик, представленных далее.

Диагностическое задание «Кто есть кто» («Повар, военный, балерина»)

Цель — измерение способностей опознавать выразительные фор­мы детьми дошкольного возраста.

Условия диагностирования. Проводится индивидуально.

Ребенку предлагается опознавать в силуэтных абстрактных фигурах характер представителей известных им профессий (повара, военного, балерины). Задание формулируется в игровой форме: злой волшебник превратил персонажей в предлагаемые детям фигуры. Дается поясне­ние, что некоторые черты в фигурах напоминают представителей дан­ных профессий и что можно догадаться, кто в какую фигуру превра­щен волшебником.

Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, также могут фиксироваться: интерес детей, их эмоциональ­ные проявления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: