Диагностика детей группы риска в школе

Выявление и сопровождение учащихся "группы риска"

В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

Взаимодействие классного руководителя, учителей, сотрудников службы (центра сопровождения) обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы сопровождения.

Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации:

  • беседа учителями и с классным руководителем;
  • беседа с родителями;
  • изучение особенностей развития;
  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
  • изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
  • анализ социального портрета класса;
  • анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

Как отмечалось выше, помощь подростку в решении социально-эмоциональных проблем оказывается на разных уровнях, первый из которых – его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное в образовательном учреждении сопровождение (ППМС-центр, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям, является в таких случаях посредником. Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:

  • взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
  • организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
  • помощь в преодолении учебных затруднений;
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
  • защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:

  1. на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
  2. на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
  3. на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.

Индивидуальное сопровождение подростка «группы риска» может осуществляться специалистом по сопровождению во взаимодействии с учителем (классным руководителем) или непосредственно учителем, классным руководителем при консультативной поддержке специалистов сопровождения.

Взаимодействие со всеми специалистами ППМС-центра, медицинской службой, с классными руководителями, учителями, заместителями директора по организационно-педагогической работе и другими сотрудниками школы обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные проблемы, если на 1 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».

Взаимодействие с классными руководителями, учителями и заместителями директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

После выявления «потенциальной группы риска» педагог может заполнить анкету «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» для того, чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, осуществляющих сопровождение.

Глава 2. Психологическое обследование детьми «группы риска»

Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе » представляет собой сборник тестов и методик, используемых при проведении психодиагностики.

В сборнике представлен примерный план диагностической работы в школе, методики и тесты для диагностики первоклассников на этапе их адаптации в школе, пятиклассников на этапе адаптации при переходе в среднее звено, для общей диагностики различных категорий учащихся, и т.д.

Сборник будет удобен и полезен для психологов школ, занимающихся практической психологией, а также для всех интересующихся психологической диагностикой школьников.

Содержание

Введение

Глава 1. Примерный план психологической диагностики.

Глава 2. Психологическое обследование с детьми «группы риска».

2.1. Выявление предпосылок развития девиантного поведения.

2.1.1. Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности.

2.1.2.Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

2.1.3.Опросники Т. Ахенбаха (для родителей и учителей).

2.1.4. Шкала враждебности» (В. Кука, Д. Медлей).

2.2. Оценка характерологических особенностей.

2.2.1.Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард, Х. Шмишек)

2.2.2.Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э. Г. Эйдемиллер).

Читайте также  Режим месячного ребенка по часам

2.2.3.Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина".

2.2.4.Опросник EPQ (Г. Айзенк).

2.2.5. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В).

2.2.6.Тест «Дом. Дерево. Человек».

2.2.7.Тест «Несуществующее животное».

2.3. Диагностика социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе.

2.3.1.Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

2.3.3.Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В. Шутца).

2.3.4.Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

2.3.5.Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас).

2.3.6.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса, А. Дарки).

2.4. Выявление эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления.

2.4.1.Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк).

2.4.2.Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

2.4.3.Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

2.4.4.Шкала депрессии (Т.И.Балашова).

2.4.5.Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

2.4.6.«Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».

Глава 3. Психологическое обследование детей — сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей.

3.1. Карта наблюдений Д. Стотта.

3.2. Тест «Дом. Дерево. Человек».

3.3. Тест «Несуществующее животное».

3.4. Тест Кеттелла (детский и подростковый вариант).

3.5. Тест Будасси.

3.6. Опросник Казанцевой Г.Н.

3.7. Детский и подростковый вариант шкалы явной тревожности.

3.8. Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

3.9. Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

3.10. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

3.11. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

3.12. Изучение особенностей Я – концепции.

3.13. Тест «Подростки о родителях».

3.14. Тест «Рисунок семьи».

Глава 4. Диагностика родителей.

4.1. Тест — опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

4.2. Опросник для родителей «Типы воспитания детей».

4.3. Самодиагностика типового семейного воспитаний.

4.4. Самодиагностика родительского отношения к детям.

4.5. Опросник АСВ для родителей.

Глава 5. Диагностика педагогов.

5.1. Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера.

5.2. Оценка уровня общительности учителя.

5.3. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога («Прогноз»).

5.4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко).

5.5. Оценка профессиональной направленности личности учителя.

5.6. Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

5.7. Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников).

Введение

Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога. Исторический опыт использования психодиагностических данных в решении школьных проблем – убедительная основа для конкретной организации этой деятельности.

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
— составление социально-психологического портрета школьника;
— определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
— выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие.
1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.
Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
— экспертные опросы педагогов и родителей;
— структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
— психологическое обследование школьников;
— анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс — методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

В главе 1 данного пособия представлен примерный план диагностической работы психолога в школе. В плане представлены основные направления диагностической работы; методики, анкеты и тесты, а также сроки проведения того или иного исследования (обследования).

Главы 2-3 содержат методики для психологического обследования детей «группы риска», и опекаемых детей.

В главах 4-5 представлены методики для работы с родителями и педагогами.

Глава 1. Примерный план психологической диагностики.

Примерный план диагностической деятельности психолога в школе

Направление диагностики Название методик Срок проведения
1. Психологическое обследование детьми «группы риска». 1. Выявление предпосылок развития девиантного поведения: — Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности. — Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел). — Опросники Т. Ахенбаха (для родителей и учителей). — Шкала враждебности» (В. Кука, Д. Медлей). 2. Оценка характерологических особенностей: — Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард, Х.Шмишек). — Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер). — Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина". — Опросник EPQ (Г. Айзенк). — Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В). — Тест «Дом. Дерево. Человек». — Тест «Несуществующее животное». 3. Диагностика социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе: — Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири). — Методика «Q-сортировка». — Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В. Шутца). — Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). — Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас). — Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса, А. Дарки). 4. Выявление эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления: — Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк). — Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН). — Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор). — Шкала депрессии (Т.И.Балашова). — Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин). — «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний». В течение года
2. Психологическое обследование детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей 1. Карта наблюдений Д. Стотта. 2. Тест «Дом. Дерево. Человек». 3. Тест «Несуществующее животное». 4. Тест Кеттелла (детский и подростковый вариант). 5. Тест Будасси. 6. Опросник Казанцевой Г.Н. 7. Детский и подростковый вариант шкалы явной тревожности. 8. Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор). 9. Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН). 10. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). 11. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири). 12. Изучение особенностей Я – концепции. 13. Тест «Подростки о родителях». -Тест «Рисунок семьи». В течение года
3. Диагностика родителей 1. Тест — опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). 2. Опросник для родителей «Типы воспитания детей». 3. Самодиагностика типового семейного воспитаний. 4. Самодиагностика родительского отношения к детям. 5. Опросник АСВ для родителей. В течение года (по необходимости)
4. Диагностика педагогов 1. Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера. 2. Оценка уровня общительности учителя. 3. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога («Прогноз»). 4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко). 5. Оценка профессиональной направленности личности учителя. 6. Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин). 7. Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников). В течение года (по необходимости)
Читайте также  Примерный режим ребенка 6 месяцев

Глава 2. Психологическое обследование детьми «группы риска»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА несовершеннолетнего группы социального риска

Данная карта используется в диагностическом блоке различных проффилактических программ, что с помощью ее предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Содержимое разработки

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

несовершеннолетнего группы социального риска

Категория риска: склонность к бродяжничеству, систематический пропуск учебных занятий без уважительной причины, нахождение в социально опасном положении, употребление ПАВ, педагогический учет, учет в ОП ПДН УМВД России по ЯО.

Дата заполнения ____________________________

1. Сведения о несовершеннолетнем:

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Класс, классный руководитель

С какого года обучается в данной школе и откуда прибыл

Домашний адрес

Материально-бытовые условия

(подчеркнуть или дописать)

квартира благоустроенная / неблагоустроенная

дом благоустроенный / неблагоустроенный

общежитие, коммунальная квартира

квартира или ее часть сдается внаем

нет постоянного жилья

Основание и дата постановки на учет (внутришкольный контроль, учет в ОДН, учет в УСЗН, учет диспансерный и т.д.)

Основание и дата снятия с учета (внутришкольный контроль, учет в ОДН, учет в УСЗН, учет диспансерный и т.д.)

Наставник (куратор) (Ф.И.О., должность, контактный телефон)

Занятость в дополнительном образовании в школе и вне школы

(наименование формирования, Ф.И.О. тренера, педагога дополнительного образования, контактный телефон, дни занятий)

Занятость во внеурочных мероприятиях и временные творческие поручения

Состояние здоровья учащегося (группа здоровья, состоит на диспансерном учете)

Психологические особенности

Успеваемость и посещаемость

2. Сведения о семье (родителях или законных представителях)

Фамилия, Имя, Отчество,

Фамилия, Имя, Отчество,

Опекун (попечитель):

Фамилия, Имя, Отчество,

Социальный статус семьи (подчеркнуть или дописать)

Малообеспеченная, находящаяся в социально опасном положении, полная, многодетная, неполная, в разводе, мать-одиночка,

вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца,

беженцы, вынужденные переселенцы, семья опекунов

Статус родителей (законных представителей)

(подчеркнуть или дописать)

инвалиды (мать, отец),

ограничены в правах (мать, отец),

лишены родительских прав (мать, отец),

безработные (мать, отец)

Образ жизни родителей (законных представителей)

(подчеркнуть или дописать)

заботятся о ребёнке (мать, отец)

много времени уделяют работе (мать, отец),

уклоняются от воспитания детей (мать, отец),

жестоко обращаются с детьми,

употребляют спиртные напитки (мать, отец),

употребляют наркотические вещества (мать, отец),

ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец),

находится в местах лишения свободы (мать, отец)

не справляются с воспитанием,

ведут замкнутый образ жизни,

ухаживают за больными родителями, детьми-инвалидами;

страдают хроническими заболеваниями в тяжелой форме или есть психические расстройства (мать, отец)

Жилищно-бытовые условия

3. Меры, принятые ОУ по работе с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями)

отметка о выполнении

Взаимодействие с ребенком

на момент постановки

беседы с ребенком

в течение периода

контроль посещаемости учебных занятий

отслеживание занятости в системе дополнительного образования

занятость в каникулярное время

взаимодействие с учителями-предметниками

по мере необходимости

служба сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи, логопеды)

психологическое состояние, психологическая характеристика (диагностика)

индивидуальные консультации (индивидуальные часы) с психологом

по мере необходимости

беседы с психологом

по мере необходимости

индивидуальные и групповые занятия с узкими специалистами

по мере необходимости

профилактические беседы с ребенком

в течение периода

координация работы с учителями-предметниками в отношении учащегося

в течение периода

контроль посещаемости и успеваемости

контроль занятости в системе дополнительного образования

анализ профилактической деятельности в отношении ребенка

Взаимодействие с семьей

обследование жилищно-бытовых условий проживания и воспитания ребенка

в течение периода

бесед, консультации с родителями

по мере необходимости

контроль за посещаемостью родительских собраний

по графику проведения

служба сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи, логопеды)

участие в обследовании жилищно-бытовых условий проживания и воспитания ребенка

по мере необходимости

индивидуальные консультации психолога

по мере необходимости

беседы с психологом

по мере необходимости

индивидуальные консультации с социальным педагогом

по мере необходимости

индивидуальные консультации узких специалистов

по мере необходимости

приглашение родителей на административный прием к директору школы

по мере необходимости

приглашение родителей на заседание Совета профилактики

по мере необходимости

оформление запросов, ходатайств в отношении семьи на предприятие и другие организации

по мере необходимости

посещение семьи ребенка

по мере необходимости

Межведомственное взаимодействие

4. Оценка результативности проведенной работы, выводы, рекомендации

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

-75%

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕНИКАМИ ГРУППЫ РИСКА

В каждой школе есть ребята, которым сложно учиться, справляться с эмоциями, общаться с одноклассниками и учителями. Таких детей ставят на внутришкольный учет и начинают с ними работать. Разбираемся с экспертом образовательного центра «Каменный город», как ребята попадают в группу риска и как с ними работать.

Как ученики попадают в группу риска

Группа риска – это очень широкое понятие. Им характеризуют детей, у которых более трёх месяцев наблюдаются проблемы в социальной, эмоциональной, учебной, мотивационной сферах. То есть в группу риска попадут дети:

  1. которые постоянно конфликтуют со сверстниками и учителями;
  2. пропускают занятия или плохо усваивают учебную программу;
  3. постоянно находятся в состоянии депрессии;
  4. у которых в семье есть алко- или наркозависимые.

Главный критерий – впоследствии такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Даже жертвы травли могут сорваться и отомстить.

Обычно классный руководитель наблюдает за ребятами из своего класса, отмечает проблемы, с которыми ученики не могут справиться самостоятельно, и обращается к психологу с просьбой о полномасштабной диагностике. По результатам такой диагностики некоторые ребята попадают в группу риска, то есть, их ставят на внутришкольный учёт.

Иногда при постановке на учёт принимают во внимание семейный фактор. Если у ребёнка все хорошо с эмоциями, учёбой и поведением, но в его семье есть алко- или наркозависимые, то его тоже запишут в группу риска.

Кто работает с детьми группы риска

Классный руководитель. Именно он работает на краю – чаще всего видит детей и может заметить проблемы, которые возникают у них. Если данных не хватает, он может запросить их у других учителей. Если классный руководитель может в прямом общении узнавать о проблемах и состоянии детей, то ему не нужны никакие дополнительные инструменты. Если общения недостаточно, можно использовать включённое наблюдение. Для этого нужно попросить психолога, и он составит бланк наблюдения. Например, ежедневно классный должен будет отмечать настроение, состояние и прочие показатели каждого ребёнка.

Также классный руководитель отвечает за меры коррекции на уровне класса. Например, он может проводить мероприятия, направленные на улучшение психологического климата в классе: игры на сплочение, чаепития, совместные просмотры фильмов с обсуждением.

Психолог. Именно на него ложится ответственность за диагностику и выбор форм работы, как коллективной, так и индивидуальной. Он помогает педагогам и другим специалистам: находит или разрабатывает диагностические материалы, проводит развивающие и коррекционные занятия, консультирует школьников с актуальными проблемами.

Социальный педагог. Он дополняет психолога, отвечая за работу с семьёй и внешними службами. Именно социальный педагог должен проверить условия проживания детей из группы риска, наладить контакт с родителями. Если это невозможно, он подключает специалистов из комиссии по делам несовершеннолетних. Он же отрабатывает их запросы: посещает заседания по поводу ребят, совершивших правонарушения, координирует совместную работу по профилактике и коррекции.

Как проводить занятия с детьми группы риска

Составить план. Для этого нужны результаты диагностики. С ними легко понять, сколько детей в группе риска, какой у них возраст и какого рода проблемы. Тогда их можно разбить на группы и организовывать некоторые мероприятия для всех, некоторые – для отдельных групп. Лучше составлять план на полгода, чтобы провести итоговую диагностику и вывести часть детей из группы риска. Важно назначать ответственных за определенные мероприятия, а также прописывать ожидаемые результаты. С последним обычно возникает больше всего проблем: часто в результат оформляют размытые понятия, например «у детей сформировано представление о дружбе». Конечно, результаты подобной работы сложно измерить, потому что вряд ли после одного классного часа дети начнут чаще знакомиться и дружить. Но можно через пару недель проверить, помнят ли дети информацию, используют ли её, а если нет, то что мешает.

Читайте также  Период кормления 2 месяца

По факту план будет выглядеть примерно так:

и содержание мероприятия

Определить формы. Лучше собрать на мозговой штурм психолога, социального педагога, ответственного за воспитательную работу, представителя ученического совета. Вместе вы сможете придумать самые неочевидные формы. Важно расширять инструментарий: проводить опросы, ролевые игры, выезды, индивидуальные консультации, командные мероприятия и другое. Но важно, чтобы форма помогала работать с конкретной проблемой. Если большая часть детей из группы риска не могут справиться с агрессией, то спортивные мероприятия помогут выплеснуть её. Но поможет и книжный клуб, если вы будете разбирать книги, герои которых также пытаются справиться с гневом.

Проводить диагностику. Если о предварительной диагностике помнят почти все, то итоговой во многих школах пренебрегают. Итоговая диагностика позволяет замерить результаты работы с детьми из группы риска: если правильно поставить цели выбрать критерии, то можно понять, насколько эффективно работают специалисты.

Сочетать индивидуальную работу с коллективной. Даже если вы придумали суперэффективные мероприятия, важно хотя бы раз в 1–2 месяца проводить индивидуальную консультацию с каждым ребёнком. Это позволит ему привыкнуть рассказывать о своих проблемах, а специалист сможет держать руку на пульсе.

Находить правильный подход. Важно помнить, что работа с детьми из группы риска проводится не ради галочки, а для помощи. Если мероприятия и консультации не помогают конкретному ребёнку, то нужно отказаться от этой формы в пользу других. Можно испробовать тысячу разных методов и только потом найти работающий, но это будет победа.

Как проводить профилактику, чтобы ребята не попали в группу риска

Проводить диагностику. Дети уязвимы. Вовремя выявить факторы риска и негативные внешние воздействия на нестабильную психику ребёнка – одно из сложных, но важных направлений работы педагога. Даже массового анкетирования в сентябре хватит, чтобы «просеять» через это сито ребят с подозрением на группу риска и потом работать с ними.

Следить за атмосферой в школе и классах. Неблагоприятный психологический климат может стать триггером для разнообразных негативных состояний у учеников. Конфликтность, тревожность, стеснительность – всё может быть последствиями недружелюбной, неоткрытой атмосферы.

Создавать условия для полноценного развития. Важно, чтобы у школьников были все инструменты для развития вне зависимости от их интересов: книжные и дискуссионные клубы, самоуправление, проектная деятельность, спортивные секции и т. д.

Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска

Дети «группы риска» — это социально-демографическая группа граждан несовершеннолетнего возраста, чьи особенности психического, физического и социального развития угрожают их нормальному развитию и социальному становлению.

Дети «группы риска» имеют особые потребности в воспитании и обучении. Дети данной группы оказываются наиболее сильно подверженными социальным факторам, воздействующим на их личностное становление и развитие, особенно негативным. Это обусловлено тем, что они проживают в особых условиях, происходят из неблагополучных, социально дезадаптированных семей. Кроме того, отнесение ребенка к группе риска может быть связана с тем, что он имеет отклонения в интеллектуальном, психическом или физическом развитии и потому, сталкивается с проблемы социального восприятия и принятия себя другими членами социальной среды.

Дети «группы риска» делятся на две подгруппы:

  1. Дети в возрасте до 14 лет.
  2. Дети в возрасте от 14 до 18 лет.

Каждая возрастная группа имеет свою специфику развития, свои факторы социальной дезадаптации и угрозы.

Отнесение ребенка к «группе риска» осуществляется на основе следующих показателей:

  1. Наличие каких-то отклонений от нормального развития без ярко выраженной патологии.
  2. Отсутствие у ребенка родителей, их потеря в силу разнообразных обстоятельств.
  3. Семья ребенка нуждается в социальной поддержке и защите, оказании материальной, психической и иных видов помощи.
  4. Развитие у ребенка социально-психологической и педагогической дезадаптации.
  5. Семья ребенка является многодетной или неполной.
  6. Наличие у ребенка педагогических проблем. Они могут быть связаны с отсутствием мотивации к обучению, закрытости ребенка, неуспехами в обучении, неуспеваемости по программам в силу особенностей своего умственного развития или темп психофизиологического развития.

Основной особенностью детей, относящихся к «группе риска» считается то, что формально, ребенок считается нормальным и не требует особого отношения и воспитательного подхода т.е. он проживает в семье, обучается в обычной школе, но при этом, есть внешние факторы, которые могут угрожать его нормальному развитию и привести к отрицательным последствиям: уровень жизни ребенка не соответствует нормальному, способствующему его социальному становлению и развитию, нарушаются права и свободы ребенка или реализуются не в полной мере.

Готовые работы на аналогичную тему

Алгоритм выявления семей и детей «группы риска»

Определение семей и детей, имеющих потенциальные угрозы социального становления и развития, имеет важное значение, поскольку позволяет реализовать профилактические мероприятия по работе с несовершеннолетними, предотвратить совершение ими правонарушений, устранить проблемы социальной дезадаптации, сформировать социальное сопровождение семьи.

Работа по выявлению семей и детей, входящих в «группу риска», ведется поэтапно:

Диагностирование. На этом этапе осуществляется сбор и обработка информационных данных о конкретной семье. Для этого, социальный педагог применяет методы наблюдения, беседы, опроса, раздает анкеты родителям и детям, проводит тестирование и ранжирование. Диагностирование проводится регулярно и позволяет своевременно выявить детей «группы риска». Иногда, сигнал может поступить от самого ребенка, его родителей, родственников или кого-то из окружения, свидетельствуя о том, что имеется какая-то проблема, требующая вмешательства специалиста. Диагностическая работа реализуется по следующим направлениям:

  • Проведение беседы с педагогами ребенка;
  • Проведение беседы с родителями ребенка;
  • Ознакомление с особенностями развития ребенка;
  • Рассмотрение информации об успеваемости ребенка и наличие проблем с обучением;
  • Рассмотрение медицинской документации о состоянии здоровья ребенка;
  • Изучение ближайшего окружения ребенка;
  • Изучение школьного коллектива и атмосферы в нем;
  • Анкетирование родителей по теме семейного воспитания.

Сбор дополнительных данных о социальном статусе, условиях проживания и обучения, материального положения семьи, потенциально относящейся к «группе риска». На этой стадии проводятся дополнительные беседы и опросы, реализуется наблюдение за жизнедеятельностью семьи и ребенка. Кроме того, круг лиц, которые опрашиваются расширяется: социальный педагог может опросить соседей, найти дальних родственников семьи и иных граждан, контактирующих с семьей и ребенком.

Утверждение семьи и ребенка в статусе «группа риска» и разработка системы социального сопровождения. Для этого проводятся дополнительные тестирования, рассматривается документация образовательного учреждения, медицинские карты ребенка, анализируется ситуация конкретной семьи и ее развития. Социальный педагог может просмотреть данные о посещаемости учебных занятий учащимся, данные о дисциплинарных нарушениях и динамику их совершения, социометрические исследования. Также, может быть использована помощь сторонних специалистов: социологов, психологов. Они проводят исследование конкретного ребенка и его родителей и делают свое заключение.

Условия эффективного диагностирования семей и детей «группы риска»

Чтобы своевременно выявить семьи и детей, относящихся к «группе риска», необходимо, чтобы педагоги учебных учреждений обращали внимания на малейшие изменения в поведении ребенка и обращались к специалистам социального сопровождения при малейших проблемах и потенциальных угрозах.

Обращение к специалистам службы социального сопровождения необходимо в случаях:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: