Диагностика детей адаптационной группы кратковременного пребывания

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

Казакова, Е. А. Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания / Е. А. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56503/ (дата обращения: 26.10.2021).

Встатье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного пребывания.

Ключевые слова: адаптация дошкольников к пребыванию в ДОО, адаптационный период, вариативные формы дошкольного образования, группа кратковременного пребывания.

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностями. Для их минимизации и исключения негативных последствий, к которым они могут привести (нежелание ходить в детский сад, стойкое стрессовое состояние и т. д.), педагогам и родителям следует обращать внимание на особенности адаптационного периода к ДОО, а также способствовать скорейшему протеканию этого периода. Правильно организованный адаптационный период способен значительно облегчить этот процесс и для ребенка, и для его родителей, и для педагогов.

Вопросы адаптации к ДОО возникают у любого ребенка, поступающего в группу детского сада, но наиболее актуальны они для впервые набранных групп, в которых все дети только начинают посещение детского сада, т. е. для детей раннего возраста. Именно для категории детей этого возраста существует такая вариативная форма работы в ДОО, как группа кратковременного пребывания, которая позволяет организовать постепенное привыкание воспитанников к детскому саду.

Под группой кратковременного пребывания (ГКП) понимается особая форма, созданная в ДОО для детей раннего дошкольного возраста и предусматривающая их кратковременное нахождение в ДОО (до 5 часов подряд). Именно благодаря небольшому количеству времени, на которое ребенок попадает в детский сад, при посещении ребенком ГКП происходит постепенная смена домашней обстановки на социальную среду детского сада. В течение пребывания в ДОО дети активно вовлекаются в социокультурную деятельность, при этом не происходит длительного болезненного расставания с родными, в первую очередь с мамой. Исследователи отмечают значимость такой формы работы для детей дошкольного возраста, в частности, по мнению И. В. Голенковой, «такие группы, способны корректировать процесс социальной адаптации дошкольников» [2, 31].

Для успешного осуществления адаптации ребенка к ДОО важную роль играют соблюдение некоторых условий. Среди них можно назвать следующие:

– наличие небольшого количества детей,

– плавное увеличение времени посещения сада,

– умение педагогов заинтересовать ребенка,

– внимание к каждому дошкольнику,

– активизация взаимодействия детей друг с другом,

– наличие организованной развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей возрастные интересы детей,

– осуществление разнообразных игр для дошкольников (на снятие эмоционального напряжения, на сближение детей, на развитие познавательных процессов, на развитие физических способностей и т. д.);

– осуществление работы по ознакомлению детей с различными помещениями группы и детского сада и их назначением.

Группа кратковременного пребывания успешно может выполнить эти условия, благодаря чему ребенок адаптируется легче, у него формируется привычка и положительное отношение к необходимости ежедневно посещать группу детского сада.

Благодаря посещению ребенком ГКП, он не только максимально безболезненно привыкает к ежедневному нахождению в детском саду, данная форма позволяет осуществлять адаптацию ребенка к последующему, более длительному, присутствию в группе полного дня. Приходя каждый день в группу кратковременного пребывания, дети привыкают к новому помещению, воспитателю и различным педагогам, другим детям, к действующим в детском саду правилам, особенностям распорядка дня и т. д. Такая подготовка позволяет ребенку при последующем посещении ДОО в группе полного дня комфортно ощущать себя в группе сверстников, уметь общаться с ними и с педагогами, т. е. решает многие вопросы социализации. Также в условиях ГКП дети привыкают к соблюдению многих режимных моментов, что облегчает их реализацию в последующем (дети знакомятся с организацией таких компонентов, как зарядка, музыкальное занятие, прогулка, непосредственно образовательная деятельность — лепка и рисование, учатся соблюдать на них требования педагогов). Большое значение имеет группа кратковременного пребывания и для развития самостоятельности дошкольников, совершенствования у них элементарных навыков самообслуживания (дети учатся мыть руки, пользоваться туалетной комнатой, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. д.) Формирование данных навыков должно происходить в первую очередь в семье, однако зачастую многие дети младшего дошкольного возраста не обладают ими в необходимом объеме, что делает их пребывание в саду менее комфортным и требует от педагогов большого количества времени для организации любого процесса (например, помыть руки после прогулки каждому ребенку требует гораздо больше времени, чем проконтролировать процесс мытья рук детьми самостоятельно). Таким образом, группа кратковременного пребывания позволяет также решить существующую в настоящее время проблему недостаточной подготовки детей к посещению в ДОО в части отсутствия у детей необходимых навыков самообслуживания.

Следует также отметить, что в процессе посещения ГКП развивается и совершенствуется в том числе и иммунная система ребенка. В первый год посещения ребенком детского сада дети часто болеют в связи с незащищенностью иммунитета и большим количеством потенциальных вирусных угроз при расширении круга социального взаимодействия. Группы кратковременного пребывания характеризуются меньшей наполняемостью, чем группы полного дня, и посещающие их дети не столь часто переносят инфекционные заболевания, однако взаимодействие микрофлор позволяет иммунной системе подготовиться и в дальнейшем успешно противостоять болезням.

Важным является также то, что в процессе посещения ребенком ГКП педагоги могут полноценно взаимодействовать с семьей дошкольника, и это благоприятно отражается на процессе воспитания. Многие родители не знакомы с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду к воспитанникам, в связи с чем не способны полноценно подготовить их к посещению ДОО (например, необходимость соблюдать определенный режим дня, правила поведения за столом, на прогулке и т. д.) В этих условиях ГКП позволяет взаимодействовать родителям и педагогам как педагогическим партнерам, что, как отмечает И. В. Кощиенко, «направлено на выработку и реализацию единых подходов к воспитанию и образованию дошкольника» [3, 28]. Таким образом, знакомство родителей с особенностями пребывания ребенка в детском саду также способствует адаптации ребенка к ДОО благодаря созданию сходных условий и предъявлению аналогичных требований в домашней обстановке.

Таким образом, благодаря гибкости организации данной формы работы с детьми, в условиях группы кратковременного пребывания может наиболее быстро и плавно пройти период адаптации ребенка к ДОО. Это связано с тем, что ГКП способствует, в первую очередь, созданию психологически комфортных условий нахождения ребенка в ДОО, а также направлена на развитие социализации и формирование навыков самообслуживания, совершенствование иммунной системы дошкольника. Кроме того, благодаря посещению ребенком ГКП, устанавливаются тесные связи с семьями дошкольников как с партнерами педагогического воздействия, что позволяет и обучить родителей правильным действиям для помощи своим детям в процессе адаптации. Можно сказать, что такая форма дошкольного образования без ущерба для привычной формы полноценного пребывания ребенка в детском саду позволяет облегчить протекание процесса адаптации к ДОО. Это делает посещение детского сада комфортным для ребенка, удобным для родителей и оптимальным для педагогов, а в целом направлено на повышение качества дошкольного образования.

Несомненно, что для осуществления адаптации ребенка к ДОО в рамках ГКП недостаточно только разработки и внедрения в деятельность детского сада данного вида групп. Данное направление педагогической деятельности включает в себя также совершение регулярного мониторинга функционирования таких групп, разработку и апробацию рабочих программ и оценку их результативности. Это позволит обнаружить эффективность реализуемой образовательной деятельности, а также определить ее возможные риски и неожиданные эффекты.

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания

Современное дошкольное образование – это прогрессивная, развивающаяся система, которая мобильно меняется с изменением современного общества. Но при этом никто не будет оспаривать, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка. Для нормального психологического и положительного эмоционального самочувствия главным и необходимым условием были и всегда остаются любовь, забота близких взрослых, общение с ними. Именно приоритет семейного воспитания является основополагающим во взаимоотношениях нашего дошкольного отделения с семьями воспитанников.

  • Автор записи

Современное дошкольное образование – это прогрессивная, развивающаяся система, которая мобильно меняется с изменением современного общества. Но при этом никто не будет оспаривать, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка. Для нормального психологического и положительного эмоционального самочувствия главным и необходимым условием были и всегда остаются любовь, забота близких взрослых, общение с ними. Именно приоритет семейного воспитания является основополагающим во взаимоотношениях нашего дошкольного отделения с семьями воспитанников.

Наши современные родители хотят как можно раньше начать адаптацию малыша к дошкольной ступени образования и коллективу, научить общаться и играть со своими сверстниками, развивать их способности. Они предпочитают, чтобы с их малышами занимались профессиональные педагоги. Есть и другие причины: молодой маме необходимо выходить на работу, а ясельные группы полного дня до 3 летнего возраста отсутствуют. Правомерно возникает необходимость помочь семьям с маленькими детьми. Именно с целью удовлетворения этих потребностей в нашем дошкольном учреждении ежегодно открываются группы кратковременного пребывания (ГКП). В них поступает от 50 до 200 малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Читайте также  Стоматит у 6 месячного ребенка

При поступлении в дошкольное отделение малыш попадает из знакомой семейной обстановки в неизвестную среду.

Работая много лет в дошкольном учреждении, мы наблюдаем, как тяжело некоторые дети переживают период адаптации: они нервничают, часто болеют, с ними тяжело найти контакт.

Детей часто пугает контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, непривычная для него обстановка. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к созданию стрессовой ситуации, психологическому напряжению. Все это проявляется в нарушении поведения, эмоциональном состоянии малыша, изменения физиологических процессов. Одна из особенностей раннего детства – это взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит именно взрослому.

Группы кратковременного пребывания направлены на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Целью создания ГКП является: обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, объединение усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также создание условий для преемственности дошкольного и начального образования.

Основная задача ГКП – адаптация ребенка к детскому саду и педагогическое просвещение родителей.

К числу приоритетных направлений работы с детьми в ГКП относятся:

– создание мотивации на сотрудничество с педагогами дошкольного отделения;

– укрепление физического, психического здоровья;

– формирование культурно-физических навыков;

– коммуникативное и познавательное развитие;

– развитие основных видов деятельности (предметной, игровой, театрализованной, продуктивной), а также музыкальное воспитание;

– развитие изобразительной деятельности;

– развитие речи и речевого общения;

– социализация детей, формирование адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками.

Специфика работы ГКП заключается в том, что малыши приходят в дошкольное учреждение 5 раз в неделю на 3,5 часа. В нашем отделении таких групп – четыре.

От педагогического коллектива требуется большая и кропотливая работа. Для родителей, которые по тем или иным причинам не могли или не решались отдать ребенка в детский сад, появилась альтернатива – группа кратковременного пребывания. Такая группа объективно позволяет родителям знакомиться с учреждением и специалистами. Последнее для родителей становятся все более значительным. Они принципиально относятся к профессиональным и личностным качествам педагогов, работающих с их детьми. Родители довольно быстро получают исчерпывающее представление о возможностях детского сада, его режиме работы и предлагаемых образовательных услугах. Для родителей также важно, чтобы люди, которым они доверяют своих малышей, не только добросовестно выполняли свои профессиональные обязанности, но и любили детей, могли найти с ними общий язык.

Наш коллектив воспитателей и специалистов делают все возможное, чтобы с первых дней жизнь наших малышей была наполнена теплом, заботой и любовью. Стараемся постепенно адаптировать малышей к новым условиям. Ребенок должен быть уверен, что после увлекательных игр и занятий мама обязательно вернется и заберет его. Первые две недели пребывания в группе совместная деятельность взрослого и ребенка направлена на освоение окружающей среды, знакомство с педагогами и другими детьми.

Работу с детьми в ГКП осуществляет воспитатель. Необходимым условием успешной работы этой группы является опытный, внимательный к детям педагог, его терпение, такт, доброжелательность. Воспитатель должен быть постоянный. Это вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности. Ему трудно привыкнуть к новым людям, смена воспитателей для такого ребенка – стресс.

У ГКП есть несомненно много преимуществ по сравнению с группами полного дня. Подмечено, например, что в этих группах дети болеют реже, так как ребенок находится в дошкольном отделении всего несколько часов и предлагаемая ему физическая, умственная и эмоциональная нагрузка значительно меньше, он не переутомляемся и реже оказывается в стрессовых ситуациях.

Для успешной адаптации детей педагоги стараются установить с родителями более тесные и неформальные контакты, благодаря чему повышается грамотность родителей в вопросах гигиены и охраны здоровья ребенка. Родители охотно прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, перенимают опыт их работы и, как следствие, начинает просматриваться единство требований детского сада и семьи.

В современных социально-экономических условиях, лишь небольшая часть молодых семей по своему экономическому, образовательному статусу способна обеспечить условия, необходимые для воспитания здоровых детей. Так что при грамотной организации работы ГКП уже сегодня могут помочь устранить часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих здоровье детей дошкольного возраста, создать условия для гармоничного физического и психического развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья.

Режим работы ГКП является для ребенка здоровьесберегающим. Занятия познавательной направленности проводятся 1 раз в неделю.

Музыкальные занятия проводит специалист (музыкальный руководитель) 2 раза в неделю. Участвует вся возрастная группа, т.к. действия детей основаны на подражании.

Продуктивная деятельность планируется 2 раза в неделю. Лепка чередуется с рисованием.

Коммуникативная деятельность или развитие речи предполагает 2 занятия в неделю.

Занятия по развитию движений проводит специалист инструктор по физкультуре 2 раза в неделю в соответствии с перспективным планом.

Длительность занятий зависит от их содержания и продолжаются от 10 до 15 минут.

На занятиях широко используются:

– наглядные методы (показ предметов, образца, способа действия);

– словесные (вопросы, объяснения, указания);

– игровые методы и приемы;

Приобщение детей к здоровому образу жизни и их физическое воспитание осуществляется через игры, физкультурные занятия и спортивные праздники. Чтобы познакомить родителей с тем, как живут и чем занимаются дети в дошкольном отделении, проводятся Дни открытых дверей, регулярно оформляется новостной материал на сайте учреждения. Родители принимают активное участие в спортивных праздниках, бывают на занятиях совместного творчества.

Хочется обратить особое внимание на самый первый день знакомства педагога с родителями и детьми.

Для большинства родителей привести ребенка первый раз в детский сад – очень волнительный и тревожный момент: «Как встретят их любимого сыночка или дочь? Как все это будет?».

Чтобы рассеять родительские сомнения и переживания воспитатель должен хорошо продумать и подготовиться к первому дню встречи с родителями и детьми.

Поделимся опытом, как проходит этот день в нашем дошкольном отделении.

Накануне был продуман план и организовано игровое пространство для детей, подобран музыкальный репертуар, празднично украшена группа.

Утро 1 сентября. Воспитатель дружелюбно приглашает родителей и детей в группу. Дети свободно передвигаются, с любопытством изучают окружающее пространство. Воспитатель и родители наблюдают за детьми, знакомятся, задают интересующие их вопросы.

Звучит тихая музыка. Воспитатель приглашает родителей и детей расположиться на ковре. Проводит «приветствие», побуждая взрослых и детей выполнять действия в соответствии с текстом. Очень важен позитивный, искренний, положительный эмоциональный настрой воспитателя, его мимика и жесты.

Приветствие:

«Собрались все вместе в круг

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

С добрым утром, глазки!

С добрым утром, ушки!

С добрым утром, ручки!

С добрым утром, ножки!

Ножки топают. Ура! Мы проснулись!»

Воспитатель обращает внимание всех присутствующих на нерешительную гостью – куклу Катю, которая первый раз пришла в детский сад и не решается войти.

Игра «Знакомство»

Воспитатель приглашает куклу Катю в группу, знакомит с детьми.

Кукла сообщает детям о том, что у нее есть верный друг – собачка, которая любит веселые, шумные игры.

Игра «Догони мяч»

Родители и дети под музыку передают мяч друг другу из рук в руки, собачка пытается догнать мяч. По окончании игры воспитатель приглашает родителей и детей на ритмическую музыкальную игру: «Ты похлопай вместе с нами…» (муз. Железновой).

Такая встреча помогает снять внутреннее эмоциональное напряжение, создать доброжелательную атмосферу общения.

В завершение встречи, воспитатель предлагает детям выбрать длинный шарик любого цвета и проводит для родителей мастер – класс. За считанные минуты шарики оживают и превращаются в слоников, бабочек, жирафов. В глазах детей не скрываемая радость и удивление. Первая встреча в дошкольном отделении подошла к концу. Дети уходят домой с воздушными чудо-игрушками.

Надо сказать, что родители проявляют большой интерес к работе группы кратковременного пребывания, прислушиваются к советам педагогов, консультируются с ними. Таким образом, выполняется главная задача – адаптация детей проходит быстро и безболезненно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Организация адаптивной группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста

Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняет всю жизнь.

Чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным, независимо от того, где он воспитывается – в детском саду и семье или только в семье, необходимо создать эмоционально комфортные условия для раскрытия его способностей, сделать его жизнь интересной и содержательной, расширить круг его интересов, научить общаться со сверстниками и взрослыми.

Современная система дошкольного образования предлагает образовательные услуги, ориентированные на различные группы населения.

В целях реализации 1) права детей на равные стартовые возможности, в том числе на получение дошкольного образования; 2) права родителей на выбор наиболее доступной оплаты пребывания их ребенка в детском саду, а также снижения напряженности в обществе за счет уменьшения очереди в дошкольное образовательное учреждениепри Кировском районном отделе образования (Казань) был издан приказ о создании в нашем детском саду группы кратковременного пребывания на базе первой младшей группы и выделении специального воспитателя.

Были изучены варианты разных моделей кратковременного пребывания детей:

  1. Кратковременное пребывание детей в группе детского сада на занятиях и на прогулке.
  2. Кратковременное пребывание детей в специально выделенном для этих целей групповом помещении.
  3. Адаптационные группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста.
  4. Семейные группы кратковременного пребывания детей (1–3 года и их родителей) в специально организованных семейных комнатах.
  5. Кратковременное пребывание детей в группах обслуживания специалистами и медицинским персоналом.
  6. Кратковременное пребывание детей в группах подготовки к школе в вечернее время;
  7. Группы вечерние, выходного дня и т.д.
Читайте также  Диета первого месяца грудном вскармливании

Мы остановились на модели адаптационной группы (ранний возраст).

Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Чтобы они прошли без лишних потрясений, мы все должны постараться избавить малышей и их родителей от травмирующих факторов.

В период адаптации происходит перестройка ранее сформированного динамического стереотипа, физиологии и иммунной системы. Появляется необходимость преодоления психологических преград. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Дают о себе знать и различные соматические заболевания.

Организация периода адаптации – серьезная проблема для всего коллектива. Работа сотрудников нашего детского сада направлена на поиски путей и методов усиления психологической безопасности наших воспитанников.

В нашем детском саду:

* все предметы в группе находятся на уровне глаз ребенка и в плоскости его действий;

* имеются уголки уединения;

* большая часть комнаты освобождается для самостоятельной двигательной активности детей;

* смена обстановки происходит за счет того, что занятия проводятся не только в группе, физкультурном и музыкальном зале, но и в уголке природы, изостудии, комнатах по безопасности дорожного движения и ознакомлению с окружающим миром.

Нами был составлен журнал адаптации, включающий подробный анализ поведения ребенка. Повседневное наблюдение за ним позволяет делать выводы, на основании которых производятся индивидуальные назначения, облегчающие процесс адаптации.

Определение поведенческой реакции ребенка

Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

– 1. Легкая плаксивость, хныканье.

– 2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

– 3. Сильный плач, подавленное настроение.

Социальные контакты

+3. Много друзей, охотно играет с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1. Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

– 1. Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

– 2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

– 3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Аппетит

+ 3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+ 2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+ 1. Аппетит выборочный.

– 1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

– 2. Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго и неохотно.

– 3. Отвращение к еде, кормление мучительное.

Кроме того, мы проводим диагностику развития ребенка, которая позволяет своевременно наметить развивающие и коррекционные игры и занятия.

Карта развития и поведения ребенка

В каждой графе проставляются такие условные знаки: квадрат (выше нормы), треугольник (норма), круг (ниже нормы).

Фамилия, имя ребенка

Возраст при поступлении

Нами был разработан план педагогического всеобуча и индивидуальных бесед с родителями, учитывающих особенности каждого ребенка. Чтобы адаптация прошла как можно более спокойно и быстрее, наше знакомство с ребенком происходит задолго до его поступления в детский сад. При первой же встрече с родителями мы предлагаем им заполнить анкету-знакомство.

Анкета-знакомство

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения.
  2. Домашний адрес и телефон.
  3. Состав семьи: количество взрослых и детей.
  4. Возраст матери, отца и других детей.
  5. Ф.И.О. мамы, образование, профессия.
  6. Ф.И.О. папы, образование, профессия.
  7. Проживающие вместе бабушка, дедушка, брат, сестра (Ф.И.О., место работы, учебы).
  8. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?
  9. Знаете ли вы, как проходит процесс привыкания детей раннего возраста к детскому учреждению?
  10. Готовили ли вы ребенка к поступлению в детское учреждение?
  11. По какой причине отдаете ребенка в дошкольное учреждение в данном возрасте?
  12. Посещал ли ребенок ранее дошкольное учреждение??
  13. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?
  14. Есть ли у ребенка привычка сосать пальцы, соску, пить из бутылочки (другие)?
  15. Как ребенок относится к режимным процессам: хорошо, спокойно, отрицательно(нужное подчеркните)? Уточните отдельные моменты: укладывание на сон, кормление, умывание, одевание, туалет.
  16. Как долго спит ребенок?
  17. Какими навыками самообслуживания обладает?
  18. Как называют ребенка дома?
  19. Умеет ли ребенок играть сам?
  20. Его любимые игры и игрушки.
  21. С желанием ли играет с другими детьми?
  22. Делится ли своими игрушками?
  23. Каковы любимые занятия дома?
  24. Как вы поощряете ребенка за хорошее поведение, за послушание?
  25. Как вы наказываете ребенка, если он не слушается?
  26. Единодушны ли члены семьи в выражении поощрений? наказаний? запрещений? разрешений?
  27. Хочет ли ребенок посещать детский сад.
  28. С какими трудностями сталкиваетесь при воспитании?
  29. Что бы вы хотели получить от пребывания ребенка в детском учреждении?

Три дня ребенок играет с детьми на участке вместе с мамой, а после прогулки уходит домой. Затем мама оставляет ребенка на прогулке на час, на два, и лишь потом малыш приходит в детский сад к 8 часам утра и остается до обеда.

Процесс прихода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого ребенка, и для родителей. На первом собрании знакомим родителей с режимом дня, сеткой занятий, планом педагогического всеобуча и даем первое задание – привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками». Может быть, трудно убедить себя в этом, но без такой уверенности родителей невозможна безболезненная адаптация маленького человека в дошкольном учреждении.

План педагогического всеобуча с родителями

Декабрь

  1. Знакомство с группой и ее оснащением. Заполнение анкеты-знакомства.
  2. Знакомство с режимом дня и сеткой занятий.
  3. Собеседование «Адаптация. Что это такое?».
  4. Практические рекомендации врача по преодолению трудностей периода адаптации.
  5. Практические занятия с родителями: работа с тестом как снятие психологического напряжения; пальчиковое рисование; пальчиковая гимнастика.

Январь

  1. Тренинг «Чудо материнской любви».
  2. Анкетирование «Портрет особого ребенка».
  3. Консультация «Игры с дидактическими игрушками».

Февраль

  1. Консультация «Как маленький ребенок открывает для себя мир природы».
  2. Беседа «Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям».
  3. Практические рекомендации по профилактике ОРВИ и гриппа.

Март

  1. Беседа «Как заинтересовать ребенка?».
  2. Практические советы «Роль настольного театра в развитии у ребенка познавательного интереса».

Апрель

  1. Беседа «Ваш ребенок – это личность».
  2. Консультация «Здоровье и физическое развитие ребенка».
  3. Тренинг с родителями «Преодоление кризиса 3 лет».

Май

  1. Консультация «Роль общения в развитии умственных способностей ребенка».
  2. Практические рекомендации по развитию двигательной активности.
  3. Физкультурный семейный праздник.

Для снятия психологической напряженности с детьми проводятся оздоровительные игры, они работают с природными материалами – глиной, песком, водой, камешками: изучают их свойства, играют с ними, проводят эксперименты: льют воду через трубочки, переливают из лейки в тазик. Определяют, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно строить, а из какого нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Так проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсомоторные способности

Не секрет, что дети очень любят животных. В уголке природы мы наблюдаем за птичками, хомячком Борей, мышкой Катей, рыбками, кормим их, разговариваем с ними. Такое общение с живой природой вызывает положительные эмоции. Дети активно воспринимают все, что говорит и делает воспитатель. Внимательно слушают его рассказ о том, что растения и животные живые, дышат, пьют воду, а самое главное, чувствуют почти как люди.

Так происходит стимуляция потребности в познании окружающего мира, осознании красоты и неповторимости окружающего мира; формирование нравственно-этических норм поведения, любви к ближнему.

Исходя из особенностей работы группы кратковременного пребывания, мы составили план мероприятий и развивающих занятий с активным участием родителей к процессу обучения. В программе, по которой мы работаем, отобраны такие методические приемы, которые родители могли бы использовать в домашних условиях.

«Адаптация детей к ДОУ через группу кратковременного пребывания»

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для воспитателей. Почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в ДОУ. Группа кратковременного пребывания ставит своей целью создание условий для обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлении в ДОУ. Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможности детей раннего возраста.

В 2015-2016 учебном году в нашем детском саду мы организовали две группы детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Количество детей в группах от 10 до 12 человек. Прием новых воспитанников в ГКП организуется в сентябре и продолжается в течении всего учебного года по мере выбывания детей при получении ими путевок в основные группы. Продуманный режим дня, сетка занятий – одно из важнейших условий развития ребенка. Сетка занятий составляется с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе (таблица 1, таблица 2).

Читайте также  Малыши 2 месяца фото

Режим дня группы кратковременного пребывания детей №1

Наш коллектив, осуществляя работу в ГКП, берет за основу программу под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», использует методики и технологии Т.Г. Казаковой, Л.Н., Павловой и Э.Г. Пилюгиной, А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми с 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

План воспитательно-образовательной работы в группах кратковременного пребывания детей

Направления (образовательная область) Виды детской деятельности

(непосредственно образовательная деятельность)

занятий в неделю

— Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

— Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Так как в ГКП время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу на 3 часа (с 08:00 до 11:00 и с 12:00 до 15:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется в первые попав в совершенно новую обстановку где нет мамы, где много совершенного незнакомых детей, ходят чужие взрослые, которых надо слушаться. В возрасте 1,5 – 3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Мы стараемся в это время осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время занятий, мама вернется и обязательно заберёт его домой. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов у детей, мы рекомендуем первое время посещать группу совместно с одним из родителей до полной адаптации ребенка к образовательному учреждению.

Работа с детьми раннего возраста осуществляется в игровой форме. Игры и упражнения в период адаптации, составляющие основу занятий, способствуют: снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, развитию игровых навыков.

Чтобы малыши быстрее адаптировались, мы используем разнообразные сюрпризные моменты, сюжетные игры, игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами. А также объединяют детей, задают детям положительный настрой. В начале занятия мы предлагаем такие игры, как «Передай куклу», «Клубочек», «Передай улыбку», «Назови имя», «Вместе с мишкой» и другие, а так же упражнения, требующие согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер в общении со взрослыми и сверстниками. Заканчиваются занятия спокойными малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию.

Родители так же должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянием на ребенка, его продолжительности (от 1,5 до 3 месяцев), о возможных нарушениях: настроения, сна, аппетита, иммунитета, поведения. При записи малыша в учреждение родители получают четную информацию о периоде адаптации и о том, что лично они могут сделать для того, что бы этот период для ребенка прошел как можно легче. Мы просим родителей обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома, умеет ли играть с игрушками, контактировать с другими детьми, с незнакомыми взрослыми, только в этом случае с ним будет легко и родителями и воспитателю. Правильно вытроенное взаимодействие с семьей призвано изменить пассивную позицию родителей на активную целенаправленную деятельность. Для психолога – педагогического просвещения родителей мы разработали план работы с родителями в ГКП (таблица № 3).

План работы с родителями в группах кратковременного пребывания детей

«Игры в период адаптации»

Как показывает практика дети ГКП легче адаптируются к образовательному учреждению, не испытывают проблем во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, у них реже наблюдаются трудности в игровой и познавательной деятельности. Таким образом, мы считаем нашу работу эффективной.

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении» (образовательная программа)

Актуальность проблемы, научная и практическая значимость.

Несмотря на проработанность темы социализации ребенка раннего возраста к детскому саду, существующие методы работы с детьми в период адаптации не адаптированы под группу кратковременного пребывания. Отсутствуют методические разработки по созданию условий сетевого партнерства семьи и детского сада. Не в полной мере педагогами внедряются новые формы работы с детьми раннего возраста, не используется инновационный потенциал родителей и педагогов.

Научная значимость заключается в исследовании принципов и направлений работы с детьми раннего возраста, форм и методов оптимизации сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в области возрастной психологии.

Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, осуществляющими реализацию задач по снижению адаптационных рисков, успешную социализацию, познавательное и личностное развитие ребенка. Разработанное методическое пособие представляет собой научно-обоснованные дидактические материалы для педагогов.

Основная идея проекта: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации помогает детям успешно социализироваться, войти в коллектив сверстников, активизировать познавательную, речевую активность.

Цели и задачи.

Цель: создание психолого-педагогической системы сопровождения детей раннего возраста в адаптационный период для обеспечения ранней социализации, а так же гармоничного познавательного и личностного развития.

Задачи:

  1. Повышение адаптивности детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения.
  2. Повышение уровня познавательного и личностного развития детей с использованием новых технологий.
  3. Повышение уровня компетентности педагогов, работающих в группе кратковременного пребывания детей по вопросам их успешной адаптации.
  4. Повышение психологической компетентности родителей по вопросам социальной адаптации и развития детей раннего возраста.

Основное содержание работы.

I этап (подготовительный) — подборка и изучение методологической и педагогической литературы.

II этап (диагностический) — выявление уровня познавательных способностей детей.

III этап (основной) — включает реализацию проекта.

В ходе реализации проекта используются следующие формы и методы работы:

  • с детьми: наблюдение, диагностика развития познавательной сферы детей, индивидуальные и групповые занятия, работа по подгруппам, в парах, свободная игровая деятельность, посещение сенсорной комнаты, ведение видеожурнала «Мама — рядом», участие в досугах и развлечениях.
  • с родителями: анкетирование, опросы; беседы; консультации групповые, индивидуальные; родительские собрания; ведение видеожурнала «Мой день в детском саду», обучающие тренинги; участие в праздниках, развлечениях; мастер-классы, выставки; совместное творчество родителей и детей — «Творческая мастерская»; экскурсии в рамках формирования единого социокультурного и образовательного пространства; проведение социально ориентированных акций: издание семейных газет, встреч членов детско-родительского клуба с будущими родителями, молодыми семьями, с родителями детей разновозрастных групп, постоянно действующий «Семейный консультативный пункт».
  • с педагогами: семинары-практикумы; выступления на педагогических часах, педагогических советах; консультации; совместное творчество педагогов и детей; мастер-классы, тренинги; участие в самоуправляемых творческих группах; совместное планирование индивидуальных маршрутов для детей; участие в творческих командах, состоящих из сотрудников и родителей.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии создания уникального образовательного пространства в кабинете для занятий и использования технологий дизайна при оформлении территории кабинета (использование уголка с элементами сенсорного оборудования и игротекой, использование технологии игры с песком, уголок с играми, игрушками развивающего и познавательного характера).

IV этап (итоговый) — подведение итогов реализации проекта.

Результаты, выводы.

Проект реализуется в течение трех лет, ориентирован на ранний возраст детей посещающих группу кратковременного пребывания.

Реализация педагогического опыта позволила добиться успешной социальной адаптации, отсутствия детей-дезадаптантов и детей с тяжелой степенью адаптации. Сравнительный анализ результатов показал: повышение уровня речевого развития, познавательной и игровой активности. Повышение уровня развития эмоциональной сферы на 46,5%, снижение уровня тревожности на 15%, повышение уровня познавательной сферы на 25%. Участие в «Родительской академии» позволили повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: работа ориентирована на отслеживание долгосрочного результата на дошкольной ступени и далее.

Достигнутые результаты показывают возможность успешно адаптироваться при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение, школу искусств, кружки дополнительного образования. Дети в последующем показывают высокие результаты по усвоению программного материала, посещают кружки: технология «Система интенсивного развития способностей», «Театральная студия», «Интеллектуалы» в детском саду.

Необходимость работы в рамках проекта позволяет прийти к ее систематизации, расширению, поиску новых научных современных подходов. И это также является весомым результатом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: