Диагностика детей 7 10 лет

Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники)

Методики, тесты, опросники для детей и подростков распределены по группам (разделам): Тесты, опросники, методики для диагностики детей 4-7 лет; 7-11 лет; 11-14 лет; 14-18 лет. В каждом разделе описана проблемная ситуация, например "не слушается", или "не общается со сверстниками", или "не хочет учиться" и методики, которыми рекомендуется воспользоваться.

Методики, тесты, опросники для детей и подростков распределены по группам (разделам):

Тесты, опросники, методики для диагностики детей и подростков:

– 4-7 лет
– 7-11 лет
– 11-14 лет
– 14-18 лет

В каждом разделе описана проблемная ситуация, например «не слушается», или «не общается со сверстниками», или «не хочет учиться» и методики, которыми рекомендуется воспользоваться.

Тесты для диагностики детей 4-7 лет:

Проблемная ситуация

Тестовые методики, опросники

Плохо себя ведет дома.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

Шкала степени отверженности ребенка в семье.

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Не общается со сверстниками.

Проблемы в общении со взрослыми.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Цветовая проективная социометрия

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен).

ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Готовность к школе

Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе

Тесты для диагностики детей 7-11 лет

Проблемная ситуация

Тестовые методики, опросники

Проблемы в отношениях с учителями.

Проблемы поведения в школе.

Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Цветовая проективная социометрия

ЦТО (отношение к учителям, к учебным предметам)

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Проблемы в учебе.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

ЦТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Проблемы в отношениях со сверстниками.

Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Проективный тест школьной тревожности

Цветовая проективная социометрия

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

Проблемы в отношениях с родителями.

Проблемы поведения дома.

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

ЦТО (отношение к значимым людям)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Тесты для диагностики детей 11-14 лет

Проблемная ситуация

Тестовые методики, опросники

Проблемы в отношениях с учителями.

Проблемы поведения в школе.

Тест школьной тревожности Филлипса

Выявление акцентуаций (Тест — опросник Шмишека)

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет)

ЦТО (отношение к учителям, учебным предметам)

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Проблемы в учебе.

Не хочет учиться.

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой)

Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)

ЦТО (проективный тест отношений)

Проблемы в отношениях со сверстниками.

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет)

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Цветовая проективная социометрия

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Проблемы в отношениях с родителями.

Проблемы поведения дома.

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Тест на межличностную зависимость. Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной.

Опросник Кеттелла (до 12 лет)

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка (до 12 лет)

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) (с 12 лет)

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Тесты для диагностики детей 14-18 лет

Проблемная ситуация

Тестовые методики, опросники

Проблемы в отношениях с родителями.

Проблемы поведения дома.

Тест «Подростки о родителях»

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона)

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Методика экспресс-диагностики эмпатии (Юсупов)

Методикак Ильина и Ковалева

МПДО (Леонгарда – Личко)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Проблемы в отношениях с учителями.

Проблемы поведения в школе.

Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

МПДО (Леонгарда – Личко)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

Методика Ильина и Ковалева

Выявление акцентуаций (тест — опросник Шмишека)

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Проблемы в отношениях со сверстниками

Цветовая проективная социометрия

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Тест школьной тревожности Филлипса

Методика «Мотивация аффилиации»

Методика экспресс-диагностики эмпатии

МПДО (Леонгарда – Личко)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

Методика Ильина и Ковалева

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Не хочет учиться.

Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)

Тест школьной тревожности Филлипса

ЦТО (проективный тест отношений)

Измерение мотивации достижения успеха

Методика оценки профессиональных интересов и способностей Соломина И.Л.

Опросник карта интересов А. Е. Голомштока, модификация Филимоновой О. Г.

Анкета матрица выбора профессии.

Измерение мотивации достижения

Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)

Тест на мышление и креативность Дж. Брунера.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Чтобы открыть тест на сайте — наберите его название в строке поиска. Многие тесты и методики есть уже сейчас, остальные будут добавляться.

Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

Читайте также  Правила безопасности пребывания детей на солнце

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения, насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок, известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации, или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает» – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи. В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Аритмия сердца у детей

Аритмия – одна из самых часто диагностируемых патологий сердечно-сосудистой системы у детей. По частоте выявления заболевание занимает третье место, уступая только порокам сердца и артериальной гипертонии. Источник:
Павлова Н.П., Максимцева Е.А., Артемова Н.М. Аритмии у детей Кардиоваскулярная терапия и профилактика №18, 2019, стр. 118-119 При этом аритмия сердца может возникать у ребенка в любое время: до года, в 5, 7, 10, 12 лет и в подростковом возрасте.

Патологическое состояние сопровождается нарушением работы сердечной мышцы. При этом происходит сбой частоты, регулярности и последовательности ее сокращений. То есть, ритм отклоняется от нормы.

Виды аритмии у детей

С учетом особенностей отклонений сердечного ритма, детскую аритмию распределяют на четыре ключевых вида:

  • Тахикардия. Сопровождается учащением ритма. Частота сердечных сокращений в норме увеличивается при физической активности, повышенной температуре, стрессах. Но если такое состояние не зависит от внешних факторов, это считается патологией. Тахикардия свидетельствует о сбоях в работе сердечной мышцы и приводит к ее быстрому износу.
  • Брадикардия. Характеризуется слишком медленным ритмом. Частота сокращений уменьшается до 30-50 ударов в минуту. Патологическая брадикардия может не нарушать кровообращение и не вызывать симптомов. Но если ритм падает ниже 40 ударов в минуту, у малыша появляются обмороки, появляется хроническая слабость и головокружения.
  • Экстрасистолия. Отличается наличием сокращений вне ритма. Возникает, когда между нормальными сокращениями сердца появляется внеочередной импульс – экстрасистола. Экстрасистолы могут быть множественными или единичными, появляться согласно определенному ритму или беспорядочно. Редкие единичные экстрасистолы не опасны и не требуют лечения. Однако при частых групповых внеочередных импульсах необходима диагностика и лечение патологии.
  • Мерцание предсердий. Беспорядочное быстрое сокращение разных участков предсердий, которое вызывает ускорение пульса. Такой вид аритмии в детском возрасте встречается чаще всего. Патология достаточно опасна и при отсутствии лечения вызывает сердечную недостаточность.
Читайте также  Лимфоцитов 41 в крови у ребенка

Симптомы сердечной аритмии у ребенка

Симптоматика сбоев сердечного ритма обладает разной спецификой и отличается у детей разных возрастных групп.

Аритмия у новорожденного ребенка может проявляться через:

  • бледность, синюшность кожи;
  • беспокойство грудничка без видимых причин;
  • отказ от приема пищи, сосания груди или бутылочки;
  • одышку;
  • незначительную прибавку в весе или ее отсутствие;
  • проблемы со сном, плач.

Аритмия у ребенка от 6 лет и старше очень часто не имеет симптомов. В таких случаях патологию обнаруживают при плановом медицинском осмотре. Лишь иногда у детей проявляются характерные симптомы заболевания:

  • чрезмерная утомляемость;
  • плохая реакция организма на физические нагрузки;
  • беспричинные обмороки, головокружения;
  • бледный кожный покров;
  • апатия либо повышенная возбудимость;
  • плохой аппетит;
  • болевые ощущения в области сердца.

Причины аритмии у детей

Детская нервная, вегетативная и иммунная системы еще не вошли в устойчивую стадию зрелости. Прежде чем синусовый узел, который отвечает за нормальный ритм, начнет генерировать правильные электрические импульсы для ритмичного сокращения сердечных камер, должны пройти годы. Только у подростков сердце начинает биться в таком ритме, как у взрослых – 60-80 ударов в минуту.

Самыми распространенными причинами аритмии сердца у детей являются:

  • пороки и аномалии сердца (врожденные или приобретенные);
  • воспалительные кардиопатологии (миокардит, эндокардит и др.);
  • тяжелое течение инфекционных или вирусных заболеваний и их осложнения (ангина, гепатит, дифтерия, интоксикация, пневмония, брюшной тиф);
  • артериальная гипертензия;
  • сбои нервной регуляции ритма (вегетососудистая дистония);
  • пролапс митрального клапана;
  • патологии центральной нервной системы;
  • злокачественные заболевания головного мозга;
  • гиперфункция щитовидки;
  • анемия;
  • наследственные болезни;
  • сложное течение родов, недоношенность;
  • быстрое развитие организма ребенка, при котором сердечно-сосудистая система не успевает за ростом костных и мышечных структур Источник:
    Скударнов Е.В., Баранова Н.В., Антропов Д.А., Дорохов Н.А. Структура и этиологические факторы аритмий сердца у новорожденных детей Российский вестник перинатологии и педиатрии №3, 2016, стр. 183 .

Чем опасно заболевание

В большинстве случаев аритмия сердца у ребенка обладает благоприятным прогнозом и протекает доброкачественно. Однако при любой форме болезни крайне важно следить за состоянием здоровья малыша, регулярно проводить профилактическое обследование и по решению врача проходить лечение.

При отсутствии грамотной и своевременной терапии патология в будущем может вызывать серьезные осложнения. Длительное течение заболевания пагубно сказывается на работе сердца и приводит к опасным последствиям.

Аритмия может стать причиной сердечной недостаточности и кардиомиопатии, которые несут опасность ранней инвалидизации и даже летального исхода. Повышает риск развития артериальной гипотонии, ишемии миокарда. Длительный приступ тахикардии может спровоцировать кардиогенный шок или острую сердечную недостаточность с отеком легких.

Кроме того, длительное хроническое течение патологии существенно ухудшает самочувствие ребенка. Качество жизни постепенно снижается, а постоянная усталость и апатия с годами только усиливаются Источник:
Дубовая А.В. Современные подходы к оценке качества жизни детей с аритмиями Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016; 61:5, стр. 75-81 .

Диагностика

Врачи выделяют несколько острых временных промежутков, когда особо обостряется возможность развития патологии. Зачастую аритмия у ребенка развивается в младенчестве, в 4-5 лет, в 7-8 лет, в 11-12 лет и в подростковом периоде. В эти возрастные интервалы происходят скачки роста. Поэтому проведение профилактической диагностики и кардиологического обследования в это время имеет особое значение, даже если симптомы болезни никак себя не проявляют.

Выявить отклонение и установить диагноз может только детский кардиолог или аритмолог. Изначально следует пройти консультацию у профильного специалиста, который:

  • изучит историю болезни маленького пациента;
  • проведет полный осмотр, сделает пальпацию, перкуссию и аускультацию;
  • назначит необходимую лабораторную и инструментальную диагностику.

Чтобы выявить заболевание и зафиксировать диагноз, доктор назначает:

  • Электрокардиографию (ЭКГ) – метод исследования сердца, который позволяет зарегистрировать электрическую сердечную деятельность.С его помощью врач выявляет отклонения ритма, определяет частоту сокращения мышцы.
  • Суточное мониторирование ЭКГ – изучение сердечной деятельности, которое проходит на протяжении суток. В сравнении с ЭКГ этот метод более точный. Позволяет зарегистрировать динамику ритма во время разных периодов жизнедеятельности ребенка: активности и сна.
  • Нагрузочные тесты – анализ активности сердца при разных по интенсивности физических нагрузках. Назначаются при подозрении аритмии сердца у ребенка в 3 года и старше.

Результаты диагностики позволяют кардиологу установить заболевание. Дополнительно врач может назначать процедуры, которые помогут выявить причины развития патологии:

  • Эхокардиография (ЭхоКГ) – изучение сердца с помощью ультразвука. С ее помощью можно обнаружить органические предпосылки развития аритмии: пороки, новообразования и др.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) – изучение электрической активности мозга. Назначается, если есть подозрение на связь патологии с отклонениями в работе головного мозга.
  • Рентгенография– исследование с помощью рентгеновских лучей. Позволяет обнаружить предпосылки аритмии, которые с работой сердца напрямую не связаны: болезни крупных сосудов, патологии позвоночника и др.

Лечение аритмии сердца у детей

После завершения обследования врач изучает результаты диагностических процедур и устанавливает диагноз. Только после этого специалист разрабатывает индивидуальный план терапии с учетом типа и степени развития болезни, ее продолжительности, наличия или отсутствия сопутствующих патологий, причины развития аритмии, возраста и общего самочувствия пациента, а также многих других факторов.

Комплексное лечение аритмии у детей предусматривает прием препаратов разного спектра действия: сосудистых, нейрометаболических, антиаритмических. Применяются также антиоксиданты и стабилизаторы клеточных мембран. Вид медикаментов, дозировку и продолжительность приема врач определяет индивидуально.

Помимо лекарственной терапии, назначаются также профилактические меры. Родители получают рекомендации, которые помогут ускорить выздоровление и стабилизацию сердечно-сосудистой системы ребенка:

  • уменьшение стрессов, эмоциональных перепадов;
  • здоровый сон и дневной отдых;
  • правильная диета, которая исключает прием жирной пищи;
  • нормализация и поддержка здоровой массы тела;
  • мониторинг уровня холестерина и глюкозы в крови;
  • регулярное проведение профилактического обследования Источник:
    Балыкова Л.А., Назарова И.С., Тишина А.Н. Лечение аритмий сердца у детей Практическая медицина №5 (53), сентябрь 2011, стр. 30-37. .

Лечение детской аритмии в «СМ-Клиника»

В наших медицинских центрах проводят комплексную диагностику и терапии сердечно-сосудистых патологий у маленьких пациентов. Обращаясь к «СМ-Клиника», вы можете быть уверены в том, что:

  • лечить ребенка будут квалифицированные кардиологи;
  • при необходимости к терапевтическому процессу привлекут смежных специалистов, которые обеспечат комплексный подход;
  • малыш пройдет обследование в современном диагностическом центре с прогрессивным оборудованием, которое выдает высокоточные результаты и исключает возможность получения ошибочных данных;
  • консультации и другие процедуры пройдут в четко назначенное время, без очередей и томительного ожидания.

Записывайтесь на консультацию по телефону или заполняйте форму обратной связи, и мы свяжемся с вами для подтверждения записи.

Подростковая замкнутость. Как поступить родителям?

Жизнь человека состоит из нескольких этапов развития. Подростковый возраст – один из самых сложных. Именно в это время ребенок критично относится к себе и к окружающим, у него понижается уверенность в себе, начинаются проблемы с самооценкой, и подросток замыкается в себе. Чаще всего подобное поведение является следствием одиночного травмирующего события или их серии.

Замкнутость подростка – одна из самых распространенных причин обращения к психологу или психотерапевту. До появления компьютеров и гаджетов с выходом в интернет ребенок просто замыкался в себе. Сейчас он скрывается от реального мира в виртуальном. Однако, причины подобного поведения остаются прежними.

Поведенческие сигналы

«Уход в себя» не происходит внезапно. Это результат долгого и незамеченного внутреннего конфликта. Ребенок начинает вести себя иначе, возникают сигналы, на которые необходимо обращать внимание:

1) подросток реже приходит к родителям «просто поговорить»;
2) пропадает интерес к увлечениям, подросток может перестать заниматься в кружке или секции;
3) общение с друзьями сводится к минимуму;
4) отсутствие интереса к событиям в семье;
5) может повыситься агрессивность, или же ребенок более не показывает эмоции родителям;
6) ухудшается успеваемость в школе, начинаются сложности с поведением.

Чем раньше сигналы будут замечены, тем проще исправить положение дел, и не позволить самоизоляции усугубиться.

Причины «ухода» в себя

Существует ряд ситуаций в жизни подростка, которые провоцируют замкнутость:

1) Любые сложности во взаимоотношениях родителей (ссоры, охлаждение отношений) могут привести к тому, что подросток начинает сомневаться собственной нужности для отца и матери.
2) Трудности в школе, конфликтные отношения со сверстниками или с учителями.
3) Безответная первая любовь.
4) Неуверенность в себе порождает страх быть осмеянным и униженным.
5) Увлечения, достигающие стадии маниакальности.
6) Свойственная подросткам критичность вынуждает их по-новому оценивать мир вокруг, и сделанные выводы часто разочаровывают.

Как быть, если ребенок «ушел в себя»

Первым делом нужно принять участие в проблеме, а не ждать, пока «пройдет само». Первое действие родителей – беседа с сыном или дочерью. Разговор должен быть построен предельно тактично, следует использовать доброжелательные, мягкие интонации. Основная цель – показать ребенку, что семья продолжает ценить его и искренне любить, что он важен для них. Убедить, что родные окажут ему любую помощь. Иногда подобная беседа проясняет причины замкнутого поведения, но чаще подростки все же не готовы сразу открываться перед взрослыми. Так же можете обратиться за помощью к детскому психологу.

Очень важно вовлечь ребенка во всевозможные совместные занятия, желательно подальше от компьютера. Это могут быть прогулки, туристические походы, поездки на велосипеде, семейные посещения кино и театров. Совместные занятия спортом в подобной ситуации также полезны.

Оставлять подростка в одиночестве не рекомендуется. Погрузившись в собственные мысли, он может прийти к неутешительным выводам о себе. Следует помнить, что ребенка терзают постоянные сомнения. Ему нужно помочь поверить в собственную ценность, напомнить, что плохое всегда проходит. Если у него есть заветная мечта, то необходимо начать помогать ему в достижении желаемой цели. Сначала красочными описаниями о том, что случится, когда она будет достигнута, потом, по возможности, и действиями.

Читайте также  Увеличение подчелюстных лимфоузлов у детей

Самое главное – это вернуть подростку уверенности в себе, помочь ему снова поверить в то, что он на многое способен, и в дальнейшем поддерживать в нем эту уверенность. Подростковая замкнутость – это результат отношения к какому-то событию, нанесшему психологическую травму. Как только отношение ребенка изменится, и сама ситуация начнет меняться к лучшему.

В больших семьях, где много детей, роль переговорщика можно доверить брату или сестре, с которыми подросток больше всего общается и кому доверяет. Если же он состоит на учете у невролога, то важно проконсультироваться с врачом – в этом случае причины замкнутости могут крыться не только в окружающем мире, но и в заболевании нервной системы.

В любом случае, происходящее нельзя оставлять без внимания. Чем раньше родители начнут предпринимать попытки к исправлению ситуации, тем быстрее будет разрешена проблема.

Диагностический инструментарий по выявлению тревожных состояний у несовершеннолетних

Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов. Возраст тестирования 10-15 лет.

Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья»

Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учеников одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необходимо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Опросник состоит из 26 утверждений. Возраст – подростковый.

3. Методика самооценки школьных ситуаций, разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша (1973)

Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выявляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межличностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по бальной шкале. Возраст – от 7 класса и старше.

4. Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера (State-TraitAnxietyInventory — STAI)

Шкала является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов. Возраст – начиная со школьного возраста.

5. Шкала тревожности Р.Сирса

Методика предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог. Состоит из 14 вопросов.

6. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов. Возраст – подростковый.

7. Шкала безнадежности (депрессии) А.Бека (англ. BeckHopelessnessInventory, сокр. BHI)

Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана А. Беком и группой его сотрудников в Центре Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. Состоит из 20 утверждений. Возраст – подростковый и взрослый.

8.Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Рисуночная методика оценки суицидального риска.

Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст – от 11 до 15 лет.

9. Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)

Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальные работники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальном состоянии. Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.

10. «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)

Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

По сравнению с другими одношкальными методиками так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в этом опроснике имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Состоит из 29 утверждений. Возраст – 8-11 класс.

11. Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций. Возраст – 5-11 класс.

12. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан).

Методика направлена на исследование базисных копинг-стратегий преодоления стресса. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Состоит из 33 утверждений. Возраст – подростковый и выше.

13. Патохарактерологический опросник (А.Е.Личко)

Разработан на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.

Также опросник используется при дифференциальной диагностике демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков. В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Возраст – 14-18 лет.

14. Тест фрустрационной толерантности (С.Розенцвейга)

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Материал теста состоит из серии рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Состоит из 24 рисунков. Возраст – детский вариант (4-13 лет), взрослый (с 15 лет), в интервале возможно использование как детской, так и взрослой версии теста. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.

15. Опросник агрессивности (Buss-DurkeyInventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник состоит из 75 утверждений. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

16. Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н.Собчик

Представляет собой адаптированный вариант цветового теста М.Люшера. Данный метод представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств.

Состоит из 8 цветовых таблиц. Возраст – младший школьник и выше.

17. Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина

Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Полученные психодиагностические данные помогут специалисту объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки.

Состоит из 56 незаконченных предложений, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Возраст – подростковый.

18. Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой.

Опросник, состоящий из 20 утверждений, разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях.

Методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск появления у него суицидального поведения. Полное тестирование с обработкой занимает 20–30 минут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: