Диагностика детей 5 6 лет математике

Диагностическое занятие по математике для детей 5–6 лет

Цель: Выявить уровень освоения элементарных математических знаний, развития логических приемов мышления, проявления самостоятельности в решении познавательных задач.

  1. Карточки на каждого ребенка. На одной карточке нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из шести кругов, на другой — их семи кругов.
  2. Две картинки — на одной нарисована цепочка из 6 кругов, на другой — из 7 кругов.
  3. Корзины с яблоками или предметами-заместителями на каждого ребенка, две корзины с яблоками.
  4. Альбомный лист с нарисованными контурами фигур четырехугольной и треугольной формы и наклеенными фигурами из цветного картона (размер должен совпадать с контурами фигур на альбомном листе).
  5. «Ворота» замка Кощея.

Воспитатель приглашает детей в путешествие, в сказку «Иван-царевич и серый волк».

— В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Царь своим царством-государством управлял, а Иван-царевич ему помогал — он на компьютере работал.

Так вот, однажды получает Иван-царевич сообщение: «Попала я в плен к Кощею. Помогите, освободите меня. Василиса Прекрасная».

Прочитал это Иван-царевич и, недолго думая, снарядился в путь — Василису Прекрасную из плена освобождать.

— Ребята, а мы отправляемся вслед за ним, вдруг помощь наша нужна будет. Долго ли, коротко ли он шел, но тут на пути ему встретился волк и говорит: «Пропущу я тебя, Иван-царевич, дальше только в том случае, если ты выполнишь мое задание. В нашей лесной школе висят две картины, на них нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из наибольших кругов (первая из 6, вторая из 7). Сколько всего кругов в одной у другой цепочке? В какой больше?» (Смотреть бланк обследования, задание №1).

— Ребята, поможем Ивану-царевичу быстро выполнить задание? (Раздаются карточки с заданием на каждого ребенка. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу). Волку понравилась правильно выполненная работа Ивана-царевича, он и говорит: «Хорошо, Иван-царевич. Теперь я тебе хочу помочь, садись на меня, так быстрее получится».

Довез волк Ивана-царевича до яблони, остановился и говорит: «Дальше я идти не могу, здесь владения Гусей-лебедей и Бабы-Яги». Попрощался и был таков. И вдруг видит Иван-царевич, что избушка на курьих ножках идет к яблоне, а в избушке сидит Баба-Яга. Ивану-царевичу она и говорит: «Я знаю, куда ты идешь. Но ты никогда не найдешь Василису Прекрасную, если не выполнишь задание яблони: видишь, под яблоней стоят две корзины. В эти корзины положили яблоки, в первую — 5 яблок, во вторую — 6 яблок. Что надо сделать, чтобы было поровну?». (Смотреть бланк обследования, задание №2).

— Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание, ведь ему надо торопиться. (На каждого ребенка выделяется корзина с яблоками, яблоки можно заменить предметами-заместителями. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу).

Баба-Яга осталась довольна работой и говорит: «Молодец, Иван-царевич. Подарю я тебе скатерть-самобранку. Может быть, и пригодится в дороге».

И пошел Иван-царевич дальше. А навстречу ему попались три медведя и спрашивают: «Куда путь держишь, Иван-царевич?». Рассказал он о беде Василисы Прекрасной, а Михайло Потапыч и говорит: «Да ты ж, какой маленький, куда тебе?». А Мишутка ему отвечает: «Какой же он маленький, он очень большой!» Задумался Иван-царевич.

— Ребята, помогите Ивану-царевичу разобраться, какой же он по отношению к Михайло Потапычу и к Мишутке. (Смотреть бланк обследования, задание №3). Дети отвечают, можно применить общий опрос детей.

Медведи остались довольны ответом Ивана-царевича и не стали задерживать его больше. Иван-царевич пошел дальше. Шел так долго, что даже проголодался. Вспомнил Иван-царевич про подарок Бабы-Яги, хлопнул в ладоши три раза, и появилась перед ним скатерть-самобранка, а на ней ничего нет, пусто. Скатерть тут и говорит: «Найди, Иван-царевич, мне лоскутки-заплатки четырехугольной и треугольной формы и, если скажешь, чем они отличаются друг от друга, то эти лоскутки-фигурки встанут на свои места и только тогда будет вкусный обед». (Смотреть бланк обследования, задание №4).

— Ребята, надо помочь Ивану-царевичу, а то без еды у него не будет сил и не дойдет он до Василисы Прекрасной. (На каждого ребенка выделяется «скатерть» и геометрические фигуры. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу, отвечают 2-3 ребенка, остальным предлагается вопрос «Кто согласен с ответом, а кто не согласен?»)

Пообедал Иван-царевич, поблагодарил скатерть-самобранку и пошел дальше. И вдруг увидел вдали замок Кощея. А у ворот стоит стража и не пропускает внутрь Ивана-царевича, говорят: «Пропустим, если выполнишь задание. Встань, Иван-царевич, так, чтобы ворота были справа от тебя». (Смотреть бланк обследования, задание №5). — Ребята, поможем Ивану-царевичу? (Дети выполняют. Можно применить метод-вопрос «Кто с этим не согласен?»)

Пропустила стража Ивана-царевича в замок. А кощей в это время отдыхал, телевизор смотрел. Увидел он Ивана-царевича и говорит: «Я с тобой сражаться не буду, знаю, что все равно ты победишь, я про это сказку по телевизору видел. Но ты должен помочь мне. Поможешь — отпущу с миром, нет — пеняй на себя, Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу. Слушай, не помню я, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?» (Смотреть бланк обследования, задание №6). — Ребята, надо обязательно выручить Ивана-царевича. (Дети выполняют. Можно применить метод голосования). «Ну, что, помог мне вспомнить дни недели, забирай Василису Прекрасную, а еще подарю вам ковер-самолет».

Вернулись Иван-царевич и Василиса Прекрасная домой и мы из сказки вернулись!

Фамилия, имя ребенка Месяц и год рождения Номер задания Всего баллов Примечание
1 2 3 4 5 6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Цель. Выявление уровня знаний о количественном счете и сравнении множеств.

Диагностика детей 5 6 лет математике

Уважаемые коллеги! Родители! Предлагаем вашему вниманию раздел сайта «Ди­агностика математических способностей», который будет Вам очень полезен:

в нем представлены планируемые результаты освоения программы;

содержание заданий тесно связано с образовательной программой «Ма­тематические ступеньки»;

методы, используемые для диагностики, позволяют получить не толь­ко информацию о знаниях, умениях и навыках, которыми овладел ребенок, но и уровень формирования универсальных предпосылок учеб­ной деятельности (умение слушать взрослого и выполнять его инст­рукцию, умение провести самоконтроль и самооценку выполненной работы).

Анализ полученных результатов позволит вам определить области, в кото­рых ребенок испытывает затруднения, и наметить способы их устранения.

Успешность обучения в школе не связана с наличием большого количе­ства знаний, умений и навыков, хотя это тоже важно.

Школьное обучение предъявляет требования не только к наличию у ре­бенка определенного запаса знаний, умений и навыков, но и к уровню раз­вития способностей, в данном случае математических.

Что же такое математика для дошкольника? Что такое математические способности в дошкольном возрасте, которые впоследствии станут базой ус­пешного обучения в школе?

Математика для дошкольника — это:

приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, простран­стве и времени;

ознакомление с математическими зависимостями и отношениями;

приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формирование навыка самоконтроля и самооценки;

овладение математической терминологией (число, цифра, больше—мень­ше, плюс, минус, равняется, геометрические фигуры, сантиметр);

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие графических навыков (написание цифр, рисование геометри­ческих фигур).

При этом целью обучения является не только ознакомление детей с мате­матическими представлениями, но и развитие у них математических спо­собностей.

Все эти задачи решаются в дошкольных образовательных учреждениях комплексно и систематически на занятиях по развитию математических представлений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребен­ка. Математические представления усваиваются ребенком и в процессе оз­накомления с окружающим миром, и во время игр в свободной деятельнос­ти. В дошкольном возрасте у ребенка начинают развиваться математичес­кие способности, которые включают в себя ряд частных способностей:

Способность к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки).

Способность к обратимости мыслительных процессов (к переходу от прямого к обратному движению мыслей: прямой и обратный счет, сложение и вычитание).

Способность к свертыванию математического рассуждения и соответ­ствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме).

Решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли ребенок спо­собности к данной деятельности или нет, является методика обучения.

В раздел включены разделы, которые были представлены в программе «Математические ступеньки»: количество и счет, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени и пространстве, логические задачи.

Внутри каждого раздела задания группируются по задачам, которые со­ставляют структуру математических способностей.

Подбирая диагностические задания (тесты), мы хотели, чтобы вы увиде­ли своего ребенка умным, талантливым, способным, а ребенок почувствовал свои силы, уверенность и готовность к обучению в школе.

КАК РАБОТАТЬ С МАТЕРИАЛАМИ САЙТА

Диагностика завершает работу по формированию элементарных матема­тических представлений.

Не спешите выполнить все задания с ребенком за один день. Если ребе­нок устал или ему неинтересно, прервитесь.

После выполнения каждого задания ребенком закрасьте шарик слева зе­леным цветом, если задание выполнено правильно, желтым — если он до­пустил неточности, красным — если задание не выполнено совсем.

Как только ребенок выполнит все задания, заполните таблицу. Для этого пересчитайте количество зеленых шариков с условными обозначениями и результаты впишите в графу таблицы «сколько по факту». Внизу под таблицей прочитайте оценки результатов.

Диагностическая работа по математике для детей 5 лет

5. hello_html_m74a13327.pnghello_html_17a868bf.png

hello_html_m7079842b.png

hello_html_29770942.png

7.

hello_html_m4938e3e8.jpg

9. hello_html_5540f6f0.pnghello_html_5540f6f0.pnghello_html_5540f6f0.pnghello_html_5540f6f0.pnghello_html_5540f6f0.pnghello_html_5540f6f0.pnghello_html_6c1a7979.pnghello_html_6c1a7979.pnghello_html_d1d2e0b.pnghello_html_d1d2e0b.pnghello_html_m5071f7b5.pnghello_html_m5071f7b5.png

hello_html_m5071f7b5.pnghello_html_m5071f7b5.pnghello_html_m5071f7b5.png

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

hello_html_m3cf20a0a.png

Диагностическая работа по математике (5 лет)

1. Нарисуй столько точек, сколько их должно быть нарисовано в пустых клеточках.

2. Рассмотри фигуры и разложи их по полочкам по какому- нибудь признаку, соединяя ниточками полочку и фигуру.

3. Возьми желтый карандаш и в левом верхнем углу нарисуй солнышко.

Возьми простой карандаш и в центре листа нарисуй домик.

Возьми зеленый карандаш и рядом с правой стороны домика нарисуй цветок.

Возьми синий карандаш и в правом нижнем углу нарисуй снежинку.

4. а) Внимательно рассмотри предметы в каждом ряду и нарисуй в прямоугольнике нужную фигуру.

б) Соедини линиями кружок, цифру и квадратик с одинаковым числом.

5. Сосчитай воздушные шарики каждого цвета и запиши получившиеся числа внизу рисунка в специальные клетки.

6. Раскрась справа-налево первый круг зеленым цветом, третий квадрат красным цветом, второй круг и второй квадрат синим цветом.

Раскрась слева-направо пятый круг желтым цветом, третий квадрат черным карандашом.

Все нераскрашенные фигуры раскрась простым карандашом.

7. Сосчитай, сколько нарисовано предметов.

В первом пустом квадрате нарисуй эти же предметы, но на один меньше.

В третьем – нарисуй столько же этих предметов.

В четвёртом – нарисуй эти же предметы, но на один больше.

8. Раскрась кольца пирамидки в такие цвета:

зелёным – верхнее кольцо

жёлтым – нижнее кольцо

синим — среднее кольцо

красным – между жёлтым и синим кольцами

оранжевым – между синим и зелёным кольцами

9. Сосчитай сколько предметов лежит на каждой тарелке. Соотнеси цифру и количество предметов. Соедини их ниточками.

10. Найди и раскрась красным цветом все треугольники, а синим – все круги.

Диагностика представлений и умений детей старшего возраста по разделу программы «Первые шаги в математику».

Высокий — Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.

Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина). Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.

Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.

Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий, этапность и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и этапность выполнения.

Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Средний — Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.

Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.

Имеет представления о временных и пространственных отношениях.

Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.

Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.

Низкий — Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел.

Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.

Методика обследования.

Методика N 1 — Выявление умений счёта.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 10.

Методика N 2 — Выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).

Методика N 3 — Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика N 4 — Выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 ёлочек и грибов.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (4), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (7).

Методика N 5 — Выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.

Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковь, картофель, огурец.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковь по счёту; а затем посчитать по порядку все овощи.

Методика N 6 — Выявление умений сравнивать две группы предметов.

Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика N 7 — Выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками — 0,5 см).

Инструкция к проведению. Воспитатель задаёт вопросы: Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.

Методика N 8 — Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал . Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению . Задаются следующие вопросы: Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.

Методика N 9 — Выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика N 10 — Выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, како день недели будет завтра.

Методика N 11 — Выявление умений классифицировать геометрические фигуры.

Материал. Набор блоков Дьенеша, обручи красного, зелёного, белого цвета.

Инструкция к проведению . Ребёнку сообщается правило: фигуры разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зелёного — все треугольники, а внутри белого — все большие. Далее ребёнку предлагается разложить фигуры в соответствии с правилом. После выполнения задания ребёнок должен рассказать, какими свойствами обладают фигуры, расположенные в обручах.

Методика N 12 — Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.

Материал. Карточки с изображением последовательности сервировки стола, кукольная посуда, предметы-заместители.

Инструкция к проведению . Ребёнку предлагается сервировать стол в соответствии с этапами сервировки, которые изображены на картинках, и рассказать о том, что ребёнок делает на каждом этапе.

Методика N 13 — Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.

Материал. Карточка с изображением человечков (См. «Математика от 3 до 7», стр. 133, игра «Кого не хватает?»).

Инструкция к проведению . Ребёнку предлагается поразмышлять и сказать, какого человечка не хватает.

Методика N 14 — Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.

Материал. Набор элементов «Вьетнамской игры».

Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается из элементов «Вьетнамской игры» придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.

Тесты для дошкольников при поступлении в школу: Математика

Тесты для дошкольников Математика

Предлагаемый онлайн тест позволит родителям определить, уровень готовности будущего первоклассника к обучению в школе. Задания соответствуют требованиям подготовки ребенка к школе и содержат упражнения и вопросы для дошкольника 6-7 лет по математике.

Что должен знать дошкольник перед 1 классом

Дошкольник — будущий первоклассник должен уметь применять знания, полученные в подготовительный период.

Дошкольник должен знать

  • цифры чисел от 1 до 10
  • название геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник
  • название линий: прямая, кривая, ломаная
  • математические знаки

Дошкольник должен уметь

  • вести прямой и обратный счёт, порядковый счёт в пределах десяти
  • ориентироваться по числовому ряду
  • сравнивать числа
  • соотносить цифру с количеством предметов
  • называть состав чисел первого десятка

Похожие материалы:

Детские кроссворды "Три богатыря и морской царь" онлайн бесплатно

Любите разгадывать детские кроссворды онлайн от портала «Чудо — Юдо»? Тогда вам сюда! Новый кроссворд «Три богатыря и морской царь» онлайн (бесплатно) ждет наших юных посетителей у себя в гостях! С нетерпением ждем ваших отзывов!

Кроссворды для детей онлайн "Всезнайка"

Разгадывайте кроссворды для детей онлайн бесплатно и без регистрации на нашем портале «Чудо — Юдо». В данном материале вы найдете кроссворд «Всезнайка», в котором ребенку необходимо будет ответить на 30 вопросов на различные темы и достичь 100%-ного результата.

Развивающая игра "Превращение слов"

Данная игра научит ребенка фонетическому превращению одних слов в другие. Игра поможет малышу понять, что всего одна буква в слове может совершенно изменить значение слова. Задания разделены на три типа: вставить нужные буквы, убрать одну букву, поменять букву.

Онлайн раскраска по цифрам "Мальчик с собачкой"

Ты любишь раскраски? Тогда раскрась этого мальчика со своим щенком. Щенок очень любит играться со своим маленьким хозяином. А твоя задача — сделать черно-белую картинку цветной. Нажимай на деталь — и она раскрасится! Но при этом нужно выполнять несложное правило — раскрашивать детали картинки нужно в строгом соответствии с цифрой на ней.

Онлайн раскраска по цифрам "Мышка"

Онлайн-раскраска по цифрам, в которой нужно раскрасить трудолюбивую мышку возле своего домика. Выбирайте справа от картинки цвет и ищите на картинке деталь с той цифрой, которая была на выбранном цвете. Нажимайте на деталь — и она раскрасится! Если выбран цвет не соответствующий цифре, то деталь не изменит цвета.

Веселая раскраска по цифрам "Русалочка Ариэль"

Здесь представлена раскраска онлайн по цифрам «Русалочка Ариэль» для детей от 3-х лет. В игре даются 6 цветов, каждый цвет под конкретной цифрой (от 1 до 6). В раскраске также обозначены цифры для каждой детали. Малыш должен руководствуясь цветами с цифрами раскрасить русалочку.

Загадки про сказочных героев для детей онлайн

Здесь вы можете разгадать обманки — загадки про сказочных героев в стихотворной форме онлайн. 15 загадок составлены таким образом, чтобы запутать вас, поэтому нужно быть предельно внимательными при их разгадывании. Из трех предоставленных вариантов ответов вы должны выбрать единственный верный. Ваша задача — набрать 100%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: