Диагностика детей 2 класс

Диагностика для второклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во втором классе ребята проходят данную диагностику, а мы с легкостью продолжаем мониторинг.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика для второклассников»

Методика изучения словесно — логического мышления.

Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе ‘школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий в приложении.

Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:

для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;

для 3 субтеста — 23 балла;

для 4 субтеста — 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:

100—75 баллов — высокий уровень развития;

74—50 баллов — средний уровень развития;

49—25 баллов — низкий уровень развития.

Представление и анализ индивидуальных данных. Подробный анализ индивидуальных данных возможен в рамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не только численный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился школьник.

Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.

Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрения владения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.

Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.

При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.

В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.

Представлениё и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:

Диагностика способностей учащихся 2 класса
тест по психологии на тему

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Диагностика способностей учащихся 2 класса

Методика 1. Общая ориентация и запас бытовых знаний.

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей – папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату или сестре? (если братьев и сестер нет, то он может назвать друзей).

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих родственников? (можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек, дедушек, родных братьев и сестер).

4. Как называется главный город в той области, где мы живем?

5. Как называется город и улица, где живут твои родственники или знакомые?

6. Каковы номер дома или квартиры, где живут твои тетя или дядя? (для правильного ответа необходимо назвать не менее четырех).

7. Каких животных ты знаешь, которые живут в лесу и как их называют? (для правильного ответа необходимо назвать не менее четырех).

8. В каком месяце появляются почки на деревьях, и в каком месяце начинают желтеть листья на деревьях?

9. В котором часу обычно возвращаются с работы твои мама и папа? (для правильного ответа достаточно указать только час).

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома (для правильного ответа необходимо назвать не менее трех разных приборов).

Методика 2. Методика на определение школьной мотивации
Инструкция: на каждый вопрос предлагается три варианта ответов, учащимся необходимо выбрать один, с которым они согласны.

  1. Тебе нравится в школе? (да, не очень, нет)
  2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома? (иду с радостью, бывает по-разному, чаще хочется остаться дома)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? (пошел бы в школу, не знаю, остался дома)
  4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? (не нравится, бывает по-разному, нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? (не хотел бы, не знаю, хотел бы)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (нет, не знаю, хотел бы)
  7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? (часто, редко, не рассказываю)
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? (мне нравится наш учитель, точно не знаю, хотел бы)
  9. У тебя в классе много друзей? (много, мало, нет друзей)
  10. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся, не очень, не нравятся)
Читайте также  Сколько спит грудничок в 3 месяца

Обработка результатов: за каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.

25-30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной.

10-14 баллов – негативное отношение к школе.

Методика 3. Изучение школьной тревожности.
Вопросы:
1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

3. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

4. Я всегда боюсь отвечать у доски.

5. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

6. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашних заданий.

8. Когда вечером я ложусь в постель, с тревогой думаю о том, что ждет меня завтра в школе.

9. Мне интересно в школе.

10. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл. Средний балл по каждой шкале — 3. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

1-я шкала — удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

2-я шкала — тревожность, связанная с учебным процессом.

Методика 4. Методика «Лестница»
Посмотрите на эту лестницу. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. На самой нижней ступеньке – самые плохие дети. Куда ты сам (сама) себя поставишь?
А как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама?

Анализ результатов: наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму».

Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лестницы, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Такие дети самые благополучные.

Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
— действительно благополучных,
— инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных пояснений),
— «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

Еще один вариант – дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама. Такая ситуация неблагополучна для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят.

Методика 5. Изучение памяти.
а) Логическая память.
Инструкция: «Послушайте внимательно пары слов и воспроизведите слова, которые стояли вторыми в паре в течение 2 минут».

Корова — молоко Петух – кричать
Щетка — зубы Чернила — тетрадь
Бабочка — муха Снег — зима
Паровоз — ехать Музыка – играет
Лампа – вечер Груша — компот

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее баллов — низкий

б) Зрительная память.
Предъявляется 20 изображений различных предметов. Потом дети воспроизводят их в течение двух минут (приложение).

Интерпретация:
80-100% — высокий уровень
60-70% — средний уровень
50% и менее – низкий уровень

в) Методика «Повторение цифр»

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их запиши. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание! Начали!»

1 серия: 2 серия:
3-8-6 6-1-2
3-4-1-7 6-1-5-8

Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при счете является показателем объема кратковременной памяти.

Возрастные нормативы:
5-7 лет: 3-5 единиц,

8-9 лет: 3-6 единицы (среднее значение – 4),

10-11 лет: 4-7 единиц (среднее значение – 5),

12-14 лет: 5-9 единиц (среднее значение – 7).

Методика 6. Изучение внимания.

а) Проба Мюнстерберга.
Инструкция: среди набранных букв спрятаны слова, отыщи их и подчеркни.

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл. Время – 4 минуты.
Интерпретация:
13-15 баллов – высокий уровень развития
10-12 баллов – средний
9 и менее баллов — низкий

б) Расставь значки .
Инструкция: расставь значки в таблице по образцу. Время – 2 минуты.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Психодиагностика психолога в школе Протоколы диагностики, обследований. Рекомендации Протоколы психодиагностического обследования учащихся 2 класса (образцы). Рекомендации педагогам по результатам обследования

Протоколы психодиагностического обследования учащихся 2 класса (образцы). Рекомендации педагогам по результатам обследования
Психодиагностика психолога в школе — Протоколы диагностики, обследований. Рекомендации

Протокол психодиагностического обследования учащихся 2 «_» класса

Цель диагностики: выявление интересов и склонностей ребенка младшего школьного возраста
Используемая методика: Карта интересов для младших школьников. Вопросы составлены в соответствии с условным деле­нием склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника;
* гуманитарная сфера;
* художественная деятельность; физкультура и спорт;
* коммуникативные интересы;
* природа и естествознание;
* домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Респонденты: учащиеся 2 «_» класса в количестве 20 человек.
Дата:13.10.2006

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие

ВЫВОДЫ:

В классном коллективе младших школьников на развитие их интересов влияет возраст, индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т.д.
Склонности большинства учащихся 2 «Г» класса достаточно разнообразны и имеют выраженный интерес (Таблица).
У ______________ наблюдается отсутствие выраженного интереса ко всем выделяемым сферам, что говорит о несформированности склонностей ребенка, а следовательно тормозит процесс развития способностей.
У ______________________________________ наблюдается обратная картина – у них наблюдается картина ярко выраженного интереса ко всем выделяемым сферам, что также говорит о несформированности определенных склонностей ребенка, отсутствии стержневого увлечения. Можно предположить, что такие интересы в основном ситуативны, ограниченны отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-либо особо эмоциональную ситуацию обучения (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией. Он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений. В структуре личности он не оставляет особого следа.

Рекомендации психолога по результатам проведенного диагностического обследования способностей и интересов 2 «_» КЛАССА:

  1. Использовать индивидуальный подход на уроке, преподносить материал в игровой форме для развития атмосферы творчества и заинтересованности.
  2. информировать ребят о многообразии мира человеческих увлечений.
  3. организовывать игры, занятия, способствующие активизации определенных интересов и склонностей детей.
  4. проводить воспитательные беседы с второклассниками на темы желаний и увлечений и того, как это может повлиять на их будущее.
  5. вовлекать учащихся в классные и внеклассные мероприятия в соответствии с их интересами и способностями.
  6. вовлекать учащихся в кружковую деятельность, способствующую развитию их способностей и интересов.

Протокол психодиагностического обследования учащихся 2 «_» класса

Цель диагностики: исследование школьной тревожности относительно учебных предметов.
Используемая методика: Анкета ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, позволяющая выявить соотношение позитивных и негативных чувств, испытываемых школьником на уроках ( Рус.яз., Матем., Чтение, Чел. и Мир, Бел.яз., Труд, Изо, Физ.-ра)
Кто проводил: студентка 4 курса ФСПиП Смариго Елена
Респонденты: учащиеся 2 «_» класса в количестве 22 человек.
Дата:11.10.2006

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие
выводы:

Методики диагностики самооценки

Методика лесенка

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: “Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!” Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Самооценка в детском возрасте находится в подвижном состоянии. И над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать.

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека, его отношения с окружающими, поэтому важно определить особенности самооценки человека и, если понадобиться, скорректировать их в зависимости от полученного результата

Помочь выявить уровень самооценки ребёнка, для того чтобы впоследствии помочь сформировать ему адекватную самооценку, даёт возможность использование различных методик:

  • методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)
  • методика «Лесенка» (по В.Г. Щур)
  • методика «Какой я?» ( Р.С. Немов)

Методика “Лесенка”

Беседа с ребенком начинается с разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке.

При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку.

Обработка и анализ результатов

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Благоприятная ситуация развития:

  • если ребенок считает себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки;
  • если ребенок ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кого-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;
  • если ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – это служит доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя;

Неблагоприятная ситуация развития:

  • положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) – отрицательное отношении к себе, неуверенность в собственных силах;
  • дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама.
  • на самую высокую ступеньку ребенка ставит друг, а не кто-то из близких;

Методика Лесенка для младших школьников

Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

У девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.

Изучение самооценки - методика Лесенка

Методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)

  1. Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) – хороший, плохой или средний ? (варианты : «Каким ты себя считаешь…? «По-твоему, какой ты – . Почему ты так думаешь?»).
  2. Почему ты не считаешь себя. (в зависимости от ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).
  3. Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же как и ты ? Как именно оценивают (что думают) ? Почему ты так думаешь? Облегченный вариант вопроса : «А мама тоже считает тебя хорошим («плохим», «средним» – в зависимости от ответа ребенка) ? «Почему ты так думаешь?» ( в зависимости от задач этот вопрос можно задать относительно оценки отца, бабушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер, сверстников и т.д.).
  4. Кто, по-твоему, думает о тебе )оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (Облегченный вариант вопроса такой же как предыдущий).
  5. Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?
  6. Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
  7. Что маме (папе и т.д.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  8. Что маме (папе и т.д.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  9. За что мама (папа и т.д.) тебя хвалят?
  10. За что мама (папа и т.д.) тебя: а) ругает ? б) наказывает?

Методика «Какой я?»

Пользуясь представленным далее протоколом, спрашиваем у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.

Методика Какой я

  • ответы типа «да» – 1 балл;
  • ответы типа «нет» – 0 баллов;
  • ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» – 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.

Выводы об уровне самооценки:

  • 10 баллов – очень высокий;
  • 8-9 баллов – высокий;
  • 4-7 баллов – средний;
  • 2-3 балла – низкий;
  • 0-1 балл – очень низкий.

А какие Вы используете методы для исследования самооценки младшего школьника?

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Ребенок с низким уровнем самооценки зачастую не может проявить себя, показать хорошие результаты. В большинстве своем низкий уровень самооценки у детей сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.

Наличие низкой самооценкой у детей нельзя оставлять без внимания, иначе в дальнейшем это может сыграть отрицательную роль в обучении и профессиональной деятельности

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Что такое надомное обучение и кому оно подойдёт

Юридически дети на надомном обучении находятся в контингенте школы и обладают теми же правами, что и ученики, которые посещают её очно. Школа выдаёт таким ребятам учебники, направляет учителей для проведения занятий, проводит для них аттестации. Получающие надомное обучение школьники могут посещать уроки и другие школьные мероприятия по согласованию с директором.

Кто может перейти на надомное обучение

В каждом регионе действуют свои законы, касающиеся обучения детей с ОВЗ. Как правило, надомное обучение организуется для детей-инвалидов, а также детей, имеющих временные или постоянные проблемы со здоровьем.

Решение о переводе на надомное обучение принимает врачебная комиссия. Основанием для этого может служить наличие у ребёнка:

  • злокачественных новообразований (онкологии);
  • заболеваний системы кровообращения (например, сердечной недостаточности I и II степени, нарушения свёртываемости крови);
  • заболеваний эндокринной системы (при сахарном диабете I типа и других);
  • психических расстройств и расстройств поведения (шизофрении, синдрома де ла Туретта и других);
  • заболеваний нервной системы (например, ДЦП, эпилепсии и прочих);
  • заболеваний глаз (глаукома, отслойка и разрывы сетчатки);
  • других серьёзных диагнозов.

Полный перечень заболеваний, служащих основанием для перехода на надомное обучение, зафиксирован в Приказе Министерства здравоохранения.

Как осуществляется надомное обучение

Организация надомного обучения, как правило, лежит на ближайшей к месту жительства ребёнка школе. Преподаватели приходят домой или в больницу, где лечится ребёнок. Родители при этом обязаны предоставить учителям доступ в квартиру или медучреждение и подготовить всё необходимое для учёбы: стол, учебники, специальные приспособления для письма или чтения, которые могут потребоваться ребёнку, и так далее.

Помимо педагогов-предметников, семья имеет право пользоваться услугами учителя-дефектолога, логопеда, психолога и других специалистов. Они даже могут принимать участие в процессе аттестации ребёнка.

Для каждого ученика-надомника составляется индивидуальный учебный план. Он разрабатывается с учётом медицинских рекомендаций и включает обязательный минимум практических и контрольных работ по каждому предмету.

В зависимости от состояния здоровья ребёнка возможны два варианта организации надомного обучения:

  • По общей программе. Дети получают знания по всем основным школьным предметам и проходят аттестации, как ученики, посещающие занятия в классах. По окончании обучения ребёнку выдаётся аттестат общего образца.
  • По вспомогательной программе. Если здоровье ребёнка не позволяют ему обучаться по общей программе, процесс обучения корректируется в индивидуальном порядке. Продолжительность занятий и количество тем может быть сокращено, процесс аттестации упрощён. По окончании школы ученик получает аттестат особого образца с отметкой об особенностях программы.

Программы надомного обучения обычно включают меньше учебных часов, чем в школе. Как правило, учебная нагрузка школьника-надомника составляет 8-12 часов в неделю.

Если здоровье ребёнка позволяет, учителя предпочитают охватывать несколько тем за один урок. Поэтому уроки на надомном обучении могут быть длиннее, при этом в день проводится, как правило, не больше трёх занятий.

<<Реальный опыт семейного обучения>>

Приказ №2 Минобрнауки России от 9 января 2014 года разрешает использование дистанционных технологий для надомного обучения. Но на практике они применяются редко, как правило, из-за нехватки финансирования и оборудования во многих школах.

Как перейти на надомное обучение

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, родителям необходимо:

  1. В медучреждении, где наблюдается ребёнок, получить заключение врачебной комиссии и выписку из истории развития ребёнка (форма 112).
  2. Предоставить эти документы в школу вместе с заявлением об организации для ребёнка надомного обучения.

Директор школы должен издать приказ, утверждающий:

  • перечень предметов,
  • количество часов обучения в неделю,
  • ответственный педагогический персонал,
  • место проведения обучения,
  • периодичность аттестации в течение года.

После этого родители должны получить журнал учёта занятий, в котором учителя смогут отмечать количество проведённых занятий и пройденные темы. Перед промежуточной аттестацией этот журнал необходимо будет сдать в школу.

Если особенности ребёнка не позволяют учиться по общей программе, администрация школы должна согласовать с родителями индивидуальную вспомогательную программу. Для этого издаётся отдельный приказ.

Ребёнок может быть переведён на надомное обучение в любом классе в течение всего учебного года. В случае выздоровления либо при отсутствии противопоказаний врачей, он может вернуться в школу и продолжить учиться в своём классе.

Плюсы и минусы надомного обучения

У надомного обучения есть ряд преимуществ:

  • Это бесплатно.
  • Можно не прерывать учебный процесс даже при длительном лечении или реабилитации.
  • Ребёнок остаётся в своём классе и сможет продолжить учиться с уже знакомыми учителями.

Но есть также и ряд серьёзных недостатков:

  • Материальная мотивация преподавателей за надомное обучение невысока. Иногда это приводит к тому, что некоторые педагоги относятся к своим обязанностям недобросовестно (например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение).
  • Иногда в учебный план не включаются такие предметы, как ИЗО, музыка или технология. Они не являются академическими, считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно.
  • В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками практически исключаются.
  • Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию. Как минимум один взрослый должен находиться дома во время занятий, чтобы впускать и выпускать учителей.

<<Форма семейного образования>>

Отличия надомного и семейно-домашнего обучения

Многие путают «надомное» и «семейное» обучение. Рассмотрим, в чём сходства и различия этих понятий.

Общим для надомного и семейного обучения является тот факт, что ребёнок получает образование вне стен школы.

При этом надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования — это способ наладить учебный процесс для ребёнка, который не может посещать школу. Ученик числится в контингенте школы, а за его образование отвечают назначенные учителя. Программа и расписание определяются учебным планом школы. А главное — без медицинских показаний перейти на надомное обучение нельзя.

Семейное образование — самостоятельная форма обучения, которая доступна всем желающим. Ребёнок прикрепляется к школе только на время прохождения аттестаций, и за качество его знаний отвечают родители. Семья может выбирать программу, методики обучения, составлять распорядок дня и задействовать любые образовательные ресурсы: репетиторов, онлайн-курсы и так далее.

Благодаря гибкости, семейное образование может стать эффективной альтернативой надомному. Ведь право учиться не посещая школу имеют все дети, вне зависимости от состояния здоровья, и для этого не требуются специальные разрешения. Достаточно известить о своём желании органы власти и выбрать школу для прохождения аттестаций.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» работает по дополнительной общеобразовательной программе. Учеником нашей школы может стать любой ребёнок, прошедший входное тестирование.

Расписание занятий достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Уроки начинаются не раньше 10 утра — можно выспаться и настроиться на учёбу. Занятия проходят в режиме онлайн, но если ребёнку требуются перерывы и более медленный темп подачи информации, их можно смотреть в записи или снизив скорость воспроизведения.

Домашние задания выполняются при помощи клавиатуры и компьютерной мыши. Для заполнения форм с развёрнутыми ответами можно пользоваться голосовым вводом или экранной клавиатурой.

Чтобы понять, подойдёт ли вашему ребёнку наш формат обучения, воспользуйтесь неделей бесплатного доступа. Вы сможете посмотреть записи занятий, порешать домашние задания и узнать, как устроена наша платформа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: